<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРРЕНЦИАЛ
  ИНСТРУКЦИЯ испытуемому и порядок работы
  Оцените себя согласно приведенному ниже списку качеств, зачеркивая одну цифру в каждой строке в соответствии с тем, насколько выражено у вас то или иное качество: 3 - ярко выражено, 2 - выражено, 1 - слабо выражено, 0 - не выражено ни это качество, ни противоположное ему, расположенное на этой же строке справа.
  Затем на втором листе (два одинаковых листа должны быть приготовлены заранее) оцените себя, каким бы вы хотели быть в идеале, если бы могли.
  обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 непривлекательный
  слабый 3 2 1 0 1 2 3 сильный
  разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 молчаливый
  безответственный 3 2 1 0 1 2 3 добросовестный
  упрямый 3 2 1 0 1 2 3 уступчивый
  замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 открытый
  добрый 3 2 1 0 1 2 3 эгоистичный
  зависимый 3 2 1 0 1 2 3 независимый
  деятельный 3 2 1 0 1 2 3 пассивный
  черствый 3 2 1 0 1 2 3 отзывчивый
  решительный 3 2 1 0 1 2 3 нерешительный
  вялый 3 2 1 0 1 2 3 энергичный
  справедливый 3 2 1 0 1 2 3 несправедливый
  расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 напряженный
  суетливый 3 2 1 0 1 2 3 спокойный
  враждебный 3 2 1 0 1 2 3 дружелюбный
  уверенный 3 2 1 0 1 2 3 неуверенный
  нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 общительный
  честный 3 2 1 0 1 2 3 неискренний
  несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 самостоятельный
  раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 невозмутимый
  ОБРАБОТКА. Обобщенные показатели Оценки, Силы и Активности подсчитываются по следующим правилам. Оценка - сумма баллов в строках 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. Сила - сумма баллов в строках 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. Активность - сумма баллов в строках 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. При этом для нечетных строк - 1, 3, 5 ... 21 - показатель учитывается со знаком "+", если он стоит в левой части листа, и со знаком "-" - в правой части. Для четных строк - 2, 4 ...20 - показатель учитывается со знаком "-" в левой части и со знаком "+" - в правой. Итоговый показатель может варьироваться от -21 до +21. Например, по характеристикам фактора силы испытуемый оценил себя так: сильный-слабый 0; упрямый 3; зависимый 2; нерешительный 1; расслабленный-напряженный 0; неуверенный 1; самостоятельный-несамостоятельный 0. Подсчет: 0 + 3 - 2 - 1 + 0 - 1 + 0= -1. Показатель силы: -1.
  ПРИНЦИПЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Методика позволяет оценить представление испытуемого о себе как по отдельным качествам, так и по трем обобщенным факторам Оценки, Силы, Активности. Методика не может дать объективной оценки этих качеств.
  Показатель оценки характеризует такие аспекты Я-концепции, как принятие себя как личности, признание у себя социально одобряемых качеств (высокие показатели)- критическое отношение к себе, недостаточный уровень самопринятия, неудовлетворенность собой (низкие показатели). О низкой самооценке, как правило, свидетельствуют близкие к нулю и отрицательные показатели.
  Показатель силы характеризует уверенность испытуемого в себе, склонность полагаться на свои силы в трудных ситуациях (высокие показатели) - восприятие себя как человека зависимого от внешних обстоятельств, не способного добиваться желаемого, контролировать ситуацию, настаивать на своем (низкие показатели). О низкой самооценке, как правило, свидетельствуют отрицательные показатели.
  Показатель активности характеризуют самовосприятие испытуемого как человека общительного, активного, энергичного, эмоционально откликающегося на ситуацию или замкнутого, спокойного, сдержанного (речь идет лишь о том, каким считает себя испытуемый, а не о том, какой он на самом деле). Однозначной связи с самооценкой у этого фактора нет.
  Данная методика наиболее информативна, если можно сопоставить несколько вариантов ее заполнения: например, сравнение нескольких вариантов Я-образа (как в данном задании) или самооценку с оценкой другого человека, хорошо знающего испытуемого (родители, друг, супруг), или методики, заполненные с интервалом в несколько недель (месяцев, лет). В первую очередь сравниваются комплексные показатели Оценки, Силы, Активности, а также те отдельные характеристики, которые отличаются по знаку (например, испытуемый не считает себя ни спокойным, ни невозмутимым, а свой Я-идеал оценивает как спокойный и невозмутимый; или же испытуемый считает себя уступчивым, а его мать, напротив, упрямым и т.п.)
  АНАЛИЗ
  1. Дать содержательную характеристику Я-концепции испытуемого, используя значения отдельных характеристик и интерпретацию факторов Оценки, Силы, Активности.
  2. На основе сравнения Я реального и Я идеального, значений факторов Оценки и Силы охарактеризовать самооценку испытуемого.
  Для того чтобы оценить устойчивость Я-концепции, необходимо повторить одну или обе методики через какое-то время.
  СОВМЕСТНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ МЕТОДИК
  1. Сопоставьте результаты и выделите имеющиеся соответствия или противоречия между методиками. Так, показательно противоречивы ответы семнадцатилетнего школьника, который оценивает свое дружелюбие в 3 балла, а из 14 его ответов в самоописании 4 посвящены характеристике того, что ему не нравится в общении с другими людьми: "Мне не нравится, когда задают слишком много вопросов"; "Мне не нравится наглость"; "В девушках меня раздражает кокетство"; "Мне не нравится, когда говорят, что я худею".
  2. Можно ли отнести Я-концепцию испытуемого к одному из двух этапов ее формирования, выделенных психологами?
  3. Дайте итоговое описание Я-концепции и сопоставьте его с тем, что вам известно об испытуемом.
  КОММЕНТАРИЙ. Обязательно проверьте правильность своих вычислений. Основой для категоричных выводов может стать простая арифметическая ошибка!
  Иногда встречается "парадоксальное" соотношение: показатели по фактору Оценки для Я реального выше, чем для Я идеального. Скорее всего, это связано с тем, что такие социально одобряемые качества, как доброта, честность, отзывчивость, по мнению некоторых, не способствуют достижению успеха и благополучия; поэтому Я-идеалу могут быть приписаны обратные качества.
  Полученные вами данные отражают не только особенности Я-концепции испытуемого, но и тот факт, захотел ли он быть искренним и откровенным. Последнее определяется вашими взаимоотношениями и тем, насколько вам удалось создать атмосферу доверия. Поэтому, получив описание, состоящее в основном из формальных характеристик, следует предположить, что испытуемый закрыт и не склонен давать информацию. Однако и анализ подобных "закрытых" данных также может быть содержательным и полезным.
  3. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И КРИЗИСЫ
  Кризис переходного возраста не уникален, это один из целого ряда кризисов на жизненном пути человека. Кризисы, по мнению психологов, - необходимый этап развития каждого, а то, как они проходят и разрешаются, во многом определяет последующие этапы жизни.
  Личность обладает внутренней (и часто скрытой от человека) тенденцией к изменению, на определенном этапе приводящей к необходимости изменений внешних. "Кое в чем мы похожи на ракообразных, - пишет американская журналистка Гейл Шихи. - Рак развивается, сбрасывая защитные панцири. Он освобождается от панциря, который начинает ему мешать, и становится ранимым и чувствительным, пока не нарастет новый панцирь. У человека переход на новую ступень развития заставляет его разрушать устойчивую структуру, в рамках которой он чувствует себя защищенным. Вступая в переходный период (кризис), он становится ранимым и чувствительным".
  Проявления кризиса разнообразны и, как правило, заметны окружающим. Это психологический дискомфорт - беспокойство (причины которого часто непонятны), неудовлетворенность, депрессия, раздражительность, нервные срывы и т.п. Это могут быть изменения состояния здоровья и соматические заболевания. Учащаются или обостряются конфликты с близкими. Меняются привычные стереотипы поведения - интересы, привычки, круг знакомств, формы проведения досуга. Наконец, кризисам сопутствуют серьезные жизненные изменения - развод или вступление в новые связи, смена работы, учебы, профессии, переезды, - часто непродуманные или непонятные для окружающих.
  Хотя, как правило, основные движущие силы кризиса и лежат во внутреннем мире человека, очень важным аспектом кризиса являются сопутствующие ему жизненные события и изменения. В некоторых случаях внешние события могут служить основной причиной кризиса, например, смерть близкого человека, потеря работы, война или общественные изменения нередко полностью изменяют практически все, что составляло привычную жизнь, и приводят к необходимости преодоления утраты и новых поисков своего места в мире. События могут стать толчком, своего рода "спусковым крючком" назревшего кризиса. Например, смерть сверстника порой служит толчком к так называемому "кризису середины жизни", заставляя вплотную соприкоснуться с конечностью своего существования и под этим углом зрения заново переоценить достижения, цели, жизненные планы. Иногда то или иное событие является хорошим объяснением кризисного состояния для тех, кто не хочет искать его внутренние причины: "Все из-за переезда" или "из-за моей болезни", или...
  Значимые события и изменения не только предшествуют кризису, но и бывают его "симптомами", а также признаками разрешения и перехода к новой, более "спокойной" фазе жизненного пути. Можно, конечно, попытаться проигнорировать кризис и продолжать жить по-старому, как будто ничего не происходит. Однако такой вариант окажется тормозом для развития и личностного роста. Обычно внутренние изменения требуют своего внешнего выражения. Поэтому жизненные изменения предсказуемы и желательны. Они означают развитие.
  Сколько кризисов переживает человек на протяжении жизни? Наиболее известная теория, отвечающая на данный вопрос, создана американским психологом Эриком Эриксоном. Она описывает восемь стадий жизненного цикла (из них три приходятся на время "взрослой" жизни - после восемнадцати лет) и восемь возрастных кризисов, успешное или неуспешное разрешение которых определяет возможности последующего развития. Уже упоминавшаяся Г. Шихи, описывая конкретные кризисы, говорит об "отрыве от родительских корней", "исканиях в двадцать лет", "осознании своих тридцати", "десятилетии подведения итогов" (кризис середины жизни, признаваемый большинством психологов) и, наконец, об "обновлении" (около пятидесяти лет). Однако универсальность подобных классификаций оспаривается теми, кто задается вопросом: что они, собственно, отражают - общечеловеческие закономерности развития или особенности жизненного пути конкретной социальной группы в конкретном обществе (например, американского и западноевропейского среднего класса, к которому принадлежат авторы большинства классификаций). А может быть, развитие каждого (во всяком случае в периоды взрослой жизни) настолько уникально, что его невозможно свести к неким единым для всех кризисам и периодам?
  Литература
  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы // Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2000.
  2. Шихи Г. Возрастные кризисы. - СПб, 1999.
  3. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
  Задание 3
  Психологическое время
  ИСПЫТУЕМЫЙ. Возраст от восемнадцати лет.
  ПРОЦЕДУРА. Задание выполняется в несколько этапов.
  На первом этапе испытуемого просят записать самые важные с его точки зрения события прошедшей и будущей жизни. Количество событий не ограничивается, но оптимальное их число с точки зрения последующего анализа - 10-20. Рядом с каждым событием проставляется дата (или дата начала и конца, если событие длилось определенный промежуток времени). Под событием понимается любая перемена, важная для испытуемого; она может не быть существенной для окружающих или даже совсем незаметной для них (например, "узнала о неизбежности смерти"). Если испытуемый не хочет раскрывать суть события, он может обозначить его условно (например, "вечеринка у Васи", не объясняя смысла происшедшего на вечеринке) или просто проставить дату.
  На втором этапе испытуемого просят оценить события по тому, насколько они оказались радостными или грустными для испытуемого, проставляя оценки от -5 до +5.
  На следующем этапе анализируется взаимосвязь событий. Для этого испытуемому предлагается взять последнее по времени событие прошлого и указать несколько событий из списка (не более трех), которые послужили причиной данного события (например, событие 15 произошло потому, что произошли события 3, 7 и 14). Учитывается не только формальная, но и субъективная связь событий для испытуемого. Так, событие "первая влюбленность" может стать причиной события "вступление в брак", хотя они и относятся к разным людям. Проделайте такую работу для всех событий от предпоследнего до второго (для некоторых событий связь с другими событиями из списка может быть и не найдена). Затем проделайте ее для событий будущего (причиной событий будущего могут служить как события прошлого, так и события будущего, ему предшествовавшие). По ходу работы испытуемый вправе добавлять в список отдельные значимые события, если он считает это необходимым. Желательно отмечать связи событий стрелками на списке событий или в специально сделанной таблице. В качестве примера приведем фрагмент выполнения задания Галиной (двадцать четыре года). Приводятся связи только нескольких событий из названных ею.
 
 
 
 
  1 2 3 4 5 6 7
 
  События: 1. Развод родителей.
  2. Новое замужество мамы.
  3. Поступление в институт (отец маминого мужа работал
  преподавателем в этом институте - комментарий испытуемой).
  4. Работа у папы на фирме.
  5. Заняла на фирме ответственную должность.
  6. Хочу окончить профессиональные курсы (будущее).
  7. В будущем не хочу никаких разводов (будущее).
  Наряду с очевидными причинными связями событий (повышение профессиональной квалификации как следствие того, что испытуемая заняла новую ответственную должность), испытуемая проводит связь между основными профессиональными достижениями и событиями в семье: поступила в институт, потому что там работал отец отчима, работает "у папы". Эта особенность объясняется разными причинами (например, заниженной самооценкой: основной причиной личных достижения является деятельность родственников), которые можно попытаться выявить в последующей беседе. Очевидна также значимость события "развод родителей" для всей последующей жизни испытуемой.
  На последнем этапе психолог самостоятельно или вместе с испытуемым относит каждое событие к одному или сразу к нескольким из следующих типов:
  l собственные рождение и смерть;
  l личностно-психологические события - изменения во внутреннем мире испытуемого ("крах иллюзий", "достижение внутренней независимости");
  l межличностные отношения - любовь, дружба, общение ("новый друг", "первое детское увлечение");
  l семейные отношения - изменения семейного положения, взаимоотношения с членами семьи, события, происходящие с членами семьи ("ссора с родителями", "свадьба", "ребенок пошел в школу"). Если в этой группе много событий, их можно разделить на подгруппы, например, события связанные, с родителями, супругом, детьми...;
  l работа и учеба ("поступление в институт", "повышение по службе");
  l творчество и личные достижения ("первое место на конкурсе", "написание романа");
  l досуг, отдых, увлечения ("поездка за границу", "впервые попал на рок-концерт");
  l здоровье ("болезнь", "операция");
  l общественные изменения ("война", "финансовый кризис");
  l материально-бытовые изменения ("покупка машины", "переезд на новую квартиру");
  l прочее (можно предложить свою классификацию).
  ТИПИЧНЫЕ (характерные для большинства испытуемых) ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕТОДИКИ. Выраженные отклонения от них характеризуют индивидуальные особенности испытуемого и служат основой для анализа.
  Количество событий прошлого больше, чем количество событий будущего.
  Количество радостных событий превышает количество грустных; это особенно характерно для событий будущего. Выраженные отклонения от данного правила свидетельствуют о психологических проблемах, неудовлетворенности своей жизнью, возможно, о депрессии.
  Средняя "удаленность в прошлое" больше, чем "удаленность в будущее".
  Количество указанных событий на единицу времени (например, за год) как в прошлом, так и в будущем возрастает при приближении к настоящему (моменту проведения методики).
  ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
  И ОБСУЖДЕНИЯ С ИСПЫТУЕМЫМ
  1. К каким сферам жизни относятся наиболее значимые для испытуемого изменения? Менялись ли они на протяжении жизни испытуемого?
  2. Каковы наиболее значимые, "ключевые" события в жизни испытуемого (учитывается их оценка и количество связей).
  3. Можно ли какие-то периоды в жизни испытуемого считать кризисными (учитывается оценка событий, сравнительно большое количество событий в небольшой промежуток времени)? Если да, то в чем их суть? В чем суть изменений, происшедших с испытуемым в результате кризиса?
  4. От кого и от чего зависит, оправдается ли прогноз будущего, данный испытуемым?
  КОММЕНТАРИЙ. У некоторых испытуемых вызывает затруднение необходимость указывать события будущего. В таком случае необходимо подчеркнуть, что испытуемый может придумать все, что хочет, что не следует относиться к прогнозу слишком серьезно и т.д. Если испытуемый все равно отказывается от этой части задания, следует ограничиться анализом прошлого.
  В ходе анализа имеет смысл обращать внимание на явные пропуски в последовательности событий. Так, если испытуемый, сравнительно четко обозначив основные "вехи" своей жизни, пропустил рождение одного из своих детей, это может (но необязательно!) свидетельствовать о проблемах во взаимоотношениях именно с ним.
  Основная ценность задания в том, чтобы дать испытуемому возможность осмыслить свое прошлое и уяснить ориентиры на будущее. Задание может служить вариантом начала психокоррекционной работы, в которую плавно перетекает его выполнение. Иногда логика беседы с испытуемым не соответствует указанным выше этапам работы с заданием. В таком случае имеет смысл от них отклониться, самостоятельно определяя вариант развития беседы. Если задание вызывает сильную эмоциональную реакцию или вскрывает серьезные личностные проблемы, начинающему психологу следует рекомендовать испытуемому обратиться к опытному психологу-консультанту.
  4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ.
  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
  Для того чтобы описать конкретного человека в его неповторимости, определить, чем он отличается от других людей, необходима некая система, классификация бесконечного многообразия индивидуальных психологических различий. Попытки создания подобной системы предпринимались с античности и до наших дней. Само количество существующих теорий свидетельствует о том, что человеческая индивидуальность слишком сложна, чтобы ее можно было проанализировать в рамках даже самой совершенной схемы. Тем не менее, каждая из теорий расширяла и углубляла наши представления о природе человека, открывала новые возможности для его понимания. В самом общем виде теории индивидуальных различий сводятся к двум типам: теории типов и теории качеств (черт). В рамках теорий типов каждого человека можно отнести к одному из заданного набора типов, существующих в рамках конкретной типологии. Принадлежность человека к определенному типу объясняет целый ряд его психологических особенностей. Наиболее известная типология - четыре типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), выделенные еще Гиппократом, но сохранившие актуальность до сегодняшнего дня.
  В рамках теорий черт описание человека дается через оценку степени выраженности различных качеств или черт (например, доминантный, тревожный, склонность к риску на среднем уровне и пр.). Различные теории черт отличаются количеством и сущностью тех черт, в рамках которых дается описание.
  Психологическая черта характеризует устойчивую предрасположенность человека к поведению определенного вида. Зная выраженность тех или иных черт человека, далеко не всегда можно правильно предсказать его поведение в конкретной ситуации, потому что оно определяется не только индивидуальными особенностями человека, но и зависит от ситуации. Например, некто испытывает тревогу и беспокойство, потому что у него выражена тревожность (большинство людей в аналогичной ситуации тревоги не испытывают). В другом случае наличие тревоги у конкретного человека будет отражать скорее особенности ситуации: она провоцирует тревогу у большинства людей (например, ответственное испытание с высокой вероятностью неудачи). Однако знание индивидуальных различий помогает правильно понять и предсказать поведение, если речь идет о рассмотрении достаточно широкого круга ситуаций в течение длительного времени (например, склонность или несклонность человека к возникновению тревоги в разнообразных ситуациях).
  Каково же минимальное количество черт, в рамках которого можно описать человека? В поисках ответа на этот вопрос английский ученый Ганс Айзенк проанализировал огромное количество эмпирических данных и, основываясь на них, выделил две фундаментальные черты психики. Они получили название ЭКСТРАВЕРСИЯ - ИНТРОВЕРСИЯ и НЕЙРОТИЗМ - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ.
  Под экстра- или интроверсией понимается преимущественная ориентация индивида на внешний мир (физический и социальный) либо на внутренний мир своих чувств и переживаний. Эта ориентация в значительной степени определяет психологические и поведенческие различия между экстра- и интровертами.
  Экстравертам, как правило, свойственны общительность, легкость вступления в контакт, их круг общения широк, но не очень глубок: имея много знакомых, приятелей и тех, кто к нему хорошо относится, экстраверт может не иметь настоящих друзей. Такие люди привлекают других своим обаянием, активностью, живостью, но они не склонны вдаваться в тонкости и нюансы взаимоотношений, анализировать мысли и чувства - ни свои, ни партнеров по общению. Экстраверты эмоциональны, они живо откликаются на происходящее, их эмоции легко "прочитать" по голосу, мимике, жестикуляции. Экстраверты недостаточно хорошо умеют контролировать свои эмоции, могут быть несдержанны и импульсивны, действовать под влиянием момента, необдуманно. В стрессовой ситуации экстраверт вспылит, а, возможно, будет агрессивен. Экстраверты любят новое. Более того, они испытывают постоянную потребность в новых впечатлениях, поэтому они инициативны, с охотой берутся за новые дела (и далеко не всегда их завершают), легко адаптируются к изменениям. Экстраверты легко принимают решения, любят рисковать, причем далеко не всегда их рискованные поступки оправданы.
  Интроверт, в противоположность экстраверту, замкнут и имеет достаточно ограниченный круг контактов. При необходимости общаться с новыми людьми или в большой компании он часто испытывает трудности, смущается и тревожится. Зато интроверт преданный друг, ценящий глубокие и прочные взаимоотношения; его друг или близкий человек скорее всего тоже интроверт. Как правило, интроверты серьезны, склонны к занятиям, требующим сосредоточенности и длительных усилий, возможно, даже однообразных и монотонных (то, что ужасно для экстраверта). Их интересуют абстрактные дисциплины - наука, философия, но самое интересное для интроверта - он сам. Интроверт склонен к самоанализу, к длительному обдумыванию своего поведения и переживаний, часто задним числом, что в сложных ситуациях легко переходит в самокопание и самобичевание. Стороннему наблюдателю интраверт может показаться сухим и малоэмоциональным, но это не совсем так. Интроверты сдержанны в проявлении эмоций и не делают свои переживания достоянием партнеров по общению, поэтому их переживания иногда нелегко понять, однако они могут быть не менее интенсивными, чем у экстравертов.
  Выраженные экстраверты, так же, как и выраженные интроверты, - редкость. Большинство людей в своем поведении сочетают черты экстраверсии или интроверсии, в зависимости от ситуации проявляя те или другие. При этом черты экстра- или интроверсии могут преобладать (потенциальные экстраверты и интроверты) или быть выраженными практически одинаково (амбиверты).
  Вторая основная черта личности по Айзенку, нейротизм - эмоциональная стабильность, характеризует эмоциональную устойчивость человека. Лица с высоким нейротизмом склонны к частой смене настроения и выраженной реакции на стресс. Даже мелкая проблема или неудача порой вызывает сильную эмоциональную реакцию или дезорганизует поведение. Таким людям свойственны повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, тревожность, низкая самооценка, неуверенность в себе. В стрессовых ситуациях легко возникают беспокойство, раздражительность, чувство вины и другие симптомы эмоционального неблагополучия. Человек с высоким нейротизмом - это совершенно необязательно невротик, но в неблагоприятной ситуации невроз или другие нарушения (психические или соматические) у него развиваются чаще, чем у эмоционально стабильных людей.
  Эмоционально стабильные люди не склонны к беспокойству, сохраняют спокойствие и способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях, не боятся проблем и трудностей и стремятся их преодолевать.
  Большинство людей находятся не на краях континуума нейротизм - эмоциональная стабильность, а занимают промежуточное положение, тяготея к тому или иному полюсу.
  Ганс Айзенк (1916-1997), создатель вышеописанной теории личности, посвятивший около полувека (с середины сороковых годов) исследованию личностных черт, - одна из колоритных фигур в психологии. Помимо исследования личности, круг его интересов охватывал множество вопросов - от интеллекта и физиологических основ темперамента до чувства юмора и политических убеждений человека. Чего стоят одни названия некоторых из его книг (пока не переведенных на русский язык): "Факты и фикция в психологии", "Закат и падение фрейдовской империи". Айзенк зачастую весьма суров и категоричен по отношению к своим коллегам-психологам. Вот, в частности, его оценка работ К.Г. Юнга, с именем которого, как правило, связывается разработка понятия экстраверсии, столь интенсивно им используемая: "Теория (Юнга) настолько запутанна и трудна для понимания, что в настоящее время практически никто или лишь единицы психиатров и психологов принимают ее всерьез". И это о работах человека, на которых основано целое направление современной психотерапии!
  Не менее категоричен Айзенк и в собственных теоретических позициях, далеко не всегда разделяемых другими психологами. Так, он полагает, что и интеллект, и особенности личности являются генетически заданными: "Характер человека - это следствие случайного сочетания генов его родителей... Роль окружающей среды сводится лишь к небольшим изменениям и маскировке нежелательных личностных проявлений".
  Айзенк известен не только как психолог-теоретик, но и как блестящий популяризатор своих идей; многие из его популярных книг, прежде всего по тестированию интеллекта, хорошо известны русскому читателю. В своих трудах Айзенк предстает как фанатичный сторонник тестирования всего, что только можно протестировать. Тесты, по его мнению, помогают человеку лучше понять себя и других, улучшить взаимопонимание между людьми, правильно определить жизненные ориентиры, спланировать карьеру. Собственно, обилие его популярных работ как раз и объясняется тем, чтобы познакомить с идеей и принципами тестирования как можно более широкие массы населения.
  Как же психологи тестируют особенности личности? Для этого существует специальная разновидность психологических тестов - ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ. Заполняя личностные опросники, испытуемые отвечают на довольно большое (от нескольких десятков до нескольких сотен) количество вопросов о себе и своей жизни, выбирая один из нескольких вариантов ответа (иногда соглашаясь или не соглашаясь с утверждениями). Отличительная черта личностных опросников - их объективность; они дают информацию о психологических особенностях испытуемого, не зависящую от представления испытуемого о самом себе и часто существенно от него отличающуюся. Более того, личностные опросники могут дать информацию об особенностях испытуемого, которые он сам не осознает.
  Психолог, работая с личностными опросниками, должен четко понимать: для оценки испытуемого важно не только и не столько соответствие ответов испытуемого фактам реальной жизни, сколько его мнение. Например, практически невозможно "правильно" ответить на вопрос: "Часто ли у вас портится настроение?", потому что для этого необходимо иметь какой-то объективный критерий того, что такое "частая порча настроения", и соотнести с ним свое состояние. Однако подобный объективный ответ и не нужен исследователю. Для него существенна именно точка зрения испытуемого (он сам считает или не считает, что у него часто портится настроение), которая соотносится с определенными личностными особенностями. Необходимо только помнить: выводы никогда не делаются на основании единичного ответа, для этого нужно достаточно большое их количество - обычно несколько десятков.
  В личностных опросниках ответы испытуемого далеко не всегда понимаются "буквально", но именно они - единственный источник информации об испытуемом, и для получения результата необходимо, чтобы он был искренним и честным. Поэтому большинство личностных опросников имеют специальные шкалы, защищающие тесты от различного рода намеренных искажений. Конечно, если испытуемый не давал о себе правдивую информацию, скорее всего о нем удастся узнать немного, но шкала искренности четко покажет, что данные теста непригодны для объективной оценки испытуемого.
  Таким образом, при интерпретации личностных опросников существенно не прямое содержание ответов, а связь определенного ответа с особенностями личности испытуемого. Откуда же известно о существовании такой связи? Она должна быть установлена и доказана создателем (разработчиком) теста, что представляет собой весьма долгий, трудный, но интересный и творческий процесс. Созданием тестов занимается специальный раздел психологии - психодиагностика. Кажущаяся простота теста и работы с ним (ответил на вопросы, подсчитал баллы - узнал все о человеке) на самом деле - результат огромной работы. Она включает в себя не только отбор вопросов, но и доказательство валидности теста (то есть того, что тест действительно измеряет требуемые психологические характеристики), надежности (стабильности результатов во времени), а также получение стандартов выполнения теста достаточно большими группами испытуемых, с которыми потом можно будет сопоставлять результаты конкретного человека. Правда и легкость получения информации о человеке на основании результатов теста - только кажущаяся.
  Немного найдется психологических идей, которые имели бы такое огромное количество ревностных сторонников и яростных противников (причем не только среди психологов), как идея тестирования. Противники тестирования указывают, что практически каждый в одних ситуациях думает, чувствует, поступает, к примеру, как экстраверт, а в других - как интроверт. Более того, в какие-то периоды жизни человек может быть больше похож на интроверта (или эмоционально стабильного), а в какие-то - на экстраверта (или человека, у которого выражен нейротизм). Тогда в чем же смысл выделения (и тем более измерения) черт? Подобные житейские доводы подтверждаются результатами исследований, которые показывают, что особенности личности (без учета того, как они соотносятся с ситуацией) способны предсказать поведение людей в конкретных случаях с точностью... не более 10%.
  Сторонники тестирования указывают на ценность информации, которую дают тесты, для решения огромного количества практических задач - от профессионального отбора до оценки эффективности психотерапии - и на точность долговременных прогнозов, сделанных с помощью тестов. Многочисленные же претензии противников тестирования они относят за счет неуместного и неквалифицированного применения тестов, нарушений этики тестирования; все это - увы! - встречается гораздо чаще, чем хотелось бы. Как ни странно, но, по-моему, в позициях сторонников и противников тестирования гораздо меньше противоречий, чем это кажется им самим.
  Литература
  1. Юнг К. Г. Психологические типы. - М., 1996.
  2. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. - М., 2000.
  3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 1998.
  Задание 4
  Личностный опросник Айзенка
  ИСПЫТУЕМЫЙ. Возраст от шестнадцати лет. Испытуемый письменно заполняет опросник. При возникновении вопросов или сомнений в процессе заполнения опросника следует избегать содержательного обсуждения вопросов теста и указать, что испытуемый должен отвечать так, как ему кажется; так, как он понимает содержание вопроса, первое, что ему придет в голову; что в тесте нет правильных и неправильных ответов и т.п.
  ТЕСТ-ОПРОСНИК Г.АЙЗЕНКА
  Адаптирован А.Г. Шмелевым
  Да Нет
  1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильное ощущение?
  2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, одобрить, выразить сочувствие?
  3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
  4. Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?
  5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
  6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
  7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
  Да Нет
  9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
  10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
  11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
  12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
  13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
  14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-либо делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встрече с людьми?
  16. Верно ли, что Вас легко задеть?
  17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
  18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
  19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все "горит" в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
  20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?
  21. Много ли Вы мечтаете?
  22. Если на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
  23. Часто ли Вас терзает чувство вины?
  24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
  26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто напряжены до предела?
  27. Считают ли Вас живым и веселым человеком?
  28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что можно было сделать лучше?
  29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?
  30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
  31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли приходят Вам в голову?
  32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует, в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у людей?
  Да Нет
  33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
  34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?
  35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
  36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых людях только хорошее даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
  37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
  38. Верно ли, что Вы раздражительны?
  39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действия?
  40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
  41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?
  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
  43. Часто ли Вам снятся кошмары?
  44. Верно ли, что Вы любитель поговорить и никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
  46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
  47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
  48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
  49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
  50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
  51. Трудно ли получать настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
  52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
  53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
  54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
  56. Любите ли Вы подшучивать над другими?
  57. Страдаете ли Вы бессонницей?
  КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ. Искренность: ответы "да" на вопросы 6, 24, 36; ответы "нет" на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.
  Экстраверсия: ответы "нет" на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51; ответы "да" на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
  Нейротизм: ответы "да" на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
  ОБРАБОТКА. По каждому из трех показателей "Искренность", "Экстраверсия" и "Нейротизм" подсчитывается количественный показатель: начисляется по 1 баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом.
  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
  1. Шкала "Искренность"
  0-3 - откровенный (результат испытуемого пригоден для интерпретации);
  4-6 - ситуативный (испытуемый не был до конца искренен; результаты можно интерпретировать с осторожностью, учитывая, что испытуемый, заполняя тест, скорее всего хотел выглядеть лучше, нежели на самом деле);
  7-9 - лживый (результат недостоверен, тест непригоден для дальнейшей работы). В данном случае речь не идет о лживости как особенности личности, а лишь о том, что при ответах на вопросы теста испытуемый по какой-то причине не был правдив.
  2. Шкала "Экстраверсия"
  0-2 - сверхинтроверт
  3-6 - интроверт
  7-10 - потенциальный интроверт
  11-14 - амбиверт
  15-18 - потенциальный экстраверт
  19-22 - экстраверт
  23-24 - сверхэкстраверт
  3. Шкала "Нейротизм"
  0-2 - сверхстабилен эмоционально
  3-6 - стабилен
  7-10 - потенциально стабилен
  11-14 - нормостеник
  15-18 - потенциальный нейротизм
  19-22 - нейротизм
  23-23 - сверхнейротизм.
  ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И АНАЛИЗА
  1. Используя полученные количественные результаты и приведенные сведения о психологических особенностях, соответствующих показателям Экстраверсии и Нейротизма, составьте описание психологических особенностей испытуемого.
  2. Соответствуют ли результаты теста вашим представлениям об испытуемом, сложившимся в процессе вашего общения и взаимодействия? Какими примерами из жизни вы можете подтвердить или опровергнуть характеристику, полученную на основе теста? В чем, по вашему мнению, причины несоответствия, если таковое имеется?
  3. Ознакомьте испытуемого со своим описанием. Считает ли он его правильным и точным? Удовлетворен ли он им? Если нет, то в чем, по-вашему, причины расхождений?
  КОММЕНТАРИЙ. Интерпретация психологического теста - это искусство, требующее развитой интуиции. Начинающие интерпретаторы обычно дословно переписывают фрагменты интерпретаций или руководств к тесту, соответствующие показателям испытуемого. Наверное, эту тактику действительно стоит взять за основу для начала, но имеет смысл, пользуясь ею, учитывать некоторые обстоятельства. Во-первых, чаще всего интерпретацию лучше начинать не с той черты, что стоит в руководстве первой, а с той, которая выражена у испытуемого в наибольшей степени, больше всего отличается от среднего уровня. Например, если испытуемый амбиверт, а показатель по нейротизму соответствует сверхнейротизму, то начинать следует именно с описания этой черты.
  Во-вторых, описания, имеющиеся в руководстве, сравнительно неплохо соответствуют ситуациям, когда черта ярко выражена (и то не всегда, потому что человек сложнее даже самого лучшего теста) и гораздо хуже - для промежуточных или неярко выраженных случаев, которые встречаются намного чаще. Так, характеристика экстраверта более соответствует сверхэкстраверту, чем потенциальному экстраверту, при описании которого некоторые свойства можно просто пропустить, к некоторым - добавить "возможно", "вероятно" или "иногда", "в некоторых ситуациях" и т.д.
  Наконец, описывая каждую отдельную черту, следует учитывать выраженность у испытуемого и других черт. Так, экстраверт с высокими показателями нейротизма скорее всего будет несдержан, раздражителен, вспыльчив, а интраверт - склонен к самокопанию, проявлению чувства вины, длительным переживаниям после неудачи.
  Деликатный вопрос - несовпадение мнения испытуемого о себе с результатами теста. Оно может объясняться двумя главными причинами. Первая - недостаточно квалифицированная интерпретация (вполне возможна у начинающего); вторая - несоответствие Я-концепции реальным психологическим особенностям испытуемого. В последнем случае "вина" за несоответствие часто возлагается на тест и психологию в целом, к чему следует быть готовым. В любом случае желательно не настаивать на интерпретации категорично, а просто предложить ее испытуемому и выслушать комментарий.
  Глава II
  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ
  1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И НЕОСОЗНАВАЕМОЕ
  В МОТИВАЦИИ
  Если составить рейтинг самых важных задач, решения которых ждут от психологии и психологов, то одну из верхних, а возможно, и самую первую строчку в таком рейтинге займет понимание причин поведения человека, то есть того, почему в определенной ситуации он поступает именно так, а не иначе. Чтобы получить ключ к решению этой проблемы, необходимо разобраться в психологии мотивации.
  Перед тем как начать содержательный разговор о проблемах мотивации, нельзя не отдать должное Зигмунду Фрейду (1856-1939), потому что значение его работ в этой области можно сопоставить лишь с Коперниковским переворотом в астрономии. Введя около ста лет назад в науку и в практику помощи людям понятие бессознательного, Фрейд во многом определил понимание человека, господствовавшее в ХХ веке. Это понимание повлияло не только на развитие психологии и психотерапии, но и на самые разные аспекты жизни - от философии и сексуальной революции до практики воспитания детей и сюжетов бестселлеров. Тем, кто сейчас считает, что "психология - это и есть Фрейд" (а таких немало среди людей, далеких от нашей науки), быть может, нелегко представить, сколь кощунственными казались работы этого человека его современникам и сколь яростное сопротивление пришлось преодолеть Фрейду и его последователям, чтобы утвердить свои идеи. Лучше всего сказать об этом словами выдающихся психологов Л. С. Выготского и А. Р. Лурии.
  "Фрейд принадлежит, вероятно, к числу самых бесстрашных умов нашего века... Чтобы действовать, нужна смелость; оказывается, нужно еще неизмеримо большее бесстрашие, чтобы мыслить... З. Фрейд выступил сразу как революционер... были дерзко нарушены вековые традиции буржуазной морали и науки и сделан шаг за границы дозволенного... Основная особенность Фрейда заключается в том, что он имеет смелость додумывать всякую мысль до конца, доводить всякое положение до последних и крайних выводов. В этом трудном и страшном деле у него не всегда находились спутники..."
  (Из предисловия к первому русскому изданию книги З. Фрейда
  "По ту сторону принципа удовольствия". 1925 г.)
  И сейчас психоанализ, созданный Фрейдом, находится под ожесточенным огнем критики психологов и психотерапевтов - представителей других направлений. Однако даже самые безжалостные из них признают, что "Фрейд обогатил психиатрию и психологию массой ценных идей, до которых психиатрам и психологам следовало додуматься самостоятельно, а не дожидаться, пока Фрейд им все разжует" (М. Эриксон). Так или иначе, но на корнях фрейдовских работ уже выросло мощное дерево современной психологии, где достаточно трудно (если вы не ставите перед собой это в качестве специальной задачи) отделить идеи основоположника от позднейших "побегов". Скажем, методика неоконченных предложений (практикум к этому разделу) восходит к К.Г. Юнгу - одному из первых учеников Фрейда, а позднее - одному из самых непримиримых его оппонентов. Идея психологических защит была выдвинута З. Фрейдом, а детально разработана его дочерью Анной, и т.д. Поэтому предлагаемое изложение проблематики мотивации - достаточно вольная компиляция, где нелегко определить авторство и первоисточник.
  Итак, психологи понимают под МОТИВОМ внутреннее состояние, которое побуждает человека к деятельности, направляет, поддерживает и обеспечивает эту деятельность энергией. Мотивы - основные движущие силы поведения человека. Совокупность мотивов составляет МОТИВАЦИЮ конкретного человека или его поступка.
  В большинстве случаев поведение человека является ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ, то есть определяется несколькими одновременно действующими мотивами. Например, мотивами трудовой и профессиональной деятельности, как правило, является и стремление получить материальное вознаграждение за свой труд, и желание добиться успеха и доказать свою компетентность, и интерес к содержательной стороне работы, и многое другое.
  Мотивы различаются по своей силе и значимости для человека. Как правило, для каждого вида деятельности или поведения можно выделить наиболее сильный и значимый мотив, различающийся у разных людей. Например, допустим, что люди выполняют одну и ту же работу. Для одного главным в работе будет заработок, для другого - карьера, а для третьего - приятная атмосфера и возможность общения в коллективе.
  Мотивы поведения осознаются в различной степени - от хорошо осознаваемых до полностью бессознательных. Вскрыть последние возможно лишь в результате длительной психотерапии. Бывают и промежуточные случаи - мотивы, которые не осознаются, но потенциально доступны для осознания. Как правило, такие мотивы могут осознаваться с большим или меньшим трудом, в результате внутренней работы и самоанализа. Так, преуспевающий бизнесмен, "потопивший" немало конкурентов, вряд ли признается даже самому себе, что им движет не очевидное сознательное желание успешно вести свои дела, а стремление добиться превосходства, победив и уничтожив соперника. И почти невероятно, чтобы он без специальной психотерапевтической работы признал, что в основе подобной мотивации лежат сохранившиеся с детства агрессивная зависть к собственному отцу и стремление одержать верх именно над ним.
  Если поведение человека определяется неосознаваемым мотивом, то оно имеет сознательную МОТИВИРОВКУ, которая представляется ему самому реальным мотивом, но обычно имеет с ним мало общего. Свидетельство тому, в частности, - нашумевшие эксперименты с "двадцать пятым кадром", содержавшим скрытую от сознания рекламу прохладительных напитков. Зрители, покупавшие напитки под действием двадцать пятого кадра, конечно, не зная истиной подоплеки своих действий, придумывали для них подходящие мотивировки. Вне ситуации психологического эксперимента различия мотива и мотивировки бывают не менее впечатляющими.
  Удовлетворение разных мотивов требует разных, порой противоположных или взаимоисключающих форм поведения. В таком случае возникает МОТИВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ. К примеру, у работающей женщины мотив честолюбия и стремления добиться успехов в своей профессии требует отдавать работе как можно больше времени и сил. Тем самым он вступает в противоречие с мотивом любви к своим детям, для реализации которого необходимо уделять как можно больше времени заботе о них. Переживание мотивационного конфликта сопровождается различными проявлениями психологического неблагополучия - отрицательными эмоциями, тревогой, напряженностью и т.п. Чем более значимы мотивы, участвующие в конфликте, тем больше выражены подобные явления.
  Конфликт, так же как и мотивы, участвующие в нем, может осознаваться или не осознаваться. Более того, чем более важные мотивы он затрагивает, тем больше вероятность, что сам конфликт будет находиться вне сознания. В том случае, если конфликт осознается, то рано или поздно он разрешается - осуществляется сознательный выбор в пользу одного из мотивов. Продолжим наш пример. Женщина нередко жертвует карьерой ради выполнения родительского долга, бросив работу или перейдя на другую - малоинтересную, но совместимую с воспитанием детей.
  Неосознаваемый конфликт тоже, как правило, разрешается. Однако и сущность самого конфликта, и корни эмоционального напряжения, ему сопутствующего, и причины сделанного выбора (а часто и сама суть выбора) также остаются вне сознания. Так, тот, кого однажды бросил значимый для него человек, может упрятать глубоко в бессознательное страх перед повторением потери, и каждая следующая попытка вступления в новые отношения будет завершаться разрывом. Обстоятельства разрыва могут оказаться самыми разными, но истинная их причина - конфликт между желанием любви и близости, которому противостоит боязнь новой потери, - останется неизвестной. Между тем именно разрешение конфлик-
 та в пользу неосознаваемого страха будет заставлять такого человека разрывать отношения еще до того, как они станут достаточно значимыми
 для него.
  Неосознаваемое (можно называть его бессознательным, или подсознанием) составляет огромный пласт внутренней жизни каждого, без знания которого невозможно понять человека. Однако найти подход к неосознаваемому достаточно сложно. Один из "инструментов", дающий такую возможность, - это проективные методы исследования.
  Основная особенность проективных методов состоит в неопределенности и эмоциональной значимости материала, предлагаемого испытуемому. Выполняя задание с подобным материалом, испытуемый как бы проецирует на него свои мотивы и проблемы, конфликты и значимые ситуации, в том числе плохо осознаваемые или бессознательные. В практическом задании предлагается один из самых простых проективных методов, который не позволяет проникнуть в глубины бессознательного. Но и он зачастую дает возможность узнать об испытуемом достаточно много, в том числе и неожиданного для него самого.
  Литература
  1. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.
  2. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. - СПб, 1999.
  Задание 5
  Проективная методика неоконченных предложений
  ИСПЫТУЕМЫЙ. Возраст от шестнадцати лет; не должен быть знаком с понятием проективных методов и целью задания.
  ПРОЦЕДУРА. Психолог зачитывает испытуемому начало предложений и просит закончить их так, как придет ему в голову - быстро, не задумываясь. Психолог записывает ответы на бумагу или на диктофон. Если испытуемый делает перед ответом большие паузы, следует напомнить о необходимости отвечать не задумываясь.
  Список неоконченных предложений:
  1. Моя специальность (или: Моя учеба)...
  2. Моя семья...
  3. Боюсь...
  4. Деньги...
  5. Моя мечта...
  6. Работа...
  7. Мои сны...
  8. Бороться...
  9. Больше всего я люблю...
  10. Дома...
  11. Моя голова...
  12. Дети...
  13. Меня беспокоит...
  14. Смерть...
  15. Мой вид...
  16. Друзья...
  17. Если бы я мог...
  18. Мои планы...
  19. Скрываю...
  20. Когда мыслю...
  Список можно дополнить началами предложений по темам, значимыми для конкретного испытуемого.
  ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА. Основная задача анализа - выявление тем, проблем и конфликтов, значимых для испытуемого. Не существует жесткой схемы анализа, "работающей" в любых ситуациях; возможны лишь общие подходы.
  Некоторые ответы столь открыты, что не нуждаются в анализе или комментарии. Что можно добавить к ответу "Моя специальность... дрянная" или "Работа... осточертела" (женщина, пятьдесят один год, инженер)?
  Показателем значимости какой-либо темы (скорее всего осознаваемой хотя бы частично) является ее упоминание в нескольких ответах. Особенно если начало предложения с данной темой не связаны по содержанию. Так, весьма красноречив и в комментариях не нуждается комплекс ответов тридцатиоднолетнего мужчины (высшее образование, работает мастером на строительстве): "Деньги... работа"; "Работа... деньги"; "Меня беспокоит... зарплата".
  Иногда по противоречивости ответов, связанных с двумя темами, можно определить конфликт. Например, в ответах двадцатилетней студентки четко прослеживается конфликт между темами "Работа" и "Лень, усталость". К первой можно отнести ответы: "Работа (пауза*)... усидчивость"; "Мои планы... хорошо учиться". Ко второй теме можно отнести ответы "Моя мечта... отдых" (обратите внимание на разрыв между мечтой и планом); "Бороться... с ленью"; "Если бы я мог... посмотреть мир, поездить, путешествовать"; возможно, с этой темой также связан ответ "Моя голова... болит".
  Нередко большинство ответов испытуемого условно "разделяются" на относящиеся к нескольким значимым темам. Так, около половины ответов тридцатитрехлетнего мужчины, сотрудника иностранной компании, можно условно отнести к двум тесно взаимосвязанным темам.
  Первую из них назовем "Зависимость; невозможность перемен": "Моя специальность... какая моя специальность... хочется перемен"; "Боюсь... ситуации, в которой от меня ничего не зависит"; "Работа... работа, в которой хочется, чтобы от меня зависело многое"; "Бороться... нет, не хочется мне бороться"; "Мои планы... нет у меня никаких планов".
  Вторая условная тема - "Мечты": "Мечта... дом, лужайка, бассейн, а с другой стороны, хочется на другую планету"; "Сны... в снах я прыгаю и долго лечу"; "Меня беспокоит... моя голова, отсутствие дома с лужайкой и другой планеты"; "Если бы я мог... прыгал бы, летал и плавал". В ответах четко прослеживается сущность конфликта, вероятно, осознаваемого испытуемым, но неразрешимого для него.
  Показателем значимости темы или проблемы, которая скорее всего плохо осознается или не осознается совсем, являются длительные паузы, отказы от ответов или ответы "нет", "не знаю". Если после паузы и колебаний ответ все же дается, зачастую он содержит штамп - известное изречение, поговорку или цитату. Например, "Бороться... и искать, найти и не сдаваться" или "Мыслю... следовательно, существую".
  Показателем того, что испытуемый успешно защищается от вторжения в свой внутренний мир, служит краткость ответов, большое количество штампов, а также общих малоинформативных и, как правило, социально одобряемых ответов: "Скрываю... иногда что-нибудь"; "Друзья... хорошие"; "Мой вид... опрятный". Такие результаты достаточно трудно анализировать, но чаще всего и они содержат важную информацию.
  КОММЕНТАРИЙ. Методика неоконченных предложений, по сравнению с другими проективными методами, достаточно проста по замыслу и открыта; идея проекции почти не замаскирована. Поэтому обычно психологу удается получить информацию, которая является новой в большей степени для него, чем для испытуемого. Однако достаточно редко, но бывают ситуации, когда в ходе проведения методики испытуемый подступает к осознанию болезненной и плохо осознанной проблемы. В этом случае возможны сильные эмоциональные реакции, часто неожиданные как для испытуемого, так и для психолога. В подобной ситуации целесообразно перевести проведение исследования в психокоррекционную беседу или хотя бы дать возможность испытуемому успокоиться и выговориться, если он того захочет.
  Другая "опасность" состоит в том, что испытуемый может дать о себе больше информации, чем он того хотел бы. Вдумчивый психолог с хорошей интуицией догадается о тех чувствах или событиях, которые испытуемый стремится скрыть. Так, мужчина с легкостью заканчивает все предложения. В конце списка он дважды подряд отказывается заканчивать фразы, начинающиеся со слов "Мои планы... " и "Скрываю... ", а на дополнительное начало предложения "Женщина... " дает ответ: "Секс". В данном случае вероятность внебрачной связи (реальной или планируемой) достаточно высока.
  Иногда испытуемому и без комментариев психолога становится ясно: он раскрылся больше, чем хотел бы; это смущает и вызывает дискомфорт. Поэтому к сообщению результатов испытуемому в данном задании следует подходить с особой деликатностью и осторожностью.
  Механизм проекции универсален, и элементы проекции могут иметь место при выполнении любого задания, где испытуемый самостоятельно дает ответы, а не выбирает их из готового набора, в частности, при изучении познавательных процессов. О некоторых таких случаях будет упомянуто в пятой главе.
  2. ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ.
  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ
  Многообразие существующих в жизни каждого внутренних конфликтов очень условно можно свести к трем типам. Первый из них - СОБСТВЕННО МОТИВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ - конфликт мотивов, стремлений, желаний, чувств, для реализации которых требуются противоположные действия. Существуют три разновидности данного типа конфликтов. СБЛИЖЕНИЕ - СБЛИЖЕНИЕ - это выбор между двумя привлекательными возможностями, например, траты денег на дорогостоящую престижную покупку или увлекательное путешествие. ИЗБЕГАНИЕ - ИЗБЕГАНИЕ - это выбор между двумя непривлекательными возможностями, например, терпеть зубную боль или идти к зубному врачу, которого боишься. Наконец, в случае конфликта СБЛИЖЕНИЕ - ИЗБЕГАНИЕ либо достижение цели приводит к нежелательным последствиям (например, реализация желания вкусно поесть приводит к появлению лишнего веса), либо сама цель обладает как положительными, так и отрицательными аспектами (интересная работа и плохой начальник).
  Приведенные примеры относятся к простейшим и хорошо осознаваемым конфликтам. В действительности же, большинство конфликтов гораздо сложнее. Во-первых, в них могут участвовать не два, а более мотивов. Например, с одной стороны, работа является интересной, престижной, высокооплачиваемой, а с другой - обрекает не только на необходимость мириться со скверным начальником, но и с частыми командировками, отрывающими от любимой семьи. Кроме того, чем более значимы затронутые конфликтом мотивы, тем чаще они выходят за рамки сознания.
  Один из наиболее драматичных вариантов внутреннего конфликта - противоречивые чувства, испытываемые к одному значимому человеку. Так, самый важный человек в жизни маленького ребенка - его мать; однако любовь к ней нередко вступает в конфликт с многочисленными обидами, ревностью (к другим детям, к отцу). Последствия этого неразрешимого и, как правило, бессознательного конфликта могут проявляться через годы и десятилетия. У матери любовь к ребенку порой также вступает в конфликт с негативными чувствами, основанными на том, что родился не мальчик, а девочка (или наоборот), что на долгие месяцы и годы лишил ее сна и отдыха и т.д.
  Второй тип конфликта - ФРУСТРАЦИЯ. Это невозможность реализации мотива. В более простых случаях фрустрация означает невозможность получения желаемого - в силу каких-либо обстоятельств или просто отсутствия средств. Более тяжелый случай фрустрации связан с потерей близкого человека - отвергнутая любовь, разлука или смерть.
  Наконец, в качестве отдельного типа следует рассмотреть КОНФЛИКТ, ЗАТРАГИВАЮЩИЙ Я-КОНЦЕПЦИЮ, систему убеждений и ценностей человека. Возможны различные варианты этого типа конфликта. Он проявляется, во-первых, когда возможность реализации какого-либо мотива находится в противоречии с убеждениями и моральными нормами. Другой вариант - противоречие между Я-концепцией и действительностью (например, совершением неблаговидного поступка, свидетельствующего о трусости, жестокости, малодушии или иных качествах, которые противоречат позитивной Я-концепции). В противоречии с Я-концепцией могут оказаться нелестные отзывы окружающих о человеке или его отдельных качествах, их поведение по отношению к нему и т.п. Еще один вариант, один из самых тяжелых, - угроза здоровью или жизни человека, затрагивающая саму возможность его существования.
  И, наконец, действительность нередко противоречит системе убеждений и ценностей человека. Подобный конфликт переживали в последние пятнадцать лет многие в нашей стране: представления о героическом прошлом и светлом коммунистическом будущем столкнулись с потоком негативных фактов из истории страны и с неблаговидными реалиями сегодняшней жизни. Этот конфликт каждый решал по-своему...
  Перейдем к анализу механизмов, которые препятствуют осознанию нереализованных мотивов, неразрешимых или трудноразрешимых конфликтов, защищая человека от мучительных и часто бесплодных переживаний, с ними связанных. Эти механизмы получили название ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ. Как правило, под психологическими защитами понимается ИСКАЖЕНИЕ действительности (или эмоциональной реакции на нее) с целью ослабления эмоционального напряжения, к которому привело бы адекватное осознание ситуации. Действие психологических защит практически всегда находится вне сознания и лишь иногда может быть осознано впоследствии с помощью самоанализа.
  Рассмотрим возможное действие психологических защит на уже упомянутом примере - совершение поступка, не совместимого с моральными нормами и с Я-концепцией (представление о себе как человеке, соблюдающем моральные нормы), например, предательство друга. Скорее всего, подобному поступку будет найдено оправдание, которое исказит объективную ситуацию ("Это единственный возможный выход", "Так будет лучше для него самого"), а возможно, и переложена ответственность на пострадавшего ("Он сам виноват").
  Другой вариант - искажение реакции на поступок. Например, совершивший предательство ввязывается в пьяную драку и кого-то избивает или устраивает скандал в семье по надуманному поводу, никак не связывая эти действия со своим поступком. Эмоциональная реакция может трансформироваться в болезнь, например, в инфаркт или гипертонический криз. Наконец, в будущем сама ситуация предательства нередко полностью забывается.

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу