<< Пред.           стр. 13 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

 наступать на пятки, за исключением сознания. Лишь оно одно этого заслу-
 живает.
  Фантазия, которую вы создали последний раз, является базой, на кото-
 рой все остальные части строят свои возражения. Вы создаете фантазию, а
 определенная часть говорит: "Ух, парень, это будет слишком трудно". Дру-
 гая часть говорит: "Я этого вовсе не хочу". Третья часть может сказать:
 "Если ты будешь способным на это, то ты потеряешь другую свою способ-
 ность". Все части формулируют свои возражения на базе вашей фантазии. И
 теперь вы должны создать новую фантазию. Сейчас мы имеем список требова-
 ний хорошей формы и можем его использовать для модификации предыдушей
 фантазии и учета всех возражений со стороны остальных частей личности.
 Перед тем, как вы будете задавать новую фантазию, я хочу, чтобы вы пере-
 определили вашу часть таким образом, чтобы взять во внимание все возра-
 жения. Вот почему я посвящаю так много времени определению. Например,
 каковы были функции возражающих частей?
  Терри: Внутри меня обнаружилась часть, которая сказала, что, если я
 буду поддерживать нужный мне вес, я перестану быть психотерапевтом. Мне
 просто не захочется больше этим заниматься, я захочу проводить много
 времени вне дома и работы, занимаясь другими вещами. Это было возраже-
 ние.
  Терри: Ну, если я сохраню свой повышенный вес, мне хорошо работать
 психотерапевтом, потому что как-то по-иному я проводить время не могу.
 Но какова же функция этой части? Терри: Сохранить постоянство, сохранить
 мою личность такой, какая она есть сейчас.
  Нет. это не функция. Если у вас есть часть, которая говорит: "Смотри,
 если ты потеряешь свой вес и будешь поддерживать это состояние, то ты не
 захочешь больше заниматься психотерапией", тогда вы отвечаете: "Да, ко-
 нечно, это возможно, какова же твоя функция?" Если он скажет: "Ну, моя
 функция - это функция сохранения вашей личности", то это будет просто
 болтовня. Мы уже знаем, что это не функция, а просто поведение. Что мы
 ищем, так это позитивную функцию. У вас не может быть части, чьей функ-
 цией было бы поддержание постоянства. У вас есть часть, которая хочет
 поддерживать вашу личность в том же самом состоянии, в каком она есть.
 Затем, чтобы не
  iO_______________________________Р. Бэндлер, Д. Гриндс-р Рефреиминг"
 произошли события X, Y или Z, или наоборот, чтобы эти события произошли.
 Если вы не определите функции, вы не сможете составить хороший набор не-
 обходимых требований к форме.
  Терри: Например, я бы не хотела проводить много времени без моего му-
 жа.
  Хорошо. Значит, у вас есть часть, чьей функцией является убеждать вас
 в том, что вы должны проводить много времени с вашим мужем. А один из
 способов выполнения этой функции - это занятие психотерапией, поскольку
 в этом случае вас с мужем связывает работа. Терри: Правильно.
  Да, сейчас это возражение имеет смысл. Тем не менее существует мно-
 жество способов для того, чтобы встроить в новую часть совместное прове-
 дение времени с вашим мужем. Новая часть вашей личности, которая будет
 отвечать за поддержание вашего веса, должна убедиться в том, что эта
 часть весьма и весьма удовлетворительна. В программу деятельности новой
 части надо включить условие "часто будь вместе с 'мужем". Сейчас это
 станет частью вашей новой фантазии, которую вы будете строить. Вы не
 станете худой и не убежите, поскольку новая часть позаботится об этом..
  Хорошо. А сейчас приведите, пожалуйста, другой пример функции.
  Пэтт: функция моей новой части заключается в том, чтобы давать мне
 знать о том, что я что-либо знаю. Возражение состоит в том, что при этом
 у меня может снизиться мотивация к изучению чего-то нового.
  Хорошо. Если у вас будет часть, которая будет давать вам знать о том,
 что вы что-то уже знаете, то вы потеряете желание учиться. Таким обра-
 зом, в новую часть, построением которой вы занимаетесь, вы должны встро-
 ить желание знать, что находится там, за следующим горизонтом. Нужно его
 проинтегрировать с тем чувством, которое скажет вам о том, что вы
 что-либо знаете. "Я действительно знаю, что такое переформирование; я
 хотела бы знать, че - му я могу научиться?" Это должно быть встроено в
 вашу новую фантазию.
  Итак, теперь вы должны модифицировать вашу исходную фантазию так,
 чтобы она удовлетворяла всем возражениям.
  Глава!. Создание новой части личности, _________________'_fJ_
  Билл: Я нашел одну возражающую. часть, функцией которой является сох-
 ранить мою честность.
  Это не функция - это поведение. Это пример того, чего бы я не хотел
 слышать. Что она делает для вас, охраняя вашу честность?
  Билл: Защищает меня от обвинений во лжи... Или хочет, чтобы мне выс-
 казывали слова уважения за то, что я так честен.
  Ну, уточните, пожалуйста, что же именно она хочет. Существуют огром-
 ные различия, между. обвинениями во
  ' лжи и... Билл: Она в большей степени чувствует отвращение, неже-
 ли... Хорошо. Но будьте тщательны, насторожены. Обратитесь внутрь себя,
 установите сигнал "да-не-т" и найдите, какой из них имеет место. Про-
 верьте это и будьте внимательны.
  Терри: Я наконец пришла к главному во всем этом. Единственный раз в
 жизни. Когда я была стройной, я при этом была сумасшедшей. У меня есть
 такая часть, которая не хочет, чтобы я была стройной, потому что я не
 хочу быть сумасшедшей.
  Ну, я дейстаительно думаю, что вы можете встроить в новую часть жест-
 кий контроль над вашим психическим здоровьем. Подумайте об этом именно
 так, Терри. Вес тела и психическое здоровье никак не связаны между со-
 бой. Они могу. т быть связаны только с помощью якоря. Сколько бы вы не
 верили тогда, когда, по вашему мнению, были "сумасшедшей", это не имеет
 никакого отношения к психической болезни. Тогда это было просто совпаде-
 нием. Ме^ду потерей веса и психической болезнью, новым ее наступлением,
 нет никакой причинно-следственной связи. Тут мы имеем" дело с тем же са-
 мым явлением, с кото-рым мы имели дело, выполняя упражнение на ложь на
 прошлой неделе. Я сказал: "Так, наступило время лгать", а кто-то мне от-
 ветил: "О, мы готовы врать". А вы сказали: "Если я буду лгать, то это
 значит, что я буду сумасшед - шей." Раньше я врала и я была сумасшедшей.
 И. если я сейчас снова начну врать и не смогу сказать, в чем разница
 между правкой и ложью, я снова буду сумасшедшей, потому что именно пото-
 му я была сумасшедшей раньше. Если ' вы хотите сделать их сумасшедшими,
 пожалуйста, делаи - те, но я лучше пойду отсюда!.. Остальные же закрича-
 ли:
  112 Р. Бэндлер, Д. Гриндир '{'ефреймин/"
  "Нет, нет, мы хотим остаться здесь и стать сумасшедшими".
  Тогда я вышел к вам за дверь и сказал: "Посмотрите, ложь плюс незна-
 ние того, что есть ложь, а что есть правда, было для вас якорем для су-
 масшествия. У остальных людей в комнате нет такого якоря, насколько мне
 известно. Когда вы сделаете это сейчас, мы собираемся дать вам новый
 якорь. Давайте обведем черными линиями те образы, говоря о которых вы
 будете лгать, и то будут очень важные черные линии. Сейчас вы можете
 лгать и знать, что вы лжете, и, таким образом, в этот раз вы не сойдете
 с ума"... ' Все, что я в действительности сделал, это поставил буквально
 метарюмку вокруг того, что происходило. Это очень маленькое изменение в
 вашей стратегии. Вы. по-прежнему создаете сконструированные визуальные
 образы. Вы просто отделяете сконструированные образы и выделяете те из
 них, которые обведены черной линией, и это создает у вас новое чувство
 по поводу того, что вы делаете. Когда я говорю: "Так, а сейчас сами", то
 вы солжете. Я спрошу: "Вы сумасшедшая?" И вы ответите: "Нет". Я спрошу
 тогда, что же из этих двух утверждений ложь? "Ну вот это вот, что обве-
 дено черной линией, это и есть ложь. Каждому это видно". Суть заключает-
 ся в следующем: если вы собираетесь снизить свой вес и вернуться к тому
 весу, который у вас связан с состоянием сумасшествия, вы тоже должны
 поставить вокруг этого новую рамку. Это должно стать функцией новой час-
 ти. Если вы собираетесь вернуться к тому весу, который имели тогда, ког-
 да были сумасшедшей, то существует, конечно, вероятность того, что вы
 снова сойдете сума. Но поскольку сейчас бы не являетесь сумасшедшей, вы
 можете вернуться к своему весу и без этого... *
  Это различие должно быть встроено в ту часть, построением которой вы
 сейчас занимайтесь. Очень важно, чтобы эта новая часть умела различать
 эту Терри и ту, которая была сумасшедшей. Эта Терри находится в другом
 возрасте, и у ней есть гораздо больше информации о мире внутреннего опы-
 та, нежели у той Терри. Вы знаете сейчас, как делаются многие вещи, о
 чем вы не знали тогда. Та Терри ничего не знала об НЛП. Она не знала,
 как зацеплять психиатров с помощью якоря. У вас сейчас есть масса разных
 средств и способов, чего вы не имели тогда, они у вас появились не
 только из НЛП, но и из транзактного анализа, и
  /'лава 3. Создание новой части личности ________ 113 вы, кроме того,
 знаете еще массу вещей(которые не имеют ничего общего с психотерапией.
 Итак, новая часть должна быть способной указать массу различий между той
 и этой Терри.
  Есть ли еще какие-либо вопросы относительно того, как использовать
 возражения для создания новой части, которую вы хотите построить. Это
 очень важная часть всего процесса. Это - суть процесса построения таких
 частей, которые функционировали бы гладкой так, чтобы вы не кончили
 чем-нибудь вроде анарексии.
  Билл: Я хотел бы иметь часть, которая позволила бы мне писать с ощу-
 щением комфорта, не агонизируя. Есть и часть, которая возражает. Когда я
 спрашиваю: какова твоя функция?, она отвечает: "Моя функция состоит в
 том, чтобы вы осознали все возражения, все возможные критические замеча-
 ния в ответ на те, что вы напишете".
  Хорошо. Противоречие, которое я слышу, заключается в том, что эта
 часть хочет, чтобы вы писали. Ее обязанность состоит в том, чтобы помо-
 гать вам писать. Как же это противоречит тому, чтобы вы писали с ощуще-
 нием комфорта?
  Билл: Я люблю писать, проблема состоит в том, что, когда я делаю это,
 я потею кровавым потом.
  Это невозможно. Тут то же самое противоречие. Вы говорите: "Я люблю
 писать, это мне так больно".
  Билл: Один мой друг однажды сказал: "Я не люблю писать, я люблю, ког-
 да уже написано", i Ну, это уже нечто другое.
  Билл: Я осознаю,. что сажусь за пишущую машинку полный вдохновения.
 "Ну, сейчас я напишу массу интересных вещей". Ну, а потом мне становится
 мучительно боль-н6.
  Да, я согласен. Но знаете ли вы, что вы должны сделать, чтобы удов-
 летворить эту часть? Одно простое решение может состоять в том, чтобы вы
 попросили ее читать то, что вы напишете в конце каждой страницы.
  Билл: Ну, я рассматривал эту возможность и попросил ее придержать
 свои возражения, пока я не закончу первый вариант. Но тогда она ответи-
 ла: "Когда ты садишься, ты уже пишешь первый вариант".
  Хорошо, но вы не должны рассматривать каждое от-дельное возражение.
 Вы должны найти решения, которые сохраняют функции^ех частей, которые
 возражают. Воз-
  114 ___ __________ Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефреймине" ражающая час^ь
 говорит: "Посмотри, если ты это напишешь, то при этом не учтешь все те
 возражения, которые возникнут у людей". Все, что вы должны сделать, это
 создать такую фантазию, когда вы садитесь и пишете с-ещу-щением комфор-
 та, а затем ri конце собираете вашу работу и разрешаете этой части пора-
 ботать над текстом с красным карандашом. Будет ли эта часть тогда удов-
 летворена? Лично я делаю именно это с чужими статьями. У меня есть такая
 часть, которая делает это превосходно, в особенности когда я имею дело
 не со своим текстом. Они называют это "редакторской работой". Это может
 быть очень ценная часть.
  Люси: Мне возражает часть, которая не хочет, чтобы я теряла конт-
 роль... Контроль над чем?
  Люси: Который я возложила на часть, которая будет... Подождите мину-
 точку! Эти формы очень важны. У вас есть часть, которая возражает, так?
 Какова же ее функ - ция? '
  Люси: Ее функция заключается в том, чтобы охранять меня от ощущения
 беспомощности. Это не функция, это поведение. Люси: Она защищает меня от
 всякого вреда. Это поведение. Это не функция. Что произойет, если вы по-
 чувствуете себя беспомощной? Что эта часть старается сделать для вас,
 охраняя вас от чувства беспомощности? Что если вы почувствуете себя бес-
 помощной? Люси: Это бесполезная функция.
  Нет. Просто вы еще не знаете, в чем состоит функция этой части. Что
 она делает для вас, защищая вас от чувства беспомощности? Это первый
 вопрос. Второй вопрос состоит в том, как связаны более частные оргазмы с
 ощущением беспомощности или с его отсутствием? Я н^ хочу, чтобы вы вер-
 бально мне на это отвечали. Суть состоит в том, чтобы сформулировать
 настолько ясно функцию, чтобы понять, как вы должны модифицировать вашу
 фантазию, чтобы эта часть была удовлетворена.
  Рэй: Я был очень удивлен, что нашлась часть, которая ' возражала про-
 тив того, чтобы я импровизировал на фортепиано. Первое возражение состо-
 яло в том, что в конце концов на вечеринках я буду сидеть за пианино
 вместо того, чтобы общаться с другими людьми.
  1 лава 3. С издание новой части лччнчсти ___________115
  Хорошо. Я не просил вас задавать этот вопрос. Это важно. Я сказал,
 если вы обнаружите возражающую часть. Нс спрашивайте ее о том, в чем
 состоит возражение. Спросите ее о том, в чем заключается ее функция,
 чтобы вы знали, за что отвечает эта часть. И только тогда, когда вы не
 понимаете, как ее'функция может вызвать возражение против новой части,
 спросите ее, в чем состоит возражение.
  Рэй: Потом я спросил и это.
  Правильно. Это очень важно, чтобы вы, находясь в моей группе, задава-
 ли вопросы так, как я вам говорю. Когда вы вернетесь домой, вы сможете
 строить новые части так, как вам захочется. Если вы не знаете, в чем
 состоит функция возражающей части, вам будет очень трудно удовлетворить
 ее.
  Билл: Я задал вопрос: "Что, как выдумаете, произойдет, если вы полу-
 чите критическую обратную связь?" Ответ, который я получил, был таков:
 "Если это случится, я почувствую себя одиноким и неадекватным". Таким
 образом, эта часть хранит меня от чувства одиночества и неадекватности.
  Ну, в каком-то смысле это тот же самый ответ. Это просто перефразиро-
 вание Ну, вы знаете, моя обязанность состоит в том, чтобы охранять тебя
 от чувства неадекватности и одиночества. "Да, но что произойдет, если я
 почувствую себя одиноким и неадекватным". "Ну, тогда ты почувствуешь се-
 бя плохо. Моя обязанность состоит в том, чтобы не допускать этого". "А
 что произойдет, если я почувствую себя плохо?" "Ну, если ты почувствуешь
 себя плохо, тогда ты поймешь, что люди не любят тебя". Вы просто называ-
 ете другими словами то, чего не хочет для вас эта часть - ощущения неб-
 лагополучия. Но такое переопределение дает вам несколько больше информа-
 ции. Теперь вы можете сделать, например, вот что: встроить и ко, нструк-
 цию новой частми либо защиту против критики со стороны окружающих, либо
 способ, с помощью которого вы можете наслаждаться критикой в...
  Вы можете понять и встроить в новую част: ' следующее: Когда люди
 критикут вас, это предоставляет вам беспрецедентную возможность сделать
 множество яцей. Например, продемонстрировать, как громко в. можете кри-
 чать. Другой вариант - использовать их поведение. Когда люди сердятся,
 это представляет для вас бсспрецен-
  1 1(" Р. Бэндлер, Л. 1'1"индер "Рефрейминг" детную разрядку, возмож-
 ность проверить ваши навыки утилизации. Существуют и другие возможности.
 Таким образом, вы не должны чувствовать себя одиноким. Вы можете сделать
 критицизм базой для длительных взаимоотношений.
  Сейчас я хочу вам рассказать об одной очень странной вещи, которую я
 заметил еще в подростковом возрасте. Каждый, кому случилось меня побить,
 становился моим другом, и наоборот. Когда я был подростком, я жил в
 очень суровом месте, и я открыл, что один из лучших способов завязать
 доверительные, устойчивые взаимоотношения с определенным человеком - это
 дать ему по соплям. Я осознал это примерно в восьмом класске. Если б
 около меня был человек, с которым я хотел подружиться, то самое удачное,
 что я в этом случае мог сделать, - это дать ему по соплям. Я не предс-
 тавляю, как это работает, но это интересный феномен.
  Мужчина: Обнаружили ли вы какие-либо ситуации, когда такое поведение
 неадекватно?
  Нет, до с"х пор не обнаружил, весь мой профессиональный опыт и про-
 фессиональные отношения построены на этом. Я езжу по стране, оскорбляю
 людей, а они платят мне деньги. Не странно ли это?!
  Харвей: Я хочу поподробней представить мой список функций, чтобы уви-
 деть, понял ли я это. Одна из функций - это хранить меня от неудач. Да-
 вать мне время для отдыха - это вторая функция. Все это функции, не так
 ли? Конечно.
  Харвей: Получать любовь от других. Вызывать особенную реакцию. Да. Я
 надеюсь, что ваша часть знает, что именно она имеет в виду под номи-
 на-лизацией "любовь". Вам нужно попросить ее быть более конкретной. Это
 важно.
  Харвей: Хорошо. Я обнаружил еще одну функцию - быть заботливым чело-
 веком.
  Это поведение, а не функция. Я собираюсь сделать так, чтобы все здесь
 уловили различие между поведением и функцией. Вы можете не научиться
 строить части, но вы за оставшееся здесь нам время должны усвоить то.
 что такое функция. "Быть" - это описание. Послушайте фразу: "Быть или не
 быть". Когда вы делаете утверждение: "... быть таким или другим" - это
 описаниг - юнедения. "Быть сердитым. Я хочу иметь часть, которая.
 ^к"гавляла
  *,
  Глава 3. Создание новой части личности //7 бы меня сердиться". Это не
 функция. Это просто описание поведения. Часть, которая хочет, чтобы вы
 были заботливы, она хочет, чтобы вы заботились о ком, где, почему и для
 какой цели?. Чего она хочет достичь тем, что заставляет вас быть забот-
 ливым? Что случится, если вы не будете заботливым?
  Харвей: Идея, которая за этим лежит, состоит в том, что я не хочу
 стать похожим на машину.
  Да, это, конечно, из гуманистической психологии. "Я не хочу быть анд-
 роидом. Поэтому я должен действовать так все время, я буду выражать бла-
 госклонность каждому, и таким образом я уклонюсь от опасности стать ро-
 ботом". Суть состоит в том, что эта часть хочет заставить вас делать
 нечто, что составляет понятие "быть заботливым". Я совершенно не имею
 понятия, что это означает. Означает ли это, что вы будете говорить людям
 честно все то, что они действительно желают слышать? Или же это означа-
 ет, что вы будете гладить каждого? Что это означает? Не отвечайте, пото-
 му что меня совершенно не интересует содержание. Я хочу, чтобы вы знали,
 какова функция данного специфического поведения. Может быть, эта часть
 не хочет, чтобы вы стали роботом. В этом случае заботливость или неза-
 ботливость тут ни при чем. Вы можете снова вернуться внутрь себя и ска-
 зать: "Подумали ли вы когда-нибудь о том, насколько сильно связаны поня-
 тия заботливость и роботоподобие?" Возьмем заботливого и незаботливого
 человека. Если я буду всегда заботливым, по меньшей мере я буду иным ро-
 ботом.
  Вопрос состоит в следующем: Какова функция данной части? Если функция
 этой части состоит в том, чтобы уберечь вас от опасности превращения в
 андроида, тогда следующий вопрос будет таков: "Что это означает?" "Озна-
 чает ли это, что ваше поведение будет лишено стереотипов, или это озна-
 чает, что вы НЕ будете делать всех тех вещей, которые Маслоу назвал пло-

<< Пред.           стр. 13 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу