<< Пред.           стр. 8 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

  > представлять в любое время собранию (комитету) кредиторов по их требованию отчетов использовании денежных средств должника (п. 4 ст. 105 Закона о банкротстве);
  > после проведения инвентаризации и оценки имущества должника организовывать продажу указанного имущества на открытых торгах (кроме имущества, относящегося к ограниченно оборотоспособному, которое продается на закрытых торгах) непосредственно либо поручать проведение торгов специализированной организации, вносить предложения о порядке и сроках продажи имущества должника на собрание кредиторов для их одобрения (п. 1 —3 ст. 112 Закона о банкротстве);
  > реализовывать имущество должника, не проданное на первых торгах, на повторных торгах либо на основании договоров купли-продажи, заключенных без проведения торгов (ст. 86, п. 4, 5 ст. 112 Закона о банкротстве);
  > устанавливать размер требований кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 46 и 75 Закона о банкротстве, очередность требований кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 106— 111 этого Закона, производить расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов (ст. 114 данного Закона);
  > учитывать требования кредиторов по возмещению убытков, взысканию неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей отдельно в реестре требований кредиторов (п. 2 ст. 111 Закона о банкротстве);
  > не реже одного раза в месяц представлять собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника него имуществе на момент открытия конкурсное производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию (п. 1 ст. 115 Закона о банкротстве);
  > предоставлять по требованию суда все сведения, касающиеся конкурсного производства (п. 2 ст. 115 Закона о банкротстве);
  > после завершения расчетов с кредиторами вносить в реестр требований кредиторов сведения о произведенных расчетах и погашении требований (п. 6 ст. 114 Закона о банкротстве) и представлять в суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (ст. 117 этого Закона);
  > при наличии нереализованного в ходе конкурсного производства имущества должника уведомлять об этом уполномоченные органы соответствующего муниципального образования, которые в течение одного месяца обязаны принять такое имущество на свой баланс и нести все расходы по содержанию имущества (п. 1, 2 ст. 118 Закона о банкротстве);
  > передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве);
  > в течение десяти дней с момента вынесения определения суда о завершении конкурсного производства представлять это определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 2 ст. 119 Закона о банкротстве);
  > в течение пяти дней с момента заключения мирового соглашения представлять в арбитражный суд заявление о его утверждении (п. 2 ст. 123 Закона о банкротстве).
 
  5. Компетенция собрания кредиторов при конкурсном производстве
 
  В компетенцию собрания кредиторов при конкурсном производстве входит следующее:
  > одобрять или отклонять ходатайство конкурсного управляющего в суд о назначении нескольких конкурсных управляющих с распределением между ними обязанностей и пределов ответственности в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника (п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве);
  > рассматривать вопрос о привлечении для осуществления инвентаризации и оценки имущества и недвижимости должника оценщиков и иных специалистов, а также вопрос об источниках оплаты их услуг (п. 1, 2 ст. 102 Закона о банкротстве);
  > после проведения инвентаризации и оценки имущества должника рассматривать вопрос о порядке и сроках продажи этого имущества, одобрять или отклонять предложения конкурсного управляющего по этому вопросу (п. 1 ст. 112 Закона о банкротстве);
  > рассматривать порядок продажи (уступки) прав требования должника (п. 1 ст. 113 Закона о банкротстве);
  > не реже одного раза в месяц рассматривать отчет о деятельности конкурсного управляющего, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию (п. 1 ст. 115 Закона о банкротстве);
  > в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей ходатайствовать перед судом об отстранении конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначении нового конкурсного управляющего (ст. 116 Закона о банкротстве);
  > принимать решение о заключении мирового соглашения (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве);
  > принимать решения об избрании членов комитета кредиторов, количественном составе комитета и о досрочном прекращении его полномочий (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве);
  > вносить в суд ходатайства о продлении или сокращении установленного срока конкурсного производства сверх сроков, предусмотренных п. 2 ст. 97 (п. 3 ст. 97 Закона о банкротстве);
  > обжаловать в суд действия конкурсного управляющего (п. Зет. 16 Закона о банкротстве);
  > обжаловать принятые арбитражным судом определения, затрагивающие интересы заинтересованных лиц.
 
  6. Компетенция комитета кредиторов при конкурсном производстве
 
  Комитет кредиторов вправе:
  > требовать от конкурсного управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе конкурсного производства;
  > принимать решения о созыве собрания кредиторов;
  > рекомендовать собранию кредиторов ходатайствовать перед судом об освобождении конкурсного управляющего от исполнения им его обязанностей;
  > принимать решение о представлении суду кандидатуры заместителя конкурсного управляющего;
  > обжаловать принятые арбитражным судом определения, затрагивающие интересы заинтересованных лиц.
 
  7. Утверждение мирового соглашения при конкурсном производстве
 
  При утверждении мирового соглашения в ходе конкурсного производства решение суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению, а конкурсный управляющий исполняет обязанности руководителя должника до момента назначения (избрания) руководителя должника (ст. 124 Закона о банкротстве).
 
  8. Процедурные сроки при конкурсном производстве
 
  Собрание кредиторов созывается конкурсным управляющим в двухнедельный срок с момента соответствующего обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 13 Закона о банкротстве).
  Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей, если это не было сделано на этапе внешнего управления (ст. 69 Закона о банкротстве).
  Конкурсный управляющий обязан направить сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства для публикации в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании ФСФО России за счет должника не позднее пяти дней с момента его назначения (ст. 100 Закона о банкротстве).
  В публикации сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства устанавливается срок для предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с даты указанной публикации (ст. 100 Закона о банкротстве).
  Собственник изъятого из оборота имущества обязан принять это имущество от конкурсного управляющего или закрепить его за другими лицами в месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего; в случае неисполнения этой обязанности все расходы по содержанию имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника этого имущества (п. 2, 3 ст. 104 Закона о банкротстве).
  Уполномоченные органы местного самоуправления обязаны в течение одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего принять по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в случае неисполнения обязанности по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагаются на уполномоченные органы местного самоуправления; источником финансирования являются соответствующие бюджеты (п. 4, 5 ст. 104 Закона о банкротстве).
  С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника конкурсное производство считается завершенным, задолжник ликвидированным, полномочия конкурсного управляющего прекращаются (п. 4 ст. 119 Закона о банкротстве).
  Должник или конкурсный управляющий в течение пяти дней с момента заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения (п. 2 ст. 123 Закона о банкротстве).
  Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, незаконно получившим имущество должника; такое требование может быть предъявлено в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве (п. 7 ст. 114 Закона о банкротстве). Последовательность действий конкурсного производства приведена на рис. 2.2 (с. 140).
  Выполнение обязанностей конкурсного управляющего предполагает высокий профессиональный уровень его аппарата. Прежде всего необходимо обоснованно возвратить имущество должника. Уровень организации работы в этом направлении определяет величину конкурсной массы. В целом кредиторы заинтересованы в ее увеличении. Вместе с тем противоречия, возникающие между кредиторами, могут вызывать противодействие с их стороны исполнению конкурсным управляющим своих обязанностей.
  Признание сделок недействительными влечет за собой причинение материального ущерба партнерам должника. Такое положение требует правовой оценки перспектив оспаривания сделок с позиции увеличения конкурсной массы, затрат времени, полноты информации о состоянии имущества бывшего партнера, затрат ресурсов по такому способу наращивания конкурсной массы.
  Как показывает практика, эффективными будут действия конкурсного управляющего, при которых основные блоки конкурсного производства, предусмотренные законодательством, осуществляются параллельно.
 
  2.5. Организация продажи имущества должника и работа с кредиторами
 
  После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже этого имущества на открытых торгах, если собранием (комитетом) кредиторов не установлен иной порядок его продажи. Порядок продажи имущества должника показан на рис. 2.3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 2.2. Схема действий конкурсного управляющего
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 2.3. Процедура продажи имущества должника
 
  При продаже предприятия конкурсный управляющий может выступать в качестве организатора торгов или поручить проведение торгов на основании заключенного договора специализированной организации, не являющейся заинтересованным лицом в отношении должника или конкурсного управляющего. Оплата услуг этой организации осуществляется за счет имущества должника.
  Для решения всех вопросов, связанных с продажей имущества должника, конкурсный управляющий созывает собрание (комитет) кредиторов, на котором, как правило, принимаются следующие решения: о начальной цене продажи; об образовании комиссии по проведению аукциона и утверждении ее состава.
  В ходе подготовки к проведению аукциона конкурсный управляющий:
  > определяет срок и условия внесения задатка лицами, заявившими о своем участии в аукционе; принимает решение о шаге аукциона;
  > организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении аукциона;
  > принимает заявки от претендентов и по мере поступления ведет их учет в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, время в часах и минутах);
  > проверяет правильность оформления документов, представленных претендентом;
  > передает в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами;
  > представляет в комиссию информацию о поступивших на его счет задатках с указанием претендента, внесшего задаток, суммы задатков и даты их поступления;
  > заключаете победителями аукциона договор купли-продажи имущества;
  > производит расчеты с претендентами, участниками и победителями аукциона;
  > организует подготовку и публикацию информации об итогах аукциона;
  > обеспечивает передачу имущества покупателю и совершает необходимые действия, связанные с переходом к нему прав собственности. Комиссия по проведению аукциона:
  > рассматривает принятые конкурсным управляющим от претендентов заявки с прилагаемыми к ним документами и определяет их соответствие требованиям законодательства;
  > принимает решение о допуске претендентов к участию в аукционе;
  > уведомляет претендентов об отказе в таком допуске.
  Свои решения комиссия принимает простым большинством голосов присутствующих на заседании ее членов. Результаты заседания комиссии по рассмотрению заявок претендентов и итогам проведения аукциона оформляются протоколами.
  Не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов конкурсный управляющий публикует объявление о продаже предприятия. В этом объявлении должна содержаться следующая информация:
  > сведения о предприятии и порядок ознакомления с ним;
  > предельные сроки подачи личных заявок на участие в торгах (не менее двух недель и не более одного месяца с даты публикации объявления);
  > время, место и форма проведения торгов;
  > порядок оформления участия в торгах;
  > начальная цена продажи;
  > размер задатка, сроки и порядок его внесения;
  > критерии выявления результатов торгов;
  > порядок оформления результатов торгов;
  > сведения об организаторе торгов.
  Если по истечении срока подачи заявок конкурсный управляющий не получил ни одной заявки, он вновь созывает собрание (комитет) кредиторов с целью снижения цены продажи имущества.
  С момента начала приема заявок конкурсный управляющий представляет каждому претенденту возможность предварительно ознакомиться с продаваемым имуществом и документацией к нему. Для участия в аукционе претенденты представляют конкурсному управляющему: заявку; копию платежного поручения с отметкой банка об исполнении, подтверждающего внесение претендентом установленной суммы задатка; доверенность, подтверждающую полномочия лица действовать от имени заявителя; иные документы, указанные в объявлении.
  Если в качестве претендента выступает юридическое лицо, то оно дополнительно должно представить: заверенные в установленном порядке копии учредительных документов; балансовые отчеты за последние три года деятельности (в случае, когда юридическое лицо существует менее трех лет, — за время его существования); справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у претендента просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на последний квартал; письменное решение соответствующего органа управления претендента, разрешающее приобретение данного имущества.
  К заявке претендента прилагается подписанная заявителем опись представляемых документов в двух экземплярах. При подаче заявки на экземпляре описи, остающемся у заявителя, конкурсный управляющий указывает дату и время приема заявки, а также номер, присвоенный ей в журнале приема заявок.
  Размер задатка устанавливается в зависимости от начальной цены продажи имущества и может составлять:
  80% начальной цены продажи, если она не превышает 1 млн. МРОТ;
  60% — если она составляет от 1 до 3 млн. МРОТ;
  40% — если она составляет от 3 до 5 млн. МРОТ;
  20% — если она составляет более 5 млн. МРОТ.
  До внесения задатка на расчетный счет должника оформляется договор о задатке, в котором должны быть указаны: размер задатка; порядок и сроки его внесения; банковские реквизиты сторон; порядок возврата задатка в случаях, когда претендент не допущен к участию в аукционе, или не признан победителем аукциона, или отзывает заявку до признания его участником аукциона.
  С поступлением на основной счет должника сумм задатков конкурсный управляющий уведомляет об этом претендентов.
  Прием заявок и документов начинается с даты, указанной в объявлении, и заканчивается не позднее чем за один день до даты рассмотрения комиссией заявок и документов претендентов.
  До признания претендента участником аукциона он имеет полное право отозвать зарегистрированную заявку путем письменного уведомления об этом конкурсного управляющего. В этом случае поступивший от претендента задаток должен быть возвращен в срок не позднее пяти дней с момента поступления конкурсному управляющему уведомления об отзыве заявки; в журнале приема заявок делается отметка об отзыве.
  Все поступившие заявки и документы претендентов рассматривает комиссия. По итогам рассмотрения заявок комиссия принимает решение о признании претендентов участниками аукциона и оформляет протокол приема заявок, в котором отражаются: перечень всех принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов; перечень отозванных заявок; имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона; имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием причин отказа.
  К участию в аукционе претенденты не допускаются, если: представленные документы не подтверждают права претендентов быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации; представлены не все документы, указанные в объявлении; представленные документы оформлены ненадлежащим образом; не представлена справка из налогового органа, подтверждающая отсутствие у претендента просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней; не подтверждено поступление задатка в установленный срок на основной счет должника.
  Не допущенные к аукциону претенденты уведомляются об этом путем вручения им соответствующего уведомления под расписку либо заказной почтой в срок не более трех дней с момента подписания протокола приема заявок.
  Если по итогам заседания комиссии выясняется, что действительной является только одна заявка на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся, о чем составляется акт, который подписывают все присутствующие члены комиссии и утверждает собрание (комитет) кредиторов.
  Заявки, поступившие после истечения срока их приема, либо представленные без необходимых документов, либо поданные лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий, конкурсным управляющим не принимаются.
  Аукцион по продаже имущества должника проводится в присутствии конкурсного управляющего и членов комиссии (комитета кредиторов); его ведет нанятый конкурсным управляющим аукционист.
  Аукцион начинается соглашения аукционистом наименования имущества, основных его характеристик, начальной цены продажи и шага аукциона.
  Шаг аукциона устанавливается организатором торгов в пределах от 1 до 5% начальной цены продажи имущества и остается единым в течение всего аукциона.
  Участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом очередной цены в случае, если они готовы купить имущество по этой цене.
  Каждую последующую цену аукционист назначает путем увеличения текущей цены на шаг аукциона. После объявления очередной цены он называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет. Затем аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона.
  При отсутствии участников аукциона, готовых купить имущество по названной аукционистом цене, последний повторяет эту цену три раза. Если после этого ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. Победителем аукциона признается участник, номер билета которого аукционист назвал последним.
  По завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества, называет его продажную цену и номер билета победителя. Результаты аукциона в этот же день оформляются протоколом, который составляется в двух экземплярах, имеющих равную силу, и подписывается победителем аукциона, аукционистом, членами комиссии и конкурсным управляющим. Один экземпляр протокола передается победителю, другой остается у конкурсного управляющего.
  В протоколе указываются: дата и место проведения аукциона; наименование имущества, место его нахождения и основные характеристики; состав комиссии; сведения об участниках аукциона (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина); имя (наименование) победителя; цена приобретенного имущества и сроки внесения платежа. Задатки, внесенные участниками торгов, не признанными победителями, подлежат немедленному возвращению после подписания протокола о результатах торгов.
  С момента подписания протокола всеми вышеназванными лицами он приобретает юридическую силу, удостоверяющую право победителя на заключение договора купли-продажи.
  Если в ходе проведения аукциона ни один из его участников после троекратного объявления начальной цены не поднял билет или если победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах торгов или договора купли-продажи, аукцион также признается несостоявшимся. В этом случае имущество должника с согласия собрания (комитета) кредиторов выставляется на повторные торги или реализуется конкурсным управляющим лотами на основании договоров купли-продажи, заключенных без проведения торгов.
  Задаток победителю торгов, отказавшемуся от подписания протокола или договора купли-продажи, не возвращается. Вся сумма задатка включается в состав имущества должника.
  Не позднее пяти дней после подписания протокола о результатах торгов между покупателем и конкурсным управляющим заключается договор купли-продажи. Договор должен содержать: наименование объекта, его местонахождение и характеристики; сведения о продавце и покупателе; состав и стоимость объекта; площадь земельного участка, на котором расположен объект; форму и сроки оплаты; порядок и сроки, передачи объекта; обязательства сторон; реквизиты сторон; другие условия, устанавливаемые по согласованию сторон.
  К этому моменту покупатель обязан представить конкурсному управляющему справку налогового органа о декларировании источников денежных средств, используемых покупателем для оплаты приобретаемого имущества. Покупателю — резиденту Российской Федерации соответствующая справка предоставляется налоговым органом по месту его налогового учета. Покупатель-нерезидент представляет справку об открытии счета «И» в банке — резиденте Российской Федерации, имеющем лицензию на осуществление соответствующих операций, а также оригинал и нотариально заверенный перевод справки из налогового органа по месту его регистрации об источнике средств, направляемых для приобретения имущества.
  Если по итогам торгов имущество оплачивается единовременно, то государственная регистрация перехода прав на имущество осуществляется сразу же после полного внесения платежа. Если платеж производится в рассрочку, то с победителем торгов одновременно с договором купли-продажи заключается договор о залоге этого имущества на срок до полного внесения платежа. В этом случае государственная регистрация перехода прав на имущество и договора о залоге осуществляется одновременно.
  Не позднее тридцати дней после заключения договора купли-продажи конкурсный управляющий публикует объявление об итогах аукциона в тех же изданиях, в которых было опубликовано сообщение о его проведении.
  В объявлении, как правило, указываются: наименование, основные характеристики и местонахождение проданного имущества; начальная и продажная цена имущества; имя (наименование) победителя аукциона; сведения о регистрации победителя (для юридического лица).
  Все вырученные от продажи имущества денежные средства идут на осуществление текущих платежей, выплату вознаграждения конкурсному управляющему и удовлетворение требований кредиторов.
  Если сумма денежных средств, вырученная от продажи имущества, будет недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, конкурсный управляющий обязан предложить кредиторам заключить мировое соглашение. При недостижении мирового соглашения процедура банкротства продолжается.
 
  Порядок расчета с кредиторами
 
  Требования кредиторов удовлетворяются конкурсным управляющим в строгой очередности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (рис. 2.4 на с. 148).
  Вне очереди оплачиваются: судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; требования кредиторов, возникшие в ходе конкурсного производства.
  В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
  Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 2.4. Очередность удовлетворения требований кредиторов
 
  В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
  В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
  В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
  Рассмотрим более подробно удовлетворение требований кредиторов каждой очереди.
  Размер требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, определяется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Если возраст гражданина на момент принятия арбитражным судом соответствующего решения в отношении должника превышает 70 лет, период для капитализации повременных платежей должен составлять 10 лет.
  В том случае, когда у предприятия-должника недостаточно денежных средств для удовлетворения требований граждан первой очереди или когда гражданин дает свое согласие на переход права требования к должнику к Российской Федерации, обязательства должника перед этим гражданином исполняются Российской Федерацией в порядке, определяемом Правительством РФ.
  Полная выплата суммы капитализированных повременных платежей гражданам прекращает соответствующее обязательство должника.
  При определении размера требований по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (в том числе по контракту), принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также за периоде момента подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом до вступления в силу решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
  Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются только в части этого залога.
  Если у данного кредитора кроме требований к должнику по обязательствам, обеспеченным залогом, есть и другие обязательства, они удовлетворяются в пятую очередь.
  Следует отметить, что требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, подлежат удовлетворению за счет всего имущества должника, в том числе имущества, не являющегося предметом указанного залога.
  Размеры требований по обязательным платежам учитывают задолженность (недоимку), образовавшуюся как на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, так и за период со дня подачи этого заявления до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
  Суммы пени (штрафов) и иных финансово-экономических санкций учитываются конкурсным управляющим в реестре требований кредиторов отдельным разделом и удовлетворяются в пятую очередь.
  При определении размера требований кредиторов пятой очереди учитываются требования по гражданско-правовым обязательствам.
  Требования кредиторов по возмещению убытков, взысканию неустоек (пени и штрафов) подлежат удовлетворению конкурсным управляющим после погашения основного долга и причитающихся процентов кредиторов пятой очереди.
  Расчеты с кредиторами производятся конкурсным управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов.
  Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
  Если в период расчета с кредиторами после закрытия реестра требований кредиторов объявятся кредиторы, чьи требования относятся к первой и второй очереди, они немедленно удовлетворяются конкурсным управляющим. До полного удовлетворения требований этих кредиторов удовлетворение требований кредиторов текущей очереди приостанавливается. В таком же порядке подлежат удовлетворению требования кредиторов других очередей, заявленные в установленный срок, ноне признанные конкурсным управляющим, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда об их удовлетворении.
  Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
  При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований всех кредиторов они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
  Неудовлетворенные требования кредиторов в связи с недостаточностью имущества должника в соответствии с решением арбитражного суда считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, при условии, что кредитор не обращался в арбитражный суд или обращался, но арбитражный суд признал такие требования необоснованными.
  Сведения о погашении требований кредиторов конкурсным управляющим вносят в реестр требований кредиторов.
  Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве предъявлять эти требования к третьим лицам, которые незаконно получили имущество должника. Если после торгов остается имущество, которое не было реализовано, а от учредителей (участников) должника не поступает заявлений о правах на это имущество, конкурсный управляющий уведомляет об этом уполномоченные органы соответствующего муниципального образования.
  Не позднее одного месяца с момента получения соответствующего уведомления названные органы обязаны принять указанное имущество на баланс и нести все расходы по его содержанию.
  После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий приступает к сдаче документов в архив. К сдаче готовятся следующие документы: приказы руководителя предприятия по личному составу; личные карточки рабочих и служащих (форма № Т-2); ведомости (лицевые счета) по заработной плате рабочих и служащих; протокол собрания высшего органа предприятия, на котором принято решение о ликвидации должника (при добровольной ликвидации должника); решение арбитражного суда о признании должника банкротом и его принудительной ликвидации в ходе конкурсного производства; краткая историческая справка о деятельности предприятия; опись дел, сдаваемых в архив.
  При сдаче документов в архив оформляется акт приема-передачи, который подписывают представитель должника и сотрудник архива. Утверждают акт глава (заместитель главы) администрации города или района, на территории которого расположено предприятие, и конкурсный управляющий должника.
 
  Отчет конкурсного управляющего
 
  Не позднее пяти дней после окончания срока конкурсного производства конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах своей работы. К отчету прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника (протокол о результатах торгов и договоры купли-продажи); реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
  В течение одного месяца с момента получения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд обязан его рассмотреть и вынести определение о завершении конкурсного производства. Не позднее десяти дней после вынесения арбитражным судом этого определения конкурсный управляющий представляет его в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
  На основании данного определения в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник ликвидированным.
 
  2.6. Мировое соглашение
 
  Мировое соглашение — это реорганизационная процедура, которая может заключаться на любом этапе рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника (рис. 2.5 на с. 152). Обязательным условием ведения этой процедуры является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.
  Решение о заключении мирового соглашения между должником и кредиторами принимается на собрании кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
 

<< Пред.           стр. 8 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу