<< Пред.           стр. 8 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  Информационные ресурсы, не отнесенные к категории ограниченного доступа, собственником или владельцем которых является Мингосимущество России, имеют статус открытых и общедоступных. При организации доступа к информационным ресурсам ИАО ГС на Мингосимущество России возлагается:
 * установление порядка предоставления потребителям информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых при этом процедур;
 * обеспечение условий доступа потребителей к информации;
 * обеспечение соблюдения режима обработки и правил предоставления информации, установленных собственником этих информационных ресурсов в соответствии с законодательством РФ.
  Условия и правила доступа пользователей (потребителей) к информационным ресурсам, создаваемым в процессе функционирования ИАО ГС, должны устанавливаться в таких документах, как:
 * техническое задание на создание (модернизацию) ИАО ГС;
 * инструкция пользователю;
 * паспорт информационно-аналитического обеспечения или его подсистемы (компонента);
 * специальная организационно-распорядительная документация;
 * реестр информационных ресурсов и систем Мингосимущества РФ.
  Ответственность за нарушения установленных правил работы с информационными ресурсами несут пользователи информации, допустившие нарушения, а также подразделения, занимающиеся администрированием баз данных и другими видами обеспечения функционирования системы.
  Защита информации
  Защите подлежит документированная информация, утрата, искажение либо неправомерное обращение с которой может нанести серьезный ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу. Защита информационных ресурсов не является самоцелью и затраты на ее осуществление не должны превышать размеры возможного ущерба.
  Уровень и порядок защиты той части информационных ресурсов, которые отнесены к государственной тайне, определяются соответствующим законодательством. Уровень и порядок защиты конфиденциальной части информационных ресурсов устанавливаются и обеспечиваются собственником или владельцем соответствующей информации.
  Защита информационных ресурсов обеспечивается совокупностью организационных, программных и технических мер, направленных на достижение следующих целей защиты информации, находящейся в базах данных ИАО ГС:
 * предотвращение утраты, разрушения или искажения информации вследствие сбоев, отказов оборудования и иных аварийных ситуаций;
 * предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
 * предотвращение хищения или подделки информации;
 * предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и ИАО в целом;
 * обеспечение защиты государственной тайны, конфиденциальности документированной информации;
 * обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
 * обеспечение прав субъектов, участвующих в информационных процессах при функционировании ИАО ГС.
  Требования к мерам по обеспечению защиты информации должны определяться в технических заданиях на разработку (модернизацию) ИАО ГС или его компонентов. Неотъемлемой частью работ по защите информации должна быть оценка эффективности применяемых средств и методов защиты с учетом принятых при создании ИАО ГС технических решений.
  При этом целесообразно использовать весь комплекс основных мероприятий по обеспечению защиты информации, прежде всего:
 * организационные и программные меры, направленные на безусловное обеспечение сохранности больших массивов информации, восстановление которых может потребовать значительных усилий;
 * организационные и программные меры, направленные на минимизацию потерь при сбоях и отказах средств вычислительной техники (автоматическое сохранение с заданной периодичностью, распределение хранимой информации на различных носителях, двухфазная фиксация и журналирование транзакций, теневые серверы и т.д.);
 * организационные и программные меры, направленные на создание защищенных зон (выделение режимных помещений, категорирование применяемых технических средств и т.д.);
 * организационные и программные меры, направленные на разграничение доступа к информации (разработка правил работы с информацией, должностных инструкций, регистрация запросов к базам данных, рациональное управление потоками информации, постоянный мониторинг за состоянием системы защиты информации и попытками ее преодоления и т.д.);
 * шифрование наиболее важной информации.
  Обеспечение защиты информационных ресурсов не должно снижать заданный уровень основных функциональных характеристик информационно-аналитического обеспечения и его компонентов (прежде всего по надежности, быстродействию, эргономичности и т.д.), а также потребительских свойств информации.
 Организационно-нормативные акты, регламентирующие порядок создания ИАО ГС
  Общая организационная схема процесса формирования заказа на проведение работ по созданию ИАО ГС приведена на рис. 3.4.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.4. Организационная схема формирования заказа на проведение
 работ по информатизации Мингосимущества России
  При этом необходимо руководствоваться организационно-нормативными документами Мингосимущества России, основными из которых являются следующие:
  1. Положение о рабочей группе по вопросам информатизации и программно-технического обеспечения Мингосимущества России, утвержденное Приказом Мингосимущества РФ от 6.03.1998 г. №45.
  Это положение определяет состав и функции рабочей группы по вопросам информатизации и программно-технического обеспечения Мингосимущества России, ее права, обязанности и порядок деятельности.
  Рабочая группа является функциональным органом при заместителе Министра, курирующим вопросы информатизации и программно-технического обеспечения Мингосимущества России и в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. В ее состав входят:
 * руководитель рабочей группы;
 * заместитель руководителя рабочей группы;
 * секретарь рабочей группы;
 * члены рабочей группы.
  Членами рабочей группы могут быть уполномоченные представители структурных подразделений Мингосимущества России.
  2. Положение об уполномоченных лицах, ответственных за вопросы информатизации структурных подразделений Мингосимущества России, утвержденное Приказом Мингосимущества РФ от 6.03.1998 г. №45.
  Это положение определяет порядок назначения, основные функции, права и обязанности уполномоченных лиц, ответственных за вопросы информатизации структурных подразделений Мингосимущества России и его территориальных органов.
  Уполномоченные лица являются ответственными представителями структурных подразделений центрального аппарата Мингосимущества России и его территориальных органов. Они могут входить в рабочую группу по вопросам информатизации и программно-технического обеспечения Министерства.
  В своей деятельности уполномоченные лица руководствуются законами Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Мингосимущества России.
  3. Положение о порядке прохождения и финансирования заказов на создание и модернизацию информационных систем Мингосимущества России, утвержденное приказом Мингосимущества РФ от 10.03.1998 г. №47.
  Положение определяет:
 * порядок и процедуры формирования, финансирования и контроля за выполнением программ и планов работ по информатизации Мингосимущества России;
 * взаимоотношения должностных и юридических лиц, принимающих участие в создании, модернизации и эксплуатации информационных систем, подсистем и отдельных функциональных задач;
 * взаимоотношения должностных и юридических лиц, принимающих участие в поставке, монтаже и инсталяции средств вычислительной и организационной техники, телекоммуникационного оборудования, цифровых АТС, лицензионного и сертифицированного программного обеспечения и т.д.;
 * распределение прав владения и использования результатов выполненных работ по информатизации Мингосимущества России.
  Кроме того, положение определяет, что основными субъектами процесса информатизации Мингосимущества России являются:
  Государственный заказчик - Мингосимущество России;
 * рабочая группа по вопросам информатизации и программно-технического обеспечения;
 * заказчик проекта - территориальный орган Мингосимущества России, подведомственная или уполномоченная Министерством организация (предприятие), имеющая статус юридического лица;
 * пользователь - структурное подразделение Мингосимущества России, территориальный орган, подведомственная Мингосимуществу России организация, которым должны быть переданы в эксплуатацию программно-технические средства и(или) результаты завершенных работ по проекту;
 * уполномоченное лицо - ответственный представитель пользователя;
 * потребитель - структурное подразделение Мингосимущества России, его территориальный орган, а также любая другая организация, использующая результаты работ (продукцию) по завершенному проекту, но не являющаяся пользователем;
 * исполнитель - российское или иностранное предприятие любой формы собственности, действующее в установленном законе порядке и выполняющее на договорной основе работы по созданию, модернизации и эксплуатации информационных систем.
  4. Методические рекомендации по организации закупки средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, лицензионного и сертифицированного программного обеспечения и оргтехники для Мингосимущества России и его территориальных органов, утвержденные Приказом Мингосимущества РФ от 25.05.1998 г. №124.
  Рекомендации определяют:
 * права, обязанности и взаимоотношения должностных и юридических лиц, принимающих участие в заказе, поставке, монтаже и инсталяции средств вычислительной и организационной техники, телекоммуникационного оборудования, цифровых АТС, лицензионного и сертифицированного программного обеспечения;
 * порядок и процедуры размещения заказов на поставку программно-технических средств;
 * порядок и процедуры размещения заказов на строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с поставкой программно-технических средств;
 * порядок закупки и поставки программно-технических средств, в том числе путем проведения конкурсов, для нужд Мингосимущества России, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации.
  5. Методические рекомендации по организации конкурсов на право реализации проектных работ по созданию информационных систем для Мингосимущества России и его территориальных органов, утвержденные Приказом Мингосимущества РФ от 25.05.1998 г. №125.
  Рекомендации определяют:
 * порядок и процедуры размещения заказов на работы по созданию и модернизации информационных систем, подсистем, отдельных функциональных задач и комплексов задач;
 * права, обязанности и взаимоотношения должностных и юридических лиц, принимающих участие в заказе, реализации и внедрении проектов в промышленную эксплуатацию.
  6. Рекомендации по заключению договоров на проектные работы, закупку и сервисное обслуживание средств вычислительной техники, эксплуатацию информационных систем Мингосимущества России, утвержденные Приказом Мингосимущества РФ от 23.06.1998 г. №143.
  В документе приведены рекомендуемые формы договоров, связанных с проведением проектных работ и поставкой средств вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники и лицензионного программного обеспечения для нужд информатизации Мингосимущества России, его территориальных органов и подведомственных организаций.
  Для каждого типа договора приведены необходимые пояснения по порядку его разработки и согласования, указаны формы, состав и содержание приложений, которые должны являться неотъемлемыми частями данного типа договора.
 3.6. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  При разработке методического подхода к оценке затрат на создание ИАО ГС необходимо учитывать принципы, которые были положены в основу его создания (см. выше).
  Особенности объектов, подлежащих управлению, предполагают, что основным видом обрабатываемых в ИАО ГС данных будет технико-экономическая информация, которая, являясь одной из разновидностей информации, представляет собой отраженное разнообразие технических и экономических явлений и процессов. Ее специфической особенностью является отражение всей деятельности предприятия или организации через систему стоимостных, натуральных и иных показателей. Она в основной своей массе дискретна, что обусловлено ее формированием по мере свершения тех или иных фактов или явлений в процессе деятельности предприятий, и отражается в документах или других носителях информации. По своей природе экономическая информация цифровая или алфавитно-цифровая и соответственно отображается на носителях при помощи сравнительно ограниченного алфавита.
  Известно, что такая информация может рассматриваться на разных уровнях: синтаксическом, семантическом и прагматическом.
  Синтаксический уровень анализа информации позволяет абстрагироваться от ее смыслового содержания и степени полезности и рассматривает отношения и характер этих отношений между знаками системы данных. На этом уровне устанавливаются группы данных по определенным правилам, а также документы, информационные образования и т.п.
  На семантическом уровне анализируются смысловые характеристики информации с целью устранения многозначности, выявления синонимии и т.п. Изучение и обработка данных на семантическом уровне не предполагает анализа их ценности и полезности для принятия тех или иных решений, который составляет содержание прагматического уровня.
  На прагматическом уровне рассматриваются категории полезности и ценности информации для потребителя (заказчика) данных, частота использования семантических единиц в решении конкретных задач.
  Информационно-аналитическое обеспечение управления государственным имуществом, реализованное с учетом вышеизложенных требований, предполагает наличие организационной и программно-технической составляющих. Поэтому общие затраты на создание ИАО ГС (Sиао), как правило, выражаются в виде суммы:
 ,
  где:
  Sорг - затраты на создание организационных структур информационно-аналитического обеспечения;
  Sпр - затраты на проектирование ИАО ГС;
  Sпо - стоимость программного обеспечения, включая стоимость разработки специального программного обеспечения, создаваемого непосредственно в интересах ИАО ГС;
  Sтс - затраты на закупку технических средств, обеспечивающих функционирование информационно-аналитического обеспечения на всех уровнях иерархии;
  Sтк - стоимость системы телекоммуникаций, создаваемых специально или арендуемых для создания единой информационно-телекоммуникационной системы.
  Затраты на создание системы информационно-аналитического обеспечения могут быть оценены исходя из следующих основных предпосылок.
  1. С учетом иерархичности построения, ИАО ГС должно включать организационные единицы различного уровня сложности. Чем выше уровень иерархии элемента, чем он больше выполняет функций, тем больше требуется персонала, тем выше должна быть его квалификация.
  2. На нижних уровнях, как было определено ранее, ИАО ГС может быть интегрировано в информационные системы непосредственно предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности. Поскольку целевое предназначение этих информационных систем не связано напрямую с информационно-аналитическим обеспечением, а используется лишь как источник исходной информации, то в этом случае нет необходимости содержания специального обслуживающего персонала.
  3. Степень интегрированности внутренних информационных систем предприятий и организаций, относящихся к государственной собственности, в ИАО ГС определяется в зависимости от типа объекта государственной собственности, степени его зависимости от государства (доли государственного участия в нем). Чем выше такая интегрированность, тем меньше затрат требуется на создание ИАО.
  4. Для решения ряда информационных задач могут быть использованы существующие базы данных различных министерств и ведомств, например, Госкомстата России, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства юстиции Российской Федерации и т.д., финансируемых из государственного бюджета.
  5. Создание информационной инфраструктуры информационно-аналитического обеспечения может быть обеспечено частично за счет использования государственных систем коммуникации.
  Масштабность работ по созданию ИАО ГС определяется тем, что в настоящее время государство остается крупнейшим собственником в стране (см. раздел 1). Поэтому проблема оценки затрат на создание информационно-аналитического обеспечения, связывающего в единый контур управления такое большое количество разнородных объектов, может быть решена только в рамках специально выполняемого технико-экономического обоснования. В рамках же данной работы остановимся на основных положениях, которые должны быть положены при расчете основных составляющих затрат на создание ИАО ГС и которые могут быть использованы непосредственно при проведении технико-экономического обоснования.
  При определении затрат на создание организационных структур информационно-аналитического обеспечения Sорг необходимо исходить из следующего.
  С учетом задач, стоящих перед информационно-аналитическим обеспечением управления государственной собственностью, наиболее полная организационная структура должна быть на самом верхнем уровне ИАО ГС. Анализ накопленного в области эксплуатации информационных систем опыта показывает, что организационная структура центрального элемента ИАО ГС должна включать, как правило, следующие основные компоненты:
 * руководство;
 * группу сбора и обработки информации;
 * администрацию банка данных;
 * группу системных программистов;
 * группу прикладных программистов;
 * группу эксплуатации.
  Функциональная нагрузка этих подразделений, а следовательно, и количество сотрудников определяется процессом движения исходной информации, ее обобщения, подготовки и принятия управленческих решений. Этот процесс заключается в следующем.
  Группа сбора и обработки информации агрегирует предварительную информацию и после соответствующего анализа и контроля ее достоверности заполняет в соответствии с установленными в ИАО ГС требованиями базы данных. В результате этого формируется пакет формализованных данных, которые в виде определенной файловой структуры записываются на накопители и передаются в администрацию ИАО ГС.
  Администрация, по формализованной информации из отдельных баз данных, оценивает ее качество и соответствие требованиям ИАО ГС и вводит информационные массивы в соответствующие базы данных. После обработки этой информации образуется конечный продукт, называемый результатной информацией, которая служит целям непосредственного воздействия на принятие окончательного решения заказчиком этой информации (на прагматическо-семантическом уровне).
  Для обеспечения обработки информации администрация ИАО ГС выполняет следующие основные функции.
  1. Подготовка и поддержание системных программных средств. Администрация ИАО ГС должна отслеживать состояние дел в области систем управления базами данных (СУБД) и пакета прикладных программ (ППП), выбирать и приобретать программные средства, выполнять генерацию системы и проверку ее работоспособности, обеспечивать поддержание системных библиотек, выполнять работы по развитию системы.
  2. Создание и поддержание баз данных. К ним относятся: определение состава и проектирование структуры базы данных, описание ее на языке описания данных (ЯОД), обеспечение загрузки и поддержания в актуальном состоянии. Администрация ИАО ГС должна разрабатывать также технологические процессы обработки данных в базах данных.
  3. Обеспечение надежного функционирования системы. Администрация проверяет целостность баз данных, определяет контрольные точки, обеспечивает ведение журналов, получение копий, восстановление баз данных в случае сбоев.
  4. Управление эффективностью функционирования ИАО ГС. С этой целью администрация собирает и анализирует статистические данные о функционировании системы, выполняет реорганизацию, реструктуризацию и расширение системы.
  5. Организационно-методическая работа. Администрация ИАО ГС выбирает или создает методики проектирования баз данных, программного обеспечения, определяет экономическую эффективность ИАО и его цели в увязке с общими задачами и планами управления государственной собственностью, планирует этапы создания, очередность подключения пользователей, определяет регламент работы, а также ответственных за предоставление данных в систему.
  Как показывает опыт, наиболее существенной долей общих затрат являются затраты на проектирование ИАО ГС (Sпр). Обычно разработка сложных информационных сетей включает несколько основных этапов: предпроектную стадию, техническое проектирование, рабочее проектирование. В рамках этих стадий, по мере закупки или создания соответствующего программного обеспечения, формируется и составляющая затрат за счет стоимости программного обеспечения, включая стоимость разработки специального программного обеспечения, создаваемого непосредственно в интересах ИАО ГС (Sпо).
  Рассмотрим содержание основных этапов проектирования ИАО ГС.
  Предпроектная стадия создания предполагает определение экономической и системно-технической целесообразности создания ИАО ГС. Основными предпосылками при этом является целевое использование данных, обеспечение доступа к данным в интерактивном режиме, наличие информационных взаимосвязей и необходимость их поддержания в системе. Одной из проблем, которые необходимо решать на предпроектной стадии, является выбор СУБД. Для этого проводится триединый анализ имеющихся программных средств (источники: каталоги; техническая документация; научная литература - монографии, статьи, отчеты по НИР; проектная документация по информационным технологиям), требований заказчика и имеющихся ограничений.
  Выбор СУБД осуществляется в основном методом экспертных оценок, а эксперты представляют собой как разработчика, так и заказчика. После выбора СУБД определяется перечень компонентов программного обеспечения, которые необходимо создавать методами оригинального проектирования. СУБД и ППП окружения включают в себя программные средства внутримашинной организации данных и общения с базами данных в процессе функционирования ИАО ГС.
  Набор функций, выполняемых системным программным обеспечением, и уровень их реализации различаются для разных СУБД и, как следствие, различаются состав и характер конкретных работ, которые необходимо выполнить при проектировании в условиях конкретной СУБД. Проектирование программного обеспечения заключается в настройке системного программного обеспечения на конкретные условия, разработке оригинальных программных средств для реализации тех функций ИАО ГС которые не выполняются, системными средствами и взаимной увязке всех программных средств.
  Техническое проектирование. На стадии технического проектирования ИАО ГС одно из основных отличий от традиционного проектирования автоматизированных информационных систем заключается в изменении идеологии проектирования внутримашинного информационного обеспечения: вместо локальных массивов проектируется единая база данных. На этой стадии уточняется инфологическая модель. Далее определяется состав баз данных, строится даталогическая модель, определяются физические характеристики баз данных. Для пользователей на стадии технического проектирования определяются фрагменты баз данных, доступные каждому из них.
  При проектировании баз данных возникает необходимость в анализе большого объема информации, учете множества противоречивых требований, проведении всевозможных расчетов, принятии разнообразных решений. Проектирование БД в таких условиях требует хорошего знания предметной области, СУБД и других программных средств, а также методов организации данных, характеристик технических средств.
  Кроме проектирования баз данных, при разработке ИАО ГС необходимо создавать внешнее по отношению к банку информационное обеспечение: разрабатывать классификаторы с учетом требований СУБД, проектировать формы входных и выходных документов, изменять в случае необходимости документооборот, создавать загрузочные массивы, а в некоторых случаях - промежуточные массивы.
  Параллельно с проектированием информационного обеспечения производится установка и освоение СУБД и прикладного программного окружения. Особенности проектирования технологического процесса обусловлены ограничениями, которые накладывает СУБД на используемые технические средства и носители данных, и требованиями, которые предъявляет СУБД к упорядочению исходных данных, а также спецификой выполнения функций создания, ведения, реорганизации и реструктуризации БД, возможностью выполнения некоторых технологических операций средствами СУБД и др. В целом, к СУБД, предполагаемым к использованию в ИАО ГС, применимы следующие основные требования:
  1. Удовлетворение информационных потребностей пользователей.
  2. Обеспечение возможности работы с большими объемами информации.
  3. Поддержка заданного уровня достоверности хранимой информации и ее непротиворечивости.
  4. Осуществление доступа к данным только пользователей имеющих на это полномочия.
  5. Обеспечение возможности поиска информации по любой требуемой группе признаков.
  6. Соответствие заданным требованиям по производительности.
  7. Возможность реорганизации и расширения при изменении границ предметной области.
  8. Обеспечение выдачи информации в форме, удобной для восприятия.
  9. Простота использования.
  10. Возможность обслуживания нескольких (не обязательно одновременно) пользователей.
  Таким образом, СУБД - это программный продукт, обеспечивающий централизованное управление данными в рамках человеко-машинной системы. Эту систему можно рассматривать как надстройку над средствами управления данными (файловой системой) операционной системы. Целесообразность централизованного управления данными состоят в следующих преимуществах:
  1. Сокращается избыточность в хранении данных.
  2. Поддерживается целостность и непротиворечивость данных.
  3. Многоаспектность использования данных, то есть поддержка новых приложений на основе уже имеющихся данных.
  4. Комплексная оптимизация хранения и использования данных.
  5. Стандартизация и унификация способов хранения данных.
  6. Разграничение доступа к данным различных групп пользователей.
  Необходимо также уяснить, что в зависимости от стадии жизненного цикла, СУБД ИАО ГС выполняет одну из следующих двух функций: формирование баз данных, включая их модификацию (на стадиях создания, реструктуризации или реорганизации); обработку данных (на стадии эксплуатации).
  Развитые СУБД обеспечивают независимость прикладных программ, к ним обращающихся, от конкретной организации данных. Это позволяет реорганизовывать данные без глобальной модернизации соответствующих программ. Указанная независимость реализуется, как правило, в результате того, что СУБД поддерживает следующие три уровня представления данных: физический, логический и концептуальный. Физический уровень определяет форматы размещения данных (логических записей) на внешних носителях информации. Логический уровень является промежуточным и описывает взаимосвязи между логическими записями. Концептуальный уровень определяет структуру баз данных в терминах объектов предметной области и отношений между ними.
  При этом концептуальный уровень является внешним, а физический и логический - внутренними. Каждый уровень описывается соответствующей схемой базы данных. СУБД обеспечивает преобразование (отображение) данных одного уровня в данные другого уровня. Изменение одного из внутренних уровней не влияет на прикладные программы. Для представления данных в развитых СУБД на концептуальном уровне применяются различные модели данных. Под моделью данных понимают формализм (формальную систему), используемый для представления данных. Известны такие модели данных: иерархическая; сетевая; реляционная.
  В иерархической модели объекты предметной области представляются узлами (вершинами), а отношения между ними - дугами, связывающими вершины, причем получившийся в результате такого отображения граф должен удовлетворять ограничениям, налагаемым на деревья. Иерархическая модель характеризуется:
 * недостаточной простотой;
 * неоднородностью, затрудняющей манипулирование данными;
 * отсутствием строгой математической основы;
 * высокой эффективностью, ведущей к увеличению скорости манипулирования данными;
 * неполнотой, так как не любая предметная область может быть представлена в этой модели;
 * неравноправием между данными вследствие того, что одни из них должны быть жестко подчинены другим (то есть ассиметрией отношений);
 * сложностью обновления БД.
  Часть недостатков этой модели устраняется в сетевой модели данных, которая является обобщением иерархической модели за счет того, что предметная область может представляться графом произвольного вида. Сетевой модели присущи следующие основные свойства: сложность, неоднородность, отсутствие строгой математической основы, невысокая эффективность, полнота, равноправие между данными, сложность обновления БД.
  В основе реляционной модели данных (Relation - отношение) лежит понятие отношения между объектами предметной области, а сами отношения представляются таблицами. БД при этом представляет собой совокупность таблиц. Реляционная модель обладает следующими основными свойствами:
 * простота;
 * однородность (единообразие) представления данных, что облегчает их обработку;
 * наличие строгой и стройной математической основы, что позволяет создавать реляционно полные как процедурные (базирующиеся на реляционной алгебре), так и декларативные (опирающиеся на реляционное исчисление) языки манипулирования данными;
 * низкая эффективность вследствие разобщенности семантически взаимосвязанных данных;
 * полнота;
 * равноправие между данными;
 * легкость обновления данных.
  В связи со сложностью проблемы создания ИАО ГС целесообразно предусматривать моделирование или создание его по частям. При проектировании ИАО ГС используются разные средства и методы моделирования. Чаще всего для моделирования употребляются средства, ориентированные на конкретную СУБД. Это могут быть как аналитические, так и статистические (физические) модели. Главная трудность использования аналитических моделей обусловлена сложностью моделируемой системы, что не позволяет адекватно представить ее в математической модели. Множество же упрощающих предположений снижает ценность получаемых результатов.
  Суть статистического моделирования заключается в том, что генерируются модельные экземпляры данных и производится загрузка ими баз данных ИАО ГС. Далее генерируется поток запросов, который обрабатывается этой моделью в среде реальной СУБД. При этом средства модели обеспечивают сбор и накопление соответствующей статистики. Статистическое моделирование широко применяется в практике проектирования. Одно из основных его преимуществ - точность оценки. Основные недостатки этого метода: возможность применения его только на поздних этапах проектирования, большой расход ресурсов, недостаточная гибкость.
  На стадии технического проектирования разрабатываются процедуры, входящие в сферу деятельности пользователей и Службы администрации в условиях функционирования ИАО ГС, структурные схемы, отражающие взаимодействие подразделений и должностных лиц с базами данных.
  Рабочее проектирование. На стадии рабочего проектирования осуществляется генерация схем и подсхем, создаются программные средства ИАО ГС, разрабатываемые путем индивидуального проектирования, осуществляется многоцелевое тестирование баз данных.
  ИАО ГС является динамической системой и с вводом его в эксплуатацию обычно не заканчиваются работы по проектированию. В него может быть включена подсистема анализа функционирования, которая в некоторых случаях выявляет целесообразность реструктуризации ИАО, необходимость подключения новых пользователей, подготовки новых управленческих решений, предоставление пользователям новых режимов работы с базами данных.
  Непосредственная работа должностных лиц по управлению объектами государственной собственности с информационно-аналитическим обеспечением будет осуществляться на автоматизированных рабочих местах (АРМ), создаваемых для различных иерархических уровней системы управления государственной собственности.
  Современные персональные компьютеры дают возможность построения систем ИАО нового типа, отличающихся, с одной стороны, разнообразием средств отображения информации, с другой - интеграцией этих средств и обеспечением максимального удобства и простоты работы пользователей, не обладающих специальной подготовкой. Поэтому основу АРМ и должны составить персональные компьютеры с соответствующим периферийным оборудованием. Затраты на закупку этих средств и составят основную часть стоимости технических средств Sтс.
  Работы по созданию удобных для пользователей автоматизированных рабочих мест основываются на подборе более подходящих моделей человеко-машинного взаимодействия, учете особенностей определенных сфер применения автоматизированных систем. Общими чертами интегрированной системы, которая может служить основой для построения АРМ, являются удобный ввод проблемно-ориентированной информации; быстрый доступ к ранее введенной информации; формирование и обработка документов сложной структуры; создание удобной системы вывода.
  Интеграция в рассматриваемой системе должна проявляться, во-первых, в том, что все программные компоненты системы взаимно согласованы и могут обмениваться информацией друг с другом. Во-вторых, должен обеспечиваться единый стиль взаимодействия пользователя с автоматизированной системой, который предусматривает минимум манипуляций на клавиатуре, единообразное и наглядное отображение информации, простое управление ходом диалога, быстрое переключение между различными функциональными компонентами системы.
  Концепция построения такой системы лежит в основе современных разработок, которые используют объектно-ориентированный подход. Сущность его состоит в том, что каждая логически замкнутая информационная единица трактуется как отдельный объект, который может рассматриваться пользователем с разных точек зрения. Одни объекты представляются естественнее всего как таблицы или строки в них, другие - как текстовые документы, третьи - как графические изображения.
  Как показал анализ отечественного и зарубежного опытов, действительная автоматизация предполагает:
 * приближение компьютера к рабочему месту пользователя;
 * оснащение рабочего места привычными, удачными и надежными средствами;
 * реализацию программ, позволяющих работать в циклах, просматривать различные массивы данных и вырабатывать решения;
 * устранение рутинных операций в процессе выпуска результатной документации и проведения громоздких вычислений;
 * обеспечение высокой реактивности системы на запросы или задания оператора;
 * представление возможности легкого доступа к АРМ (определенному кругу лиц), возможности прерывания работы с сохранением ранее созданной информации, сохранения промежуточных вариантов решения.
  Однако выполнение возлагаемых на АРМ функций возможно только при наличии соответствующего программного обеспечения. Выделим некоторую группу проблем, решение которых требуется в интересах создания соответствующего программного обеспечения:
 * разработка единой структуры данных, совместимых по внутримашинным возможностям;
 * создание информационной базы данных, релевантной решаемой задаче и совместимой по структуре с СУБД;
 * разработка простого языка общения "запрос - ответ", основные синтаксические правила которого являются постоянными относительно различных прикладных программ (с возможностью расширения в необходимых случаях с сохранением основных синтаксических правил построения фраз);
 * реализация функциональных модулей.
  Проблемная ориентация АРМ осуществляется прикладными программами. При этом успех внедрения и эффективность той или иной прикладной диалоговой задачи определяется как уровнем алгоритмической проработки способов решения прикладной задачи, так и, в значительной степени, учетом возможностей и составом технических средств, операционной системы, вспомогательных и сервисных утилит, выбором конкретной СУБД, расшивкой "узких мест" языками программирования, а также учетом инженерно-психологических особенностей различных групп пользователей. Именно это и определяет затраты на закупку технических средств, обеспечивающих функционирование информационно-аналитического обеспечения на всех уровнях иерархии.
  При разработке АРМ в первую очередь возникают проблемы правильного выбора состава и соотношения аппаратурной части комплекса и его совместимости с программным обеспечением, которое фактически и должно определять виды основных технических средств, предполагаемых для укомплектования автоматизированных рабочих мест различных иерархических уровней управления государственной собственностью, а именно:
 * компьютеры, обеспечивающие непосредственную работу программного обеспечения;
 * принтеры, позволяющие подготавливать необходимые документы, предусмотренные технологией работы ИАО ГС;
 * стримеры, предназначенные, прежде всего, для хранения на кассете стримера копии всей информации с соответствующего винчестера и позволяющие восстановить информацию в случае форсмажорных обстоятельств (отключение питания, пожар, повреждение компьютера механическим путем и т.п.);
 * сканеры, позволяющие вводить в компьютер образы изображений, представленных в виде текста, рисунков, фотографий или другой графической информации;
 * источники бесперебойного питания, позволяющие сохранить работоспособность технического оборудования в случае сбоя в подаче электропитания.
  В связи с высокими темпами обновления компьютерной техники, дать практические рекомендации по выбору конкретных типов технического оборудования невозможно, поскольку примерно через каждые 8 месяцев появляются новые, более совершенные модели. Важно, чтобы при выборе технического обеспечения выполнялось одно из основных условий работы ИАО ГС - безусловная сохранность информации. Это обусловлено тем, что по некоторым оценкам, в случае серьезного использования компьютера, через три-четыре месяца ввода в эксплуатацию баз данных стоимость данных в них начинает превышать стоимость самого компьютера.
  В настоящее время в Мингосимуществе России, при решении задач комплектования органов управления вычислительной техникой основным направлением стала закупка ее полными комплектами /74/. Поставленный комплект - это не только три современных высокопроизводительных компьютера, это еще и сетевая технология, это единая технология обработки данных и это, наконец, единое информационное пространство.
  Что касается затрат на системы телекоммуникаций, создаваемых специально или арендуемых для создания единой информационно-телекомуникационной системы (Sтк), то они определяются выбранной стратегией создания ИАО ГС: создание специальных, использование существующих государственных и коммерческих (например, Интернет), создание специальных дополнений к существующим телекоммуникациям.
  В отношении локальных вычислительных сетей (ЛВС) простейшим вариантом, обеспечивающим снижение затрат на их создание в территориальных органах Мингосимущества России, может быть создание одноранговой ЛВС на основе возможностей, имеющихся в операционных системах не ниже Windows 95. Для этого требуется всего лишь современный компьютер, недорогой сетевой кабель и коннекторы. В то же время при этом станет возможным коллективное использование принтеров и другого периферийного оборудования, что в свою очередь позволит снизить затраты на создание ИАО ГС.
  В заключение напомним, что исходной информацией для выработки с помощью ИАО ГС рекомендаций по вопросам управления государственной собственностью являются сведения о финансово-хозяйственной деятельности объектов управления, их экономическом и технико-технологическом состоянии, формах собственности и ведомственной принадлежности, трудовых ресурсах (кадровом обеспечении) и т.д.
  Большинство этих сведений может быть получено путем переработки исходной (первичной) информации с использованием инструментов, используемых при управлении, таких как экономический анализ, аудит и оценка объектов государственной собственности, контроль процесса управления государственной собственностью, анализ обеспеченности органов управления квалифицированными кадрами и др.
  Для этого необходимо иметь соответствующее методическое обеспечение, составляющее основу аналитической составляющей информационно-аналитического обеспечения системы управления государственной собственностью. Методические основы, которые могут составить фундамент такого обеспечения, рассмотрены в следующем разделе.
 
 
  "Экономический анализ - выведение экономических закономерностей из соответствующих фактов экономической действительности, разложение экономики на отдельные части, именуемые экономическими категориями, и их анализ"
  "Аудит - финансовый анализ, бухгалтерский учет, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций, фирм, акционерных обществ), проводимые независимыми аудиторами, службами квалифицированных специалистов (аудиторскими службами)"
  Современный экономический словарь. М., Инфра-М, 1997. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
 4.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
  Экономический анализ с научной точки зрения представляет собой систему специальных знаний, связанную с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, обоснованием бизнес-планов и объективной оценкой их выполнения, выявлением положительных и отрицательных факторов экономических процессов, раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, принятием оптимальных управленческих решений /3/.
  Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы предприятий и корпораций (ассоциаций, концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и т.д.), социально-экономическая эффективность и конечные финансово-экономические результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение через систему экономических данных.
  Становление экономического анализа в России как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний.
  Первым из них является практическая потребность: рыночные отношения, деятельность по управлению государственным имуществом, профессиональная маркетинговая деятельность, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансово-экономические результаты.
  Второе условие связано с развитием самой науки, по мере развития которой происходит ее дифференциация. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук.
  Отдельные формы экономического анализа были присущи прежде всего учетным наукам (балансоведению, статистике, бухгалтерскому учету и др.). Однако по мере углубления экономической деятельности предприятий (корпораций) возникла необходимость выделения экономического анализа как отдельной системы знаний, поскольку учетные дисциплины перестали удовлетворять требованиям практики. Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, способы и приемы исследований, присущие статистике, планированию, математике, бухгалтерскому учету и другим наукам.
  Процесс дифференциации экономической науки, помимо всего прочего, способствовал выделению таких специальных дисциплин, как маркетинг, менеджмент, планирование, бухгалтерский учет, экономическая кибернетика, статистика и др.
  В /3/ показано, что взаимосвязь экономических наук может быть представлена в виде схемы (рис. 4.1). При этом четко выраженных границ между экономическим анализом и специальными дисциплинами нет. Наиболее тесно экономический анализ связан с бухгалтерским учетом, являющимся основным источником информации (до 70%) о финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, и статистикой, являющейся также информационной базой и арсеналом математических методов, аналитических способов и приемов, используемых экономическим анализом.
  В настоящее время актуальной задачей является дальнейшее совершенствование управления во всех сферах экономики: национальным хозяйством в целом, его отраслями, корпорациями, предприятиями, государственным имуществом. Управление в любой сфере отличается многоаспектностью функций и элементов. В качестве его слагаемых выступают планирование, организация, регулирование (координация), стимулирование, контроль.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 4.1. Взаимосвязь экономических наук и дисциплин
  Основными принципами управления являются: конкретность и оперативность руководства, индивидуальная ответственность, объективность и научная обоснованность принимаемых решений.
  Перечисленные функции и принципы управления в той или иной мере связаны с экономическим анализом. Теория принятия управленческих решений исходит из многовариантности, неопределенности, влияния дополнительных факторов на каждый вариант решения и др. Принятое решение требует разработки возможных направлений действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов.
  При аналитической обработке информации в процессе экономического анализа применяется ряд методов, способов, подходов и приемов, обусловливающих его специфичность.
  Во-первых, это системный, комплексный подход. Финансово-хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренние сложные единства, состоящие из взаимосвязанных элементов. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов, присущих как ему, так и другим наукам - математике, статистике, экономической кибернетике, бухгалтерскому учету, менеджменту и др.
  Способы и приемы экономического анализа условно делятся на две группы /3/: традиционные и математические.
  К традиционным способам и приемам относят использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.
  Без абсолютных величин в экономическом анализе обойтись невозможно. Но если в бухгалтерском учете они являются основным измерителем, то в экономическом анализе абсолютные величины используются, как правило, в качестве базы для исчисления средних и относительных. Относительные величины применяются при анализе явлений динамики, изучении показателей структурного порядка интенсивности. Большое значение в экономическом анализе имеют средние величины, используемые при обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов; при переходе от единичного к общему, от случайного - к закономерному; при сравнении изучаемого признака; при оценке изменения варьирующего показателя во времени и т.п.
  Сравнение - наиболее распространенный способ анализа, производимый в нескольких формах: сравнение с планом, с прошлым, с лучшим, со средними показателями.
  Группировка является неотъемлемой частью любого экономического исследования и позволяет изучать те или иные экономические явления в их взаимосвязи, выявлять влияние наиболее существенных факторов. Группировки предполагают определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов их обусловливающих. Они подразделяются на типологические, структурные, аналитические и в виде таблиц.
  Типологические группировки используются для изучения однородных предприятий (корпораций) и однотипных видов производств.
  Структурные группировки используются при изучении состава предприятий (корпораций) и структуры выпускаемой ими продукции.
  Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами и показателями. Они охватывают, по существу, типологические и структурные группировки.
  Групповые таблицы строят как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинированные группировки).
  Индексный метод основан на относительных показателях, выражающих отношения уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятого в качестве базового. Индексным методом можно выявлять влияние на изучаемый показатель различных факторов. Известно несколько форм индексов: агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.
  Агрегатную форму индекса можно использовать для решения классической аналитической задачи, например, определения влияния на объемы произведенной или реализованной продукции факторов количества и цен. Динамика оборота по реализации промышленной продукции должна характеризоваться временными рядами, построенными за несколько прошедших лет, с учетом изменения цен.
  Метод цепных перестановок используется для определения влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель в случаях, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер: в виде прямой или обратной зависимости.
  Балансовый метод широко применяется в бухгалтерском учете, статистике, планировании и при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий (корпораций). В частности, на предприятиях этот метод используется при анализе использования рабочего времени, производственного оборудования; движения сырья, готовой продукции; финансового положения.
  Использование математических методов в экономическом анализе - одно из направлений его совершенствования, обеспечивающее повышение эффективности анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (корпораций) за счет сокращения сроков анализа, более полного охвата влияния факторов на результаты деятельности, точных вычислений, решения многомерных задач и т.п.
  На рис. 4.2. представлена примерная классификация экономико-математических методов экономического анализа, которые могут быть использованы в системе управления государственной собственностью.
  По признаку оптимальности все экономико-математические методы делятся на оптимизационные и неоптимизационные. При этом если метод позволяет находить решение по заданному критерию оптимальности, то он относится к оптимизационным.
  По признаку точности решения указанные методы подразделяются на точные, если соответствующий алгоритм позволяет получить только единственное решение по заданному критерию оптимальности или без него, и приближенные, когда при поиске решения используется стохастическая информация и решение можно получить с любой степенью точности.
  Большое значение в анализе производственной и финансово-хозяйственной деятельности имеют так называемые балансовые и факторные методы.
  Балансовые методы - это методы анализа структуры, пропорций и соотношений.
  При прямом факторном анализе выявляются отдельные факторы, влияющие на результативные показатели, устанавливаются формы детерминированной или стохастической зависимости между результативным показателем и набором факторов, выясняется роль отдельных факторов в изменении результативного показателя.
  Если ставится задача увязать ряд экономических характеристик, т.е. построить функцию, содержащую в себе основное качество всех рассматриваемых аргументов (факторов) - задача синтеза, то это обратная задача факторного анализа.
  В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления.
  Функции управления - это особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Они подразделяются на главные (общие) функции, отражающие содержание самого процесса управления, и специфические, отражающие особенности различных объектов управления.
 
 Рис. 4.2
 
 Взаимосвязь общих и специфических функций управления государственной собственностью состоит в том, что общие функции не могут выполняться сами по себе, без приложения к какому-либо объекту управления, а любая специфическая функция управления каким-либо объектом может быть осуществлена только с помощью общих функций.
  К общим (головным), или как их иногда называют, основным, функциям можно отнести /3/:
 * информационное обеспечение управления (сбор, обработка и упорядочение исходной информацией об объектах управления, экономических явлениях и процессах);
 * анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основе научно-обоснованных критериев);
 * планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономического развития объектов управления);
 * организация управления (организация эффективного функционирования элементов хозяйственного механизма объекта управления в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов);
 * контроль (контроль за выполнением бизнес-планов и управленческих решений).
  Первые две общие функции отражают технологические этапы управления, которые сводятся к информационному и аналитическому обеспечению процесса принятия решений.
  Само принятие решений осуществляется в виде функций управления, отражающих временные этапы управления: планирование, организация управления и контроль. Следовательно, экономический анализ и другие виды управленческой деятельности, отражающие первую функцию (бухгалтерский учет, статистика) являются такими функциями управления, которые присущи другим общим и специфическим функциям управления.
  По содержанию процесса управления выделяют перспективный (прогнозный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период. Такая классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления: этап предварительного управления (функция планирования), этап оперативного управления (функция оперативного управления), заключительный этап управления (функция контроля). Все эти три вида экономического анализа присущи процессу управления государственной собственностью.
  В зависимости от характера объектов управления экономический анализ классифицируется на виды, отражающие:

<< Пред.           стр. 8 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу