<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  ...Вдруг Ленка спросила у меня, вспоминаю ли я свою маму...
  Я сказал Ленке все как есть, что маму я вспоминаю не очень часто, потому что я ее почти не помню - когда она умерла, мне было всего четыре года.
  Я помню только, что она была очень красивая и добрая. И еще сказал, что я вижу ее иногда во сне, но наутро никак не могу вспомнить ее лицо... И еще я помню запах ее духов, от нее и во сне пахнет этими духами... И еще я хотел рассказать Ленке, что я помню, как мама меня купала в ванне с розовой водой... и потом, завернув в полотенце, отнесла прямо в кровать.
  Я не успел это Ленке рассказать, потому что она вдруг взяла меня под руку и дальше пошла со мной рядом молча и под руку... Меня еще ни одна девочка не брала под руку... мы так шли до самого нашего дома!
  (Ночью он видит сон.)
  Сперва все было как наяву - я увидел цирк и львов, эту ложу, в которой мы сидели с Ленкой, да и саму Ленку увидел... А потом я вдруг увидел, вернее, не увидел, а почувствовал, что я лежу в кровати в своей комнате, а на душе у меня очень радостно и приятно. Я только стал думать, отчего это мне так радостно, как увидел маму. Она склонилась надо мной и долго-долго смотрела на меня. Я удивился, что несмотря на темноту в комнате, я очень хорошо вижу ее лицо. Это я во сне удивился. Я даже маму во сне хотел спросить об этом, но не успел, она наклонилась совсем низко, так, что я почувствовал запах духов, и несколько раз поцеловала меня теплыми губами.
  - Мальчик мой, - сказала мама. - Спокойной ночи, сегодня ты стал у меня на год старше. - ... И тут я все вспомнил. Ведь сегодня день моего рождения - мне исполнилось четыре года...
  А потом я услышал голос мамы: "Да он совсем уже спит" - и ее смех. А потом ни с того ни с сего я увидел, что мама меня завернула в полотенце и несет из ванной вверх по лестнице в спальню, а я смеюсь оттого, что мне щекотно. И опять я увидел ее лицо над собой, и она спросила у меня:
  - Ты меня часто вспоминаешь? - но на этот раз мне показалось, что она очень похожа на Ленку, и тут я увидел, что это не мама, а Ленка. Потом я вдруг увидел папу. У него было очень худое, никогда я его раньше таким не видел, озабоченное лицо!
  Мне сперва показалось, что он смотрит на меня, а потом я увидел, что хоть он и смотрит в мою сторону, но меня не видит, и лицо у него очень сердитое. Он все продолжал смотреть, и я почувствовал, что он теперь уже смотрит на меня, но лицо у него не просто сердитое, а злое и страшное. Мне показалось, что он меня сейчас ударит, я вскрикнул и побежал... И сразу же проснулся...
  Я вспомнил свой сон... много в нем было удивительного: и то, что у мамы вдруг оказалось лицо Ленки, и то, что папа хотел меня ударить. А ведь он меня ни разу еще не то что не ударил, а даже не кричал на меня никогда... И в этот момент я понял одну вещь... Это же любому дураку ясно!.. Я сел завтракать и... прямо так и спросил:
  - Бабушка, у меня родной отец или приемный?
  Дополнительный вопрос. Почему, увидев сон, герой рассказа решил, что его отец - неродной? При ответе можно использовать понятия Я-концепции и психологической защиты.
  II. Подберите отрывки с описанием снов из художественной или мемуарной литературы. Разберите их по тому же плану.
  КОММЕНТАРИЙ. Язык бессознательного проявляется не только в сновидениях. Поэтому его свойства можно выявлять и анализировать и на другом материале: в частности, рекламы, видеоклипов, художественной литературы (лучше всего подходят мифы, сказки, произведения в жанре "фэнтези").
  6. ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ:
  МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
  Голословное отрицание по принципу "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда" или безоговорочное некритическое принятие - таковы наиболее типичные подходы к проблемам телепатии, парапсихологии, экстрасенсорных явлений и т.п. Гораздо меньше доброжелательных скептиков, которые настаивают на том, что если какое-либо явление не может быть объяснено современной наукой, то это не значит, что такого явления нет вообще. В конце концов, много лет назад данные наблюдений о движении небесных тел плохо соответствовали представлению о Земле в центре вселенной, но это не значит, что данные были неверны; просто нужно было дождаться Коперника. Так и с парапсихологией: быть может, она просто еще не дождалась своего Коперника.
  С другой стороны, изучение паранормальных явлений погрязло в фальсификациях, недобросовестных исследованиях, ситуациях принятия желаемого за действительное. Поэтому окончательно ставить точки над i - рано. Однако имеет смысл, не дожидаясь этого счастливого момента и оставив неразрешенным деликатный вопрос о том, существуют или нет экстрасенсорные явления (с помощью практического задания каждый может попытаться составить об этом собственное мнение), попытаться ввести изучение экстрасенсорных феноменов в более широкий контекст психологической науки.
  Итак, мы не задаемся вопросом: существуют или нет экстрасенсорные явления. Нас интересует другое: если допустить гипотезу об их существовании, то как экстрасенсорные способности соотносятся с другими психологическими особенностями человека?
  Прежде всего, обозначим основные понятия. Обычно выделяют несколько видов парапсихологических (то есть выходящих за рамки изучения традиционной психологией) способностей. ТЕЛЕКИНЕЗ - прямое воздействие психики на материальные предметы (передвижение, сгибание металлических изделий, удержание в воздухе и пр.). ЯСНОВИДЕНИЕ - способность получать информацию о материальных объектах, не используя традиционные каналы восприятия (например, угадать, какую карточку из набора выдал автомат). ТЕЛЕПАТИЯ - передача информации от человека к человеку, минуя традиционные системы восприятия (угадывание той же карточки, если на нее смотрит другой человек, "чтение" мыслей, "видения", связанные с близкими людьми, особенно если с ними случилась беда и т.п.). ПРЕДВИДЕНИЕ - знание о том, что произойдет в будущем. Все эти способности, кроме телекинеза, объединяются понятием ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ (сверхчувственное) восприятие.
  Итак, от чего зависят экстрасенсорные способности (если они, конечно, существуют)? Прежде всего, от характеристик личности, таких, как экстраверсия и нейротизм: экстраверты и лица с низким нейротизмом (эмоционально стабильные) добиваются лучших результатов в исследованиях экстрасенсорики. Также лучшие результаты, как правило, показывают те, кто верит в экстрасенсорику или по крайней мере допускает возможность ее существования.
  Очевидна связь экстрасенсорных явлений и изменения состояний сознания. Так, около половины случаев "спонтанных" проявлений экстрасенсорики (видения близких людей, предвидение будущего и т.п.) происходят во сне или в момент засыпания. В лабораторных исследованиях экстрасенсорики лучшие результаты показывали испытуемые, находившиеся в состоянии релаксации. Упражнения на релаксацию, медитацию и прочее можно рекомендовать тем, кто хочет улучшить свои экстрасенсорные способности.
  Доказательству наличия телепатии и ее влияния на содержание сновидений было посвящено одно из самых красивых и корректно проведенных исследований экстрасенсорных явлений, которое мы опишем подробно.
  Испытуемый спит, и когда энцефалограмма, отражающая работу его мозга, показывает, что у него началась фаза быстрого сна, в которой возникают сновидения, в эксперимент вступает другой человек, отправитель информации. В соседней комнате он вскрывает конверт с репродукцией, случайно выбранной из набора репродукций, и пытается телепатически передать спящему испытуемому содержание картины, которую он разглядывает. Когда энцефалограмма показывает, что фаза быстрого сна закончилась, испытуемого будят и записывают содержание его сновидения. После этого в эксперимент вступает следующий участник -
 эксперт. В его распоряжении - запись сновидения и полный набор репродукций; он не знает, какую из них видел отправитель, и пытается угадать это по содержанию сновидения. Результаты угадывания оказывались существенно выше случайного, если отправитель видел эмоционально насыщенные картины. Авторы исследования сделали вывод о том, что "эмоция является топливом паранормальной коммуникации".
  Еще одна четкая закономерность - связь парапсихологических феноменов с работой правого полушария головного мозга. Так, было показано, что стимуляция правого полушария в большей степени улучшает результаты опытов на экстрасенсорное восприятие, чем стимуляция левого. В процессе обучения парапсихологическим способностям у обучающихся изменялись показатели межполушарной асимметрии: увеличивалась роль правого полушария в их психической жизни.
  Способности к воображению и творчеству, связанные с правым полушарием мозга, по-видимому, также имеют отношение к экстрасенсорике. Существует общепринятое (хотя и недоказанное) мнение, что творчески одаренные люди обладают хорошим экстрасенсорным потенциалом. Упражнения на стимуляцию воображения и творческого мышления также могут быть полезны для стимуляции экстрасенсорных способностей.
  В обыденной жизни лица с правополушарными асимметриями ассоциируются с левшами; однако левшество может выражаться не только в ведущей роли левой, а не правой руки, но и ноги, а также левого глаза или уха (асимметрии зрения и слуха).
  Особенно интересные феномены были обнаружены в психике людей, у которых, наряду с различными формами левшества, имели место разнообразные опухоли и поражения мозга. У таких больных (среди них, например, известная Роза Кулешова) были неоднократно показаны "неведомые правшам формы взаимодействия с материальным миром". К ним относятся различные формы предвосхищения будущего, расширения зрительного пространства (видение на далеком расстоянии, видение того, что закрыто преградой), кожное чувство (зрение, чтение, вкус на основе осязания) и некоторые другие. В отличие от огромного количества подобных сообщений, эти феномены (по крайней мере частично) были задокументированы учеными - исследователями мозга. Вот несколько отрывков из их работ.
  Больная К-я, 25 лет, во время одного из осмотров сказала врачу: "Какие красивые туфли на ногах у женщины". На вопрос врача, где она видит эти туфли, сказала: "Там, наверху, на втором этаже". Действительно, на ногах у врача были туфли, цвет, форму которых описала больная.
  У больной имели место грубые нарушения узнавания изображений, лиц, букв, однако восприятие улучшалось, если больная обводила их пальцами левой руки. Например, она не смогла назвать детали картины Перова "Проводы покойника", пока видела лишь зрением эту картину; левой рукой быстро определяла гроб, сани, собаку, человека на санях. (Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. Левши.)
  Для того чтобы убедиться в наличии или отсутствии экстрасенсорного восприятия, необходимо спланировать и провести корректный эксперимент, удовлетворяющий нескольким условиям. Должны быть исключены подсказки по обычным каналам восприятия (например, мельчайшие различия "рубашек" карт, которые можно запомнить и определять карту, или тихий шепот отправителя). Выбор объектов совершенно случаен, по типу выпадения орла или решки или карты из хорошо перетасованной колоды. Результаты должны быть зафиксированы точно и непредвзято.
  Наконец, необходимо иметь возможность сравнивать полученные результаты с неким неизменным показателем. Таким показателем может служить МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ. Если некое событие происходит случайно, то можно математически вычислить его вероятность. И если подобное событие происходит чаще, чем ему положено быть по вычисленной вероятности, то, значит, оно не случайно. Существует правило, принятое как психологами, так и парапсихологами: если вероятность какого-либо события (определяемая по законам математической статистики) составляет 1 к 20 (5 процентов) или еще меньше, а оно произошло, то следует сделать заключение: здесь может иметь место некое явление, отличное от случайного; в данном случае - феномен экстрасенсорного восприятия.
  Например, если 20 раз подряд угадывать результат бросания монеты, при котором возможно всего лишь два исхода (орел или решка), то при случайном угадывании вероятность правильного ответа составит 1/2 и в среднем будет получено 10 правильных ответов. Можно случайно угадать и 11, и 12 результатов, но чем больше результатов будет угадано, тем меньше вероятность того, что это случайность. Какое количество правильных ответов должно быть получено, чтобы мы могли исключить случайное угадывание? Из статистической таблицы, приведенной в конце раздела, можно увидеть: для того, чтобы предположить наличие экстрасенсорного восприятия даже на слабом уровне (вероятность случайного угадывания менее
 1/20 или 0,05), нужно угадать не менее 15 результатов. Для средней выраженности феноменов (вероятность случайного угадывания менее 0,01) необходимо угадать 17 результатов, а для высокой (вероятность менее 0,001) - 18 или более.
  Литература
  1. Айзенк Х., Сарджент К. Проверьте свои экстрасенсорные способности. Тесты, игры, эксперименты. - М., 1997.
  2. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М., 1994.
  Задание 19
  Экспериментальное исследование телепатии
  ИСПЫТУЕМЫЙ. Конкретных требований нет, но интереснее выбрать в качестве испытуемого того, кто по собственному мнению или мнению окружающих, обладает экстрасенсорными способностями. В экспериментах участвуют двое или трое: испытуемый - получатель информации; отправитель информации - тот, кто смотрит на монету или карты; экспериментатор - он организует опыт и ведет подробную (и безошибочную!) фиксацию результатов. Функции отправителя и экспериментатора может выполнять один человек.
  Ниже описано два простейших варианта опытов - с монетой и картами. Возможны их различные модификации, например, исследование влияния на экстрасенсорные способности настроения, релаксации, утомления, времени суток, соревнования двух испытуемых и т.п. Планы подобных экспериментов желающие могут разработать самостоятельно.
  ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Бросание монеты (вероятность угадывания 1/2). Отправитель-экспериментатор и испытуемый садятся спиной друг к другу. Отправитель бросает монетку, смотрит, выпал орел или решка, и подает заранее оговоренный сигнал (например, говорит: "Готов"). Испытуемый пытается угадать, что выпало, и дает свой ответ. Эта процедура повторяется 10, 20, 50 и более раз - по желанию сторон. Результаты заносятся в таблицу с графами "номер пробы", "выпало", "ответ испытуемого". Затем подсчитывается количество правильных ответов, результат сопоставляется с таблицей 1, и делается вывод о наличии или отсутствии телепатии. Можно вести подсчет угадываний после каждых 10 ответов.
  ЭКСПЕРИМЕНТ 2. Угадывание масти игральных карт (вероятность угадывания 1/4). Процедура в целом повторяет процедуру эксперимента 1. Отправитель хорошо тасует колоду карт, затем открывает ее по одной карте, а испытуемый должен угадать масть карты. Результат сопоставляется с таблицей 2.
  КОММЕНТАРИЙ. Информация от отправителя к испытуемому поступает не только по экстрасенсорным каналам, но и через слух и другие органы чувств (даже если передача зрительной информации исключается путем рассаживания участников спиной друг к другу); причем она может передаваться и приниматься на неосознаваемом уровне. Так, отправитель неосознанно произносит слово "готов" с разной интонацией, в зависимости от того, выпал орел или решка, по-разному вздыхает, делает паузы различной длины и т.п. Некоторые испытуемые могут оказаться очень чувствительными к подобным невербальным сигналам, что, безусловно, свидетельствует об их выдающихся способностях, которые, однако, отнюдь не являются экстрасенсорными. Если получен положительный результат, стоит ужесточить условия эксперимента, рассадив его участников по разным комнатам; сигнал "Готов" в этом случае следует подавать звонком, колокольчиком или иным аналогичнным способом.
  ПРИЛОЖЕНИЕ
  Таблица 1
  Минимальное число правильных угадываний,
  необходимое для вывода о наличии телепатии
  при вероятности случайного угадывания 1/2
  Число проб Число угадываний для выраженности телепатии
  слабой средней высокой
  10 9 10 -
  20 15 17 18
  30 21 23 25
  40 27 29 31
  50 33 35 38
  100 61 64 68
  200 115 119 124
  500 273 279 288
  1000 532 542 553
 
  Таблица 2
  Минимальное число правильных угадываний,
  необходимое для вывода о наличии телепатии
  при вероятности случайного угадывания 1/4
  Число проб Число угадываний для выраженности телепатии
  слабой средней высокой
  10 6 7 8
  20 10 11 12
  30 13 15 16
  40 16 18 20
  50 19 21 24
  100 34 37 40
  200 40 43 47
  500 145 151 158
  1000 278 286 296
  ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  "Что дал мне
  психологический практикум"
  (из ответов студентов-первокурсников)
  "Новый навык, метод узнавания другого человека. Ключик для познания свойств психики".
  "Первый опыт работы психолога-практика. Новый навык общения (в новом качестве)".
  "Возможность соприкоснуться с внутренним миром людей с помощью специальных методик. Косвенным путем можно многое узнать о человеке и попытаться ему помочь".
  "Возможность обдумать и проанализировать мысли и ощущения человека".
  "Лучшее понимание своих ограничений как психолога-практика и глубокой недостаточности базовых знаний".
  "Выполнение практических заданий помогло мне войти в профессию психотерапевта, я поняла, что даже то, что мною проводилось, может принести пользу моим испытуемым".
 
  * * *
  "Уверенность в том, что для человека самым интересным является он сам. Что жажда самопознания присутствует в каждом человеке".
  "Меня очень обрадовал и несколько удивил тот живой интерес, который проявили к выполнению заданий мои испытуемые. Сама я понимаю, насколько потрясающим и продуктивным может быть этот взгляд вовнутрь, и меня очень радует, что другие, достаточно далекие от психологии и психотерапии люди, проявляют интерес к самоисследованию".
  "Люди сложнее, чем кажется на первый взгляд (внешнее впечатление часто ошибочно). Мне стали более очевидны личные проблемы испытуемых, а иногда о существовании некоторых проблем я и не подозревал".
  "Я увидел свою испытуемую совсем в ином свете, не так, как видел ее раньше".
  "Я проследил различия между ответами испытуемых и моим представлением о них".
  "О многом после предъявления результатов испытуемому он задумался и спрашивал советов".
  "Вывод, к которому я пришла, обрабатывая материал, был для меня откровением, и данную работу я никогда не покажу моей испытуемой".
  "Единственное, что было трудным, - это проблема наличия испытуемых и их желания выполнять задания".
 
  * * *
  "Лучшее понимание себя в новой роли - своих ограничений и страхов (сказать испытуемому что-нибудь не то: травмирующее или вообще глупое, показать свою профессиональную некомпетентность). Чувство удовлетворения, что, несмотря на все это, я все-таки могу провести исследование и, пусть не безупречно, сделать какие-то (отчасти верные) выводы".
  "Я понял, как непросто "холодно" проводить исследование, а затем просчитывать результаты, когда человек перед тобой раскрывает душу. Надеюсь, что я усвоил уроки общения, содержащиеся в этих заданиях для МЕНЯ КАК ПСИХОЛОГА. (Оказалось нелегко)".
  "Я испытала разнообразные чувства от общения с испытуемыми: интерес, любопытство и тревога перед раскрытием бездны человеческой личности, трепет от возможности затронуть больные места и сделать больно или неприятно, радость от того, что мне удалось лучше понять людей, с которыми я общалась".
  "Я испытывала некие опасения, не могу их четко сформулировать, от необходимости работать с испытуемыми. Возможно, это была боязнь потерпеть неудачу. Мне кажется, я смогла преодолеть эти опасения".
  "Я чувствовала некоторые неудобства перед испытуемыми. Я ощущала чувство вины за то, что мне нужно вторгаться в их личную жизнь, видела их сопротивление. Радовалась тому, когда испытуемый открывался, становился раскованным".
  "Я еще раз столкнулась со своим сильным нежеланием делать какие-либо выводы на основании достаточно небольшого материала, а главное - сообщать свои выводы и интерпретации испытуемым. Мне кажется, что человека (особенно при выполнении некоторых сильно "задевающих" заданий) после первого обсуждения все-таки желательно "вести" дальше, что сейчас я делать еще не могу".
 
  * * *
  "Очень интересно замечать то, что раньше было не видно и не заметно и на что обычно не обращаешь внимание. Разочаровал меня вывод о том, как мало я еще знаю".
  "Я впервые сама делала какие-то выводы как психолог. Это было интересно".
  "Перед началом работы появился страх: а вдруг у меня не получится? Потом на смену ему пришло приятное чувство от РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧЕК: у меня все получилось, и зря переживала".
  "Оказалось непросто проанализировать материал - был и трепет от соприкосновения с чьим-то сокровенным, и опасение ошибиться, запутаться. Хотелось все разложить по полочкам, но тогда появлялось ощущение выхолощенности. Я столкнулась со своей склонностью драматизировать материал - это, по всей видимости, от переполняющего чувства гордости по поводу первого собственного самостоятельного опыта. Необыкновенное волнение. И желание немедленно попытаться помочь, и страх, и понимание того, что пока и не знаешь, и не умеешь, и навредишь".
  "Задания позволили оценить собственные силы и умения, а точнее, их недостаточное наличие. Эта работа научила (может быть, только начала учить) меня смотреть на людей более внимательно и немного отрешенно (насколько это вообще возможно). Я увидела, как мешает мне моя привычка делать поспешные выводы в общении с окружающими меня людьми".
  "Произошло развенчание житейского психолога - весьма полезно и терапевтично. Разочаровала также ограниченность своих способностей к интерпретации - я-то была о них более высокого мнения".
  "То чувство, которое у меня осталось после выполнения работ, я бы назвала неудовлетворенностью своими знаниями. Оставалось чувство неполного вывода по работам: будто я что-то улавливаю (на интуитивном уровне), а вывести на письменном уровне не могу".
  "Осталось ощущение некоторой несерьезности подхода. Мне думается, что для выводов слишком мало информации. Испытуемые были в разных эмоциональных ситуациях и без явного мотива. При другой ситуации могло бы быть другое поведение, другие ответы и, соответственно, другие выводы".
  "Изменилось мое - не мнение, а скорее опасение, что психологическое тестирование может привести к опрометчивому суждению. При обдумывании результатов я почувствовала "границы" метода, а также границы своих ощущений относительно выводов".
  "Задания дали больше результатов, чем я ожидала: несмотря на их видимую простоту, открылись очень интимные, глубокие переживания испытуемых".
 
  * * *
  "Возможность задуматься о своем внутреннем мире и сделать определенные выводы, которые я с удовольствием сделала".
  "Задания значительно интереснее было делать на себе, чем на других".
  "Появилась возможность наконец начать хоть как-то анализировать собственную жизнь, основываясь не только на собственном опыте, но и на общих закономерностях".
 
  * * *
  "Это было первое реальное соприкосновение с психологией".
  "Осталось желание еще провести различные исследования и сделать по ним выводы".
  "Выполнение заданий показало мне, что я смогу, как мне кажется, стать неплохим психологом-консультантом".
  "В какой-то степени я открыла для себя просторы (глубины) интереснейшего и полезного занятия (психологии). Благодаря этой работе многие точки над i расставились и многое стало яснее, четче, хотя и неясности стало больше, чем когда-либо".
  (Использованы ответы А. Аваловой, А. Балашовой, И. Барановой, Я. Брун-Цеховой, Н. Евстифеевой, В. Козлова, А. Котова, А. Лебединской, В. Курманаевской, Т. Майоровой, Р. Попова, Н. Потаповой, З. Редько, Д. Сабирзянова, А. Усова, Е. Филиной, А. Харчиной, Е. Юрьевой.)
 
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 
  О пользе корней, или Скромное обаяние лабораторных работ. Предисловие Е.Л. Михайловой
  От автора
  Общее руководство к выполнению заданий
  1. Работа с испытуемыми
  2. Работа с текстами и информацией
 
  Глава I
  Личность и ее формирование
  1. Мир глазами дошкольника
  Задание 1. Феномены Пиаже.
  2. Я-концепция и ее формирование
  Задание 2. Особенности Я-концепции
  3. Жизненный путь и кризисы
  Задание 3. Психологическое время
  4. Индивидуальные личностные различия. Психологическаие тесты
  Задание 4. Личностный опросник Айзенка
 
 
  Глава II
  Психологический анализ мотивации
  1. Сознательное и неосознаваемое в мотивации
  Задание 5. Проективная методика неоконченных предложений
  2. Типология конфликтов. Психологические защиты
  Задание 6. Конфликт и психологические защиты в литературе
  3. Преодоление конфликта. Преодолевающее поведение
  Задание 7. Опросник преодолевающего поведения
 
  Глава III
  Психология общения
  1. Трансактный анализ общения
  Задание 8. Анализ позиций общения по текстам
  2. Игры и манипуляции в общении
  Задание 9. Анализ игр и манипуляций по текстам
 
  Глава IV
  Человек и социум
  1. Стереотипы социального восприятия
  Задание 10. Стереотипы пола и жизненный успех
  2. Социально-психологические аспекты культуры
  Задание 11. Анализ организационной культуры
  3. Ценности как индивидуальный и социальный феномен
  Задание 12. Система ценностей и супружеские отношения
  4. Психологические механизмы воздействия на потребителя
  Задание 13. Анализ телевизионной рекламы
 
  Глава V
  Психология познавательных процессов
  1. Индивидуальные различия в восприятии
  Задание 14. Определение ведущей репрезентативной системы
  2. Основные свойства внимания
  Задание 15. Исследование свойств внимания
  3. Память и проблемы ее улучшения
  Задание 16. Стратегии запоминания
  4. Особенности творческого мышления
  Задание 17. Оценка творческого потенциала
  5. "Язык" сновидений
  Задание 18. Анализ сновидений в литературе
  6. Паранормальные феномены: миф или реальность?
  Задание 19. Экспериментальное исследование телепатии
 
  Приложение
  Вместо заключения
 
 
 
 
  Татьяна Владимировна Барлас
  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ "ЧАЙНИКОВ"
  Введение в профессиональную психологию
 
  Научный редактор и рецензент Е.Л. Михайлова
  Редактор А.Н. Печерская
  Ответственная за выпуск И.В. Тепикина
  Компьютерная верстка С.М. Пчелинцев
  Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль
  Научный консультант серии Е.Л. Михайлова
 
  Изд.лиц. № 061747
  Гигиенический сертификат
  № 77.99.6.953.П.169.1.99. от 19.01.1999 г.
  Подписано в печать 21.06.2001 г.
  Формат 60Ѕ88/16. Гарнитура Оффисина. Печать офсетная.
  Усл. печ. л. 11. Уч.-изд. л. 7,9. Тираж 2 тыс. экз.
  Заказ №
 
  М.: Независимая фирма "Класс", 2001. - 176 с.
  103104, Москва, а/я 85.
  E-mail: kroll@aha.ru
  Internet: http://www.igisp-klass.aha.ru
 
  ISBN 5-86375-039-1
 
  Отпечатано в ППП "Типография НАУКА".
  121099, Москва, Шубинский пер., 6.
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
 
 Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
 
 

<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу