<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Из приведенного примера очевидно, что действие психологических защит может быть различным в зависимости от того, какой вид защит использовался. Далее будут рассмотрены некоторые виды психологических защит. Следует отметить, что это лишь наиболее простые и часто встречающиеся из них; всего исследователи насчитывают не один десяток психологических защит.
  ВЫТЕСНЕНИЕ - это исключение из сознания неприемлемых мыслей, чувств, желаний или аспектов действительности. Вытеснение зачастую работает на уровне восприятия (нежелательную информацию не видят, не слышат и т.п.) или на уровне памяти (забывается нежелательная информация, а также планы и намерения, которые не хочется выполнять и пр). Вытесняться может оценка и интерпретация воспринимаемой информации, например, человек не понимает очевидных для других признаков насмешки, пренебрежения, невнимания со стороны окружающих. Наконец, вытеснению нередко подвергаются неприемлемые мысли и чувства, например, сексуальность, направленная на родственников, или ненависть и агрессия к тем, кого мы любим.
  РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - это использование приемлемых оправданий для поступков, вызванных неосознаваемыми причинами и мотивами. Основные варианты рационализации: дискредитация цели (хрестоматийный пример из басни про лисицу, дискредитирующую недоступный ей зеленый виноград); дискредитация жертвы (крайний вариант, тоже из басни: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"); преувеличение роли обстоятельств; утверждение вреда во благо ("это послужит уроком"); переоценка имеющегося (крайний вариант - в сказке про жену, которая находила массу достоинств во всем, что должен был принести ей муж, от коровы до мешка гнилых яблок). Следует отметить, что приводимые оправдания, как правило, действительно имеют отношение к объясняемым поступкам, но не являются их основной причиной или мотивом. Например, такие обстоятельства, как плохой билет и скверное самочувствие после бессонной ночи могут иметь отношение к провалу на экзамене, но вряд ли станут главной его причиной.
  ВЫМЕЩЕНИЕ - это высвобождение негативных эмоций и чувств, направленное не на того, кто их вызвал, а на другой, менее опасный объект - человека, животное или предмет и, возможно, на самого себя. Результатом вымещения являются различного рода агрессивные и антисоциальные поступки, "беспричинные" ссоры и конфликты, порча предметов (битье посуды и пр.), самоповреждения.
  ПРОЕКЦИЯ - это бессознательное отвержение собственных рационально неприемлемых мыслей, качеств желаний и приписывание их другим. Вариантами данной защиты являются: РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ - осознание своих неприемлемых качеств и приписывание их другим по принципу "все такие", "все так поступают"; КОМПЛИМЕНТАРНАЯ ПРОЕКЦИЯ - осознание своих недостатков и интерпретация их как достоинств (например, склочничество и повышенная конфликтность могут интерпретироваться как принципиальность и борьба за справедливость). Проекция чаще всего лежит в основе таких мыслей и чувств, как зависть, ревность, подозрительность, поиск виновного, восприятие окружающих как несправедливых и недоброжелательных.
  РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это развитие и преувеличение чувства, противоположного тому, которое вызвало конфликт или является неприемлемым. Наиболее часто встречающиеся пары противоположных чувств: ненависть и любовь, зависть и восхищение, сексуальное влечение и пуританская асексуальность. Подобный список можно многократно дополнять...
  СОМАТИЗАЦИЯ - это разрешение или трансформация конфликта через заболевание или травму. Простейший вариант - так называемые "школьные простуды" перед контрольными или экзаменами. В более серьезных случаях неразрешенный конфликт может завершиться приступом серьезного заболевания - например, инфарктом или почечной коликой. Наконец, длительный конфликт порой приводит к развитию хронической болезни, например, язвы или бронхиальной астмы.
  Приведенные выше примеры конфликтов и психологических защит достаточно кратки и условны. Развернутые и сложные примеры - для самостоятельных размышлений в рамках практикума.
  Завершая очень беглый разговор о психологической защите как ключевом понятии теоретической и практической психологии, стоит еще раз задуматься над ее сущностью. Психологические защиты, часто лишая нас возможности правильно воспринимать и понимать окружающий мир, создавая основу для неврозов и заболеваний, тем не менее спасают от мучительной неразрешимости конфликта. Вопрос о том, являются ли они благом или злом, не имеет единственного правильного ответа.
  Литература
  1. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи, 1996.
  2. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. - СПб, 1999.
  Задание 6
  Конфликт и психологические защиты
  в литературе
  I. Проанализируйте приведенные далее отрывки из художественных произведений по следующей схеме:
  l сущность конфликта, испытываемого персонажем; противоречие, приводящее к конфликту;
  l тип конфликта;
  l вид психологической защиты;
  l как психологическая защита трансформирует конфликт или способствует его разрешению.
  Обратите внимание на то, что в приведенных отрывках может отмечаться не один, а несколько конфликтов или действие нескольких видов психологических защит; конфликт может отмечаться у одного или у нескольких из персонажей.
  М. Ю. Лермонтов
  ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  (Печорин пытается догнать Веру, чтобы попрощаться с ней, и убеждается, что не успевает.)
  И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удержать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-то меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
  Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? Не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
  Мне, однако, приятно, что я могу плакать. Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.
  Л. Н. Толстой
  ВОЙНА И МИР
  (Сцена знакомства Анатоля Курагина и княжны Марьи.)
  Княжна Марья видела всех, и подробно всех видела. Она видела лицо князя Василия, на мгновение серьезно остановившееся при виде княжны и тотчас же улыбнувшееся, и лицо маленькой княгини, читавшей с любопытством на лицах гостей впечатление, которое произведет на них Мари. Она видела и m-lle Bourienne с ее лентой и красивым лицом и оживленным, как никогда, взглядом, устремленным на НЕГО. Но она не могла видеть ЕГО, она видела только что-то большое, яркое, прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату. Сначала к ней подошел князь Василий... Потом к ней подошел Анатоль. Она все еще не видела его.
  М. Митчелл
  УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ
  (Старая няня рассказывает о том, что произошло с родителями после гибели их любимой дочери, упавшей с пони.)
  (Отец) ... схватил ружье, побежал и пристрелил этого бедного пони, а я, клянусь Богом, думала: он пристрелит и себя. Я совсем было растерялась: мисс Скарлетт (мать) лежит в обмороке, все соседи по дому бегают... А когда мисс Скарлетт пришла в себя, я подумала: слава тебе, Господи, теперь они хоть утешат друг дружку. Да только как она пришла в себя, кинулась в комнату, где он сидел, и говорит: "Отдайте мне моего ребенка, вы убили ее"... Мисс Скарлетт обозвала его убивцем - зачем он позволил деточке прыгать так высоко. А он сказал, что мисс Скарлетт плевать было на Бонни (погибшую дочь) и на всех своих детей ей наплевать.
  С. Моэм
  ЛУНА И ГРОШ
  (Диалог супругов, Дирка и Бланш Стрев)
  - Милочка моя, я хочу кое о чем попросить тебя... Стрикленд очень болен. Возможно, при смерти. Он живет один на грязном чердаке, где некому даже присмотреть за ним. Позволь мне перевезти его к нам.
  Она быстро вырвала руки из его рук, я никогда еще не видел у нее такого стремительного движения; бледное лицо ее вспыхнуло:
  - Ах, нет!. .
  - Но он умрет.
  - Пусть... Я его ненавижу... Я никогда не впущу его в свой дом! Никогда!
  - Я тебя не узнаю. Ты всегда так добра и великодушна.
  - Ради бога, оставь меня в покое. Ты меня с ума сведешь!
  Слезы наконец хлынули из ее глаз. Она упала на кресло и закрыла лицо руками. Плечи ее судорожно вздрагивали...
  .........
  В передней раздался надтреснутый звон колокольчика. Я открыл дверь. Передо мной стоял Стрев... Лицо его, обычно такое розовое, пошло багровыми пятнами. Руки тряслись.
  - Что с тобой? - спросил я.
  - От меня ушла жена... Она влюбилась в Стрикленда.
  М. М. Зощенко
  ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА
  Федя - студент-математик. Милый юноша. Немного застенчивый. Он здесь на Кавказе - на практике... Ему не везет. Вот уже все студенты обзавелись "симпатиями", а у него нет никого.
  Это случилось под конец лета. Федя влюбился. Он давал ей урок по физике. И она, видимо, увлеклась им. Мы стали встречать их на скамейках парка.
  Неожиданно пришла беда - Федя заболел. Он заболел экземой. Для Феди это было несчастье в высшей степени. Он и без этого был застенчив, но теперь лишаи совершенно обескуражили его. Он перестал встречаться со своей ученицей. Ему было совестно, что она увидит его ужасные багровые пятна...
  Врачи стали лечить Федю. Но болезнь усиливалась. Федя почти перестал выходить из дому. Он плакал, говоря, что только при его невезении могло так получиться. Ведь это случилось на другой день после того, как ученица призналась ему в своем чувстве.
  В конце августа я возвращался с Федей в Петербург. Уже на другой день пути Феде стало лучше... К концу пути лицо у Феди стало почти чистым.
  Федя не расставался с зеркальцем. С восторгом он убеждался, что болезнь покидает его. С печальной улыбкой говорил, как ему не повезло. На что ему здоровье, если теперь нет той, кого он полюбил.
  Ж. П. Сартр
  ФРЕЙД
  (Фрагмент сценария. Действие происходит во время обеда у коллеги Фрейда - Брейера. В диалоге участвуют Марта, жена Фрейда, и Матильда, жена Брейера. Речь идет о предстоящем визите Фрейда к пациентке Брейера.)
  Матильда. Но бойтесь, Марта, эта женщина опасна! Она - настоящая обольстительница.
  Марта (спокойно). Я не боюсь ничего...
  Фрейд. А вот Брейер - муж, за которым надо присматривать. Будь я на вашем месте, Матильда, я бы посадил его под замок. Он слишком импозантен и красив, чтобы не похищать сердца своих пациенток.
  (Все смеются, Матильда громче всех. Марта вскрикивает.)
  Марта. Что с вами?
  (Она указывает на левую руку Матильды, из которой струится кровь: глубокие порезы на трех пальцах.)
  Матильда (смеясь, смотрит на Фрейда и Брейера). Со мной? Ничего. (Переводит глаза на скатерть и испускает слабый крик, похожий на вздох. Говорит с трудом, совсем изменившимся голосом.) Какая глупость! Взяла за лезвие нож.
  А. Б. Раскин
  КАК ПАПА БЫЛ МАЛЕНЬКИМ
  (Герой рассказывает дочери о своем детстве. Маленького мальчика - себя в детстве - он называет папой, а своих родителей - дедушкой и бабушкой (так, как знает их его дочь). Он описывает свою жизнь вскоре после рождения младшего брата.)
  Когда папа был маленьким, он все время обижался. Он обижался на бабушку, потому что хотел ей что-то рассказать, а она была занята и не могла его слушать. Он обижался на дедушку, потому что дедушка хотел ему что-то рассказать, а он сам был занят и не мог его слушать. Когда родители уходили в гости или в театр, маленький папа обижался и плакал. Он требовал, чтобы родители сидели дома. Зато когда он сам хотел пойти в цирк, маленький папа плакал еще громче. Он обижался, что его заставляют сидеть дома. Едва он открывал утром глаза, как обижался на солнышко за то, что оно его разбудило. Потом он обижался на всех до вечера, а когда засыпал, то во сне тоже надувал губы и на кого-то сердился.
  А. И. Солженицын
  РАКОВЫЙ КОРПУС
  Раковый корпус носил и номер тринадцать...
  - Но ведь у меня не рак, доктор? - с надеждой спрашивал Павел Николаевич, слегка потрагивая свою злую опухоль, растущую почти по дням.
  - Да нет же, нет, конечно, - в десятый раз успокоила его доктор...
  (В палате) стоял коренастый широкоплечий больной... Тот пропустил Павла Николаевича и повернулся вослед.
  - Слышь, браток, у тебя рак - чего?
  (Павел Николаевич) поднял глаза и сказал с достоинством:
  - Ни чего. У меня вообще не рак.
  - Ну и дурак. Если бы не рак - разве сюда б положили?
  Ю. В. Трифонов
  ОБМЕН
  В июле мать Дмитриева тяжело заболела. В сентябре сделали операцию, худшее подтвердилось, но мать, считавшая, что у нее язвенная болезнь, почувствовала улучшение, и в октябре ее отправили домой, твердо уверенную, что дело идет на поправку. Вот именно тогда жена Дмитриева затеяла обмен - решила срочно съезжаться со свекровью.
  ...Разговоры о том, чтобы соединиться с матерью Дмитриев начинал и сам. Но то было давно, во времена, когда отношения жены с матерью еще не отчеканились в формы такой окостеневшей и прочной вражды, как теперь.
  (Лена, жена Дмитриева, впервые заводит разговор об обмене.)
  - Витя, я понимаю, прости меня. Это нужно всем нам, и в первую очередь твоей маме. Я же тебя понимаю и жалею, как никто. Я же забочусь не о себе, правда же.
  - Как ты можешь говорить об этом сейчас? Как у тебя язык поворачивается? Ей-богу, в тебе есть какой-то душевный дефект. Какая-то недоразвитость чувств. На твоем бы месте я никогда первый...
  (На следующее утро) Дмитриев с робостью подумал, что, может быть, все и обойдется. Они обменяются, получат хорошую отдельную квартиру, будут жить вместе. И чем скорее, тем лучше. Для самочувствия матери. Свершится ее мечта. Это и есть психотерапия, лечение души. Нет, Лена бывает иногда очень мудра, интуитивно, по-женски - ее вдруг осеняет. Ведь тут, возможно, единственное и гениальное средство, которое спасет жизнь.
  А. Н. Рыбаков
  СТРАХ
  (1937 год. Нина приходит к своей бывшей однокласснице, Лене, у которой арестовали отца, и семью должны на следующий день выселить из квартиры.)
  - Неужели не могли вам дать хотя бы пару дней на сборы?
  - Наивная душа, - сказала Лена, - неужели не понимаешь, кому-то не терпится въехать в нашу квартиру. Серебрякова арестовали, еще суда не было, а Вышинский (генеральный прокурор) уже перебрался на его дачу. Каково, а? Лицо нашего правосудия?
  Нина залилась краской.
  - Зачем ты собираешь всякие сплетни!? Я не узнаю тебя!
  Лена взглянула на нее.
  - Сплетни, конечно, сплетни, одни сплетни кругом, а в остальном все в порядке.
  - Где Владлен (брат Лены)? - спросила Нина.
  - У своих друзей. Договаривается, завтра они нам помогут переехать.
  Нина чуть не заплакала: одиннадцатилетние дети - вот и вся помощь. И потому ее слова звучали искренне, когда она стала говорить: перегружена работой, не отпустят, а то бы обязательно помогла.
  - Я все понимаю, - сказала Лена, - спасибо, что пришла...
  Нина всегда боготворила Ивана Григорьевича (отца Лены): человек из народа, истинный коммунист. Представить себе Ивана Григорьевича, отдающего команду подмешать толченое стекло в пищу детям или бросить яд в колодцы, все-таки невозможно. Но, с другой стороны, он почти десять лет прожил за границей, мог выполнять какие-то задания. И если она прочитает в газете его признания в измене родине и шпионаже, что она скажет?
  II. Подберите отрывки из художественной литературы, мемуаров, документальной прозы, в которых имеет место внутренний конфликт и действие психологических защит. Проанализируйте их по той же схеме, что и задание I.
  КОММЕНТАРИЙ. Подбирая отрывки, не следует забывать об основном признаке психологических защит - их неосознаваемом характере. Выбор, связанный с сознательным разрешением конфликта, а также проявления лжи, фальши, умалчивания, неискренности - все это часто может на внешнем, поведенческом уровне напоминать действие психологических защит. Однако психологическая подоплека в этих ситуациях совершенно различна. Как правило, по текстам их достаточно легко отличить друг от друга.
  3. ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТА.
  ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
  Формы поведения, направленные на преодоление конфликта, разрешение стрессовой (кризисной) ситуации получили название ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (в литературе встречаются также термин "совладание" и малоудачная калька с английского термина - "копинг-поведение", или "копинг-реакция"). ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ преодолевающее поведение направлено на рациональное разрешение конфликта или кризиса с помощью конкретных действий. Проблемно-ориентированное преодоление включает такие формы поведения, как поиск информации, поэтапное решение проблемы, обращение за помощью и т.п. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ преодолевающее поведение направлено на психологическую адаптацию (совладание) к неразрешимому или неразрешенному конфликту, а также к психологическим проблемам, возникающим в процессе проблемно-ориентированного разрешения конфликта.
  Преодолевающее поведение, особенно эмоционально-ориентированное, по своим целям и механизмам имеет много общего с психологическими защитами. Однако по сравнению с ними преодолевающее поведение более осознанно и в меньшей степени основано на искажении чувств или действительности. Последнее требует более подробного объяснения.
  Внутренний конфликт сопровождается сильными отрицательными эмоциями и чувствами, которые часто являются неприемлемыми для человека и несовместимыми с его Я-концепцией: ненависть (особенно к близким), страх, зависть и т.п. Иногда неприемлемым оказывается не само чувство, а возможность выразить его открыто, например, потому что "настоящие мужчины не плачут". В результате действия психологических защит чувства вытесняются или искажаются, а неосознанный конфликт часто остается неразрешенным, иногда на долгие годы и десятилетия. Преодолевающее поведение направлено на то, чтобы найти социально приемлемый способ выражения отрицательных чувств и эмоций, связанных с конфликтом или кризисом; при этом реальность и значимость самих чувств признается. Чаще всего найденный путь оказывается не прямым, а "обходным" или косвенным.
  Преодолевающее поведение может оказаться как эффективным, так и неэффективным, с точки зрения разрешения конфликта или достижения психического благополучия. Не существует универсально эффективных форм преодоления. Например, попытка отложить решение проблемы "в долгий ящик" и постараться на время забыть о ней в одних случаях лишь усугубит трудности, в других - позволит впоследствии посмотреть на проблему более спокойно, что поможет успешно ее решить. Снятие напряжения с помощью успокоительных средств (лекарств или алкоголя) может быть совершенно необходимым в одних случаях и вредным в других. Далее мы рассмотрим некоторые механизмы эмоционально-ориентированного преодоления, которые показали свою эффективность в широком круге ситуаций. Более полный обзор видов преодолевающего поведения содержится в практикуме.
  ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ, сколь бы интенсивны они ни были, желательно, если оно уместно и не создает трудностей в социальном взаимодействии. Это могут быть слезы, крик, "облегчение души" в откровенном разговоре, дневниковые записи, письма и многое другое - в зависимости от ситуации.
  ЗАМЕЩАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ сродни психоаналитическому понятию сублимации, только несколько шире. В ней могут найти выход стремления, непосредственная реализация которых невозможна. Так, те, кто лишен семейного тепла, часто заводят домашних животных для реализации потребности в любви и тепле: те, кто не смог состояться профессионально, "уходят" в различные хобби или общественную деятельность.
  РАЗРЯДКА в узком смысле (более мягкий вариант психологической защиты вымещения) - это перенос негативных эмоций на предметы, которые можно сломать, разбить или испортить. Подобные действия обычно осуждаются окружающими, однако если осуждения можно избежать (остаться одному), а материальный ущерб невелик, то подобный способ "справиться с чувствами" иногда целесообразен. Разрядкой в широком смысле слова являются любые интенсивные физические нагрузки (занятия спортом, дальние прогулки, пробежки, тяжелая домашняя работа), в которых находит выход энергия, связанная с отрицательными эмоциями.
  ФАНТАЗИЯ (ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНЕ РЕАЛЬНОСТИ) позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, и возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях.
  Эффективность ТВОРЧЕСТВА как преодолевающего поведения основана на действии нескольких или даже всех из вышеперечисленных форм преодоления. Оно позволяет выразить чувства (например, на бумаге или в актерской игре), служит социально одобряемым вариантом замещающей деятельности, дает разрядку и позволяет воплотить фантазии в созданном произведении.
  СДЕРЖИВАНИЕ (аналог психологической защиты вытеснения) - это сознательное или полуосознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем. Часто сочетается с ОТВЛЕЧЕНИЕМ на другие занятия и мысли.
  ОТСТРАНЕНИЕ - это восприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как бы "выключены") или с ощущением нереальности происходящего (все происходит "как бы не на самом деле" или "как бы не со мной").
  ЮМОР - это переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.
  Наконец, один из наиболее важных механизмов преодолевающего поведения - ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ И САМОИЗМЕНЕНИЕ. Ситуация преодоления конфликта и кризиса оценивается как источник личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему. Самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке. Кризис порой становится основой для изменения системы ценностей, приобщения к новым философским или религиозным воззрениям. Поэтому любой, даже тяжелый, неудачный или трагический опыт будет иметь положительный аспект, если послужит основой для позитивного самоизменения.
  Литература
  1. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. Перри Г. Как справиться с кризисом. Брум А., Джеллико Х. Как жить с вашей болью. - М., 1995.
  2. ЛеШан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.
  Задание 7
  Опросник преодолевающего поведения
  ИСПЫТУЕМЫЙ. Возраст от шестнадцати лет.
  ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ. Вспомните значимую для вас ситуацию, имевшую место в течение последнего года, которую можно было бы охарактеризовать как ПОТЕРЮ: смерть близкого, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, имущества и т.п. Если за последний год в вашей жизни не было значимых потерь, выберите более давнюю ситуацию, которую вы хорошо помните. Выберите из приведенного списка утверждения, соответствующие вашим мыслям, чувствам или поведению в ситуации потери, и выпишите номера этих утверждений. Саму ситуацию можно назвать или кратко описать, а можно и не делать этого.
  Затем вспомните значимую ситуацию УГРОЗЫ: жизни, здоровью, благополучию вашему или близких, угрозы для отношений, жизненных ценностей и пр. Проделайте такую же работу для ситуации угрозы.
  В третий раз выполните задание для ситуации НОВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ: новое знакомство, вступление в брак или рождение ребенка, новая работа или место жительства, достижение личного успеха и т.п.
  В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:
  1. Получили профессиональную помощь.
  2. Не выражали своих чувств.
  3. Мечтали о лучших временах.
  4. Выросли как личность.
  5. Получили толчок для творчества.
  6. Упорно стояли на своем.
  7. Пытались отдохнуть.
  8. Старались забыться.
  9. Шутили по поводу ситуации.
  10. Больше спали.
  11. Отказывались верить.
  12. Обвиняли себя.
  13. Во всем винили других.
  14. Надеялись на чудо.
  15. "Сорвали чувства" на другом человеке.
  16. Чувствовали, что должны просто подождать.
  17. Положились на судьбу.
  18. Старались больше узнать о ситуации.
  19. Постарались найти что-то хорошее в ситуации.
  20. Сосредоточились на хорошем.
  21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.
  22. Дали выход чувствам.
  23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.
  24. Вышли из этого лучше, чем были раньше.
  25. Изменились.
  26. Продолжали предпринимать еще более усердные попытки.
  27. Слишком много ели, пили или употребляли лекарства.
  28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.
  29. Относились к ситуации несерьезно.
  30. Были озабочены сохранением сил и энергии.
  31. Изменили точку зрения.
  32. Критиковали себя.
  33. Пытались не быть опрометчивым.
  34. Желали бы изменить прошлое.
  35. Стали раздражительным.
  36. Выжидали, что будет.
  37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.
  38. Составили и выполняли план.
  39. Сказали себе, что будет лучше.
  40. Просили совета.
  41. Говорили о своих чувствах.
  42. Думали о нереальном.
  43. Обрели новую веру.
  44. Научились чему-то новому.
  45. Сохранили прежний образ действий.
  46. Использовали способы самоуспокоения.
  47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.
  48. Видели смешную сторону.
  49. Откладывали и медлили.
  50. Отказывались считать проблемой.
  51. Приняли основную тяжесть на себя.
  52. Пытались приспосабливаться к существующему положению дел.
  53. Желали, чтобы ситуация исчезла.
  54. Что-то разбили, разрушили.
  55. Ничего нельзя было сделать.
  56. Приняли как неизбежное.
  57. Анализировали ситуацию.
  58. Искали поддержки.
  59. Контролировали чувства.
  60. Пересмотрели свои ценности.
  61. Появилось новое понимание себя.
  62. Действовали так, будто ничего не произошло.
  63. Обратились к другому роду деятельности.
  64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.
  65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.
  66. Отнеслись к происходящему так, будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.
  67. Чувствовали себя виноватым.
  68. Пересмотрели поспешно принятые решения.
  69. Желали, чтобы все поскорее окончилось.
  70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.
  71. Уверовали в высшую силу.
  72. Непосредственно выражали свои чувства.
  73. Проводили время в мечтах.
  74. У вас не было эмоциональной реакции.
  75. Думали о другом.
  76. Осуществляли действия поэтапно.
  77. Отдалились от других.
  78. Думали и не принимали решения.
  79. Сравнивали свои заботы с чужими.
  80. Искали удовлетворения где-то еще.
  81. Избегали поиска причин.
  82. Выискивали, кого обвинить.
  ОБРАБОТКА. Используя ключ, отнести каждое из отмеченных утверждений к одному из видов преодолевающего поведения:
  1. Разрядка 15, 35, 54
  2. Рациональные действия 18, 38, 57, 64, 70, 76
  3. Поиск помощи 1, 21, 40, 58
  4. Настойчивость 6, 26, 45
  5. Отстранение 62, 66, 74
  6. Фатализм 16, 36, 52, 55, 56
  7. Выражение чувств 22, 41, 72
  8. Позитивное мышление 19, 20, 37, 39, 79
  9. Отвлечение 63, 75, 80
  10. Преодоление вне реальности 3, 14, 23, 34, 42, 43, 53, 69, 71, 73
  11. Отрицание 11, 31, 50
  12. Самообвинение 12, 32, 51, 67
  13. Успокоение 7, 10, 27, 30, 46
  14. Контроль эмоций 2, 59
  15. Нерешительность 17, 33, 49, 68, 78
  16. Самоизменение 4, 5, 24, 25, 44, 60, 61
  17. Социальная изоляция 65, 77
  18. Сдерживание 8, 28, 47, 81
  19. Юмор 9, 29, 48
  20. Оценка вины 13, 82
  Вопросы для анализа
  и обсуждения с испытуемым
  1. Что общего в поведении испытуемого в трех различных ситуациях? Выделите виды преодолевающего поведения и конкретные его формы (по анализу отдельных утверждений). Можно ли считать их характерными способами преодоления для данного испытуемого?
  2. Чем различается поведение испытуемого в трех ситуациях? Какие виды и формы преодолевающего поведения можно считать характерными для ситуаций потери, угрозы, новой возможности?
  3. Какие из использованных видов преодолевающего поведения можно отнести к проблемно-ориентированным, а какие - к эмоционально-ориентированным? Каково соотношение проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного преодолевающего поведения в трех ситуациях?
  4. Каких видов или конкретных форм преодолевающего поведения следовало бы избежать в каждой из ситуаций?
  5. Какие виды преодолевающего поведения целесообразно было бы использовать, хотя в действительности они использованы не были?
  6. Какие виды преодолевающего поведения испытуемый не использовал ни разу? (Отвечать на вопрос имеет смысл, если испытуемый использовал большинство из имеющихся в опроснике видов преодолевающего поведения.)
  7. Оцените в целом эффективность стратегии преодоления в каждой из ситуаций.
  КОММЕНТАРИЙ. Работа с опросником преодолевающего поведения имеет не только диагностическую, но и психокоррекционную направленность: анализ эффективности стратегий преодоления и выявление дополнительных неиспользованных возможностей. Результаты проделанной работы должны быть ясны не только психологу, но прежде всего самому испытуемому. В зависимости от обстоятельств работы с испытуемым можно изменить инструкцию и проанализировать какую-либо конкретную ситуацию, предложенную психологом или испытуемым.
  Один из наиболее существенных аспектов анализа - соотношение эмоционально-ориентированного и проблемно-ориентированного преодоления. Первое из них наиболее уместно и естественно в ситуации потери как ситуации, в которой уже ничего нельзя изменить. Поэтому проблемно-ориентированное преодоление, если таковое и отмечается, то скорее как варианты решения проблем, появляющихся в результате потери (например, финансовых, бытовых и прочих трудностей, возникающих после развода или смерти члена семьи). Соотношение двух форм преодоления в ситуации угрозы может быть разным, в зависимости от особенностей конкретной ситуации и возможностей испытуемого повлиять на нее. В ситуации новой возможности проблемно-ориентированное преодоление, как правило, уместно или целесообразно. Если у испытуемого и в этой ситуации отмечается в основном эмоционально-ориентированное преодоление, его можно интерпретировать как недостаточно эффективное преодолевающее поведение.
  Если испытуемый выбрал относительно небольшое количество номеров утверждений для каждой из ситуаций (десять или менее), какой-либо вид преодолевающего поведения считается характерным для испытуемого или ситуации, даже если он представлен лишь одним утверждением. Когда выбрано существенно больше десяти утверждений, то имеет смысл считать конкретный вид преодолевающего поведения характерным для испытуемого или для ситуации, если испытуемый отметил хотя бы одно утверждение из двух, имеющихся в ключе, не менее двух - из трех или четырех и не менее трех, если в списке их более четырех. Однако четких количественных критериев анализа данная методика не имеет, и в сомнительных случаях стоит опираться на интуицию и здравый смысл либо воздержаться от недостаточно обоснованных выводов.
  Глава III
  ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
  1. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
  Необъятная проблематика психологии общения ограничивается в этой небольшой книжке ее рассмотрением в рамках трансактного анализа. Такой выбор "теоретического контекста" неслучаен: его причины и в необычайной популярности трансактного анализа, и в эффективности данного метода при изучении ситуаций повседневного общения, и особенно его "критических точек" и "подводных камней" - перехода от конфликта к согласию, от пустой болтовни к пониманию и сотрудничеству. Это направление действительно позволяет разобраться в сути проблем, возникающих между людьми, и найти пути к их разрешению.
  Основатель трансактного анализа Эрик Берн (1910-1970), как и многие основатели самостоятельных направлений в психологии и психотерапии, начинал как психоаналитик. Его собственная теория - достаточно сложный вариант одного из современных направлений психоанализа, теории объектных отношений. Однако Берн и его последователи смогли сформулировать ее очень простым и доступным языком, так что сложная теория оказалась доступной и интересной любому (и, кстати, поэтому специалист может счесть ее примитивной). Так, существует даже вариант изложения трансактного анализа для дошкольников (Э.М. Фрид. Книга для тебя. - М., 1994), где фигурируют, к примеру, "ласковушки" и противоположные им "мурашки".
  Берн не случайно уделял так много сил популяризации своих идей. Он хотел сделать психологические теории доступными для людей, чтобы они сами могли их применять. Берн считал, что человек сам ответственен за себя, что он в состоянии понять свое поведение и, если захочет, изменить его.
  Самые известные книги Берна вышли в последние годы его жизни и посмертно, а пик популярности трансактного анализа пришелся на семидесятые годы. Но он и до сих пор сохраняет свою значимость и как метод психотерапии, и как способ понимания человеческой личности.
  В рамках трансактного анализа считается, что каждый человек, взаимодействуя с другими, может находиться в любом из трех ЭГО-СОСТОЯНИЙ, или ПОЗИЦИЙ В ОБЩЕНИИ: Родитель, Взрослый или Дитя.
  Человек находится в позиции РОДИТЕЛЯ, если говорит, действует и чувствует так, как это делали в его детстве его родители или другие, пользовавшиеся авторитетом лица. Позиция Родитель содержит все правила и запреты, которые маленький человек узнает в детстве: входя в дом, вытирай ноги; никогда не разговаривай с незнакомцами; спички зажигать опасно; все мужчины обманщики, и пр. В рамках позиции Родителя все правила и принципы являются абсолютной истиной, которая не подвергается сомнению. Иногда они уместны в детстве, но, сохраняясь надолго, порой выглядят чудачествами или странностями, например, если признается один-единственный способ приготовления какого-то блюда (мамин), а все остальные отвергаются как невозможные. Информация Родителя становится источником серьезных проблем, например, если это информация типа "Все мужчины - обманщики".
  Можно предположить, что человек общается с позиции Родителя, если он хмурит брови, снисходительно кивает, гладит по голове и т.п. Речь Родителя часто содержит оценку - положительную или отрицательную, но не подвергающуюся сомнению, - а также слова "надо", "нельзя", "должен", советы и указания. Высказывания Родителя обычно безапелляционны, характерны словосочетания вроде "Запомни раз и навсегда", "Сколько можно повторять". Общение с позиции Родителя, как правило, связано с ситуациями опеки, покровительства, авторитета, с установлением норм и правил. Часто это общение "сверху вниз", с позиции старшего - не обязательно по возрасту.
  Родитель может быть как критическим, так и опекающе-заботливым. Приведем примеры подобных высказываний.
  - Бедлам в доме, ничего нельзя найти! Неужели так трудно сделать уборку? (Муж - жене.)
  - Ну не волнуйся так сильно, ты же все выучила. Я уверена, ты соберешься с духом и все прекрасно сдашь. (Подруга - подруге.)
  Позиция ДИТЯ также отражает опыт детства. Но, в отличие от Родителя, Дитя сохраняет в основном эмоции и переживания, впечатления и чувства - как положительные, так и отрицательные. В общении с этой позиции ярко выражен невербальный компонент: Дитя плачет, смеется, надувает губы, вздрагивает от испуга, хнычет, дразнит, смущается. Характерные словосочетания: "хочу", "не хочу", "боюсь", "не буду", "подумаешь", "не могу", "что же мне делать". Поведение в данной позиции имеет много общего с детским: принятие положения младшего или зависимого, обращение за помощью или, наоборот, капризы, выражение упрямства.
  - Я очень старался, но у меня все равно ничего не получается. Не могли бы вы объяснить мои ошибки? (Подчиненный - начальнику.)
  - Шеф может сделать со мной все, что хочет, но я не буду больше заниматься этим дурацким отчетом! (Сотрудник - другому сотруднику.)
  Позиция ДИТЯ проявляется в общении не только в ситуациях, имеющих сходство с детским опытом, но и во многих других, где эмоции и переживания преобладают над оценками и рассуждениями, а также для огромного числа ситуаций невербального общения - взаимодействие влюбленных, танцы, игры и пр.
  - Классно мы вчера на дискотеке оттягивались, правда? (Приятель - приятелю.)
  Общение с позиции ВЗРОСЛЫЙ основано на самостоятельно полученном опыте и знаниях, фактах и оценках. Поведение Взрослого опирается на расчет, оно логично и рационально. Взрослый оценивает правила, содержащиеся в Родителе, и подтверждает их правильность или опровергает. Взрослый решает, какие из чувств Дитя может проявлять, а какие - нет, уместно это или неуместно.
  Общение с позиции Взрослого - обсуждение, высказывание мнений, обмен сведениями и информацией, беседа по поводу совместных действий. Мимика Взрослого способствует этому: прямой взгляд, заинтересованность, задумчивость. В речи Взрослого используются слова "почему", "что", "где", "когда", "кто", "как", "сколько", "по сравнению", "вероятно", "я полагаю", "по-моему". Общение с позиции Взрослого - это обмен репликами по конкретному поводу.
  - Без получения дополнительной информации отчет составить невозможно.
  - Когда будет следующая дискотека?
  В элементарном контакте двух человек - словесном или невербальном - участвует как минимум одна из трех позиций первого участника, которая адресуется к любой из трех позиций второго. Схематически это принято изображать так:
  Родитель первого участника контакта обращается к Ребенку (позиция ДИТЯ) второго. Данной схеме соответствует вышеприведенная реплика мужа жене по поводу уборки квартиры.
  Ответная реплика собеседника также может быть выражена из любой позиции и адресована к любой позиции собеседника. Изображается это следующим образом:
  Муж. Бедлам в доме, ничего нельзя найти! Неужели так трудно сделать уборку?
  Жена. Прости, пожалуйста, это потому что меня задержали на работе. Я сейчас быстро-быстро все уберу
  В зависимости от того, как соотносятся позиции собеседников, возможно несколько типов общения (ТРАНСАКЦИЙ). Первый из них - ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ИЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ. В них участвует только одна из позиций каждого из участников контакта; на схемах этот вид трансакций изображается параллельными линиями. Параллельные трансакции имели место в приведенном выше примере, а также в следующих ситуациях.
  1. Р Р 2. Р Р 3. Р Р 4. Р Р
  В В В В В В В В
  Д Д Д Д Д Д Д Д
  1. - Нынешние цены просто ужасны!
  - На зарплату или пенсию жить уже совершенно невозможно.
  2. - Шеф может сделать со мной все, что хочет, но я не буду больше заниматься этим дурацким отчетом!
  - Ну и я не собираюсь за всех отдуваться!
  3. - Когда будет следующая дискотека?
  - В ближайшую субботу.
  4. - Молодые люди, время позднее, многие легли спать.
  - Да, вы правы, сейчас приглушим музыку.
  Основная закономерность взаимодополняющих трансакций - они могут продолжаться сколь угодно долго, потому что каждого из участников общения устраивает позиция - как своя собственная, так и партнера. Однако общение совершенно не обязательно будет эффективным. Так, беседующие о невыносимых ценах могут проговорить очень долго, не сообщив друг другу совершенно ничего нового. Муж, возмущенный беспорядком в квартире, будет продолжать метать громы и молнии, а жена - оправдываться, но это не подвинет их ни на шаг в деле уборки квартиры. В последнем примере взаимодополняющие трансакции оказываются конфликтными, но они сохраняются, пока позиции, занимаемые партнерами, не меняются. Если жена вспомнит прегрешения мужа или просто начнет уборку, взаимодополняющие трансакции прекратятся.
  Второй тип трансакций - ПЕРЕКРЕСТНЫЕ. У одного или обоих участников контакта позиция, к которой адресуется партнер, не совпадает с той, с которой он вступает в контакт сам.
  - Надоело сидеть за уроками! Пошли посмотрим видак.
  - Какой ответ в последней задаче?
  (Двое школьников.)
 
  - Ты не знаешь, где мой ключ?
  - Ты ослеп, что ли? Он же в двери торчит.
  (Муж и жена.)
  Основной признак перекрестной трансакции - неподходящий или неуместный ответ на реплику партнера. Результатом обычно является либо прекращение контакта, либо его переход в открытый конфликт. Таким образом в перекрестных трансакциях потенциально заложена возможность конфликта.
  1. Ты не знаешь, где мой ключ?
  2. Ты ослеп, что ли? Он же в двери торчит.
  3. При чем тут ослеп - вещи надо класть на свои места, а не разбрасывать, где попало.
  4. Вот именно! А ты всегда разбрасываешь. Я не прислуга, чтобы все за тобой подбирать! И т.д.
  Выход из подобного конфликта возможен, если его участники вновь перейдут на параллельные трансакции, лучше всего с позиции ВЗРОСЛЫЙ - ВЗРОСЛЫЙ. Например, кто-то из супругов может сказать: "Послушай, мы же любим друг друга, зачем нам ругаться по пустякам?". Если это обращение будет услышано Взрослым другого супруга, то конфликт иссякнет. Однако в разгаре конфликта не всегда реально перейти на позицию Взрослого, и тогда полезным может оказаться переход к общению на уровне ДИТЯ - ДИТЯ. Так, бурные объятия посреди супружеской ссоры порой оказываются более действенными, нежели обращение к разуму.

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу