<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Бирюков В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 12. - С. 57-64.
 2. Симчера В. Об эффективности использования национальных ресурсов // Общество и экономика. - 2003. - № 7-8. - С. 29-51.
 3. Роза Ж.-Ж. Национализация, приватизация и распределение прав финансовой собственности // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. - 1994. - № 2. - С. 42-53.
 4. Балацкий Е., Конышев В. Взаимодействие государственного и частного секторов в России: проблема достижения равновесия // Общество и экономика. - 2004. - № 1. - С. 3-17.
 5. Волович В.Н. О сущности и стратегии российских экономических реформ // Проблемы современной экономики. - 2003. - № 3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://m-economy.ru/art.php3?artid=18320.
 
 
 
 
 
 
  Т.А. Петрова
 
 
 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Ф. ПЕРРУ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
 
 г. Колпашево, Администрация Колпашевского района
 
  Сущность институционального подхода заключается в акцентировании внимания на нормах, правилах и стереотипах мышления, управляющих поведением людей в реальном мире. Более детально институциональный подход можно описать рядом свойств. Большое внимание в институциональной теории уделяется внутренней структуре государства, мотивам его образования, целям деятельности.
  Функционирование государства зависит от многих объективных и субъективных факторов, важнейшим из которых является форма государственного устройства. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти
  Институционализм использует для объяснения экономических явлений очень широкий спектр институтов (как экономического, так и неэкономического плана), которые принимаются как аксиома, т.е. понятие, не требующее доказательства и объяснения.
  Общая экономическая теория Ф. Перру состоит из трех основных частей:
  * теория "доминирующей" экономики;
  * теория "гармонизированного" роста, которая должна указывает пути и методы совершенствования капиталистического хозяйства с помощью государственного регулирования;
  * теория "всеобщей экономики", в котором производство осуществляется для каждого человека, отсутствуют нужда и насилие.
  Основополагающим принципом экономической жизни в соответствие с теорией "доминирующей" экономики является неравенство экономических субъектов. Оно определяется различиями в размерах производства и капитала, в степени информированности об условиях деятельности, в степени влияния на партнеров и конкурентов и т.п. Главным результатом такого неравенства становится существование доминирующих и подчиненных хозяйствующих единиц. В условиях современного хозяйства доминирующие единицы принуждают других соглашаться на свои условия сделок или взаимодействия. В результате этого все экономическое пространство деформируется; одним из видов такой деформации является поляризация экономического пространства вокруг ведущей территории ("полюса роста"). Входящие в такое поляризированное пространство местные сообщества устанавливают неравноправные отношения с "полюсами" и испытывают на себе увлекающее или тормозящее воздействие последних. "Территории-моторы", как доминирующие единицы, обладают по отношению к другим мощным "эффектом влечения", повышая масштабы и темпы их расширения, а также изменяя структуру всей национальной экономики.
  Деформация экономического пространства вокруг доминирующей единицы означает изменение содержания и формы экономических отношений между всеми входящими в пространство единицами. Если в модели совершенной конкуренции каждая фирма (хозяйствующая единица) действует самостоятельно, то, попав в поляризированное пространство, она должна при принятии решений учесть прямое или косвенное принуждение со стороны доминирующей единицы. Это изменяет все условия равновесия в данном пространстве. В такой ситуации экономические единицы ведут себя уже не как взаимозависимые самостоятельные партнеры, а как члены единого, системно организованного целого. Такую совокупность Ф. Перру называет "макроединицей" и распространяет этот принцип на отношения между различными секторами национальной экономики, социальными группами и даже отдельными государствами. В данном случае под экономической единицей можно рассмативать населенные пункты муниципального образования.
  Ф. Перру также выдвинул тезис о том, что внутри макроединицы (в нашем случае под макроединицей подразумеваем муниципалитет) изменяется природа и методы конкуренции. Из стихийной, агрессивной и неорганизованной борьбы "всех против всех" она становится "коллективным действием", превращается не столько в борьбу, сколько в соревнование. Изменение природы конкуренции, считает автор, серьезно меняет и весь механизм распределения ресурсов, т.е. движение труда, капитала, денег внутри территории и между территориями. Теперь в основе такого распределения лежит не только стремление обеспечить наибольшую прибыль для каждого населенного пункта, но и максимизация прибыли для всей макроединицы (муниципального образования) в целом.
  Ф. Перру считал, что доминирующие макроединицы представляют собой своеобразные "полюса роста" в рамках национальных хозяйственных систем. Они порождают "эффект агломерации", объединяя дополняющие друг друга виды деятельности в одно целое.
  Базируясь на данном предположении "доминирующей экономики" и понятии неоднородности экономического роста, Ф. Перру выводит принцип индикативного планирования экономики. Он делает следующие выводы относительно практики планирования и обеспечения роста в условиях капитализма:
  Сбалансированный рост практически неосуществим, поэтому политика роста - это всегда политика неравномерного роста (независимо от того, достигается ли она сознательно или происходит стихийно),
  Политика роста, осуществляемая как структурная политика, направлена не на приспособление к существующим структурам, а на активное преобразование структур в желаемом направлении,
  Поскольку рост возможен только как неравномерный, то и структурная политика должна быть избирательной (селективной), а не глобальной.
  Такая политика, считает автор, должна отвечать трем основным принципам. Во-первых, это максимизация реального валового продукта (основы роста благосостояния общества и источника экономического роста) и минимизация его колебаний (сглаживание цикличности развития, устойчивый рост). Во-вторых, это уменьшение диспропорций между отдельными сферами хозяйства (т.е. гармонизация структуры экономики, которая должна способствовать наибольшему удовлетворению личных и общественных потребностей, а не порождать дефицит). В-третьих, это учет того, что темпы экономического роста должны соответствовать наличной рабочей силе, производственным мощностям, возможностям и желанию инвестировать, имеющимся кредитным ресурсам и т.п., другими словами, соответствовать "планам живых людей и социальных групп". Данная теория нашла отражение в концепциях социально-экономического развития муниципальных образований в России. В частности при формировании Концепции Колпашевского района в качестве точек роста были определены некоторые сельские территориальные управления, которые с 01.01.2006. станут самостоятельными поселениями (например, Чажемтовское МСТУ): "Еще одним центром роста в районе, наряду с г. Колпашево, должен стать п. Чажемто, ставка в развитии которого должна быть сделана на расширение сферы лечебно-оздоровительных услуг и досуга отдыхающих. Вместе с тем, в окрестностях п. Чажемто возможно строительство завода по производству кирпича в связи с наличием запасов глины. Очевидно, что данный проект будет реализован, если в районе начнется массовое жилищное строительство, которое в последние годы было заморожено. Естественно это тема отдельной программы, но следует отметить, что внешние предпосылки для этого сложились - в 2004г. произошло совершенствование федерального законодательства и по настоящему эффективно заработала система ипотечного кредитования." [1, с. 5]
  Эффективность системы межбюджетных отношений в рассмотренных федеративных государствах достигается обеспечением расходных потребностей всех уровней бюджета доходными источниками. Общий объем денежных средств, включая собственные доходы местных бюджетов и переданные трансферты, позволяют выполнить расходные обязательства, причем часто принцип распределения закладывается в нормативных документах государства на срок 3-5 лет, процедура является прозрачной и стабильной, есть возможность у низовых бюджетов формировать бюджеты следующего финансового года, осуществлять стратегическое планирование территории. Главными факторами при распределении трансфертов являются степень неравенства подушевых бюджетных доходов региона в зависимости от распределения расходных полномочий.
  Доходы, которые в наибольшей степени зависят от усилий местных властей, необходимо закрепить за местными бюджетами. Это налог на имущество и физических лиц и предприятий, налог на недвижимость, если он будет введен, налоги, взимаемые в розничной торговле, на малый бизнес. Муниципальная экономическая политика может дать зримые результаты в большинстве случаев только через 10-15 лет. При ее реализации упор необходимо сделать на территориальные (и отраслевые) "полюса роста" Это позволит повысить социальную и экономическую эффективность ее за счет концентрации средств.
  Стратегический подход к социально-экономическому развитию территории предусматривает выявление факторов роста и факторов торможения, однако нацеленность на изменение не только количественных, но и качественных свойств (характеристик) муниципального образования в обозримом будущем обуславливает необходимость определения "полюсов" не только роста, но и развития. Перевод муниципального образования на желаемую траекторию развития требует концентрации ресурсов в тех секторах экономики, которые обладают характеристиками роста и развития.
  Полюс развития должен обладать не столько эффектом притяжения, сколько эффектом мультипликации, способностью стимулировать появление новых элементов пространственной структуры экономики.
  "Полюса развития" можно считать ключевыми элементами стратегического развития муниципального образования, и именно они должны войти в состав стратегического выбора.
  Эффективность муниципальной политики напрямую зависит от региональной политики, которая определяется наличием и взаимодействием ее четырех основных компонент: теории и методологии, правовой базы, государственных институтов и финансовых ресурсов. Значимость последней компоненты особенно велика, поскольку даже при наличии самой прогрессивной методологии, сильных институтов и тщательно подготовленного законодательства, действенность региональной политики может быть минимальной, если отсутствуют необходимые материальные и финансовые ресурсы для ее реализации.
  Однако, несмотря на все трудности, местное самоуправление живет и развивается, при правильной постановке бюджетно-финансового механизма развитие местного самоуправления обязательно состоится. Если даже в нынешних условиях местное самоуправление показало свою несомненную жизнестойкость, то можно с уверенностью утверждать перспективы развития местного самоуправления в России есть и они получат новое развитие в связи с принятием нового федерального законодательства.
 Список литературы:
 1. Концепция социально-экономического развития Колпашевского района / Фонд Агентства развития Томской области. - Томск, 2005. - 56 с.
 
 
  Д.А. Турнов
 
 
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
 
 г. Вологда, Вологодский Государственный Технический Университет
 
  Общественные финансы - это экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств через налоговую систему и перераспределением их через систему общественных расходов.
  Управление государственными финансами является ключевым элементом экономической политики государства. В рамках различных экономических школ существуют и развиваются своеобразные (часто взаимоисключающие) теории государственных финансов, формируются подходы, используемые в практике экономической политики.
  В рамках данной статьи мы попытаемся определить теоретические основы управления общественными финансами в современной России.
  Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо, прежде всего, проанализировать цели, которые ставит перед собой Правительство, каких результатов оно планирует достичь, управляя государственными финансами. Очевидно, что здесь нам помогут такие базовые документы как Конституция, ежегодные послания Президента Парламенту. Перечисленные документы являются наиболее "яркими маяками" проводимой экономической политики. Их задача - определение общего экономического курса страны. Их отличает абсолютная доступность, простота и ясность. Что же увидит гражданин Российской Федерации, ознакомившись с ними? Ответ один, и он также абсолютно очевиден: Россия (будем говорить о России будущего) - это социальное государство, основанное на развитых рыночных институтах, важнейшей целью которого является благосостояние его граждан, всех без исключения. Важнейшими целями признаются ликвидация бедности, развитие образования, науки и здравоохранения, обеспечение граждан жильем и работой. Именно этим целям, подчинено и удвоение ВВП, и военная реформа, и интеграция России в глобальную экономику. Подобные программные заявления ставят Россию в один ряд с Германией, скандинавскими странами. Таким образом, исходя из целей, поставленных государством, мы можем с уверенностью сделать первый вывод: нет, не о создании в России социального государства (об этом говорить преждевременно), а о широком использовании в целеполагании теорий, развивающих идею создания социально-ориентированного рыночного хозяйства.
  Однако, как во многом справедливо отметил Р.М. Гусейнов, определение целей экономической политики (в случае с Россией особенно) не представляет ничего нового и интересного - лидер любой партии или движения, облеченный властью, сказал бы то же самое. Интересны способы достижения этих целей [2]. Поэтому рассмотрим подробнее несколько моментов, озвученных Правительством и характеризующих те средства, которыми планируется решить поставленные задачи.
  Правительством признано, что низкая заработная плата в реальном секторе экономики вовсе не является конкурентным преимуществом России, так как снижает эффективный спрос на внутреннем рынке. Это кейнсианский тезис. Отсюда ставится задача роста заработной платы в реальном секторе, но при одновременном повышении производительности труда. И, соответственно, повышение заработной платы в бюджетной сфере, без которой реализация новых систем и инновационных технологий будет практически невозможной. Это касается фундаментальной науки, образования и других секторов социальной сферы. В это же время Президент озвучивает планы о значительном повышении заработной платы медикам, научным сотрудникам.
  Планируется проведение активной инновационной политики, развития высокотехнологичного сектора, которым объявлены авиакосмическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, атомная промышленность, связь и коммуникации, фармацевтика, биотехнологии и программное обеспечение. Государство увеличит свою долю в расходах на фундаментальные исследования, стимулирование венчурного финансирования и в переоборудовании и внедрении новых технологий в промышленности. В составе этих расходов - создаваемый с 2006 года Инвестиционный фонд, средства которого (в объеме около 70 млрд. рублей) будут направляться на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.[1]
  Впервые федеральный бюджет будет составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это происходит во многих развитых странах. Тем самым Россия выходит на качественно новый уровень управления общественными финансами.
  Также в 2006-2008 годах будет продолжено проведение политики снижения числа налогов и сокращения налоговой нагрузки на экономику.
  Заявлено, что контроль над магистральными нефтегазопроводами будет оставаться в руках государства. Вместе с тем, прорабатываются варианты изъятия сверхдоходов естественных монополий в федеральный бюджет для последующего их перераспределения. В частности, увеличена налоговая нагрузка на нефтяную отрасль при высоких уровнях цены на нефть (повышение ставки НДПИ и изменение с августа 2004 года порядка определения экспортных пошлин на нефть).
  Все эти моменты выдержаны в рамках кейнсианской методологии по выводу экономики из депрессии, за счет увеличения государственных расходов развивающего характера. В той или иной степени они также отвечают интересам социальной экономики.
  Однако с другой стороны, Правительство упорно отказывается расходовать средства Стабилизационного фонда, причем не только на потребление, но и на объекты инфраструктуры, руководствуясь неоклассическим тезисом о росте инфляции вследствие роста денежной массы.
  Рассмотрим подробнее тезисы Правительства. Итак, высокие цены на нефть являются источником дополнительных валютных поступлений. Обменивая их на национальную валюту по сложившемуся курсу, Центральный Банк увеличивает денежную массу. Если бы дополнительные средства аккумулировались в виде сбережений граждан или инвестиций предприятий, то в долгосрочной перспективе это благоприятно бы сказывалось на экономическом развитии страны. Однако в условиях низкого доверия к банковской системе и недостаточной инвестиционной привлекательности экономики значительная часть дополнительных доходов тратится на текущее потребление. Поскольку рост объемов товаров и услуг отстает от постоянно "выплескивающихся" на внутренний рынок денежных средств, происходит дополнительный рост цен. Если бы Центральный Банк отказался от покупки "дополнительной" валюты, курс доллара резко бы упал. Это, в свою очередь, вызвало бы удорожание отечественных товаров относительно импортных на внутреннем рынке и, соответственно, привело бы к замедлению или даже прекращению экономического роста, повышению безработицы, снижению доходов населения и бюджетов. Таким образом, основными рисками высоких нефтяных цен являются инфляция и укрепление рубля. Избежать этих негативных последствий можно, изымая "нефтедоллары" в период высоких нефтяных цен с тем, чтобы в период падения цен иметь возможность "вернуть" их в экономику и бюджетную сферу. Для его снижения необходимо продолжить аккумулирование части доходов от высоких цен на нефть в Стабилизационном фонде.[1]
  Подобная позиция вызывает закономерные вопросы. Например, если Правительство (вполне обоснованно) не желает просто "проедать" эти средства, почему нельзя инвестировать их в объекты инфраструктуры, в инновации (модернизацию транспортных сетей, образования, медицины)? Почему нельзя закупить на них импортное оборудование, если есть опасение, на наш взгляд, необоснованное по отношению к растущей экономике России, что та не сможет безболезненно поглотить эти средства и отреагирует гиперинфляцией? Зачем стране такой "суперактивный" торговый баланс? Чем реально обусловлена необходимость хранения таких (общий объем перечислений в Стабфонд с начала 2005 года составил 833,4 млрд. рублей)[3] огромных запасов?
  Источником дополнительных средств Правительство называет государственную собственность, намекая на приватизацию "избыточной собственности". Это притом, что государственный сектор экономики уже сужен настолько, что фактически не отвечает требованиям социально-ориентированной рыночной экономики. В связи с этим, дальнейшая минимизация экономической роли государства в современных условиях представляется стратегической ошибкой. В развитых странах накоплен соответствующий опыт, который показывает, что экономический вес государства не ограничивается размером государственной собственности или величиной государственного сектора. В этих странах государство берет на себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей, а также строительство и эксплуатацию многочисленных систем коммуникаций, единой энергетической системы. Все в большей степени за счет средств государства начинают функционировать системы образования и здравоохранения, хотя результаты деятельности этих отраслей в полной мере нельзя отнести к общественным товарам, так как они сочетают в себе признаки как общественных, так и индивидуальных благ. Данные приоритеты в нашей стране реализуются не в полном объеме и частично переходят в частнопредпринимательский сектор.
  В макроэкономическом регулировании акцент будет сделан на обеспечении низкого уровня инфляции и прогнозируемого курса национальной валюты, при одновременном сдерживании роста государственных расходов, что полностью отвечает монетаристской концепции.
  Таким образом, рассмотрев методы, которыми Правительство собирается построить социальную экономику, мы уже не можем вести речь о каком-либо идейном единообразии в управлении общественными финансами. Оно глубоко эклектично. Результатом чего это является? Почему, имея возможности для гораздо более полной реализации продекларированных стратегических целей в рамках той же идеологии, государство не делает этого и "в оправдание" неожиданно обращается к тезисам противоположной?
 
 Список литературы:
 1. Бюджетная политика 2006-2008 году. - Минфин, Департамент бюджетной политики, 2005.
 2. Гусейнов Р.М. Возрождается ли кейнсианство в России? // Теоретические проблемы экономической безопасности России в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск: Изд-во ТПУ, 2004.
 3. Обзор экономических показателей за январь-август 2005 года. - Минфин, Экономическая экспертная группа, 2005.
 
 
 Е.А. Иванкина
 
 
 ДЕНЬГИ И ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
 
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  Деньги волновали человека во все времена, не оставляя равнодушным никого. И связано это с влиянием материального мира (денег в частности) на человека и общество. Последствия этого влияния можно видеть в изменении внутреннего мира человека, его устремлений и нравственных критериев, деньги изменили систему человеческих ценностей. Возникнув как средство обмена, деньги достигли своего максимального распространения, которое переросло в пристрастие к ним.
  Существующие экономические теории способствовали последнему. В концепциях Адама Смита (1723-1790), прародителя политической экономии, Карла Маркса (1818-1883), Джона Кейнса (1883-1946) и многих других авторов экономических теорий в центре стоит "экономический человек" с его эгоистическими потребностями, основной целью которого является получение максимальной выгоды.
  Еще в начале прошлого века основоположник философии хозяйства С.Н. Булгаков писал о том, что в человеческой душе сочетаются как своекорыстные мотивы, так и идеальные, и политической экономии никоим образом не следует вычеркивать из круга своего внимания мотивы второго рода. Однако, усвоив одностороннее, упрощенное представление о человеке, классическая политическая экономия создала предпосылку образования "экономического человека (economic man), который не ест, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими издержками" (С.Н. Булгаков, 1911). Отсюда развивающаяся тенденция человека брать, но не отдавать, принимать, но не делиться, хватать, а не распределять. В результате деньги из всеобщего эквивалента стоимости превратились в символ безопасности, любви, свободы и власти.
  Такой психологический смысл денег выявили в результате клинической практики исследователи Голдберг и Левис (H. Goldberg & R. Lewis, 1978). Приведём характеристику значений, приписываемых деньгам.[1]
  Безопасность. Деньги могут использоваться для преодоления тревоги и достижения чувства безопасности. Они заменяют людей, которые не рассматриваются как источник безопасности. То, что не удалось в отношениях с людьми, переносится на деньги.
  Свобода. Деньги предоставляют человеку время, освобождая от повседневной рутины и ограничений. Однако вместе со свободой возникает и тревога, которая, как писал Кьеркегор, есть "головокружение от свободы". Люди по-разному справляются с этой тревогой - от участия в религиозных сектах и террористических группах до безответственного, поверхностного проживания своей жизни. Идеальный вариант, если человек начинает связывать свои цели с совершенствованием личности.
  Любовь. Деньги могут заменять эмоциональную близость в отношениях и использоваться для того, чтобы купить преданность и привязанность. Человек "обязуется" платить взамен за соответствующее к нему отношение. Иначе подразумевается способность наказать другую сторону, лишить ее каких-либо благ. Это явление в литературе описано соответственно как власть вознаграждения или власть принуждения.
  Власть. В данном случае деньги используются для того, чтобы приобрести значимость в глазах других, купить власть и почувствовать собственное превосходство. Люди, использующие подобную тактику, склоны унижать, подчинять и контролировать других, как правило, тщеславных, жадных и неуверенных в себе людей. Властолюбцы манипулируют другими, демонстрируют им свое пренебрежение. В итоге их ждет разочарование, одиночество или окружение лицемеров.
  В корне последних двух отношений (несмотря на кажущуюся противоположность) лежит одно и то же явление - "символический обмен", основанный на изначально предполагаемой взаимности и предусматривающий три обязанности: давать, получать, возмещать. Такой символический обмен Ж. Бодрийяр связывает с процессами борьбы за власть, которая захватывается путем одностороннего одаривания. Как видим, деньги либо помогают человеку справиться с ощущением тревоги и дискомфорта, либо дают ему социальную власть, которая определяется, как потенциальная способность влиять на поведение и цели других людей.
  Основоположник философии денег Г. Зиммель корень такого отношения к деньгам видел как в парадигме, предложенной экономическими теориями, так и в утрате духовных ценностей.[2] Согласно христианству главная ценность, которой обладает человеческая личность, это внутренняя духовная свобода, что означает независимость от внешних природных и социальных обстоятельств. Однако, гуманизм, сложившийся в Новое время исходит из того положения, что свобода человека, его независимость от внешних сил, а также условия для творческого самоопределения личности могут быть достигнуты лишь путем овладения окружением, в том числе природой и социальным миром. Это овладение подразумевает контроль и господство. Средством же реализации этого контроля и господства является рациональность, развитие которой, как указывали и К. Маркс, и Г. Зиммель, непосредственно связано с феноменом денег, с зарождением и развитием денежного хозяйства.
  Отсюда можно сделать вывод, что парадигма, предложенная экономическими теориями, и духовное обнищание человечества приводят к тому, что деньги, будучи сами по себе нейтральны, становятся средством распространения контроля и господства, что является сутью власти. А это означает, что с изменением парадигмы и возрождением духовных ценностей человека изменится и отношение к деньгам, тот психологический смысл, который в них сегодня вкладывается. Эти задачи можно решить только объединив усилия социальных психологов, философов и экономистов. Анализируя подробно эти вопросы в своей работе "Современное постиндустриальное общество" (2000), В.Л. Иноземцев видит выход из создавшейся ситуации в изменении структуры потребностей человека таким образом, чтобы материальные мотивы перестали быть доминирующими. Ориентация людей на производство и присвоение максимально возможного количества материальных потребительных стоимостей порождает эксплуатацию. Другими словами, эксплуатация порождается ситуацией, когда определенная потребность одного человека или группы не может быть удовлетворена без ущемления потребностей другого человека или группы.
  Однако, отмечает В.Л. Иноземцев, эксплуатация сыграла свою историческую роль.[3] Благодаря эксплуатации общество смогло сконцентрировать материальные ресурсы и усилия людей, развить новые формы производства, послужившие основой дальнейшего прогресса. Но эта эпоха завершается, и эксплуатация из формы развития превратилась в сковывающие развитие путы. Возможно ли преодоление эксплуатации, и если да, то каким образом?
  Сторонники марксистских идей пытались преодолеть эксплуатацию путем реформирования отношений распределения. Опыт показал, что таким способом преодолеть эксплуатацию невозможно. Хотя сам К. Маркс указывал на то, что условием уничтожения частной собственности является всестороннее развитие индивида. Поскольку эксплуатация порождается конфликтом интересов, преодолеть эксплуатацию можно только при качественном изменении ценностных ориентиров человека. Это, в свою очередь, становится возможным при условии, что на первый план выходит стремление к самосовершенствованию, в то время как материальные потребности теряют свою остроту.
  В результате деятельность человека перестает быть обусловленной экономической необходимостью (такую деятельность В.Л. Иноземцев определяет как труд - labour). Деятельность из труда переходит в творчество (creativity) "как внутренне мотивированную рациональную деятельность". При этом преобразование труда в творчество происходит, прежде всего, на социопсихологическом уровне, и только сам человек может определить свою деятельность как труд или как творчество.
  Таким образом, преодолеть экономические основы социума возможно вследствие духовной и интеллектуальной эволюции людей, а не через трансформацию социальных структур. А это означает, что деньги перестанут быть средством распространения власти, если человек пересмотрит свои ценностные установки, цели и мотивы.
  Идеи, высказанные В.Л. Иноземцевым, не являются абсолютно новыми.[3] Подобные вопросы в начале прошлого века поднимал С.Н. Булгаков. В своей работе "Два града" (1911) С.Н. Булгаков указывал на то, что политическая экономия не помнит своего духовного родства. Возрождение же духовных ценностей в экономической жизни человека должно, по С.Н. Булгакову, привести к тому, что труд превратится в профессию как призвание (у В.Л. Иноземцева - творчество). Само же хозяйство должно стать взаимодействием творческой инициативы личности и железной необходимости. Уже тогда С.Н. Булгаков сформулировал задачи, которые необходимо решать. Спустя столетие актуальность поднятых тогда проблем продолжает иметь место. Современная наука, объединив усилия экономистов, философов и социальных психологов сможет найти решение поставленных сто лет назад задач:
  1. Необходимо пересмотреть понятие "экономического человека" с учетом духовных потребностей личности.
  2. Необходимо, чтобы хозяйственная деятельность стала общественным служением и исполнением нравственного долга. Воспитание в обществе именно такого отношения к труду создаст наиболее благоприятную духовную атмосферу, как для экономического, так и для социального прогресса общества.
  3. Необходимо создать соответствующую хозяйственную психологию, которая явится духовной предпосылкой экономического оздоровления и обновления России.
  Сегодня необходимо привлекать внимание к обсуждению вопроса соотношения денег и духовности человека. Деньги могут быть возможностью для проявления лучшего, что есть в человеке. С их помощью можно сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям.
 
 
 Список литературы:
 1. Аммосов Ю. Деньги для хорошего человека // Эксперт. - 2004. - № 4. - С. 34-37.
 2. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: Научное издание. - М.: "Academia"-"Наука", 1999. - 724 с.
 
 
  П.А. Рябоконь
 
 
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 г. Томск, Томский Политехнический Университет
 
  Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
  Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. Система органов, осуществляющих государственное регулирование, представлена на рис. 1.
 
 Рис. 1. Система органов, осуществляющих государственное регулирование
 
  Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли.
  Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельность. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.
  Поскольку в механизме государственного регулирования торговли присутствует обратная связь, его можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними.
  Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.
  Региональная система государственного регулирования торговли взаимодействует с негосударственными структурами по вопросам развития торговой деятельности, также опирается на горизонтальные межведомственные согласования.
  Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.
  Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь реструктуризация, реинжиниринг предприятий (обратная связь) оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.
  Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.
  Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.
  Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий, конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.
  В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.
  Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.
  Наряду с ними, все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.
 
 Рис. 2. Модель динамично развивающейся системы механизма
  государственного регулирования торговли
 
  Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования торговли можно считать:
  1) формирование потребительского рынка;
  2) обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  3) создание эффективного механизма реализации комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2008 годы;
  4) изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
  5) осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка.
  Рассмотрение ранее перечисленных категорий механизма государственного регулирования торговли, проведение комплексного и системного исследования механизма государственного регулирования по уровням управления позволили разработать Концепцию государственного регулирования торговой деятельности в современных условиях перехода к рынку.
  Динамика развивающейся системы регулирования определяет регулирование как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организаций, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций и методов регулирования. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за прошлый период и перспективный анализ.
 
 
 К.Б. Мелякина
 
 
 ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ
 
 г. Рязань, Академия Права и Управления ФСИН России
 
  Экономическая безопасность страны является неотъемлемой составляющей безопасности национальной, ее материальной основой. Поэтому подойти к рассмотрению содержательной стороны экономической безопасности удобно, опираясь на понятие категории "безопасность". В соответствии с законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 (ред. от 25.07.2002) "безопасность" определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз...
  Общеизвестно, что система экономической безопасности обязана выявлять такие ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят "за рамки" пределов, разрабатывать определенные пути выхода страны из зоны опасности, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России. В целях систематизации и группировки конкретных направлений обеспечения, экономическая безопасность поделена на составные части (так называемые элементы). Выделяют следующие основные элементы: продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, финансовая безопасность, промышленная безопасность, инвестиционная безопасность, инновационная безопасность, безопасность в сфере транспорта и связи, безопасность в социальной сфере экономики, безопасность в сфере внешней торговли. При этом в современных условиях повышенных рисков возникновения всякого рода финансовых кризисов одним из важнейших элементов экономической безопасности России является, конечно же, ее финансовая безопасность.
  Финансовая безопасность России является важным звеном в способности осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии с национальными интересами. На наш взгляд, сущность финансовой безопасности России заключается в состоянии экономики, то есть в способности формирования таких финансовых потоков и в таких объемах, каких бы хватило для выполнения государственных задач и функций. На сегодняшний день мы не можем сказать, что у нас в стране выполняются все государственные задачи и функции (а значит, финансовая безопасность ослаблена, что позволяет внешним и внутренним противникам проникнуть и растащить наше национальное богатство).
  Финансовая безопасность обусловливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему, предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях. Необходимо отметить, что эти так называемые задачи выполняются не в полной мере, что приводит к нестабильности развития экономики России.
  Проблемой финансовой безопасности является то, что существуют всякого рода угрозы, которые порождаются в основном неэффективностью системы государственного финансового контроля (ГФК), взаимными неплатежами, нарушением гарантированного бюджетного финансирования и тому подобное.
  В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие:
  - интеграция национальных финансовых рынков, интернационализация мирового хозяйства;
  - относительное ослабление регулирования мировых финансовых рынков при увеличении их объемов и оборотов операций, росте конкуренции между ними;
  - расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику слаборазвитых стран и возрастания глобальной неустойчивости;
  - беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств (включая Россию), которые все больше и больше зависят от мировых финансов;
  - чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми.
  В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности. Главную роль в решении проблемы финансовой безопасности России должна играть действенная система ГФК. И мы надеемся, что в недалеком будущем эта система начнет функционировать в глобальных масштабах и будет положительно влиять на развитие экономики.
  Следует особо подчеркнуть, что во многом решает проблему финансовой безопасности государства эффективный государственный финансовый контроль. ГФК как функция управления государственными финансовыми потоками должен предотвращать подрыв финансово-экономического суверенитета государства, целостности финансово-экономического пространства, единства финансово-экономической политики и др.
  По нашему мнению, обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию нашего государства должна быть закреплена в Конституции РФ. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене (в глобальной экономике) и жизненно важные интересы ее граждан (в частности, снижение уровня бедности в стране).
  Переход России к новым политическим и социально-экономическим отношениям, сопровождаемый сложными кризисными процессами, требует создания эффективной системы экономической безопасности, способной обеспечить защищенность проводимых преобразований в этих условиях.
  В заключении хотелось бы отметить, что особый элемент экономической безопасности в недалеком будущем будет положительно влиять на рост благосостояния общества и всей России, а те угрозы, которые существуют на данный момент, уйдут далеко на задний план!
 
 
  А.В. Иванов
 
 
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОНДОВОГО РЫНКА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
 
 г. Москва, Московский Физико-Технический Институт
 
  Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что основной целью государственного регулирования фондового рынка должно быть повышение экономической эффективности его функционирования для различных групп его участников, экономики и общества в целом.
  Вообще, эффективность является одной из наиболее важных и одновременно слабо изученных категорий науки. Наиболее точное определение экономической эффективности, по нашему мнению, приводит Л.И. Лопатников: "Экономическая эффективность - способность системы... в процессе функционирования производить экономический эффект (потенциальная эффективность) и действительное создание такого эффекта (фактическая эффективность). При функционировании экономических систем всегда наблюдается некоторый разрыв между их потенциальной и фактической эффективностью, что свидетельствует о действии тормозящих факторов, своего рода "трения", если использовать физическую терминологию. Такими факторами являются: неоптимальное распределение ресурсов, несовершенство экономических стимулов, недостаточное качество выполнения принимаемых решений".[2, с.65]
  Однако эффективность не всегда может быть сведена к количественному соотношению затрат и результатов. Так, с точки зрения государственного регулирования фондового рынка эффективным является такое развитие рынка, при котором улучшаются возможности его функционирования и для эмитентов, и для инвесторов, и для профессиональных участников, и для реального сектора и социума в целом. Причем, для каждого из указанных субъектов понимание эффективности фондового рынка свое, и свести все многообразие аспектов эффективности к одному количественному показателю практически невозможно.
  Таким образом, в широком понимании эффективность какого-либо целенаправленного процесса (регулирования, развития, функционирования и т.п.) представляет собой степень достижения поставленных целей и степень решения выделенных задач. В узком понимании же эффективность представляет собой соотношение именно результатов и затрат (например, государственных расходов на регулирование фондового рынка и эффекта от подобного регулирования).
  Итак, критерием эффективности государственного регулирования является эффективность развития самого фондового рынка. Последняя же представляет собой сложную, многоаспектную категорию. Характеризуя эффективность фондового рынка в целом, Ю.А. Данилов справедливо отмечает: "Эффективность национального фондового рынка зависит от его эффективности, как с точки зрения эмитентов, так и с точки зрения инвесторов, и отчасти с точки зрения финансовых посредников. Макроэкономическая эффективность - это соотношение результата - объема перераспределенных посредством фондового рынка инвестиционных ресурсов, и затрат (под которыми понимаются как стоимость привлеченного капитала и иные собственно инвестиционные характеристики, так и трансакционные издержки)".[1, с.15]
  Предлагаемая система параметров эффективности государственного регулирования фондового рынка (рис. 1) позволяет максимально широко, комплексно осветить исследуемую проблему.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1. Система взаимосвязанных параметров эффективности
 государственного регулирования фондового рынка
 
 
 
 
 Таблица 1
 Показатели эффективности фондового рынка для различных субъектов, экономики и общества в целом
 
 Вид показателей эффективности Содержание влияния фондового рынка на эффективность Показатели микроуровня Показатели макроуровня 1. Эффективность для инвесторов Возможность получения сравнительно высокой доходности на вложенный капитал при приемлемом уровне риска - средняя доходность корпоративных ценных бумаг;
 - волатильность корпоративных ценных бумаг;
 - ликвидность ценных бумаг - прирост капитализации фондового рынка;
 - злоупотребления, ущемляющие законные интересы инвесторов (например, количество злоупотреблений в год, масштаб ущерба от злоупотреблений и т.п.) 2. Эффективность для эмитентов Возможность мобилизации сравнительно доступных инвестиционных ресурсов на фондовом рынке - цена инвестиционных ресурсов (по сравнению с альтернативными способами получения ресурсов);
 - трансакционные издержки по выходу на рынок - прирост количества эмитентов, ценные бумаги которых имеют рыночные котировки;
 - отраслевая дифференциация эмитентов;
 - сбалансированность фондового рынка по объемам корпоративных эмиссионных ценных бумаг различных типов (обыкновенные и привилегированные акции, облигации различного срока погашения и доходности) 3. Эффективность для профессиональных участников рынка Возможность организации прибыльного бизнеса в рамках инфраструктуры фондового рынка - рентабельность деятельности профессионального участника на фондовом рынке по сравнению со средней рентабельностью финансового рынка и экономики в целом;
 - сложность выхода на фондовый рынок в качестве профессионального участника - прирост количества профессиональных участников фондового рынка;
 - налоговые поступления от деятельности профессиональных участников фондового рынка;
 - количество банкротств профессиональных участников фондового рынка и их влияние на функционирование рынка и инвесторов 4. Макроэко-номическая эффективность Степень позитивного влияния фондового рынка на темпы развития и пропорции реального сектора экономики - - влияние активности фондового рынка на темпы роста реального ВВП, реальных валовых инвестиций и т.д.;
 - соотношение краткосрочных (спекулятивных) и долгосрочных (инвестиционных) операций на фондовом рынке 5. Прямая социальная эффективность Непосредственное влияние фондового рынка на социальные процессы - соотношение средней заработной платы в организациях - профессиональных участников фондового рынка и средней заработной платы в экономике и/или на финансовом рынке - прирост занятости в организациях - профессиональных участниках фондового рынка;
 - прирост налоговых поступлений, полученных в результате деятельности профессиональных участников 6. Косвенная социальная эффективность Опосредованное влияние через реальный сектор и бюджетную систему - рост занятости на новых производствах, созданных за счет инвестиций, полученных на фондовом рынке;
 - повышение уровня жизни населения вследствие инвестирования сбережений в инструменты фондового рынка и т.д.
  Интегральная экономическая эффективность функционирования и развития фондового рынка "распадается" на три больших блока: эффективность для инвесторов, эмитентов и профессиональных участников.
  Необходимо также отметить, что на эффективность развития фондового рынка оказывает влияние развитие смежных сфер финансового рынка, таких в частности как сектор банковских услуг. Причем влияние системы коммерческих банков на прогрессивное развитие фондового рынка может быть довольно негативным. Так, в значительной степени банки не заинтересованы в том, чтобы фондовый рынок широко использовался предприятиями в целях аккумулирования инвестиционных ресурсов, поскольку это вызовет снижение ставок на долгосрочные кредиты на банковском рынке. По нашему мнению, подобная ситуация имеет место в современной российской экономике.
  Кроме того, если фондовый рынок недостаточно диверсифицирован, если на нем котируются ценные бумаги узкого круга крупных корпораций, указанные корпорации могут быть не заинтересованы в расширении спектра эмитентов, т.к. подобное расширение может нанести ущерб их, по сути, практически монопольной капитализации. Соответственно, данные корпорации могут лоббировать недопущение прогрессивных изменений регулирования фондового рынка, не дающих возможность существенного расширения спектра котирующихся ценных бумаг. Описанная выше ситуация особенно опасна в условиях динамично растущего фондового рынка.
 
 Список литературы:
 1. Данилов Ю.А. О мифах фондового рынка // Альманах Ассоциации независимых центров экономического анализа. - 2003. - № 1. - С. 15.
 2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. - М.: Наука, 1987. - 510 c.
 
 
  И.В. Саинская
 
 
 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ
 
 г. Челябинск, Южно-Уральский Государственный Университет
 
  Основой устойчивости функционирования фирмы, роста и процветания является эффективное управление ее ресурсами. Результаты оценки экономической устойчивости функционирования фирмы являются базой для разработки и принятия управленческих решений.
  Задача определения экономической устойчивости фирмы, с одной стороны является новой, а с другой рассматривается в работах многих авторов. Понятие устойчивости фирмы и технология ее оценки исследованы недостаточно, также недостаточно исследованы оценочные показатели экономической устойчивости фирмы и факторы, влияющие на нее на разных этапах жизненного цикла.
  В работе, на основе исследования отечественной и зарубежной теории и практики анализа экономической устойчивости фирмы, вводится понятие экономической устойчивости. На наш взгляд наиболее точно отражает суть экономической устойчивости фирмы следующее определение. Экономическая устойчивость фирмы - равновесное сбалансированное состояние экономических ресурсов, которое обеспечивает стабильную прибыльность и нормальные условия для расширенного воспроизводства устойчивого экономического роста в длительной перспективе. По результатам анализа работ зарубежных и отечественных источников, посвященных изучению экономической устойчивости, предложена классификация факторов влияющих на нее по этапам жизненного цикла фирмы. Указанная классификация приведена в табл. 1.
 Таблица 1
  Факторы, влияющие на экономическую устойчивость фирмы
 Стадии функционирования Внешние факторы
 (степень влияния) Внутренние факторы Факторы 1-го порядка Факторы 2-го порядка Факторы 3-го порядка Зарождение Сильная Эффективность основной деятельности Рентабельность продаж,
 оборачиваемость активов Объем продаж, цена единицы продукции, себестоимость продукции Рост Умеренная Платежеспособность, рискованность Структура пассивов, структура финансирования оборотных средств,
 структура излишек Соответствие заемных и собственных средств, постоянные и переменные издержки. Зрелость Слабая Эффективность основной деятельности Оборачиваемость оборотного капитала,
 рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала. Объем продаж, себестоимость единицы продукции,
 цена за единицу продукции,