<< Пред.           стр. 1 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

  Бэндлер P., Гриндер Д.
  Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий.
 
  Перев. с англ. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 256 с.
  Издательство НПО "МОДЭК". 394000, г. Воронеж, а/я 179.
 
 
  Человек, как личность, ирсдсгапляет собон очень сложный и сбалансиро-
 ванный организм. Для того, чтобы оказать человеку помощь и достижении
 некоторого целенаправленного изменения, необходимо учитывать эту слож-
 ность. Добиться этого можно с помощью рефрейминга - специфического прие-
 ма, позволяющего обеспечить контакт с той частью личности, которая по-
 рождает одно поведение или блокирует другое.
  Предлагаемая книга, посвященная рассмотрению различных моделей реф-
 рейминга и методов их практического применения, будет полезна и специа-
 листам и широкому кругу читателгй, интересующихся ионросами пере форми-
 рования личности.
 
 
  ГЛАВА 1
 
  Рефрейминг содержания: изменение смысла и контекста
  Вы изучили уже шестишаговую модель рефрейминга. В этой модели вы ус-
 танавливаете связь с некоторой частью психики, определяете ее позитивное
 назначение, а затем создаете три вида альтернативного поведения, удов-
 летворяющих этому назначению. Это превосходная модель для всевозможных
 целей, работающая в самых разнообразных случаях. В нее встроены способы
 контроля, подстройка к будущему и экологическая проверка, так что вы ед-
 ва ли ошибетесь, если будете правильно следовать ей со вниманием к сен-
 сорным восприятиям.
  И все же это лишь одна из моделей рефрейминга. Есть несколько других
 моделей, до которых мы обычно не доходим при семинарском обучении,
 большею частью по недостатку времени. Одна из них, - так называемый
 "рефрейминг содержания", - представляет собой наиболее обычный способ
 применения рефрейминга в терапии. Мы называем его рефреймингом содержа-
 ния, поскольку в этом случае, в отличие от шестишагового рефрейминга, вы
 должны предварительно знать конкретное содержание. Есть два вида рефрей-
 минга содержания, и я приведу вам примеры обоих. Один из моих излюблен-
 ных примеров - следующий. Лесли Камерон-Бэндлер однажды работала в семи-
 наре с женщиной, у которой было компульсивное поведение - она была поме-
 шана на чистоте. Она способна была при
  1 Слово "рефрейминг" есть отглагольное существительное от глагола
 "reframe", означающего "вставить в новую рамку (ту же картину)", "вста-
 вить в ту же рамку (новую картину)", "заново приспособить", "по новому
 формулировать". Ввиду невозможности передать русским словом все эти
 смыслы, одиаково существенные для излагаемого предмета, мы вводим новый
 термин. - прим. переводчика ч__________________________________Р. Бэнд-
 лер, Д. Гриндер "Рефрейминг" каждой уборке вытирать пыль с лампочек!
 Впрочем остальные члены семьи могли перенести все затеи матери, за иск-
 лючением ухода за ковром. Она тратила значительную часть времени, следя,
 чтобы кто-нибудь не прошел по ковру, оставив на нем следы, хотя бы и не
 грязь, а всего лишь в ворсе ковра.
  Когда я был подростком, у меня были родственники, покупающие ковер, а
 затем накладывавшие на него пластиковый дорожки, чтобы можно было ходить
 только по этим дорожкам. Они же купили пианино и заперли его, чтобы ник-
 то на нем не играл, потому что не хотели чистить после этого клавиши. Им
 надо было бы жить на фотографии... Они могли бы сняться однажды в своем
 доме, а потому умереть, повесив фотографию в подходящем месте. Так было
 бы куда проще.
  Так вот, когда эта женщина замечала след на ковре, у нее была отрица-
 тельная кинестатическая реакция во внутренностях. Она бежала за пылесо-
 сом и сразу же обрабатывала ковер. Она была профессиональная домохозяй-
 ка. Она обрабатывала ковер от трех до семи раз в день. И она тратила уй-
 му времени, заставляя людей ходить через заднюю дверь, докучая им, если
 они этого не делали, или заставляя. их снимать обувь при входе. Видели
 ли вы когда-нибудь человека без веса в ногах? Я видел только одного, это
 был персонаж старой телевизионной программы, Кун Фу, перед которым свер-
 тывали тонкую рисовую бумагу, так что он проходил, не оставляя следов.
 Если вы на это способны, вы могли бы жениться на этой женщине и жить в
 ее доме.
  Между прочим в этой семье не было каких-нибудь малолетних преступни-
 ков или наркоманов. Там было трое детей, и все они желали Лесли успеха.
 Семья, по-видимому, отлично уживалась вне своей квартиры. Когда они шли
 куда-нибудь обедать, у них не было трудностей. И каникулы проходили у
 них без трудностей. Но дома все они жало - х вались на придирки матери,
 которая все время терзала их то тем, то другим. Придирки ее относились
 главным образом к ковру.
  И вот что Лесли сделала с этой женщиной. Она сказала ей: "Закройте,
 пожалуйста, глаза и представьте себе ваш ковер. Вы видите, на нем нигде
 нет никакого отпечатка ноги. Он чистый и пушистый, ни малейшего следа."
 Жен - ' щина закрыла глаза и чувствовала себя на седьмом небе. на лице
 ее сияла улыбка. Тогда Лесли сказала: "И представьте себе, как следует,
 что это значит: это значит, что
  Глава 1. Рефрейминг содержания^________________________________ J вы
 совсем одна, что вокруг вас нет никого, ^ кто о вас заботится и кто вас
 любит." У женщины резко изменилось выражение лица, и она была в ужасе! А
 затем Лесли сказала: "Теперь сделайте на ковре несколько следов и пос-
 мотрите на эти следы: знайте, что возле вас самые дорогие для вас люди
 на свете." После этого, конечно, женщина снова почувствовала себя хоро-
 шо.
  Если хотите, можете назвать эту операцию "подменой чувства", или из-
 менением стратегии, Т1ли установкой якоря. Можете назвать ее как угодно,
 но полезнее всего представлять ее как рефрейминг. При этом специальном
 виде рефрейминга реальный стимул в действительности не меняется, но ме-
 няется его смысл. Этим видом рефрейминга можно пользоваться в тех случа-
 ях, когда, по. вашему мнению, стимул неприемлемого поведения в действи-
 тельности не требует изменения, то есть не содержит в себе ничего дурно-
 го. . Другой подход заключается в том, чтобы преследовать. всех ос-
 тальных членов семьи и заставлять их действовать по правилам, то есть не
 оставлять следов. Мать этой женщины пыталась это делать, но не добилась
 ничего хорошего.
  Если человек переживает неприятное ему сенсорное ощущение, то в
 действительности ему неприятна его собственная реакция на такое ощуще-
 ние. Один из способов изменить эту реакцию заключается в том, чтобы че-
 ловек понял, что реакция в действительности не основана на этом сенсор-
 ном ощущении. И если вы измените смысл ощущения для этого человека, то
 изменится и его реакция.
  Мы знаем нечто о женщине, все время заботящейся о чистоте: у нее есть
 определенная стратегия, позволяющая ей выбирать время для плохого само-
 чувствия. У нее не бывает плохого самочувствия во время каникул или в
 ресторане. Я думаю, что когда она входит в какой-нибудь чужой дом и ви-
 дит в нем беспорядок, то это не портит ее настроения, потому что ее ре-
 акция связана с собственностью. Квартира - это ее территория, так что ее
 дурное самочувствие заключено в некоторых пределах. Может быть, гараж
 или двор не входят в эти пределы. Некоторые люди содержат свою квартиру
 в безупречной чистоте, но не страдают от того, что там грязно.
  Все эти люди, конечно, применяют стратегии с негативной мотивацией.
 Когда такой человек входит в кухню и ^видит там разбросанные тарелки, он
 ощущает это как "га-
  ^ * 6 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг" дость". Чтобы избавиться от
 этого дурного чувства, он должен перемыть все тарелки и тогда может ос-
 тановиться с ощущением "чудесно". Но когда он входит в чистую комнату
 гостиницы, он вовсе не чувствует себя "чудесно", потому что это не его
 комната. Таким образом, здесь действует некоторая стратегия применения
 решений.
  Чтобы помочь описанной семье, можно, например, ' изменить стратегии
 этой женщины. Bee стратегии имеются и некоторые другие неприятные для
 нее особенности. Но можно решить ближайшую проблему, достигнув весьма
 ограниченного лечебного успеха: для этого достаточно связать у нее поло-
 жительное чувство с ковром, с одной вещью - с ковром. Это не глубокое
 изменение, но вы должны уметь это делать. Особенно важно это для тех,
 кто занимается бизнесом, потому что рефрейминг содержания - это самая
 сущность торговли.
  Это иногда называют "переопределением", или "переименованием". Но как
 бы вы это не называли, вы здесь действительно связываете с данным сен-
 сорным ощущением некоторую новую реакцию. Вы сохраняете то же содержа-
 ние, но продаете ему некоторый дополнительный смысл - того же рода, что
 и смысл, вложенный в него субъектом. Описанная выше женщина, помешанная
 на чистоте, выработала у себя суждение, что данное сенсорное ощущение
 всегда означает нечто достаточно важное для дурного са-мочувствия/Если
 вы сумеете определить следы на ковре, как нечто достаточно важное для
 хорошего аамочувствия,. то ее реакция изменится.
  Чтобы добиться изменения, очень важно поддерживать рефрейминг согла-
 сованными с ним несловесными аналогами. Вы должны делать рефрейминг с
 серьезным выражением лица и тоном голоса.
  Если вы хотите научиться рефреймингу содержания, то одним из лучших
 учителей может быть Вирджиния. Сатир. Она мастер этого дела..
  Когда ей надо установить в семье якори новых реакций, одним из ее
 главных приемов является именно рефрейминг содержания. Однажды я видел,
 как она это дела - ' ет, и сейчас вам расскажу. Я чуть не испортил ей
 работу, начав смеяться. Это никак не подходит к ситуации семей - ной те-
 рапии, и я тут же закашлялся. Таким образом, всегда можно замаскиро-
 ваться, если уж вы как следует раскашляетесь, то никто не заметит, что
 вы смеетесь.
  Глава 1. Рефрейминг содержания ___________________________________7
  Вирджиния работала с семьей. Отец был банкир, человек профессионально
 жестокий. Жестокость у него была выдающаяся. Это был неплохой, весьма
 благонамеренный человек. Он очень заботился о семье и был достаточно
 внимателен к своим близким, чтобы обратиться к терапевту. Но в. основном
 это был жесткий тип. Жена его была, по терминологии Вирджинии, крайней
 угодницей. Если кто - нибудь из вас не знает, что такое угодник, я
 объясню вам: это человек, который со всем готов согласиться и за все
 приносит извинения. Когда вы говорите ему: "Какая сегодня чудесная пого-
 да! ", он отвечает: "Да, простите, пожалуйста! ". ^
  Дочь представляла собой любопытную комбинацию родителей. Она считала
 отца отвратительным человеком, а мать - очаровательной личностью и всег-
 да была на стороне матери. Но действовала она всегда, как отец.
  В течение сеанса отец все время жаловался на мать, плохо воспитавшую
 дочь, поскольку она была упрямой. И вот, когда он в очередной раз повто-
 рил эту жалобу, Вирджиния его прервала. Она повернулась к отцу и сказала
 ему: "Вы ведь человек, немало преуспевший в жизни, не правда ли?" "Да."
  "И что же, вы все это получили просто так? Разве у вашего отца был
 уже банк, и он просто сказал вам: Ну вот, теперь ты президент банка?"
 "Нет, нет, я пробился своими силами." "Это значит, что вы довольно упря-
 мы?" "Да."
  "Значит, вы имеете в себе нечто, позволившее вам достигнуть нынешнего
 положения и стать хорошим банкиром? И вам иногда приходится отказывать
 людям в чем-то, что они хотели бы от вас получить, потому что вы знаете,
 что это могло бы привести к дурным последствиям." "Да."
  "Итак, в вас есть достаточно упрямое, и оно вас действительно защища-
 ет от серьезных опасностей."
  "Да, конечно. Такие вещи, знаете ли, надо твердо держать в руках."
  "Так вот, если вы присмотритесь к вашей дочери, вы заметите, что это
 вы научили ее упрямству, научили ее, как постоять за себя, и этому нет
 цены. Вы подарили ей нечто, чего нигде не купишь, что может спасти ей
 жизнь. Представьте себе, как много может означать это упрямст-
  8 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейм. и. нг" во, если ваша дочь отпра-
 вится однажды на свидание с мужчиной, имеющим дурные намерения -
  Может быть, вы уже уловили, в чем состоит использованный прием. Любое
 возможное ощущение и любое поведение оказывается уместным, если помес-
 тить его в надлежащий контекст, в подходящую рамку.
  Рефрейминг содержания делится на два вида. Я привел примеры, иллюст-
 рирующие каждый из них. Можете ли вы описать разницу между ними? Замети-
 ли ли вы существенную разницу между этими примерами?
  Мужчина: В одном случае был изменен контекст, а... в другом - смысл.
  Совершенно верно. В последнем примере Вирджиния изменила контекст.
 Упрямство считалось плохим в контексте семьи. Но оно стало хорошим в
 контексте банковского дела и контексте, когда мужчина пытается злоупот-
 ребить доверием дочери на свидании.
  Билл: Значит, в действительности, вы меняете контекст, в котором отец
 оценивает поведение своей дочери.
  Правильно. Ее упрямое поведение по отношению к нему не будет больше
 рассматриваться как борьба с ним. Оно будет считаться личным достижением
 отца: это он научил ее защищаться от людей с дурными намерениями.
  Билл: Таким образом, вы переключаете контексты-в воображении и обра-
 зуете "там" другую реакцию, а затем переносите эту реакцию обратно в
 данный контекст. Вы заставляете человека реагировать на то, чего нет. '
  Ну что ж, он ведь и так уже реагирует на "то, чего нет". Мы заставля-
 ем его реагировать на нечто другое, чего тоже нет. Поражающее вас пове-
 дение ваших клиентов, указывает на то, что контексты у них чаще всего
 внутренние, которые для вас еще не доступны. Когда муж говорит жене: "Я
 тебя" люблю", а она отвечает ему: "Ты - сукин сын", это, безусловно,
 свидетельствует о том, что она исходит из вполне определенного внутрен-
 него контекста. Исследование может обнаружить, например, что некий муж-
 чина сказал, ей в свое время эти слова, вышел и уже не вернулся. Чтобы
 вы могли установить раппорт с вашим клиентом, очень важно уяснить себе
 следующее. Если вы видите, чувствуете и слышите нечто странное и неле-
 пое, это попросту означает, что вы не умеете понять контекста, порождаю-
 щего такое поведение.
  Вы можете не навязывать новый контекст, а побудить клиента найти его
 своими силами. Предположим, клиент
  Глава 1. Рефрейминг содержания ___________________________ 9 говорит
 вам: "Я хочу перестать иксовать." Вы спрашиваете его: "Есть ли в вашей
 жизни случаи, где поведение Икс может быть полезно и уместно?" Он если
 отвечает вам: "Да, в некоторых случаях это может быть, но в других - икс
 - это просто бедствие", то вы знаете, к чему относится это поведение.
 Тогда вы попросту контекстуализуете это поведение, а в тех контекстах,
 где икс является бедствием, заменяете его новым шаблоном поведения.
  Если же клиент говорит вам: "Нет, это никогда не уместно," вы помога-
 ете ему найти подходящие контексты, показывая конкретные обстоятельства
 в некоторой системе представления. "Представьте себе, что вы ведете себя
 таким образом, посмотрите на себя, прислушайтесь к этому... Где же это
 произошло?"
  "Это случилось в церкви. Я встал и заорал: "Черт побери! ", и тогда
 они подошли и выбросили меня."
  "Хорошо. Так вот, вы знаете, что если вы в церкви встаете среди груп-
 пы людей и орете "Черт побери! ", то у вас будут неприятности, и вам не
 хотелось бы, чтобы это повторилось. Вы видите себя в церкви и слышите,
 как вы кричите. Теперь я хотел бы, чтобы вы заменили этот фон. Скамьи,
 алтарь и внутренности церкви - заменили бы на что-нибудь другое. Ос-
 тавьте то же поведение, но заменяйте его фон до тех пор, пока не найдете
 такой фон, к которому оно подойдет, так, что если вы встанете и скажете
 "Черт побери! ", то вы всем своим существом ощутите, что это и есть пра-
 вильная реакция, и вы увидите на лицах окружающих, что другие тоже счи-
 тают ее правильной. И, как только вы найдете такой контекст, войдите в
 него и спросите ту часть себя, которая заставляет вас вставать и кричать
 "Черт побери! ", не захочет ли она стать вашей опорой именно в этом кон-
 тексте."
  Конечно, вы применяете в этом случае зрительное ведение. Вы должны
 приспосабливать поиск нового Контекста к внутренним процессам, происхо-
 дящим в этом человеке с помощью надлежащей системы представления. Для
 некоторых людей более подходящим будет слуховой или кинестатический по-
 иск.
  Вот другой подход к этому, более формальный и более общий. Вы говори-
 те клиенту: "Выделите поведение, которое вы хотите изменить. Мне нужно
 ваше полное содействие, чтобы вы отметили в себе нежелательное для вас
 поведение. Вам ничего не надо говорить вслух: просто отметьте в себе это
 поведение..."
  /О Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг"
  "А теперь, не входя в прямые отношения с той частью вас, которая по-
 рождает это поведение, просто погрузитесь в себя и спросите себя: есть
 ли в вас хоть какая-нибудь часть, которая могла бы представить себе ка-
 кую-нибудь ситуацию, где вы захотели бы точно такого поведения...
  Теперь погрузитесь в себя и спросите ту вашу часть, которая вызывает
 у вас это поведение, не захочет ли она стать самой важной для вас частью
 в этой ситуации, порождая то же поведение утонченно и согласованно
 только в этом контексте.
  Все это вариации на тему контекстного рефрейминга. Все применяемые
 нами модели рефрейминга основаны на некотором виде рефрейминга содержа-
 ния. В примере упрямой дочери мы оставили без изменения смысл поведения,
 но вложили его в новый контекст.
  Что же мы изменили в первом примере, с женщиной и следами на ковре?..
  Мы сохранили тот же контекст, но изменили смысл поведения в этом же
 контексте. Изменилось только одно: значение этого поведения.
  Рассмотрим теперь другой пример. Предположим, что у человека есть
 жадная часть, и что, по его мнению, плохо иметь такую жадную часть. Вот
 один из способов произвести требуемое изменение: надо побудить его
 представить себе контекст или ситуацию, где было бы очень важно быть
 жадным, - скажем, после атомной войны, или в жадном стремлении к новому
 знанию. Вы всегда можете придумать некоторый контекст, в котором изме-
 нится и значение поведения.
  Другой способ - обнаружить поведение, порождающее то, что человек на-
 зывает "жадностью", и дать ему новое имя с новым смыслом. "Жадность"
 имеет отрицательные коннотации, но если вы дадите этому поведению другое
 имя, g положительными коннотациями, например, назовете его "способностью
 о себе позаботиться", то вы можете изменить смысл этого поведения.
  "Игра с частями", как ее выполняет Вирджиния Сей-тер, - это ни что
 иное, как бесконечное повторение описанного выше, повторение самыми раз-
 нообразными способами. Если у вас есть хитрая и злая часть, она может
 быть со временем переименована в "вашу способность к конст - ' руктивно-
 му творчеству", или во что-нибудь другое. Неважно, какое имя вы придума-
 ете, лишь бы оно имело положительные коннотации. Вы говорите человеку:
  Глава ^. Рефрешлинг содержания II
  "Посмотри, каждая часть в тебе - это ценная часть, приносящая тебе
 нечто хорошее. Если ты некоторым образом организуешь свои части, чтобы
 они действовали согласованно и чтобы стало яснее, что они хотят для тебя
 сделать, то они будут работать лучше."
  В случае "упрямой" дочери упрямство было в глазах отца чем"то
 действовавшим против него, но теперь оно каждый раз производит на него

<< Пред.           стр. 1 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу