<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 * контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов;
 * возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.
  В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 г. в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу по банкротству в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие, задача которых, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства [6].
  Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности. Полномочия его таковы:
 * выработка и контроль осуществления государственной политики в области банкротств;
 * консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности;
 * подготовка, лицензирование, консультирование конкурсных управляющих;
 * осуществление функций конкурсных управляющих в случае банкротства предприятия с малыми активами;
 * консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства;
 * контроль уровня оплаты конкурсных управляющих, доплата за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника;
 * контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов;
 * осуществление публикаций о признании предприятий банкротами [7].
  Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице 1.3.
  Место арбитражных судов при решении вопросов банкротства (несостоятельности)
  Главной обязанностью суда по отношению к процедурам банкротства во многих зарубежных странах является обеспечение того, чтобы все действия в рамках данных процедур выполнялись с максимальной полнотой и точностью при соблюдении общественных интересов [8].
  Таблица 1.3
 Функции и полномочия Государственных органов по банкротству
 Наименование функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве Великобритания США Швеция Россиия 1 2 3 4 5 1. Государственный орган по банкротству и государственная политика в этой сфере Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве + + + + Разработка законодательства по банкротству и право законодательной инициативы + + Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности + + + Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве + + + Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности + + Сбор и анализ результатов осуществления конкретных решений по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству + + + Консультирование государственных служащих, судей, юристов и специалистов по банкротству + + + 2. Государственный орган по банкротству и несостоятельные предприятия Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия + + Продолжение табл. 1.3
 1 2 3 4 5 Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов + + + Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством о банкротстве + + + + Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства + + + + Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий + + + Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве + + + + Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника + + + + 3. Государственный орган по банкротству и процедуры несостоятельности Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом + + + Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности) + + + + Обеспечение реализации процедуры банкротства предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника) + + +
 Продолжение табл. 1.3
 1 2 3 4 5 Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства + + + Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы + 4. Государственный орган по банкротству и специалисты по несостоятельности Организация системы подготовки специалистов по банкротству + + Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления + + + + Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих + + + Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих + + + Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству + + + Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих + + +
  Западные системы банкротства сильно различаются по степени участия суда в процессе (к примеру, во Франции вмешательство суда весьма велико, что создает задержки и повышает стоимость процедур). Вовлеченность суда в процесс часто зависит от того, применяется ли в соответствии с законодательством система внешнего управления имуществом должника. В станах, где подобно России утверждена система внешнего управления и возможности арбитражного суда, рассматривающего разнообразные коммерческие споры в дополнение к делам о банкротстве, невелики, роль суда, как правило, ограничивается легализацией процесса банкротства посредством его начала. Все последующие вопросы суд рассматривает в исключительном порядке, не принимая активного участия в контроле деятельности несостоятельного предприятия [2].
  Во многих странах часто наблюдаются трения, нестыковки и пробелы по вопросам соотношения между законом о банкротстве и законодательством по другим смежным вопросам. Принято считать, что такие дела целесообразнее рассматривать судьям, владеющим специальными знаниями по банкротству и понимающим в общих чертах другие правовые проблемы, чем судьям общей компетенции, слабо знакомым с проблемами банкротства. Арбитражный суд может лучше обеспечить справедливый баланс интересов между сторонами чем любой другой суд, не располагающий всей информации по делу о банкротстве [2]. В отношении разграничения полномочий между арбитражным судом и общим судом, который рассматривает дела, связанные с применением Гражданского кодекса, трудового законодательства, другие вопросы, имеющие отношение к банкротству, существует общепринятое правило, что если рассмотрение таких вопросов включает третью сторону, которой необходимо установить свои права по взысканию сумм с несостоятельного должника, то его необходимо рассматривать в арбитражном суде [2].
  В англосаксонской правовой системе в случае банкротства активную роль играют кредиторы (которые ведут процесс). То же самое имеет место и в Германии. В реформированном законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования.
  Обоснованием этого служит довод, что при несостоятельности власть над предприятием должна переходить от держателей долевого капитала к держателям долга. C другой стороны, во французской системе и в системах, берущих от нее свое начало, основную роль при банкротстве играет суд, а влияние кредиторов на процесс очень незначительно. В основе такого законодательства лежит тот довод, что суд может лучше реализовать общественные интересы. В частности считается, что суд более полно учитывает такие макроэкономические интересы как, например, необходимость сохранения рабочих мест [1].
  Таким образом, дела о банкротстве, как правило, концентрируются в специальных судах или рассматриваются специальными коллегиями арбитражных судов, поскольку в зарубежных странах это в кратчайшие сроки обеспечивает достаточно высокий профессиональный уровень судей и юристов.
  Арбитражному суду и прокуратуре в законодательстве большинства стран не предоставлено права возбуждения дел о банкротстве. Это право, как правило, предоставляется кредиторам и должникам, а в случае переходной экономики – и государственному органу по банкротству. Специфика судебных процедур несостоятельности банков Великобритании состоит в том, что в случае появления признаков неплатежеспособности эти кредитно-финансовые учреждения немедленно берутся под внешний контроль по единоличному постановлению судьи, выносимому в любой день недели и в любое время суток. Однако и в этом случае инициатива исходит не от суда, а от Банка Англии.
  Большинство западных систем признают абсолютное право одного или более кредиторов требовать ликвидации должника, чьи долги не были выплачены вовремя и в надлежащем порядке. Для суда это является единственным необходимым доказательством того, что должник утратил право управления своими делами, и суды не участвуют в длительных дебатах о том, является или не является данное предприятие несостоятельным. Если предприятие имеет невыплаченные долги, оно, бесспорно, является несостоятельным. Судам нет необходимости тщательно оценивать состояние дел предприятия, включая изучение возможности его реабилитации. Это является задачей кредиторов и внешних управляющих.
  Роль прокуратуры
  В соответствии с законодательством о банкротстве большинства зарубежных стран (США, Канады и др.) прокуратура не принимает участия в рассмотрении дел о несостоятельности. В некоторых случаях зарубежное законодательство предусматривает, что для отстаивания интересов общества в процессах несостоятельности (банкротства) целесообразно дать право на участие в судебном производстве его представителю (например, во Франции это прокурор, а в США – КБЦБ). Но в целом, на основании анализа зарубежного опыта, представляется нецелесообразным, чтобы в процедуре банкротства принимала участие прокуратура. Однако Государственный орган по банкротству, который, как правило, первый сталкивается с признаками фиктивного и умышленного банкротства, может и должен выступать в судебных процедурах в качестве представителя всего общества и иметь полное право инициировать дела о банкротстве в судах.
  Соотношение судебных и внесудебных процедур банкротства (несостоятельности)
  В зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов.
  В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия. Достаточно мягкие, добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Испании, Сингапуре, Японии [8]. Более жесткие, принудительные внесудебные процедуры несостоятельности применяются в Канаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и США [9].
  В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.
  Использование процедуры добровольного признания несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах около шестидесяти процентов признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании [1].
  Английский закон содержит множество различных процедур признания несостоятельности должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы ликвидируют кампанию по своей воле [1]. В Великобритании ликвидация предприятия по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало большинство акционеров (не менее 75 процентов), и после этого было вынесено решение суда. Однако, любой кредитор имеет право подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей структуре внесудебное признание несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в равной мере обеспечивают права кредиторов [1].
  В этой стране некоторые функции органа по банкротству в части осуществления внесудебных процедур выполняют также банки. По закону, любой английский банк, в том случае, если он приходит к выводу о неплатежеспособности своего клиента, имеет право назначить на такое предприятие внешнего управляющего. Банк может назначить на предприятие аудитора за счет самого предприятия. Этот аудитор может подготовить отчет банку не только о финансовом состоянии должника, но и о компетенции его руководства [4]. Таким образом, английский банк не может ликвидировать предприятие-должника во внесудебном порядке, но может инициировать его реорганизацию.
  Законодательством Канады предусмотрено наличие превентивных реорганизационных мер, применяемых к должнику с целью недопущения его банкротства, причем проведение таких мероприятий может прямо указываться в договоре, из которого вытекают обязательства должника (судебные же процедуры возникают только с момента появления предмета спора по реализации указанных процедур).
  По мнению ведущих западных специалистов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия, когда не хватает знаний и опыта в области судебных разбирательств по коммерческим вопросам, целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности только в самых крайних случаях, и гораздо шире практиковать внесудебные процедуры банкротства.
  Регулирование деятельности специалистов по несостоятельности, в том числе арбитражных и конкурсных управляющих
  Главными функциями специалиста по вопросам несостоятельности (антикризисного управляющего) является обеспечение квалифицированной помощи в процессе управления реорганизуемым либо ликвидируемым должником [9].
  Законодательство Канады и ряда стран предусматривает процедуру обязательной экзаменации внешних управляющих, согласно которой кандидаты должны сдавать экзамен и соблюдать кодекс профессиональной этики. В связи с этим, Государственный орган по банкротству в соответствии с общепринятым в зарубежных странах правилом, организует либо координирует создание для внешних управляющих системы обучения, экзаменов, лицензирования, контроля профессиональной этики [2]. В профессионально-этическом кодексе должны содержаться такие положения, как сохранение внешним управляющим независимости, недопущение конфликта интересов по отношению к должнику, а также запрет на действия, преследующие цели личного обогащения внешнего управляющего при урегулировании дел должника.
  Организация профессиональной деятельности внешних управляющих на базе специализированных фирм, как правило, способствует выполнению задачи подготовки кадров, поскольку обучение обеспечивается непосредственно на рабочем месте [2]. Наиболее приемлемым подходом является разрешение арбитражным и конкурсным управляющим одновременно работать на нескольких проектах. В Великобритании и других странах, использующих систему внешнего управления, управляющий назначается как физическое лицо, несущее личную ответственность, однако у него есть отдельное соглашение с его фирмой о распределении вознаграждения и использовании вспомогательного персонала и других услуг фирмы, на оплату которых идет часть его гонорара [2]. Для осуществления крупных проектов необходимы комплексные услуги группы специалистов, а не одного человека. Если внешний управляющий ведет только один проект, в случае прекращения объема работы по данному проекту его работа становится неэффективной. Если группа специалистов работает одновременно на нескольких проектах, арбитражный или конкурсный управляющие могут значительно углубить свои знания и обогатить опыт. Если речь идет о крупном проекте, то может возникнуть ситуация, при которой арбитражный или конкурсный управляющий должен будет находиться одновременно в нескольких местах (на предприятии и за его пределами) в связи с его бизнесом. Эту проблему легче решить, если работает целая группа ("команда") привлекаемых управляющим специалистов [2].
  Зарубежный опыт говорит в пользу создания профессиональных фирм арбитражных или конкурсных управляющих, или специализированных отделов в юридических или бухгалтерских фирмах, которые бы занимались данным направлением. Материальное вознаграждение управляющих следует рассматривать не как заработную плату руководителя предприятия, а как гонорар за оказание профессиональных услуг, причем управляющий должен, помимо получения своего дохода, оплачивать расходы, связанные с ведением профессиональной практики [2].
  Таким образом, основные принципы деятельности независимых внешних управляющих в зарубежных странах состоят в следующем:
 * специалистов по несостоятельности никогда не заставляют принимать назначение против их воли;
 * специалистам по несостоятельности не запрещают работать более чем над одним делом одновременно;
 * специалисты по несостоятельности имеют право привлекать дополнительные ресурсы за счет предприятия-должника (например, консультирование по правовым вопросам и пр.);
 * специалисты по несостоятельности несут определенную ответственность за выполнение своей работы ненадлежащим образом, однако, ни при каких случаях они не отвечают по долгам, возникшим у предприятия до их назначения.
  Особо следует отметить, что основной специализацией для конкурсного (арбитражного) управляющего во многих европейских странах являются вопросы несостоятельности, а не отраслевые (производственные) проблемы. В случае необходимости специалист по несостоятельности должен иметь возможность оплатить услуги специалиста любой отрасли экономики. Таким образом, западная практика отрицает необходимость отраслевой специализации антикризисного управляющего.
  По мнению западных экспертов, необходимо признать существование риска физической угрозы, с которым сталкиваются в российских условиях специалисты по несостоятельности. Как минимум, это означает, что следует высоко оплачивать их труд, чтобы дать им возможность организовать личную охрану или иным путем компенсировать подобные риски [4].
  Соотношение реорганизационных и ликвидационных процедур, а также норм, защищающих должника и кредитора, в зарубежном законодательстве
  За последние годы отношение законодателей, практиков по банкротству и общественного мнения большинства зарубежных стран к проблеме выбора между реорганизационными и ликвидационными процедурами несостоятельных предприятий претерпело значительные изменения.
  Наиболее типичным примером законодательства о банкротстве, отдающего предпочтение реорганизации несостоятельного предприятия перед его ликвидацией и продажей новому собственнику, был Закон о банкротстве США, а именно, его 11 Глава. Под влиянием этого закона после Второй Мировой Войны аналогичные Положения были введены в законодательства некоторых других стран, в частности, Германии и Франции.
  Однако формы реорганизации несостоятельных предприятий в этих странах оказались на практике не столь успешны, как первоначально предполагалось, частично из-за негативного воздействия на бизнес обнародования информации о финансовых трудностях предприятия-должника, частично из-за отсутствия дальнейшего финансирования. Поэтому в большинстве западных стран законодательное закрепление приоритета реорганизационных процедур над ликвидационными было отменено (даже в США наиболее известная ст. 11 Закона о банкротстве была радикально пересмотрена в 1994 г.), и в настоящее время единственной страной, в которой принцип сохранения предприятий и рабочих мест приоритетен по сравнению с принципом банкротства, является Франция, где соблюдение этого принципа привело к негативным последствиям в виде потери конкурентоспособности на мировых рынках многих французских предприятий и даже отраслей. Некоторые западные юристы считают, что этот принцип настолько далеко от идеи банкротства, что другие страны не должны признавать французское законодательство правомерным законодательством о банкротстве вообще [4].
  Согласно общепринятому сейчас на Западе мнению, любое положение в законодательстве, отдающее предпочтение спасению бизнеса по сравнению с обеспечением возмещения кредиторам, может означать, что несостоятельные и нежизнеспособные предприятия будут продолжать свою деятельность в ущерб кредиторам, что приводит к недостаточной поддержке предприятия, испытывающего трудности, со стороны кредиторов, и затрудняет получение новых кредитов. Сохранение рабочих мест как приоритетное направление по сравнению с отдачей долгов осложняет получение кредита предприятиями прежде всего трудоемких отраслей. Проблемы подобного рода возникли во Франции, при этом, уровень спасения бизнеса там остался чрезвычайно низким. Требования приоритетного сохранения рабочих мест по сравнению с объявлением предприятия банкротом не только контрпродуктивны, но и не нужны, поскольку в огромном большинстве случаев рабочие места сохраняются не при реорганизации несостоятельных предприятий, а при продаже их действующего бизнеса. К тому же, при этой форме банкротства кредиторы получают наибольшее возмещение [2].
  В соответствии со сложившейся на Западе практикой, банкротство – это эффективное средство для перераспределения ресурсов независимо от того, представлены ли эти ресурсы основными фондами или квалифицированной рабочей силой. Никакая экономика не может выиграть от того, что на неработающем предприятии будут заняты квалифицированные кадры, которые могли бы быть привлечены к работе на предприятии преуспевающем. Если прибыль – награда предпринимателя за успех, то банкротство – это цена неудачи [4]. Общепризнан тот факт, что тот, кто не выдерживает конкуренции, в конце концов, ликвидируется – в противном случае не будет достаточных стимулов для конкуренции. Попытка избежать банкротств любой ценой хорошей альтернативой не является.
  В последние годы на Западе наблюдается движение к реформе законодательства о несостоятельности, что, в частности, указывает на поиск путей повышения эффективности процедур реорганизации несостоятельных предприятий [1]. Законодательством о банкротстве Канады установлено, что Закон и процедуры несостоятельности должны пересматриваться каждые три года с целью приведения их в соответствие с изменяющимися экономическими реалиями [2]. Особое судопроизводство, направленное на защиту предприятий-должников или на стимулирование мирового соглашения между ними и кредиторами, и проводящееся отдельно от процедур признания предприятия банкротом, было отменено в странах Запада (Франция, США, Германия) в результате реформ законодательства о банкротстве. Такое судопроизводство оказалось неспособным в современных финансовых условиях помочь в спасении терпящих трудности предприятий (табл. 1.4). В Германии, например, только в одном проценте случаев такого согласительного судопроизводства было достигнуто соглашение между должником и необеспеченными кредиторами. К тому же, условия таких соглашений недостаточно учитывают положения обеспеченных кредиторов [1].
  По мнению немецких юристов, наиболее практичным и часто используемым способом спасения предприятий-должников является полная продажа активов таких предприятий новому собственнику. В 1989 г. Федеральное Министерство юстиции Германии опубликовало реформированный Закон о банкротстве, в котором целью производства по несостоятельности заявлено максимальное увеличение стоимости активов должника и распределение этой стоимости среди различных претендентов на нее в соответствии с относительной очередностью прав финансовых требований.
  Таблица 1.4
 Масштабы банкротств в некоторых европейских странах, количество случаев в год
 
 Страна 1993 г. 1994 г. 1995 г. Австрия 5082 4850 4994 Бельгия 6127 6354 7086 Великобритания 55733 43598 41303 Венгрия Нет данных 1950 1616 Германия 20243 18824 21229 Голландия 6620 6644 6199 Греция 930 1130 1396 Дания 3509 3687 2621 Ирландия 814 724 693 Испания 618 696 1200 Италия 13585 14400 Нет данных Норвегия 5218 4086 3899 Польша Нет данных 4193 3300 Португалия 570 696 725 Финляндия 7280 5681 5234 Франция 68111 67505 43220 Швеция 198879 15700 12585 Швейцария 6014 5675 5286 Германский подход состоит в том, что нужно предоставить рыночным силам решать, что лучше подходит для максимального увеличения стоимости активов действующего предприятия: реорганизация должника или продажа его бизнеса и активов после ликвидации. Исходя из этой цели, германское законодательство о банкротстве не отдает предпочтение продолжению деятельности существующего предприятия-должника по сравнению с продажей предприятия другому субъекту или даже расчленения активов должника с последующим их более эффективным распределением. Иными словами, современная цель процедур несостоятельности в Германии – эффективное использование активов, а не защита попавших в затруднительное положение фирм от действия рыночных сил.
  Как полагают ведущие западные специалисты по несостоятельности, если принцип приоритетности сохранения предприятия и рабочих мест, а не удовлетворения исков кредиторов возобладает в России, то ни у российских, ни у западных инвесторов не будет стимула вкладывать средства в российские предприятия или предоставлять им кредиты, ибо не будет гарантии хотя бы частичного возврата вложенных средств в случае их неэффективного использования.
 ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЧЕХИИ
  Особенности антикризисного управления в Чехии во многом определяются условиями проведения приватизации и процессом приватизации в 1989-1993 гг.
  Когда в ноябре 1989 г. были созданы политические условия для принципиальных экономических изменений, в Чешской Республике и во всей тогдашней Чехословакии была государственная централизованно планируемая экономика. Только 1,2% жителей было трудоустроено в частном секторе, который производил лишь 4,1% валового национального продукта. Из общего учтенного имущества частным лицам принадлежало только 3%. Последовательная и быстрая трансформация прав собственности стала главной стратегической целью экономической реформы в Чехии.
  Вся программа приватизации в Чешской Республике была направлена на то, чтобы в 1994 г. соотношение государственной и частной собственности было таким же, как в странах с развитой рыночной экономикой, т. е. доля государства составляла бы примерно 10-15% предприятий. Этой стратегической цели соответствует и активность Министерства управления народным имуществом и приватизации и Фонда народного имущества по реализации этих проектов. Приватизация проходила в двух формах – малая приватизация и большая приватизация.
  Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Государственные предприятия этой сферы приватизировались через аукционы, организацией которых занимались районные приватизационные комиссии.
  Экономический эффект – ускоренная реализация приватизации, мгновенная возможность для широких слоев населения вступления в процесс частного предпринимательства.
  Общественный и политический эффект – возможность проверить действенность экономической реформы на практике; стабилизирующий элемент – крупные предприятия после распада восточного рынка бывшего СЭВ перед преобразованиями имели потенциальную опасность безработицы. Поскольку новые приватизированные предприятия в рамках малой приватизации поглощали и активизировали большое количество рабочей силы, уровень безработицы колебался в весьма приемлемых пределах.
  Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществлялась в два этапа:
  1. Этап разработки, обсуждения и утверждения проектов приватизации – это комплект экономических, технических, проектных и временных данных, позволяющих определить содержательную деловую сторону приватизации и ее прохождение во времени. Проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации.
  2. Этап реализации – его проводил Фонд народного имущества, который в соответствии с утвержденным проектом приватизации принимал приватизируемое имущество и использует следующие методы приватизации:
 * основание акционерных обществ;
 * продажу имущества заранее определенному собственнику в соответствии с постановлением правительства;
 * продажу имущества на основе торгов;
 * продажу имущества на общественных аукционах;
 * бесплатную передачу имущества населенным пунктам;
 * погашение претензий правомочных лиц, т.е. реституционных претензий.
  При образовании акционерных обществ Фонд имущества обеспечивает: продажу акций; передачу предприятия в соответствии с проектами приватизации новому владельцу; предлагает акции для приватизации за купоны.
  На первой волне приватизации примерно 65% имущества было приватизировано купонным методом и 35% – стандартными методами приватизации. Общая величина стоимости имущества, принятого Фондом до конца 1992 г., была около 468 млрд. чешских крон (16,1 млрд. долл. США).
  На второй волне предполагается примерно такой же объем приватизированного имущества, т.е. 500 млрд. чешских крон (17,2 млрд. долл. США). Стратегическое решение о разделении имущества для приватизации за купоны и другими стандартными формами приватизации на второй волне предполагало следующее: 65% – стандартные методы приватизации и 35% – купонный метод.
  Реализация проектов приватизации
  До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации:
 * 23,6% – преобразования в акционерные общества;
 * 30,8% – бесплатные передачи населенным пунктам;
 * 8,0% – общественные аукционы;
 * 22,3% – прямые продажи;
 * 6,7% – торги;
 * 9,8% – реституции.
  Длительность отдельных преобразований различна. Быстрее всего проходят прямые продажи – договор купли-продажи, как правило, подписывается в срок до 30 дней. Более длительна подготовка аукционов и торгов – значительную их часть необходимо повторять.
  Специфический характер носила деятельность Фонда на первой и второй волне приватизации за купоны, успех которой зависел от подготовки и организационного обеспечения предложения достаточного количества приватизируемых предприятий.
  Проекты приватизации с участием иностранцев
  Интерес иностранного капитала – один из показателей успешности процесса преобразований. Общий объем иностранного капитала, инвестированного в Чешской Республике, достиг к 31 декабря 1990 г. (в соответствии с данными Чешского национального банка) 61,5 млрд. чешских крон (2,050 млрд. долл. США). Наибольший объем иностранного капитала на эту дату был вложен в несколько отраслей (рис. 1.3).
  Больший объем иностранных инвестиций приходился на фирмы ФРГ (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%), следующие позиции занимали инвесторы из Италии и Швейцарии.
  Процесс инвестирования в виде иностранных прямых инвестиций в Чешскую Республику развивается благоприятно. Большинство совместных предприятий либо иностранных субъектов, работающих в соответствии с юридическими предписаниями в Чешской Республике, процветают и показывают хорошие экономические результаты. Случаи экономического неуспеха этих субъектов единичны. Отмечаются следующие благоприятные предпосылки для инвестирования в Чешской Республике:
 * приемлемый политический и экономический климат;
 * навыки, квалификация и профессиональный уровень рабочей силы;
 * более низкие затраты на заработную плату и материалы.
 
 
 
 Рис. 1.3. Структура инвестиций по отраслям
  Проектам приватизации с участием иностранного капитала в Министерстве управления народным имуществом и его приватизацией и в Фонде народного имущества уделяется особое внимание. Критерии эффективности сделок с иностранными инвесторами – структурные изменения в промышленности и других отраслях экономики, на достижение которых направлены:
 * установление цены предприятия на уровне обоснованной рыночной стоимости с учетом будущих инвестиций для дальнейшего технологического развития;
 * профессиональное развитие и обучение управляющих и других работников;
 * внедрение научно-технических знаний, технологии и ноу-хау на мировом уровне;
 * оптимальное решение проблем окружающей среды при дальнейшем развитии предприятий;
 
 Таблица 1.5
 Виды и средний рейтинг инвестиционных рисков в Чешской Республике
 Виды рисков Средний рейтинг Политические риски Вероятность радикальных изменений в составе правительства или в проводимой политике 1,2 Безвозмездное изъятие у владельцев 1,3 Национализация с выплатой компенсации 1,3 Отношение общественности к иностранным инвестициям 1,3 Изменения местного законодательства, регулирующего отношения собственности 1,3 Государственное вмешательство в управление предприятием 1,4 Распространенность отрицательного отношения к частному капиталу 1,7 Возможности по принудительному обеспечению договоров 1,8 Взаимоотношения со страной, в которой зарегистрирована материнская компания 1,9 Качество государственного управления в стране 1,9 Взаимоотношения с соседними государствами 2,0 Способность проводить последовательно непопулярную экономическую политику 2,0 Экономические риски Реальные темпы экономического роста 1,5 Масштабы экономики 1,9 Финансовые риски Стабильность национальной валюты 0,9 Ставка налогообложения 0,9 Регулирование цен 0,4 Ограничительные меры по отношению к движению капитала и товара 0,3 Конвертируемость национальной валюты 0,3 Организационные риски Наличие и стоимость рабочей силы 1,8 * принятие обязательств и задолженностей в соответствии с действующими юридическими предписаниями.
  Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают относительно невысоким страновым риском. Чехия относится в странам с умеренным риском, премия за риск в которых составляет около 5%. По расчетам Управления международным риском, значения рисков инвестирования в Чехию различны (табл. 1.5).
  Мероприятия Правительства Чешской Республики в пользу инвесторов и обязательства Фонда народного имущества Чехии по вопросам экологии
  При реализации проектов приватизации в соответствии с законом все экологические обязательства переходят на будущего владельца приватизированного имущества. Учитывая важность вопросов экологических обязательств для нового владельца, Правительство ЧР приняло решение о финансовом участии при устранении экологического ущерба, возникшего до вступления в силу договора купли-продажи.
  Под экологическим ущербом понимается:
 * загрязнение подземных вод;
 * загрязнение почвы;
 * существование отвалов вредных отходов, т.е. веществ, которые своими химическими, физическими или биологическими свойствами могут при современном состоянии техники обслуживания отвалов создать угрозу окружающей среде.
  Принципы оформления экологических обязательств при приватизации решены Постановлением Правительства ЧР (№123 от 17 марта 1993 г.).
  Финансовое участие государства при устранении экологического ущерба, возникшего до приватизации, реализуется следующим образом:
  1. На основе согласия Правительства Фонд народного имущества ЧР заключает с будущим владельцем особый договор, в котором принимает обязательство возместить расходы, вложенные в реализацию экологических обязательств, – устранение ущерба, упомянутого выше и возникшего до приватизации.
  2. В договоре Фонд народного имущества ЧР принимает обязательство о возмещении будущему владельцу обоснованных затрат на устранение экологического ущерба.
  3. Фонд народного имущества ЧР может осуществить возмещение обоснованных затрат максимум до величины покупной цены приватизированного имущества или акционерным обществам – до величины уставного капитала. Если расходы на реализацию улучшающего экологического мероприятия превышают эту покупную цену, то разницу возмещает будущий владелец.
  В основе такой практики Фонда народного имущества ЧР лежат экологические соображения, заключающиеся в том, что общее возмещение за устранение экологического ущерба, а также других компенсаций в соответствии с договором купли-продажи не должно превышать величину покупной цены.
  Процедура признания предприятия банкротом и погашения долгов
  Несмотря на переживаемые трудности экологического характера, массовую неплатежеспособность предприятий, в ЧР существует понимание, что банкротство – элемент конкуренции, процесс, создающий условия для дальнейшего эффективного функционирования экономики.
  Процедура признания банкротом и погашения долговых обязательств определяется законом (№122 от 1993 г.), регулирующим имущественные отношения между несостоятельным должником и кредитором. Если предприятие не в состоянии выполнять свои платежные обязательства (банкрот), то конкурсный суд начинает конкурсное производство или производство о погашении долговых обязательств. Цель конкурсного производства – удовлетворение требований кредиторов на имущество должника.
  В производстве принимает участие и решает все вопросы один судья. Форма судебного решения – постановление. Открытие конкурсного производства начинается с заявки на объявление конкурса, которое имеет право подать должник или любой из его кредиторов. Условием объявления конкурса служит наличие у должника имущества, достаточного для возмещения затрат на конкурсное производство.
  Судья предоставляет защитный срок (обычно три месяца), в течение которого кредиторы не имеют права требовать от должника удовлетворения своих претензий. Суд может принять решение, чтобы некоторые правовые действия должник не совершал вообще или совершал только с предварительного согласия Комитета кредиторов или попечителя кредиторов. Должник обязан предпринимать усилия по преодолению состояния банкротства и информировать Комитет кредиторов о принятых мерах и при необходимости требовать их содействия.
  Если после защитного срока предприятие остается несостоятельным, то начинается конкурсное производство. Суд определяет конкурсного управляющего (управляющего конкурсной массой), которым может быть только физическое лицо, имеющее профессиональную подготовку и давшее письменное согласие. Как правило, управляющий конкурсной массой выбирается из списка управляющих, которых суд определяет для участия в конкурсном производстве.
  При значительном объеме работы суд назначает помощника – специального управляющего. На проводимом судом собрании кредиторов голосовать могут только те кредиторы, чьи иски признаны.
  Если по мнению суда условия конкурсного производства выполнены, то объявляется конкурс, последствия которого заключаются в том, что право управления конкурсной массой переходит к управляющему, а юридические действия банкрота по отношению к конкурсной массе признаются недействительными.
  После описи конкурсного имущества, которую производит управляющий, оно может быть продано на аукционе или вне аукциона. Документы о реализации имущества предприятия-должника конкурсный управляющий передает в суд, где после одобрения окончательного документа происходит распределение для удовлетворения исков в следующем порядке:
 * иски первого класса – задолженность работникам предприятия в течение последних трех лет;
 * иски второго класса – налоги, таможенные сборы, выплаты на социальное страхование;
 * иски третьего класса – прочие иски.
  При удовлетворении исков исключаются проценты с долговых обязательств кредиторов, возникших после объявления конкурса; внедоговорные санкции, касающиеся имущества банкрота; требования по искам, отклоненным управляющим.
  Если в ходе конкурсного производства не было вынесено решение о распределении, банкрот имеет право предложить закончить конкурс принудительным погашением долгов. В предложении должно быть указано, какое погашение банкрот предлагает и кто поручится за выполнение принудительного погашения. Предложение банкрота может быть отклонено в следующих случаях:
 * если что-то заставляет усомниться в честном его поведении;
 * если на предыдущем этапе он недостаточно содействовал выявлению всего имущества банкрота;
 * если обнаружены ошибки в бухгалтерской отчетности.
  Если суд решил, что принудительное погашение допустимо, он своим постановлением начинает разбирательство о таком погашении и откладывает процесс реализации имущества должника в ликвидные активы.
  В ходе разбирательства управляющий дает информацию о состоянии имущества должника, его хозяйственной деятельности, о причинах банкротства и перспективах погашения долговых обязательств, если будет продолжен конкурс.
  Для подтверждения принудительного погашения требуется согласие более 3/4 кредиторов по всем заявленным искам. Суд подтверждает погашение долга постановлением, раскрывающим содержание принудительного погашения. Суд отклоняет подтверждение о принудительном погашении даже при согласии конкурсных кредиторов в следующих случаях:
 * есть причины, по которым погашение недопустимо;
 * некоторым конкурсным кредиторам были предоставлены специальные льготы по сравнению с другими кредиторами такого же статуса;
 * предложение о погашении противоречит общим интересам конкурсных кредиторов.
  Когда постановление о подтверждении принудительного погашения вступает в силу, суд своим решением возвращает банкроту право распоряжения своим предприятием (имуществом, включенным в конкурсную массу); право управляющего во всех разбирательствах, которые конкурсный управляющий вел вместо банкрота.
  При подтверждении принудительного погашения суд прекращает конкурсное производство, если банкрот докажет, что активов, предоставленных ему для удовлетворения исков из конкурсной массы, достаточно для удовлетворения требований кредиторов.
  Процедура погашения долговых обязательств
  При погашении долговых обязательств приоритетное право имеют:
 * иски, касающиеся издержек разбирательства;
 * иски в связи с юридическими действиями должника или управляющего о вознаграждении и возмещении расходов управляющего;
 * налоги, выплаты, таможенные пошлины и сборы.
  Если должник – государственное предприятие, конкурсное разбирательство имеет ряд особенностей:
 * суд направляет предложение об объявлении конкурса в отношении должника Министерству по делам народного имущества и приватизации;
 * суд предоставляет защитный срок по предложению Министерства, если обоснует, что должник обязан пройти приватизацию. Причем заявка на предоставление защитного срока, которую подает Министерство, не должна содержать списка кредиторов, их исков и списка недвижимости должника;
 * если будет одобрен приватизационный проект предприятия-должника, защитный срок продлевается до момента передачи приватизируемого предприятия новому владельцу, однако не более чем на шесть месяцев.
  Конкурс нельзя объявить в отношении предприятия-должника, у которого по приватизационному проекту было по крайней мере 50% акций, включенных в проект купонной приватизации.
 1.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
 НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
  Одним из способов повышения прозрачности деятельности и увеличения эффективности различных процедур конкурсного производства является стандартизация и унификация бухгалтерского учета. Это определяет основные направления изменений в хозяйственном механизме. В системе бухгалтерского учета и отчетности основным направлением является использование Международных стандартов финансовой отчетности.
  Что дает использование МСФО
  Почему возникает вопрос о целесообразности и необходимости использования международных стандартов в России?
  Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, обуславливающим превращение экономики России в органическую составляющую мирохозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйствующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес). Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется предоставленный им капитал, Россия останется зоной повышенного риска и соответственно будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.
  В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден. Однако это однозначно означает, что компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия, и не может рассматриваться как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.
  Сказанное подтверждают, например, результаты проведенного в 1997 г. во Франции опроса финансовых директоров 65 компаний, ценные бумаги которых котируются на различных биржа. На вопрос о побудительных мотивах перехода компаний к использованию МСФО или "Общепринятых в США учетных принципов" (US GAAP) 40% опрошенных назвали необходимость выхода на фондовый рынок или получения зарубежного финансирования.
  Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. В частности, 80% респондентов указанного опроса во Франции считают, что использование международных стандартов даст возможность рационализировать и оптимизировать информационные системы их компаний [8].
  С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений. Не случайно, неотъемлемой частью МСФО является документ "Основы подготовки и представления финансовой отчетности", определяющий, среди прочего, на кого рассчитана отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, делающие ее полезной этим пользователям.
  Полезность отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодня Лондонская, Франкфуртская, Цюрихская, Люксембургская, Амстердамская, Римская, Гонконгская и ряд других фондовых бирж допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг. Еще в 1995 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) объявила о своем намерении рекомендовать признавать МСФО для целей листинга на всех международных рынках (включая Нью-йоркскую и Токийскую фондовые биржи) после определенной доработки отдельных стандартов.
  Постоянно растет число транснациональных корпораций, подготавливающих свою публичную сводную финансовую отчетность в соответствии с МСФО или исходя из них, в том числе "ABB" (Швеция), "Roche" (Швейцария), "Renault" (Франция), "Deutsche Bank" (Германия), "Sulzer" (Швейцария), "Bayer" (Германия), "Fiat" (Италия), "Nestle" (Швейцария), "Nokia" (Финляндия), "Total" (Франция), "Union Bank of Switzerland" (Швейцария). Увеличивается список таких организаций и в России. Сегодня это, главным образом, коммерческие банки и организации нефтегазового комплекса [8].
  В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов, правительственных организаций, представители которых с 1981 г. образуют Консультативную группу в рамках Комитета по МСФО.
  Конечно, разработку новых российских стандартов можно вести "с нуля". Однако лучше и дешевле использовать уже накопленный в мире опыт. Приобщение к МСФО позволит в кратчайшие сроки и наиболее рационально выполнить важнейшую задачу, стоящую перед отечественным бухгалтерским учетом, – создать эффективную систему учета, обеспечивающую потребности рыночной экономики.
  В-четвертых, использование МСФО закладывает основу для укрепления и расцвета бухгалтерской профессии, расширяет круг полномочий, обязанностей и, как следствие, знаний и навыков. Это, в свою очередь, заставит каждого бухгалтера переосмыслить свою роль и место в управленческой структуре, а общество в целом – осознать значение учета и бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики.
 ЭТАПЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА
  Анализ показывает, что система бухгалтерского учета в России находится на этапе реформирования. Началом этого процесса можно считать принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. №3708-1.
  Как уже было показано, поставленная задача – переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Комитетом по Международным стандартам, – обусловлена не только интеграцией России в мировую экономику, расширением числа заинтересованных пользователей финансовой отчетностью, прежде всего за счет инвесторов (отечественных и иностранных), но и необходимостью владения полной систематизированной информацией самими организациями (управленцами) для успешного ведения бизнеса, а также разделения отчетности на налоговую и финансовую.
  В 1994 г. руководящим органом (бюро) Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине РФ была одобрена разработанная Программа реформирования системы бухгалтерского учета. В соответствии с этой Программой переход на международные стандарты должен осуществляться поэтапно до 2000 г.
  Намечены четыре основных направления и следующие этапы преобразования бухгалтерской системы [14]. Они включают:
  1. Приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с новыми экономическими условиями, формирование правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами:
 * создание методик учета новых объектов деятельности, новых субъектов; формирование и нормативное закрепление основных концепций учета в рыночной экономике, а также основ публичной отчетности; разделение бухгалтерского и налогового учета;
 * разработка и принятие Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике;
 * определение допустимых отступлений от МСФО;
 * изменение понимания роли аудитора;
 * формирование новой нормативно-правовой базы.
  2. Реорганизация системы нормативного регулирования:
 * определение: общей структуры системы нормативного регулирования, оптимальной схемы сочетания государственного регулирования и деятельности профессиональных кругов; наиболее приемлемой формы регулирования; создание законодательных основ бухгалтерского учета;
 * формирование органов регулирования бухгалтерского учета; создание системы общественно-государственного контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета.
  3. Формирование бухгалтерской профессии:
 * создание простейших профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов; введение профессиональной аттестации; формирование общих представлений о профессиональной этике; установление контактов с соответствующими иностранными и международными профессиональными организациями;
 * формирование институтов профессиональных бухгалтеров и профессиональных аудиторов, включение их в пересмотр системы профессиональной аттестации;
 * вступление национальных профессиональных институтов в международные организации.
  4. Реорганизация системы подготовки кадров:
 * обновление учебных программ подготовки специалистов бухгалтерской профессии; создание сети повышения квалификации кадров;
 * организация системы профессиональной аттестации;
 * введение учебных дисциплин, формирующих у пользователей потребность в информации бухгалтерской отчетности;
 * международное признание российской системы профессиональной аттестации.
  В настоящее время на пути реформирования системы бухгалтерского учета сделано многое. Принят и вступил в действие Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", принята программа реформирования бухгалтерского учета (постановление от 6 марта 1998 г. №283), одной из главных составляющих которой является разработка и утверждение 22 национальных стандартов – положений по бухгалтерскому учету в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.
  В рамках этой программы будут переработаны 5 действующих в настоящее время и вновь разработаны 17 новых положений, которые подразделены на три группы: общие вопросы раскрытия информации (9), активы и обязательства организации (8), финансовые результаты деятельности организации (5). Также планируется определение структуры системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако преобразования еще не закончены.
  В условиях расширения круга пользователей учетной информацией усиливается необходимость установления качественного контроля ее достоверности, от степени которой будет зависеть эффективность принимаемых решений акционерами, инвесторами, кредиторами и т.п. Поэтому параллельно с совершенствованием системы бухгалтерского учета в настоящее время с учетом международных требований ведется работа над стандартами аудиторской деятельности, призванными детализировать правила и приемы проведения аудита. Некоторые из них одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и официально опубликованы.
 ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  Реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета
  Первое направление – нормативное регулирование, в котором важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы в 1994 г. создан Экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Он призван содействовать Комитету в подготовке и рассмотрении относящихся к его ведению вопросов аудита, бухгалтерского учета и финансовой статистики.
  Основными задачами Экспертного совета являются: разработка концепции построения законодательства; подготовка проектов законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и их экономическое обоснование; проведение экспертизы законопроектов, подготовка заключений по ним; содействие в реализации законов РФ; обобщение опыта применения законов, их соблюдение и подготовка необходимых рекомендаций и предложений.
  Совет формируется из представителей государственных органов, академических и учебных институтов, коммерческих структур – специалистов в области аудита, бухгалтерского учета и статистики. Он может создавать постоянные и временные экспертные (рабочие) группы для подготовки материалов по отдельным вопросам и привлекать к участию в них специалистов, не являющихся членами Совета.
  В работе вышеназванных Экспертного и Методического Советов большую помощь призваны оказать общественные организации, и прежде всего ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества и Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ. Помимо реальной помощи в разработке проектов законов по бухгалтерскому учету и аудиту указанный Комитет оказывает большое содействие в разработке программ переподготовки специалистов по бухгалтерскому учету и подготовке и переподготовке бухгалтерских и аудиторских кадров.
  В течение ближайшего времени предстоит разработать большой комплекс документов. В настоящее время большая часть учетных работников поддерживает четырехуровневую систему нормативных документов:
  1-й уровень – законодательный: закон по бухгалтерскому учету и отчетности;
  2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
  3-й уровень: методические рекомендации (указания);
  4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
  Действующий Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не вполне удачен, так как в нем отсутствуют конкретные правила бухгалтерского учета. Преимуществом закона является то, что он очертил круг вопросов, которые должны регулироваться, указал, кто их должен регулировать и какие требования предъявляются к составляемой бухгалтерской отчетности. За время действия закона появились предложения о его дополнении и включении вопросов, требующих законодательного решения, в связи с чем предполагается, что в 1999 г. будет подготовлен проект закона о внесении изменений в упомянутый закон. Намечается подготовить предложения о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации. Известно, что многие виды договоров, которые описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации, нарушают логику бухгалтерских правил и не ложатся на счета бухгалтерского учета. На практике приходится выдумывать какие-то особые ходы, чтобы отразить особенности тех или иных операций по вновь введенньм договорам. Этот недостаток признают не только бухгалтеры, но и юристы.
  Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В течение ближайших двух лет планируется разработать около 20 новых национальных стандартов и обновить ранее утвержденные. Предполагается выделить три группы стандартов:
  1. Первая группа стандартов связана с бухгалтерской отчетностью, где главным является ПБУ/4 "Бухгалтерская отчетность организации". Большое значение придается стандарту по сводной бухгалтерской отчетности. Хотя ранее были выпущены методические указания по сводной отчетности, необходимо иметь соответствующий стандарт с учетом новых требований рыночной экономики. В данном направлении предстоит большая работа, так как необходимо очень многое уточнить в связи с такими понятиями, как слияние компаний, выделение компаний, объединение компаний, поскольку это не очень четко описано в
  Гражданском кодексе РФ, и возникают спорные моменты в процессе составления отчетности. Кроме того, намечен возврат к регулированию составления бухгалтерской отчетности по видам деятельности, т. е. стандарту по сегментам. Ранее составление такой отчетности в своде было обязательно: "разбивали" промышленность, сельское хозяйство, науку и т. д. на несколько видов, подотраслей. В нашей отчетности мы расшифровывали до 20 видов деятельности и теперь возвращаемся -через международные стандарты – к той практике, которая была в советское время.
  2. Вторая группа стандартов связана с имуществом, обязательствами организации. Эти стандарты будут раскрывать такие сложнейшие вопросы, как доверительное управление имуществом, аренда основных средств, финансовые вложения, нематериальные активы и др.
  3. Третья группа стандартов связана с финансовыми результатами. До сих пор нет четкого определения, что такое доходы, расходы организации, реализация продукции. И разработанные проекты положений (стандартов) по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ /9) и "Доходы организации" (ПБУ/10) не дали их четкого определения. Хотелось бы поподробнее остановиться на проектах этих двух стандартов. На наш взгляд, стандарт не предусматривает разделения понятий:
 * затраты (все израсходованные в отчетном периоде средства);
 * расходы (те затраты, которые учитываются при формировании финансового результата).
  ПБУ/9 предлагает признавать (отражать в учете) расходы независимо от намерения получить доходы, т.е. без соотнесения с доходами по соответствующим статьям дохода (п.14 ПБУ/9), отсюда возникает вывод, что никакого различия между этими двумя понятиями проводить не следует. А отсутствие различий исключает необходимость калькулирования себестоимости и предполагает переход к исключительному применению котлового метода учета затрат. Для обоснования следующего замечания необходимо вернуться к Международным стандартам бухгалтерского учета (IAS), в частности, к Framework IAS, где определено, что получение доходов может привести, как к увеличению, так и к уменьшению обязательств; а расходы могут привести как к уменьшению активов, так и к увеличению обязательств предприятия.
  Исходя из сказанного выше не совсем ясно, что имеется в виду, когда в ПБУ 9 говорится, что одним из основных условий признания расходов (в части хозяйственных операций, связанных с приобретением активов) является получение права владения, пользования и распоряжения приобретенными активами, т.е. речь идет о простом перемещении активов из денежных в материальные, в то время как в IAS такое перемещение расходом не признается.
  Аналогичная ситуация прослеживается и в ПБУ 10, где простое перемещение активов из материальных в денежные является обязательным условием признания дохода.
  Налицо необходимость доработки проектов вышеназванных стандартов. Конечно, будет стандарт по государственной помощи (название условное), т. е. организации получают из бюджета средства в виде субвенций, трансфертов, бюджетных ассигнований и т.п. Необходимо определить особенности учета этих средств.
  Многое предстоит сделать в области методических указаний. Методические рекомендации призваны конкретизировать учетные стандарты. Планируется почти для каждого стандарта подготовить документ методического характера, раскрывающий технику учета. Отсутствие методических рекомендаций уже вызывает сложности, так, например стандарт ПБУ/6, регламентирующий правила учета основных средств, не воспринимается практиками, поскольку не понятно, как соответствующие записи должны быть технически осуществлены по новым правилам на счетах бухгалтерского учета. В будущем планируется издавать одновременно и стандарт, и методические указания.
 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  Первая глава посвящена общенаучным проблемам несостоятельности. Поэтому в ней проанализированы основные положения отечественного и зарубежного законодательства о несостоятельности (банкротстве), проанализировано понятие несостоятельного предприятия, данное в российском федеральном законодательстве о несостоятельности.
  Также в первой главе рассмотрена отечественная практика управления несостоятельными предприятиями, особое внимание уделено процессам управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики. Для этого наряду с российским проанализирован опыт Чешской Республики по созданию благоприятных условий хозяйствования для создаваемых предприятий.
  Все это позволяет перейти ко второй главе диссертационной работы, в которой подробно описана предлагаемая автором методология управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики.
 
 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
 2.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
 ТЕОРИЯ КРИЗИСА
  Понятие кризис имеет много уровней и трактовок. Выражение "кризис" происходит от греческого слова "crisis", которое означает "приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации". Также может означать "выход, решение конфликта (например, военного)". Но современное значение слова наиболее частое применение находит у врачей, в их понимании кризис означает решающую фазу развития болезни. В этом смысле речь заходит о "crisis" тогда, когда болезнь усиливает интенсивность или переходит в другую болезнь или вообще заканчивается смертью. К примеру лаконичная формулировка данная Козеллеком звучит так: кризис – это "едва измеримый переломный пункт, при котором решением является либо смерть, либо жизнь".
  В XVII-XVIII столетиях понятие "кризис" стало использоваться применительно к процессам, происходящим в обществе, как то военные, политические кризисы. При этом использовалось почти неизмененное значение кризиса, взятое из медицины.
  И, наконец, в XIX веке данное понятие перешло в экономику. "Классическое" экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смысле понятие кризиса долгое время занимало прочное место в схеме теорий конъюнктур в развитии экономики. Так цикличная схема Шпитхоффа содержит стадии: спад – первый подъем – второй подъем – пик – нехватка капитала – кризис.
  Разработанная в начале века схема Харварда различает:
  Depression – Recovery – Prosperity – Financial Strain – Industrial Crisis
  Депрессия – Восстановление – Процветание – Финансовое напряжение – Производственный Кризис.
  Но данное определение не учитывает многих различных схем и стадий развития и функционирования экономики. Поэтому "классическое" определение кризиса было заменено более многозначным понятием "экономический кризис". Об экономическом кризисе по определению Мечлапа речь идет в том случае если "возникает нежелаемое состояние экономических отношений, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики". Сомбарт определяет экономический кризис как "экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности".
  В микроэкономике используется понятие "кризис предприятия". В широком смысле оно означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.
  Справочно:
  Реалии 1998 г. – МЛК обанкротился, оборудование разворовано, почти все работники уволены. Думаю, что главная причина того, почему комбинат дошел до такого состояния, заключается в том, какими методами проводили приватизацию. Будущие хозяева по дешевке скупили акции МЛК, кто-то отмывал здесь грязные деньги. В 1994 г. генеральный директор МЛК А. Дзюблик, к которому в коллективе относились негативно, был переизбран и его место занял другой руководитель. Интересы вновь заступивших хозяев заключались не в развитии производства, а в наполнении собственных кошельков. К такому выводу пришла и ревизионная комиссия, проверявшая в 1996 г. по решению собрания акционеров финансовое положение комбината, в состав которой входила и я.
  Заготовляемая комбинатом древесина сбывалась за рубеж по заниженным ценам, с подобных сделок владельцы наверняка имели хороший навар. Потери от одной из сделок, по оценкам комиссии, обошлись в 450 миллионов руб. В результате такого рода деятельности предприятие в 1996 г. понесло убытки на сумму в 19 млрд. руб., значит, кто-то погрел на этом руки.
  К причинам банкротства комбината можно отнести и такую – сбыт продукции через посредников.
  МЛК, работавший раньше как единый организм, был разделен на отдельные предприятия. Нарушилась технологическая цепочка, а доля налогов, выплачиваемых комбинатом в бюджеты всех уровней, резко увеличилась. Помимо всего прочего, при повышении цен на электроэнергию, тепло, росте железнодорожных тарифов, зарплаты контрактные цены на продукцию оставались неизменными, что также повлекло за собой значительные потери. Бесхозяйственность, бесконтрольность, корыстные интересы привели предприятие к полному краху.
  Понятие "кризис предприятия / кризис на предприятии" описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании предприятия через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия, которые как минимум для данного предприятия можно характеризовать как катастрофические.
  Далее кризис предприятия можно понимать как незапланированный и не желаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать не возможным функционирование предприятия. Вид находящихся под угрозой основополагающих / концептуальных целей предприятия и размер этой угрозы определяет силу кризиса.
 ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса (рис. 2.1).
 
 
 Рис. 2.1. Начало, переломный пункт и конец кризиса на предприятии
  Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.
  При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени или срочность решения проблем.
  При кризисе важным является проблема управления. Высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет с одной стороны оказывать влияние на развитие автономных процессов и охватывает с другой стороны специфическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества и наличие только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.
  Наиболее полное представление признаков кризиса дает нам Винер и Каан. С помощью 12 признаков Винеру и Каану удалось наиболее полно описать понятие кризиса. На их взгляд, кризис:
  1. Часто переломный пункт в развивающейся смене событий и действий.
  2. Он часто образует ситуацию, при которой огромное значение играет неотложность/срочность действий.
  3. Он угрожает целям и ценностям.
  4. Его последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников.
  5. Он состоит из событий, которые создают новые условия для достижения успеха.
  6. Он привносит неопределенность в оценку ситуации и в разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса.
  7. Он снижает контроль над событиями и влиянием на них.
  8. Он снижает время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у участников.
  9. Имеющаяся в распоряжении участников информация, как правило, недостаточна.
  10. Он вызывает нехватку имеющегося в распоряжении у участников времени.
  11. Он меняет отношения между участниками.
  12. Он повышает напряжение, особенно в политических кризисах, которые затрагивают нации.
  Выше перечисленных признаков вполне достаточно для того, чтобы в полной мере охарактеризовать кризис.
 ВИДЫ КРИЗИСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
  В литературе по экономике предприятия виды кризисов излагаются по разному, различными способами и учитывая различные критерии.
  Постараемся следующим образом представить многообразие форм проявления кризиса на предприятии. Кризисы можно классифицировать по различным критериям. Возможно использовать следующую классификацию:
 * кризис стратегического развития предприятия;
 * кризис на стадии жизненного цикла предприятия;
 * основные причины кризисов;
 * агрегированное состояние кризиса;
 * степень угрозы целям предприятия.
  Кризис стратегического развития предприятия. Здесь может идти речь о кризисе роста, стагнации или упадка.
  Кризис на стадии жизненного цикла предприятия. В этом смысле возможно разделение на кризис основания, роста и старости.
  Основные причины кризисов. Здесь возможно грубое разделение причин на экзогенные и эндогенные.
  Агрегированное состояние кризиса. Различают латентный и острый кризисы.
  Степень угрозы целям предприятия. Обязательными предпосылками нормального состояния предприятия является:
  а) поддержание платежеспособности,
  б) исключение обременения предприятия долгами/т.е. превышения пассивов над активами. С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.
  Далее рассмотрим классификацию по целям предприятия находящимся под угрозой в связи с кризисом.
  Это позволит нам в дальнейшем определить стратегический кризис/кризис стратегий, кризис результатов и кризис ликвидности (рис. 2.2.).
 
 
 Рис. 2.2. Виды кризисов по целям предприятия, находящимся под угрозой
  О кризисе стратегий/стратегическом кризисе речь идет тогда, когда потенциал развития предприятия (инновационного потенциала), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан и/или нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.
  Кризис результатов/результативный кризис, или еще возможно его назвать оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать, для повышения доходов потенциал развития предприятия.
  При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса/превышения пассивов над активами.
 ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КРИЗИСОВ
  Кризис нельзя рассматривать как статическое состояние, его обязательно необходимо рассматривать как процесс.
  Нормальное развитие предприятия может иметь различные отклонения, которые быстро могут привести к ошибочному/ нежелательному развитию и поставить под угрозу предприятие или даже само его существование. Если ошибочное развитие было своевременно выявлено, то можно принять адекватную коррекцию курса на нормальное развитие. Для того чтобы можно было разработать правильную коррекцию курса, необходимы четкие знания о процессе кризиса и о этапах развития кризисного процесса.
  Процесс представляет собой общее развитие, которое изменяет, разрушает имеющуюся структуру связей/отношений или заново формирует ее.
  Кризис предприятия в общем смысле представляет собой ограниченный по времени процесс. Он может быть управляем или как минимум удерживаем в определенных границах, или находится под влиянием как внутрифирменном так и внешнем. Кризисные процессы в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала и т.д. могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь последствия различной степени тяжести.
  Для представления кризиса предприятия как процесса существуют различные исходные установки и точки зрения.

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу