<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Помимо перечисленного, Временные правила аудиторской деятельности в РФ устанавливают ответственность экономических субъектов при уклонении от проведения обязательной аудиторской проверки и ответственность аудиторской фирмы за неквалифицированное проведение проверки либо осуществление ею аудиторской деятельности без получения в установленном порядке лицензии.
  Так, уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда и штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.
  В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию, понесенные убытки в полном объеме, расходы на проведение перепроверки и штраф в сумме до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - с аудиторской фирмы.
  Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание полученных в результате незаконной деятельности доходов - в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов и штрафа в пределах от 500- до 10000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда - в доход республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
 Проблемы правового регулирования аудиторской деятельности
  Несмотря на то, что законотворческая деятельность в области аудита в России идет достаточно активно, нельзя сказать, что Временные правила или Проект закона уже решили все проблемы, связанные с аудиторской деятельностью. Очевидно, что первоначальные варианты текстов этих документов не могут предусмотреть всех законодательных тонкостей и проблем аудита в стране, едва ставшей на путь создания гражданского общества и правовой экономики. Практика периодического персмотра и корректировки нормативных актов свойственна всем развитым странам. В частности, страны Америки и Европы свои нормативные акты по аудиту в его современных формах совершенствуют и обновляют уже полтора столетия.
  Необходимо особо отметить, что аудит в бывшем СССР и России, отзываясь на растущий спрос и находя все более широкое практическое применение, настоятельно требовал правового регулирования еще с рубежа 80-90-х гг. И он нашел его в ряде законодательных и нормативных актов. Многие из них действуют и сегодня как не противоречащие законодательству России.
  Так, законодательное закрепление аудита (обязательные ежегодные проверки деятельности различных экономических субъектов аудиторскими организациями) еще в те годы содержалось и сохранилось до наших дней, повторенное и закрепленное в других, обновленных законодательных актах:
  а) по банковскому аудиту - в ст.43 и 45 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 02.12.1990 г с изменениями, внесенными Законом РСФСР от 13.12.1991 г. и др.;
  б) по балансу, операциям и по счетам Центрального банка России - в ст. 8 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 02.12.1990 г;
  в) по бухгалтерской отчетности предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 г. с последующими изменениями и дополнениями;
  г) правило об обязательном аудите было распространено на инвестиционные фонды, а также на страховые организации и компании (в ст. 29 Закона Российской Федерации от 27.12.1992 г "О страховании" и др.).
  Возможность (хотя и не обязательность) проведения аудиторских проверок других экономических субъектов также содержалась в те годы в ряде нормативных актов. К середине 90-х гг. они дополнились положениями о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности различных экономических субъектов, неоднократно упомянутых в первой и второй частях Гражданского кодекса Российской Федерации, в Законе Российской Федерации "Об акционерных обществах", в ряде постановлений Правительства Российской Федерации, в частности от 07.12.1995 г. №1355 с последующими дополнениями.
  Были утверждены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Далее, правило об обязательном подтверждении публикуемой отчетности независимой аудиторской организацией закреплено в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и т. д.
  Однако, до принятия всех указанных актов, то есть до середины 90-х гг., действовала система законодательства, по которой были установлены следующие возможности проведения аудиторских проверок:
  а) в ст. 155 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 г., была предусмотрена возможность проведения аудиторских проверок акционерных обществ с целью подтверждения годовой финансовой отчетности;
  б) Положение об аудите содержалось в законодательстве о ценных бумагах и др.
  Необходимо отметить, что аудиторская деятельность в Российской Федерации не подменяет и не заменяет государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, который осуществляют соответствующие специально уполномоченные государственные органы. Среди них:
  а) Министерство финансов России со Счетной палатой;
  б) Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов России;
  в) органы валютного контроля (включая Федеральную службу по валютному и экспортному контролю);
  г) органы таможенного контроля (включая Государственный таможенный комитет Российской Федерации);
  д) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции и др.
  Аудиторская палата России, состоящая из теоретиков и практиков аудита, представителей аудиторских фирм и аудиторских объединений, могла бы взять на себя руководство аудиторской деятельностью в стране. Это может быть осуществлено либо взамен ныне существующей Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, либо Аудиторская палата России могла бы работать совместно с этой Комиссией, как предусмотрено в Проекте закона.
  Цели, основные направления деятельности, права и обязанности Аудиторской палаты России следовало бы отрегулировать в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности", причем более выверенно, нежели это сделано сейчас в существующих проектах закона.
  Например, если с течением времени возникнет такая потребность, то в составе руководящего органа может быть создан Дисциплинарный комитет, в обязанности которого вошло бы рассмотрение претензий в отношении имеющих лицензию аудиторов при поступлении заявлений о нарушении ими положений Временных правил. Дисциплинарный комитет как руководящий орган мог бы выполнять и определенные процедуры по наложению штрафов и прочих взысканий, по приостановке действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности либо на ее отзыв. Однако и такой орган, по нашему мнению, как правило, не должен подменять Арбитражный суд при рассмотрении разногласий между аудитором и экономическим субъектом по коммерческим вопросам.
  По Временным правилам в Российской Федерации уже действительно установлены крупные штрафные санкции для аудиторов, вплоть до полного возмещения убытков, понесенных государством и проверяемым субъектом, при неквалифицированном выполнении аудита. Но критерии квалификации аудита пока не установлены.
  Однако, наш взгляд, нецелесообразно перекладывать на аудиторов ответственность за контроль над точным исчислением и поступлением в бюджет налогов от предприятий. Между тем в печати уже высказывались предложения, в соответствии с которыми надо освободить налоговую инспекцию от контроля за налогообложением юридических лиц, передав эти функции аудиторам, а самих аудиторов подвергать крупным штрафам в тех случаях, если налоговая инспекция и налоговая полиция предъявляют санкции к различным проверенным экономическим субъектам.
  Независимая проверка аудиторами бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной и иной документации - это действительно их прямая задача, и она должна ими выполняться, в особенности по обязательному аудиту. А вот проверка налоговой отчетности и налоговых деклараций, а также других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, по мнению многих аудиторов, должна осуществляться преимущественно на основе иных специально заключаемых договоров.
  Попытки переложить на аудиторов обязанности по контролю и даже материальную ответственность за поступление налогов в бюджет без предоставления соответствующих прав вступают в противоречие со всей мировой практикой. Это противоречит принципу независимости аудиторов и вообще может ликвидировать рынок аудиторских услуг в стране, что, безусловно, только дестабилизирует нынешнюю и без того сложную экономическую ситуацию.
  Оказание аудиторских услуг должно базироваться на здоровой конкуренции между аудиторами и предприятиями как их клиентами. Она должна осуществляться главным образом на горизонтальных добровольных связях и отношениях. А налоговая инспекция должна следить за доходами и юридических, и физических лиц, обеспечивая полное и своевременное поступление платежей в бюджет по вертикали. Осуществление же упомянутых предложений о передаче контроля за налогообложением юридических лиц аудиторам в корне неверно. При подобной практике аудиторы превратились бы во внештатных сотрудников налоговых инспекций, к тому же не получающих из бюджета заработной платы за свою работу.
  Гражданский кодекс Российской Федерации, а также законы "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О Государственной налоговой службе РСФСР" возлагают обязанности по контролю за поступлением налогов в бюджет именно на налоговую службу. А аудиторы и их услуги упомянуты в Гражданском кодексе Российской Федерации (части первая и вторая) совсем в другом контексте:
 * ст. 39 (возмездное оказание услуг);
 * ст. 91 (управление в обществе с ограниченной ответственностью);
 * ст. 103 (управление в акционерном обществе);
 * ст. 561 (удостоверение состава продаваемого предприятия).
  Таким образом, разрабатываемый Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не должен противоречить указанному уже действующему законодательству. При подготовке законов, в той или иной мере касающихся аудиторской деятельности и бухгалтерского учета, специалисты предлагают использовать, например, опыт подготовки Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". В преамбуле этого закона раскрыты основные понятия, используемые именно в его целях.
  Подобный подход к определению понятий, имеющих существенное значение для толкования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на наш взгляд, крайне важен. Это позволит снизить риск искажений понятий аудиторской деятельности в подзаконных актах различных государственных органов. Кроме того, законодательное закрепление основных понятий в аудите дало бы существенный толчок к развитию легитимных определений, которые пока отсутствуют, а переводная западная литература, к сожалению, еще не выработала устоявшейся терминологии российского аудита. Это будет способствовать и соответствующим научным исследованиям в столь важной для рыночной экономике области деятельности.
  В соответствии с Проектом закона (как и сейчас по Временным правилам) вновь создаваемые аудиторские фирмы России начинают (а существующие продолжают?) свою работу после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в Государственный реестр аудиторов (ст. 4). Ведение реестра сейчас организует Комиссия (ч. IV, п. 8 Временных правил), а по Проекту закона - Аудиторская палата России (ст. 10), которую Проект закона наделяет широкими полномочиями. И в связи с этим по-прежнему остается актуальным ряд вопросов, причем многие из них уже хорошо знакомы, поскольку те же огрехи были и во Временных правилах (п. 9, 11, 18 и др.).
  Непонятно, например, как такое требование государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности согласуется с п. 1, ст. 34 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (там тоже требуется включение всех предприятий в Государственный реестр). Есть ли необходимость вести два государственных реестра? Но допустим, есть второй - специализированный, только для аудиторов (в отличие, скажем, от юристов или художников, артистов или сапожников).
  Далее, из содержания такой нормы прямо не вытекает, что в аудиторской фирме уже при ее государственной регистрации, а не позже обязательно должен быть аттестованный аудитор. Строго говоря, к такому выводу можно прийти из анализа некоторых других статей Проекта закона (а Правительство Российской Федерации еще ввело и имущественный ценз для таких специалистов в 51% от уставного капитала фирмы), но к чему такая двусмыслица для отечественных аудиторов? В этой связи, необходимо напомнить, что в соответствии со ст. 36 Федерального закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" необходимо еще и разрешение администрации района (города) на занятие хозяйственной деятельностью.
  Основной же предпосылкой качественного повышения уровня аудиторской деятельности является коренное изменение системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Учитывая важность данного вопроса для дальнейшего развития аудиторской деятельности и в целом инвестиционного процесса, нам представляется необходимым укрепить связь аудита с принятой системой учета, причем сделать это именно на законодательном уровне, а не на уровне, скажем, стандартов.
  Причем времени на решение проблем аудита практически не осталось. Дело в том, что Временные правила, а теперь и Проект закона породили больше вопросов, чем ответов, и с вводом их в действие, как уже было подчеркнуто и что будет исследовано ниже, риск аудиторской деятельности для отечественных фирм существенно повысился.
  То есть, с принятием Закона "Об аудиторской деятельности" существует опасность повторения уже сделанных ошибок. В связи с этим, по нашему мнению, к разработке и доработке закона должны быть привлечены специалисты из негосударственных аудиторских объединений, а также ученые.
 1.4. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АУДИТОРАМ
 Аудиторская деятельность и ее регулирование. Аттестация и лицензирование
  Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
  Претендент может быть допущен к аттестации при наличии у него диплома об экономическом или юридическом (высшем или среднем специальном) образовании, стаже работы не менее 3 лет из последних 5 в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
  К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с лишением права занятия определенных должностей или работы в определенной области. Плата за проведение аттестации определена в 20-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда.
  Успешно сдавшие квалификационные экзамены получают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение 2 лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.
  Аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление.
  Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на основании соответствующего заявления:
  а) для аудитора, работающего самостоятельно, - квалификационного аттестата и копии свидетельства о государственной регистрации;
  б) для аудиторской фирмы - учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.
  Сбор за выдачу лицензии лицам, работающим самостоятельно, без образования юридического лица, - 30-кратный размер установленной законодательством Российской федерации минимальной месячной оплаты труда, за выдачу лицензий аудиторским фирмам - 150-кратный размер минимальной месячной оплаты труда. Лицензии выдаются отдельно на осуществление банковского аудита; аудита страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего аудита (аудита иных экономических субъектов).
  Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:
  а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;
  б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
  в) представления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
  д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;
  е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
  Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой административное наказание в виде изъятия полученных в результате незаконной деятельности доходов и штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда.
  Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
 Состав квалификационных требований
  Лицо, претендующее заниматься аудиторской деятельностью (претенденты), обязаны сдать квалификационные экзамены (пройти аттестацию). Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (УМЦ), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Минфина России. Претенденты представляют в ЦАЛАК Минфина России через УМЦ пакет необходимых документов.
  Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Претенденты, не имеющие при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, либо опоздавшие на экзамены, считаются неявившимися. Решение о новом направлении на экзамены выносит ЦАЛАК Минфина России.
  Претенденты сдают квалификационные экзамены в УМЦ в письменной форме. Экзамены проводятся в течение двух дней и состоят из тестирования (3 академических часа), включающего 50 вопросов (по 10 из каждых пяти разделов Программы), и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам (5 академических часов), включающим по одному вопросу каждого раздела Программы. Результаты квалификационных экзаменов претендентам объявляются экзаменационной комиссией не позднее двух дней после их проведения.
  Для получения квалификационного аттестата аудитора претендент отвечает на вопросы из нескольких разделов, включающих следующие темы:
  Раздел 1. Основы правового регулирования имущественных отношений
  Претендент должен:
 * знать общие положения законодательства, а также состав субъектов гражданского права, государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права;
 * описать объекты гражданских прав, виды сделок, порядок осуществления гражданских прав и исполнения гражданско-правовых обязанностей, способы защиты гражданских прав;
 * понимать сущность термина гражданско-правовая ответственность, сущность права собственности и иных вещных прав;
 * знать сроки в гражданском праве, обязательства, состав гражданско-правового договора, а также отдельные виды обязательств.
  Раздел 2. Бухгалтерский учет и отчетность
  Претендент должен продемонстрировать знание основ бухгалтерского учета, а также порядка учета долгосрочных инвестиций, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материально-производственных запасов, оплаты труда и расчетов с персоналом предприятия, издержек производства и обращения, выпуска продукции (работ, услуг) и их реализации, реализации товаров, денежных средств, текущих обязательств и расчетов, внешнеэкономической деятельности организаций и операций в иностранной валюте, финансовых результатов и использования прибыли, капитала и резервов, кредитов банка и заемных средств, средств целевого финансирования.
  Претендент помимо перечисленного должен знать порядок инвентаризации имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, порядок учета отдельных операций и ценностей, не принадлежащих предприятию, а также особенности бухгалтерского учета на малом предприятии.
  Раздел 3. Налогообложение юридических и физических лиц
  Претендент обязан знать налоги и налоговую политику, налоговую систему Российской Федерации, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, структуру налоговой декларации и порядок налогового контроля, состав налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, особенности начисления и уплаты основных налогов, таможенных и государственных пошлин, акцизов.
  Раздел 4. Финансы предприятий
  Претендент должен знать сущность финансов и финансового механизма предприятия, основные аспекты финансового менеджмента, его содержание и механизм функционирования, задачи финансового анализа и его роль в управлении предприятием.
  Отдельное относится к тому, чтобы претендент мог описать процесс управления основным капиталом, оборотным капиталом, знал источники и состав денежных доходов предприятий и финансовые результаты их хозяйственной деятельности, денежный оборот и систему расчетов на предприятии, а также умел диагностировать финансовое состояние, рассчитывать ликвидность и платежеспособность предприятия, осуществлять финансовое планирование на предприятии.
  Рассмотрим более подробно требования, предъявляемые претенденту в рамках раздела 5. Аудит.
  Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
  В рамках данной темы претендент обязан раскрыть сущность аудита и его экономическую обусловленность, описать цели и задачи аудита, связать аудит с другими формами экономического контроля. Знать историю возникновения, становления и развития аудита в России, виды аудита, а также основные услуги аудиторских организаций.
  Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности
  Данная тема предъявляет претенденту требования к знаниям в области правовых основ аудиторской деятельности, независимости аудита, прав и обязанностей аудиторов при осуществлении аудиторской проверки, прав и обязанностей хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки, ответственности аудиторов и аудиторских организаций, страхования ответственности, этики аудитора, подготовки и аттестации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, ограничений в аудиторской деятельности.
  Претендент должен знать роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг), международные аудиторские стандарты, российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, а также внутрифирменные стандарты, их значение и область регулирования.
  Тема 3. Организация аудиторской деятельности
  Претендент обязан знать организационно-правовые формы аудиторских организаций, особенности организации внешнего и внутреннего аудита, состав и структуру аудиторских профессиональных объединений, порядок организации контроля качества аудита, внутрифирменного контроля качества, порядок аннулирования лицензий, а также проведения экспертиз и проверок по поручению государственных органов.
  Тема 4. Организация подготовки аудиторской проверки
  В рамках данной темы необходимо знать состав экономических субъектов (клиентов) аудиторских организаций и порядок их выбора, правила оценки стоимости аудиторских услуг, уметь составлять письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки, договор на оказание аудиторских услуг, осуществлять планирование аудита, составлять предварительный план, общий план, аудиторскую программу, знать этапы аудиторской проверки, уметь учитывать аудиторский риск, внутрихозяйственный риск, риск средств контроля, а также риск необнаружения.
  Уметь определять уровень существенности в аудите, знать порядок комплектования и распределения обязанностей в аудиторской группе, уметь использовать работу эксперта, знать правила назначения эксперта, оформления и использования в аудите результатов его работы.
  Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
  В рамках указанной темы претендент должен продемонстрировать навыки в документировании аудита, знать состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов, представлять содержание постоянного и переменного файла рабочих документов, знать состав аудиторских процедур, процедуры по существу, уметь тестировать средства контроля, делать аудиторскую выборку, оценивать результаты аудиторской выборки, ее репрезентативность и распространение ее результатов.
  Претендент должен уметь выявлять в ходе аудиторской проверки искажения в бухгалтерском учете и отчетности, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности. Знать действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Уметь обрабатывать разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Знать ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности, уметь использовать аудиторские доказательства, применять их различные виды, а также использовать различные источники получения аудиторских доказательств, и осуществлять их оценку. Применять различные методы аудита, осуществлять проверку соблюдения нормативных актов при проведении аудита, а также проводить аудит в условиях компьютерной обработки данных.
  Тема 6. Обобщение результатов аудита
  Претендент должен уметь обобщать полученную информацию и формировать выводы и рекомендации по результатам проверки, самостоятельно оценивать результаты проверки. Составлять аудиторское заключение, знать его состав, содержание, назначение, вводную, аналитическую и итоговую части аудиторского заключения, знать виды заключений.
  Порядок предоставления аудитором письменной информации руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
  Тема 7. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала
  Претендент должен знать порядок проверка юридического статуса экономического субъекта и права его функционирования, контролировать состав проверяемых документов: наличие устава организации, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, протоколов собраний, документов приватизации, патентов для субъектов малого предпринимательства, договоров банковских счетов и вкладов, проспектов эмиссии, приказов, распоряжений, внутренних положений и др.
  Претендент должен уметь проверять формирование уставного капитала, его структуру, правильность оформления изменений уставного капитала, проводить анализ его обоснованности, учитывать особенности аудита складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда, проверять наличие государственной регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности, обобщать выявленные замечания по результатам проверки учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности.
  Тема 8. Аудит системы управления организации
  Претендент обязан определить цели проверки и источники информации, проанализировать систему управления организацией и ее соответствие организационной структуре, специализации и объемам производства, проверить состояние внутреннего контроля в организации, обобщить результаты проверки.
  Тема 9. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия
  В рамках данной темы претендент обязан определить цель проверки и источники информации, использовать нормативные положения, регулирующие организацию бухгалтерского учета на предприятиях, знать методику аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета, оценивать организационную систему бухгалтерского учета, форму бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления предприятия, проводить аудит системы документации и документооборота, автоматизации бухгалтерского учета, анализировать и оценивать учетную политику предприятия, проводить обобщение результатов проверки.
  Тема 10. Проверка учета операций с денежными средствами
  Претендент должен продемонстрировать умение ставить цель проверки и определять источники информации, знание нормативного регулирования денежных операций, методов проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, умение проверять правильность документального отражения операций с денежными средствами, условий хранения и учета денежных средств в кассе, проводить аудит валютных операций, проверять законность операций с наличными денежными средствами, отчетной информации о наличии и движении денежных средств, выявлять типичные нарушения действующих правил ведения операций с денежными средствами и их последствия, обобщать выявленные замечания по результатам проверки денежных операций.
  Тема 11. Аудит расчетных и кредитных операций
  Претендент должен уметь определять цели проверки и источники информации, знать правила нормативного регулирования ведения и учета кредитных операций, использовать необходимые методы проверки расчетных взаимоотношений экономического субъекта и эффективности его работы с дебиторской и кредиторской задолженностью, проводить аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям, с подотчетными лицами, аудит долгосрочных и краткосрочных займов.
  Претендент обязан продемонстрировать знание методов проверки кредитных взаимоотношений экономического субъекта, инструментов анализа потребности экономического субъекта в кредитах, условий получения, источников покрытия, эффективности использования, умение проводить аудит расчетов с дочерними обществами, по совместной деятельности и внутрифирменных расчетов, аудит расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей, осуществлять проверку правомерности использования льгот по налогам и внебюджетным платежам, делать проверку и подтверждение отчетных показателей о состоянии расчетных и кредитных отношений предприятия, выявлять типичные ошибки и искажения в учете расчетных и кредитных операций, обобщать результаты проверки.
  Тема 12. Аудит финансовых вложений и ценных бумаг
  Претендент подтверждает знания при постановке цели проверки и определении источников информации. Показывает знание нормативного регулирования финансовых вложений и операций с ценными бумагами.
  Также претендент должен продемонстрировать знания в области аудит капитальных вложений и оценки вводимых в действие объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов, аудита источников финансирования капитальных вложений, аудита долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, аудита инвестиционных и долговых ценных бумаг и оценка эффективности финансовых вложений в них, аудита исчисления и выплаты дивидендов, расчетов с бюджетом по налогам на операции с ценными бумагами и по доходам от ценных бумаг, а также уметь обобщать результаты проверки.
  Тема 13. Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами
  Помимо знания целей проверки и основных источников информации, а также правил нормативного регулирования операций с основными средствами и нематериальными активами и их учета претендент должен показать знания по проверке наличия и операций по движению основных средств, их документального оформления и отражения в учете, правильности оценки и переоценки основных средств, начисления амортизации, учета проведения капитального и текущего ремонта, наличия и операций по движению нематериальных активов, срока полезного действия нематериальных активов и их амортизации, правильности аналитического учета основных средств и нематериальных активов, правильности учета лизинговых операций.
  Также претендент должен уметь оценивать обеспеченность предприятия основными средствами, их состояния и эффективности использования, проверять правильность налогообложения основных средств и нематериальных активов, правильность отражения основных средств и нематериальных активов в балансе и приложениях к нему, а также выявлять типичные нарушения в учете операций с основными средствами и нематериальными активами и обобщать выявленные замечания по результатам проверки.
  Тема 14. Аудит операций с товарно-материальными ценностями
  В рамках данной темы претендент показывает знание цели проверки и источников информации, а также порядка нормативного регулирования операций с товарно-материальными ценностями и их учета.
  Также претендент демонстрирует знания по проверке сохранности и операций по движению производственных запасов, материальных ценностей и товаров, правильности их стоимостной оценки, документального оформления и отражения в учете, складского учета товарно-материальных ценностей, показывает знание особенностей проверки учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов и их износа, а также порядка проверки экспортных и импортных товарных операций, правильности налогообложения товарно-материальных ценностей, правильности отражения товарно-материальных ценностей в балансе, обобщения результатов проверки.
  Тема 15. Аудит расчетов по оплате труда
  Претендент показывает знание цели проверки и источников информации, трудового законодательства и нормативной базы расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц, а также знания по проверке соблюдения законодательства о труде, документального оформления трудовых отношений, расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом предприятия, расчетов по прочим операциям с персоналом, в том числе по расчетам по возмещению материального ущерба и по операциям займа, правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.
  Также претендент показывает знание типичных ошибок и нарушений в учете расчетов по оплате труда, обобщения результатов проверки.
  Тема 16. Аудит издержек производства и обращения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
  В рамках указанной темы претендент демонстрирует знание целей проверки и источники информации, нормативной базы учета затрат на производство и издержек обращения, методов проверки правильности учета затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).
  Претендент также обязан показать знание порядка проверки правильности учета затрат на основное, вспомогательное и незавершенное производства, проверка учета внутренних производственных процессов, правильности учета и распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, правильности учета и оценки незавершенного производства, обоснованности используемых методов учета затрат на производство, правильности отражения операций по налогообложению в учете издержек производства и себестоимости продукции.
  Претендент должен уметь оценивать эффективность затрат на производство, а также выявлять типичные ошибки в учете затрат на производство и исчисления себестоимости продукции и обобщать результаты проверки издержек производства и себестоимости продукции.
  Тема 17. Аудит реализации продукции и ее финансовых результатов
  Претендент показывает знание цели проверки, источников информации, нормативной базы организации и учета реализации продукции, а также порядка проверки правильности отражения в учете реализации продукции в соответствии с принятой экономическим субъектом учетной политикой. Проверка документального подтверждения и учета отгрузки и реализации продукции, умение проводить аудит экспортных операций, проверять учет коммерческих расходов и их распределения, проверять достоверность и анализировать показатели финансовых результатов от реализации продукции, выявлять типичные ошибки в учете готовой продукции и ее реализации, обобщать результаты проверки.
  Тема 18. Аудит финансовых результатов и использования прибыли
  Претендент в рамках данной темы показывает умение формулировать цель проверки, указывать источники информации, использовать нормативную базу формирования и использования прибыли, проводить аудит формирования финансовых результатов, текущего использования прибыли и ее распределения, налогообложения прибыли, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фондов и резервов, выявлять особенности аудита финансовых результатов на субъектах малого предпринимательства, проверять и подтверждать отчетность о финансовых результатах, выявлять типичные ошибки и искажения в учете, отчетности и налогообложении прибыли, обобщать результаты проверки.
  Тема 19. Аудиторская проверка состояния забалансового учета
  Претендент демонстрирует знание цели проверки и источников информации. Показывает умение проводить аудит учета арендованных основных средств, товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку и товаров на комиссию, других объектов забалансового учета, обобщать результаты проверки.
  Тема 20. Аудиторская проверка и подтверждение бухгалтерской отчетности
  В рамках данной темы претендент должен показать знание целей проверки и источников информации, нормативного регулирования бухгалтерской отчетности.
  Также претендент должен уметь проводить аудиторскую проверку, анализ и подтверждение бухгалтерского баланса и приложений к нему, отчета о прибыли и убытках, отчета о движении капитала, отчета о движении денежных средств, аудиторскую проверку и оценку пояснительной записки, а также знать особенности аудита консолидированной отчетности.
 
 ГЛАВА 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 2.1. АУДИТОРСКИЕ РИСКИ
  Становление в России рыночной экономики, передача в частную собственность средств производства, развитие банковского, страхового дела и инвестиционной активности привели к появлению такого совершенно нового для нас вида предпринимательства, как аудиторская деятельность. Аудит осуществляется в первую очередь в интересах собственников с целью защиты их имущественных интересов и обеспечивает контроль за достоверностью информации, отраженной в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  Аудиторство - особая, самостоятельная форма контроля и представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявленным к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
  Главное назначение аудита - проверка финансовых отчетов. Основная цель аудита - объективная оценка полноты, достоверности и точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов деятельности предприятия за определенный период, проверка соответствия принятой на предприятии учетной политики действующему законодательству и нормативным актам.
  Аудиту вообще внутренне присущ риск выдачи ошибочного заключения в силу объективных обстоятельств, который может быть существенно снижен только проведением проверки в объемах, совпадающих или больших, чем объемы работы, ранее проведенной бухгалтерией клиента.
  Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора. Обычно различают следующие виды рисков:
  1) риск профессиональной способности аудитора. Он определяется строгим подходом к выбору проверяемой фирмы, с учетом ее репутации (порядочность, честность фирмы, степень риска совершаемых операций данным банком). Берясь за проверку той или иной фирмы, аудиторская компания прежде всего обращает внимание на ее репутацию. Таким образом, проверка данной фирмы не должна нанести ущерб аудиторской компании и ее клиентам;
  2) риск ожидания клиента - риск не удовлетворить выводами своего клиента. В случаях, когда клиент не доволен аудиторской проверкой, он может в дальнейшем отказаться от услуг этой аудиторской компании;
  3) аудиторский риск - это вероятность того что аудиторское заключение может быть неверным по причинам: бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
  Рассмотрим наиболее подробно последний вид риска - аудиторский.
 Аудиторские риски
  Сущность аудиторского риска состоит в том, что аудитор может допустить некоторые погрешности в своей работе (осуществив тестирование контрольных моментов и другие аудиторские процедуры) и при подведении общих итогов сделать неверные выводы. По существу этот риск можно рассматривать как взаимодействие нескольких факторов:
  а) риск наличия в бухгалтерской отчетности существенных некорректностей;
  б) риск того, что какие-либо из имеющихся в бухгалтерской отчетности некоректностей не будут выявлены в ходе проверки.
  С практической точки зрения, перечисленные факторы вызывают риск, который можно раздробить на три компонента:
  а) внутрихозяйственный риск;
  б) риск средств контроля;
  в) риск необнаружения.
  Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков необходимо использовать не менее трех градаций: высокий, средний; низкий. Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках рисков, чем три вышеупомянутые, либо об использовании для оценки рисков количественных показателей (процентов или долей единицы).
 Внутрихозяйственный риск
  Под внутрихозяйственным риском (чистым риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность появления существенных искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств.
  Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.
  Этот риск во многом определяется спецификой клиента и обусловлен теми его внутренними характеристиками, а также условиями внешней среды, которые иногда и невозможно проверить средствами внутрихозяйственного контроля. По существу это вероятность того, что хозяйственная система не может постоянно находится на оптимальной траектории своего развития.
  От этого риска нельзя избавится в принципе, причем в независимости от того, примет или не примет на обслуживание данного конкретного клиента определенная аудиторская фирма. Источником этого риска может выступать даже внешняя среда хозяйственной среды, еще до организации внутрихозяйственного контроля.
  Аудитор должен дать оценку внутрихозяйственному риску проверяемого экономического субъекта на этапе планирования, используя свое профессиональное суждение. При этом он должен оценить внутрихозяйственные риски в отношении отдельных статей баланса и показателей бухгалтерской отчетности, уделив особое внимание счетам бухгалтерского учета и операциям, сальдо и (или) обороты по которым превышают заданный уровень существенности.
  При оценке внутрихозяйственного риска в отношении баланса и отчетности аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы, как:
  а) особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует экономический субъект;
  б) специфические особенности деятельности, осуществляемой данным экономическим субъектом;
  в) честность персонала экономического субъекта, осуществляющего руководство и ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;
  г) опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности;
  д) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал экономического субъекта с целью достижения любой ценой определенных показателей бухгалтерской отчетности;
  е) возможность контроля за деятельностью предприятия со стороны его собственников.
  При оценке внутрихозяйственного риска в отношении конкретных счетов учета и однотипных групп хозяйственных операций аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы, как:
  а) отдельные счета учета, для которых характерно появление в них непреднамеренных искажений;
  б) отдельные счета учета, для которых характерно появление в них преднамеренных искажений вследствие высокой вероятности использования их для совершения злоупотреблений;
  в) сложность учитываемых хозяйственных операций, которая требует для их правильного оформления высокой квалификации исполнителей;
  д) наличие хозяйственных операций, бухгалтерское оформление которых может быть основано полностью или частично на субъективном мнении исполнителей;
  е) наличие хозяйственных операций, порядок правильного оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;
  ж) наличие редких, необычных, нестандартных хозяйственных операций.
  При оценке внутрихозяйственного риска аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, однако при этом он обязан убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году, справедливы и для проверяемого года.
 Риск средств контроля
  Под риском средств контроля (контрольным риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.
  Система учета и контроля, организованная у любого экономического субъекта, должна быть действенной, но одновременно достаточно дешевой. Следовательно, изначально существует и определенный риск не предупреждения или необнаружения ошибок или других существенных некорректностей в этой системе.
  Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта, которые являются взаимодополняющими категориями:
  а) высокой надежности соответствует низкий риск;
  б) средней надежности соответствует средний риск;
  в) низкой надежности соответствует высокий риск.
  Аудитор обязан в ходе аудита изучить и оценить систему внутреннего контроля экономического субъекта, контрольную среду и отдельные средства контроля, Эту работу необходимо проводить в три этапа:
  а) общее знакомство с системой внутреннего контроля;
  б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
  в) подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля.
  Для оценки риска средств контроля применяются специальные аудиторские процедуры, называемые тестированием средств контроля, которые позволяют убедится в том:
  а) надежно ли работают предусмотренные на предприятии системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и способны ли эти системы эффективно препятствовать появлению существенных искажений бухгалтерской отчетности и выявлять их;
  б) работают ли средства контроля с одинаковой эффективностью на протяжении всего отчетного периода.
  Тестирование средств контроля может включать в себя:
  а) проверку документов, отражающих проведение финансово - хозяйственных операций, и получение в связи с этим аудиторских доказательств того, что средства контроля функционировали надлежащим образом;
  б) опросы и наблюдение за оформлением операций с целью получить аудиторские доказательства функционирования средств контроля в случаях, когда невозможно получить прямые документальные подтверждения этого;
  в) использование результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.
  При анализе результатов тестирования средств контроля необходимо принимать во внимание, что некоторые средства контроля могут быть эффективны в целом, но не быть эффективными в отдельные периоды времени. Это может быть связано со следующими факторами:
  а) кратковременная замена учетного работника, ответственного за осуществление данного средства контроля, в связи с отпуском или болезнью;
  б) особенности работы бухгалтерии экономического субъекта, отражающие сезонные периоды работы повышенной интенсивности;
  в) появление ошибок, имеющих единичный и случайный характер.
  Тестирование средств контроля производится во всех случаях, кроме тех, когда риск средств контроля оценивается как высокий. Чем в большей степени аудитор собирается опираться при подготовке своего мнения на определенные средства контроля, тем тщательнее он должен проверять их надежность и эффективность.
  При оценке риска средств контроля можно использовать данные аудита прошлых лет, однако, при этом необходимо убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году для соответствующих средств контроля, справедливы и для проверяемого года.
  Результаты оценки риска средств контроля аудитор должен отразить в общем плане аудита, а уточняющие оценки (если таковые имеются) - в рабочей документации по проверке.
 Риск необнаружения
  Под риском необнаружения понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.
  Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора, он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от таких факторов, как квалификация аудиторов и степень их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.
  На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля можно определить допустимый в работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.
  Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля:
  а) высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;
  б) низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.
  Допустимые значения риска необнаружения для различных соотношений внутрихозяйственного риска и риска средств контроля приведены в таблице 4.
  Таблица 4
  Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска
  Аудиторская организация оценивает риск средств контроля как Высокий Средний Низкий При этом уровень риска необнаружения, который можно допустить, будет: Аудиторская организация оценивает внутрихозяйственный риск как: Высокий Наинижайший Ниже Средний Средний Ниже Средний Выше Низкий Средний Выше Наивысший
  Если требуется снизить риск необнаружения, то необходимо:
  а) модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути;
  б) увеличить затраты времени на проверку;
  в) повысить объемы аудиторских выборок.
  Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемого уровня, это может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
 Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском
  При планировании аудита необходимо учесть факторы, которые могут вызвать существенные искажения бухгалтерской отчетности. На основе анализа того, какое значение уровня существенности принимается для проверки и каковы особенности остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета, выясняется, какие статьи учета будут изучаться особенно внимательно и в каких случаях будет применяться аудиторская выборка и (или) аналитические процедуры с тем, чтобы снизить общий аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.
  При планировании также принимается во внимание то, что между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость:
  а) чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск;
  б) чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.
  В случае, если по ходу выполнения аудиторской проверки аудитор принимает решение об использовании более низких значений уровня существенности, он обязан принять меры по снижению аудиторского риска, для чего ему следует уточнить значения риска средств контроля и риска необнаружения следующим образом:
  а) снизить, если это возможно, риск средств контроля, для чего необходимо предусмотреть выполнение в ходе проверки дополнительных процедур тестирования средств контроля;
  б) снизить, если это возможно, риск необнаружения (см. п. 4.).
  При этом следует иметь в виду, что значения внутрихозяйственного риска остаются постоянными и могут измениться лишь в случае обнаружения в ходе проверки объективно существующих фактов, не учтенных в ходе подготовки общего плана проверки.
  Таким образом, существуют отдельные виды аудиторских рисков, которые необходимо учитывать при проведении аудиторских проверок. Вместе с тем, необходимо отметить, что данный порядок определения аудиторского риска приведен для образца и имеет рекомендательный характер. Аудиторские фирмы должны с учетом обязательных требований Правила (стандарт) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск" разработать собственный порядок его определения.
  Если окажется что при проверке экономического субъекта аудиторский риск высок, то аудиторская фирма делает вывод - у данного клиента при подтверждении отчета предстоит большой объем работы, а это, в свою очередь, накладывает на работу аудиторов временные и стоимостные границы, поскольку проверка должна проводиться в относительно ограниченный промежуток времени и стоимость аудиторских услуг зависит от затраченного рабочего времени. Таким образом, при проведении аудита необходимо предпринимать меры для того, чтобы аудиторский риск был снижен до разумно-минимального уровня.
  Если аудитор не в состоянии снизить аудиторский риск до приемлемого уровня, то это может повлечь за собой выдачу ошибочного заключения или служить основанием для подготовки по итогам проверки заключения, отличного от безусловно положительного.
  Подобное присутствие постоянного риска выдачи ошибочного заключения повышает значение правильного юридического оформления договора на предоставление аудиторских услуг. Необходимо четко разграничить и зафиксировать обязанности и ответственность клиента и обязанности и ответственность аудитора, с тем чтобы впоследствии при возникновении спорной ситуации стороны могли надежно защитить свои интересы. Экономический субъект по отношению к аудитору выполняет обязательства по созданию необходимых условий для проведения проверки, предоставлению всего объема требуемой информации, отвечает за ее достоверность.
 2.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
 Содержание программы аудита
  Начальным этапом аудиторской проверки является планирование. На этапе планирования необходимо решить следующие вопросы:
 * оценить риск аудита;
 * подписать договор с клиентом;
 * собрать и обобщить общие сведения о клиенте;
 * описать состояние и постановку бухгалтерского учета;
 * описать компьютерную систему клиента;
 * провести предварительный обзор баланса;
 * выявить допустимые интервалы погрешностей;
 * сделать заключение о риске и аудиторской стратегии;
 * выработать стратегию по обслуживанию клиента;
 * осуществить обзор внутреннего контроля;
 * составить график представления клиентом документов для аудита.
  Следующим этапом аудиторской проверки является управление. На этапе управления осуществляются следующие действия:
 * проводится согласование организационных вопросов;
 * составляется график проведения аудита;
 * проводится распределение персонала;
 * составляется и утверждается финансовый план аудита;
 * проводится общая переписка.
  На этапе составления заключения аудитор должен провести следующие мероприятия:
 * проверить бухгалтерский баланс клиента;
 * составить предварительный аудиторский отчет;
 * составить отчет по налогам;
 * сформулировать вопросы, требующие дальнейшего обсуждения;
 * зафиксировать замечания по файлу;
 * выявить ошибки, не требующие обязательного исправления в зависимости от общего эффекта;
 * получить письменное объяснение руководства (клиента).
  После этого осуществляется завершающая программа. Составляется рабочий баланс, оборотный баланс, вносятся
 исправления. На основании полученных результатов аудитор составляет письмо-рекомендацию. В рамках решения общих вопросов осуществляется проверка бухгалтерских книг и записей, а также протоколов и смет.
  В рамках реализации программы аудита баланса осуществляется аудит по следующим составляющим: прибыль, нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, производственные запасы, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с другими дебиторами, денежные средства и банковские кредиты, расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с другими кредиторами, фонды, расчеты с бюджетом.
 Контроль качества работы аудиторов
  Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.
  Основной аудитор в процессе работы должен постоянно контролировать и направлять работу, ассистентов, т.е менее квалифицированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.
  Ассистенты должны знать об их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом передачи аудиторских полномочий.
  Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита, во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой и т.п.); в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.
  Внешний контроль могут выполнять государственные органы, что предусмотрено действующим законодательством. Контроль качества имеет два основных направления: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.
  Контроль отдельных аудиторских проверок включает следующие понятия.
  Делегирование полномочий - обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; использование письменной программы аудита.
  Надзор - обеспечение текущего контроля работы аудиторов; знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета клиента.
  Проверка - проверка работы, проведенной аудиторами, ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудиторской проверки. Общий контроль качества аудита основан на:
 * определенных личных качествах аудиторов (честность, объективность, независимость, конфиденциальность); профессионализме и компетентности аудиторов; обоснованном распределении работы между членами группы; надзоре за работой аудиторов для соблюдения стандартов качества; политике приема клиентов и продолжения сотрудничества с ними;
 * текущем контроле аудиторской фирмы за эффективностью политики и процедур контроля качества. Высокое качество аудита обеспечивает: обучение и переподготовка аудиторов; разработка и совершенствование аудиторских стандартов; разработка эффективной системы контроля качества внутри аудиторской фирмы;
 * наличием жесткой системы внешнего контроля качества (налоговая инспекция и полиция).
 Аудиторские доказательства
  Вся информация, подготовленная и собранная аудитором до начала, в процессе проверки и по ее результатам, становится аудиторской информацией. Часть информации - документы или их копии - относится к аудиторским доказательствам. Аудиторские доказательства - это информация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, служащие обоснованием аудиторского заключения.
  Аудиторские доказательства должны быть релевантными и достаточными. Релевантность доказательств - это их ценность для разрешения какой-либо проблемы, а достаточность в каждом конкретном случае определяется на основе оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска. В любом случае аудитор должен быть уверен, что им собрано достаточное количество доказательств нужного качества для составления объективного и обоснованного заключения.
  Аудиторские доказательства могут быть внутренними - информация, полученная от клиента, внешними - информация, полученная от третьих лиц и организаций, и смешанными - информация, полученная от клиента и подтвержденная внешним источником. Наиболее ценными и достоверными являются внешние доказательства (например, выписки из банковского счета клиента), затем смешанные и, наконец, внутренние доказательства.
  Качество аудиторских доказательств зависит от их источника. Они могут быть получены из документальных источников, в ходе устных опросов персонала клиента и третьих лиц и при непосредственном наблюдении аудитором за выполнением учетных и других операций на предприятии. По степени надежности и достоверности наиболее ценны доказательства, полученные самим аудитором. Документальные доказательства и письменные представления клиента предпочтительнее доказательств, полученных при устных опросах.
  Аудиторский риск, то есть риск принятия неверного решения, уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, то аудитор должен использовать углубленные процедуры сбора информации и обрести уверенность в достоверности собранных доказательств и обоснованности выводов.
  Если аудитор не в состоянии собрать достаточные доказательства, то он должен отразить этот факт в отчете и заключении.
  Важно сохранить соотношение между затратами на получение аудиторских доказательств и их значимостью. Если, например, система внутреннего контроля клиента достаточно надежна, то аудитор может отказаться от дорогостоящей сплошной инвентаризации активов и провести ее выборочно. Если аудитор считает их необходимыми, то сложность и дороговизна аудиторских процедур не должны препятствовать их проведению.
  Собирая доказательства, аудиторы должны использовать следующие процедуры.
  Проверка арифметических расчетов клиента. В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска она может быть выборочной или сплошной.
  Наблюдение или участие в инвентаризации различных активов клиента. Инвентаризация рассматривается как метод получения ценных и достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса и фактов совершения хозяйственных операций. Участие в инвентаризации или наблюдение за ее проведением помогает правильно оценить организацию бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии.
  Наблюдение за осуществлением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций. Эта процедура несложна, но также важна для оценки организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.
  Проверка достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций путем получения письменного подтверждения от третьих сторон. Возможно получение и устного подтверждения, но оно менее надежно. Письменное подтверждение должна получать аудиторская фирма, а не клиент, хотя клиент по согласованию с аудитором должен обращаться к третьей стороне за подтверждением.
  Устный опрос персонала и руководства предприятия клиента и получение письменных представлений. Как правило, эти процедуры используются на начальной стадии, когда аудитор знакомится с предприятием и планирует проверку; могут быть подготовлены вопросники по различным проблемам (например, по оценке учета движения материалов, состояния документооборота и т. п.), в которых аудиторы могут вносить ответы опрошенных лиц. Письменные представления от клиента, как правило, посвящены вопросам, которые необходимо документировать (например, о невозможности передачи той или иной информации). Письменное представление составляется на бланке и заверяется подписями руководителей предприятия.
  Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц. Проводя эту процедуру, обращают внимание на правильность составления и оформления документов, а также на точность и своевременность их отражения в бухгалтерском учете.
  Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента. Информация, полученная в ходе такой проверки, остается внутренней, и ее достоверность и ценность зависят от качества системы внутреннего контроля клиента.
  Аналитические процедуры, т.е. анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления необычных фактов и показателей и исследование причин их возникновения. Типичные виды аналитических процедур:
 * сопоставление остатков по счетам за различные учетные периоды;
 * сопоставление показателей учета финансовой отчетности с прогнозировавшимися руководством предприятия показателями;
 * оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
 * сопоставление финансовых показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми;
 * сопоставление финансовой и нефинансовой информации (например, сведений об объеме выпуска продукции в денежных и натуральных единицах).
  Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор должен в плане проверки предусмотреть, какие процедуры и в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу