<< Пред. стр. 8 (из 19) След. >>
В случае, если представленными документами наличие не исполненных в срок государственных обязательств не доказано, зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним считается неустановленной.4.4. На основании данных таблицы 5 производится расчет коэффициента текущей ликвидности предприятия из предложения своевременного погашения государственной задолженности перед предприятием. При расчете значения указанного коэффициента суммарный объем кредиторской задолженности предприятия корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, а сумма государственной задолженности вычитается из суммарных дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия.
4.4.1. Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием рассчитывается исходя из объемов и продолжительности периода задолженности по каждому из не исполненных в срок государственных обязательств, дисконтированной по ставке Центрального банка России на момент возникновения задолженности:
(4)
где:
Z - сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием;
Pi - объем государственной задолженности по i - тому не исполненному в срок обязательству государства;
ti - период задолженности до i-тому не исполненному в срок обязательству государства;
Si - годовая учетная, ставка ЦБ на момент возникновения задолженности.
4.4.2. Значение коэффициента текущей ликвидности предприятия, рассчитываемое ид предположения своевременного погашения государственной задолженности, определяется по формуле:
(5)
4.4.5. На основании рассчитанного в соответствии с п. 4.4.2 значения скорректированного коэффициента текущей ликвидности определяется зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним.
Установленная в соответствии с п. 3.1 неплатежеспособность предприятия считается непосредственно связанной с задолженностью государства перед нем, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное в соответствии с п. 4.4.2. равно или превышает критериальное значение указанного коэффициента, установленное Постановлением Правительства от 30 мае 1994 года № 498, то есть
Кl > 2
Установленная в соответствии с п. 3.1 неплатежеспособность предприятия считается не связанной непосредственно с задолженностью государства перед ним, если:
- значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное в соответствии с п. 4.4.2, ниже критериального значения указанного коэффициента, установленного Постановлением Правительства российской Федерации од 20 мая 1894 года № 498, то есть
Кl < 2, либо
- в соответствии с п.п. 4.2 или 4,3 зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним признается неустановленной.
4.6. Бели в соответствии с п. 4.5 установлено, что неплатежеспособность предприятия не связана непосредственно с задолженностью государства перед ним, указанное обстоятельство является достаточным основанием для применения а отношении директора, предприятия" находящегося в государственной собственности, мер ответственности, предусмотренных п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 июне 1994 года №1114 "О продаже государственных предприятий-должников",
Установление указанного обстоятельства в отношении предприятия, в уставном капитале которого более 50% долей (паев, акций) находится в государственной собственности, влечет за собой обязательные юридические действия Федерального управления по отстранению директора предприятия от занимаемой должности по решению органа предприятия, уполномоченного, в соответствии о его учредительными документами принимать решения по указанному вопросу, созываемого во внеочередном порядке по инициативе Федерального управления,
Решение об отстранении директора от занимаемой должности может быть вынесено с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса.
4.7. Если в соответствии с п. 4.5 установлено, что неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним, указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для применения в отношении директора предприятия мер ответственности, предусмотренных п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года №1114.
5. Анализ финансового состояния неплатежеспособного
предприятия
Установив неплатежеспособность предприятия и неудовлетворительность структуры его баланса, целесообразно провести детальный анализ представленных предприятием документов бухгалтерской отчетности. Целью данного Этапа анализа является выявление причин ухудшения его финансового состояния.
Однако информация, содержащаяся в балансе и формах, прилагаемых к нему, не позволяет сделать исчерпывающие выводы о характере и устойчивости финансовой, а также хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия; на ее основе не всегда можно выявить и исследовать, отраслевые особенности рассматриваемого предприятия. Это обусловливает необходимость при подготовке и обосновании принимаемых Федеральным управлением и его территориальными агентствами решений в отношении неплатежеспособных предприятий проведения углубленного и комплексного анализа деятельности предприятий на основе дополнительно запрашиваемых данных.
В то же время исследование баланса предприятия дает возможность оценить динамику изменения отдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направления изменения структуры баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналогичными показателями других предприятий отрасли.
5.1. Анализ динамики валюты баланса
В ходе анализа сопоставляются данные по валюте баланса (стр. 360 либо 780) на начало и конец отчетного периода. При этом уменьшение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период однозначно свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что могло повлечь его неплатежеспособность. Установление факта сворачивания хозяйственной деятельности требует проведения тщательного анализа его причин (сокращение платежеспособного спроса на товары, работы и услуги данного предприятия, ограничение доступа на рынки необходимого сырья, материалов и полуфабрикатов, постепенное включение в активный хозяйственный оборот дочерних предприятий за счет материнской компании и т. д.). В зависимости от того, какие обстоятельства обусловили сокращение хозяйственного оборота данного предприятия, могут быть рекомендованы различные пути вывода его из состояния неплатежеспособности.
Анализируя увеличение валюты баланса за отчетный период, необходимо учитывать влияние переоценки основных фондов, когда увеличение их стоимости не связано с развитием производственной деятельности. Наиболее сложно учесть влияние инфляционных процессов, однако без этого затруднительно сделать однозначный вывод о том, является ли увеличение валюты баланса следствием только лишь удорожания готовой продукции под воздействием инфляции сырья, материалов либо оно показывает и на расширение хозяйственной деятельности предприятия. При наличии устойчивой базы расширения хозяйственного оборота предприятия причины его неплатежеспособности следует искать в нерациональности проводимой кредитно-финансовой политики, включая и. использование получаемой прибыли, в ошибках при определении ценовой стратегии и т. д.
5.2. Методический подход к анализу структуры баланса
Для обеспечения сопоставимости исследуемых данных по статьям и разделам баланса на начало и конец отчетного периода анализ проводится на основе удельных показателей, рассчитываемых к валюте баланса, которая принимается за 100 процентов. При этом рекомендуется определять как изменения данных показателей в структуре баланса за рассматриваемый период, так и направленность изменений (увеличение, снижение). Результаты расчетов заносятся в таблицы 2 и 3 приложения.
5.3. Анализ структуры пассивов предприятия
Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности. Такой причиной может быть нерационально высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности. При определении соотношения собственных средств и заемных следует учитывать, что, как правило, долгосрочные кредиты я займы (строки 500 и 51,0) приравниваются к источникам собственных средств (строка 480).
Кроме того, при определенных условиях такие статьи пассива баланса, как доходы будущих периодов (строка 730), резервы предстоящих расходов и платежей (строка 740) и резервы по сомнительным долгам, (строка 760), являются, по существу, источниками собственных средств предприятия.
5.3.1. Анализ источников собственных средств предприятия
Источниками собственных средств предприятия являются: уставный капитал с учетом добавочного капитала как следствия переоценки основных фондов (строки 400 и 401), резервный капитал и резервные фонды (строки 402 и 410), фонды накопления (строка 420), целевые финансирования и поступления (строка 430), а также нераспределенная прибыль отчетного года (строка 472) и прошлых лет (строка 460).
Увеличение доли собственных средств за счет любого из перечисленных источников способствует усилению финансовой устойчивости предприятия. При этом наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств предприятия и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности.
5.3.2. Исследование структуры краткосрочной кредиторской задолженности предприятия
Анализируются структура краткосрочной кредиторской задолженности: краткосрочные кредиты банков и различные займы (строки 600, 620); задолженность перед другими предприятиями (строки 630, 640, 680, 710, 720); задолженность перед бюджетом (строка 700); соцстрахом (строки 660, 670); внебюджетными фондами (строка 690); задолженность по оплате труда (строка 650), и тенденции ее изменения.
Выявленная тенденция к увеличению доли заемных средств а источниках образования активов предприятия, с одной стороны свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятие и повышении степени его финансовых рисков, а с другой об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.
При наличии информации о конкретных кредиторах предприятия, сроках выполнения обязательств перед ними целесообразно составить их перечень, о указанием полного названия, юридического адреса, сроков, сумм платежей и доли данного кредита в общей задолженности предприятия. Особое внимание следует уделить наличию (и возможному ту) просроченной задолженности предприятия перед бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению, по внебюджетным платежам.
5.4. Анализ структуры активов предприятия
Активы предприятия и их структура наследуются как с точки зрения их участия в производстве" так и с точки зрения оценки их ликвидности. Непосредственно в производственном цикле участвуют: основные средства и нематериальные активы, запасы и затраты, денежные средства. К наиболее легколиквидным активам предприятия относят денежные средства на счетах, а также краткосрочные ценные бумаги; наиболее труднореализуемым активам - основные фонды, находящие на балансе предприятия, и прочие внеоборотные активы.
Изменение структуры активов предприятия в пользу увеличения ли оборотных средств может свидетельствовать о:
- формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств предприятия;
- отвлечении части текущих активов на кредитование потребителей товаров, работ и услуг предприятия, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической иммобилизации этой части оборотных, средств из производственного процесса;
- сворачивании производственной базы;
- искажении реальной оценки основных фондов вследствие существующего порядка их бухгалтерского учета и т, д.
Для того чтобы сделать однозначные выводи о причинах изменения данной пропорции в структуре активов, необходимо провести детальный анализ разделов и отдельных статей актива баланса, а также, при необходимости, запросить у предприятия требующуюся дополнительную информацию.
5.4.1. Анализ основных средств и прочих внеоборотных активов предприятия.
Учитывая то, что удельный вес основных средств может изменяться и вследствие воздействия внешних факторов (например, порядок их учета, при котором происходит запаздывающая коррекция стоимости основных фондов в условиях инфляции, в то время как цены на сырье, материалы, готовую продукцию могут расти достаточно высокими темпами), необходимо обратить особое внимание на изменение абсолютных показателей за отчетный период (строки 020, 021, 022), которое отражает движение основных средств (амортизация и выбытие основных фондов, ввод в действие новых основных фондов).
Наличие в составе активов предприятия нематериальных активов (строка 012) косвенно характеризует избранную предприятием стратегию как инновационную, так как оно вкладывает средства в патенты, лицензии, другую интеллектуальную собственность, хотя подобные вложения требуют дополнительной (вне рамок данного анализа) оценки их экономической эффективности.
Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений предприятия, однако, поскольку предприятие в .соответствии с разделами 1 - 3 настоящих Методических положений может быть признано неплатежеспособным, необходимо в ходе дальнейшего анализа на основе дополнительно запрашиваемой информации изучить портфель инвестиционных ценных бумаг предприятия и дать оценку их ликвидности, а также эффективности отвлечений средств предприятия на данные вложения.
При анализе первого раздела актива баланса следует обратить внимание на тенденции изменения таких его элементов (статей), как оборудование к установке (строка 030) и незавершенные капитальные вложения (строка 040), поскольку данные активы не участвуют в производственном обороте и, следовательно, при определенных условиях увеличение их доли может негативно сказаться на результативности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
5.4.2. Анализ структуры оборотных средств предприятия
Скорость, оборота текущих активов предприятия является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем скорость оборота выше, тем выбранная стратегия эффективнее.
Поэтому рост (абсолютный и относительный) оборотных средств может свидетельствовать ее только о расширении производства или действия фактора инфляции, но и о замедлении их оборота, это объективно вызывает потребность в увеличении их массы.
Для определения тенденций оборачиваемости оборотных средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости как отношение выручки (валового дохода) от реализаций продукции (строка 010 формы № 2) к сумме оборотных средств предприятия (сумма строк 180 и 330 формы № 1). Уменьшение коэффициента, рассчитанного на конец отчетного периода, по сравнению с коэффициентом, рассчитанным на начало отчетного периода, свидетельствует о замедлении оборота оборотных средств.
При изучении структуры запасов и затрат основное внимание целесообразно уделить выявлению тенденций изменения таких элементов текущих активов, как производственные запасы (строка 100), незавершенное производство (строка 130), готовая продукция (строка 150) и товары (строка 1б2).
Увеличение удельного веса производственных запасов может свидетельствовать о:
- наращивании производственного потенциала предприятия;
- стремлении за счет вложений в производственные запасы защитить денежные активы предприятия от обесценивания под воздействием инфляции;
- нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, чья ликвидность может быть невысокой.
Таким образом, хотя тенденция к росту запасов и затрат может привести к увеличению на некотором отрезке времени значения коэффициента текущей ликвидности, необходимо проанализировать, не происходит ли это увеличение за счет необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что в конечном итоге приводит к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния предприятия.
Большое внимание при исследовании тенденций изменения структуры оборотных средств предприятия следует уделить разделу "Денежные средства, расчеты и прочие активы", особенно в части расчетов с дебиторами.
Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам за товары, работы и услуги (строка 220), по векселям полученным (строка 210) могут свидетельствовать о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, в том случае, когда платежи предприятию задерживаются, оно вынуждено брать кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.
Следует иметь в виду, что наличие сумм по строке 750 - резервы по сомнительным долгам - подтверждает наличие просроченной кредиторской задолженности.
Для более глубокого анализа дебиторской задолженности предприятия необходимо дополнительно запросить ее расшифровку с указанием сведений о каждом дебиторе, сумм дебиторской задолженности и срок ее погашения. При этом основной задачей последующего анализа дебиторской задолженности является оценка ее ликвидности, то есть оценка возвратности долгов предприятию.
Поскольку денежные средства (строки 280, 290, 300 и 310) и краткосрочные финансовые вложения (строка 270) являются наиболее легко реализуемыми активами, то увеличение их доли в условиях низких темпов инфляции (3-8% годовых) и эффективно функционирующего рынка ценных бумаг могло бы рассматриваться как положительная тенденция. Однако, в существующих условиях для того, чтобы сделать однозначные выводы, необходимо, во-первых, оценить ликвидность краткосрочных ценных бумаг, находящихся в портфеле данного предприятия, и, во-вторых, оценить скорость оборота денежных средств, сопоставив его с темпами инфляции, для чего требуется дополнительно запрашиваемая информация.
5.5. Анализ результатов финансовой деятельности
Необходимым элементом анализа является исследование результат финансовой деятельности и направлений использования получение прибыли. Исходная для анализа информация содержится в прилагаемо к балансу предприятия форме 2 "Отчет о финансовых результатах их использовании", на основе которой заполняется таблица 4 приложения.
В том случае, если предприятие убыточно можно сделать вывод об отсутствии источника пополнения собственных средств для; ведения им не нормальной хозяйственной деятельности. Если же хозяйственная деятельность предприятия сопровождалась получением прибыли, следует оценить те пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды, в фонды накопления и фонды потребления. При этом наличие значительных отчислений в фонды потребления можно рассматривать как одну из характеристик избранной предприятием стратегии в осуществлении финансовой деятельности. В условиях неплатежеспособности предприятия данную часть прибыли целесообразно рассматривать как потенциальный резерв собственных средств, которые при изменении соотношений в распределении прибыли между фондами потребления и накопления можно было бы направить на пополнение оборотных средств.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анализ финансового состояния предприятий
Наименование организации __________________________________________________
Документы представлены на дату: ____________________________________________
Таблица 1
Оценка структуры баланса
№ п/п Наименование показателей На начало периода На момент установлений платежеспособности Норма коэффициента 1 2 3 4 5 1. . Коэффициент текущей ликвидности стр. (180 + 330) делим на стр. 770 - (500 + 510 + 730 + 735 + 740) не менее 2 2.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами стр. (460 - 080) делим на стр.
(180 +330)
на менее 0,1
3. Коэффициент восстановления платежеспособности предприятия1
(см. стр. 17) не менее 1,0 Из данной таблицы расчет по формуле:
где Т принимает значения 3, 6, 9 или 12 мес.
4. Коэффициент утраты платежеспособности предприятия2
(см. стр. 17) Из данной таблицы расчет по формуле:
где Т принимает значения 3, 6, 9 или 12 мес.
Таблица 2
Структура пассива баланса, участие основных разделов в пополнении активной части баланса
№ п/п
Наименование статей баланса предприятия
Показатели структуры пассива баланса предприятия в валюте баланса на начало на конец прирост (+),
снижение (-) абсолют. уд. вес абсолют. уд. вес абсолют. уд. вес 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Источники собственник средств предприятия (стр. 480) 2. Долгосрочные кредиты (сумма стр. 500, 510) 3. Краткосрочные кредиты банков и различные займы (сумма стр. 600, 620) 4. Задолженность предприятия перед другими предприятиями-кредиторами (стр. 630 + 640 + 680 + 710 + 720) 5. Задолженность перед бюджетом (стр. 700) 6. Задолженность перед соцстрахом, страховые платежи, внебюджетные фонды (стр. 660 + 670 + 690) 7. Задолженность по оплате труда (стр.650) 8. Прочие стр. (610+730+735+740+ +750+760) Валюта баланса 100 100 Краткие выводы:
Таблица 3
Структура актива баланса, анализ основных разделов актива предприятия в его производственной деятельности и в получении прибыли
№ п/п
Наименование статей баланса предприятия
Показатели структуры пассива баланса предприятия в валюте баланса на начало на конец прирост (+),
снижение (-) абсо-
лют. уд.
вес абсо-
лют. уд.
вес абсо-
лют. уд.
вес 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Основные средства и прочие внеоборотные активы (стр. 080) 1.1 Нематериальные активы (стр. 012) 1.2. Основные средства (стр. 022) 1.3. Оборудование к установке (сто. 030) 1.4. Незавершенные капитальные вложения (стр. 040) 1.5. Долгосрочные финансовые вложения (стр. 050) 2. Оборотные фонды (сумма стр. 180, 330) 2.1. Запасы и затраты (стр. 180) 2.1.1. Производственные запасы и прочие запасы и затраты (сумма стр. 100+176) 2.1.2. Незавершенное производство (стр. 130) 2.1.3. Готовая продукция (стр. 150) 2.1.4. Товары (сто. 162) 2.2. Денежные средства и прочие активы (стр. 330) 2.2.1. Расчеты с дебиторами: (стр. 199+300+21 0+220+230+240+ +250+260) 2.2.1.1. с дочерними предприятиям (стр. 220) 2.2.1.2 за товары, работы, услуги (стр. 199 + 200 + 250) 2.2.1.3 с бюджетом (стр. 230) 2.2.1.4 Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам (стр. 260) 2.2.2. Краткосрочные финансовые вложения (стр. 270) 2.2.3. Денежные средства (стр. 280+ 290 + +З00 + 310) 2.2.4. Прочие оборотные активы (стр. 320) 3. Убытки: 3.1. прошлых лет (стр. 340) 3.2. отчетного года (стр. 350) Валюта баланса (стр. 360) 100 100 Таблица 4
Анализ структуры прибыли предприятия и ее использования
Наименование статей баланса предприятия (из формы 2 приложения к балансу) Hа конец периода абсолютное значение показателя Удельный вес показателя в балансовой прибыли Балансовая прибыль или убыток (стр. 090) Платежи в бюджет (стр. 200) Отчисления в резервный фонд (стр.210) Отвлечено на: фонды накопления (стр. 220) фонды потребления (стр. 230) благотворительные цели (стр. 250) другие цели (стр. 260) Краткие выводы: Таблица 5
Сведения о структуре государственной задолженности
перед предприятием
№
п/п Объём госу-
дарственной
задолженности
по заказу (этапу) тыс. руб. Дата воз-
никно-
вения
задол-
женности Дата
оконча-
ния за-
должен-
ности1 Период
задолжен-ности Учетная
ставка ЦБ
на момент
возникновения
задолженности
в % Документ.
подтверждающий
наличие
государственной
задолженности
перед предприятием 1
2
3 Справочно: учетная ставка Центрального банка России в 1993 году - первой половине 1994 г. (заполняется по мере изменения величины учетной ставки)
Дата 1.01.93 30.03.93 2.06.93 22.06.93 29.06.93 15.09.93 Ставка 80% 100% 110% 120% 140% 170%
23.09.93 15.10.93 29.04.94 17.05.94 2.06.94 22.06.94 30.06.94 180% 210% 205% 200% 185% 170% 155% Общий вывод: _____________________________________________________________
Подпись исполнителя ______________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 августа 1994 года № 1001
Положение о порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствий с Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" и определяет порядок отнесения государственных предприятий-должников к градообразующим, также особенности продажи указанных предприятий, устанавливаемые исходя из необходимости предотвращения негативных, социальных последствий, связанных с возможностью их банкротства.
2. Настоящее Положение применяется к предприятиям, в отношении которых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)" принято решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятий - неплатежеспособными (далее именуются - предприятия-должники).
Действие настоящего Положения распространяется на государственные предприятия-должники, а также предприятия-должники, в капитале которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в федеральной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации.
3. В целях настоящего Положения к градообразующим предприятиям-должникам относятся:
а) предприятие-должник, на котором занято не менее 30 процентов от общего числа работающих на предприятиях города (поселка);
б) предприятие-должник, имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30 процентов населения города (поселка).
II. Порядок отнесения предприятий-должников к градообразующим
4. Решение вопроса об отнесении предприятия к градообразующим принимается в срок не более одного месяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Указанное решение принимается органом, уполномоченным в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года № 1114, принимать решение об обязательной продаже (далее именуется - уполномоченный орган).
Предприятие-должник подлежит отнесению к градообразующим, если оно соответствует одному из критериев, определенных пунктом 3 настоящего Положения.
5. Для принятия решения об отнесении предприятия-должника к градообразующим соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, получивший уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, направляет уполномоченному органу заключение о необходимости отнесения предприятия-должника, к градообразующим.
Указанное заключение должно основываться на критериях, определенных пунктом 3 настоящего Положения, а также содержать предложения по применению особенностей продажи государственного предприятия-должника, установленных разделом III настоящего Положения. Заключение об отнесении федерального государственного предприятия-должника к градообразующим должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
В случае, если в 20-дневный срок соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представил такого заключения, отнесение предприятия к градообразующим осуществляется уполномоченным органом самостоятельно.
III. Продажа предприятий-должников, являющихся градообразующими
6. Продажа предприятий-должников, являющихся градообразующими, осуществляется в соответствии с Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников", с учетом особенностей, определенных настоящим разделом.
7. Продажа предприятий-должников, признанных градообразующими, с сохранением статуса юридического лица осуществляется в соответствии с разделом II Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников на коммерческом или инвестиционном конкурсах с учетом следующих особенностей:
- в условия конкурса включается обязательное требование сохранения числа рабочих мест на предприятии в случае, если предприятие отнесено к градообразующим на основании пункта 3 "а" настоящего Положения;
- ограничение по минимальной начальной цене продажи предприятия не устанавливается;
- объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающей население города (поселка), находящиеся на балансе предприятия, подлежат исключению из состава имущества предприятия при его продаже.
8. Продажа имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников, призванных градообразующими" осуществляется в соответствии с разделом III Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников на аукционе, коммерческом или инвестиционном конкурсах с учетом следующий особенностей:
- решение о ликвидации предприятий-должников и продаже их имущества (активов) может быть принято только по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающей население города (поселка), находящиеся на балансе предприятия, подлежит исключению из состава имущества предприятия при его продаже.
9. Продажа находящихся в федеральной собственности пли государственной собственности субъектов Российской Федерации Долей (паев, акций) в капитале предприятий-должников, признанных градообразующими, осуществляется в соответствии с разделом IV Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников на аукционе или коммерческом конкурсе с учетом следующих особенностей:
- ограничение во Минимальной начальной цене продажи долей (паев, пакета акций) не устанавливается;
- при продаже долей (паев, акций) на коммерческом конкурсе в условия проведения конкурса может включаться требование по погашению в срок не более 1 месяца со дня заключения договора купли-продажи просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника, уменьшенной пропорционально отношению приобретаемой государственной доли (пая, пакета акций) к размеру уставного капитала, но не менее суммы средств, необходимой для покрытия фактической задолженности предприятия по оплате труда работникам предприятия. Указанные средства в первоочередном порядке направляются на погашение задолженности по оплате труда работникам предприятия.
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 ноября 1995 года № 1081
Положение об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций
1. Настоящее Положение определяет особенности процедур, применяемых в отношении федеральных государственных сельскохозяйственных организаций, а также сельскохозяйственных организаций, в капитале которых доля (вклад) РФ составляет более 25 процентов, признанных установленном порядке неплатежеспособными и имеющими неудовлетворительную структуру баланса.
2. Установленные настоящим Положением особенности процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, учитываются при:
а) решении вопроса о применении реорганизационных процедур (внешнего управления имуществом должника или санации) при рассмотрении в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) организации, а также при осуществлении, указанных процедур;
б) подготовке и реализации мер по продаже государственного унитарного предприятия в соответствии с разделом II Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников";
в) подготовке и реализации плана ликвидации государственного унитарного предприятия в соответствии с разделом Ш Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года №1114 "О продаже государственных предприятий-должников".
3. При принятии и реализации решений о применении процедур в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций учитываются следующие особенности:
- необходимость сохранения целевого использования земли как основного средства производства в сельском хозяйстве;
- специфика земельных отношений, форм собственности на землю;
- сезонность производства;
- зависимость результатов производства от природно-климатических условий;
- необходимость сохранения жизнедеятельности объектов социальной сферы, находящихся на балансе организации;
- территориальная и технологическая взаимоувязанность основного производства и производственной инфраструктуры;
- градообразующий и селообразующий характер организации.
4. Процедуры, применяемые в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, могут предусматривать осуществление мёр, направленных на:
а) оказание организации финансовой поддержки путем:
- зачета задолженности перед государством по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на сумму не исполненных в срок государственных обязательств перед организацией;
- предоставления в установленном порядке государственной финансовой поддержки, отсрочки по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
- оформления государственного Долга в виде государственных ценных бумаг;
б) реорганизацию организации, в том числе изменение ее организационно-правовой формы;
в) выделение объектов социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры и передачу их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления;
г) выделение другого имущества (активов) организации и его продажу.
5. Меры, применяемые в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в рамках установленных процедур, осуществляются в следующей последовательности:
а) выделение для передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органам местного самоуправления объектов социально-коммунальной сферы, инженерной инфраструктуры, а также иных объектов жизнеобеспечения населенных пунктов;
б) рассмотрение возможности предоставления в установленном порядке государственной финансовой поддержки;
в) реорганизация организации, в том числе изменение организационно-правовой формы;
г) выделение при необходимости части Имущества (активов) организации и его реализация по частям (лотам) с направлением вырученных от продажи средств на удовлетворение требований кредиторов;
д) продажа в случае ликвидации организации ее имущества (активов) по частям (лотам) с удовлетворением требований кредиторов за счет и пределах вырученных от продажи средств.
6. В условия конкурса по продаже объектов недвижимого имуществ (лотов) сельскохозяйственной организации включается требование сохранению направленности использования указанных объектов,
7. Продажа имущества (активов) сельскохозяйственной организации осуществляется с учетом особенностей, установленных земельным законодательством.
8. Разработанные меры по продаже либо план ликвидации сельскохозяйственной организации в форме федерального государственного унитарного предприятия утверждаются федеральным управлением по делам несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом с учетом заключения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, либо другого федерального органа исполнительной власти, имеющего в своем ведении указанное предприятие, которое содержать рекомендации по применению особенностей, установленных пунктом 3 настоящего Положения. Указанное заключение должно быть представлено не позднее 30 календарных дней с момента поступления запроса этого Управления.
9. Сельскохозяйственным организациям, имеющим важное значение для развития отрасли (семеноводческие, племенные и другие) и реальную возможность восстановить свою платежеспособность, финансов поддержка оказывается в первоочередном порядке.
10. Ликвидационные процедуры применяются в первую очередь сельскохозяйственным организациям, не имеющим перспектив дальнейшего развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению ФСДН России
от 27 августа 1998 года № 16-р
Методические рекомендации по ускоренному порядку применения процедур банкротства
Настоящие Методические рекомендации в соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации от 22 мая 1998 г. № 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" и на основании п. 2 ст. 25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъясняют порядок и условия применения процедур банкротства в ускоренном режиме (далее - ускоренные процедуры банкротства).
1. Принятие решения о применении ускоренных процедур банкротства
Ускоренные процедуры банкротства могут быть применены по инициативе кредиторов любой организации - должника, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Для подготовки решения о применении в отношении организации-должника ускоренных процедур банкротства временный управляющий, назначенный арбитражным судом на стадии наблюдения, помимо функций, предусмотренных Федеральным законом, "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляет в инициативном порядке разработку плана внешнего управления в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства. Плач внешнего управления может быть разработан на основе примерного плана внешнего управления, содержащегося в настоящих рекомендациях.
Не позднее двух недель до даты проведения первого собрания кредиторов временный управляющий информирует кредиторов о возможности принятия решения о применении ускоренных Процедур банкротства и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления.
Разработанный временным управляющим план внешнего управления рассматривается коллегией уполномоченных государственных представителей в порядке, установленном распоряжением: ФСДН России от 15 июня 1998 г. № 9-р.
План внешнего управления, составленный в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства, выносится временным управляющим на рассмотрение первого собрания кредиторов.
Для проведения ускоренных процедур банкротства на первом собрании кредиторов должны быть приняты решения:
- о введении внешнего управления;
- о применении ускоренных процедур банкротства и об утверждении плана внешнего управления, составленного в соответствии с порядком осуществления ускоренных процедур банкротства. В случае непринятия хотя бы одного из указанных решений процедуры банкротства осуществляются в обычном режиме.
В случае принятия решения о применении ускоренных процедур банкротства и при отсутствии оснований для принятия иных решений рекомендуется предложить первому собранию кредиторов принять решения:
- об утверждении кандидатуры временного управляющего, осуществившего разработку плана внешнего управления, внешним управляющим;
- о формировании комитета кредиторов.
Формирование комитета кредиторов (определение количественного состава и избрание его членов) целесообразно произвести таким образом, чтобы кредиторы, участвовавшие в первом собрании кредиторов, принявшем решение о применении ускоренных процедур банкротства, имели все возможности контролировать ход реализации соответствующих процедур банкротства.
2. План внешнего управления
По решению временного управляющего для составления плана внешнего управления может быть проведена инвентаризация имущества организации - должника. (Здесь и далее комментарии даются к примерному плану внешнего управления, содержащемуся в настоящих рекомендациях.)
Раздел I
В первом разделе плана внешнего управления указываются основные характеристики организации - должника, позволяющие получить преставление о характере бизнеса организации - должника и структуре организации.
Для заполнения пунктов 14 - 16 первого раздела целесообразно получить информацию о всех договорах организации-должника.
Раздел II
Во втором разделе плана внешнего управления приводятся данные об имущественном комплексе (предприятии) организации - должника, существенные для принятия Кредиторами решения о проведении ускоренных процедур банкротства. К таким данным, прежде всего, относятся:
- данные о границах, размерах, местоположении земельного участка, о правах на земельный участок;
- инфраструктура предприятия;
- характеристика объектов недвижимости, входящих в имущественный комплекс предприятия, включая не завершенные строительством объекты;
- обременение имущества правами третьих лиц (залог, аренда и т.п.);
- характеристика нематериальных активов;
- характеристика оборудования;
- характеристика долгосрочных финансовых вложений;
- иная существенная информация.
При описании объектов недвижимости следует обратить внимание наличие или отсутствие государственной регистрации прав на имущественный комплекс или отдельные объекты недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Аналогичным образом должны быть установлены факты государственной регистрации сделок, связанных с обременением недвижимого имущества.
При описании долгосрочных финансовых вложений указываются наименование, организационно - правовая форма, адрес и реквизиты организаций, учрежденных организацией - должником, либо организаций, в которых организация - должник имеет долевое участие (дочерние государственные или муниципальные предприятия, хозяйственные общем и товарищества, некоммерческие организации и т.п.), а также доля организации - должника в уставном капитале указанных организаций.
Далее приводится общая характеристика основного оборудования организаций, включающая такие показатели, как степень износа, возможность модернизации и т.п.
При описании дебиторской задолженности указываются значимые факторы, такие как наличие и величина задолженности государства перед организацией - должником, величина задолженности, безнадежной к взысканию, величина ликвидной задолженности и т.п.
При указании данных о стоимости активов организации - должника используются данные баланса организации - должника на начало месяца, предшествующего дате проведения первого собрания кредиторов. Указанный баланс представляется для ознакомления кредиторам в качестве приложении к плану внешнего управления. По решению временного управляющего в качестве приложений к плану внешнего управления могут быть представлены формы № 2 - б балансовой отчетности организации - должника.
Во втором разделе плана внешнего управления указывается укрупненный перечень и стоимость (по балансу) имущества организации-должника, не подлежащего включению в конкурсную массу. В конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника" а том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуру, жизненно необходимые для региона.
Раздел III
В третьем разделе плана внешнего управления дается характеристика обязательств организации - должника. При этом отдельно выделяются обязательства, которые подлежат включению в состав предприятия (имущественного комплекса), подлежащего продаже" или внесению в уставный капитал вновь Создаваемого акционерного общества. Временный управляющий должен учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 86 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия.
В состав предприятия не включаются:
- обязательства организации - должника, связанные с реализацией плана внешнего управления, в пределах сумм, установленных сметой расходов (раздел V);
- обязательства организации - должника по уплате задолженности по удовлетворению требований граждан, перед которыми организация-должник песет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью (Задолженность перед кредиторами первой очереди), существовавшей на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
- обязательства организации - должника по уплате задолженности по заработной плате" выплате вознаграждений по авторским договорам (задолженность перед кредиторами второй очереди), существовавшей на момент перехода прав и обязанностей работодателя от должника к созданному на базе его имущества акционерному обществу или к покупателю предприятия.
Таким образом, при применении ускоренной процедуры банкротства открытое акционерное общество, созданное на базе имущества организации - должника, или покупатель предприятия (бизнеса) должника принимают на себя обязательства по выплате текущих платежей, обеспечивающих нормальное функционирование бизнеса, в то время как все задолженности организации - должника остаются за организацией-должником и погашаются в очередности, предусмотренной законом.
Раздел IV
При заполнении четвертого раздела плана внешнего управления указывается один из двух вариантов проведения ускоренной процедуры банкротства. Решение о выборе варианта проведения, ускоренной процедуры банкротства принимается первым собранием кредиторов при рассмотрении и утверждении плана внешнего управления.
Вариант 1 предусматривает создание на базе имущественного комплекса (предприятия) организации - должника открытого акционерного общества с замещением в составе активов должника этого имущественного комплекса на акции вновь образованного общества.
Вариант 2 предусматривает продажу предприятия (бизнеса) должника в соответствии со статьей 86 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
При реализации варианта 1 имущественный комплекс (предприятие) организации - должника понимается в смысле п. 1 ст. 86 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", т.е. как все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
При продаже предприятия иди при внесении предприятия в уставный капитал в состав предприятия включаются обязательства, предусмотренные разделом III плана внешнего управления.
В состав предприятия не включается имущество, не подлежащее включению в конкурсную массу, а также средства, необходимые для осуществления расходов по Выполнению плана внешнего управления в соответствии со сметой, указанной в плане внешнего управления.
Действия по реорганизации бизнеса должника могут предусматривать создание на базе имущественного комплекса должника нескольких акционерных обществ. В этом случае в плане внешнего управления должны быть указаны состав и стоимость имущества, подлежащего внесению в уставный капитал каждого акционерного общества. При этом указанное имущество в совокупности должно составлять все имущество организации - должника.
Содержание раздела IV для варианта 1
Дается характеристика открытого акционерного общества, создаваемого на базе имущества организации - должника. При этом в плане внешнего управления указывается не конкретная величина уставного капитала вновь создаваемого акционерного общества, а порядок определения величины уставного капитала. Величина уставного капитала акционерного общества рассчитывается на момент составления акта передачи имущественного комплекса как стоимость активов организации -должника (1 и 2 разделы актива баланса) без учета стоимости имущества, не подлежащего включению в конкурсную массу, и средств, необходимых для выполнения плана внешнего управления в соответствии с утвержденной сметой. В случае, если рассчитанная таким образом величина уставного капитала превышает 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, необходима денежная оценка имущественного комплекса, вносимого в уставный капитал, осуществляемая независимым оценщиком, аккредитованным при ФСДН России (требование пункта 3 статьи 34 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Количество акций открытого акционерного общества также определяется после составления акта передачи путем деления величины уставного капитала на номинальную стоимость акций. ' В пунктах 1-4 указываются: наименование открытого акционерного общества, создаваемого на базе имущества организации - должника, категория выпускаемых акций - обыкновенные именные; номинальная стоимость акций. Рекомендуемая форма выпуска акций - бездокументарная.
В пункте 5 этого раздела указывается, что размещение акций осуществляется при учреждений акционерного общества: акции размещаются в собственность организации - должника. Оплата акций общества производится имуществом организации - должника, при этом к моменту регистрации общества оплачивается 100% уставного капитала.
В пункте 6 раздела дается указание на необходимость регистрации проспекта эмиссии с учетом того, что такая регистрация требуется в случае, когда величина уставного капитала вновь создаваемого акционерного общества превышает 50 тысяч установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
Далее указываются существенные условия продажи акций открытого акционерного общества, создаваемого на базе имущества организации-должника. При этом целесообразно указать, что акции открытого акционерного общества продаются в порядке, установленном Положением о продаже акций открытого акционерного общества, созданного на базе имущества организации - должника, и предприятия (бизнеса) должника при применении ускоренной процедуры банкротства, утвержденным ФСДН России.
Для целей продажи в плане внешнего управления определяются начальная, цена продажи акций на первом этапе (аукцион), цена отсечения, размер задатка, а также начальная цена продажи акций на втором этапе (комиссионная продажа).
В случае, если при проведении аукциона по продаже акций получена заявка на приобретение акций от одного участника, аукцион не проводится. При наличии согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов акции могут быть проданы без проведения повторного аукциона единственному участнику, подавшему заявку. Такое согласие комитета кредиторов или собрания кредиторов должно быть получено заранее, а отметка об этом решении сделана в пункте 11 этого раздела.
Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на базе имущества организации - должника, является организация - должник. При этом после введения внешнего управления, в рамках которого осуществляются ускоренные процедуры банкротства, в соответствии со статьей 69 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему. Таким образом, решение об учреждении открытого акционерного общества, утверждение устава и подписание акта передачи имущества вновь создаваемому акционерному обществу находятся в компетенции внешнего управляющего организации - должника.
Для усиления контроля за реализацией плана внешнего управления со стороны кредиторов до момента продажи акций открытого акционерного общества и вступления в права нового собственника акций Совет директоров открытого акционерного общества не образуется, а его функции осуществляет учредитель (организация - должник) в лице внешнего управляющего. При этом решением об учреждении открытого акционерного общества Генеральным директором открытого акционерного обще назначается внешний управляющий организации - должника.
Однако полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом открытого акционерного общества ограничены планом внешнего управления. До момента передачи полномочий по управлению акционерным обществом внешний управляющий не должен совершать сделок с недвижимым имуществом открытого акционерного общества; а также сделок с иных имуществом открытого акционерного общества на сумму свыше 20% стоимости активов открытого акционерного общества. Внешний управляющий в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за сохранность имущества общества, осуществлению нормальной хозяйственной деятельности, защиту его интересов, а также за убытки, причиненные его виновными действиями (бездействием).
В день оплаты акций общества их приобретателем внешний управляющий обязан передать его представителю доверенность на осуществление всех полномочий Генерального директора открытого акционерного общества в соответствии с уставом. С момента выдачи доверенности арбитражный управляющий прекращает исполнение полномочий по управлению обществом.
Содержанке раздела ГУ дня варианта 2