<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ УПРАВЛІННЯ
 
 
  Конспект книги
 
  Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М • Издательство БЕК, 1996. - 352 с.
 
  виконаний студентом НАУ
  Лужиним В.
 
  Київ, 1998
 
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 Предисловие ......................V
 Глава 1. Классическая школа ..............1
 1. Еще о пользе истории науки ...........1
 2. Где искать источник богатства? .........3.
 3. "Политическая арифметика" У. Петти .......7
 4. А. Смит о "невидимой руке" рыночных законов ....9
 5. Труд - главное мерило стоимости ........11
 6. Д. Рикардо - завершитель системы ........17
 7. Природа не определяет уровень цен .......20
 8. Главная проблема - распределение доходов . . .22
 9. Труд и факторы производства ...........25
 Глава 2. Историческая школа ..............31
 1. Ф. Лист: наука о национальном хозяйстве ....31
 2. Политическая экономия с позиций исторического метода .............35
 Глава 3. Теория предельных величин ...........41
 1. Что лежит в основе потребительского выбора? ....... .41
 2. Закон насыщения потребностей ..........44
 3. Полезности разные, а цены одинаковые .....47
 4. Поиск оптимума при ограниченности ресурсов . ...49
 5. Предельные величины: современное значение . . ...49
 Глава 4. Неоклассическая школа. Проблема равновесности.....53
 1. А. Маршалл - родоначальник "Экономикса" . . .53
 2. "Два лезвия ножниц" ...............56
 3. Теория несовершенной и монополистической конкуренции .......................61
 4. Проблема общего экономического равновесия . ........66
 5. Оптимум В. Парето ................70
 6. Развитие теории стоимости и цены ........74
 Глава 5. Неоклассическая школа. Теория предельной производительности ...........79
 XI
 
 
 
 
 1. Дж. Б. Кларк: принцип предельной производительности .........................79
 2. Предельная производительность и взаимозаменяемость факторов ....................84
 3. А. Пигу: экономическая теория благосостояния . .86
 4. Чистое экономическое благосостояние .......90
 
 Глава 6. Институционализм - неортодоксальная концепция......93
 1. Предупреждение, которому не вняли ........ 93
 2. Что такое институциональный подход? ....... 93
 3. Представители, идеи, концепции .......... 96
 4. Постановка новых проблем ............ 100
 5. Теория общественного выбора ........... 102
 6. Экономическая составляющая в социальной сфере . 105
 7. Экономическая теория прав собственности .... 109
 8. Практическая значимость институционализма . . . 114
 Глава 7. Теоретические разработки экономистов России . . .............117
 1. В. К. Дмитриев, Е. Е. Слуцкий: математические методы в экономике ................... 117
 2. М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве: "легальный
 марксизм" и российские особенности ............... 122
 3. Экономисты-аграрники. Школа А. В. Чаянова ............... . . 127
 4. Л. Н. Юровский: рыночное равновесие и денежная реформа ........................ 133
 5. Л. В. Канторович: теория линейного программирования ........................... 138
 6. Е. С. Варга, Н. А. Вознесенский, А. И. Анчишкин.............. 143
 Глава 8. Марксистская школа, уточнение оценок ..... 153
 1. К. Маркс - возмутитель умов ........... 153
 2. "Капитал": замысел и реализация ......... 156
 3. Теория эксплуатации - современный взгляд . . . . 159
 4. Не отрицать, а переосмыслить ........... 162
 5. В. И. Ленин: политик против экономиста ..... 165
 Глава 9. Дж. М. Кейнс: теория эффективного спроса ... 169
 1. "Переворот" в экономической теории ....... 169
 2. Уровень занятости и совокупный спрос ...... 173
 3. Склонность к потреблению и сбережению ..... 175
 4. Сбережения и инвестиции ............. 177
 XII
 
 
 
 5.Кейнсианский "крест" .............180
 6.Рецепты макрорегулирования .........181
 7.Инвестиционный мультипликатор .......183
 8. Достоинства и слабости кейнсианского подхода.....185
 9. Дефицитное финансирование .........186
 Глава 10. М. Фридмен: монетаристские рецепты оздоровления экономики ..............189
 1. Поиск новых подходов ...........189
 2. Основные постулаты ............191
 3. Уравнение обмена И. Фишера ........193
 4. Спрос на деньги и предложение денег . . .195
 5. Как достичь равновесия ...........197
 6. Деньги, инфляция, занятость ........199
 7. "Денежное правило" Фридмена ......201.
 8. Общая оценка. Рецепты переходного периода .................203...
 9. Управление инфляцией: современные взгляды.............205
 Глава 11. Теории и модели экономического роста ........209
 1. Модель Р. Харрода и Е. Домара ........209
 2. Э. Денисон: "арифметика" экономического роста.........214
 3. Инновации как фактор экономического роста...............218
 4. Концепция нулевого экономического роста . . ..............221.
 Глава 12. Неоклассический синтез ........225
 1. Сочетание двух подходов .........225
 2. Экономическое равновесие и теоретическое единство ...................229
 3. Неоклассический синтез: особенности . . ....................231
 4. "Синтезированная" теория и национальные варианты .................234..
 Глава 13. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство .....................239
 1. Что такое неолиберализм? ...........239
 2. Ф. Хайек: философия экономической свободы........241
 3. В. Ойкен: теория экономического порядка ...........245. .
 4. Экономическая реформа Л. Эрхарда ......248
 5. Социальное рыночное хозяйство .......250
 XIII
 
 
 Глава 14. От управления спросом к стимулированию
 предложения ....................... 255
 1. Предложение как фактор роста .......... 255
 2. Кривая Лаффера и практика налогообложения . . . 258
 3. Гипотеза рациональных ожиданий ......... 260
 Глава 15. Теории внешней торговли ............ 265
 1. Принцип сравнительных издержек ......... 265
 2. Модель Хекшера-Олина: преимущества на основе факторов ....................... 267
 3. Теория конкурентных преимуществ ........ 271
 Глава 16. Программы и модели нового международного порядка .................275
 1. Что такое новый международный порядок ..... 275
 2. Г. Мюрдаль: "Азиатская драма" .......... 279
 3. Модели роста для стран "третьего мира" ...... 283
 Глава 17. Экономический цикл и длинные волны
 Н. Кондратьева ...................... 289
 1. Теория цикла. Различия в подходах ........ 289
 2. Циклы и кризисы: проблемы взаимосвязи ..... 292
 3. "Смягчение" и регулирование цикла ........ 294
 4. "Большие циклы конъюнктуры" .......... 295
 Глава 18. Проблемы переходной экономики ........ 301
 1. Концепции и ход реформы ............ 301
 2. Регулируемый рынок - теоретическая база
 реформ ........................ 304
 3. Проблемы и противоречия ............. 306
 Глава 19. В поисках новой парадигмы .......... 309
 1. Концепции и потребности ............. 309
 2. Что изменилось в хозяйственном механизме .... 311
 3. Взглянуть на мир иными глазами . . . . . . . . .313
 Рекомендуемая литература ................ 315
 Приложения ....................... 324
 XIV
 
 
 
  НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ УПРАВЛІННЯ
 
 
  Конспект книги
 
  Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М • Издательство БЕК, 1996. - 352 с.
 
  виконаний студентом НАУ
  Лужиним В.
 
  Київ, 1998
 
 
 ББК 65.02 Б 24
 
  Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М • Издательство БЕК, 1996. - 352 с.
 ISBN 5-85639-171-3 ISBN 3-406-41837-6
  В книге излагаются позиции и взгляды представителей экономической науки - от Т. Мэна и А. Смита до М. Фридмена и Р. Лукаса. Раскрываются существо и логика экономических доктрин прошлого и настоящего. Показаны условия возникновения, связь экономических концепций с экономической политикой. Отмечаются их сильные и слабые стороны, современное значение.
  Определенное место отведено разработкам экономистов России Излагаются взгляды одного из первых представителей отечественной математической школы В. К. Дмитриева, концептуальные взгляды М. И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, Л. В. Канторовича и других экономистов-теоретиков. В книге приводится обширная библиография. Для студентов экономических вузов и факультетов и широкого круга читателей, интересующихся экономической историей.
 
 0603000000-171 ОБ 4(03) - 96
 
 ISBN 5-85639-171-3 ISBN 3-406-41837-6
 С. А. Бартенев, 1996 Издательство БЕК, 1996
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
  Как остановить инфляцию? Каковы пути выхода из кризиса? Как определить направления и формы развития, когда кризис будет остановлен или преодолен?
  Никакая теоретическая схема или концепция не содержит готовых рецептов, не способна указать выход из конкретной, неординарной ситуации. Для обоснования нестандартных решений необходимо располагать обширной информацией, иметь убедительные расчеты, четкие ориентиры, наконец, определить последовательность твердых действий.
  Было бы, однако, неразумно опираться только на собственные соображения и оценки, игнорируя давно известное; прокладывать заново пути, в свое время открытые и обустроенные экономической наукой.
  В отличие от доктринальных схем теория исходит не из заранее данных принципов, а из обобщения типичных, повторяющихся фактов, изучения реальных событий, выявления устойчивых тенденций.
  Экономическая действительность весьма многообразна, противоречива и изменчива. И экономическая наука не претендует на абсолютно точное, адекватное отражение реальных процессов и взаимосвязей. Научное знание постигает истину с известной степенью приближения; по мере происходящих в экономике изменений уточняются или отбрасываются прежние представления, делаются новые обобщения и выводы.
  Наличие различных школ и направлений в экономической науке объясняется не только различием позиций представителей этих школ и направлений. Неоднозначность взглядов связана с различиями в понимании предмета экономической науки, разными подходами к анализу экономической действительности. Различия оценок и выводов обусловливаются также неодинаковой глубиной разработки изучаемых проблем, различной степенью приближения к познанию существа экономических процессов.
  В основу типологии (деления экономистов по направлениям и школам) кладутся различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, концептуальных подходах к изучению экономических проблем. Зарубежные экономисты используют свои критерии и методы "ранжирования" экономических школ и теоретических концепций. Американские авторы в качестве отправных принципов классификации экономиче-
  V
 
 
 ских концепций и трудов применяют "ранжирующие показатели статуса". Эти показатели включают: 1) принадлежность к определенным научным учреждениям; 2) область исследования;
 3) публикации, личные достижения. Наиболее высокий статус в подобной иерархии занимают макро- и микротеории, эконометрика; далее следуют кредитно-денежные отношения, международная торговля, финансы; замыкают статусную лестницу история экономической мысли и компаративистика (сравнение экономических систем).
  Деление на школы и направления в известной мере условно. В пределах одного направления может существовать несколько школ. Позиции и взгляды многих экономистов не остаются неизменными, они эволюционируют. Бывает непросто решить, к какой школе их следует относить. Нобелевский лауреат Теллинг Купманс, получивший награду совместно с нашим отечественным теоретиком Леонидом Канторовичем за теорию оптимального распределения ресурсов, начинал знакомство с экономической наукой с изучения "Капитала" Карла Маркса. Другой нобелевский лауреат, Франко Модильяни, в своих работах стремился согласовать кейнсианскую политическую экономию с монетаристским анализом; он является также теоретиком школы рациональных ожиданий. Яркий представитель институционального направления Гуннар Мюрдаль в начале творческой карьеры был приверженцем "чистой" экономической теории, разрабатывая проблемы денежного обращения и фискальной политики.
  Экономические школы порой получают свое наименование по географическому признаку. Широко известны, например, лондонская, кембриджская, стокгольмская школы. Представители одной школы солидаризуются в силу общности взглядов, позиций, методологии. И в то же время они нередко отличаются кругом научных интересов, проблематикой, трактовкой изучаемых проблем. Так, стокгольмская школа (шведская) объединяет группу экономистов, занимающих далеко не однозначные позиции при трактовке основополагающих положений и разработке различных проблем. Объединяющая черта шведской школы - признание регулирующей роли государства в духе кейнсианских идей и, как правило, сочетание теоретических разработок с практическими рекомендациями.
  Но вернемся к истокам возникновения экономической теории. Как особая область знаний она возникла примерно 200- 250 лет назад, в период зарождения и становления капитализма.
  VI
 
 
 Общая экономическая теория формировалась и конституировалась под названием политической экономии, хотя первые экономисты использовали и иную терминологию.
  Англичанин Уильям Петти - "Колумб политической экономии", основатель экономической статистики - именовал свою науку политической арифметикой - так называлась его основная работа. Француз, глава школы физиократов Франсуа Кенэ называл себя просто экономистом. Шотландец Адам Смит, являющийся классиком экономической науки, поименовал свой основной труд "Исследование о природе и причинах богатства народов". Английский предприниматель и экономист Давид Рикардо, завершивший создание классической экономической системы, оставил нам "Начала политической экономии". Еще один теоретик и систематик - англичанин Джон Стюарт Милль добавил к этой системе "Основания политической экономии".
  Уместно напомнить, что появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. К примеру, предшественники классиков - меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. И это было обусловлено небывалым ростом торговых операций, великими географическими открытиями, усилением роли и влияния представителей торгового капитала. Накопление благородных металлов, золота и серебра меркантилисты рассматривали как главную цель хозяйственного развития, основную заботу государства. Физиократы, стремившиеся отбить натиск торгового капитала, утверждали, будто национальное богатство увеличивает только "дары земли", т. е. сельское хозяйство. С помощью реформ физиократы рассчитывали сохранить старый порядок с господством земельной собственности, избежать острых коллизий и "жестокостей" нового общественного строя.
  Развитие рыночных отношений периода свободной конкуренции породило необходимость создания логически стройной и взаимоувязанной (хотя и противоречивой) системы экономических знаний, нашедшей свое выражение в формировании классической школы политической экономии.
  Все последующие школы и концепции экономической науки (при всей относительности научного знания) так или иначе связаны с изменениями в хозяйственной жизни, с потребностями экономической практики. Разумеется, появлению новых
  VII
 
 
 
 работ и концепций предшествует накопление эмпирического материала, проведение исследований и обобщений в отдельных, сравнительно узких областях экономической практики и экономической науки. Новые концепции, положения, выводы в той или иной мере опираются на труды и разработки предшественников, на разработанную ими терминологию, систематизируют и упорядочивают ранее накопленное теоретическое богатство.
  Экономическую науку интересуют не только принципы, но и не в последнюю очередь функциональные связи, причинно-следственные отношения, тенденции развития. Сейчас идет поиск новых направлений экономической науки, в которых наиболее полно учитывались бы происходящие в обществе перемены - изменения в технологии, структуре производства и потребления, в современном типе работника и его взаимоотношениях с участниками экономического процесса, в распределении доходов и поведении потребителя. На развитие экономики отдельных стран усиливается воздействие глобальных проблем и процессов; экономика все в большей мере оказывается под давлением внеэкономических факторов.
  Это заставляет вновь и вновь обращаться к "позитивной" (теоретической) экономической науке, ибо без ее развития, без глубоких обобщений и выводов невозможна и "нормативная" (прикладная) наука, призванная давать советы, рекомендации, обосновывать принципы, установки, которым надлежит следовать в практической деятельности (торговле, бизнесе, производстве).
  В свое время еще Дж. С. Милль, по объемному пособию которого ("Принципы политической экономии", 1848) почти полвека, до появления в 1890 г. трехтомной работы А. Маршалла, изучали экономическую науку, отмечал, что экономическая наука представляет собой обобщение практики, но при этом следует различать собственно "науку", имеющую дело с фактами и явлениями, и "искусство" ведения дел, которое связано с предписаниями и рецептами.
  Наука, по Миллю, это собрание истин, а искусство - совокупность правил или руководящих указаний для принятия решений и норм поведения. Язык науки: "это есть, этого нет;
 это имеет или не имеет места". Язык искусства: "делай это, избегай этого". Наука стремится открыть законы, познать яв-
 VIII
 
 
 
 ления; искусство ставит цель и ищет средства для ее осуществления.
  Политическая экономия не может быть собранием готовых правил. Их надо найти, вывести, обосновать, затем уточнить, проверить, скорректировать. Практические правила и конкретные рекомендации должны основываться не на голой интуиции, а на теоретических положениях и выводах.
  В экономической жизни действует обычно не одна, а множество причин. Далеко не просто, а вместе с тем необходимо их понимать, различать, выделять главные, не смешивать причину и следствие. Развитие и обогащение экономической теории - это постоянный учет изменяющихся условий и взаимосвязей, сопоставление различных подходов, позиций, разных школ и взглядов, преемственность знаний и выводов.
  Обращение к экономической истории необходимо не просто для расширения кругозора, не только в чисто познавательных целях. Важно уловить последовательность, понять логику эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими в жизни изменениями. Как утверждают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений "сидят в прошлом", и эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории, они несут элементы наших сегодняшних и нередко завтрашних, т. е. будущих взглядов.
  Мы обращаемся к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков прошлого уже потому, что хотим глубже понять и осмыслить наши сегодняшние шаги, освободиться от устаревшего и наносного, сохранить и использовать все полезное. Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы популярны они ни были. Ни рецепты Экономикса, ни правила монетаризма, ни заключения кейнсианства в чистом виде не годятся для использования в реальной практике, достаточно сложной и противоречивой. Экономические школы и теории сами развиваются, переживают периоды особой популярности, эволюции, вместе с тем сами "выходят" из прошлого, органично сохраняя связь с патриархами экономической науки, порой весьма прочно и тесно.
  В этой книге предлагается общий обзор важнейших теорий и школ в историческом плане, хотя этот принцип выдерживается недостаточно строго. Рассматриваются наиболее харак-
  IX
 
 
 
 терные и заметные фигуры и концепции. Предпринята попытка обрисовать их связи, уяснить общую логику становления и трансформации экономической теории, несмотря на неизбежную фрагментарность изложения. Даются ссылки на отечественные и переводные источники; приводится схема эволюции важнейших теорий и школ. В конце работы читатель найдет список учебных пособий и работ наиболее известных экономистов.
 
 Приложение 1
 Основные формы рынков по В. Ойкену
 
 
 Формы
 предложения
 
  Формы спроса
 
 Конкуренция
 
 Частичная
 олигополия
 
 Олигополия
 
 
 
 Частичная монополия Монополия
 (индивидуальная
 или картельного типа)
 
 
 
 
 
 
  Формы рынка
 
 
 
  Конкуренция
 
 
  Полная
 конкуренция
 
  Частична
 олигополия
 предложения Олигополия
 предло
 жения
 
  Частичная
 монополия
 предло
  жения Монополия
 предло
 жения
 
  Частичная
 олигополия
 
 
 
 
 
 
 
  Частичная
 олигополия
 спроса
 
 
 
 
 
 
  Двусторон

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу