<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Министерство образования Российской Федерации
 Сибирская Государственная Геодезическая Академия
 кафедра экономики и менеджмента
 И.Я. Барлиани О.В. Грицкевич
 Менеджмент
 Методические указания к практическим работам по курсу "Менеджмент"
 для специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии" (по отраслям)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Новосибирск 2004
 
 УДК 65.9 (2роо)290-2
 Рецензент: профессор Сибирской государственной
 геодезической академии д.т.н. Москвин В.Н.
 Барлиани И.Я., Грицкевич О.В. Менеджмент: Методические указания.-Новосибирск: СГГА, 2001. 53 с.
  Методические указания подготовлены по кафедре экономики и менеджмента профессором, кандидатом технических наук Барлиани И.Я. и доцентом, кандидатом технических наук Грицкевич О.В., рекомендованы к изданию методической комиссией Института геодезии и менеджмента 24.04.2001.
  Методические указания разработаны на основе государственного образовательного стандарта специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии" для студентов, изучающих курс "Менеджмент", заочной и очной форм обучения. Содержат программу курса, деловые игры, контрольные задания и список литературы.
 
 
 
 
 Печатается по решению редакционно-издательской коллегии СГГА
 
 (c) Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), 2001 (c) Барлиани И.Я., Грицкевич О.В., 2001
 -
 
 ^
 
 Содержание
 ВВЕДЕНИЕ 4
 ПРОГРАММА КУРСА "МЕНЕДЖМЕНТ" 7
 ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ 9
 ДЕЛОВАЯ ИГРА№ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
 АНАЛИЗ влияния ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ и ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА
 УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ 9
 ДЕЛОВАЯ ИГРА №2 АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 11
 ДЕЛОВАЯ ИГРА № 3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 13
 ДЕЛОВАЯ ИГРА № 4. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ МЕТОДОМ
 КОЛЛЕКТИВНОГО ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ 16
 ДЕЛОВАЯ ИГРА № 5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭТАПЕ
 ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ 18
 ДЕЛОВАЯ ИГРА №6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАЧАЛА 22
 ДЕЛОВАЯ ИГРА № 7. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ по МАСЛОУ 25
 ДЕЛОВАЯ ИГРА №8. РАЗЛИЧИЯ и ТАКТИКА должностной ВЛАСТИ 28
 ДЕЛОВАЯ ИГРА № 9. РАЗРЕШЕНИЕ конфликтной СИТУАЦИИ в ГРУППЕ 29
 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАЧЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ 31
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 60
 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
 
 Введение
  Радикальная перестройка системы управления экономикой -- одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
  Это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения характера выполняемых управляющими работ. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно - технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в потенциале ресурсов и по существу предопределяющим ее цели. Высокие требования предъявляются к профессионализму управленческого персонала.
  Все организации имеют некоторые общие характеристики, включая и необходимость управления. Управленческая работа также имеет много общих характеристик. Существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.
  Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации, контроля и координации, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
  Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.
  Задача этой методической разработки - дать студентам теоретические и практические навыки по основам управленческой деятельности; понимание необходимости рассматривать организацию как единое целое с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей при принятии и реализации управленческих решений; рассмотреть влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации и показать зависимость эффективного управления от роли руководителя и его личных качеств; сделать студента наиболее эффективным менеджером на лю-
 
 бом уровне организации, помогая ему понять факторы, влияющие на принятие действительно эффективных решений.
  Среди активных методов обучения все большее развитие и широкое применение получают деловые игры. Деловая игра - это воспроизведение деятельности хозяйственных руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления.
  Деловые игры в отличие от других методов обучения позволяют наиболее полно воспроизводить деятельность руководителей и специалистов, выявить проблемы и причины появления, разрабатывать и оценивать варианты решения проблем, принимать решение и определять механизм его реализации. Это дает возможность рассматривать проблему не вообще, а как конкретную, вытекающую из хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
  Рассмотрим некоторые методические советы при проведении деловой игры.
  На первом этапе следует ознакомиться с целью игры и необходимой исходной информацией. Студенты самостоятельно выбирают определенную проблему или конкретную ситуацию и по желанию формируют команды таким образом, чтобы это была творческая группа.
  Второй этап - эта самостоятельная работа студентов в командах. Здесь активно используется практический опыт каждого участника, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в командах необходимо, чтобы свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник. Коллективное обсуждение проблемы позволяет выявить разные подходы к решению одной и той же проблемы или задачи. Очень важно использование принципа консенсуса, т.е. единогласное принятие общих решений, но не путем голосования, а на основе предварительного согласия. Однако это не означает, что кто-либо из участников и в этом случае не может выйти на коллективное обсуждение в общей группе со своей точкой зрения.
  Третий этап - это дискуссия в группе. Каждая команда докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других команд выступают в качестве оппонентов, задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку предоставленного проекта.
  Возможны случаи, когда участники не формируются в команды, а распределяются по определенным ролям. В этих играх для решения проблемы прежде всего определяется состав действующих лиц и устанавливаются их задачи. Дискуссия идет с учетом определенных ролей.
  Ход проведения ролевых деловых игр практически не отличается от рассмотренных ранее. Разница в том, что в первом случае выступают представитель команды, а во втором - участник деловой игры действует в рамках ролевой должности.
 
  В методические указания включены деловые игры, задания и контрольные вопросы, позволяющие проверить знания, полученные в процессе изучения курса "Менеджмент".
  На практических занятиях, проходящих в форме деловой игры, ее участники должны приобрести необходимые знания и практические навыки:
 * по постановке стратегических и оперативных целей работы организации;
 * выработке управленческих решений и оценки влияния факторов внешней и внутренней среды на реализацию этих решений;
 * освоению и отработки навыков коллективного генерирования идей, делового общения при выработке групповых решений; */ выработки навыков построения организационной структуры управления предприятием;
 * выявление различных точек зрения на проблему вхождения в должность и оценки готовности занять должность руководителя.
 
 Программа курса "Менеджмент"
  Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Цели курса "Менеджмент". Объект, предмет и метод изучения. Структура, логика и содержание курса. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
 Эволюция менеджмента.
  Условия и предпосылки возникновений менеджмента: управление и организации до 1900 года, этапы возникновения науки об управлении, систематизированный взгляд на управление. Подходы на основе выделения различных школ: школа научного управления, административная школа в управлении, школа человеческих отношений, поведенческие науки; процессный, системный и ситуационный подходы. Особенности российского менеджмента.
  Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда. Факторы прямого и косвенного воздействия.
 Системы менеджмента.
  Функции менеджмента: организация, планирование, мотивация, контроль, координация. Организационные структуры: иерархические и органические.
  Связующие процессы: процесс коммуникации и эффективность управления, элементы и этапы процесса коммуникаций; межличностные коммуникации. Цели организации, структура целей, классификация целей и разделение труда, ситуационный подход к системе целеполагания, управление по целям. Природа процесса принятия решения, организационные решения, подходы к принятию решений, этапы рационального решения проблем; факторы, влияющие на процесс принятия решений.
  Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.
  Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала: взаимодействие человека и организации, вхождение человека в организацию, ролевой и личностный аспект взаимодействия человека и организации, адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения. Личность менеджера: характер труда и требования к профессиональной компетенции.
 Групповая динамика и руководство.
  Группы и их значимость: формальные и неформальные группы, развитие неформальных организаций и их характеристики, управление неформальной организацией, участие трудящихся в управлении. Методы формального и неформального управления. Ресурсы, качество и эффективность управления.
  Руководство: власть и личное влияние; баланс власти; формы власти и влияния; практическое использование влияния.
 7
 
 "
 
 Лидерство: стиль, ситуация и эффективность; обзор теорий лидерства; поведенческий подход к лидерству; стили руководства; ситуационные подходы к эффективному лидерству; адаптивное руководство.
  Управление конфликтами: природа конфликта в организации, типы конфликта, причины конфликта, уровни конфликта; модель процесса конфликта; методы управления конфликтной ситуацией.
  Система информационного обеспечения управления: информационная среда управления, требования к управленческой информации.
  Инновационный потенциал менеджмента: классификация инновационных процессов; инновационные цели, идеи проекты, программы; управление инновационными процессами; инновационный потенциал и инновационный климат; роли специалистов в инновационной деятельности; профессионализация менеджмента.
 
 Деловые игры
  Деловая игра № 1. Постановка целей функционирования предприятия. Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на управление по целям
 Цель деловой игры
  1. Приобретение ее участникам! необходимых знаний и практических навыков по постановке стратегических и оперативных целей работы организации.
  2. Выработка управленческих решений по достижению поставленных целей.
  3. Создание у участников игры ориентации на изменение целей, стоящих
 перед предприятием, за счет влияния факторов внешней и внутренней среды организации.
 Исходные теоретические положения
  В рамках управления особое место занимает менеджмент посредством постановки целей. Здесь речь идет о процессе, при котором руководитель и сотрудники вместе:
 * определяют задачи фирмы;
 * уточняют ответственность, т.е. ожидаемые результаты;
 * используют результаты для руководства компанией и для оценки вклада каждого сотрудника в плоды ее деятельности.
  Сначала руководство фирмы формирует стратегические цели. Далее, на каждом более низком уровне, эти цели наполняются подцелями и установленными сроками исполнения. Периодически обсуждаются: нужна ли корректировка курса, реалистично ли сформулированы цели.
  Наиболее продуктивен данный метод, когда сотрудники: знают, что от них ожидают; согласны взять на себя обязательства по достижению поставленных целей.
 Цели призваны удовлетворять следующим требованиям:
 * быть конкурентными;
 * быть обозримыми;
 * быть реалистичными.
  К внутренней среде организации относятся: цели и стратегия развития, состояние портфеля заказов, структура производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качества работ, в том числе НИОКР и т.д.
 
  К факторам внешней среды предприятия относятся: поставщики, потребители, конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, трудовые ресурсы и др. Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации: состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, культурная и политическая обстановка, уровни цен и инфляции, доходы покупателей, правительственная финансовая и налоговая политика.
 Важнейшие функциональные подсистемы организации:
 - маркетинг;
 - производство;
 - научно-исследовательские разработки (инновации);
 - финансы;
 - персонал;
 - менеджмент.
 Методические указания
  Группа разбивается на команды по 6-7 человек в каждой, в зависимости от общего количества играющих и в свободном обмене мнениями принимается общее коллективное решение, в соответствии с заданием, приведенным ниже.
 Задание
 1. Выбрать тип организации и сформировать ее " миссию".
  2. Исходя из формулировки "миссии" определить цели, стоящие перед
 функциональными подсистемами организации.
  3. Выработать решения по достижению поставленных целей каждой
 функциональной подсистемой.
  4.Определить зависимость достижения поставленных целей от перечисленных факторов, которые окажут максимальное воздействие на достижение поставленных целей в современных российских условиях.
  5. Определить систему контроля выполнения управленческих решений
 по достижению поставленных целей.
 6. Составить отчет.
  Исходные данные Организация: -Государственное предприятие любой отрасли (опытно - конструкторское
  бюро и т.п.); -Торгово-посредническая фирма;
 -Фирма, производящая мебель; -Ювелирно-художественная фирма; -Малое предприятие по производству ТНП.
 -Предприятие, оказывающее услуги населению.
 ю
 
 Деловая игра №2 Алгоритм решения управленческих проблем
 Цеди игры
 1. Разработка алгоритма решения управленческих проблем.
 2. Приобретение практики в коллективной выработке решений.
 Исходные теоретические положения
  Как известно, искусство руководителя состоит в том, чтобы вовремя оценивать проблемы и намечать путь к их решению. Не даром говорят: "Кто не предвидит проблем, тот не управляет".
  Необходимо создание своего рода алгоритма решения управленческих проблем (АРУП), т. е. последовательности умственных действий руководителя, приводящих к решению проблем организационно-управленческой деятельности. Создание АРУП облегчит руководителям нахождение эффективного управленческого решения, сократит поле поиска решений.
  Предлагаемая деловая игра позволит ее участникам определить логически обоснованную последовательность действий хозяйственных руководителей при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоить технологию групповой работы, выделить ситуационного лидера, убедиться, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.
 Методические указания
  Сейчас вам предлагается выполнить на практике решение проблемы, которые необходимо представить в виде алгоритма, т.е. определенной последовательности умственных действий. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выполнения руководителем действий, представленных в бланке участника игры.
 Задание
  1. Из 18 действий, обозначенных в бланке играющего, нужно последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем, для чего необходимо пронумеровать действия порядковыми номерами, начиная с 1 до 18. Занести
 результаты в гр. "Индивидуальная оценка". Каждый игрок принимает решение
 самостоятельно, без каких либо консультаций с остальными игроками. На все вопросы может отвечать только руководитель игры.
  2. Все игроки разбиваются на команды по 5-7 человек в зависимости от общего количества играющих и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное мнение относительно АРУП. Команды не должны обмениваться мнениями. Решение задачи обозначается поднятием руки. Результаты решениязаносятся в гр. "Групповая оценка".
  3. Представитель команды, докладывая групповое решение, имеет право
 защищать его логическими доводами.
 
 Бланк участника игры № Наименование действий (этапов) принятия управленческого решения Индивидуальная оценка Групповая оценка Эталон Индивидуальная ошибка Групповая ошибка Отклонение индивидуальной
 ошибки от групповой 1 Построение проблемы 2 Документальное построение задач 3 Определение разрешимости проблемы 4 Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого 5 Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме \ 6 Оформление решения 7 Разработка вариантов решения проблем 8 Определение существования проблемы 9 Оценка новизны проблемы 10 Контроль за выполнением решения И Выбор решения 12 Оценка вариантов решения 13 Организация выполнения решения 14 Постановка задачи ис-юлнителям 15 Выбор критерия оценки вариантов решения 16 Установление взаимосвязи с другими проблемами 17 Формулирование проблемы 18 Определение причин возникновения проблемы Сумма ошибок Время работы 12
 
  4. Руководитель игры фиксирует время принятия решений как индивидуальных, так и групповых.
  5. После объявления руководителем игры эталонной последовательности
 действий, заполняется гр. "Эталон" и рассчитываются и заполняются оставшиеся
 колонки таблицы.
 6. В отчет входит заполненный бланк участника игры.
 I
  Деловая игра № 3. Разработка структуры управления организацией
 Цели игры
 1. Освоение распределения функций по подсистемам организации.
  2. Выработка навыков построения организационной структуры управления
 предприятием.
 3. Закрепление знаний по теории управления организацией.
 Исходные теоретические положения
  Объектом анализа является организация, состоящая из следующих функциональных подразделений: маркетинг, производство (цеха), материально-техническое снабжение, технический контроль и обслуживание оборудования, научная подготовка производства, организация труда и заработной платы, планово-экономическое, менеджмент, информационно-вычислительный центр (ИВЦ), юридическое, технической безопасности.
 Методические указания
 Условия формирования структурных подразделений
  Необходимость формирования структурного подразделения должна быть всесторонне обоснована. При этом важнейшим критерием является численный и квалификационный состав работников данного подразделения и характер выполняемой работы. Выбор той или иной структурной единицы должен производиться в зависимости от численности ее работников, объема сложности фактически выполняемой работы, а также от объема внешних связей.
  Основным структурным подразделением в аппарате управления предприятий является отдел. Поэтому прежде всего следует учитывать те организационные условия, при которых целесообразно создание отдела, и лишь затем устанавливать его внутреннюю структуру. Одним из таких условий является минимальная численность его работников, требуемая для выполнения необходимого объема работ. Так, для отдела минимальная численность (как правило) составляет 10 человек, для бюро - 7.
 13
 
  При меньшей численности работников самостоятельные структурные подразделения не создаются, а рекомендуется назначать старших и специалистов.
 Задание
  \. Исходя из среднегодового фонда времени 1 работающего, определить число должностей в каждом функциональном подразделении. Составить таблицу.
 
 Подразделение (название) Функция Объём работы,
 час. Количество человек 2. По полученным табличным данным разработать структуру управления предприятием, предварительно выбрав ее тип. 3. Составить отчет.
  Исходные данные 1.Функции организации
 
 № Функция Объем работ в часах по вариантам
 
  1 2 3 4 5 1 Определение потребности населения в производстве продукции и услугах предприятия 2000 700 7360 2100 1000 2 Разработка и спецификация параметров новой продукции 5500 1200 11040 3100 1300 3 Освоение рынка 1820 300 5520 2240 800 4 Распределение и доставка продукции потребителям 3700 800 7360 4500 900 5 Контроль за изменением вкуса и спроса потребителей 1800 600 5520 1900 900 6 Сбор и обработка информации о товаре 1800 600 5520 2000 1200 7 Рекламирование фирмы и её продукции 3700 1120 9200 2200 1600 8 Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов 3700 200 11040 4300 1500 9 Приемка товаров, сырья, материалов 7300 900 18400 9200 1840 10 Превращение входных ресурсов в конечный продукт 276000 36800 184000 128800 92000 И Контроль качества, упаковки, технического обслуживания оборудования 18400 1840 46000 16560 3680 12 Размещение готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара 9300 940 14720 5520 1840 13 Поиск новых видов продукции и ус-
 пуг взамен устаревших 5500 920 33120 3600 3680 14
 
 № Функция Объем работ в часах по вариантам
 
  1 2 3 4 5 14 Введение новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия 7400 920 27600 5600 1840 15 Найм и увольнение работников 5520 300 7360 3600 1840 16 Обучение и продвижение работников предприятия 3680 300 11040 3600 1000 17 Организация оплаты труда на предприятии 16560 1240 18400 5700 2840 18 Планирование деятельности предприятия 5500 гЗОО 5520 1900 900 19 Составление бюджета предприятия 3700 300 7360 3600 1000 20 Составление бюджета по подразделениям предприятия 5500 300 5520 1900 780 21 Составление балансовых отчётов работы предприятия 3700 640 7360 3640 1000 22 Контроль за движением и использованием ресурсов 3700 200 3680 1100 400 23 Анализ проблем деятельности предприятия 1800 200 5520 1000 400 24 разработка целей управления подразделениями 1900 200 3680 2100 320 25 Составление планов достижения поставленных целей 1800 300 7360 900 600 26 Оценка результатов работы руководителей подразделений 1900 200 7360 1120 350 27 Координация работы предприятия 3700 1000 7360 2400 350 28 Определения круга полномочий и
 обязанностей руководителей 1800 500 5520 1500 460 29 Разработка стратегии функционирования предприятия 1800 580 3680 1000 500 30 Контроль за достижением поставлен-ных целей 3700 500 3680 1800 500 31 Информационное обеспечение предприятия 7400 1840 20240 5520 3680 32 Юридические консультации 1800 900 1840 1840 1840 33 Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда на предприятии 3700 940 7360 3680 1840 2. Среднегодовой фонд времени одного работающего 1840 часов.
 15
 
  Деловая игра № 4. Разработка управленческих решений мето дом коллективного генерирования идей
 Цель игру
  Практическое освоение и отработка навыков коллективного генерирования идей (мозговой атаки), делового общения при выработке групповых решений.
 Исходные теоретические положения
  Метод "мозговой атаки" основан на гипотезе, что среди множества идей, высказанных, экспертами на совещании по специально разработанной программе, можно найти несколько рациональных. Этот метод целесообразно использовать в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают эффективного результата и требуется получить набор возможных вариантов решения вопроса, расширить круг факторов, которые необходимо принимать во внимание, выбирая окончательный вариант решения.
  Эффективность "мозговой атаки" зависит от соблюдения следующих правил:
  1. Во время обсуждения никто не может претендовать на особую роль и
 привилегию, даже автор блестящей идеи.
  2. Запрещены любые взаимные критические замечания и промежуточные
 оценки.
  3. В ходе обсуждения следует стремиться, чтобы числа выдвинутых идей
 было как можно больше и они были как можно разнообразнее.
  4. Допускаются и приветствуются дополнение, усовершенствование и развитие идей, предложенных любыми участниками "мозговой атаки".
  5. Участники обсуждения за одно выступление могут выдавать лишь одно
 предложение.
 Методические указания
 Процедура "мозговой атаки " включает пять этапов
  Первый этап - Формулирование или выбор проблемы, которую необходимо решить с учетом ее актуальности и коллективных интересов. Группа делится на три команды, в каждой из которых выбирают ведущего, руководителя проекта и секретаря.
  Ведущий регулирует процесса генерирования идей, следит за наблюдением правил игры и регламента. Секретарь совещания фиксирует высказанные предложения в протоколе или с помощью различных технических средств без указания фамилий авторов идей и предложений. Руководитель проекта должен организо-
 16
 
 вать критический анализ высказанных предложений и выделить наиболее интересные; подготовить краткое выступление.
  Второй этап - разминка, т.е. упражнение в быстром поиске ответов на поставленные ведущим вопросы и задачи, что помогает быстро войти в свои роли, адаптироваться к правилам игры.
  Третий этап - "мозговая атака" проблемы. Каждый участник может вы
 ступать несколько раз, но за один раз высказывать не более одной идеи и продолжительность выступления не более 1-2 мин. Секретарь собрания фиксирует вое
 высказанные предложения. ,
  Четвертый этап - оценка, классификация и отбор наиболее совершенных идей. Исходя из цели разработки предложенные идеи классифицируют, определяют возможные сферы их использования, составляют планы их реализации, конкретизируют исполнителей и сроки исполнения работ.
  Реализация поставленных задач осуществляется под руководством руководителя проекта отдельно в каждой команде.
  Пятый этап - окончательная оценка деятельности команды. Формируется экспертная комиссия: преподаватель и по два представителя от каждой команды. Она заслушивает обобщения руководителей проекта, выделяет наиболее интересные варианты решений, делает критический обзор хода игры и рекомендации, объявляет результаты.
  Регламент игры: игра проводится в один цикл, приближенное время этапов игры: первый этап - 15 минут, второй - 5 минут, третий - 35 минут, четвертый -20 минут, пятый этап объявления результатов - минут.
 Задание
  1. Разработать управленческое решение методом коллективного генерирования идей.
 2. Составить отчет, который должен содержать протоколы предложений команд и руководителей проектов, заключение экспертной комиссии и итоговый
 документ - комплекс предложений по решению проблемы, подвергнутой "мозго
 вой атаке".
 3. Заключение экспертной комиссии должно содержать оценку деятельности
 группы по следующим показателям: правильность и оригинальность идей, комплексность и глубина анализа рассматриваемой проблемы, соблюдение регламента в процессе дискуссии, активность группы, корректность взаимоотношений, качество исполнения ролей.
  Исходные данные Темы для обсуждений:
 * направления повышения надёжности и качества продукции на ранних стадиях проектирования новой техники;
 * направления снижения себестоимости продукции;
 1
 * повышение эффективности труда инженерно-технических работников в современных условиях (на госпредприятии, в акционерном обществе, частной фирме и т.д.);
 * совершенствование подготовки специалистов в вузах в условиях целевой интенсивной подготовки;
 * новые формы организации производственной практики студентов;
 * развитие трудовой и творческой активности членов коллектива;
 * совершенствование социально-психологических отношений в коллективе (в фирме, в отделе, в бригаде);
 * особенности деятельности руководителя в условиях расширения демократических форм управления;
 * рационализация системы высшего образования в России (подготовка бакалавров и магистров);
 * развитие демократических начал в учебном процессе;
 * совершенствование оплаты труда в организации;
 * увеличение объема продаж предприятия;
 * снижение налогового бремени предприятия;
 * по выбору.
  Деловая игра № 5. Моделирование деятельности руководителя на этапе вступления в должность
 
 Цель игры
 1. Изучение процедуры вхождения в должность руководителя.
 2. Выявление различных точек зрения на проблему вхождения в должность.
 3. Оценка готовности занять должность руководителя.
 4. Тренинг делового общения, ведения дискуссий.
 5. Обучение моделированию процесса вхождения в должность.
 Исходные теоретические положения
  Появление в трудовом коллективе нового руководителя всегда значительное событие как для него самого, так и для подчиненных. Вступающему в должность, даже если он не назначен на нее, а избран коллективом или прошел по конкурсу, предстоит еще заслужить или закрепить свой авторитет и доверие коллектива. Ему придется адаптироваться в сложившемся коллективе, система отношений, установки и стиль работы которого уже сформировались. Поэтому возможны значительные осложнения, противоречия, конфликты, иногда заканчивающиеся отторжением нового руководителя.
 18
 
  Деловая игра моделирует процесс вхождения в должность руководителя. При этом отрабатываются типовые процедуры знакомства руководителя с коллективом, разработка плана работы на первые дни после вступления в должность, принятие и реализация решений в новых условиях.
 Методические указания
  В качестве исходной информации используются описания производственной ситуации и задание участникам.
 Игра включает пять этапов.
  На первом этапе преподаватель обосновывает актуальность ситуации и разъясняет цель игры, распределяет роли. Группа разбивается на три части. Первая группа получает задание подготовиться к представлению в новом коллективе, вторая - разработать план работы на первый день, третья - разработать решение предполагаемых ситуаций. Назначаю? экспертов (3-5 чел.).
  На втором этапе группа готовится к игре: обдумывает задание, составляют план его реализации, отрабатывают основные направления.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу