<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Рассмотрим последний вид трансакций - СКРЫТЫЕ трансакции, отличающиеся от явных, которые анализировались нами до сих пор. Они совпадают во времени с явными трансакциями, однако исходят из другой позиции или адресуются к другой позиции собеседника, нежели явная. Скрытые трансакции реализуются через интонацию, построение фразы, через "игру" на контексте ситуации. Так, казалось бы, "Взрослая" фраза мужа "Ты не знаешь, где мой ключ?" может быть произнесена с интонацией, соответствующей обращению беспомощного Ребенка к всемогущему Родителю. Подобную скрытую трансакцию определяет и предшествующее взаимодействие супругов, например, если просьбы о поиске поступают регулярно, несколько раз в день. Наконец, сам вопрос может быть сформулирован так, что подразумевает скрытую позицию ДИТЯ. Например: "Ты не знаешь, куда я подевал свой ключ?". Развернутое обращение из позиции ДИТЯ звучало бы примерно так: "Я все куда-то деваю и не могу найти, а ты умная и упорядоченная - меня спасешь". Именно на скрытую позицию ДИТЯ жена и реагирует, раскручивая пружину конфликта.
  На схемах скрытая трансакция обозначается пунктиром.
 
 
  Важное отличие явных и скрытых трансакций заключается в том, что явные трансакции всегда сознательны, в то время как скрытые могут быть и сознательными, и неосознанными. Например, муж в поисках ключа может не осознавать, что его интонация или мимика свидетельствуют отнюдь не о позиции Взрослого, и тогда гнев жены окажется для него неожиданностью. Жена тоже может не осознавать, что именно заставило ее так резко ответить на, казалось бы, безобидный вопрос.
  В некоторых ситуациях скрытые трансакции достаточно хорошо осознаются, как, например, в следующем примере, где они столь очевидны, что не нуждаются в "расшифровке".
  - Давай зайдем ко мне, выпьем кофе, послушаем кассеты.
  - Да, кофе сейчас был бы кстати.
  (Молодой человек и девушка поздним вечером.)
  Таким образом, участники контакта могут реагировать как на явные, так и на скрытые трансакции собеседника, что обеспечивает разнообразие возможностей для развития контакта. Подробнее эти возможности будут рассмотрены дальше.
  Литература
  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди // Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2000.
  2. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. - М., 1993.
  Задание 8
  Анализ позиций общения по текстам
  I. Составьте схемы трансакций для нижеприведенных отрывков из художественных произведений. Обратите внимание, что в большинстве отрывков позиции персонажей неоднократно меняются, поэтому необходимо рассмотреть несколько схем. Постарайтесь зафиксировать как явные, так и скрытые трансакции. Аргументируйте свои схемы: какие признаки свидетельствует в пользу занимаемой собеседниками позиции.
  Ю.В. Трифонов
  ОБМЕН
  Всегда как встречаются (две знакомые) на семейных сборищах, затевается между ними какая-то петуховина... Пикируются хитро, так что со стороны и не заметишь. Вроде ватерполистов, которые бьют друг друга ногами под водой, чего зрители не видят.
  И тогда началось с подводных толчков. "Как поживаешь, Марина? У тебя все по-прежнему?" - "Конечно! А как у тебя? Служишь все там же?" Эти фразы, сказанные с улыбкой и в рамках правил, означали на самом деле: "Ну как, Марина, никто на тебя по-прежнему не клюнул? Я-то уверена, что никто не клюнул и никогда не клюнет, моя дорогая старая дева". - "А меня это не волнует, потому что я живу творческой жизнью. Не то, что ты. Ведь ты служишь, а я творю, живу творчеством". Марина работала редактором в издательстве. "А что-нибудь хорошее вы издали за последнее время?" - "Кое-что издали. Это у тебя что за материал? Брала в ГУМе?" И тут были упругие удары под водой. "О каком творчестве ты лепечешь? Хоть одну хорошую книгу ты лично отредактировала, выпустила?" - "Да, конечно. Но говорить с тобой об этом нет смысла, потому что тебя это не может интересовать. Тебя же интересует ширпотреб".
  Ю.В. Трифонов
  ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
  В гастроном забегали последние посетители. Ольга Васильевна услышала знакомый голос за спиной, оглянулась: Иринка? Дочь стояла с двумя подружками, все трое болтали и жевали что-то... Девочкам еще нет семнадцати, и она сама в их годы не думала ни о чем, кроме учебы. Десятый класс, такая ответственность.
  - А деньги, между прочим, были даны на универмаг, - сказала Ольга Васильевна. - А ты, я вижу, транжиришь на пирожные и сигареты... Ира, пойдем домой, будем ужинать. Пора, девочка, пойдем.
  - Мама, я пойду домой, когда захочу, - отчеканила Иринка с внезапной враждебностью.
  - Что значит когда захочешь?
  - То и значит: когда захочу, тогда пойду.
  - Нет, ты пойдешь сейчас со мной.
  - Нет, не пойду.
  Ольга Васильевна почувствовала, как хлынула изнутри какая-то слабая ярость.
  - Да как ты можешь... со мной... сейчас... - заговорила задыхаясь.
  - А как ты можешь? У меня тоже неприятности. Мне надо поговорить с друзьями.
  Ольга Васильевна повернулась и пошла из магазина...
  Иринка пришла спустя час. Ольга Васильевна уже простила ее, и когда, отворив дверь, увидела ее с поникшей головой, шмыгающую носом, увидела детское виноватое выражение ее лица, опять охватила волна тепла и жалости. "Бессовестная я! Зачем рычала на нее?" - пронеслось в сознании.
  Ничего не сказала, провела рукой по волосам дочери. Та вдруг рванулась, обняла мать, шепча что-то жалобное... И обе вдруг ослабели, обнявшись и едва сдерживая слезы, пошли на кухню, чтобы побыть одним... потому что ближе их людей не было. Там долго сидели, пили чай, Иринка рассказывала... Она была скрытной, делилась переживаниями редко... Но это значило, что силы ее оставили, она нуждалась в помощи.
  В. Токарева
  ДЕНЬ БЕЗ ВРАНЬЯ
  В пятом "Б" раньше помещался спортивный зал, и в классе до сих пор находится шведская стенка. Собакин каждый раз забирается на перекладину, и каждый раз я начинаю урок с того, что уговариваю его сойти вниз. Обычно это выглядит так:
  - Собакин! - проникновенно вступаю я.
  - А? - с готовностью откликается Собакин.
  - Не "а", а слезь сию минуту.
  - А че, я мешаю?..
  Я проигрываю явно... Кончается это обычно тем, что детям становится жаль меня, они быстро и без разговоров водружают Собакина на его положенное место.
  Сегодня я как обычно открыл урок разговором с Собакиным.
  - Собакин?
  - А?
  - Ну что ты каждый раз на стену лезешь? Хоть бы поинтереснее что придумал.
  - А что?
  - Ну вот, буду я тебя учить на свою голову.
  Собакин смотрит на меня с удивлением. Он не предполагал, что я сменю текст и не подготовился.
  - А вам не все равно, где я буду сидеть? - спросил он.
  Я подумал, что мне, в сущности, действительно все равно, и сказал:
  - Ну сиди.
  Я раскрыл журнал, отметил отсутствующих...
  Собакин слез сразу, так как, получив мое разрешение, потерял всякий интерес публики к себе, а просто сидеть на узкой перекладине не имело смысла.
  II. Подберите отрывки из произведений художественной литературы или мемуаров, в которых взаимодействие партнеров можно проанализировать с точки зрения трансактного анализа. Составьте для них схемы трансакций.
  2. ИГРЫ И МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ
  ИГРЫ и МАНИПУЛЯЦИИ представляют собой серию трансакций, включающих скрытые дополнительные трансакции с заранее заданным исходом, которые содержат скрытую ловушку и направлены на получение практического, социального или психологического выигрыша. Для того чтобы раскрыть приведенное объяснение, разберем структуру игры и манипуляции на конкретных примерах.
  Пример манипуляции - сцена в магазине.
  Продавец. Вот наша лучшая модель, но она, конечно, очень дорогая (тяжелый вздох).
  Покупатель. Я ее беру.
  Для того чтобы разобраться в сути происшедшего, недостаточно уровня явных трансакций, на котором идет разговор двух Взрослых о достоинствах и цене модели. На уровне же скрытых трансакций тот же самый диалог будет выглядеть совсем по-другому.
  - Вы зря строите из себя богатого. Я-то прекрасно вижу, что дорогие вещи вам не по карману.
  - Я вам покажу, наглец, что ничуть не хуже ваших покупателей из новых русских.
  Манипуляция продавца сработала: покупатель приобрел более дорогую вещь, чем хотел, о чем, скорее всего, будет потом жалеть.
  В качестве примера игры рассмотрим вариант игры "Скандал" ("Тупик")для супружеской пары.
  Супруги собираются в гости (в театр, ресторан, на прогулку и т.п.). В разгаре сборов один из них (например, жена) заводит малоприятный для обоих разговор (например, о необходимых покупках, явно превышающих возможности семейного бюджета). Слово за слово, и разгорается ссора, и в какой-то момент муж произносит: "Я не пойду в гости, иди одна". Супруга уходит (или произносит "Никуда я не пойду" и остается дома, в зависимости от того, что больше хочет), но в любом случае результатом является взаимная обида, хлопанье дверьми и более или менее длительная размолвка; в ней больше заинтересована жена, затеявшая несвоевременный разговор, но в какой-то степени и муж. Цель игры - избежать совместного похода в гости и более широко - избежать тесного контакта, который по какой-то причине нежелателен для супругов. Соответствующую схему трансакций лучше изобразить в два этапа: первый - разговор о покупке, второй - ссора.
 
 
 
  Игра и манипуляция имеют общую структуру. И та, и другая начинаются с УЛОВКИ (приманки), суть которой - игнорирование или искажение некоего важного аспекта ситуации. Например, того, что неприлично постороннему (продавцу) оценивать материальное положение другого человека, или того, что сборы в гости - неподходящее время для обсуждения дорогостоящих покупок.
  Для того чтобы уловка сработала, необходимо, чтобы она попала в УЯЗВИМОЕ МЕСТО собеседника. В первом примере - это мысли о том, что покупатель не может себе позволить дорогие покупки, доступные другим; во втором - готовность мужа обсуждать проблемы, связанные с расходами, в любое, даже неуместное время.
  Далее следует обмен скрытыми трансакциями, которые завершаются ОШЕЛОМЛЕНИЕМ и РАЗВЯЗКОЙ: "Я куплю эту модель"; "Я не пойду в гости, иди одна". И, наконец, существенный компонент игры и манипуляции -ее ПОЛЕЗНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: продавец продал дорогую вещь; супруги избавились от совместного похода в гости.
  Из структуры игр и манипуляций с очевидностью следуют общие принципы "выхода" из них. Тому, кто не желает включаться в игру или становиться жертвой манипуляции, следует либо не поддаваться на уловку (не задумываться в магазине о своих финансовых возможностях и не начинать обсуждение денежных проблем перед походом в гости), либо, не поддаваясь на скрытые трансакции, не менять позицию в общении (то есть рационально обсуждать достоинства дорогой модели или предстоящие траты на уровне Взрослого, а не Родителя, воздерживаясь от упреков или эмоций), либо, наоборот, сделать скрытые трансакции явными ("Я вижу, ты изо всех сил пытаешься меня разозлить и не пойти в гости. Но нас действительно ждут, поэтому давай не будем ссориться и пойдем. Или, если тебе так уж не хочется туда идти, давай просто погуляем").
  Несмотря на общую структуру, игры и манипуляции имеют существенные различия, хотя между ними нет четкой границы и в промежуточных случаях один и тот же набор трансакций можно интерпретировать и как игру, и как манипуляцию. Прежде всего, в манипуляции существуют полярные роли: активный манипулятор и пассивная, страдающая жертва. В игре все сложнее: она не состоится, если каждый из ее участников не будет активно включаться в игру, получая собственный выигрыш. Это может быть одна и та же игра, в которой у каждого - своя роль. Так, в игре "Алкоголик" есть роли Алкоголика, Преследователя, Спасителя, Подстрекателя и Посредника-продавца. Иногда каждый из игроков играет в свою игру и их игры дополняют друг друга. Например, имеются пары игр "Ну что, попался негодяй" и "Бейте меня" или "Видишь, как я стараюсь (но все равно ничего не получается)" и "Я всего лишь пытаюсь помочь вам".
  Другое различие - осознанность поступков действующих лиц. Манипулятор ставит свою ловушку всегда сознательно; сознательные же цели участников игры могут быть противоположны тем неосознаваемым (скрытым) мотивам, которые они реализуют в игре. Так, если бы кто-то сказал супругам, собирающимся в гости, что они стремятся поссориться и остаться дома, то они бы, скорее всего, очень удивились и обиделись. На сознательном уровне игры часто создают проблемы и приносят боль, и однако они не смогли бы существовать, если бы не приносили "игрокам" особого рода выигрыш, о котором речь пойдет ниже.
  Выигрыш при манипуляциях очевиден и всегда носит практический характер. Это могут быть деньги, любые материальные ценности, хорошие отметки, помощь, освобождение от неприятных обязанностей и многое другое. В манипуляциях выигрыш получает один из участников, другой остается проигравшим.
  В отличие от манипуляций, в игре выигрыш получают оба участника, но он очень редко имеет практическую ценность. Более того, с практической точки зрения, игра часто приносит неприятности (например, несостоявшийся поход в гости). Основной выигрыш в играх - психологический, реализация неосознаваемых мотивов или избегание нежелательных ситуаций. Так, скандал позволяет супругам избежать совместного похода в гости и необходимости целый вечер общаться друг с другом (для них это нежелательно). Возможен и экзистенциальный выигрыш - утверждение в некой жизненной позиции ("Мой муж/жена - невыносимый человек; с ним невозможно по-человечески провести время - даже в гости не сходишь"), социальный выигрыш и некоторые другие.
  Последнее из рассматриваемых различий между играми и манипуляциями состоит в их продолжительности. Манипуляции продолжаются от нескольких минут до (достаточно редко) нескольких месяцев. В качестве примера длительных манипуляций можно привести почтовых аферистов, которые сообщают, что вы стали победителем лотереи и выиграли дорогой приз; для его получения необходимо заплатить относительно небольшую сумму; через какое-то время вы получаете небольшой приз и предложение заплатить еще какую-то сумму для получения главного приза и т.п.
  Длительная манипуляция - скорее исключение, чем правило. Игры же могут длиться от нескольких минут до десятилетий, охватывая большую часть жизни человека. Для примера приведем игру "Если бы не ты". В нее часто играют родители (особенно матери), не добившиеся в жизни особых успехов. Такие женщины внушают своим детям и всем окружающим (а в первую очередь, самим себе), что они "пожертвовали всем ради ребенка". Список жертв включает образование, карьеру, личную жизнь и многое другое. Играя в игру "Если бы не ты", можно одновременно избавить себя от тягостных размышлений о причинах неудач, вызвать у окружающих восхищение своим благородством и самопожертвованием, а у ребенка - чувства благодарности и вины, которые порой ложатся в основу новых игр и манипуляций.
  Одна и та же ситуация может по психологическому смыслу быть и игрой, и манипуляцией. Так, рассмотренная игра "Скандал" становится манипуляцией, если в ссоре заинтересован лишь один из супругов, например, муж, который хочет провести вечер не с женой, а с другой женщиной. В таком случае он целенаправленно провоцирует скандал, добиваясь реплики жены "Никуда я не пойду". Дождавшись ее, он хлопает дверью и проводит вечер с другой женщиной, а состоявшаяся ссора избавляет его от последующих расспросов, где и с кем он был. Если они все же последуют, он может нагрубить и не дать прямого ответа. В подобной ситуации все выигрыши - и практический, и психологический - получает только муж.
  И игры, и манипуляции стары, как мир. Количество и разнообразие манипуляций, цель которых - заставить каждого потратить деньги так, как необходимо продавцу и производителю товара, резко возросло со вступлением нашей страны в рыночную стихию. Некоторые приемы подобных манипуляций будут рассмотрены в следующей главе.
  Блистательный "тезаурус" игр составлен основателем трансактного анализа Эриком Берном. Не лишая читателя удовольствия изучить его по первоисточнику, мы приведем лишь некоторые из названий игр, сущность которых можно понять из самого названия. Это игры "Динамо" (от глагола "динамить"), "Посмотри, что я из-за тебя сделал" ("Все из-за тебя"), "Загнанная домохозяйка", "Подумайте, какой ужас", "Гость-растяпа" и многие другие.
  Литература
  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди // Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2000.
  2. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.
  3. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. - Минск, 1992.
  Задание 9
  Анализ игр и манипуляций по текстам
  I. Проанализируйте отрывки из художественных произведений по следующей схеме.
  l Это игра или манипуляция? Почему?
  l В чем заключается уловка?
  l В чем состоит уязвимое место?
  l Нарисуйте схему (схемы) трансакций.
  l В чем состоит выигрыш (практический, психологический, другие)?
  l Как можно было бы выйти из игры/манипуляции?
  l Придумайте или подберите подходящее название.
  Ш. Перро
  СИНЯЯ БОРОДА
  Через месяц после свадьбы Синяя Борода сказал своей жене, что он должен надолго уехать по очень важному делу...
  - Вот, - сказал он, ключи от двух больших кладовых... Вот ключ, которым можно отпереть все комнаты. Вот, наконец, еще один маленький ключик. Он отпирает комнату, которая находится внизу, в самом конце темного коридора. Открывай все, ходи повсюду, но строго-настрого запрещаю тебе входить в эту маленькую комнатку. Если же ты не послушаешься меня и отопрешь ее, тебя ждет самое страшное наказание!..
  Любопытство ее было так сильно, что она, наконец, не выдержала... Она взяла ключ и, дрожа всем телом, отперла комнату... Она увидела на полу лужу крови и несколько мертвых женщин. Это были прежние жены Синей Бороды, которых он убил одну за другой...
  В тот же вечер неожиданно вернулся Синяя Борода... Наутро Синяя Борода потребовал у жены ключи...
  - Почему на ключе кровь? - спросил Синяя Борода.
  - Не знаю, отвечала бедная женщина и побелела, как снег.
  - Ты не знаешь? - закричал Синяя Борода. - Ну, так я знаю! Ты заходила в запретную комнату. Хорошо же! Ты войдешь туда еще раз и останешься там навсегда, вместе с теми женщинами, которых ты там видела.
  Дополнительный вопрос. Какие еще произведения, где используется та же игра/манипуляция, вы можете вспомнить? В чем, по-вашему, причина популярности сюжета?
  Ф.С. Фицджеральд
  ВОЛОСЫ ВЕРОНИКИ
  (Вероника гостит у своей кузины Марджори, которой порядком надоела.)
  - Раз я тебе в тягость, мне, пожалуй, лучше вернуться в О-Клэр. - У Вероники запрыгала нижняя губа, она продолжала срывающимся голосом. - Я старалась всем угодить, но сначала мной пренебрегали, а потом оскорбили... Разумеется, я обиделась, когда на прошлой неделе ты пыталась намекнуть, что платье мне не к лицу... Ну и как, по-твоему, приятно такое слышать?
  - А я вовсе и не старалась быть приятной. - И, чуть помолчав, добавила. - Когда ты хочешь уехать?
  У Вероники перехватило дыхание.
  - Ой, - еле слышно вырвалось у нее.
  Марджори изумленно подняла глаза.
  - Ты же сказала, что уезжаешь.
  - Да, но...
  - Значит, ты брала меня на пушку...
  Вероника разразилась слезами, подтвердив тем самым свою вину. Глаза Марджори поскучнели.
  - Ты мне сестра, - всхлипывала Вероника. - Я у тебя гощу-у-у. Я у тебя должна пробыть месяц, а если я уеду сейчас домой, мама удивится и спросит...
  - Я отдам тебе мои карманные деньги за месяц, - сказала Марджори холодно, и ты сможешь провести эту неделю где тебе заблагорассудится. Тут поблизости есть вполне приличный отель...
  Вероника захлебнулась слезами и выскочила из комнаты.
  М. Митчелл
  УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ
  ...С холостыми молодыми людьми... можно позволить себе тихонько рассмеяться, поглядывая издали на кого-нибудь из них, а когда он со всех ног бросится к вам, чтобы узнать, почему вы смеялись, можно лукаво отнекиваться и все задорнее заливаться смехом, заставляя его до бесконечности допытываться о причинах такого веселья. Тем временем ваши глаза могут сулить ему такие волнующие мгновения, что он тут же постарается остаться с вами где-нибудь наедине. А когда ему это удастся и он попытается вас поцеловать, вам следует быть глубоко оскорбленной или очень-очень разгневанной. Следует заставить его вымаливать прощение за свою дерзость, а потом с такой чарующей улыбкой одарить его этим прощением, что он непременно повторит свою попытку еще раз. Время от времени, но не слишком часто, можно разрешить ему этот поцелуй. После этого необходимо расплакаться и начать твердить сквозь слезы, что вы не понимаете, что с вами творится, и, конечно, теперь он не сможет больше вас уважать. Тогда он примется осушать ваши слезы, и можно с уверенностью сказать, что тут же сделает вам предложение в доказательство того, сколь глубоко и незыблемо вас уважает.
  В.С. Токарева
  ЗАНУДА
  Нудным человеком называется тот, который на вопрос: "Как твои дела?" - начинает рассказывать, как его дела...
  Появление Женьки (соседа) на пороге Люсиного дома ... случилось в одно прекрасное утро в десять часов пятнадцать минут...
  - У меня сломалась бритва, - сказал Женька... Я бы побрился бритвой вашего мужа, но это зависит не только от меня.
  - Пожалуйста, - Люся не умела отказывать, если ее о чем-нибудь просили.
  Она привела Женьку на кухню, положила перед ним бритву и зеркало, а сама ушла в комнату... Люся попробовала сосредоточиться, но за дверью жужжала бритва, и в голову лезли посторонние мысли... Люся вылезла из-за стола и пошла на кухню, чтобы узнать, как продвигаются Женькины дела. Дела продвигались медленно, возможно потому, что смотрел Женька не в зеркало, а мимо - на стол, где стояли банка сгущенного молока, творог и отдельная колбаса.
  Люся поняла, что Женька хочет есть.
  - Налить вам чаю? - спросила она.
  - Как хотите, - ответил Женька. - Это зависит не от меня...
  Она налила ему чай в высокую керамическую кружку, подвинула все, что стояло на столе.
  Женька молча начал есть... и через пять минут съел все, что было на столе, включая хлеб в хлебнице и сахар в сахарнице. Потом взял с подоконника "Неделю" и начал читать.
  - Вы поели? - спросила Люся.
  Она ожидала, что Женька ответит: "Да. Большое спасибо. Я, наверное, вас задерживаю, я пойду". Но Женька сказал только первую часть фразы:
  - Да, - "спасибо" он не сказал. - Я вам мешаю? - заподозрил он, так как Люся продолжала стоять.
  - Нет, ну что вы... - сконфуженно проговорила она и ушла в другую комнату.
  Она слышала, как Женька переворачивал страницы. Потом что-то грохнуло и покатилось - видимо, со стола упала тарелка или керамическая чашка...
  - Я уронил...- сказал Женька, появившись в дверях.
  - Ничего, - равнодушно ответила Люся, - не обращайте внимания...
  Женька побрился и поел, выкурил хорошую сигарету и прочитал "Неделю"... А теперь ему хотелось поговорить...
  Женька затянулся, и столбик из пепла... стал таким длинным, что обломился и скатился на ковер.
  - Уронил... - удивился Женька, внимательно глядя на ковер. - Я могу поднять.
  - Не надо, - сказала Люся. Она испытывала раздражение, но не хотела это обнаружить. - Это мелочь...
  - Ну конечно, - согласился Женька. Для него это было очевидно...
  В пять часов с работы вернулся Юра (муж)... удивился тому, что в гостях Женька, что накурено, и пепел по всему дому, и что Люся сидит в углу сжавшись, без признаков жизни.
  Г.Б. Остер
  ПАПАМАМАЛОГИЯ
  Папамамалогия - наука о взрослых...
  Почти всегда, обращаясь к ребенку, взрослый начинает свою речь со слова "нельзя". Нельзя того, нельзя этого, нельзя еще, нельзя уже, нельзя до, нельзя после, нельзя никогда...
  Некоторые ученые считают, что бесконечные "нельзя" взрослые выдают инстинктивно, не задумываясь, как ответную реакцию на раздражение, которое вызывают у них дети...
  Ученые давно уже поняли, что взрослые вообще не способны делать правильные выводы из того, что видят перед собой... Попробуйте промолчать, не ответить взрослым на два, три, четыре, пять, вопросов - они тут же скажут, что вы немой.
  Очень часто только потому, что вы не спешите к ним по первому, второму и третьему зову, взрослые делают неправильный вывод, будто вы оглохли или вообще всегда росли без ушей. Им даже не приходит в голову, что вы просто решили пока к ним не ходить...
  Сохранились даже отдельные племена взрослых, верящих в магическую силу словесных заклинаний. Какой-нибудь простодушный дикарь ставит нашалившего ребенка перед собой и долго говорит ему разные слова про хорошее воспитание. Легковерное великовозрастное дитя природы надеется, что его ребенок после такой, с позволения сказать, процедуры будет вести себя лучше. С какой стати? Наука все это, естественно, не подтверждает...
  Взрослые кричат по самым разным причинам. Или совсем без причин. Ученые считают, что после нескольких лет жизни под одной крышей с детьми почти у всех взрослых появляется непреодолимое желание отчаянно кричать по нескольку раз в день...
  Успокоить кричащего взрослого довольно трудно. Его можно только отвлечь. Например, если вы хотите, чтобы взрослый скорей перестал кричать на вас за то, что вы вот уже второй час отказываетесь выключить телевизор и лечь спать, сделайте ему перед сном несколько чистосердечных признаний. Взрослый тут же забудет о своем желании уложить вас в постель и начнет кричать по совершенно другому поводу...
  И наберитесь терпения. Рано или поздно взрослый сам замолчит и отстанет. Покричит, покричит и перестанет.
  II. Подберите отрывки из литературы с описанием игр и манипуляций и проанализируйте их по той же схеме.
  ГЛАВА IV
  ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ
  1. СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
  Тема данного раздела - СТЕРЕОТИПЫ в восприятии человека человеком, то есть устойчивые мнения о личностных качествах групп людей, определяющие отношение к ним и поведение при взаимодействии с представителями этих групп. Примерами стереотипов являются суждения вроде "женщины более эмоциональны, чем мужчины" или "англичане сдержанны и чопорны".
  Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использование стереотипов - целесообразная стратегия социального познания. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными. О причинах этого явления будет сказано чуть ниже.
  Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе. Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит. Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.
  Испытуемым предъявлялись фотографии "группы, работающей над исследовательским проектом", и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу. В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина. Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.
  Двум группам испытуемых предлагалось написать небольшие рассказы по первой фразе, причем персонажи различались полом: "Когда Эндрю (Энн) кончил(а) колледж, он(а) занимал(а) первую строку в списке выпускников". (В США выпускники колледжей ранжируются по успеваемости.) Рассказы с героем-мужчиной чаще всего представляли собой стандартную историю успехов и карьерного роста. В рассказах о женщинах происходило следующее: либо карьера была неудачной, либо хорошая карьера сочеталась с отрицательными чертами характера героини или с неприятностями в других сферах жизни (болезни, несложившаяся личная жизнь).
  Из приведенных примеров видно, что большая часть стереотипов - это СТЕРЕОТИПЫ ПОЛА, ВОЗРАСТА, РАСЫ, НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИИ, СОЦИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также СТЕРЕОТИПЫ ВНЕШНОСТИ (поджатые губы - злой человек, очкарик - умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый - значит, хороший". Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным - пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.
  Феномен ВНУТРИГРУППОВОЙ ПРИСТРАСТНОСТИ также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой - членов других групп. Понятие "группа" в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне - от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).
  Что определяет формирование того или иного стереотипа? Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия). Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.
  ЧРЕЗМЕРНАЯ ОБОБЩЕННОСТЬ стереотипов приводит к тому, что реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются. Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами. Так, по данным одного исследования, мужчины оказались незначительно более уверенными и доминантными, а женщины - нежными и склонными к состраданию. Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристики различались примерно вдвое.
  ВЛИЯНИЕ ЕДИНИЧНОЙ ЯРКОЙ ИНФОРМАЦИИ на формирование стереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, но малоэмоциональной. Так, описание кровавого преступления, совершенного лицом национальности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипа в большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольший процент преступлений совершают лица национальности Y. Примерно такое же воздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация, полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаем единичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общие закономерности к конкретным людям.
  УСТОЙЧИВОСТЬ СТЕРЕОТИПОВ обеспечивается, в частности, тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая - игнорируется. Более того, в одной и той же информации можно найти подтверждение противоположным стереотипам.
  Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка - дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой - что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.
  Устойчивость стереотипов выражается в том, что единичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом, например, "все лица национальности Х - жулики и пройдохи, но к моему соседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет". Если же примеров, противоречащих стереотипу, достаточно много, они могут быть выделены в отдельную группу, для которой будет создан свой стереотип, например, стереотип феминистки, существенно отличающийся от стереотипа просто женщины.
  Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов - феномен САМОИСПОЛНЯЮЩЕГОСЯ ПРОРОЧЕСТВА, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.
  Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы "претендента на должность": если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи. В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали "претендентов" (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих. Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.
  Стереотипы часто определяют АТРИБУЦИЮ поведения, объяснение его причин теми или иными факторами. Так, стереотип "старые люди дряхлеют и много болеют" приводит к тому, что основной причиной болезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считают именно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертью близкого человека.
  Если индивид разделяет стереотип, соответствующий его полу, возрасту, профессии и пр., то он не может не влиять на его Я-КОНЦЕПЦИЮ и САМООЦЕНКУ, которые, в свою очередь, определяют поведение, интерпретацию событий и т.д.
  В эксперименте был продемонстрирован феномен, названный "уязвимость стереотипом". Студентам с одинаковыми способностями давали контрольную работу. Перед ее началом им говорили одно из двух: 1) мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты; 2) женщины обычно уступают мужчинам. В обоих случаях результаты подтверждали "стереотип": в первой ситуации и женщины и мужчины набирали в среднем около 15 баллов по 100-балльной шкале, во второй женщины набирали в среднем по 5 баллов, мужчины - по 25.
  В заключение необходимо отметить случаи, когда стереотипы "не работают". Такое случается прежде всего в ситуации тесного и длительного общения, когда люди взаимодействуют не с представителем своего пола или национальности, а с конкретным человеком, причем, как уже отмечалось, позитивное отношение к человеку может сосуществовать с негативным стереотипом по отношению с социальной группе, которую он представляет. Однако иногда сознательно декларируемые стереотипы "не срабатывают" и в ситуации поверхностного контакта, о чем свидетельствует результат широко известного исследования, названного "Парадокс Ла-Пьера".
  В 1934 году на пике антиазиатских настроений в США психолог Ла-Пьер обратился с письменным запросом в 251 ресторан и отель: "Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?". Ответило 128 заведений, 92% ответов были отрицательными и лишь 1% - полностью положительным. Но до этого Ла-Пьер вместе с парой своих студентов-китайцев уже объехали все эти заведения и всюду, кроме единственного случая, встретили радушный прием.
  Приведенный пример неслучайно имеет четкую "привязку" во времени и пространстве. Несмотря на то, что стереотипы подразумевают "сопротивляемость изменениям", они в целом достаточно чувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтому если меняется среда, то и стереотипы меняются. Для примера достаточно вспомнить многочисленные метаморфозы, которые претерпели за последние годы стереотипы "коммуниста" и "демократа". Поэтому стереотипы одной культуры (а большинство приведенных в этом разделе данных были получены в культурах США и Западной Европы) могут не подтвердиться в условиях другой культуры (например, российской). Именно это можно проверить, выполняя задание практикума.
  Литература
  1. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 2000.
  2. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб, 2000.
  Задание 10
  Стереотипы пола и жизненный успех
  I. Выполните исследование по приведенному плану.
  ИСПЫТУЕМЫЕ. Две группы испытуемых, численность - не менее чем по пять человек в каждой. Исследование может проводиться с каждым испытуемым индивидуально или в группах. Две группы выполняют задания, в которых персонажи различаются полом. Все испытуемые должны быть одного пола (возможно участие двух групп мужского и двух - женского пола) и как можно более близки по возрасту, образованию, социальному положению и пр. Возраст - от десяти лет. Испытуемые не должны знать о цели исследования и о задании другой группы.
  ПРОЦЕДУРА. Каждый испытуемый последовательно выполняет два задания: проективный рассказ и оценка персонажа.
  В первом задании испытуемых просят написать небольшой рассказ, начинающийся с предложения: "Олег (Ольга) кончил(а) школу с золотой медалью". Оптимальная длина рассказа - 0,5-1 страница.
  Во втором задании испытуемые должны оценить придуманного ими персонажа (Ольгу или Олега) по набору качеств, выбрав одну из цифр в каждой строке (5 - максимально выражено качество на одном полюсе, 1 - на другом). Определения, характеризующие качества, приводятся либо в мужском, либо в женском роде.
  обаятельный 5 4 3 2 1 непривлекательный
  сильный 5 4 3 2 1 слабый
  общительный 5 4 3 2 1 нелюдимый
  умный 5 4 3 2 1 глупый
  добрый 5 4 3 2 1 эгоистичный
  уверенный 5 4 3 2 1 неуверенный
  энергичный 5 4 3 2 1 вялый
  ОБРАБОТКА ПРОЕКТИВНОГО РАССКАЗА. В каждом рассказе анализируется наличие определенных тем и вариантов их развития. В предложенную схему можно добавлять свои темы и варианты, исходя из особенностей рассказов испытуемых (по самостоятельно добавленным темам должны анализироваться все рассказы). Каждый рассказ должен быть отнесен не менее чем к одному из вариантов по каждой из тем (включая вариант "тема отсутствует"); возможно отнесение к нескольким вариантам одновременно. Подсчитывается и сравнивается количество различных вариантов ответов по каждой теме в двух группах испытуемых (например, в теме "карьера" вариант "успех" отмечается у четырех мужчин и одной женщины, вариант "неудача" у одного мужчины и двух женщин, вариант "тема отсутствует" у двух женщин). Результат работы целесообразно представить в виде таблицы. В кавычках приводятся примеры из рассказов.
  ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ТЕМ ДЛЯ АНАЛИЗА
  1. ТЕМА: Карьера, профессиональные и учебные достижения.
  ВАРИАНТЫ: успех; неудача; противоречивый/неопределенный результат; тема отсутствует.
  "Теперь она известный журналист-международник, и вы можете часто видеть ее по телевизору". (Успех.)
  2. ТЕМА: Личная жизнь, отношения со сверстниками, создание семьи.
  ВАРИАНТЫ: благополучие; неблагополучие; противоречивость/неопределенность; тема отсутствует.
  "Он стал звонить друзьям, но все куда-то готовились, никто не хотел идти гулять". (Неблагополучие.)
  3. ТЕМА: Трудности и препятствия на пути героя/героини.
  ВАРИАНТЫ: активно преодолеваются героем/героиней; преодолеваются благодаря счастливому стечению обстоятельств; преодолеваются благодаря действиям других людей; оказываются непреодолимыми; другие варианты; тема отсутствует.
  "Олег решил выбрать институт, чтобы поступить без экзаменов, но оказалось, что таких нет. Пришлось готовиться и сдавать экзамен". (Препятствие активно преодолевается.)
  4. ТЕМА: Цена достижений (достижения необязательно должны относиться к учебно-профессиональной сфере).
  ВАРИАНТЫ: ущерб для здоровья; ущерб для личных взаимоотношений; негативные чувства и переживания; отсутствие развлечений и свободного времени; другие последствия; тема отсутствует.
  "Каждая четверка переживалась как трагедия, пропущенная по болезни контрольная - землетрясение". (Негативные переживания.)
  5. ТЕМА: Мысли и чувства героя/героини.
  ВАРИАНТЫ: позитивные; негативные; неопределенные/противоречивые; тема отсутствует.
  "Оля и рада, и не рада". (Противоречивые.)
  6. ТЕМА: Характер/личность героя/героини.
  ВАРИАНТЫ: позитивные черты; негативные черты; неопределенные/противоречивые черты; тема отсутствует.
  "Он стал вспыльчив и раздражителен, часто орал на жену и сына". (Негативные черты.)
  7. ТЕМА: Отношение автора к герою/героине.
  ВАРИАНТЫ: позитивное; негативное; нейтральное/противоречивое; не определимо.
  Отношение может определяться как по отдельным фрагментам рассказа ("Дура она всё-таки, эта Ольга"), так и по его общей тональности.
  8. ТЕМА: Исход/финал рассказа.
  ВАРИАНТЫ: позитивный/благополучный; негативный/неудача; противоречивый/неопределенный.
  "А где медаль? - спохватились наутро. О, трагедия - медаль скоммуниздили". (Негативный исход.)
  ОБРАБОТКА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЖА. По каждому из качеств подсчитывается и сравнивается среднее арифметическое оценок в двух группах.
  ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
  1. Каковы различия между рассказами с основным персонажем - мужчиной и женщиной, а также между оценками самих персонажей?
  2. Какие особенности стереотипов мужчины и женщины могут лежать в основе выявленных различий?
  3. Отличаются ли результаты от полученных в аналогичном американском исследовании? Если да, то как можно объяснить различия?
  4. Существует ли у испытуемых "стереотип медалиста"? Если да, то каковы его особенности? Различаются ли мужской и женский варианты стереотипа?
  II. Спланируйте и проведите исследования по выявлению особенностей любого стереотипа.
  2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
  АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ
  Под КУЛЬТУРОЙ психологи обычно понимают совокупность неосознаваемых убеждений, стандартных процедур и способов поведения, общих для больших групп людей. В этом смысле можно говорить о НАЦИОНАЛЬНОЙ культуре (общей для страны или нации), ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ культуре (для лиц одной профессии), ОРГАНИЗАЦИОННОЙ культуре (она объединяет лиц, работающих в одной организации) и некоторых других.
  Основными тесно связанными друг с другом составляющими культуры (в рамках данного ее понимания) являются нормы и ценности. Под НОРМАМИ понимаются правила общепринятого и ожидаемого поведения. О роли культурных различий в нормах поведения и о том, насколько пагубным может оказаться их непонимание, свидетельствует следующий пример.
  В январе 1991 года перед началом войны в Персидском заливе проводились переговоры между США и Ираком с целью найти компромисс и избежать военного столкновения. Американская сторона использовала лишь вербальный канал передачи информации, четко заявив, что если Ирак не уйдет из Кувейта, то военное столкновение неизбежно. Однако представители Ирака интерпретировали поведение американцев, исходя из собственных культурных норм, и доложили Саддаму Хусейну следующее: "Американцы не станут нападать. Они слабые. Они спокойные, они не сердятся, они только говорят". Через шесть дней началась война, одной из причин которой стала кросс-культурная ошибка.
  Под ЦЕННОСТЯМИ понимают устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования являются предпочтительными с личной или социальной точек зрения. В рамках изучения ценностей, свойственных различным культурам, как национальным, так и организационным, большое значение придается четырем группам ценностей.
  Противопоставлению ИНДИВИДУАЛИЗМ - КОЛЛЕКТИВИЗМ соответствует приоритет личных интересов и целей перед групповыми (семья, трудовой коллектив и пр.) или, наоборот, групповых перед личными. В индивидуалистических культурах приоритетными ценностями является человек, его благополучие и самореализация. Индивидуальное поведение в большей степени определяется личными ценностями, интересами, предпочтениями. В коллективистских культурах приоритет отдается гармонии отношений даже в ущерб личному благополучию. Поведение в большей степени определяется нормами и обязанностями, устанавливаемыми обществом.
  Индивидуализм тесно связан с уровнем материального благосостояния. К индивидуалистическим культурам относится большинство национальных культур развитых стран Европы и Северной Америки, к коллективистским - культуры "третьего мира". Современной общемировой тенденцией является рост индивидуализма в различных культурах. Российская культура находится ближе к полюсу коллективизма.
  В "коллективистских" организациях отношения внутри организации, а также между администрацией и работниками в значительной степени базируются на личных взаимоотношениях, при этом работники ожидают, что администрация будет заниматься их личными делами (вспомним парткомы, контролирующие личную жизнь сотрудников!) и защищать их интересы. Отношения к работе и внутри коллектива основываются на чувстве долга и преданности организации. Определяющий фактор повышения по службе - стаж работы, а не компетенция и личный вклад сотрудника.
  В "индивидуалистических" организациях отношения между работниками более формальны, сотрудники не желают вмешательства организации в личную жизнь. Руководство стимулирует (морально и материально) активность и инициативу подчиненных. Продвижение по службе определяется прежде всего компетенцией и личными достижениями сотрудника.
  ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ - степень, в которой члены общества, не наделенные властью, принимают неравенство, связанное с властью, и признают его нормальным. В семье - это власть родителей и старшего поколения, в некоторых национальных культурах - неравенство мужчин и женщин, в обществе - привилегированное положение каких-либо классов, каст и социальных групп.
  В организациях с высокой дистанцией власти господствует более жесткий, авторитарный стиль управления, подчиненным свойственен страх перед выражением собственной позиции и несогласия. Такие организации характеризуются высокой централизацией власти, большой долей управленческого и контролирующего персонала, значительной дифференциацией
 оплаты труда и иных привилегий.
  Для организаций с низкой дистанцией власти характерен более демократический стиль управления, меньше выражено неравенство между сотрудниками, руководство более доступно для обсуждения и учета мнений рядовых сотрудников.
  ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ - степень, в которой предпочитаются предсказуемые ситуации, а непредсказуемость является стрессом. Для культур с высоким уровнем избегания неопределенности характерна высокая приверженность формализованным правилам и нормам поведения (снижающим неопределенность), низкая терпимость к людям и социальным группам с отличающимися идеями и поведением, сопротивление изменениям, беспокойство о будущем, избегание конфликтов и конкуренции, а также ситуаций, связанных с риском. Избегание неуспеха считается более важным, чем достижение успеха.
  Большинство стран, относящихся к коллективистским культурам, характеризуются высоким уровнем дистанции власти и избегания неопределенности, однако жесткой взаимосвязи здесь нет. Так, коллективистские культуры Гонконга и Сингапура отличаются низким уровнем избегания неопределенности.
  Для организаций, которым свойственен высокий уровень избегания неопределенности, характерны слабая готовность к риску и сопротивляемость изменениям, жесткая фиксация обязанностей сотрудников, большой стаж работы на одном месте, низкая мотивация сотрудников к достижению, избегание конфликтов и конкуренции между работниками. Организации с низким уровнем избегания неопределенности больше подвержены изменениям, они легче внедряют различные нововведения. Организация и отдельные сотрудники ориентированы на успех и высокие достижения. Производственные обязанности меньше регламентированы, поощряется личная инициатива и конкуренция между сотрудниками, в том числе за счет ухудшения личных взаимоотношений. Конструктивный конфликт и высокая сменяемость кадров считаются нормальными, так же, как и обоснованный риск.
  МАСКУЛИННОСТЬ - ФЕМИННОСТЬ - приоритет ценностей, традиционно связываемых с мужской и женской ролью. Для маскулинных культур - это уверенность в себе, доминантность, агрессивность, независимость, ориентация на успех и материальные ценности; для феминных - готовность помочь, скромность, сопереживание, ориентация на духовные ценности. К маскулинным, в частности, относятся культуры США, Великобритании, Германии, Японии, к феминным - ряд арабских культур, а также страны Северной Европы (Швеция, Голландия). Россия, по некоторым данным, также относится к феминным культурам.
  "Маскулинные" организации ориентированы на самостоятельную ценность упорного труда как средства самореализации и самоутверждения. В "феминных" организациях больше внимания уделяется хорошим отношениям, различным способам поддержки сотрудников, возможно, в ущерб интенсивности работы.
  В дальнейшем мы сосредоточимся на анализе организационной культуры, которая в рамках конкретной организации отражает важные особенности и национальной, и профессиональной культуры. Об их взаимосвязи свидетельствует следующий случай, происшедший в начале 1990-х годов.
  Для организации Московского филиала международной компании был назначен сотрудник, ранее проделавший аналогичную работу на Тайване. Однако все российские специалисты уволились в течение трех месяцев, несмотря на очень высокую по нашим меркам оплату. Оказалось, что руководитель филиала установил некоторые обязательные правила, которые не встречали сопротивления на Тайване, но оказались совершенно не приемлемыми для россиян. Например, он требовал, чтобы перед началом рабочего дня весь персонал (специалисты умственного труда высочайшей квалификации) строем выходил из офиса фирмы и убирал автостоянку перед ним.
  Организационная культура выполняет очень важные функции в жизни каждой организации. С ней непосредственно связан образ (имидж) организации - то, какой она воспринимается ее сотрудниками и клиентами, а также чувство сплоченности и причастности к некоему целому, разделяемое (или не разделяемое) сотрудниками, которое определяет преданность организации и солидарность с ее целями и интересами. Именно организационная культура создает и затем контролирует принятые в организации формы поведения.
  Основными СРЕДСТВАМИ ФОРМИРОВАНИЯ организационной культуры являются: политика отбора персонала (при возможности выбора предпочтение отдается тем кандидатам на должность, которые более совместимы со сложившейся организационной культурой); деятельность руководящего звена, устанавливающего основные нормы и правила; способы адаптации новых сотрудников в организации. Конкретные ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ об организационной культуре (одновременно они являются и МЕТОДАМИ ее ПОДДЕРЖАНИЯ) мы рассмотрим ниже. Их можно разделить на ФОРМАЛЬНЫЕ и НЕФОРМАЛЬНЫЕ. Формальные и неформальные методы нередко противоречат друг другу (формально сотрудники обязаны приходить на работу вовремя, но реально все безнаказанно опаздывают), и конкретную организационную культуру в подобных случаях создает сочетание тех и других (возможность в любой день объявить взыскание сотруднику, опоздавшему на работу).
  К формальным методам относятся прежде всего ДОКУМЕНТЫ, регламентирующие деятельность организации и сотрудников (нормативные акты, должностные инструкции и т.п.), а также устные или письменные РАСПОРЯЖЕНИЯ и ПРИКАЗЫ руководства.
  К наиболее характерным формальным РИТУАЛАМ относятся ритуалы, выражающие признание (юбилеи, публичные поощрения и награждения), ритуалы - средства наглядной демонстрации ценностных ориентаций (подъем флага), и ритуалы, совершаемые при вступлении в коллектив (посвящение в ...), демонстрирующие новым сотрудникам определенные ценности. Некоторые повторяющиеся формы действий, имеющих в основном производственную функцию, также содержат элементы ритуала (например, врачебная пятиминутка в начале рабочего дня или совещание у руководителя).
  Помимо формальных существуют также и неформальные ритуалы (обмыть новое назначение), которые могут выполнять примерно те же задачи, что и формальные ритуалы, а могут и противоречить им.
  Еще одним формальным методом поддержания организационной культуры, имеющим неформальный аналог, стало использование СИМВОЛОВ. Такими символами являются эмблема фирмы, форма ее сотрудников и пр. Символическую нагрузку (чаще всего - демонстрацию могущества и процветания организации) несут также размер и расположение офиса фирмы, качество мебели и ремонта, детали интерьера (портреты, надписи, аксессуары), транспортные средства, одежда сотрудников и предметы, чья символическая функция существенно важнее производственной.
  Многие другие формальные методы поддержания организационной культуры лишь начинают применяться в России. К ним относятся формулировка базовых целей и миссии компании, которые доводятся до всех ее сотрудников (например, "хороший продукт по разумной цене", "справедливая прибыль", "неуклонный прогресс" и т.д.). Разрабатываются также кодексы поведения сотрудников ("честность и преданность, гармония и сотрудничество, борьба за улучшение..."), выпускаются специальные буклеты и брошюры с изложением подобной информации и прочее.
  Основным неформальным методом поддержания организационной культуры является СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - такие действия руководителя или сотрудников, на основании которых члены организации могут составить представление об уместных и неуместных нормах поведения, особенностях отношений в организации, приоритетах в работе и т.п. Примерами символического поведения становятся, например, реакция начальника на невыполненное задание или реакция коллектива на премию, доставшуюся лишь одному из его членов.
  Наиболее важные формы символического поведения могут стать основой ЛЕГЕНД, передающихся устно от одного поколения сотрудников к другому. Примеры названий легенд, отражающих их суть: "Босс тоже человек" (большой начальник сталкивается в житейской ситуации с рядовым сотрудником), "Преодоление катастрофы" ("наезд" рэкетиров, обвал курса рубля), "Головокружительная карьера" и прочее.
  Каждая организация создает собственный ЯЗЫК и набор выражений, которые превращаются в элементы организационной культуры.
  В одной организации широко использовался термин "коэффициент Иванова" (названный по фамилии его изобретателя; фамилия в тексте условная), равный числу "пи", то есть, 3,14. Этот коэффициент означал отношение времени, "необходимого" для выполнения задания, о котором будет сказано начальнику, к времени, действительно требуемому для работы.
  Существенным компонентом языковой организационной культуры, в частности, является манера обращения: по имени, по имени и отчеству, на "ты", на "вы" и т.д.
  В рамках культуры большой организации, как правило, можно выделить несколько СУБКУЛЬТУР (например, субкультура учащихся и преподавателей в учебном заведении или субкультура отдельных подразделений в организации). Их культура, определяясь в целом особенностями культуры всей организации, практически всегда имеет свою специфику, а может и противоречить ей.
  В определении культуры, с которого начинается данный раздел, речь идет о неосознаваемых процессах. Действительно, правила и нормы поведения, цели и приоритеты, которыми руководствуются в своей деятельности сотрудники организации, - это в основном "неписаные законы". Однако их осознание и мета-анализ вполне возможны. Результат может оказаться любопытным и полезным как руководству организации, так и ее рядовым членам. Убедимся в этом на собственном опыте в рамках предлагаемого
 задания.
  Литература
  1. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 1999.
  2. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. - М., 1999.
  Задание 11
  Анализ организационной культуры
  МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. В задании предлагается проанализировать особенности культуры организации, хорошо известной читателю по личному опыту, то есть его места работы/учебы в настоящее время или в прошлом. Таким образом, анализ организационной культуры должен основываться преимущественно на ваших собственных наблюдениях и воспоминаниях. Дополнительно можно использовать опросы коллег и сослуживцев, а также доступную официальную документацию организации.
  ВОПРОСЫ ПО ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ
  ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
  1. Какие из известных вам документов, отражающих деятельность организации, представляются наиболее существенными для анализа организационной культуры?
  2. Какие формальные и неформальные ритуалы существуют в организации?
  3. Существуют ли у организации свои символы? Какие?
  4. Какие внешние атрибуты организации выполняют символическую
 функцию?
  5. Имеет ли организация зафиксированные где-либо базовые цели или миссию, кодекс поведения сотрудников и т.п.?
  6. Какие события и случаи можно считать вариантами символического поведения?
  7. Существуют ли в организации легенды? Какие?
  8. Какие слова, выражения, высказывания можно считать характерными для языка организации?
  9. Каковы характерные формы обращения сотрудников организации друг к другу?
  Собранные в результате ответов на вышеприведенные вопросы данные подвергаются дальнейшему анализу.
  ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
  ДЛЯ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  1. Какие нормы и правила поведения характерны для организации? В частности, каковы нормы и правила, касающиеся таких аспектов работы организации, как:
  l степень самостоятельности и независимости сотрудников в своей работе; отношение к инициативам;
  l система взаимодействия и взаимопомощи сотрудников;
  l взаимодействие сотрудников с руководством; возможность обсуждения решений руководства и возражений им;
  l контроль за работой;
  l поощрения и награды; справедливость при оплате и распределении поощрений;
  l привилегии, связанные с должностью и со старшинством; фаворитизм;

<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу