<< Пред.           стр. 9 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме, в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
  Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
 - определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
 - формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
 - выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
 - группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
 - дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
  Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита.
  Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
  По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
 - объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
 - репутация покупателя в деловом мире;
 - платежеспособность покупателя;
 - результативность хозяйственной деятельности покупателя;
 - состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
 - объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
  По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
 - дееспособность покупателя;
 - уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
 - состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
  Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита), данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).
  Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.
  Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.
  Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
 - покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита;
 - покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
 - покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).
  Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.
  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
  7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
  Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются факторинг, учет векселей, выданных покупателями продукции, форфейтинг.
  8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок.
  В этих целях предприятию необходимо регулярно выполнять следующие рекомендации:
 - контролировать состояние расчетов с покупателями (по отсроченной задолженности) и своевременно предъявлять исковые заявления;
 - ориентироваться на возможно большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными потребителями;
 - следить за соответствием кредиторской и дебиторской задолженности.
  В рамках подготовки данных для бюджетного планирования необходимо оценить размер дебиторской задолженности на начало планируемого периода и определить период ее погашения.
  По каждому крупнейшему дебитору необходимо провести работу по возврату задолженности. К мероприятиям по работе с дебиторами относятся:
 - телефонные переговоры;
 - выезды к контрагентам;
 - оформление договоров цессии;
 - разработка схем погашения задолженности векселями с их последующей реализацией;
 - разработка эффективных бартерных схем;
 - проработка возможностей обращения в арбитраж.
 
  Кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность может быть внутренней и внешней по отношению к предприятию.
  Основной целью управления внутренней кредиторской задолженностью предприятия является обеспечение своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав.
  На первый взгляд, обеспечение своевременности выплат начисленных средств противоречит финансовым интересам предприятия: задержка в выплате этих средств приводит к росту размера внутренней кредиторской задолженности, а, следовательно, снижает потребность в кредите и средневзвешенную стоимость капитала. Однако с позиций общеэкономических интересов развития предприятия такая задержка выплат несет гораздо больший объем негативных последствий.
  Так, задержка выплаты заработной платы персоналу снижает уровень материальной заинтересованности и производительности труда работников, приводит к росту текучести кадров (причем в первую очередь увольняются, как правило, наиболее квалифицированные работники). Задержка выплаты налогов и налоговых платежей вызывает рост штрафных санкций, ухудшает деловой имидж предприятия, снижает его кредитный рейтинг. Задержка выплат взносов по страхованию имущества или личному страхованию может вызвать в виде ответной реакции соответствующую задержку выплат предприятию сумм страховых возмещении.
  Поэтому с позиций стратегического развития своевременная выплата средств, начисленных в составе внутренней кредиторской задолженности, приносит предприятию больше экономических преимуществ, чем сознательная задержка этих выплат.
  Внешняя кредиторская задолженность определяется суммой кредита на "льготный" срок, который поставщики считают разумным предоставить компании. Он называется "период погашения кредиторской задолженности" и обычно выражается через "однодневный объем продаж по себестоимости".
  Также внешнюю кредиторскую задолженность составляют долги предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, кредитными организациями и т.д.
  В рамках подготовки данных для бюджетного планирования необходимо оценить размер кредиторской задолженности на начало планируемого периода и определить период ее предполагаемого погашения.
 
  2. Прочая деятельность.
  Прочая деятельность предприятия определяется реализацией основных средств, реализацией прочих активов, а также различными внереализационными доходами и расходами предприятия, такими как: штрафы, пени и неустойки и другие экономические санкции; проценты, полученные по суммам средств, числящихся на счетах предприятия и т.д.
  Необходимость прогноза этих видов деятельности вызвана тем, что на некоторых предприятиях удельный вес доходов (расходов) от данных операций достаточно велик и значительно влияет на формирование прибыли предприятия.
  Детализация доходов и расходов от прочих видов деятельности зависит от их специфики на конкретном предприятии.
 
  3. Налоги.
  По статье налоги в бюджете предприятия отражаются налоги, не включаемые в соответствии с действующим законодательством в затраты на производство. К таким налогам относят: налог на имущество, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с учетом расчета льгот на содержание объектов социальной сферы по утвержденным нормам на планируемый период, налог на прибыль.
  На данном этапе необходимо определить параметры налоговой системы с учетом специфики деятельности предприятия и отношений с органами местного самоуправления (налоговые ставки, период и льготы).
  Для каждого налога необходимо определить его основные элементы: налоговую базу, налоговую ставку, налоговый период, налоговые льготы.
  Налоговая база - часть объекта налогообложения, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется по закону налоговая ставка. Она равна объекту налогообложения за минусом налоговых льгот.
  Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных.
  Налоговый период представляет собой период времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика по тому или иному налогу (ведение налогового учета, представление отчетов и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм налога и другие обязанности, установленные Налоговым Кодексом и (или) иным актом налогового законодательства).
  Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством:
 - налоговые скидки - уменьшение налоговой базы на определенную величину в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом.
 - налоговый кредит представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства по налогу (кроме сбора) при наличии определенных оснований на срок от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом суммы кредита.
  Методика расчета налогов предприятия должна предусматривать возможность детальной характеристики платежей предприятия по каждому налогу: определения налогового периода, величины и сроков авансовых платежей, указания видов имеющихся у предприятия льгот по налогообложению в каждом месяце рассматриваемого периода (налоговые освобождения, скидки, величину и сроки налогового кредита). На этой основе производится расчет начислений и платежей предприятия, задолженности на начало и конец периода.
  При составлении бизнес-прогноза особое внимание следует уделять налоговому планированию, которое можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленных на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их "компенсация" может повлечь за собой крупные финансовые потери.
  При осуществлении текущего налогового планирования необходимо проводить следующие мероприятия:
 - обзор нормативно-правовой базы и комментариев специалистов по налоговой тематике;
 - составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок;
 - составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;
 - прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.
  Осуществляя стратегическое налоговое планирование, следует проводить следующие мероприятия:
 - обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее изменения на планируемый период;
 - составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
 - варианты схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков;
 - составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;
 - письменное обоснование применяемых схем и, в особенности, "узких мест", с точки зрения налоговых последствий;
 - варианты возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации, прогноз эффективности применяемых мер, оценка риска различных программ действий.
 
  4. Прогноз инвестиций.
  Инвестиционный бюджет может иметь сложную иерархическую структуру и включать ряд программ и подпрограмм по различным направлениям деятельности (рисунок 3.2.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рисунок 3.2. - Пример структуры инвестиционного бюджета
 
  Для того, чтобы определить целесообразность вложения средств предприятия необходимо проработать различные варианты инвестиционных проектов.
  Инвестиционный проект представляет собой основной документ, определяющий необходимость осуществления реального инвестирования, в котором в общепринятой последовательности разделов излагаются основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.
  Инвестиционный проект должен содержать следующие основные разделы:
  Предпосылки и основная идея проекта. В этом разделе перечисляются наиболее важные параметры проекта, которые служат определяющими показателями для его реализации; рассматривается расположения проекта в увязке с рыночной и ресурсной средой; приводится график реализации проекта и характеризуется его инициатор.
  Анализ рынка и концепция маркетинга. В нем излагаются результаты маркетинговых исследований, обосновывается концепция маркетинга и разрабатывается проект его бюджета.
  Сырье и поставки. Этот раздел содержит классификацию используемых видов сырья и материалов; объем потребности в них; наличие основного сырья в регионе и обеспеченность им; программу поставок сырья и материалов и связанные с ними затраты.
  Месторасположение и окружающая среда. В этом разделе подробно описываются месторасположение проекта, характер естественной окружающей среды; степень воздействия на нее при реализации проекта; социально-экономические условия в регионе и инвестиционный климат; состояние производственной и коммерческой инфраструктуры и т.д.
  Проектирование и технология. Этот раздел должен содержать выбор технологии и предложения по ее приобретению или передаче; подробную планировку предприятия и основные проектно-конструкторские работы, перечень необходимых машин и оборудования и требования к их техническому обслуживанию, оценку связанных с этим инвестиционных затрат.
  Организация управления. В этом разделе приводится организационная схема и система управления предприятием; обосновывается конкретная организационная структура управления по сферам деятельности и центрам ответственности; рассматривается подробный бюджет накладных расходов, связанных с организацией управления.
  Трудовые ресурсы. Этот раздел содержит требования к категориям и функциям персонала; оценку возможностей его формирования в рамках региона; организацию набора; план обучения работников и оценку связанных с этим затрат.
  Планирование реализации проекта. В этом разделе обосновываются отдельные стадии осуществления проекта; приводится график его реализации; разрабатывается бюджет реализации проекта.
  Финансовый план и оценка эффективности инвестиций. Этот раздел содержит финансовый прогноз и основные виды финансовых планов; совокупный объем инвестиционных затрат; методы и результаты оценки эффективности инвестиций; оценку инвестиционных рисков.
  Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов осуществляется при помощи следующих методов:
  1. Чистый приведенный доход позволяет получить наиболее обобщенную характеристику результата инвестирования, т.е. его конечный эффект в абсолютной сумме. Под чистым приведенным доходом понимается разница между приведенными к настоящей стоимости суммой чистого денежного потока за период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой инвестиционных затрат на его реализацию. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
 
  ЧПД = ЧДП - ИЗ, (3.24.)
 
  где ЧПД - сумма чистого приведенного дохода по инвестиционному проекту;
  ЧДП - сумма чистого денежного потока за весь период эксплуатации инвестиционного проекта (если полный период эксплуатации проекта определить сложно, его принимают в расчетах в размере 5 лет);
  ИЗ - сумма инвестиционных затрат на реализацию инвестиционного проекта.
 
 
  n ЧД
  ЧДП = ? --- (3.25.)
  0 (1 + Е) n ,
 
  где ЧД - чистый доход;
  n - период реализации проекта, в годах;
  Е - норма дисконта, т.е. норма доходности, величина которой в долях единицы может быть принята в соответствии с депозитным процентом в банке.
 
  2. Индекс (коэффициент) доходности также позволяет соотнести объем инвестиционных затрат с предстоящим чистым денежным потоком по проекту. Расчет такого показателя осуществляется по формуле:
 
  ИД = ЧДП / ИЗ, (3.26.)
 
  где ИД - индекс доходности по инвестиционному проекту.
 
  Показатель "индекс доходности" также может быть использован не только для сравнительной оценки, но и в качестве критериального при принятии инвестиционного решения о возможностях реализации проекта. Если значение индекса доходности меньше единицы или равно ей, денежный проект должен быть отвергнут в связи с тем, что он не принесет дополнительный доход на инвестированные средства. Иными словами, для реализации могут быть приняты реальные инвестиционные проекты только со значением показателя индекса доходности выше единицы.
  3. Индекс (коэффициент) рентабельности в процессе оценки эффективности инвестиционного проекта может играть лишь вспомогательную роль, так как не позволяет в полной мере оценить весь возвратный денежный поток по проекту (значительную часть этого потока составляют амортизационные отчисления). Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
 
  ИРи = ЧПи / ИЗ, (3.27.)
 
  где ИРи - индекс рентабельности по инвестиционному проекту;
  ЧПи - среднегодовая сумма чистой инвестиционной прибыли за период эксплуатации проекта.
  Показатель "индекс рентабельности" позволяет вычленить в совокупном чистом денежном потоке важнейшую его составляющую - сумму инвестиционной прибыли. Кроме того, он позволяет осуществить сравнительную оценку уровня рентабельности инвестиционной и операционной деятельности (если инвестиционные ресурсы сформированы за счет собственных и заемных средств, индекс рентабельности инвестиций сравнивается с коэффициентом рентабельности активов; если же инвестиционные ресурсы сформированы исключительно за счет собственных финансовых средств, то базой сравнения выступает коэффициент рентабельности собственного капитала). Результаты сравнения позволяют определить: дает ли возможность реализация инвестиционного проекта повысить общий уровень эффективности операционной деятельности предприятия в предстоящем периоде или снизит его, что также является одним из критериев принятия инвестиционного решения.
  4. Период окупаемости является одним из наиболее распространенных и понятных показателей оценки эффективности инвестиционного проекта. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
 
  ПО = ИЗ / ЧДПг, (3.28.)
 
  где ПО - период окупаемости инвестиционных затрат по проекту;
  ЧДПг - среднегодовая сумма чистого денежного потока за период эксплуатации проекта (при краткосрочных реальных вложениях этот показатель рассчитывается как среднемесячный).
 
  Показатель "периода окупаемости" используется обычно для сравнительной оценки эффективности проектов, но может быть принят и как критериальный (в этом случае инвестиционные проекты с более высоким периодом окупаемости будут предприятием отвергаться). Основным недостатком этого показателя является то, что он учитывает те объемы чистого денежного потока, которые формируются после периода окупаемости инвестиционных затрат. Так, по инвестиционным проектам с длительным сроком эксплуатации после периода их окупаемости может быть получена гораздо большая сумма чистого денежного потока, чем по инвестиционным проектам с коротким сроком эксплуатации (при аналогичном и даже более быстром периоде окупаемости последних).
  5. Внутренняя ставка доходности является наиболее сложным показателем оценки эффективности реальных инвестиционных проектов. Она характеризует уровень доходности конкретного инвестиционного проекта, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость чистого денежного потока приводится к настоящей стоимости инвестиционных затрат. Внутреннюю ставку доходности можно охарактеризовать и как дисконтную ставку, по которой чистый приведенный доход в процессе дисконтирования будет приведен к нулю. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
 
  ВСД = n? ((ЧДП / ИЗ) - 1), (3.29.)
 
  где ВСД - внутренняя ставка доходности по инвестиционному проекту (выраженная десятичной дробью).
 
  Показатель внутренней ставки доходности приемлем для сравнительной оценки не только в рамках рассматриваемых инвестиционных проектов, но и в более широком диапазоне (например, в сравнении с коэффициентом рентабельности операционных активов, коэффициентом рентабельности собственного капитала, уровнем доходности по альтернативным видам инвестирования - депозитным вкладам, приобретению государственных облигаций и т.п.). На каждом предприятии может быть установлен в качестве целевого норматива показатель "минимальная внутренняя ставка доходности" и инвестиционные проекты с более низким его значением будут автоматически отклоняться как несоответствующие требованиям эффективности реального инвестирования.
  Таким образом, только положительная оценка инвестиционного проекта может служить критерием для включения его в инвестиционную программу предприятия.
 
  5. Привлечение заемных средств.
  Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
  Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.
  1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
  На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.
  На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.
  На третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.
  На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.
  На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей составляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
  Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
  2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
  а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов.
  В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
  б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов.
  Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
  в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов.
  Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.
  г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников.
  В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
  д) другие временные нужды.
  Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.
  3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями;
  а) предельным эффектом финансового левериджа.
  Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
  б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.
  Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
  С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
  4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
  5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.
  Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
  Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:
  а) срок полезного использования - это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
  б) льготный период - это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения суммы накопленного долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
  в) срок погашения - это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.
  Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.
  Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии. Он определяется по формуле:
 
 ССз = (СПз / 2) + ЛП + (ПП / 2), (3.30.)
 
  где ССз - средний срок использования заемных средств;
  СПз - срок полезного использования заемных средств;
  ЛП - льготный (грационный) период;
  ПП - срок погашения.
 
  Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств, по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.
  Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.
  6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита, товарного (коммерческого) кредита, прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
  7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
  8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов.
  К числу важнейших из этих условий относятся:
  а) срок предоставления кредита;
  б) ставка процента за кредит;
  в) условия выплаты суммы процента;
  г) условия выплаты суммы основного долга;
  д) прочие условия, связанные с получением кредита.
  Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель привлечения.
  Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.
  Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита, выплате суммы процента равномерными частями, выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант.
  Условия выплаты суммы основного долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам:
 - частичному возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита,
 - полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита,
 - возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита.
  При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.
  Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
  9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
  10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
  Результатом формирования политики привлечения предприятием заемных средств является определение потенциальных источников привлечения кредитных ресурсов.
 
 
  6. Основные фонды и нематериальные активы.
  Прогноз изменения основных фондов и нематериальных активов необходим для формирования прогнозного бухгалтерского баланса предприятия, а также планирования величины амортизационного фонда.
  Методы оценки основных фондов. Оценка по первоначальной стоимости основных фондов (ОФперв) определяется на момент ввода объекта в эксплуатацию:
 
 ОФперв = Ц + Зд + Зу + Зпр, (3.31.)
 
  где Ц - цена основных фондов с учетом упаковки;
  Зд - затраты на доставку;
  Зу - затраты на установку;
  Зпр - прочие затраты.
 
  Восстановительная стоимость характеризует стоимость воспроизводства основных фондов в современных условиях, то есть с учетом достигнутого уровня развития производства, достижений НТП и роста производительности труда, а также роста цен.
  Балансовая стоимость основных фондов (ОФбал) - это стоимость, по которой учитываются основные фонды на предприятии. Она совпадает либо с первоначальной (ОФперв), либо с восстановительной стоимостью (ОФвост):
 
  ОФбал = ? ОФвост + ? ОФперв, (3.32.)
 
  где ? ОФвост - стоимость основных фондов, приобретенных до переоценки;
  ? ОФперв - стоимость основных фондов, приобретенных после переоценки.
 
  Оценка по остаточной стоимости (ОФост) характеризует стоимость, еще не перенесенную на готовую продукцию:
 
  ОФост = ОФбал - И, (3.33.)
 
  где И - стоимость износа.
 
  Под рыночной стоимостью объекта, входящего в состав основных фондов, понимается наиболее вероятная цена, которая, в принципе, может иметь место по договоренности продавцов и покупателей в случае продажи этого объекта на свободном конкурентном рынке. При этом предполагается, что продавцы и покупатели действуют разумно, не нарушая закона, объекты сделки не нуждаются в срочной продаже или покупке, а оплата сделок производится в денежной форме и не сопровождается дополнительными условиями.
  Ликвидационная стоимость (ОФликв) - это стоимость возможной реализации выбывающих основных средств.
  Амортизируемая стоимость (ОФам) - это стоимость основных фондов, которую необходимо перенести на готовую продукцию:
 
  ОФам = ОФперв - ОФликв. (3.34.)
 
  В экономических расчетах используется понятие среднегодовой стоимости основных фондов (ОФср.г.):
  12
  ОФср.г. = ((ОФн / 2) + ? ОФi + (ОФк / 2)) / 12, (3.35.)
  i=2
  где ОФн - стоимость основных фондов на начало года;
  ОФк -стоимость основных фондов на конец года;
  12
  ? ОФi - стоимость основных фондов на начало i-го месяца.
  i=2
 
  Износ основных фондов. Экономическое содержание износа - это потеря стоимости. Выделяют следующие виды износа:
 - физический (изменение физических, механических и других свойств основных фондов под воздействием сил природы, труда и т.д.);
 - моральный износ 1-го рода (потеря стоимости в результате появления более дешевых аналогичных средств труда);
 - моральный износ 2-го рода (потеря стоимости, вызванная появлением более производительных средств труда);
 - социальный износ (потеря стоимости в результате того, что новые основные фонды обеспечивают более высокий уровень удовлетворения социальных требований);
 - экологический износ (потеря стоимости в результате того, что основные фонды перестают удовлетворять новым повышенным требованиям к охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и т.п.).
  Полный износ - это полное обесценивание основных фондов, когда дальнейшая их эксплуатация в любых условиях убыточна или невозможна. Износ может наступить как в случае работы, так и в случае бездействия основных фондов.
  Нематериальные активы и их амортизация. К нематериальным активам относятся затраты предприятий на нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочных периодов хозяйственной деятельности и приносящие доход: право пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию, брокерское место и т.п.), торговые марки и товарные знаки.
  Нематериальные активы переносят свою стоимость на издержки производства равномерно (ежемесячно) по нормам, определяемым на предприятии, исходя из установленного срока их использования. Срок полезного использования нематериальных активов можно определить следующими тремя способами:
  1) срок полезного использования совпадает со сроком действия того или иного вида нематериальных активов, который предусмотрен соответствующим договором;
  2) предприятия самостоятельно устанавливают срок полезного использования нематериальных активов. Основным фактором, влияющим на обоснование нормы амортизационных отчислений, должен быть срок, в течение которого предприятие собирается использовать данный вид активов с выгодой для себя. Точно установить длительность такого периода практически невозможно, поэтому на принятие решения по данному вопросу может повлиять и величина первоначальной стоимости нематериальных активов, и величина себестоимости выпускаемой продукции;
  3) не представляется возможным установить срок полезного использования, тогда действующее законодательство предусматривает установление срока полезного использования, равного сроку существования предприятия.
 
 Глава 4. Методология расчета сводного бюджета предприятия
 4.1. Формирование бюджета продаж предприятия
 
  Следует еще раз отметить, что бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж.
  Таким образом, бюджет продаж является основополагающим бюджетом для любого предприятия, и именно от его корректного формирования зависит эффективность всего процесса бюджетного планирования.
  Составление бюджета продаж должно происходить параллельно с выбором производственной программы предприятия. Только в этом случае можно получить наиболее реальный объем продаж, учитывающий совокупность следующих показателей: прогнозируемый спрос клиентов; величину нормируемых запасов и запасов, предполагаемых на начало планируемого периода; производственные мощности с учетом остановок производства и графиков ремонтов; внутреннюю потребность в полуфабрикатах и продуктах вспомогательного производства; предложение поставщиков сырья и материалов.
  Решение управленческих задач организации производства. Реализация целей и задач в каждом из цехов основного производства требует четкой и строгой регламентации их работы, согласованного взаимодействия трудовых коллективов по изготовлению продукции. Это достигается на основе изучения фактического состояния производства и выработки соответствующих решений.
  Любой цех в каждый плановый период характеризуется определенной производственной ситуацией, которая непосредственно влияет на выполнение поставленной цели. Не учитывать эту ситуацию нельзя. Поэтому важным фактором в процессе управления является оценка фактического состояния производства в каждом цехе и определение путей преодоления возникших в ходе производства противоречий между целью и сложившейся производственной ситуацией. В соответствии с этим определяются конкретные задачи каждого цеха, которые учитывают максимальные возможности по реализации поставленных целей.
  Практическая реализация процесса управления выражается в периодически повторяющихся работах по формированию производственных программ цехам, оперативных сменно-суточных заданий участкам, бригадам и непрерывном слежении за их выполнением. Первая часть указанных работ относится к планированию производства, которая проводится в соответствии с установленными плановыми периодами (один раз в квартал, месяц, неделю, сутки, смену). Вторая связана с контролем выполнения плановых заданий, со сбором и использованием полученной информации для регулирования хода производства. Для планирования и регулирования производства требуется информация о подготовке производства, о целях и конкретных задачах производственных подразделений (относительно постоянная информация) и о состоянии производственного процесса (переменная информация), получаемая в ходе выполнения цехами производственных программ.
  Процесс регистрации данных и накопления информации о результатах работы цехов и подразделений подготовки производства, а также ее передача и обработка в органах управления производством протекает повседневно и практически непрерывно. Особенно сложной и трудоемкой и, что весьма важно, ответственной работой в этом процессе является своевременная регистрация информации на местах ее возникновения в цехах и подразделениях, обеспечивающих производство всеми видами ресурсов и документации, исключая информацию о внешних поставках комплектующих изделий.

<< Пред.           стр. 9 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу