<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
 
 
 
 
 
 И. Я. БАРЛИАНИ
 
 
 
 
 
 
 
 ИСТОРИЯ
 ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
 
 
 
 
 
 Учебное пособие
 для студентов очного и заочного факультетов
 специальности
 "Экономика и управление на предприятии"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Новосибирск
 2004
 
 
  ББК 65.02
  Барлиани И.Я. История экономических наук. Учебное пособие.
  Новосибирск: СГГА. 2004 . - 1 с.
 
 
 
  Учебное пособие подготовлено на кафедре "Экономики и менеджмента" проф., к.т.н. Барлиани И.Я., утверждено на заседании методической комиссии ИГиМ СГГА.
  Пособие подготовлено для студентов специальности "Экономика и управление на предприятии". Содержит систему опорных элементов, облегчающих изучение курса истории экономических наук: программу курса, темы рефератов и методические указания, упражнения и тесты с ответами и другой справочный и методический материал.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рецензенты:
  Колоткин М.Н., д.и.н., проф. СГГА
  Алексеева З. Е. к. т. н., доцент СГГА
 
 
 
 
 Печатается по решению редакционно - издательской коллегии СГГА
 
 
 
 
 Сибирская Государственная Геодезическая Академия (СГГА)
 2004
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ 4
 ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК 5
 СТРУКТУРА КУРСА 7
 ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА. 10
 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 14
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ 29
 I. ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ И ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 29
 II. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ КЕЙНСИАНСТВА 33
 III ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ СОВРЕМЕННОГО НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 35
 IV. ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ 37
 ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ 44
 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 45
 ПРИЛОЖЕНИЯ. 51
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОБОБЩЁННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 51
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ИМЕНА И ДАТЫ 52
 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ 54
 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РЕФЕРАТА 55
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Курс истории экономических наук - один из первых, которые изучают будущие экономисты и менеджеры. Он закладывает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса - огромный фактический материал. Необходимо разобраться в море экономической литературы, запомнить ключевые имена, теории, концепции, а так же понять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.
  История экономической мысли - это история развития понятий и концепций экономической науки. Очередное понятие или категория появлялась тогда, когда для этого назревала необходимость. И сами понятия - в их числе такие ключевые, как капитал, ценность процент прибыли, конкуренция... - эволюционировали со временем. Рассмотрение этих категорий в их движении и в ограниченных контекстах, по-видимому, лучше всего служит их раскрытию и усвоению.
  Работы мыслителей, основоположников экономической науки - это тот идейный и теоретический материал, с которым необходимо ознакомится каждому уважаемому себя экономисту. Работ много. Но для начала было бы полезно прочитать труды нескольких ведущих теоретиков.
  Чтобы составить представление об истории экономических наук, достаточно прочитать всего пять основополагающих книг. Труд Адама. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" должен стать первой книгой, которую обязан изучить квалифицированный экономист. Она содержит столько идей, что из них выросло несколько школ и направлений экономической мысли. Ученые, стоящие на полярных позициях, современные неоклассики и кейнсианцы, марксисты и монетаристы, опираются на учения Смита.
  Мы вступаем на путь рыночной экономики. Чтобы хорошо в нем ориентироваться, не попасть под влияние эйфорических настроений по поводу рынка, чтобы трезво разобраться в системе противоречий рыночно-капиталистического общества, нам необходимо понять содержание выдающегося труда К. Маркса "Капитал", особенно его первого тома.
  Третьей книгой станет для вас труд Альфреда Маршалла "Принципы политической экономии", заложившего основы микроэкономики более 100 лет назад. Этот человек сумел синтезировать лучшие достижения классической экономической теории и маржинализма.
  Революционный переворот в экономической теории Запада произвел Джон Мейнард Кейнс, который в 1936 г. издал книгу "Общая теория занятости, процента и денег". В ней заложены основы всей современной макроэкономики. Кейнс открыл для рыночной экономики государство как активную экономическую силу. Сегодня многие пытаются отрицать кейнсианское учение, но нигде в мире не существует нерегулируемой рыночной экономики.
  Современной энциклопедией западной экономической мысли стало произведение американского экономиста Пола Самуэльсона "Экономика". Эта книга написана как учебник и сейчас появилась масса подражаний, одно из них вам хорошо известно. Это - "Экономикс" К. Макконнелла и С. Брю. И все же П. Самуэльсон остался непревзойденным. Его книга и есть тот труд, который стоит изучить, чтобы стать экономистом.
  Нельзя понять и проследить историю экономической науки без вклада российских школ. Россия не меньше других стран дала всемирно известных ученых - экономистов. Иван Посошков и Михаил Ломоносов, Павел Пестель и Николай Тургенев, Александр Герцен и Николай Чернышевский, Владимир Дмитриев и Евгений Слуцкий, Михаил Туган-Барановский и Николай Кондратьев - этот список можно еще продолжать. Отдельная тема - русские марксисты во главе с В.И. Лениным, впервые в истории сделавшим попытку практического осуществления социально-экономической доктрины. Трудно объяснить, почему эти выдающиеся люди столь мало известны на родине, а если известны, то не как экономисты.
  Экономические идеи русских экономистов имеют не только национальное значение. При всех сложностях и известной изолированности отечественных школ они развиваются в общем русле мировой экономики.
  История экономических наук помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию её генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.
 ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
  Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения , развития и смены экономических концепций идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества. Обобщёная характеристика основных направлений развития экономической теории представлены в приложении 1.
  Методами исследования экономической науки являются :
 - экспериментальный метод - изучение поведения экономической системы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов; нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике;
 - ипотетико - дедуктивный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро - и макроэкономике;
 - статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;
 - историко - модельный подход - представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте;
 - математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов;
 - метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики.
  К современным направлениям экономической мысли относят :
 - неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах системного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;
 - неокейнсианизм - направление, возникшее в 50-60 годы XX века, взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста дохода на процесс воспроизводства (принципом акселерации);
 - неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70 -е. годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технократии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;
 - неолиберализм - экономическое учение о государственном регулировании хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;
 - марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма
  Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает и преувеличениями, так как выступает с позиции определённой социальной группы и определённого периода. Следовательно общество не должно оказаться в плену отдельных теорий Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов
 СТРУКТУРА КУРСА
 
  Структуру курса истории экономических наук правомерно подразделить на следующие 3 раздела:
  1. Экономические учения дорыночной экономики.
  2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.
  3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально - ориентированной) рыночной экономики.
  1. Экономическая мысль дорыночной экономики включает в себя периоды Древнего мира и Средневековья, когда преобладающим было натуральное хозяйство, и имело место по преимуществу экстенсивное воспроизводство. В эту эпоху обозначились первые попытки систематизации экономических взглядов и воззрений в экономическую теорию. О существовании экономической науки как сложившейся и обособленной дисциплины в тот период говорить не приходиться. Выразителями экономической мысли являлись, как правило, философы, лидеры религиозных идеологий, высказывания и труды которых отличали неприятие расширения масштабов товарно-денежных отношений, мистика и схоластика в суждениях.
  Меркантилизм - это особый тип в эволюции экономической мысли и в тоже время первая теоретическая концепция рыночной экономики, зародившейся в недрах натурального хозяйства.
  Этот этап стал началом апробации протекционистских мер в сфере промышленного производства и внешней торговли, содействовавших ускорению перехода к рыночному механизму хозяйствования.
  Следовательно, экономическая теория обособилась в самостоятельную отрасль исследования относительно недавно - в XVI - XVII вв., т. е. когда обозначился переход от воздействия экономических мотивов и экономических сделок в масштабах отдельных (преимущественно военно-политических) аспектов общественных отношений к масштабам общенациональным и государственным. Этот переход обусловил интенсивное развитие "новых" отношений, которые в экономике обычно характеризуются как рыночные, или (также нередко) как капиталистические.
  Расцвет меркантилистской системы рыночной организации обеспечивался неизменно регулированием, т. е. "благодаря контролю центральной администрации, которая навязывала свою волю как рядовым крестьянским хозяйствам, так и нации в целом", ибо на этом этапе "...само возникновение идеи саморегулирования в корне противоречило основным тенденциям развития общества".
  2. Второй раздел истории экономической мысли охватывает весь период так называемой экономики свободной конкуренции, развивающейся вплоть до 30-х годов XX в. "под флагом" экономического либерализма. Состоявшиеся в тот период промышленный переворот и интенсификация производства сопровождаются анархией и хаосом в предпринимательской деятельности, а также кризисными явлениями, несмотря на считавшийся неоспоримым "закон рынков" Ж.Б. Сэя, основанный на принципах "невидимой руки" А. Смита.
  В данную эпоху почти 200 лет господствует классическая политическая экономика, настаивавшая на приоритетной роли сферы производства в создании национального богатства и не допускавшая государственного (протекционистского) вмешательства в экономические процессы. Ей не могли сколь - нибудь серьезно противостоять ни альтернативные и антирыночные по сути экономические идеи социалистов-утопистов (начало XIX в.), ни концепции реформ по свертыванию рыночной экономики в трудах сторонников абсолютизации мелкотоварного производства (первая половина XIX в.), ни серьезные попытки выяснения влияния на экономический рост факторов социальной среды и национально-исторических особенностей в трудах немецких авторов (вторая половина XIX в.).
  Создатели современной экономической науки Адам Смит, Давида Рикардо и Джон Стюарт Милль создали теорию, в основе которой лежало понятие национальной экономики как саморегулирующейся системы, состоящей из большого числа весьма различных, но взаимосвязанных между собой видов деятельности (системы общественного разделения труда).
  Завершает экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики формирование в конце XIX в. неоклассического направления экономической мысли, базирующегося на маржинальных (предельных) принципах. Последние содействовали переоценке "ценностей классической школы", превращению экономической теории в точную науку. Возникновение "неоклассической школы" обозначило также появление микроэкономики как самостоятельного раздела экономической науки.
  3. Экономические учения третьего раздела истории экономической мыли охватывают направления и этапы в развитии регулируемой или, как говорят, социально ориентированной рыночной экономики. Начало эпохи обозначили в 20-30-е годы XX в. антимонопольные концепции американского институционализма, представители которого исходили из идеи социального контроля общества над экономикой. Важный этап в эволюции экономической мысли данной эпохи связан с теориями 30-50-х годов XXв. о рынке с несовершенной (монополистической) конкуренцией, включая олигополистическую.
  С 30-х годов XX в. начинается еще один значительный этап в развитии экономической науки, связанный с обособлением в ее структуре нового раздела, получившего название "макроэкономика". Именно макроисследование стало затем основой разработок 30-70-х годов XX в. в области поиска концептуальных решений задач по государственному вмешательству в экономические процессы. Начало теориям регулирования экономики государством положили Дж. М. Кейнс и его последователи и так называемые неолибералы, которые впоследствии создали модели "социального рыночного хозяйства" и монетарных экономических доктрин "рейганомики" и "тэтчеризма".
  Отдельный этап истории экономических наук эпохи регулируемой рыночной экономики связан с теориями о социально-экономических последствиях современной научно-технической революции. В экономической литературе их подразделяют на теории "индустриального" и "постиндустриального" общества. В первых исходной позицией является необходимость содействия индустриализму на пути к стиранию социальных контрастов в обществе. В теориях же "постиндустриального" общества на первый план выдвигается реализация государственных мер по моральному и культурному обновлению общества в связи с неизбежными издержками индустриального развития и формированием нового образа жизни.
 ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Программа лекционного курса
 36 часов
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 (2 часа)
 
  Предмет курса. Теоретическое и прикладное значение исторических знаний. Объективный анализ развития экономической науки и переоценке ценностей. Марксизм в истории экономической мысли. "Европеизм" историко-экономических исследователей. Особенности развития экономической мысли в России. Методы экономических исследований. Возможен ли беспристрастный подход к истории экономических наук?
 
 Тема 1. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
 (4 часа)
 
  Предшественники: экономическая мысль античности и средневековья; меркантилизм; особенности русского меркантилизма.
  Зачинатели: У. Петти, Н. Буагильбер. Учение физиократов. "Экономическая таблица" Ф. Кенэ, М.В. Ломоносов.
  Экономическое учение А. Смита. Метод Смита. Двойственность теории стоимости: традиционные подходы к достижениям Смита и альтернативный взгляд в современных условиях. Теория производительного труда . Теория воспроизводства общественного капитала: "догма Смита" и современные макроэкономические понятия. Теория денег.
  Д. Рикардо и рикардианство. Развитие трудовой теории стоимости. Теория распределения. Нерешенные вопросы.
  Оппоненты: Т.Р. Мальтус и Ж.Б. Сэй. Разложение школы Рикардо. Романтическая критика капитализма: С. Сисмонди. Историческая школа.
 
 Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
 (4 часа)
 
  Специфика развития экономической теории в России. "Вечный" крестьянский вопрос. Революционные и реформатские концепции: А.Н. Радищев - М.М. Сперанский. Декабристы П. Пестель и Н. Тургенев.
  Крестьянский социализм. А. Герцен. Экономическое учение Н.Г. Чернышевского. Экономические программы народничества.
  Либеральная политэкономия: А.И. и А.А. Чупровы.
 
 Тема 3. МАРКСИЗМ
 (4 часа)
 
  Исторические условия возникновения марксизма. Эволюция экономических взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. История создания "Капитала". Почему "Капитал" остался незавершенным? Противоречия рыночной экономики и функционирование ее в "Капитале". Теория стоимости и прибавочной стоимости. Теория воспроизводства.
  Историческое место "Капитала": традиционный взгляд и современные альтернативные оценки.
  Вклад Ф. Энгельса в экономическую науку.
 
 Тема 4. МАРЖИНАЛИЗМ
 (4 часа)
 
  Альтернатива трудовой стоимости. Методологические основы маржинализма. Концепция предельной полезности: австрийская школа. Резюмирующая работа Е. Бем - Баверка "Основы теории ценности хозяйственных благ". Предельная производительность.
  Математический вариант: У. Джевонс, В.К. Дмитриев, В. Парето.
  Маржинализм и теории равновесия. Вклад Л. Вальраса.
  Существуют ли равновесные экономические системы? Равновесие по В.Леонтьеву.
  Экономическое учение А Маршалла. Кембриджская традиция.
  А.С. Пигу и его теория благосостояния.
  Маржиналистская концепция распределения: Дж. В. Кларк.
  М.И. Туган - Барановский: первая попытка теоретического синтеза.
  Современные дискуссии в маржиналистской школе.
 
 Тема 5. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
 (2 часа)
 
  "Боковые ветви" экономической мысли.
  Новая историческая школа в Германии.
  Социальная школа в политической экономики.
  Американский институционализм - бунт против ортодоксии.
  "Легальный марксизм": П.Б. Струве и М.И. Туган - Барановский.
 
 
 Тема 6. ЛЕНИН И РУССКИЙ МАРКСИЗМ
 (4 часа)
 
  Особенности русского марксизма. Экономические воззрения Г.В. Плеханова. Почему в России марксизм нашел благодатную почву?
  "Ранний" В.И. Ленин: марксизм против народничества. Сотрудничество и конфликт с "легальным марксизмом". Исследования монополистического капитализма.
  Экономическая мысль в России после революции: продолжение дискуссий. Ультралевый марксизм: Л.Б. Троцкий и Е. Преображенский.
  Феномен Николая Бухарина. Идейное размежевание. А. Богданов.
  Итоги и опыт революционных преобразований в России. Практика нерыночного хозяйствования.
 Тема 7. КЕЙНСИАНСТВО
 (4 часа)
 
  Мир монополий и крах теорий конкуренции. Й. Шумпетер и его "новатор". Теории несовершенной конкуренции: Джоан Робинсон и Эдвард Чемберлин. Объективная необходимость перехода к макроанализу.
  Экономическое учение Дж. М. Кейнса. "Общая теория занятости, процента и денег". Кейнсианское "открытие" государства. Теория мультипликатора. Неравновесная теория занятости.
  Кейнсианство по Дж. Р. Хиксу.
  Динамизация кейнсианской теории. Э. Хансен. Теория акселератора. Кейнсианские теории роста.
  Кейнсианская экономическая политика. Государственное вмешательство в воспроизводственный процесс. Причины кризиса кейнсианства.
 
 Тема 8. СОВРЕМЕННЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ
 (4 часа)
 
  Неолиберализм в Германии. Л. Эрхард: путь к "социальному рыночному хозяйству".
  Экономические воззрения Ф. Хайека.
  Современный монетаризм. Чикагская школа. Учение М. Фридмена.
  "Молодые неоклассики": Роберт Лукас и Артур Лэффер.
  Неоклассические модели экономического роста.
  Неоклассический синтез: П. Самуэльсон.
  Монетаристские концепции в современной России. Переход к рынку и пределы дерегулирования экономики. Объективная необходимость синтеза кейнсианства и либерализма в практике хозяйствования.
 
 Тема 9. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ГЛАЗАМИ ИНСТИТУЦИОНАЛИСТОВ
 (3 часа)
 
  Теория "стадий экономического роста" У. Ростоу. "Индустриальное общество" Дж. К. Гэлбрейта. Постиндустриальное развитие - реальность наших дней. Д. Белл. "Супериндустриализм" О. Тоффлера.
  Концепция информационного общества.
  Можно ли прогнозировать будущее человечества? Всеобщая тенденция к социализации труда и противодействующие тенденции. Политико-экономические инструменты познания будущего.
 
 Тема 10. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
 (2 часа)
 
  Научные дискуссии и официальные трактовки. Разработка программ перехода к рыночной экономике. Модели социально - экономического развития.
  Теоретические модели и экономические разделы. Споры о путях выхода из трансформационного периода. Проблема стабилизации финансов и производства.
 
 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
 
  Для того, чтобы наиболее полно и объективно представить исторический процесс развития экономической мысли, необходимо изучить труды отдельных авторов - наиболее ярких представителей той или иной школы или направления экономической теории. Следует с осторожностью подходить к комментирующей литературе, которая, к сожалению, полна крайностями или ортодоксальной марксистской критикой буржуазных концепций или неумеренным восхвалением современных западных ученых. Критический взгляд на историю экономической мысли, основанный на собственных усилиях - вот предпочтительный путь развития. Нет лучшего способа учится мыслить, чем следить за мыслью великих мыслителей. Рассуждая вместе с ними, двигаясь путями их умозаключений, сталкиваясь со встречными доводами других мыслителей и одновременно наблюдая со стороны как зрители, пытливый ум развивает в себе способность критического восприятия идеи. Таким образом, мы получаем возможность говорить о достижениях или ошибках какого-либо автора не с точки зрения "единственно верной теории", но опираясь на внутреннюю логику рассматриваемой концепции и с точки зрения задачи, которую ставил себе этот автор. Все теории или концепции так или иначе взаимосвязаны. Несмотря на различия в аргументации, подходах, терминологии, все они в конечном счёте пронизаны одним устремлением, посвящены рассмотрению одного предмета.
  Экономические идеи классиков, постулаты, выводы нужно не запоминать, а постараться понять их логику, уяснить позиции, проследить причины появления новых идей и концепций, почувствовать их взаимосвязь с трудами и работами предшественников и "наследников". Недаром д.э.н., проф. Р.М. Гусейнов пишет: "Весь смысл обращения к истории экономических отношений будет потерян, если ограничится только чтением комментирующего материала. Только обращение к классическим первоисточникам позволит внедрится в мир блестящих идей и выдающихся заблуждений".
  Курс истории экономической мысли при таком подходе к предмету может стать введением в современную экономическую науку. Выстраивая изложение как единую, в целом, непрерывную эволюционную цепь, мы получаем возможность постепенно переходить от элементарных вещей к всё более и более сложным. Именно так и развивалась экономическая мысль. Осваивая материал раздел за разделом, мы становимся всё более подготовленными к дальнейшему увеличении степени сложности.
  Изучение эволюции экономических концепций, поможет понять, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.
  При работе над всеми темами курса вам помогут следующие обобщающие труды и справочные материалы.
 - Афанасьев В.С. Буржуазная экономическая мысль 30 - 80ых годов XX века:/ Очерк теории /. - М.: Экономика, 1986.
 - Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии: /Очерк теории /. - М.: Экономика, 1985.
 - Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. -Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 1998.
 - Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. -М.: Юристъ, 1998.
 - Блауг Марк. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994.
 - Ван Дер Вее Г. История мировой экономики. 1945-1990. -М.: Наука, 1994.
 - Всемирная история экономической мысли. В 6 т./Гл. ред. В.Н. Черковец. - М.: Мысль, 1987 - 1995.
 - Гусейнов Р.М., Горбачёва Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.
 - История русской экономической мысли. Тт. 1 - 3. - М.: Политиздат, 1955 - 1966.
 - История русской экономической мысли. /Под ред. Пашкова А.И. - М.: Госполитиздат, 1955.
 - История экономических учений: (современный этап) /Под ред. А.Г. Худокормова. -М.: ИНФРА-М, 1998.
 - Костюк В.Н. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Центр, 1997.
 - Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие. -М.: ИНФРА-М., 1996.
 - Розенберг Д.И. История политической экономии. - М.: Политиздат, 1940.
 - Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968.
 - Современная экономическая мысль. - М.: Прогресс, 1981.
 - Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1997.
 - Экономическая энциклопедия. Политическая экономия, в 4-х т. 1972 - 1980.
 - Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996.
 
  Рекомендуем также научно-популярные издания, которые могут быть полезны, благодаря увлекательной форме подаче учений и представления их автором.
 - Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. - М.: Политиздат, 1990.
 - Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М.: Политиздат, 1985.
 - Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. - М.: Мысль, 1991.
 - Леонтьев В. Экономическое эссе: Теории, исследования, факты и политика. - М.: Политиздат,1990.
 - Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, 1996.
 - Журналы "Вопросы экономики". 1992 - 1999 г.
 
  Студентам необходимо после ознакомления с литературными источниками выбрать в соответствии с номером варианта тему из раздела курса (например, для варианта 5 - это тема 5), а затем по желанию выбрать название темы реферата. При написании рефератов следует использовать источники, указанные в разделе "Предварительные замечания" и литературу после списка названий тем рефератов, куда включены первоисточники и новейшая литература, отражающая современные представления об экономической теории и практике.
  Образец оформления титульного листа реферата приведён в приложении 4.
 
 ТЕМА 1
 ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ
 
 1. М.В. Ломоносов: чем прирастает могущество Родины?
 2. Меркантилизм - первая концепция рыночной экономической теории.
 3. Особенности меркантилизма в разных странах.
 4. Учение Франсуа Кенэ.
 5. Взгляды школы физиократов и становление экономической науки.
 6. Общая характеристика экономической программы И.Т. Посошкова и его место в развитии экономической мысли.
 7. Нововведения А.Л. Ордын - Нащекина и экономическая политика России в XVII веке.
 8. Главные положения учения У. Петти.
 9. Экономические взгляды П. Буагильберга
 
 
 ЛИТЕРАТУРА.
 
 * Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994.
 * Кенэ Франсуа. Избранные экономические произведения. - М., 1960.
 * Меркантилизм. /Под ред. Плотникова Т.И. - Л.: Соцэкгиз, 1935.
 * Негиши Т. История экономической теории. - М.: АО "Аспект Пресс", 1995.
 * Петти У. Избранные работы: Трактат о налогах и сборах. - М.: Ось-89, 1997.
 * Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. - М.: Изд-во АН СССР 1951.
 * Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие. - М.: Филинъ, 1998.

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу