<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Таблица 7
 Отражение условий неопределенности в отчете
 
 Сущность неопределенности, Необходимый вид отчета требующей отражения в аудиторском отчете Меньшая материальность Большая материальность Использование других СААР, отражаемое в переоценке финансовых показателей предыдущих периодов Пояснительный параграф: "Как изложено в примечании Х к при финансовым отчетам, компания изменила методы учета ___________ в 20___ г." Отказ от принципов, не соответствующих GААР Пояснительный параграф - такой же, как в предыдущем пункте Использование других СААР, отражаемое в отчете, но без переоценки финансовых показателей предыдущих периодов То же Использование других GААР, без убедительного объяснения Заключение с ограничением по данному пункту Отрицательное заключение: в отдельном параграфе раскрываются причины и последствия Переход к использованию принципов, не соответствующих СААР Заключение с ограничением по данному пункту Отрицательное заключение: в отдельном параграфе раскрываются причины и последствия Изменение экономической единицы, в том числе и слияние компаний, но не касающееся изменений консолидированных компаний в результате создания, закрытия, приобретения или продажи филиала или другого предприятия Пояснительный параграф - такой же, как в первом пункте
 
 Таблица 8
 Последовательность и изменения в учете
 
 Отчет независимого аудитора
 
  Членам "КОМПАНИИ":
 
 (Стандартный вводный раздел)
 
 (Стандартный основной раздел)
 
  По нашему мнению, финансовые отчеты практически точно и в соответствии с GААР отражают все существенные аспекты финансового положения АIСРА на 31.07.2000 г. и 31.07.1999 г., результаты его операций, движение его фондов и изменение финансового положения за данные годы.
  Как изложено в примечании 6 к финансовым отчетам, АIСРА изменил актуальные методы подсчета пенсионных расходов в течение года, закончившегося 31.07.2000 г.
 
  (Подпись аудитора)
 
 Таблица 9
 Изменение заключения по составляемым отчетам с отрицательного на положительное
 
 Отчет независимого аудитора
 
  Совету директоров и акционерам "КОМПАНИЯ":
 
 (Стандартный вводный раздел)
 
 (Стандартный основной раздел)
 
  В нашем отчете от 15 февраля 1999 г., мы сделали заключение, что баланс на 31.12.1998 г., отчеты о доходах, нераспределенной прибыли и изменении финансового положения за год отражают финансовое положение неверно и не в соответствии с GААР, поскольку банк не учел дополнительный резерв в 30 млн. дол, на возможные убытки по кредитам, сформированным на 31.12.1998 г. Как изложено в примечании 2 к данным финансовым отчетам, банк произвел переоценку финансовых отчетов за 1998 г., отразив в учете дополнительный резерв на убытки по кредитам в соответствии с GААР. Следовательно, теперь наше заключение по финансовым отчетам за 1998 г. изменилось по сравнению с предыдущим.
  По нашему мнению, финансовые отчеты практически точно и в соответствии с GААР отражают все существенные аспекты финансового положения "КОМПАНИЯ" на 31.12.1999 г. и 31.12.1998 г., результаты его операций и изменение финансового положения за эти годы.
 
  (Подпись аудитора)
 
 Таблица 10
 Ссылка на использование услуг и отчетов других аудиторов
 
  Отчет независимых общественных бухгалтеров
 
  Совету директоров и акционерам "КОМПАНИЯ":
 
  Мы проверили прилагаемые балансы "КОМПАНИЯ" на 31.12.1999 г. и 31.12.1998 г. и соответствующие отчеты о доходах, нераспределенной прибыли и изменении финансового положения за три года в период до 31.12.1999 г. Ответственность за эти отчеты несут руководители компании. Наша обязанность - на основе проверки составить заключение об этих финансовых отчетах. Мы не проверяли отчеты "ФИЛИАЛ", консолидированного филиала за 1998 г., отражающие совокупные активы и доходы, которые после корректировок по методу покупки составляют, соответственно, 24,2 и 39,5% консолидированных показателей за год. Эти отчеты проверяли другие аудиторы и предоставили нам свои отчеты, и наше заключение в этой его части, которая относится к показателям деятельности "ФИЛИАЛ" за 1998 г., основано исключительно на данных отчета других аудиторов.
 
 (Стандартный основной раздел плюс дополнительное заключительное предложение)
 
  Мы считаем, что наша проверка и отчет других аудиторов являются достаточным основанием для нашего заключения.
  По нашему мнению, основанному на результатах нашей проверки и отчете других аудиторов, финансовые отчеты достаточно точно и в соответствии с GААР представляют все существенные аспекты финансового положения "КОМПАНИЯ" и ее филиалов на 31.12.1999 г. и 31.12.1998 г., результаты их операций и изменение финансового положения за три года до 31.12.1999 г.
 
  (Подпись аудитора)
 
 Таблица 11
 Действия аудиторов в случае, если прочая информация в значительной степени противоречит основным финансовым отчетам
 
 Аудитор выявляет значительные противоречия между проверяемыми финансовыми отчетами и
 прочей информацией
 Необходимо пересмотреть
 аудиторский отчет? Необходимо пересмотреть
 аудиторский отчет?
 клиента просят исправить прочую информацию
 Информация исправлена?
 Написать пояснительный параграф к аудиторскому отчета Рассмотреть вопрос об отказе от составления отчета Проверить
 исправленную
 информацию
 Пересмотреть аудиторский отчет Представить аудиторский отчет Рассмотреть вопрос об отказе услуг Представить аудиторский отчет Предложить внести корректировки и исправления в финансовые отчеты
 
 Таблица 12
 Пример параграфа, привлекающего внимание к какой-либо проблеме
 
 Отчет независимых аудиторов
 
  Совету директоров и акционерам "КОМПАНИИ":
 
 (Стандартный вводный раздел)
 
 (Стандартный основной раздел)
 
  Как более полно изложено в примечаниях 6, 7 и 10 к консолидированным финансовым отчетам, компания проводила определенные операции с заинтересованными сторонами. Невозможно определить, являются ли результаты таких операций теми же, что и результаты операций с полностью независимыми сторонами.
 
 (Стандартное заключение)
 
  (Подпись аудитора)
 
 2. ПРАВИЛО 203
  СРА не должен: 1) давать заключение или утверждать с определенностью, что финансовые отчеты или другая финансовая информация представлены в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами или 2) утверждать, что он не осведомлен ни о каких значительных изменениях, которые следовало бы внести в эти отчеты, чтобы привести их в соответствие с общепринятыми бухгалтерскими принципами, - если эти отчеты или информация содержат отклонения от бухгалтерских принципов, установленных уполномоченными на то органами, и имеющих существенное влияние на финансовые отчеты в целом. Однако, если отчеты содержат такую информацию, и СРА может показать, что это является результатом особых обстоятельств, и что иначе информация станет неточной, СРА не нарушит данное правило, если опишет эти отклонения, их влияние на финансовые отчеты, а когда возможно, - то и причины, по которым выполнение бухгалтерских принципов приведет к искажению отчетов.
 
 3. ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 1. "Аналитические процедуры" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол N 2)
 2. "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол N 2)
 3. "Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5)
 4. "Аудиторская выборка" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 5. "Аудиторские доказательства" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 6. "Внутрифирменный контроль качества аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
 7. "Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 8. "Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 9. "Документирование аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 10. "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
 11. "Изучение и использование работы внутреннего аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г. протокол N 3)
 12. "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 13. "Использование работы другой аудиторской организации" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г., протокол N 3)
 14. "Использование работы эксперта" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 15. "Образование аудитора" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г. Протокол N 2)
 16. "Общение с руководством экономического субъекта" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18 марта 1999 г. протокол N 2)
 17. "Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
 18. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.)
 19. "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 20. "Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 21. "Планирование аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
 22. "Понимание деятельности экономического субъекта" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г. протокол N 3)
 23. "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
 24. Правило (Стандарт) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год" (Одобрено Экспертным комитетом при ЦБР по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., Протокол N 4)
 25. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности"(утв. Комиссией по аудиторской деятельности РФ 9 февраля 1996 г.)
 26. "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
 27. "Применимость допущения непрерывности деятельности" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
 28. "Проверка прогнозной финансовой информации" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5)
 29. "Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
 30. "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5)
 31. "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
 32. "Существенность и аудиторский риск" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол N 2)
 33. "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
 34. "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5)
 35. "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г. протокол N 2)
 36. "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18 марта 1999 г. протокол N 2)
 
 4. ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
 Проект Государственной Думы
  Глава 1. Общие положения
  Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
  Настоящий Закон регулирует отношения в области аудита между предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем - организации), государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями, а также устанавливает основные принципы регулирования аудиторской деятельности на территории Российской Федерации. Аудиторская деятельность (аудит) регулируется также другими актами. Для целей настоящего Закона используются следующие определения:
  аудитор - физическое лицо, имеющее специальный аттестат, подтверждающий право заниматься аудиторской деятельностью;
  аудиторская организация - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с действующим законодательством;
  пользователь аудиторских услуг - организации, имеющие статус юридического лица и физического лица, пользующиеся аудиторскими услугами;
  стандарты аудиторской деятельности - единые требования, регламентирующие порядок осуществления аудиторской деятельности;
  бухгалтерская отчетность - действующая на всей территории РФ, единая система отчетных данных, установленных в законодательном порядке, об финансовом и имущественном положении хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  аудиторское заключение - документ фиксирующий мнение аудитора по результатам проведенной проверки, предназначенной для любых пользователей;
  аудиторский отчет - документ содержащий информацию о ходе и результатах аудиторской проверки, адресованный руководителям и лицам, принимающим участие в управлении экономического субъекта;
  рабочая документация - документы содержащие информацию, необходимую для подготовки аудиторского отчета и аудиторского заключения;
  сопутствующие аудиту услуги - услуги аудиторских организаций, осуществляемые на коммерческой основе и не требующие специального лицензирования, если это не установлено законом.
  Основной целью Закона является:
  регулирование отношений, возникающих у независимого аудита, при осуществлении им своей деятельности, с государственными законодательными, исполнительными органами власти и пользователями аудита;
  установление пределов компетенции аудитора при осуществлении им вневедомственного контроля;
  закрепление степени ответственности аудитора при недобросовестном выполнении им взятых на себя обязательств;
  установление и закрепление основных прав и обязанностей аудитора и аудиторской организации, которыми они обязаны руководствоваться при выполнении взятых на себя обязательств при занятии аудиторской деятельностью;
  установление и закрепление основных прав и обязанностей проверяемых хозяйствующих субъектов, в том числе при оказании им сопутствующих аудиторских услуг.
  Статья 2. Понятие аудиторской деятельности (аудита)
  Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой независимую экспертизу бухгалтерской отчетности организации, проводимую квалифицированными специалистами (аудиторами) путем проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета. соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и верности отражения показаний деятельности предприятий в бухгалтерской отчетности.
  Аудит не подменяет государственный и внутриведомственный контроль, осуществляемый в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  Основной целью аудиторской деятельности является обеспечение достоверности бухгалтерской отчетности организации.
  Аудиторская деятельность является разновидностью предпринимательской и осуществляется в виде платных услуг.
  Статья 3. Виды аудита
  Аудит может быть обязательным либо инициативным.
  Обязательным является аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций, у которых объем реализации товаров, работ или услуг и показатели баланса превышают размеры, установленные Аудиторской палатой России, а также в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. От обязательного аудита освобождаются бюджетные учреждения. Инициативным является аудит, проводимый по инициативе собственника организации, а также лиц. владеющих не менее чем 10% акций (долей), дающих право голоса, либо руководителей организации. Аудит может проводиться по инициативе государственных органов и за их счет.
  Глава 2. Аудитор и аудиторская организация
  Статья 4. Аудитор
  Аудитором признается специалист, имеющий сертификат аудитора полученный в порядке, установленном статьей 16 настоящего Закона.
  Аудиторы, получившие в других государствах документы, дающие право на занятие аудитом, приобретают право на аудиторскую деятельность в Российской Федерации в порядке, установленном статей 16 настоящего Закона.
  Статья 5. Аудиторская организация
  Аудиторской организацией признается юридическое лицо, созданное в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации (кроме акционерных обществ открытого типа) для аудиторской деятельности, имеющее в своем штате хотя бы одного аудитора и получившее лицензию на аудиторскую деятельность в порядке, установленном статей 17 настоящего Закона.
  Доля средств аудиторов в уставном капитале аудиторской организации должна превышать 50%.
  Статья 6. Сопутствующие аудиторские услуги
  К числу сопутствующих аудиту услуг относятся следующие аудиторские услуги, оказываемые аудиторами и аудиторскими организациями на коммерческой основе:
  а) постановка, восстановление, составление бухгалтерской отчетности, а также бухгалтерское консультирование;
  б) ведение бухгалтерского отчета за хозяйствующего субъекта и представление его интересов, на основании доверенности, только в пределах составленной отчетности, в налоговых и иных фискальных органах,
  в) автоматизация бухгалтерского учета, обучение методам автоматизированного ведения учета:
  г) оказание консультаций по налоговому планированию, расчетов налоговых платежей, консультирование в части соблюдения налогового законодательства;
  д) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей и выдача рекомендаций по вопросам эффективной организации производства (экономическое и финансовое консультирование);
  е) издание и распространение литературы по учету, анализу, аудиту;
  ж) разработка рекомендаций по экономической реструктуризации производства;
  з) представление, по доверенности, интересов хозяйствующего субъекта в различных инстанциях в качестве специалиста по аудиторской деятельности;
  и) анализ и разработка инвестиционных проектов и сопровождение их;
  к) экономическая оценка имущества и эффективности осуществляемого бизнеса;
  л) экономическое обоснование маркетинговых исследований;
  м) выработка рекомендаций по разработке внутреннего аудита.
  Аудиторы и аудиторские организации не могут заниматься производственной, торгово-посреднической и иной предпринимательской деятельностью, не предусмотренной настоящей статьей.
  Статья 7. Объединения аудиторов и аудиторских организаций
  Аудиторы и аудиторские организации могут образовывать в соответствии с законодательством Российской федерации союзы, ассоциации и другие профессиональные общественные объединения для координации своей деятельности и защиты своих интересов.
  После регистрации в установленном порядке объединения аудиторов и аудиторских организаций сообщают об этом Аудиторской палате России для внесения их в реестр аудиторских объединений.
  Аудиторские объединения не могут непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.
  Глава 3. Осуществление аудиторской деятельности
  Статья 8. Договор на проведение аудита
  Отношения между аудиторскими организациями и организациями-заказчиками их услуг строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  Организация (заказчик) имеет право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию для проведения аудита, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  Договор на проведение аудита годовой бухгалтерской отчетности заключается с аудиторской организацией, назначаемой общим собранием акционеров либо с одобрения большинства собственников предприятия.
  Договор на проведение обязательного аудита, содержащий условия, направленные на ограничение объема аудиторской проверки, считается недействительным.
  Договор на проведение аудита не может быть заключен, а заключенный договор считается недействительным с момента его заключения, если существуют или возникли после заключения договора следующие обстоятельства:
  а) аудиторская организация имеет имущественные интересы в проверяемой организации, а также ее дочерних предприятиях;
  б) аудитор или лица, состоящие с ним в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дочери, сыновья):
  имеют личные имущественные интересы в проверяемой организации,
  являются учредителями, собственниками, руководителями или сотрудниками проверяемого предприятия, а также ее дочерней организации, филиала или представительства,
  оказывают или оказали организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению бухгалтерской отчетности.
  Статья 9. Независимость аудиторов и аудиторских отношений
  Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности руководствуются настоящим Законом, другу ми актами законодательства Российской Федерации и аудиторскими стандартами, утвержденными Аудиторской палатой России. Государственные органы, заказчики и никакая третья сторона не вправе вмешиваться в аудиторскую деятельность аудитора и аудиторской организации.
  Статья 10. Права и обязанности заказчика, аудитора и аудиторских организаций
  Заказчик имеет право получить от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, прав и обязанностей сторон, а также о нормативных документах, на которых основываются замечания и выводы аудитора, а аудитор обязан предоставить заказчику такую информацию.
  Заказчик обязан:
  а) создавать аудитору все условия для своевременного и качественного проведения аудита, предоставлять ему всю необходимую документацию, за достоверность которой заказчик несет ответственность, запрашивать у банков, финансовых, налоговых органов и иных лиц сведения, затребованные аудитором в целях проведения аудита, давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной или письменной форме;
  б) не вмешиваться в деятельность аудитора с целью ограничения круга вопросов, подлежащих проверке при аудите.
  Аудитор и аудиторская организация имеют право:
  а) самостоятельно определять формы и методы проверки, исходя из требований настоящего Закона и иных актов законодательства, а также руководствуясь действующими стандартами аудита, собственными профессиональными знаниями и опытом;
  б) проверять в аудиторской организации все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию о его хозяйственной деятельности, его активы и обязательства, наличие денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей, а также учредительные документы, протоколы собраний, заседаний управляющего органа и наблюдательного совета, планирующие документы, бюджеты и сметы;
  в) получать объяснительные записки и справки от всех должностных лиц и персонала аудируемой организации;
  г) привлекать к участию в аудите специалистов, за исключением лиц, состоящих в близком родстве с руководителями и другими должностными лицами, аудируемой организации, имеющих в ней личные имущественные интересы либо оказывающих или оказавших этой организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности.
  Аудитор и аудиторские организации обязаны:
  а) добросовестно проводить аудит, руководствуясь законодательством Российской Федерации и аудиторскими стандартами,
  б) обеспечивать сохранность документов, полученных на проверяемом предприятии и составленных в ходе проверки, а также переписки, связанной с проведением аудита;
  в) сохранять в тайне полученные в ходе аудита конфиденциальные сведения;
  г) передавать аудиторское заключение и аудиторский отчет исключительно тем лицам, с которыми был заключен договор на проведение аудита;
  д) незамедлительно сообщать заказчику для извещения собственников организации о фактах, свидетельствующих об угрозе ее существованию, а также нарушений законодательства Российской Федерации, в результате которых организации был нанесен или может быть нанесен ущерб.
  Статья 11. Аудиторское заключение и аудиторский отчет
  По результатам аудита аудиторы обязаны составить аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудиторский отчет составляется только для заказчика аудиторских услуг. В нем указываются заказчик и период проверенной деятельности организации, приводятся исчерпывающая информация о ходе аудиторской проверки и результаты проведенной экспертизы бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности и состояния внутреннего контроля, отмечаются факты не устраненных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников предприятия, государства и третьих лиц. Аудиторский отчет является конфиденциальным документом. Его содержание может быть раскрыто только с ведома заказчика и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  В аудиторском заключении содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности организации.
  Аудиторское заключение и аудиторский отчет подписываются руководителем аудиторской организации либо уполномоченным им лицом, а также аудитором, проводившим проверку, и заверяется печатью аудиторской организации. Пользователям бухгалтерской отчетности представляется полный текст аудиторского заключения.
  В случае, если в ходе проведения аудита не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в аудиторском заключении делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, либо указываются ограничивающие условия, определившие его содержание.
  В последующем для подтверждения исправления нарушений, отмеченных в аудиторском заключении и аудиторском отчете, должен быть проведен повторный ограниченный аудит.
  Статья 12. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций
  Аудитор и аудиторская организация несут ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  В случае, если в результате небрежности или неправомерных действий аудитора или аудиторской организации нанесен материальный ущерб заказчику, его инвесторам или собственникам, он подлежит возмещению аудиторской организацией. Лица, требующие возмещения материального ущерба, обязаны доказать причинную связь между содержанием аудиторского заключения (отчета) и понесенным ими ущербом.
  Статья 13. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских организаций
  Аудиторы и аудиторские организации обязаны страховать в страховых организациях ответственность за результаты своей деятельности в соответствии с федеральным законом.
  В случае возражения заказчика против страхования в страховых организациях ответственности аудиторов и аудиторских организаций за результаты своей деятельности. последние несут материальную ответственность в пределах суммы стоимости оказанных услуг.
  Глава 4. Основные принципы регулирования аудиторской деятельности
  Статья 14. Государственное регулирование аудиторской деятельности
  Государственное регулирование аудиторской деятельности возлагается на Правительство Российской Федерации, Министерство финансов и Центральный Банк РФ.
  Правительство Российской Федерации утверждает положения об Аудиторской Палате России, (в дальнейшем - Палата), о порядке аттестации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, контроля за соблюдением законодательства и иные нормативные документы об аудиторской деятельности, устанавливает плату за лицензирование аудиторской деятельности.
  Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает контроль аудиторской деятельности при выдаче аттестатов и лицензий, наблюдение за деятельностью Палаты, аудиторов и аудиторских организаций.
  Центральный банк Российской Федерации контролирует деятельность Палаты и аудиторских организаций в части услуг в области банковского аудита.
  Статья 15. Аудиторская палата России
  Организация и контроль аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Законом Аудиторской палатой России, которая является негосударственной организацией, объединяющей всех аттестованных аудиторов и все аудиторские организации, имеющие лицензии. Основными задачами Палаты являются:
  а) контроль соблюдения требований законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности всеми аудиторами и аудиторскими организациями;
  б) защита прав и законных интересов аудиторов и аудиторских организаций;
  в) содействие развитию профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации.
  Основными функциями Палаты являются:
  а) организация аттестации специалистов на право осуществления аудиторской деятельности;
  б) организация обучения и повышения квалификации практикующих аудиторов;
  в) ведение реестров аудиторов и аудиторских организаций, а также реестра объединений аудиторов и аудиторских организаций;
  г) разработка и утверждение стандартов аудиторской деятельности и обязательных норм профессионального поведения (профессиональной этики);
  д) обеспечение аудиторов и аудиторских организаций актами законодательства Российской Федерации и методическими документами, связанными с осуществлением аудиторской деятельности;
  е) осуществления контроля качества аудиторских услуг, оказываемых аудиторскими организациями, имеющими лицензии на аудиторскую деятельность, организация постоянного взаимного контроля деятельности аудиторских фирм не реже одного раза в три года;
  ж) анализ, обобщение и распространение опыта работы аудиторов и аудиторских организаций;
  з) внешние связи с аудиторскими палатами и объединениями других стран, содействие признанию российских аудиторских аттестатов, стандартов и заключений международными организациями и деловыми кругами иностранных государств.
  Статья 16. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
  Аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности проходят специалисты, желающие заниматься этой деятельностью.
  Порядок аттестации, единые программы ее проведения, состав аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации устанавливаются Министерством финансов РФ по представлению Палаты.
  К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее либо среднее специальное образование и трехлетний стаж работы в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, юриста, ревизора, руководителя организации, научного работника или преподавателя по соответствующему профилю.
  К аттестации не допускаются лица, осужденные вступившим в законную силу приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений.
  Специалистам, прошедшим аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности, не более чем в месячный срок по документам, представленным Палатой, Министерство финансов Российской Федерации выдает аттестаты аудитора, дающие право заниматься аудиторской деятельностью.
  Аудитор при получении аттестата аудитора подписывает обязательство соблюдать законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, стандарты и нормы профессиональной этики аудиторов, честно и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.
  Аудитор может быть лишен аттестата в случаях:
  а) указания аудитором в документах, представленных комиссии, недостоверных сведений;
  б) длительного (в течение трех лет) невыполнения обязанностей аудитора или длительного невыполнения требований Палаты по обучению и повышению квалификации аудиторов;
  в) нарушений аудитором требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к аудитору, систематического нарушения норм профессиональной этики и стандартов аудиторской деятельности;
  г) вступления в законную силу приговора суда по уголовному делу с применением наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений.
  Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности
  Аудиторская организация, либо отдельный аудитор без образования юридического лица, могут заниматься аудиторской деятельностью лишь после получения лицензии на аудиторскую деятельность.
  Лицензия на аудиторскую деятельность выдается Министерством Финансов РФ по представлению Палаты юридическому лицу на основании его заявления с приложением надлежаще удостоверенных копий:
  а) учредительных документов;
  б)свидетельства о государственной регистрации;
  в) справки о размере оплаченного уставного каптала;
  г) сведений о его руководителях, их заместителях и аудиторах.
  Физические лица представляют заявление, копии аттестата аудитора, копии документа на право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
  Палата рассматривает заявление о выдаче лицензий в течение 45 дн. с даты получения документов, предусмотренных в части второй настоящей статьи. Министерство финансов РФ выдает лицензию в течение 30 дн. после получения необходимых документов от Палаты.
  Основание для отказа в выдаче лицензии может служить лишь несоответствие документов. прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.
  Об отказе в выдаче лицензии Палата и Министерство финансов РФ сообщают заявителю в письменной форме с указанием причин отказа.
  С момента получения лицензии аудиторская организация (аудитор) становится членом Палаты.
  Об изменениях в персональном составе руководителей, их заместителей или аудиторов аудиторская организация обязана сообщить Палате в недельный срок, об изменениях в учредительных документах - в месячный срок.
  Министерство финансов по собственной инициативе или по представлению Палаты может отозвать выданную лицензию в случаях:
  а) указания недостоверных сведений в документах, представленных Палате для получения лицензии;
  б) осуществления деятельности, которой аудиторские организации не могут заниматься в соответствии статьи 6 настоящего закона;
  в) нарушения требований законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, неоднократно установленного Палатой некачественного оказания услуг клиентам. несоблюдения норм профессионального поведения.
  Отзыв лицензии аудиторов и аудиторских организаций по иным основаниям не допускается. Организация или лицо, лишенные лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью, исключаются из членов Палаты. Их заявления о выдаче новой лицензии рассматриваются не ранее, чем через три года после отзыва первой лицензии и только один раз.
  Статья 18. Лицензирование деятельности в области банковского аудита
  Аудиторские организации, имеющие лицензии на аудиторскую деятельность Министерства финансов Российской Федерации, допускаются к аудиту коммерческих банков по разрешению Центрального банка России.
  Лицензии (разрешения) на проведение банковского аудита выдаются Центральным банком России аудиторским организациям, имеющим в своем составе не менее двух аудиторов, имеющих аттестаты и специально подготовленных для оказания услуг в сфере банковского аудита в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Закона.
  Статья 19. Публикация сведений об аудиторах, аудиторских организациях и их объединения
  Палата обязана обеспечить публикацию сведений о выдаче аудиторам аттестатов и аудиторским организациям лицензий, об их отзыве, а также об объединениях аудиторов и аудиторских организаций.
 Проект Совета Федерации
 Об аудиторской деятельности и гражданском финансовом контроле
  Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим законом.
  Настоящий закон регулирует отношения в области аудита между предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем организации), государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями, а также устанавливает основные принципы гражданского финансового контроля государственных органов на территории Российской Федерации.
  Аудиторская деятельность (аудит) регулируется также другими актами законодательства Российской Федерации, не противоречащими настоящему закону.
  Основной целью закона является:
  - обеспечение безусловной независимости аудиторов и регулирование отношений, возникающих у независимого аудитора, при осуществлении им своей деятельности;
  - установление пределов компетенции аудитора при осуществлении им своей деятельности;
  - закрепление степени ответственности аудитора при осуществлении помощи клиентам в защите их интересов;
  - закрепление степени ответственности аудитора;
  - установление и закрепление основных прав и обязанностей аудитора и аудиторской организации;
  - установление и закрепление основных прав и обязанностей проверяемых хозяйствующих субъектов, в том числе при оказании им сопутствующих аудиторских услуг;
  Отношение органов гражданского финансового контроля и государства.
  Статья 2. Понятие аудиторской деятельности и аудита.
  Аудит - это предпринимательская деятельность, направленная на реализацию общественной потребности в установлении объективности финансовой информации.
  Аудит представляет собой независимую оценку бухгалтерской отчетности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и правительственных органов, путем получения и проверки объективных данных о хозяйственной и финансовой деятельности организации. соответствия проведенных ею хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации.
  Аудит осуществляется в Российской Федерации в формах обязательного и инициативного аудита, независимого финансового, управленческого (операционного) аудита и аудита государственного.
  Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых организаций. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных указанной отчетности, которая позволяет акционерам и внешнему пользователю бухгалтерской отчетности делать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемых организаций, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
  Государственный аудит может быть как финансовым, так и управленческим, то есть аудитом эффективности и производительности работы клиента.
  Аудиторская деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности осуществляемая на коммерческой основе в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным Законом и другими законодательными актами регламентирующими порядок проведения аудита и оказания сопутствующих аудиторских услуг.
  К. числу сопутствующих аудиторских услуг относятся: а) постановка, восстановление, составление бухгалтерской отчетности, а также бухгалтерское консультирование;
  б) полное ведение бухгалтерской отчетности за хозяйствующего субъекта, представление и защита его, по доверенности, в фискальных органах и других контролирующих органах;
  в) автоматизация бухгалтерского учета и отчетности, обучение методам автоматизированного ведения учета;

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу