<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
  1. Какие стратегии и приемы запоминания использовал испытуемый в различных заданиях? Какие из них оказались эффективными, а какие нет? Почему?
  2. Какие виды памяти использовал испытуемый в различных заданиях? Почему вы так считаете?
  3. Предложите способы улучшения памяти испытуемого в его повседневной жизни.
  СПИСКИ СЛОВ
  1. школа 2а. дверь 2б. время 3. город 4. человек
  комната машина слово мальчик вопрос
  жизнь письмо совет книга дорога
  улица картина вечер сердце голос
  конец дерево разговор праздник газета
  земля молоко квартира берег страна
  песня солнце музыка плечо камень
  месяц здание чувство ветер характер
  стена деньги правда цветок случай
  движение самолет внимание стройка номер
  бумага театр воздух хозяин рассказ
  птица хвост задача станция доска
  решение учитель встреча волос доктор
  карман кухня природа вагон знание
  спина платок победа дождь огонь
  беседа стекло пример журнал ворота
  поезд голубь старик лошадь палец
  наука пальто весна цифра сосед
  деревня портрет подарок костер история
  волна страница секунда лодка корабль
  КОММЕНТАРИЙ. Скорее всего, испытуемый покажет лучший результат во втором задании. Однако непосредственно сравнивать этот результат с другими не совсем корректно, потому что внешние средства используются не только при запоминании, но и как опора на этапе ПРИПОМИНАНИЯ. Более строгим было бы дать испытуемому возможность рисовать картинки или выбирать карточки лишь на стадии запоминания; желающие могут дополнительно выполнить и такой вариант задания. Поэтому основная задача второго и третьего задания состоит в том, чтобы познакомить испытуемого с существующими приемами эффективного запоминания и узнать, будет ли он их использовать в четвертом задании, а если будет, то какие именно и насколько эффективно. Например, некоторые испытуемые, выполняя четвертое задание, достаточно успешно "рисуют мысленные пиктограммы".
  Закономерности работы памяти человека определяют, что лучше всего запоминаются начало и конец списка (так называемый эффект края). Эта закономерность скорее всего проявится в первом и, возможно, в четвертом задании. Выраженные отклонения от нее целесообразно проанализировать.
  Некоторые испытуемые показывают стабильно высокие результаты во всех четырех заданиях (17-20), различия столь невелики, что их не имеет смысла анализировать или интерпретировать (так называемый потолковый эффект). Скорее всего, у них имеются самостоятельно выработанные эффективные стратегии запоминания, и они не нуждаются в стратегиях, предлагаемых в задании.
  В некоторых случаях полученные результаты интересно интерпретировать не только с точки зрения особенностей памяти, но и как проективную методику. Проективный характер задания может проявиться в том, как устанавливаются связи между запоминаемым словом и картинкой; в особенностях ошибок: какие слова забываются (если их немного) и какие слова, отсутствующие в списке, воспроизводятся ошибочно. Так, весьма красноречивой является ошибка испытуемого (кстати, единственная в данном задании), который вместо слово "совет" воспроизвел слово "болтовня". Особенно ярко проективный характер заданий проявляется при составлении рассказа. Приведем полностью соответствующий пример - рассказ по списку 4. От испытуемого недавно ушла жена.
  ЧЕЛОВЕК (выделены воспроизводимые слова) задал себе ВОПРОС: какой ДОРОГОЙ ему лучше поехать? В какую СТРАНУ? Внутренний ГОЛОС ему подсказал купить ГАЗЕТУ. Он пошел и наткнулся на КАМЕНЬ. И он вспомнил СЛУЧАЙ, как ему изменила ЖЕНА (ошибочное воспроизведение слова, отсутствующего в списке). За это он ударил ее ДОСКОЙ, после чего пришлось вызвать ДОКТОРА. Доктор со ЗНАНИЕМ дела оказал ей помощь. Внутри человека горел ОГОНЬ ревности. Он поймал любовника, ударил его о ВОРОТА и сломал ему ПАЛЕЦ. На крик выскочил СОСЕД, который посоветовал этому человеку уплыть на первом же КОРАБЛЕ.
  Мотивационные влияния могут сказаться и на общей эффективности работы испытуемого. Так, испытуемый, являвшийся мужем студентки-психолога, которая и работала с ним, показал следующие результаты в первых трех заданиях: 11 слов, 16 слов, 10 слов, после чего высказал критические замечания о психологической науке и ее эффективности. Студентка, желая реабилитировать психологию (или из других соображений), поменялась местами с испытуемым и в третьем задании (создание "кинофильма") показала результат 17 слов. После чего в задании 4, используя ту же мнемотехнику, муж продемонстрировал наивысший результат - 20 слов, причем все они были воспроизведены в правильном порядке.
  4. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  Вот пример из одного психологического исследования, проведенного в США. Перед испытуемыми стояла задача составить рассказ по картинке, на которой был изображен мужчина, с задумчивым видом сидящий в кресле самолета. Испытуемый А, обладавший высоким коэффициентом интеллекта (IQ), то есть хорошо развитой способностью к логическому решению разнообразных задач, составил следующий рассказ.
  Успешно завершив торговые дела, мистер Смит летит домой. Он чувствует себя очень счастливым и сейчас думает о своей семье, о радостной встрече с ней. В своем воображении он уже видит: через час самолет совершает посадку, на аэродроме его ждет миссис Смит с тремя детьми. Жена приветствует его, и они отправляются домой.
  Испытуемый В, обладавший далеко не столь высоким коэффициентом интеллекта, составил следующий рассказ.
  Этот мужчина возвращается из Мексики, где только что добился того, что их с женой развели. "Больше я уже не мог терпеть, - сказал он судье, - на ночь она накладывала на лицо такую уйму крема, что голова ее скользила по подушке и беспрерывно стукалась о мою". Теперь этот человек в самолете думает о том, как бы изобрести новый косметический крем, обладающий противоскользящими свойствами.
  У испытуемого В, в отличие от испытуемого А, высоко развита ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ, или КРЕАТИВНОСТЬ, которая представляет собой психологическую характеристику, не сводимую к интеллекту (способности к логическому мышлению). Креативность существенно отличается от интеллекта по психологической структуре и свойствам.
  Во-первых, если обычный мыслительный акт представляет собой относительно развернутый во времени сознательный процесс, требующий усилий, то творческое решение обычно возникает спонтанно и внезапно, как бы само собой, хотя часто ему предшествуют длительные бесплодные попытки найти решение. В истории науки известны творческие озарения, пришедшие во сне (периодическая система Менделеева), во время купания в ванной (Архимед), отдыха под яблоней (Ньютон), а также прогулок, одевания, бритья и т.п.
  Во-вторых, в творчестве в гораздо большей степени, чем в логическом мышлении, выражена роль бессознательного; собственно сам момент озарения представляет собой переход идеи, найденной в бессознательном, на уровень сознания. Вот как выразил идею взаимодействия сознания и бессознательного в творчестве писатель Евгений Замятин.
  "В спальных вагонах в каждом купе есть такая маленькая рукоятка... Если повернуть ее вправо - полный свет, если влево - темно, если поставить на середину - зажигается синяя лампа, все видно, но этот синий свет не мешает заснуть, не будит. Когда я сплю и вижу сон - рукоятка сознания повернута влево; когда я пишу - рукоятка поставлена посередине, сознание горит синей лампой. Я вижу сон на бумаге, фантазия работает как во сне (о роли бессознательного в сновидениях будет сказано далее - Т.Б.), но этим сном осторожно (синий свет) руководит сознание. Как и во сне - стоит только подумать, что это сон, стоит только полностью включить сознание - и сон исчез".
  Если основными средствами логического мышления являются понятия, воплощенные в словах, числах или символах, то основой творческого мышления, теми его элементами, которые все же доступны сознанию, становятся образы. Это роднит творческое мышление с такими психологическими процессами, как фантазия и воображение. Вот как писал об этом Эйнштейн.
  "Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизмах моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть "по желанию" воспроизведены и скомбинированы... Желание достигнуть в конце концов логически связанных концепций является эмоциональной базой этой достаточно неопределенной игры в элементы... Элементы, о которых я говорил, у меня бывают обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки приходится подыскивать с трудом, только на вторичной стадии, когда эта игра ассоциаций дала некоторый результат".
  Наконец, в отличие от мышления логического, творческое мышление не является чисто когнитивной (познавательной) способностью, но представляет собой переплетение когнитивных и личностных особенностей. Выход за рамки стандартного и общеизвестного, а часто и противостояние им, необычность образов и переживаний, большой удельный вес бессознательного во внутреннем мире - то, без чего невозможно творчество, - все это затрудняет психическую и социальную адаптацию творчески одаренных людей, приводя к межличностным осложнениям, а нередко и к психическим нарушениям. Подтверждением тому может служить даже сравнение двух рассказиков, приведенных в начале раздела.
  Невзирая на сказанное выше, стоит подчеркнуть, что творческое мышление не только лежит в основе научного прогресса и не только позволяет создавать художественные произведения, приносящие нам радость. Способность к нестандартному, творческому решению проблем, к новому и необычному взгляду на мир обогащает каждого, расширяет его возможности, дает еще один шанс на достижение успеха в нашей нелегкой жизни. Однако сложившаяся система образования, ориентированная прежде всего на формирование логического мышления, создает очень мало (а иногда и совсем не создает) возможностей для развития и совершенствования творческого мышления. Поэтому большинство из нас использует в жизни лишь незначительную часть того творческого потенциала, который заложен в каждом с детства (кстати, в предлагаемом ниже задании дети могут показать результаты не хуже, а то и лучше взрослых).
  Диагностика креативности имеет мало общего с диагностикой интеллекта. Для оценки логического мышления подбирается набор задач, для которых существует единственное верное решение и которые испытуемый должен решить в ограниченный промежуток времени. Примером могут служить широко известные тесты интеллекта Айзенка ("Проверьте свои способности"; "Узнай свой собственный коэффициент интеллекта"). В творческих задачах, как правило, не существует верных или неверных решений; более того, чем больше решений будет найдено, тем лучше. Ограничение времени препятствует полному проявлению творческих способностей. Крайне трудно выработать объективный критерий, по которому можно сравнивать качество найденных испытуемыми решений. Поэтому диагностика креативности гораздо труднее и часто менее надежна и объективна, чем тесты интеллекта. Тем не менее, в существующих тестах и диагностических методиках оценки креативности имеются строго разработанные и относительно объективные показатели различных аспектов креативности. Основные из них - продуктивность и оригинальность.
  ПРОДУКТИВНОСТЬ (беглость) характеризует способность испытуемого продуцировать большое количество идей. В процессе диагностики показателем беглости является количество ответов на каждое предлагаемое задание.
  ОРИГИНАЛЬНОСТЬ характеризует способность продуцировать необычные, нестандартные идеи. Для того чтобы оценить оригинальность конкретного ответа, необходимо получить ответы от достаточно большой группы испытуемых. Оригинальным обычно считается ответ, встречающийся у очень небольшого количества испытуемых (1-5 процентов) или совсем не встречавшийся ранее.
  В тестах креативности оцениваются также гибкость (способность применять различные стратегии при решении проблем), разработанность (способность детально разрабатывать придуманные идеи). В руководствах имеются четкие критерии для оценки ответов испытуемого по показателям креативности, однако их применение требует специального обучения.
  Предлагаемая ниже методика - это не тест. Она позволяет лишь весьма приблизительно оценить креативность и сравнить результаты нескольких испытуемых. Однако цель задания - не только диагностическая; она дает возможность испытуемым, выполняя задания, "почувствовать вкус" творческого процесса в его самом простом варианте и, возможно, получить толчок для развития своего творческого потенциала.
  Литература
  1. Шрагина Л.И. Логика воображения. - Одесса, 1995.
  2. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. - СПб, 1998.
  3. Криппнер С., Диллард Д. Сновидения и творческий подход к решению проблем. - М., 1997.
  Задание 17
  Оценка творческого потенциала
  ИСПЫТУЕМЫЕ. Не менее трех человек, возраст от шести лет.
  МАТЕРИАЛ И ПРОЦЕДУРА. Материалом служат "загадочные картинки", про которые испытуемый должен ответить на вопрос: "Что это такое?" Следует объяснить, что ответ может быть и веселым, и серьезным, и чем больше ответов придумает испытуемый, тем лучше. Из приведенных ниже четырех картинок одна или две используются в качестве "тренировочных": на их примере объясняется и обсуждается задание и зачитываются некоторые ответы, данные другими испытуемыми. Одна из оставшихся картинок (любая, но обязательно одинаковая для всех испытуемых) является основной: испытуемый дает собственные ответы, которые затем оцениваются по показателям продуктивности и оригинальности.
  ОБРАБОТКА. Для каждого испытуемого подсчитываются показатели продуктивности и оригинальности. ПРОДУКТИВНОСТЬ каждого испытуемого оценивается по количеству ответов.
  При подсчете показателя продуктивности не учитываются ответы, не содержащие указания на конкретный предмет или явление, например, "чертеж", "фигня". Оригинальность таких ответов также не оценивается.
  ОРИГИНАЛЬНОСТЬ оценивается отдельно для каждого ответа. Затем определяется средний показатель оригинальности испытуемого: показатели оригинальности каждого ответа суммируются и делятся на показатель продуктивности (на общее количество ответов). Оригинальность каждого ответа оценивается в баллах от 0 до 3.
  0 БАЛЛОВ по оригинальности получают ответы, совпадающие или близкие по смыслу с нижеприведенным списком неоригинальных ответов.
  Рис. 1 медведь на дереве
  дерево, ствол, береза
  почки на дереве, ветках
  зубы, челюсть
  люди (женщины) лицом друг к другу (куда-то смотрят)
  женские груди
  вид из окна, двери
  буква, буква и ее зеркальное отражение
  кусок змеи, жирафа
  план (вид сверху) помещения
  колеса
  дорога, железная дорога
  Рис. 2 паук, паутина
  антенна
  солнце, восход, закат
  цветок, осыпавшийся цветок, одуванчик
  колючка, чертополох
  лампочка, осветительный прибор
  мина
  флюгер
  маяк
  кисть, пятерня
  фонтан
  глаз
  еж
  Рис. 3 светофор
  черепаха
  человек
  робот, механическое существо
  человек (робот, черепаха) падающий, летящий
  человек (робот, черепаха), придавленный кирпичом, плитой
  стол со стульями, с чашками
  дом
  самолет, ракета, летательный аппарат
  заяц
  бронежилет
  Рис. 4 колокол, колокольчик
  бутон, цветок
  шляпа, шапка, колпак
  абажур, светильник, торшер
  женщина (шея, голова) с бусами
  женская голова, вид сзади
  медуза
  юбка
  след стопы, семипалой стопы
  гора (холм), а вокруг люди (следы)
  человек под одеялом, пледом
  привидение
  водопад
  фонтан
  1 БАЛЛ по оригинальности получают следующие категории ответов.
  А) Неоригинальные ответы, если они содержат дополнительные детали, которые увеличивают соответствие между ответом и рисунком, либо поэтические, метафорические, фантастические, сказочные, психологические, абстрактно-философские элементы, например:
  Рис. 1 вид из распахнутой двери на четыре планеты
  часть улыбки малыша (подразумеваются редкие зубы)
  влюбленные веточки
  Рис. 2 паук пытается вытащить лапу, застрявшую в двери
  одинокий репейник в июле
  солнышко не хочет показываться
  Рис. 3 рогатый светофор
  робот катается на скейте
  фантазия на тему о судьбе огнеупорного кирпича
  Рис.4 отпечаток ноги снежного человека-урода
  рождественский колокольчик со следами ангела по краям
  колокол-полиглот
  Б) Оригинальные ответы (отсутствующие в списке неоригинальных ответов), если они не могут быть оценены в 2 балла, например:
  Рис. 1 трещотка
  коромысло с ведрами
  картина Малевича "4 овала"
  Рис. 2 творение скульптора-авангардиста
  прибор слежки
  падение звезды
  Рис. 3 вешалка
  пенал с кнопками
  мусорный пакет порвался
  Рис. 4 сосулька
  верх презерватива
  дельфин в бусах
  2 БАЛЛА по оригинальности получают оригинальные ответы, содержащие подробные детализированные описания, либо поэтические, метафорические, сказочные, фантастические, психологические, абстрактно-философские элементы, например:
  Рис. 1 кончики четырех пальцев, пытающиеся ухватить пустоту
  здесь был бобер
  следы на тротуаре от четырех балконов после дождя
  Рис. 2 лысеющий мужик, воображающий себя цветком
  Страшила мудрый напряг мозги
  несовершенная галактика
  Рис. 3 кусок сыра на четырех скрепках и одном колечке из проволоки - конструкция для ловли мышей
  способ обезвредить творческую личность
  соглядатаи (3 пары глаз, 2 пары ушей, 1 нос)
  Рис. 4 большая капля вещества, стекающая с непрочной поверхности
  муравейник с уличным освещением
  математическая функция, считающая и обобщающая все
 и вся
  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, "призовой" балл добавляется к лучшим, на взгляд оценивающего, ответам из получивших 1 или 2 балла; он присуждается не более, чем 3-5 ответам на всех испытуемых.
  На завершающем этапе выполнения задания сопоставляются показатели продуктивности и оригинальности всех испытуемых и выделяется испытуемый с наибольшим творческим потенциалом.
  КОММЕНТАРИЙ. Практика выполнения задания показывает, что продуктивность и оригинальность ответов зависят не только от индивидуальных особенностей испытуемого, но и от поведения психолога. Поэтому желательно, чтобы психолог постарался создать непринужденную атмосферу, способствующую проявлению творческого потенциала испытуемого. Предлагаемое задание не следует характеризовать как "тест". Это скорее нечто интересное, похожее на шутку или развлечение. Психолог вместе с испытуемым может посмеяться и порадоваться интересным вариантам ответов на "тренировочную" картинку. Испытуемого не следует торопить или ограничивать во времени. Желательно также, чтобы психолог ненавязчиво "подталкивал" испытуемого к тому, чтобы тот дал по возможности больше ответов, например, спрашивая: "А еще что-нибудь можно придумать?".
  Несмотря на детальность инструкции, среди ответов испытуемых, скорее всего, встретятся такие, когда возникнут сомнения, во сколько баллов оценивать оригинальность. В тестах креативности точность оценок достигается за счет индивидуального обучения каждого пользователя, которая позволяет добиться высокой степени совпадения оценок обучающегося и опытного эксперта. Для выполнения задания можно порекомендовать привлечь к оцениванию ответов несколько человек и затем в качестве показателя оригинальности каждого ответа взять среднее арифметическое оценок "экспертов".
  5."ЯЗЫК" СНОВИДЕНИЙ
  Тематика сновидений не случайно следует непосредственно за разделом о творческом мышлении. Оба эти процесса многое роднит. Прежде всего, и тот и другой представляют собой сложное взаимодействие сознания и бессознательного, причем именно в сновидениях бессознательная сторона психики проявляется ярче, чем в других психологических процессах повседневной жизни. И именно бессознательная сторона сновидений является предметом пристального интереса психологов, психотерапевтов, составителей сонников и толкователей.
  Дело в том, что бессознательное обладает более полной и точной, нежели сознание, информацией о мире и человеке и по-иному подходит к их пониманию и постижению. Поэтому, получив доступ к бессознательному (в частности, через работу со сновидениями), можно отыскать новые ресурсы понимания самого себя и взаимодействия с окружающим миром.
  Так, сновидение позволяет сделать научные открытия (периодическая система Менделеева, химическая формула бензола и др.). Однако, возможно не менее важны "открытия" на уровне отдельного человека. Например, вещие сны: если они действительно случаются, то основаны на бессознательном осмыслении фактов и явлений, которые на сознательном уровне или не воспринимаются, или кажутся разрозненными и малосущественными. Бессознательное "срабатывает" быстрее и вернее. Поэтому сновидения могут помочь принять верное решение в сложной ситуации, понять собственные чувства, мотивы и конфликты, обозначить проблему или противоречие и многое другое.
  Для того чтобы разобраться в той информации, что содержится в сновидении, необходимо иметь представление о его "языке", который имеет мало общего с привычным нам языком, состоящим из слов. Язык сновидений, в основе которого лежит "язык" бессознательного, имеет свои законы построения и "грамматику". Он основан на логике, малопонятной для логики сознания, где причина всегда предшествует следствию, а утверждение может быть или истинным или ложным, но никогда истинным и ложным одновременно. Мир сновидений во многом сродни миру сказок и фантазий, где нет предела возможному. В чем-то он соответствует "логике эмоций", о которой шла речь в разделе о рекламе. В частности, с творческой фантазией его роднит то, что элементами и того, и другого языка являются образы. Закономерности сочетания образов сновидений и их соотношения с образами реального мира, собственно, и составляют "правила" языка сновидений. Рассмотрим некоторые средства, с помощью которых, по выражению Э. Фромма, внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму образов и событий внешнего мира.
  СГУЩЕНИЕ - объединение нескольких реальных образов в едином образе сновидения. Условием сгущения является наличие эмоционально значимого общего элемента в объединяемых образах. Так, в едином образе сновидения могут слиться образы отца сновидящего, его начальника по работе и сказочного короля (имя одного, внешность другого, характерные выражения третьего); все эти три фигуры объединяет тема власти и авторитета.
  Общность элементов образов, являющихся основой для сгущения, не исключает противоположности других элементов; поэтому могут возникать образы - результаты сгущения, которые удивляют и даже шокируют. Так, сновидцу-мужчине может присниться, что он - женщина. Вероятно, сновидение имеет отношение к каким-то "женственным" аспектам его характера или внешности.
  СМЕЩЕНИЕ - замена в сновидении одного реального образа другим, причем заменяемый и заменяющий элемент связаны друг с другом в личном опыте сновидящего. Такая связь может быть просто общим именем (или еще чем-то общим) или основываться на каких-то событиях, как в следующем примере.
  Молодому человеку приснился сон. Он ехал на велосипеде по улице, за ним погналась коричневая такса и схватила его за пятку. Этот человек искал возможности познакомиться с девушкой, которую видел на улице во время велосипедных прогулок; девушка всегда появлялась в сопровождении таксы. В сновидении произошло смещение, и девушка оказалась замененной на таксу.
  При смещении, как правило, заменяемый элемент является более значимым для сновидящего, чем заменяющий, как в приведенном примере (девушка, безусловно, более значима, чем такса).
  СИМВОЛЫ сновидений, как и в случае смещения, становятся заменой каких-то эмоционально значимых объектов, чувств или переживаний: существует связь между символом и тем, что он символизирует. Однако в отличие от смещения, эта связь не основана на личном опыте конкретного человека, но является универсальной, общечеловеческой. Поэтому те же символы, что в сновидениях, встречаются в мифах и преданиях и - реже - в авторском художественном творчестве. Причем для того, чтобы уловить их суть, то душевное состояние, которому они соответствуют, совершенно необязательно знать их толкование.
  Разные психологические и психотерапевтические направления, сонники и системы предлагают свои варианты толкования одних и тех же символов, часто противоположные друг другу. Поэтому в качестве примера приведем сновидение, где символы достаточно просты. Их толкование подтверждается последующей проработкой.
  Женщине снится, что она въезжает на холм в полицейской машине. На вершине холма - потолок. Внезапно автомобиль превращается в космический корабль, который проломил потолок и вырвался в открытое пространство. Полицейская машина в данном случае стала символом строгой регламентации жизни, а потолок - тех ограничений в жизни, которые явились следствием этой регламентации.
  ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, то есть их трансформация в зрительные образы.
  Александру Македонскому во время его войны с персами и осады Тира пригрезился сатир - полубог в греческой мифологии. Предсказатель Аристандр разделил греческое слово "сатирос" на "са" и "тирос", что по-гречески означало "Твой Тир". Такое толкование побудило Александра более рьяно взяться за осаду и победить. Современные толкователи, скорее всего, согласились бы с Аристандром, но интерпретировали бы сон не как прогноз на будущее, а как реализацию желания Александра.
  ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МЕТАФОР, то есть воплощение в образах их буквального смысла. Так, если во сне некто идет по топкому болоту, это может означать, что он "увяз" в какой-то проблеме; ботинки на высокой платформе могут означать "высокомерие"; персонаж сна, превращающийся в зайца, может быть "труслив как заяц" и т.д.
  В более широком понимании метафоры близки к символам или к действию механизма смещения (если основаны на личном опыте сновидящего): конкретные образы заменяют отвлеченные идеи. Приведем сон, приснившийся в ходе психотерапии.
  Совершено преступление. Я иду по улице и, хотя я уверен, что никакого преступления не совершал, знаю: если бы меня обвинили в убийстве, я не смог бы себя защитить. Я ускоряю шаг и направляюсь к реке. Вдруг, подойдя к реке, я вижу гору, а на горе - красивый город. С горы льется свет. Я вижу: там на улицах танцуют люди, и мне кажется, что стоит мне переправиться через реку, все будет в порядке.
  "Преступление" сновидящего отражает его разнообразные поступки, по поводу которых он долгие годы испытывал сильное чувство вины. Однако в результате психотерапии пациент во сне уже знает, что не совершал преступления, хотя все еще боится расплаты. Река - древний символ, обозначающий принятие важного решения, начало новой формы существования. Прекрасный город соответствует свободе и лучшей жизни, которая возможна, если удастся переплыть реку. (Э. Фромм. Забытый язык).
  ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СООТНОШЕНИЕ ОБРАЗОВ. Для того чтобы разобраться в этом свойстве сновидений, вернемся ко сну женщины, въезжавшей на холм в полицейской машине. Если попытаться выразить суть этого сна на привычном для нас языке, получилось бы примерно следующее. Женщина установила для себя определенные жизненные ограничения, НО сумела бы их преодолеть, ЕСЛИ БЫ сменила средства передвижения - перестала бы подчинять свою жизнь жесткой регламентации. Однако в языке сновидений не существует ни придаточных предложений, ни сослагательного наклонения, поэтому та же самая идея передается через развитие и смену образов.
  ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ, невозможные в реальности.
  Отто фон Бисмарку приснился следующий сон.
  Я ехал на лошади по узкой горной тропинке. Мой путь становился все уже и уже, так что лошадь заупрямилась и отказалась идти дальше. И тогда хлыстом, который был в моей левой руке, я ударил гладь скалы и воззвал к Богу. Хлыст БЕСКОНЕЧНО ВЫТЯНУЛСЯ В ДЛИНУ, раздвинул скальные стены, и открылась широкая дорога с видом на холмы и леса.
  А это - сон немолодой женщины.
  Осталось два дня до выпускных экзаменов. Мне нужно отыскать свой класс и своих одноклассников, иначе я получу двойку в аттестат. Я иду в учительскую, чтобы узнать расписание и номер комнаты, но учительская закрыта. В этот момент до меня доходит, что это всего лишь сон, и мне становится весело. Я думаю: "НУ И ПУСТЬ СТАВЯТ ДВОЙКУ, Я ВЕДЬ УЖЕ ДОКТОР НАУК, и мне не надо больше беспокоиться об отметках".
  ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИЧИННОСТИ основана на исчезновении во сне привычных временных рамок; ведь причинность основана на том, что одно событие (причина) предшествует во времени другому (следствию). В противном случае получение степени доктора наук (событие из жизни взрослого человека) может оказаться причиной того, что можно не бояться двоек в школе.
  Последнее свойство сновидений, о котором пойдет речь, в каком-то смысле - самое важное; из него следуют все остальные, рассмотренные выше. Используя их, можно создать логичную и осмысленную интерпретацию сновидения на привычном нам языке. Однако возможны не одна, а несколько таких интерпретаций. Например, можно соотнести сновидение с событиями прошедшего дня и с повседневными проблемами, а можно - с опытом детства сновидящего; можно давать интерпретацию, отталкиваясь от универсальных значений символов и метафор. Есть и другие варианты. Волшебство сновидения заключается в том, что скорее всего все эти интерпретации будут верны. МНОГОЗНАЧНОСТЬ сновидения, его наполненность разными, порой взаимоисключающими смыслами и создает ту неуловимую притягательность, которая остается недоступной для бодрствующего разума.
  Литература
  1. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 1-15. - М., 1999.
  2. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов // Душа человека. - М., 1992.
  3. Криппнер С., Диллард Д. Сновидения и творческий подход к решению проблем. - М., 1997.
  Задание 18
  Анализ сновидений в литературе
  1. Проанализируйте приведенные ниже отрывки из художественных и документальных произведений по схеме. Обратите внимание, что не все пункты анализа имеют смысл для каждого отрывка. Например, вряд ли стоит всерьез рассуждать, мог ли на самом деле присниться сон, который составляет содержание целой сказки, - "Алисы в Зазеркалье".
  l Выделите в отрывках свойства языка сновидений.
  l Как сновидение связано с предшествующими событиями произведения и с последующим развитием сюжета?
  l Как сновидение помогает понять характер, мысли и чувства персонажа?
  l Попробуйте дать интерпретацию (интерпретации) сна.
  l Могло ли такое сновидение присниться на самом деле? Почему?
  А.С. Пушкин
  ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН*
  И снится чудный сон Татьяне...
  Но вдруг сугроб зашевелился,
  И кто ж из-под него явился?
  Большой взъерошенный медведь;
  Татьяна ах! а он реветь,
  И лапу с острыми когтями
  Ей протянул; она скрепясь
  Дрожащей ручкой оперлась
  И боязливыми шагами
  Перебралась через ручей...
  Она бежит, он все вослед,
  И сил уже бежать ей нет.
  Упала в снег; медведь проворно
  Ее хватает и несет...
  Медведь промолвил: "Здесь мой кум.
  Погрейся у него немножко!"
  ...за столом
  Сидят чудовища кругом:
  Один в рогах с собачьей мордой,
  Другой с петушьей головой,
  Здесь ведьма с козьей бородой...
  Онегин за столом сидит
  И в дверь украдкою глядит...
  Он там хозяин, это ясно...
  ... дверь толкнул Евгений.
  И взорам адских привидений
  Явилась дева; ярый смех
  Раздался дико; очи всех,
  Копыта, хоботы кривые,
  Хвосты хохлатые, клыки,
  Усы, кровавы языки,
  Рога и пальцы костяные,
  Все указует на нее,
  И все кричат: мое! мое!
  Мое! - сказал Евгений грозно...
 
  Онегин тихо увлекает
  Татьяну в угол и слагает
  Ее на шаткую скамью
  И клонит голову свою
  Ей на плечо; вдруг Ольга входит,
  За нею Ленский...
  ...вдруг Евгений
  Хватает длинный нож, и вмиг
  Повержен Ленский...
  Н.С. Лесков
  ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА
  (Сны героиня видит вскоре после того, как совершила убийство - отравила собственного свекра, который узнал о ее любовной связи.)
  Спит и не спит Катерина Львовна... и ну, кота ласкать. А кот промежду ее с Сергеем трется, такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый... и усы как у оброчного бургомистра. Катерина Львовна заворошилась в его пушистой шерсти, а он так к ней с рылом и лезет; тычется тупой мордой в упругую грудь, а сам такую тихонькую песню поет, будто ею про любовь рассказывает. "И чего еще сюда этот котище зашел? - думает Катерина Львовна. - Сливки тут-то я на окне поставила: беспременно он, подлый, у меня их вылопает. Выгнать его", - решила она и хотела схватить кота и выбросить, а он как туман, так мимо пальцев у нее и проходит... "О, да что ж это такое? Уже это, полно, кот ли?" - подумала Катерина Львовна. Оторопь ее взяла и сон, и дрему совсем прогнала. Оглянулась Катерина Львовна по горнице - никакого кота нет, лежит только красивый Сергей и своей могучей рукой ее грудь к своему горячему лицу прижимает.
  ...Заснула Катерина Львовна... слышит она сквозь сон, будто опять дверь отворилась и на постель тяжелым осметком упал давешний кот.
  "Да что же это в самом деле за наказание с этим котом? - рассуждает усталая Катерина Львовна... Сейчас его выкину", - собиралась встать Катерина Львовна, да сонные руки и ноги ее не служат ей; а кот ходит по всей по ней и таково-то мудрено курнычит, опять будто слова человеческие выговаривает....
  "Какой же, говорит, я кот! С какой стати! Ты это очень умно, Катерина Львовна, рассуждаешь, что совсем я не кот, а я именитый купец Борис Тимофеич (свекр). Я только тем теперь плох стал, что у меня все мои кишечки внутри потрескались от невестушкиного от угощения. С того, мурлычит, я весь вот и поубавился, и котом теперь показываюсь тому, кто мало обо мне разумеет, что я такое есть в самом деле. Ну, как же нонче ты у нас живешь-можешь, Катерина Львовна? Как свой закон верно соблюдаешь? Я и с кладбища нарочно пришел поглядеть, как вы с Сергеем Филиппычем мужнину постельку согреваете. Курны-мурны, я ведь ничего не вижу. Ты меня не бойся: у меня, видишь, от твоего угощения и глазки повылезли. Глянь мне в глаза-то, дружок, не бойся!"
  Катерина Львовна глянула и закричала благим матом. Между ней и Сергеем опять лежит кот, а голова у того кота Бориса Тимофеича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку в разные стороны так и вертится, так и вертится!
  Л. Кэррол
  АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ*
  "Если я поднимусь на тот холмик, я увижу сразу весь сад, - подумала Алиса. - А вот и тропинка, она ведет прямо наверх... Нет, совсем не прямо..." Но куда бы она ни шла, где бы ни сворачивала, всякий раз, хоть убей, она выходила снова к дому... Она снова пошла по тропинке, дав себе слово никуда не сворачивать, пока не доберется до холма. Сначала все было хорошо, как вдруг тропинка изогнулась, вздыбилась - и в тот же миг Алиса оказалась прямо на пороге дома... А холм был совсем рядом - ну прямо рукой подать...
  - Пойду-ка я к ней (Черной Королеве) навстречу, - сказала Алиса.
  - Навстречу? - переспросила Роза. - Так ты ее никогда не встретишь! Я бы тебе посоветовала идти в обратную сторону!
  - Какая чепуха! - подумала Алиса.
  Она... направилась прямо к Королеве. К своему удивлению, она тут же потеряла ее из виду и снова оказалась у порога дома.
  В сердцах она отступила назад, огляделась по сторонам в поисках Королевы, которую наконец увидала вдали, и подумала: не пойти ли на этот раз в противоположном направлении?..
  Не прошло и минуты, как она столкнулась с Королевой у подножья холма, куда раньше никак не могла подойти.
  * * *
  Тут почему-то Алиса и Королева бросились бежать... Королева все время только кричала:
  - Быстрее! Быстрее!
  - Далеко еще? - с трудом вымолвила, наконец, Алиса.
  - Не еще, а уже! - ответила Королева. - Мы пробежали мимо десять минут назад! Быстрее!..
  Алиса в изумлении огляделась.
  - Что это? - спросила она. - Мы так и остались под этим деревом! Неужели мы не стронулись с места ни на шаг?..
  - Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее.
  * * *
  - ...Какие у вас насекомые?
  - Ну вот, к примеру, есть у нас Бабочка...
  - Взгляни-ка на тот куст! Там на ветке сидит... Баобабочка! Она вся деревянная, а усики у нее зеленые и нежные, как молодые побеги!
  - А что она ест? - спросила Алиса с любопытством.
  - Стружки и опилки... Вон на той ветке сидит Стрекозел. Бородатый, рогатый, и то и дело лезет бодаться!
  * * *
  Алиса робко промолвила:
  - Я уже отчаялась...
  Но Королева не дала ей договорить.
  - Отчаялась? - повторила она. - Разве ты пьешь чай, а не молоко?.. Детям пить чай совсем не надо! Другое дело - взрослые... Я вот сейчас, к примеру, битых два часа отчаивалась... С вареньем и сладкими булочками.
  * * *
  - Просто ты не привыкла жить в обратную сторону, - добродушно объяснила Королева... Одно хорошо, помнишь при этом и прошлое и будущее.
  - А вы что помните лучше всего?
  - То, что случится через две недели, - небрежно сказала Королева, вынимая из кармана пластырь и заклеивая им палец. - Возьмем, к примеру, Королевского Гонца. Он сейчас в тюрьме, отбывает наказание, а суд начнется только в будущую среду. Ну, а про преступление он еще не думал!..
  - А-а-а-а! - кричала Королева. - Кровь из пальца! Хлещет кровь!
  - Что случилось? - спросила Алиса... - Вы укололи палец?
  - Еще не уколола, - сказала Королева, - но сейчас уколю!.. Сейчас буду закалывать шаль и уколю. Брошка отколется сию минуту! А-а-а-а!
  Тут брошка действительно откололась - Королева быстро, не глядя, схватила ее и попыталась приколоть обратно... Острие соскользнуло, и Королева уколола себе палец.
  - Вот почему из пальца шла кровь, - сказала она с улыбкой Алисе. - Теперь ты понимаешь, как здесь все происходит.
  - Но почему же вы не кричите? - спросила Алиса, снова готовясь зажать уши.
  - Я уже откричалась, - отвечала Королева. - К чему начинать все сначала?
  * * *
  - Будьте так добры... проговорила, задыхаясь, Алиса. - Давайте сядем на минутку... чтоб отдышаться немного.
  - Сядем на Минутку? - повторил Король. - И это ты называешь добротой? К тому же Минутку надо сначала поймать. А мне это не под силу! Она пролетает быстро, как Брандашмыг! За ней не угонишься!
  ДНЕВНИК АННЫ ФРАНК*
  Мне до того захотелось с кем-нибудь поговорить, что я, сама не зная почему, выбрала для этой цели Петера... Всякий раз, когда я заглядывала в его синие глаза, видела его милую улыбку, мне становилось удивительно хорошо. Мне казалось, что я читаю в его душе... Но вечер прошел, и ничего так и не случилось. Вечером, в постели, когда я все это вспоминала, мне стало неприятно, и я подумала, что, пожалуй, мне не так уж и нужен Петер...
  Сегодня утром я проснулась очень рано - и тут же совершенно отчетливо вспомнила свой сон. Я сидела за столом, а напротив меня сидел другой Петер - Петер Вессель (Анна была влюблена в него несколько лет назад.) Мы вместе рассматривали книгу с картинками. Наши взгляды встретились, и я долго-долго смотрела в его милые карие глаза. Потом Петер сказал еле слышно: "Если бы я знал, я давно пришел бы к тебе!" Вдруг я почувствовала, что Петер мягко и нежно коснулся щекой моей щеки, и мне стало так хорошо, так чудесно!
  Проснувшись, я все еще чувствовала его прикосновение, и мне казалось, что его милые карие глаза заглянули мне в сердце и увидели там, как сильно я его любила и сейчас еще люблю. У меня слезы выступили, и стало грустно оттого, что он далеко, и в то же время радостно, потому что я особенно остро почувствовала, что люблю Петера всей душой.
  Дополнительный вопрос. Как, по-вашему, сложатся отношения Анны с Петером - тем, который рядом?
  М. Ибрагимбеков
  ПУСТЬ ОН ОСТАНЕТСЯ С НАМИ
  (Герой повести, подросток, живет с отцом и бабушкой; мать давно умерла. Отец совсем не уделяет ему времени и внимания, но мальчик постоянно оправдывает его, объясняя это занятостью отца - тот большой начальник. Однако ему особенно одиноко в день, когда отец не пошел с ним в цирк, хотя обещал. После цирка он идет домой с подругой.)

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу