<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 СОДЕРЖАНИЕ
 
 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
 
 Барышева Г.А., Нехорошев Ю.С. ТПУ НА ПУТИ В БОЛОНСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.........................................................................................................
 4 Вазим А.А. ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ...........................................................................................................
 10 Дукарт С.А. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ............................................
 11 Желтякова А.С. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ .................. 14 Колупаева В.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА ................................... 16 Скоблин Г.Д. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ .....................................................................................................
 19 Ермакова С.Ю. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ.............................................................................................................
 22 Шелудякова И.Г. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В РОССИИ ...................................................................................
 24 Петрова Т.А. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Ф. ПЕРРУ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ...................................................................................................
 28 Турнов Д.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ......................................................................
 31 Иванкина Е.А. ДЕНЬГИ И ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ........... 34 Рябоконь П.А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...............................................................................................................
 37 Мелякина К.Б. ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ...........................................................................
 40 Иванов А.В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОНДОВОГО РЫНКА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД......................................
 42 Саинская И.В. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ......................................................................................................................
 45 Артюхова Т.З. СОВРЕМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА............. 48 Подкорытов В.Н., Потапов А.В. СТОИМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................
 51 Ломакин И.А. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ.....................................................................................
 54 Грибенков С.М. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ, МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЛИНГА.........................................................................................................
 57 Карагеоргий Е.Е. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ. НУЖНО ЛИ С НЕЙ БОРОТЬСЯ?................ 60
 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
 
 
  Г.А. Барышева, Ю.С. Нехорошев
 
 
 ТПУ НА ПУТИ В БОЛОНСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
 
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  Экономическая безопасность России зависит от состояния национальной образовательной системы и её вхождения в мировое образовательное пространство. Сложившийся и функционирующий мировой рынок образовательных услуг является предметом научных дискуссий. Образование относится не только, согласно концепции ВТО, к сфере коммерческих услуг, но и к социально ответственным услугам. В современном мире знания выступают самой ценной валютой ХХI века.
  Сфера образования - это так называемая "новая экономика". Здесь обращаются огромные суммы бюджетных, корпоративных и семейных денег (только на внешнем рынке более 30 млрд долл. в год). Наибольший сегмент этого рынка занимают США, Канада и страны Западной Европы. Россия на мировом рынке образовательных услуг выглядит более чем скромно, хотя она включена в международное образовательное сообщество, но является в нём в основном некоммерческой стороной. Если США на обучение иностранных студентов зарабатывает 17 млрд долл., то Россия - в 100 раз меньше - 140 млн долл.
  По данным ЮНЕСКО число лиц, получающих высшее образование за пределами своих стран, неуклонно растёт. Если в 2001 г. их насчитывалось около 1 млн чел., то 2010 году прогноз составляет около 2,8 млн чел., а к 2025 г. - 4,9 млн человек.
  Больше всего иностранных студентов в США - более 500 тыс. человек. Университет считается престижным, если в нём учатся иностранцы. В связи с этим, въезд в Америку для обучения облегчён, виза для студентов бесплатна, обучение ведётся только на английском языке. Обучение, как правило, платное. В обычном университете плата составляет 10-12 тыс. долл. в год, в элитном - 30-36 тыс. долл. В 2003 г. иностранные студенты внесли в казну 17 тыс. долл.
  Европа уступает США по числу иностранных студентов. Во Франции обучается 192 тыс. человек, в Германии - 130 тыс. человек. По специальной программе из разных стран в Европу приглашаются бакалавры для получения магистерской степени. Количество мест составляет 4000, затраты же на каждого студента - 1600 евро в год. Но европейские университеты, по сравнению с американскими, зарабатывают на иностранных студентах меньше, чем американские. Там плата за учёбу символическая, дорого стоят учебники, проживание в частных квартирах и общежитиях.
  Есть иностранные студенты и в российских университетах. Российское образование по своей фундаментальности - одно из ведущих в мире. К 2005 г. советские и российские вузы окончили более 600 тыс. иностранных студентов. Из них 12 стали президентами своих стран. В университетах арабских стран половина профессоров - выпускники российских вузов. В 1990 г. в СССР обучалось 120 тыс. студентов из-за рубежа. Число их резко сократилось в период шоковых реформ. Не было даже денег, чтобы отправить желающих уехать домой. В 1993 г. осталось только половина иностранных студентов. Это было моральной потерей для России. Как правило, специалисты-выпускники вузов устанавливают деловые контакты, в том числе и по закупке оборудования, в тех странах, где они учились.
  Сейчас положение изменяется в лучшую сторону. В 2004 г. в нашей стране обучалось 90 тыс. иностранных студентов. В основном из Африки и Юго-Восточной Азии. Студенты из европейских стран составляют всего 8,0 % (без стран СНГ).
  Томский политехнический университет и 20 других российских вузов реализуют совместные образовательные программы с иностранными университетами. Реализуется возможность выдачи двойного диплома. Осуществлён перевод на английский язык всех учебных дисциплин, входящих в федеральный компонент стандарта высшего образования.
  Независимые эксперты в рейтинге университетов одно их первых мест отводят Московскому государственному университету, потом Сорбонне и Кембриджу. В Россию едут учиться студенты в основном из небогатых семей. Особой популярностью здесь пользуются медицинские и инженерные вузы. Привлекает цена и качество. Российские вузы предоставляют образование, страховку, медицинское обслуживание и жильё. Стипендии выплачиваются за счёт посылающей страны. Иногда последние задерживают стипендии (Гвинея-Бисау), что вызывает волнения среди студентов.
  Обучение одного иностранца обходится в 1,5 млн долл. в год. Часть расходов покрывается за счёт средств федерального бюджета, в том числе стипендии студентам некоторых стран. Плата за обучение в медицинских университетах составляет 1700-6000 долл. в год, в инженерных - 1200-3600 долл..[3, С.4] Однако и в этой сфере существуют некоторые ограничения. Так, например, запрещено обучать иранских студентов по ядерным и ракетным технологиям. Что касается студентов из стран СНГ, то на равных условиях с российскими принимаются и обучаются студенты из Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В. Путин предложил принимать на бюджетной основе хотя бы 1,0 % студентов из стран СНГ. Томский политехнический университет постепенно входит в мировое образовательное и рыночное пространство, становится одним из лидеров мирового образования. ТПУ награждён почётным слитком "золотой слиток", учреждённым высшим Женевским институтом бизнеса и управления. Это единственный в России университет, прошедший международную экспертизу и получивший сертификат менеджмента качества, соответствующий стандарту ISO 9001:2000. Аудитором была британская компания "Национальное общество по обеспечению качества". Образовательные программы ТПУ аккредитованы в ведущих международных организациях. Это дало право с 2003 г. выдавать приложение к диплому европейского образца Diploma supplement.
  Сегодня ТПУ ставит задачи:
  - попасть в рейтинг-листы, которые публикуются в США и других странах. Пока там есть только МГУ и МВТУ;
  - получить заказы для подготовки специалистов из стран Юго-Восточной Азии.
  В ТПУ две категории иностранных студентов: бюджетные по заказам Министерства образования и науки и коммерческие. По государственным заказам обучают в 24 вузах России. В ТПУ учатся около 100 человек из-за рубежа. Это граждане Кипра, КНР, Вьетнама, Малайзии, Чехии, Ирана, Южной Кореи. Из них по заказу - 40 человек, коммерческих - 60 человек.
  Почему в Томске так мало иностранцев? Причин тому несколько, но основных две: суровая белая зима и нежелательное соседство с Сибирским химическим комбинатом (г. Северск). К концу 2005 г. в ТПУ предполагается довести число иностранных студентов до 300. Стоимость обучения коммерческих студентов на английском языке составляет 3300 долл. в год, на русском 2700 долл. Это в 10 раз дешевле, чем в Великобритании (23-33 тыс. долл.).
  Российские граждане так же едут учиться в зарубежные университеты. Этот процесс имеет свою историю. В Германии получил университетское образование М. Ломоносов. Для россиян были открыты двери и в Кембридже. Первым русским студентом в Кембридже был Григорьев. Сейчас другие масштабы, в зарубежных университетах насчитывается около 20 тыс. россиян.
  Образование считается полноценным, когда студент учился не менее чем в двух университетах разных стран. В России это возможно для семей богатых бизнесменов и высших чиновников. Но свыше 6 тыс. студентов ежегодно проходят обучение в 30 странах мира за счёт средств федерального бюджета.[4, C.5]
  Студенты ряда российских университетов (в том числе ТПУ) получили возможность один семестр учиться в других странах. В 2003 г. было направлено 2500 студентов в Германию, Великобританию, Францию, Голландию, Австрию, Италию, США. С Францией и Италией заключены специальные соглашения.
  Из ТПУ направлено на учёбу в зарубежные университеты на разные сроки обучения всего 137 студентов из 12 тысяч студентов дневного отделения.
  Возвращаются на родину не все. Так было всегда. Например, Иван Грозный в 1609 г. направил на учёбу в Европу 7 человек, из которых никто назад не вернулся. А из выпускников ТПУ, направленных в США для продолжения образования, осталось там работать 26 человек.
  Как показывает жизнь, учиться за границей престижно, но карьеру лучше делать в России. На инженерных специальностях в аспирантуре в США редко встретишь американца. В основном это индусы, китайцы, русские. Инженерная специальность для американца - не самый лёгкий путь к деньгам.
  Главный смысл вхождения в мировое образовательное пространство - международное признание дипломов, их нострификация или конвертирование.
  Есть международные соглашения о взаимном признании дипломов, в частности Гаагское и Вашингтонское соглашения. Гаагскую конвенцию подписали 56 стран: США, Япония, Испания, Италия, Израиль и другие. СССР хотя и присоединился, но не ратифицировал её. Члены Вашингтонского соглашения: США, Канада, Великобритания, Голландия, Австрия, Гонконг. Кандидатами в члены являются Германия, Сингапур, Малайзия. СССР был кандидатом в кандидаты. По этим соглашениям международное признание имели бы (при ратификации) только дипломы СССР, но не России или Украины.
  Россией заключены двусторонние соглашения более чем с 90 странами мира. Принимаются для нострификации дипломы только государственных университетов. Некоторые негосударственные вузы (Международная высшая школа, Современный государственный университет) обещают дипломы международного образца, но это обман. Российским университетам надо проходить аккредитацию, каждому по отдельности. Это включает в себя взаимное признание программ (например, в области техники и технологии), взаимное признание документов об образовании по тем программам, которые аккредитованы.
  ТПУ заключил соглашения со 114 иностранными университетами. Существует договорённость: 2 года учить в ТПУ, следующие 2 года - в иностранном университете.
  Особая форма сотрудничества - международный академический обмен. ТПУ подписал 51 договор, реально сотрудничает по 44 соглашениям. Обмены осуществляются с 18 университетами из 10 стран. В 2003 г. в академическом обмене участвовало 24 студента ТПУ, направленных на обучение в университеты Германии, Франции, КНР, Южной Кореи, Чехии.
  И всё же пока Россия в полном объёме не включена в международную систему образования, но движется туда по Болонскому пути.
  Болонская конвенция оформляет европейскую систему образования. Европа строит единый образовательный мир. К 2010 г. Европа должна иметь единую систему высшего образования. Присоединившись к этой системе, Россия сможет получить большую отдачу, чем от американской системы образования. Считается, что в Америке не так много хороших университетов, но много слабых.
  Начало этому процессу положено в 1998 г. - в год празднования 800-летия Сорбонского университета. Первыми подписали соглашение Италия, Франция, Германия, Великобритания. Документ называется "Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования". Сейчас количество участников соглашения достигло 40.
  Основные принципы Болонского соглашения:
  1) интеграция без уничтожения оригинальной специфики;
  2) отторжение американской системы;
  3) единые образовательные стандарты;
  4) единая система оценки знаний;
  5) эквивалентные дипломы.
  Россия сначала не собиралась присоединяться и занимать место в чужом пространстве. Однако, чтобы не оказаться в "отцепном вагоне", в 2003 г. вопреки имеющимся прогнозам Россия присоединилась к Болонской конвенции. Россия принята, но полноправным членом станет только в 2010 году. Следует отметить, что для Европейской комиссии Россия является серьёзным конкурентом на мировом рынке образовательных услуг. Европа боится демпинга, поскольку в России учат, как правило, хорошо и дёшево. Российский специалист самый дешёвый в мире. Законы рынка не всегда есть законы качества высшей школы. Здесь дешевле не значит хуже. Европе же лучше получать готовых специалистов даром. В ходе рыночных реформ в России получило распространение "подвальное" образование, фальшивые и покупные дипломы, стала заметной инфляция высшего образования, различие между "человеком с высшим образованием" и "человеком с дипломом о высшем образовании".
  Присоединение России к Болонской конвенции обеспечивает:
  - взаимное признание дипломов аккредитованных университетов;
  - возможность абитуриентов поступать в любой вуз Европы;
  - свободный перевод из одного университета в другой в безвизовом режиме;
  - возможность экспортировать образование (обучать иностранных студентов).
  Три кита Болонского процесса: двухступенчатое обучение, единая оценка знаний на основе накопительных кредитов, контроль за качеством образования. Для России к этому надо добавить 12-летнее среднее образование. Многоступенчатая система даёт возможность человеку выбрать свою образовательную траекторию под конкретную работу. Это свобода выбора для студента.
  В мировой практике известно несколько ступеней. Так, американская система насчитывает пять ступеней. К 2008 г. в России предполагается сформировать двухступенчатую систему высшего образования:1 ступень - бакалавриат, 2 ступень - магистратура. Это можно признать самым значительным изменением в ходе реформы высшей школы.
  Бакалавр - это 4 года учёбы. Но с российскими бакалаврами пока возникает несколько проблем. С одной стороны, дипломы бакалавра не востребованы российским бизнесом, и потому более 90,0 % студентов продолжают учиться пятый год для получения квалификации специалиста. С другой стороны, наши бакалавры не признаются лицами с высшим образованием на Западе, поскольку там в университет поступают после 12-13 лет обучения в средней школе, то есть общий период учёбы бакалавра составляет 16-17 лет, в России же не более 15.
  Обучение в магистратуре длится 1-2 года в зависимости от специальности. Магистратура будет воспитывать элитные кадры - исследователей, менеджеров высшего класса.
  Бакалавриат является более массовой подготовкой специалистов. Предполагается, что государственный бюджет будет платить только за подготовку бакалавров и лишь тех магистров, которые нужны государству. Подготовка специалистов с 5-летним обучением с 2008 г. в вузах России прекращается.
  В большинстве стран мира звание инженера зарабатывается после окончания университета в процессе получения опыта практической работы. Например, в Японии надо иметь стаж 7 лет, в том числе 2 года на руководящих должностях, сдать дополнительные экзамены, которые выдерживает 1 из 7 человек. После этого фамилия соискателя вносится в государственный реестр инженеров-профессионалов. Реестр имеет международное признание.
  Предполагается, что и после 2008 г. в России для ряда специальностей сохранится пятилетнее непрерывное образование. В основном для медицинских специальностей, творческих профессий, некоторых технических специальностей.
  Против многоступенчатой системы выступает ректор МГУ.[5, С.4] В. Садовничий считает, что МГУ за 5 лет даёт знаний больше, чем любой зарубежный вуз. Четвёртая часть выпускников приглашается работать за рубеж, куда слабых не берут. В МГУ лаборатории оснащены не хуже, чем в Гарварде. Специалист МГУ стоит не меньше 100-150 тыс. долл.
  России предстоит перейти на принятую в Европе кредитную систему оценки знаний. Вместо академических часов - зачётные баллы или кредитные единицы. За каждую лекцию, лабораторную работу, семинар - зачётные очки. Для того чтобы получить диплом, необходимо набрать определённое количество очков. За семестр должно накопиться не менее 30 кредитов. В системе зачётных единиц ECTS каждая единица равна 36 академическим часам.
  Через кредитную систему обеспечивается сравнимость оценок всех участников Болонского процесса. Это позволяет студентам свободно переходить из вуза в вуз как в России, так и во всей Европе.
  Кредитная система апробируется в 30 российских университетах. В ТПУ на электротехнических специальностях используется модель асинхронной организации учебного процесса на основе кредитно-рейтинговой системы.
  России предстоит удлинить срок обучения в средней школе до 12 лет. Это будет стоить 1 млрд руб. Предполагается с 2006 г. принимать в школу с 6 лет. В государственном стандарте образования повышаются требования к знанию иностранных языков. После 12-летки по Болонскому соглашению каждый школьник получит шанс продолжать учёбу в лучших университетах мира. Чтобы поступить в европейский университет, надо найти его сайт в Интернете, предъявить результаты ЕГЭ, заполнить анкету и ждать ответа. Без 12-летнего образования это сделать будет невозможно. Школьникам с 11-классным образованием предлагается окончить первый курс российского университета или 12-ый класс, например, во Франции или Испании.
  В настоящее время заключено соглашение с Италией о взаимном приёме абитуриентов соответственно в итальянские и российские университеты. Договорились, что в средних школах в качестве второго иностранного языка будет изучаться факультативно в Италии русский, в России - итальянский.
  Предусмотрено, что к 2010 г. университетские дипломы и приложения к ним должны иметь одинаковую форму. При этом главным документом будет не диплом, а приложение к нему. Диплом можно хранить в шкафу или повесить на стенку в рамке, а приложение придётся предъявлять при поступлении на работу, для участия в различных конкурсах. К национальным дипломам будут выдаваться международные приложения, заполненные по единому шаблону. Кредитная оценка знаний вводится для того, чтобы сделать дипломы и приложения понятными для любой страны.
  В настоящее время в России наблюдается ужесточение процесса аттестации и аккредитации специальностей и направлений, поскольку дипломы частных вузов будут признаваться в Европе только после государственной аттестации и аккредитации. В связи с этим создаётся единая система контроля качества высшего образования. Образована федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Введён механизм внеплановых проверок деятельности вузов и их филиалов. В комиссию для их проведения включаются иностранные эксперты.
  Многие российские вузы вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Сейчас более 60,0 % вузов называются университетами, хотя, по сути, не соответствуют этому статусу. Мы не имеем права заявлять, что наше образование лучшее в мире, потому что экономика не является лучшей в мире, и неконкурентную экономику создали выпускники российских вузов.
  Университет - это одновременно образовательное и научное учреждение. В России надо повысить долю университетов в науке с 7,0 до 15,0 %. Сейчас научную работу ведут менее 20,0 % вузовских преподавателей. В Европе любое отклонение от статуса университета означает прекращение образовательной деятельности. В России - только в случае несоблюдения вузом лицензионных нормативов после судебного решения.
  Войдя в мировое образовательное пространство, Россия должна сохранить лучшие элементы отечественного образования. Иначе в Росси могут исчезнуть степени доктора и кандидата наук, которые можно рассматривать как "национальное достояние".
 
 Список литературы:
 1. Российская газета. - 2003. - 21 августа. - С. 5.
 2. Российская газета. - 2004. - 27 мая. - С. 2.
 3. Российская газета. - 2005. - 24 мая. - С. 5.
 4. Российская газета. - 2002. - 19 апреля. - С. 2.
 5. Российская газета. - 2004. - 8 декабря. - С.5.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  А.А. Вазим
 
 
 ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
 
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  Преподавание экономической теории сталкивается в настоящее время с двумя основными противоречиями. Во-первых, противоречие между сложностью экономических систем и соответствующей сложностью теоретических построений, с одной стороны, а с другой стороны, недостаточной подготовкой слушателей, вызывающей потребность в упрощении экономических моделей. Во-вторых, противоречие возникает из-за различий экономических систем в нашей стране и за рубежом. Это приводит к необходимости использования заимствованных (или, зачастую, выдуманных) примеров из экономической практики. Рассмотрим эти противоречия подробнее.
  Для большинства студентов изучение экономической теории начинается только в стенах вузов. Причем для неэкономических специальностей количество часов на изучение недостаточно и даже сокращается в пользу основной специальности ради снижения учебной нагрузки на студента. В этом же ключе идет перевод учебной нагрузки из аудиторной во внеаудиторную. Многие студенты, не имея достаточных навыков самообучения, используют это время для изучения других предметов или для отдыха. Конечно, если студенты раньше изучали основы экономики в школе, то они имеют возможность использовать накопленные ранее знания, но ведь далеко не все имели раньше такую возможность, к тому же уровень вузовской подготовки превышает уровень любой довузовской подготовки в школах, лицеях, колледжах и т.д.
  Дополнительными трудностями выступают слабое знание математики и неподготовленность к анализу, в общем-то, абстрактных моделей. Но, даже отказавшись от строгого математического анализа, необходимо использовать экономико-математические модели, хотя зачастую приходится ограничиваться рисованием простых графиков. При этом наблюдается такая картина: идя на "уступки" слабо подготовленным студентам (слушателям), преподаватель выхолащивает суть предмета и сводит все к обыденным, житейским примерам. Такая ситуация напрямую вредит приобщению студентов к науке, дестимулирует их самостоятельную работу, сводя семинарские и практические занятия к "посиделкам" на экономические темы.
  Однако реализация такой ситуации напрямую зависит от квалификации и подготовки преподавателя. Приобретение опыта и повышение квалификации улучшают качество преподавания учебных курсов.
  Проблема преподавания экономических курсов выходит на совершенно иной уровень, когда реализуется политика сокращения учебных часов на социально-экономические дисциплины. Тем самым вузы начинают считать данные дисциплины необязательными, сетуют на "излишнюю загроможденность" этих курсов новыми категориями и понятиями, требуя их упрощения для большей доступности. Такая политика приводит к ограниченной и узкой специализации выпускников. В сочетании с многочисленностью университетов в системе высшего образования это приводит к реализации известного выражения: хотели как лучше, а получилось как всегда.
  Рассмотрим другое противоречие: между "Экономикс" и повседневными моделями экономического поведения людей как потребителей или как собственников рабочей силы, капитала и других факторов производства. Противоречие это определяется как несоответствие между "книжной" и "реальной" экономикой. Причем, под "реальной экономикой" понимается та, где отсутствуют кооперативные модели поведения между продавцом и покупателем, где происходит максимизация рентоориентированного поведения чиновников, где государство повышает изъятие доходов населения. Словом, "реальная" экономика - экономика первоначального накопления капитала, где "все против всех". Успех в такой экономике становится функцией не от составляющих человеческого капитала, а от краткосрочных и зачастую случайных факторов - вовремя продал ваучер (удачно приобрел или продал акции), не обменял на рубли валюту в августе 1998 г. и т.д. К сожалению, практика последних пятнадцати лет чаще подтверждала, чем опровергала такую "житейскую" мудрость. В результате некооперативное поведение всех субъектов рынка - государства, домашних хозяйств и предприятий - повышает уровень рискованности инвестиций в стране и ограничивает возможности экономического роста. Такими источниками могут быть только инвестиции в человеческий капитал, в современное оборудование, в ресурсосберегающие технологии.
  Все же представляется, что социально-экономическая политика в настоящее время в стране поворачивается в сторону общемировых тенденций и кооперативного поведения со стороны государства. Большую надежду вселяет присоединение России к Болонскому соглашению о взаимном открытии и обогащении национальных систем образования для создания в Европе до 2010 г. единого образовательного процесса. В этих условиях российские вузы, в частности ТПУ, внедряют новые методы и приемы обучения, направленные на облегчение доступа к образовательным услугам. Поэтому, можно сделать вывод, что в нашей стране кооперативное поведение субъектов рынка - государства, домашних хозяйств и предприятий будет возрастать.
 
 
 С.А. Дукарт
 
 
 СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ
 
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  В системе внутренней политики государства особое место занимает социальная политика. Главным объектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления. В условиях трансформации экономической системы, под которой следует понимать как изменение механизма функционирование социально-экономических систем, крупные преобразования в общественном воспроизводстве, значимость грамотно проводимой социальной политики возрастает. Это можно объяснить с позиции социально-психологических процессов, происходящих в обществе в период экономической трансформации. Неуверенность в завтрашнем дне, призрачность и неустойчивость сегодняшнего существования, уныние и пессимизм, постоянная боязнь инфляционных процессов, банкротства и разорения, безработицы, лишения пенсии, повышения цен на предметы первой необходимости, произвола чиновников, работодателя и домовладельца, разрушения семьи и краха устоявшихся морально-этических норм как показывает опыт реальных трансформационных состояний экономики различных стран являются господствующими характеристиками общественных настроений в обществе. Отсюда неизбежная двойственность поведения и мышления основной массы населения, выражающаяся поляризация общественного сознания, и как следствие поляризация общества. Общество раскалывается на тех, кто занимает активную жизненную позицию и пытается найти самостоятельно принципиальные основания собственного существования, и тех кто впадает в пессимизм и уныние. Но и те, и другие социальные группы заражены принципиальным неверием в эффективность государственных механизмов управления. Отсюда вытекает проблема проведения такой социальной политики в рамках государственного регулирования, которая не просто бы материально поддерживало незащищенные слои населения, а в первую очередь способствовала укреплению доверия к государству в период экономического реформирования. Очевиден факт, что без значительной социальной базы проводимых реформ снижается эффективность мер государственного воздействия на экономику, из-за чего болезненные для общества процессы перестройки экономического механизма могут еще более затянуться.
  Таким образом, для государства встает задача выбора стратегии своего поведения. В период проведения системных реформ в командной экономике с целью ее перевода на рыночные механизмы хозяйствования, в экономической теории и практике происходит столкновение в основном двух подходов, условно обозначенных как "градуализм" и "шоковая терапия". Первый предусматривает постепенную трансформацию командной экономики в рыночное хозяйство. Основные меры - это разгосударствление большинства предприятий через приватизацию с целью повышения эффективности работы и адаптации к рыночным условиям, создание рыночной инфраструктуры и сильно действующих рыночно-конкурентных стимулов развития производства при сохранении в руках государства возможности прямого и косвенного воздействия на жизненно важные сферы экономики и социальные процессы, накопление и потребление, осуществление структурно-технологических перемен.
  Второй подход предполагает "революционное", разовое разрушение командной экономики путем повальной приватизации госсобственности, рассматриваемой как самоцель; уход государства из экономики или по меньшей мере минимизацию его роли в ней; ограничение ее в основном регулированием денежного обращения; упование на всесилие "невидимой руки рынка" и сведение роли государства к функциям ночного сторожа.
  С точки зрения психологического восприятия, естественно градуалистский подход воспринимается основной массой населения более спокойно и адекватно. Большинство общества - консервативно, поэтому резкие перемены пугают и вызывают неприязнь. При таком подходе государство, тратя достаточно значительные материальные ресурсы в ущерб непосредственно процессу экономического реформирования, вынужденно поддерживает на плаву тех, кто не может быстро приспособиться к изменению условий экономического существования. А это, в свою очередь, означает затягивание преобразований на многие годы, что может привести к усталости и апатии населения. Кроме того, ступенчатость, медлительность реформирования, и как практически неизбежное следствие противоречивость политики государства и существующих механизмов старой и новой системы, может оттолкнуть активных сторонников преобразований и привести к расколу самой политической элиты. Проведение социальной политики в рамках "градуализма" означает не только значительное и достаточно продолжительное по времени расходование бюджетных средств, но и возникновение проблемы социальных конфликтов в обществе, в том числе вследствие неизбежного исчерпания, и так достаточно ограниченных, ресурсов государственной поддержки.
  "Шоковая терапия", что следует из самого названия, преследует цель осознанно вызвать шок в умах и настроениях. Шок способствует превращение социума в массу, которая управляема, и потому удобна для государства, которое стремится к полной управляемости общества для осуществления своих целей. Однако "шок может вызвать либо реанимацию, либо смерть больного". Отсюда очевиден факт того, что в условиях разной конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, государство обязано оказывать адресную помощь тем, кто не в состоянии самостоятельно пережить "шок".
  К сожалению, российское правительство при разработке стратегии социальной политики не в достаточной степени учитывает специфику проведении реальной социальной политики в условиях трансформационных процессов в нашей экономике.
  Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ. В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:
  1) достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
  2) обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  3) гарантия конституционных прав граждан в области труда" социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  4) переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
  5) нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного, возраста;
  6) существенное улучшение социальной инфраструктуры.
  Необходимыми условиями достижения указанных целей являются:
  1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства, повышения трудовой активности работников.
  2. Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налоговое законодательства, введение эффективного контроля над реальными доходами, получаемыми
 населением.
  3. Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.
  4. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
  5. Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.
  6. Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.
  7. Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.
  К сожалению, заявленные приоритеты социальной политики, верные по сути, как и положено стратегическим задачам, являются слишком абстрактными для проведения конкретных мероприятий в этой сфере. Перенос задачи, разработки, механизма, функционирования социальной сферы в новых условий с федерального на региональный уровень и уровень местных органов власти, вряд ли способствует реализации даже правильно намеченных целей.
  Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики,, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП. Необходимым условием этого является создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное становление и функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.
 
 
  А.С. Желтякова
 
 
 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
 
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  С переходом к рыночным отношениям образование все более рассматривается населением как важный экономический ресурс, обеспечивающий самореализацию, социальную мобильность, материальное благосостояние.
  В современной России престижность профессионального образования чрезвычайно высока. Стремление населения к получению образования отрадно свидетельствует о высокой ценности образования в массовом сознании современного российского общества. Однако общество сталкивается с такими серьезными проблемами как доступность, качество и эффективность образования.
  Следует отметить, что если несколько лет назад обращение к платным услугам высшего образования было более тесно связано с уровнем благосостояния, то сейчас платные услуги в высшем образовании постепенно перерастают быть альтернативой бесплатным. Соответственно, развитие платности услуг высшего образования воспринимается населением как неизбежность. Обострение проблем образования в общественном сознании приводит к тому, что люди чаще всего полагают, что этот важный социально-экономический ресурс становится всё менее доступным.
  В обществе складывается устойчивое мнение, что образование является выгодным и перспективным вкладом капитала. Это, в свою очередь, способствует росту престижа в обществе интеллектуальной собственности личности. Такие тенденции обуславливают рост потребности в расширении рынка образовательных услуг. Следствием этого процесса является повышение требовательности и избирательности со стороны потребителей к ассортименту и качеству знаний. В связи с этим перед государством стоит задача создание такой системы оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.
  Одним из наиболее важных аспектов для существования и развития вузов является ценообразование на рынке образовательных услуг. Очевидно, что ценообразование в сфере образовательных услуг должно базироваться на накопленном опыте установления цены на услуги. В настоящее время образовательные учреждения применяют различные методы ценообразования, такие как затратный метод, метод, ориентированный на конкурентов, метод единых и гибких цен, за рубежом известен новый метод человеческого капитала. Но практика ценообразования на рынке образовательных услуг, используемая в реальной действительности, иногда всё еще не соответствует рыночной экономике. К тому же проблемы ценообразования на образовательные услуги являются одними из наиболее сложных и наименее разработанных в отечественной экономической науке.
  Очевидно, что ценовая политика вузов должна базироваться на накопленном опыте установления цены на услуги. Но практика ценообразования на рынке образовательных услуг, используемая в реальной действительности, иногда все еще не соответствует рыночной экономике, вследствие чего возникают проблемы при формировании цены на образовательные услуги и правильно выбранного метода ценообразования.
  Для того чтобы определить сущность процесса ценообразования в сфере образования необходимо выявить особенности образовательных услуг как товара, которые непосредственно влияют на ценовую политику вуза. Во-первых, спрос на образовательные услуги всегда индивидуален и предшествует их производству, то есть заранее подготовить услугу в том виде, в котором на нее существует спрос, практически невозможно. Во-вторых, спрос на образовательные услуги имеет высокую общественную значимость, поэтому государство финансирует ряд образовательных учреждений. В-третьих, потребитель, как правило, не имеет достоверной информации о качестве предлагаемой услуге и рассматривает ее цену как показатель качества и надежности. Все эти особенности должны учитываться при формировании вузом цены на свои услуги.
  Для того чтобы более грамотно подойти к процессу ценообразования, необходима сегментация рынка образовательных услуг, результат которой позволяет выйти на возможность разработки и осуществления оптимальной ценовой стратегии образовательного учреждения.
  На основе экономического анализа процесса формирования цены на образовательные услуги, можно сделать вывод, что установление уровня цен состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за услугу покупатель, и издержками учреждения при ее предоставлении.
  В России образовательными учреждениями используется затратный метод ценообразования. По сути, это простейший метод, который имеет определенные преимущества и свои ограничения. Привлекательность этого метода обусловлена тем, что он опирается на реально доступные данные, которые можно получить внутри вуза на основе бухгалтерской отчетности и позволяет легко доказать обоснованность цены на услугу при заключении договора вуза с потребителями. Но при установлении "затратной" цены в расчет совершенно не принимается сложившийся уровень спроса на предлагаемую образовательную услугу. Поэтому вузы не способны вести гибкую ценовую политику. Достаточно сложным является вопрос о планируемой норме прибыли. Если в качестве базы для ее исчисления используется полная себестоимость, то вуз будет заинтересован в росте себестоимости для увеличения массы прибыли.
  Необходимо принимать во внимание данные недостатки путем анализа как внутренней, так и внешней среды образовательного учреждения. Для решения этих проблем образовательные учреждения должны вести маркетинговые исследования, которые бы позволили спрогнозировать спрос на предлагаемые услуги, осуществить анализ конкурентоспособности продукции и самого учреждения, а также качества, ассортимента и сервиса продукции, ценообразования, рекламы и других форм коммуникаций на рынке образовательных услуг.
  Для решения таких проблем как доступность, качество и эффективность образовательных услуг система российского образования разработала стратегию будущего развития, которая направлена на стабилизацию состояния социальной, экономической и политической системы общества, улучшение качества жизни населения, восстановление приоритетов образования в обществе.
  В итоге можно сделать вывод, что данная тема требует дальнейшего изучения и развития. Ценообразование, как один из элементов ценовой политики вузов, может принести должный результат, если ведется систематическая работа по анализу состояния внутренней и внешней среды с учетом ее изменяющихся рыночных возможностей. Если тщательный анализ ценообразования глубоко и точно проникает в сознание специалистов по образованию, он становится надежным инструментом достижения главных целей вуза. Это удается сделать тогда, когда учитываются разные интересы и потребности целевых групп конечных потребителей, ценовые маневры конкурентов и учет их текущих цен. Там, где ведется постоянный мониторинг конкурирующих возможностей, анализируется чувствительность к ценам различных групп потребителей, продумана и спланирована ценовая стратегия, там успех значительно выше.
 
 
  В.А. Колупаева
 
 
 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА
 
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  Экономические аспекты труда связаны с участием труда в производственном процессе. В этом смысле в научной литературе принято рассматривать труд как экономическую деятельность, в основе которой лежит соотношение между его полезностью (результативностью) и неполезностью (издержками труда). Принято считать, что в процессе труда реализуется его двойная цель: совершенствование предмета труда и совершенствование самого человека. В истории экономических учений существует множество определений труда; в современной литературе труд рассматривается как целесообразная деятельность человека, в процессе которой средствами труда он воздействует на предмет труда с целью получения продукта. Закономерности функционирования труда изучает наука - экономика труда, основными задачами которой является определение эффективности труда, выраженной в стоимостной форме, и выявление всех проблем, связанных с ее повышением. В настоящее время отечественная наука выделяет следующие основные проблемы экономики труда: производительность труда; инвестиции в человеческий капитал; условия труда; мотивация и оплата труда; изучение функционирования отечественного рынка труда. Все проблемы, выделенные в качестве основных, являются взаимосвязанными и взаимообусловленными и рассматриваются важнейшими факторами эффективности труда.
  Остановимся на теоретическом содержании вышеперечисленных проблем.
  Производительность труда. На производительность труда влияют все факторы производства. Однако, рассматривая труд в качестве экономического ресурса, следует выделить основные черты, характеризующие трудовые ресурсы. К ним относятся:
  а) численность работников;
  б) квалификация работников;
  в) длительность процесса труда;
  г) интенсивность затрат труда в единицу рабочего времени.
  Все это вместе взятое определяет производительность труда, его созидательность и полезность, ведущих к развитию экономики в целом и решению проблем повышения качества и уровня жизни. Но для того чтобы достигнуть положительных результатов, экономисты должны держать под контролем два момента. Первый - соизмерение затрат и результатов труда" второй - формирование критериев оценки труда работников. Первое дает нам представление о продуктивности, производительности труда и развитии экономики в целом; второе - о формировании доходов работников и решении социальных проблем.
  Производительность труда как экономический показатель используется для измерения соотношения между объемами выпуска продукции и затратами трудовых ресурсов на производство данного объема. С этим показателем тесно связан показатель рентабельности производства и в частности труда. На первый взгляд кажется, что определить эти показатели несложно. Однако существующие в отечественной науке методики в некоторой степени искажают информацию о продуктивности труда. Например, по результатам исследования до недавнего времени в отечественной экономике на первом месте по продуктивности труда была торговля, снабжение и заготовки, на втором - промышленность, на четвертом - сельское хозяйство. В то же время, к примеру, в США промышленность по продуктивности труда занимает первое место, сельское хозяйство - второе. Науке предстоит ответить на вопрос, почему в отечественной промышленности показатель производительности труда ниже, чем в сфере обслуживания. Не следует ли из этого ответ, что лучшие трудовые ресурсы у нас заняты в непроизводственной сфере экономики?
  На эффективность труда существенное влияние оказывают условия труда. Как известно, в любом производственном процессе важнейшими факторами являются используемое оборудование, предметы, средства труда, технологии, рабочие места и сам продукт труда. Все это дает нам представление о той производственной среде, в которой трудится человек. Кроме того, немаловажное значение имеют санитарно-гигиенические условия труда, состояние безопасности и ее нормы, а также чередование труда и отдыха. Основными направлениями совершенствования условий труда на современном этапе являются: разработка норм безопасности для всех видов производственной деятельности; устранение неблагоприятных воздействий условий труда на организм человека. Так как любое усовершенствование требует определенных денежных вложений, которые могут снизить эффективность производства, то возникает проблема: либо улучшать условия труда за счет дополнительных капиталовложений, либо сохранять прежние, если они соответствуют социально-гигиеническим нормам и положительно влияют на эффективность производства. Одним словом, эта проблема может решаться только с учетом экономических и социальных факторов.
  Человеческий капитал в научной литературе рассматривается как совокупность качеств работника, которые определяют производительность и эффективность его труда и в то же время являются источниками доходов человека, его семьи, предприятия, на котором он трудится, и общества в целом. К таким качествам относятся: здоровье человека, его природные способности, образование и профессионализм. Теория человеческого капитала является одним из важных разделов современной экономики труда. В основе этой теории лежит исследование зависимости доходов человека, семьи, предприятия и общества в целом от природных способностей, знаний и навыков человека. Известно, что затраты на образование увеличивают будущие доходы. Подобные затраты называют инвестициями в человеческий капитал. Эффективность инвестиций в образование подтверждается многочисленными расчетами, которые доказывают, что продуктивность труда и доходы от них, при прочих равных условиях, возрастают. Таким образом, ценность будущих выгод определяются ценностью инвестиций.
  Осуществляемые в России экономические реформы, направленные на повышение эффективности труда и производства, не могут быть успешно реализованы без создания действенных стимулов к труду. Экономическую мотивацию труда следует рассматривать как побуждение человека к плодотворной деятельности с целью реализации как собственных интересов, направленных на повышение благосостояния, так и на реализацию интересов предприятия (фирмы) и общества в целом. Она осуществляется через различные формы и методы, которые разделяются на внутренние и внешние. Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью выполняемой работы. Для человека главным в работе является интерес и возможность реализовать свой человеческий потенциал. Это один из стимулов, побуждающих человека трудиться добросовестно и продуктивно. Другим стимулом является значимость выполняемой работы, во-первых, для развития его природных талантов, а во-вторых, и это не менее важно, значимость достигнутых результатов для самого человека, его семьи, коллектива организации и общества в целом.
  Немаловажное значение для повышения результативности труда имеет внешняя мотивация. Она проявляется в двух формах: административной и экономической. Административная мотивация предусматривает меры воздействия на работника в случаях нарушения дисциплины. Однако при этом в действиях администрации должны быть соблюдены права работника, закрепленные в кодексе Законов о труде.
  Экономическая мотивация осуществляется через систему материальных стимулов, которые делятся на денежные и неденежные, и методов, усиливающих заинтересованность в труде. Эффективность применяемых форм мотиваций (экономической, социально-экономической, моральной), как правило, оценивается:
  а) в зависимости от результатов (натуральные, денежные оценки);
  б) повышением статуса работника, которое предусматривает его квалификацию, качество выполняемой работы, дисциплинированность и т.д. Так, например, если в США эффективность работника оценивается по результатам, то в Японии - статусом, в России используют и ту и другую оценки.
  Важное значение для повышения эффективности труда имеет решение проблем, связанных с формированием трудовых доходов и оплатой труда. В основе решения этих проблемы лежит выявление источников доходов и их дифференциация. Для науки важно изучить факторы, которые определяют структуру и уровень оплаты труда, разработать формы и системы оплаты труда в качестве рекомендаций, которые могут быть использованы в организации оплаты труда на предприятиях всех форм собственности.
  Нельзя отрицать того факта, что номинальная заработная плата, к примеру, возрастает, во всех странах, хотя величина ее прироста различается. Одной из причин, определяющих прирост заработной платы, является рост продуктивности труда, объяснить который можно повышением уровня оснащения труда техникой, достаточными запасами природных ресурсов, повышением образования и профессионализма работников, современными прогрессивными технологиями. В научной литературе при выявлении особенностей оценки труда в отечественной экономике отмечается, прежде всего, его низкая эффективность. В то же время оснащенность техническими средствами труда находится на достаточном уровне. Следовательно, можно сделать вывод о том, что труд отечественного работника стимулируется в неполной мере.
  Проблемы рынка труда с позиций современной экономической теории дополняют проблемы экономики труда. Определяя рынок труда в качестве системы, в которой взаимодействуют субъекты собственности на средства производства и наемные работники, считаем, что порядок функционирования этой системы оказывает значительное влияние на эффективность труда. Среди проблем, существующих на отечественном рынке труда, следует выделить такие, как профессиональная подготовка работников и обеспечение условий мобильности рабочей силы. Политика активных мер со стороны государства, направленная на развитие трудовых ресурсов, постоянно совершенствуется и расширяется. Однако этого явно недостаточно для эффективного снижения безработицы и повышения производительности труда в отечественной экономике. К примеру, государством не поощряется географическая мобильность рабочей силы, т.е. не предоставляются субсидии и кредиты на переезд семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места; а также не гарантируется улучшение материальных и жилищных условий жизни. Н а рынках труда редко предоставляется информация о вакантных рабочих местах по профессиям, отраслям, регионам страны и за рубежом.
  В отечественной литературе, имеющей отношение к рынку труда, не достаточно анализируются факторы, определяющие спрос и предложения труда, проблемы занятости, трудоустройства и подготовки кадров для развивающейся рыночной экономики.
  Таким образом, формирование отечественной эффективной экономики во многом определяется развитием экономики труда в качестве науки, так как именно она изучает проблемы повышения эффективности основного фактора производства - трудовых ресурсов. Для этого экономика труда должна не только изучить выше названные проблемы, но и дать реальные рекомендации по их решению.
 
 
  Г.Д. Скоблин
 
 
 ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ:
 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
 
  г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  Долгосрочная стратегия экономической безопасности России (РФ) на период до 2010 года (Стратегия)[4], разработанная учеными института экономики РАН, должна внести достойный вклад в национальную безопасность РФ. Обеспечение национальных интересов в экономике связано с самоопределением РФ в глобализирующем мире.
  В стратегии рассмотрены проблемы экономического роста, инвестиций, инноваций, конкурентоспособности. Особое место занимают вопросы науки. Конкретно - это свертывание прикладных научных исследований и разработок, что, по мнению авторов Стратегии, является острой угрозой экономической безопасности (ЭБ). В то же время ничего не сказано о фундаментальных исследованиях, например, о трансформации экономики РФ. Учеными РАН РФ предусматривается также формирование госзаказа научным учреждениям по проблемам ЭБ РФ, требующим теоретического осмысления. Разработанные Институтом РАН (1999 г.) параметры пороговых значений макроэкономического уровня в сравнении с 2002 годом показывают, что экономика страны находится в зоне опасности.[4, с.148]
  В связи с этим, возникает вечный вопрос в РФ: что делать? По моему мнению, следует начать с выбора варианта общественной трансформации РФ. Разумеется, проблемой трансформации РФ надо было заниматься еще до шокового варианта начала 90-х гг. ХХ в., но оказывается и через 15 лет после этого у РФ нет научной концепции трансформации.
  Но еще до 90-х гг. ХХ века началась рыночная трансформация социально-экономических систем. К этому времени наука РФ могла использовать зарубежные концепции, близкие для применения к своей стране. По моему мнению, это концепции "смешанной экономики" (Э. Хансен, Д.М. Кларк), планового капитализма (Дж. К. Гэлбрейт, Ф. Перру, П. Массе, Л. Лорви), "экономики знаний" (П. Друкер). Задача применения теорий трансформаций упрощалась, т.к. в социально-экономических системах любой страны были выявлены общие, незыблемые основы эффективного развития. И только затем исследования проводились с учетом специфики развития разных национальных экономических систем.
  С давних времен окончательно не решен вопрос неразрывного единства теории и практики. Для классиков она была прямой и недвусмысленной (физиократы - "Экономическая таблица" Ф. Кенэ; Д. Рикардо - взаимозависимость доходов и расходов в вопросах международной торговли; К. Маркс - теория обоснования революционной борьбы). Сложнее (намного) вышеуказанный вопрос в проблеме трансформации (масштабность, многофакторность). Подтверждение этому - практика незавершенности рыночных реформ во многих странах с периодом до 20 лет.[1, с.11]
  Актуальной в исследованиях трансформации остается проблема национальной специфики социально-экономической системы, что является ключом в познании общего в движении систем и сущностным (социокультурным) фактором.
  По мнению Л.В. Никифорова (институт экономики РАН) теория трансформации начинает преобразовываться в теорию общества знаний (новой экономики). В связи с этим РФ могла бы перейти к обществу знаний, но стоит задача выбора рационального варианта общественной трансформации страны.
  По мнению вышеуказанного ученого первый из таких вариантов - продолжение становление капитализма олигархического типа, и его отрицательные последствия наблюдаются в первой пятилетке 21 века. В конечном итоге РФ закрепилась бы в статусе страны как сырьевого придатка. Второй вариант - классический капитализм, для которого в стране есть предпосылки. Но тогда РФ предстояло бы повторить путь, пройденный развитыми странами в 20 веке. В этом варианте были бы свои минусы, и отставания страны было бы неизбежно. И, наконец, третий вариант - постепенная трансформация РФ в общество смешанного типа. Здесь также есть проблемы, связанные с существующим капитализмом (олигархическим). Но имеются и факторы, благоприятствующие трансформации (предпосылки смешанного общества, неприязнь к капитализму). Несмотря на то, что РФ имеет общие черты экономики смешанного типа, к обществу этого же типа она еще не подошла.
  И как скоро подойдет - неизвестно. Дело в том, что в РФ большую роль играют политические факторы, и не менее важно то, что в РФ еще не сложилось гражданское общество (ГО). С этим нельзя не согласиться с Л.В. Никифоровым, причем последнее (ГО) есть сущностная черта общественного устройства смешанного типа.
  Возвращаясь к вариантам выбора трансформации в РФ, следует заметить, что и второй вариант содержит в себе олигархический аспект, о чем писал (не прямо) еще Т. Веблен.[5, с.97] Это еще больше подталкивает к выбору третьего варианта.
  Теперь перейдем к анализу экономической трансформации по О.А. Ананьину [1] в свете различных зарубежных школ и направлений. Сразу отметим, что неудачи в теоретических исследованиях экономических трансформаций (ЭТ) произошли оттого, что основные версии ЭТ были производны от видений (по Й. Шумпетеру) экономической реальности (первичных образов). В то же время первичные образы сложились в отдельных школах экономической мысли. Так корни так называемой градуалистской версии ЭТ лежат в традициях классической и посткейнсианских школ политэкономии. Кругооборот богатства происходит в институциональных рамках, и решающим фактором считается производство. Акцент делается на стабилизации уровня производства как предпосылки стабильности.
  Новый институционализм содержит идеи неоклассической и неоавстрийской традиции. Однако существуют различия в институциональных подходах: у неоклассиков - институциональные условия совершенные, а у неоавстрийцев - характер формирования институтов эволюционный и спонтанный.
  Подход "шоковой терапии" отличен от вышеуказанных подходов: происхождение - неоклассическое, экономика - с точки зрения хозяйствующих субъектов (взаимодеятельность), главное в экономической трансформации - либерализация, цены - ориентир производителей и потребителей. Институциональный аспект в этом подходе заключается только в том, что хозяйственная деятельность осуществляется в институциональной среде.
  Таким образом, из анализа ЭТ имеем три подхода. Какой же из этих больше подходит для РФ для начала (после пяти лет) 21 века? Если считать, что "шокотерапийный" подход уже состоялся (с 1992 по 2005 гг.), пусть с превышением всех пределов (особенно цены на начало 90-х годов), то есть выбор оставшихся двух подходов. Градуалистский подход необходим в РФ из-за производства. К 2005 году РФ не решила эту проблему. Об этом говорит даже наша статистика. Важен для России и новый институциональный подход, он даже более важен для стран с переходной экономикой (статус РФ с рыночной экономикой формален), чем для промышленно-развитых.
  В заключение необходимо отметить, что проблема экономической безопасности РФ не может быть решена, если РФ не будет иметь научные концепции ЭБ РФ. Задача ученых РФ - создать такую концепцию, задача государства - поддержать ее и выполнить.
 
 Список литературы:
 1. Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания. Институт экономики. - М.:2005. - 244 с.
 2. Виноградов В.А. Новая экономика. - М.: Наука, 2005. - 208 с.
 3. Любимцева С.В. Трансформация экономических систем. - М.: Экономистъ, 2003. - 443 с.
 4.Россия в глобализирующемся мире / Отв. ред. Д.С.Львов. - М.: Наука, 2004. - 740 с.
 5. Скоблин Г.Д. Труд - классическое и институциональное направления экономической науки // Экономика России в 21 веке. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.А. Барышевой. - Томск: ИПФ ТПУ, 2004. - С. 97.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 С.Ю. Ермакова
 
 
 НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ
 
 г. Улан-Удэ, Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет
 
  Национально-исторические особенности развития России предопределили тот факт, что традиционной для нашей страны является значительная роль структур государственной власти в общественном развитии. В современной России происходит процесс усиления государственной власти, и этот факт является излюбленным предметом дискуссий экономического и политического сообщества. Можно придерживаться различных точек зрения на данную тенденцию, но, тем не менее, в определенных сферах государство играет важнейшую роль, преуменьшить которую невозможно. И в первую очередь это относится к осуществлению широкомасштабных и социально значимых проектов. В частности, в настоящее время это касается такой актуальной проблемы, как сохранение экологического равновесия, достижение целей экономического роста с сохранением природы для настоящего и будущего поколений.
  Сбалансированное развитие экономики в режиме согласия с природой является основным критерием концепции устойчивого развития. Эта концепция была разработана всемирной комиссией ООН по охране окружающей среды и развитию, а в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро была принята в качестве Повестки дня на 21 век. К настоящему времени данная концепция приобрела статус государственной политики во многих странах мира (Нидерланды, Норвегия, Германия, Япония, Китай и др.). Смысл концепции устойчивого развития - обеспечить нужды настоящих поколений без нанесения ущерба возможностям будущих поколений обеспечивать свои потребности, а общество рассматривается как целостность природы, социума и экономики.
  В рамках данной концепции предполагается создание условий для экономического роста любой социо-природной системы любого уровня сложности, не нарушая ее безопасности, биологического баланса и ведущих к повышению качества жизни, как настоящего, так и будущих поколений. То есть экономический рост не отвергается, но провозглашается разумное пользование эколого-ресурсной базой, преодоление существующего потребительского отношения к природе и забота о будущих поколениях. Построение устойчивой экономики является, пожалуй, самой трудной задачей, так как в качестве основного критерия принятия решений в области экономики будет не просто прибыль. Здесь необходимо принимать во внимание требования и экономической эффективности, и экологической безопасности, и социальных последствий. В качестве эффективного способа решения данной задачи на уровне государственной политики можно предложить использование новых разработок в области макроэкономического моделирования.
  Основой для принятия решений в экономической политике всегда является статистическая информация. Вернее, комплексный набор определенных социо-экономических показателей. В настоящее время в нашей стране необходимые индикаторы рассчитываются в рамках принятой в 1993 году системы национальных счетов. Однако основные счета СНС имеют Т-образную форму и связаны между собой с помощью балансирующих статей. Для более наглядного представления структурных взаимосвязей в экономике, общественного производства применяются матричные формы, то есть различные вариации Леонтьевской модели "затраты-выпуск". У нас в стране Госкомстатом уже традиционно рассчитывается межотраслевой баланс - баланс производства и распределения продукции в национальном масштабе.
  Но в 70 гг. прошлого века Грэхэм Пиатт, Эрик Сорбек, Аллан Рой и ряд других ученых развили наработки Ричарда Стоуна в отрасли национального счетоводства и разработали основы методологии построения так называемых матриц социальных счетов (SAM - social accounting matrix). Это квадратная матрица, которая отражает все сделки в пределах социально-экономической системы за определенный год. Она позволяет провести комплексный анализ экономики страны: объем и распределение потока доходов экономических институтов (в частности, домохозяйств), в том числе на приобретение товаров и услуг (что позволяет оценить уровень жизни); объем трансфертных платежей, сбережений и производство продукции. По сравнению с МОБ матрица является более гибким и наглядным комплексным инструментом макроэкономического анализа. В России работа над компиляцией матриц социальных счетов ведется, в частности, с 1993 года в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП (институт народнохозяйственного прогнозирования) РАН ("интегрированные матрицы финансовых потоков").
  Но данные, получаемые и из этой, уже усовершенствованной системы, еще не отвечают требованиям устойчивого развития, то есть генерируемые показатели не отражают экологических последствий экономического роста. Поэтому для решения задачи объединения экономических, экологических и социальных критериев в принятии решений в рамках государственной политики можно предложить использование расширенных моделей МСС. В частности, на данный момент, такая система разработана в рамках расширенной матрицы социальных и экономических счетов (system of economic and social accounting matrices and extensions -). Расширение заключается в детализации базовых счетов и их дополнения с помощью показателей социальной и экологической статистики путем включения в нее данных соответствующих подсистем. Так как все данные собираются по единой методике СНС, система обеспечивает соответствие между входящими в нее подсистемами, а также максимальную гибкость в смысле включения различных вариаций подсистем, которые могут касаться социо-демографического развития, занятости, образования, экологии и проч. SESAME включает в себя несколько блоков:
  1. Национальные счета (ВНП, дефицит бюджета, прочие экономические показатели: госдолг, инфляция);
  2. Инновации и исследования (затраты на образование, то же по отношению к уровню ВНП, уровень доступа в Интернет, патенты, экспорт высокотехнологичной продукции);
  3. Экологический модуль (NAMEA);
  4. Матрица социальных счетов и социо-демографический модуль (показатели занятости - уровень занятости, рост занятости, уровень занятости женщин, уровень безработицы, социальное обеспечение).
  Каждая подсистема представляет собой информационную структуру, которая отражает, как тот или иной сектор экономики соотносится с изменениями определенного агрегированного показателя, а также каким образом индикаторы изменяются под воздействием перемен в экономической структуре. Благодаря согласованной взаимосвязи между ключевыми макроэкономическими индикаторами и более детализированными социо-экономическими и экологическими данными значительно возрастают аналитические возможности.
  Однако особый интерес с точки зрения концепции устойчивого развития представляет экологический модуль SESAME - Матрица национальных счетов, включающая экологические счета (national accounting matrix including environmental accounts - NAMEA). Данная модель была разработана голландскими экономистами и признана комитетом статистики Евросоюза. К настоящему времени, являясь абсолютно новой для России, она применяется в скандинавских странах уже более 10 лет.
  Матрица также основана на принципах таблиц "затраты-выпуск" включает помимо центральных счетов счет загрязнителей и счет экологических проблем, в которых, в количественных единицах отражены источники загрязнений и "вклад" каждого загрязнителя в ту или иную экологическую проблему. Традиционные экономические показатели (такие как валовой внутренний продукт) отражены в денежном выражении, а экологические показатели - в натуральных единицах. В матрице находят отражение такие показатели, как: природоохранный эффект, сокращение озонового слоя, кислотное загрязнение, отбросы производства, потребление воды и воздуха, выброс токсических веществ, загрязнение воды и воздуха. А также NAMEA может быть дополнена показателями потребления сырой нефти, природного газа и древесины.
  При анализе данных системы считаются, так называемые, эколого-экономические профили, которые отражают процентный вклад каждого сектора экономики в валовой внутренний продукт, занятость населения и в воздействие на окружающую среду. Например, в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции - традиционно рассматриваются 6 отраслей промышленности: сельское хозяйство, целлюлозно-бумажная промышленность, металлургия, химическая промышленность, транспорт (наземный, водный, воздушный) и коммунальные услуги (электричество, газ, водо- и пароснабжение). Таким образом, определяются положительные и отрицательные эффекты каждой отрасли, обеспечивается основа для международных сопоставлений. Все это позволяет рассматривать матрицу социальных счетов, включающую экологические счета, в качестве эффективного и наглядного инструментария для анализа и прогноза воздействия государства на экономику страны в рамках реализации государственной политики устойчивого развития.
  В целом же рассмотренные модели позволяют оценить эффективность и качество процесса воспроизводства в рамках страны, определить во взаимосвязи социально-экономические и экологические показатели, а также сформировать целевые параметры экономического развития и придать качественно новую направленность государственному регулированию экономики России.
 
 Список литературы:
 1. Дондоков З. Д. Мультипликационные эффекты в экономике. - Улан-Удэ, 2000. - С. 85.
 2. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х томах / В.В. Мантатов; ВСГТУ. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2000. - Т.1. - С. 94-95.
 3. Jeffery I. Round "Constructing SAM for development policy analysis: lessons learned and challenges ahead" // Economic System Research. - 2003, Volume 15, No2, pp.161-183.
 4. Keuning S., Verbruggen M. "European structural indicators, a way forward" // Economic System Research. -Volume 15. - No2, pp.197-209.
 
 
  И.Г. Шелудякова
 
 
 СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В РОССИИ
 
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  Для рассмотрения процесса трансформации собственности в российской экономике наиболее продуктивен методологический подход, согласно которому государство является главным субъектом национальной экономики, определяющим траекторию и качество экономического роста, социальную структуру и хозяйственный механизм страны. И если правовой основой государственного вмешательства служит сама природа организации социальной жизни общества, в том числе и экономики, то материальной основой такого вмешательства является собственность на часть национальных ресурсов.[1, с.58]
  Исторически сложилось так, что в России государственной собственности при любом общественном строе уделялось первостепенное внимание. Она являлась связующим звеном в пространственно и организационно разобщенной национальной экономике. Однако в итоге рыночных преобразований в конце ХХ века, проведения политики разгосударствления и приватизации роль государства и объемы государственной собственности в России заметно уменьшились.
  Абсолютизируя роль частной собственности и осуществив быструю смену форм собственности, отечественные реформаторы не учли, что любая форма собственности сама по себе нейтральна по отношению к эффективности производства. А как раз этого они и не смогли добиться, то есть повышения эффективности производства и более полного удовлетворения потребностей всех членов общества не произошло. Более того, эффективность производства во многих отраслях резко снизилась. Около 2/3 приватизированных предприятий по существу убыточные. ВВП за годы реформ с 1992 по 2002 годы уменьшился в два раза.[2, с.46]
  В современной смешанной экономике смена форм собственности не означает смены существующего экономического строя. Определенный уровень эффективности производства обеспечивает не столько форма собственности, сколько используемый в той или иной отрасли, стране конкретный механизм хозяйствования. Такой эффективный хозяйственный механизм необходим и для экономического развития России. Несомненно и то, что экономическое развитие должно проходить в рамках рыночной экономики, но с заметным государственным участием.
  Государство как собственник отличается от традиционного или современного типа собственника только частично, а часто лишь номинально, то есть государство, как и частный владелец, является представителем капитала. Целью государственных предприятий, работающих в условиях рынка, является получение максимальной прибыли, причем отнюдь не непременно путем наибольшего удовлетворения потребностей общества. Исключение составляют предприятия, занимающиеся производством "общественных благ". Они выполняют дополнительные общественные цели и задачи, которые реализуются в ущерб экономической эффективности.
  Можно утверждать, что произошедшее погружение отечественного госсектора в рыночную среду в целом себя не оправдало. С одной стороны, по мировым критериям госсектор в России достаточно большой и правительство продолжает проводить политику на его уменьшение. Причины этого кроются, в частности, в процессе саморазрушения и проигрывания конкурентной борьбы частному сектору; однако все же главной причиной остается то, что слишком маленькие суммы бюджетных средств тратятся на его формирование и содержание. Такая недальновидная политика государства относительно госсектора удивляет, так как правительство, по сути дела, лишает себя основного рычага реформирования национальной промышленности. Поэтому, с другой стороны, применительно к России, не может быть сомнения в том, что структуру государственного сектора экономики необходимо расширять.
  И тут напрашивается интересное наблюдение: начиная с германской национализации ХIХ века в государственную собственность так или иначе попадают отрасли, связанные либо с обслуживанием общих условий производства (связь, транспорт, коммунальное обслуживание), либо нерентабельные, но имеющие важное экономическое значение для общества в целом (например, угольная промышленность). То есть национализация предполагается только в тех отраслях народного хозяйства, где государство несет огромные прямые и косвенные экономические потери. Поэтому если говорить о процессе национализации в современной экономике, то она, как и ее антипод - приватизация, служат повышению эффективности общественного производства.
  На Западе национализация давно является одним из инструментов государственного регулирования экономики. Процессы национализации и приватизации не раз сменяли друг друга в таких странах как Франция, Великобритания, Италия и т. п. Эти процессы в значительной степени представляют собой перераспределение ресурсов из частного сектора экономики в государственный и обратно. Государственный сектор как бы конкурирует с частным за материальные, финансовые и кадровые ресурсы. Помимо всего прочего, госсектор выступает в качестве стимула к более эффективной деятельности частного сектора. Причиной такого движения по мнению французского экономиста Жан-Жака Роза является "равновесие прав собственности" между частными и государственными владельцами предприятий. В соответствии с его теорией, частные владельцы и правительство соревнуются за обладание контролем над предприятиями. Они заинтересованы в монопольной ренте, которую эти предприятия получают в силу своего рыночного доминирования в условиях монополистической конкуренции. Частные владельцы ищут возможность увеличить свою финансовую собственность, поэтому, когда норма процента растет, и альтернативная стоимость капитала частных инвесторов увеличивается, привлекательность фирмы для них уменьшается, что предполагает рост движения к процессу национализации. Что касается правительства, то оно стремиться улучшить свое политическое положение путем распределения политических выгод через принадлежащие государству предприятия. Однако когда эффективность частого сектора становится более высокой, и возможность облагать его налогами возрастает, то правительство стремиться избавиться от ненужных более ему предприятий.[3, с.51]
  Е. Балацкий и В. Конышев также использовали математическое моделирование, чтобы описать взаимодействие и взаимовлияние государственного и частного секторов экономики. Рассматривая масштабы названных секторов, они делают вывод, что эти сектора "являются как бы "сцепленными" между собой: размер каждого из них в данный момент времени влияет на изменение их размера в последующий момент. Таким образом, каждый сектор развивается не сам по себе, а с учетом развития другого сектора" [4, с.5]. Данная система находится в колебательном режиме, однако в некоторых случаях, при определенных значениях рассматриваемая система может достичь равновесного состояния.
  На экономическом языке эти колебания означают поочередное усиление и ослабление позиций госсектора в национальной экономике, то есть данный циклический процесс образует волны приватизации и национализации. Разумеется, на практике увеличение госсектора отнюдь не всегда связано только с национализацией предприятий частного сектора. Это может быть создание государством новых компаний и расширение деятельности имеющихся в его арсенале предприятий. Аналогично и уменьшение госсектора не всегда сопряжено с приватизацией. Это может быть закрытие некоторых предприятий госсектора или сворачивание их деятельности.
  Известно, что любые циклические колебания дестабилизируют экономическую жизнь страны, вызывают своеобразные "адаптационные шоки" у экономических агентов, ведут к незапланированным потерям в хозяйственной деятельности как предприятий, так и отдельных людей. Поэтому целью макроэкономического регулирования является предотвращение или, по крайней мере, уменьшение амплитуды любых экономических колебаний. Соответственно масштабы государственного сектора желательно поддерживать на определенном уровне, близком к оптимальному. Только как установить это оптимальное соотношения между национализированной (государственной) и частной собственностью в той или иной стране? На данный вопрос пока нет достойного ответа.
  На сегодняшний день национализация в России - это скорее потенциальный инструмент рыночной экономики, чем реальный. Однако, по мнению многих экономистов, необходимость национализации в России назрела в ряде отраслей. В государственный сектор экономики должны входить все жизнеобеспечивающие отрасли народного хозяйства (материального и нематериального производства), в первую очередь, природа эксплуатирующие отрасли, на долю которых в настоящее время приходится около 80% всей экспортируемой Россией продукции. Безоглядная приватизация привела к тому, что, например, в электроэнергетике доля госсектора в России оказалась более чем в 10 раз меньше, чем во Франции, где эта отрасль почти полностью обобществлена. Использование частной -индивидуальной собственности в системе ТЭК уже привело к тому, что не государство, а частные лица присваивают природную ренту (на долю которой приходится около 2/3 от цены природного ресурса) [5].
  Кроме прямых экономических потерь государство, фирмы и домохозяйства несут косвенные экономические потери, используя продукцию и услуги отраслей ТЭК. Дело в том, что оказавшись в частных руках отрасли ТЭК вместо снижения издержек производства гонятся за прибылью и постоянно завышают цены (тарифы) на свою продукцию и услуги, при этом нерентабельными становятся целые отрасли народного хозяйства, особенно отрасли обрабатывающей промышленности. Домохозяйства так же страдают от необоснованного роста тарифов на услуги естественных монополий, вследствие которых растет, в первую очередь, квартирная плата.
  Таким образом, государственный сектор и национализацию, как один из способов его формирования, нельзя игнорировать. Наоборот, их можно рассматривать как мощный рычаг регулирования национальной экономики.
 
 Список литературы:

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу