<< Пред.           стр. 14 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

 хими. Весьма важно определить функцию данной части.
  Рэй: В этот раз, когда я задал вопрос о функции, я получил ответ: "Я
 забочусь о том, чтобы ты не стал похож на своего отца". Только психолог
 мог такое сказать. Рэй: Мой отец играл на фортепиано. Так. Но это
 по-прежнему функция. Вы должны пойти немножко дальше. Если б вы стали
 похожим на своего от-
  118 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефречмин"; ' ца, импровизируя на форте-
 пиано, то что бы тогда случилось? Эта ваша часть считает, что в том, как
 ваш отец играл на пианино, было что-то негативное: он либо делал из себя
 дурака, или делал при этом что-то такое, чего не" хотела видеть эта
 часть? Так? Итак, что это было? Рэй: Он избегал общения с людьми. Так.
 Хорошо. Итак, мы обнаружили часть, которая отвечает за то, ' чтобы у вас
 были личностные отношения с людьми. Хорошо. Сейчас все, что мы должны
 сделать, - это построить способ общения с людьми и встроить его в новую
 часть, которая отвечает за то, чтобы вы импровизировали на фортепиано.
 Вы должны определить, что означает "личное" отношение, поскольку это,
 конечно, не пение песен. Может быть, это означает, что вы можете тихо
 играть на фортепиано и при этом вести осмысленную углубленную психологи-
 ческую беседу.
  Женщина: Желание, чтобы обо мне заботились, - это функция или поведе-
 ние.
  Это ничего. Настолько это неспецифично. Это не является ни тем, ни
 другим. "Чтобы обо мне заботились" - как конкретно, каким способом? Кто?
  Женщина: Я стремлюсь восстановить то, что я испытала в моей роди-
 тельской семье.
  Вы стараетесь построить часть, которая будет что-то делать, так, так?
 Что она будет делать?
  Женщина: Она должна позволить мне чувствовать себя хорошо, когда я
 танцую перед публикой.
  Разрешить вам танцевать? Тогда вы используете не ту модель переформи-
 рования, поскольку здесь обнаруживается часть, которая не дает вам де-
 лать это. Женщина: О, да, я знаю... я знала это, начиная и... Но ваша
 мысль соскользнула куда-то в сторону. Суть состоит в том, что здесь име-
 ется часть, которой это не понравится, потому что обязанностью ее явля-
 ется не позволять вам танцевать перед людьми. У этой части будут очень
 сильные возражения. Итак, вы обнаружили возражающую часть, ее функцией
 является "чтобы о вас заботились". Обратитесь внутрь себя и скажите ей:
 "Я совершенно не представляю, что это такое - чтобы обо мне заботились",
 что именно это означает в терминах внутреннего опыта?"
  Женщина: В моей родительской семье я должна была делать X, Y и Z, и
 тогда обо мне заботились.
  Глава 3. Создание новой части личности 119
  Хорошо. Возможно, вы должны были выносить мусор, и за это родители о
 вас заботились. Но я спрашиваю: "Что это означает в вашем теперешнем
 опыте?" То, что вы говорите, настолько неспецифично, что я не могу, по-
 мочь вам. Это подобно тому, как кто-то смотрит на человека и говорит:
 "Существительное, глагол, прилагательное, существительное". В вашем
 предложении нет никакого со-держани, я даже не могу отреагировать на не-
 го. Это немного слишком нормально. Единственное, что вы должны знать об
 этой части, заключается в следующем: "Что ты для меня делаешь. Конечно,
 ты часть меня. Я больше не живу с моими родителями. Я хочу знать, что ты
 для меня делаешь и как ты возражаешь против того, чтобы я танцевала. Ес-
 ли я буду танцевать, что такого плохого может случиться?"
  Вы должны добиться ответа на оба вопроса. Вы должны узнать, в чем
 заключается обязанность этой части. "Что ты для меня делаешь?" "Я хочу,
 чтобы о тебе заботились". "Как ты это делаешь, как? Что именно ты для
 этого делаешь?"
  Знаете, забота может означать, что люди крепко обнимают вас. Или,
 возможно, они испытывают приятное чувство, общаясь с вами. Вы должны оп-
 ределить, что означает слово "забота" в терминах внутреннего опыта.
 Только это в конце концов имеет значение.
  Дэн: Я хочу построить часть, которая бы позволила мне иметь доступ ко
 всей визуальной и аудиальной, информации, которую я воспринимаю. Другая
 часть возражает против этого."
  Я с ней согласен. Впрочем, какова ее функция? Что она для вас делает?
 Что произошло бы, если бы Дэн действительно имел часть, которая в любой
 момент могла произвести всю визуальную и аудиальную информацию? Люди,
 которые это умеют, называются сумасшедшими учеными, и их кладут в психи-
 атрические больницы. Сумасшедшие ученые совершенно дисфункциональны, они
 не могут вообще действовать как человеческие существа. Они постоянно
 осознают все, что когда-либо произошло с ними... Они могут прекрасно пе-
 ремножать числа. Они могут быть гениями в математике, но не могут функ-
 ционировать в мире опыта, так как находятся в основном в состоянии "да-
 ун-тайм".
  120 ' P. Бэн^)Лi'[^, Л. I'pчl^c"el"P^'фp^! i^мull^'"
  Если у. какой-то части есть возражения, возьмите во внимание, а затем
 переопределите то, что должна делать новая часть.
  Дэн мог бы переопределить задачу новой части. Например, так: "Я хочу
 построить часть, которая давала бы мне доступ к новой информации, к не-
 которой информаии обо всех якорях, которые возникают в определенной сре-
 де". Или: "Я хотел бы уметь анализировать определенные страницы книги,
 которую я прочел один раз". Какова бы ни была задача новой части, опре-
 делите ее конкретно в терминах внутреннего опыта так, чтобы вы знали
 конкретно, что должно произойти, чтобы другие части вашей личности зна-
 ли, будут ли они против этого возражать или нет. В'таком случае, если
 возражения будут, они будут ценными.
  Билл: Я получил функцию части, которая отвечает за мои трудности в
 тот момент, когда я хочу что-либо выразить словами. Функция такова: "Ви-
 дишь ли, я хочу снизить вероятность того, что над тобой будут смеяться
 или презирать тебя. ^И я хочу максимально повысить вероятность того, что
 тебя будут уважать и даже относиться к тебе с почтением".
  Хорошо. Ну, Это очень широкая^ функция. Можно сказать, что эта часть
 не хочет, чтобы вы выставляли себя дураком перед другими. Билл: Хорошо.
 Но ведь это функция?. Да. Это функция. Но все-таки вопрос состоит в том,
 что же произошло бы если бы вы выставили себя дураком?
  Билл: Но мой вопрос состоит не в этом. Мой вопрос таков: "Употребляю
 ли я те слова, которые соответствуют именно функции, а не поведению?"
  Ну, эти слова в основном описывают поведение, но последствия выполне-
 ния функции тесно связаны с поведением.
  Билл: Назовите, пожалуйста, несколько слов, которые бы описывали
 функции.
  Хорошо. Например, "если я выставлю себя дураком, то мой доход снизит-
 ся, потому что мои клиенты обратятся к кому-нибудь другому". Эта часть
 не дает вам делать из себя дурака, потому что она опасается, что вы по-
 теряете тогда своих друзей, сотрудников и клиентов. Функция обстоит в
 том, чтобы вы сохранили ваших друзей.
  Глава 3. Создание новой части личности 121
  Билл: Итак, мы имеем утверждение типа "если, то... ", и функция будет
 описывать часть "то..." в этом утверждении?
  Да. Это один из способов списать функцию. Существуют и другие спосо-
 бы. Это не так просто, как бы вам хотелось. функция - это то, что вы по-
 лучаете, а поведение - это то, как вы этого достигаете.
  Люси: Я снова вернулась к своему списку. Одна из моих частей возража-
 ла, а затем добавила: "Да, это неважно".
  Спросите, действительно ли важным является ее возражение...
  Люси: Да нет. У меня есть и другая часть, которая не хочет давать мне
 то, что я хочу, поскольку у меня есть уже многое, и если я получу
 что-нибудь еще, то это будет нечестно. Вот ее довод.
  Я не просил вас собирать доводы. Какова функция этой вашей части? Вот
 это важный вопрос. Мы не должны интересоваться доводами каждой части.
 Люси: Хорошо. Я еще раз должна вернуться к этому. Что это за часть?
  Люси: Это плохая часть, я не хотела бы ее иметь. Нет, нет. Нет! У вас
 нет плохих частей. У нас все части, все части хорошие. Единственный воп-
 рос состоит в следующем: "Что именно хорошее они для нас делают?"
  Люси: Она хочет убедить меня в том, что я заслуживаю всего того, что
 я получаю.
  Конечно же, это так. Хорошо. Итак, это функция данной части. А ее
 возражение состоит в том, что если вы будете получать что-либо слишком
 легко, то вы не будете это ценить. Затем вы встраиваете в вашу фантазию
 такие поведенческие реакции, которые говорили бы о том, что вы заслужи-
 ваете того, что даст вам ваша новая часть.
  Нэнси: Я, конечно, могу учесть все возражения, но я, получила сообще-
 ние, что у меня, есть необходимость еще в одной новой части, союзнике,
 который помог бы мне все это'сделать.
  Хорошо. Но я думаю, что по всей вероятности, было бы лучше, если бы
 вы нашли союзника среди тех частей, которые у вас уже есть. У вас нет
 необходимости строить совершенно новую часть. Просто обратитесь внутрь
 себя и найдите какую-либо часть, которая помогла бы вам сделать
  122_______________________________Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг"
 то, что вы хотели. Построить две новые части за один день - это слишком
 большая работа.
  Нэнси: Возражение одной из частей состоит в том, что, если я построю
 новую часть, я не смогу замечать, когда люди относятся ко мне неодобри-
 тельно. Какова функция это части?
  Нэнси: Эта часть, которая заботится о том, чтобы я не имела неудач. -
  Ее не заботит то, будут у вас неудачи или нет, ее интересует то, бу-
 дут ли люди одобрять вас или нет. Нэнси: Ну да, - это связано. _, Конеч-
 но. Если вы потерпите неудачу, люди могут вас не одобрить. Но эта ваша
 часть заинтересована во мнении других о вас.
  Нэнси: Да, и это также связано с тем, буду ли я получать то, чего я
 хочу.
  Хорошо. Эта часть заботится о том, что, если люди не будут, одобять
 вас, они, например, могут не дать вам работу или что-нибудь еще. Но пра-
 вильно ли я вас понял? Вы сказали, что не убеждены в том, есть ли у вас
 сенсорный опыт, который бы говорил вам, что вы ведете себя так, что люди
 не одобряют вас? Мне нужен буквальный ответ на этот вопрос. Есть ли у
 вас сенсорный опыт, или его нет? Нэнси: Я догадываюсь, что он есть. Хо-
 рошо... Сейчас вы просто обратитесь внутрь себя к той части, у которой
 есть такой сенсорный опыт и скажете "Эй, часть, я нуждаюсь в твоейТ по-
 мощи. Мы строим Джорджа - новую часть, которая будет делать X, но Джордж
 нуждается в определенном сенсорном опыте, который у те-, бя есть. Я хо-
 чу, чтобы ты связался с новой частью, если мы решили ее построить". Но-
 вая часть не нуждается в том, чтобы встраивать в нес все свойства. У вас
 уже есть части с разными свойствами, которые могут быть нужны, и вы мо-
 жете просто попросить их о помощи.
  Когда вы получите все функции и возражения всех частей, которые воз-
 ражают, переопределите, перестройте свою фантазию так, чтобы все возра-
 жения были учтены и все части удовлетворены. Проверьте с каждой частью
 по очереди, что' ваша новая фантазия так отражает результат, к которому
 вы стремитесь, что возражения при этом исчезают. Итак, вы создаете новую
 фантазию, при которой возражений больше нет.
  Глава 3. Создание новой части личности ________________123
  Например, в случае Тэрри новая фантазия должна быть построена так,
 чтобы новая часть была ответственна за то, чтобы она умела различать две
 Тэрри: когда она была "сумасшедшей" и ту Тэрри, которая имеется сейчас.
 Пока она будет способна определить это различие, часть, ответственная за
 психическое здоровье Терри, не будет иметь возражений.
  Если у вас есть часть, которая опасается, что вы сделаете из себя ду-
 рака, то вы должны встроить в новую часть способность иметь сенсорный
 опыт, который говорил бы вам о том, когда это происходит. В ином случае
 другие части будут всегда опасаться, что если вы что-либо сделаете, то
 другие сочтут вас дураком. Вы должны встроить в новую фантазию петли об-
 ратной связи для каждой возражающей части. Если Билл пишет, он должен
 иметь при этом возможность стать кем-то другим и прочесть свою рукопись
 для того, чтобы определить, когда ответом является: "Это просто глупо",
 а когда: "Это просто здорово!"
  Какие бы возражения не имели ваши части, вы встраиваете в фантазию
 такие предохранители, что картина мира, которая получается при функцио-
 нировании вашей новой части, не вызывает возражений и тревогу ни у одной
 из частей вашей личности. Мы хотим не только построить новую часть, но и
 обеспечить ее изящное, гладкое, безотказное функционирование, сделать
 так, чтобы эта часть работала и при этом не наступала на пятки ни одной
 другой части.
  А сейчас, если вы уже получили все возражения и все функции возражаю-
 щих частей, приступайте к посторое-нию новой фантазии. Сначала делайте
 это в диссоциации, а затем войдите в образ и почувствуйте его изнутри.
 Перестраивайте фантазию до тех пор, пока не останется неудовлетворенных
 частей.
  * * *
  Если вы создали фантазию, в которой увидели себя со стороны делающим
 что-либо, затем переместились внутрь образа и почувствовали то, что вы
 испытываете, делая это, то это означает, что вы уже сделали все необхо-
 димые приспособления на подсознательном уровне (в терминах стратегий,
 репрезентативных систем и всего имеющего к этому
  124 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг" отношение) и новая часть те-
 перь знает, как генерировать поведение и достигать того, чего вы хотите
 достичь.
  Однажды один преподаватель музыки сказал мне: "Если ты можешь услы-
 шать что-то внутри себя, то можешь это и сыграть. Вопрос состоит в том,
 насколько верно ты это делаешь". А другой человек, у которого я брал
 уроки музыки, сказал: "Если ты можешь услышать что-то внутри себя, то
 можешь воспроизвести это с помощью своего рта, а если ты можешь сделать
 это ртом, то можешь сделать и руками". За таким пониманием скрывается
 следующее: "Чтобы создать фантазию, вы внутри себя проделываете все, что
 потом будете делать реально. Например, в подобной фантазии вы видите се-
 бя, как вы кого-то встречаете, рассказываете ему смешную историю и он
 смеется. Пока вы это делаете, вы проходите через все необходимые страте-
 гии создания смешной истории: вы используете креативность, соответствую-
 щие жесты, интонации, и все эти аспекты поведения функционируют в подоб-
 ной фантазии.
  Шестой шаг является гораздо более метафоричным. чем остальные шаги, и
 он требует от вас некоторой конгруэнтности. Вы просите свои подсозна-
 тельные ресурсы проанализировать эту фантазию и извлечь из нее сущест-
 венные ингредиенты. То, что ваше подсознание должно делать сейчас, для
 него привычное дело, оно занимается этим все время. Вы хотите, чтобы ва-
 ше подсознание собрало все те первые воспоминания, с которых вы начина-
 ли, те случаи из вашего прошлого, когда вы проявляли соответствующие по-
 веденческие реакции или какие-то подобные, и фантазию, над которой вы
 работали, и все лежащие за ними структуры, и всему этому, по вашему же-
 ланию, ваше подсознание должно придать реальное существование. Именно
 таким способом образовались все остальные части вашей личности, кото-
 рые^вы уже имеете. Ваше подсознание может сделать это для вас; оно все
 время этим занимается. Те из вас, кто занимается транзактным анализом,
 имеют транзактные части - как вы думаете, как они у вас появились? Вы
 сами сделали их.
  Итак, вы обращаетесь внутрь себя и говорите: "Итак, здесь возможны
 два (отучая: части строит либо мое подсознание, либо какая-то часть моей
 личности. Как бы там ни было, я хочу, чтобы новая часть была сейчас
 построена, и чтобы ей было придано реальное существование". Вы не прис-
 тупаете к этому шагу, пока не получите хорошо сфор-
  Глава 3. Создание новой части личности ________________________125
 мированную фантазию, которая не вызовет возражений ни у одной части лич-
 ности. Когда вы модифицируете вашу фантазию так, что каждая часть буд; т
 удовлетворена, тогда приступайте к этому шагу. Вы должны заставить ваше
 подсознание иди какую-то часть вашей личности придать новой части ре-
 альное существование, чтобы она отныне функционировала сама по себе.
 Мужчина: Не могли бы вы повторить все это? Сейчас вы хотите заставить
 какую-то часть своей личности или ваше подсознание, как бы вы этот воп-
 рос ни рассматривали, проанализировать фантазию. Я говорю всего лишь
 следующее: "Посмотри в этой фантазии вы использовали стратегию, которая
 сработала. Вы хотите чтобы часть, которую вы хотите построить, использо-
 вала фантастические переживания как некоторые основания для того, чтобы
 в реальности действовать согласно этой стратегии". Тем не менее клиенту
 вы этого не говорите. В каждом случае вы используете соответствующие
 данному случаю метафоры. Как бы вы сами это ни представляли, как бы ни
 называли: стратегией или частью, вы просто говорите: "Посмотрите, сейчас
 вы обратитесь внутрь себя и узнаете то, что вам необходимо узнать". Кли-
 енту я скажу именно это. "Извлеките из фантазии те элементы, о которых
 нам необходимо знать, чтобы построить часть, которая будет делать заду-
 манное действие совершенно и легко и в каждый момент, когда это будет
 нужно". Итак. Я сейчас хочу, чтобы вы приступили к выполнению этого ша-
 га. Если вы зайдете в тупик, дайте мне знать. После этого я проде-
 монстрирую вам некоторые способы проверки...
  * * *
  Проделали ли вы уже этот шаг? Так, а сейчас мы сделаем самый важный
 шаг - седьмой. Сейчас мы должны проверить, наличествует ли у вас новая
 часть. Вы можете сделать это с помощью разных способов. Вы можете обра-
 титься внутрь себя и спросить: "Здесь ли ты?" Это всегда хороший первый
 шаг. Вы можете сделать это и бихевио-рально, создав ситуацию, в которой
 новая часть могла бы проявиться, и посмотреть, что произойдет. Вы также
 должны добавить к своей проверке множество реакций присоединения к буду-
 щему, в особенности, если действия нашей части касаются других людей.
  /26 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг"
  Итак, как ваша часть собирается работать? ("кажите мне что-нибудь о
 том, как она будет это делать? Когда она будет способна что-то сделать?
  Тэрри: Ну, если я, например, встану на весы и буду весить на два фун-
 та больше, чем я хочу, мая новая часть даст мне знать о том, что я долж-
 на есть меньше, чтобы сбросить вес.
  Таким образом, она будет сажать вас на диету. Будет ли она составлять
 для вас диету, или это дело другой части?
  Тэрри: Такая часть у меня уже есть. Хорошо. У вас для этого есть дру-
 гая часть. Обязанность новой части заключается в том, чтобы говорить:
 "Сейчас пришло время". Что еще она будет делать?
  Тэрри: Когда я достигну желаемого веса, она будет выдавать мне образ,
 на котором я буду выглядеть иначе, чем я выглядела тогда, когда была су-
 масшедшей. Что она могла бы сделать прямо здесь и сейчас? Тэрри: Она
 могла бы позволить мне зайти в столовую, и обедать вместе с другими
 участниками семинара, и при этом есть только то, что я действительно хо-
 чу съесть, и она не будет позволять мне есть все.
  Итак, она будет прерывать автоматическую последовательность действий
 "рука-рот". А как бы я мог узнать, что эта часть у вас находится в сос-
 тоянии активности? Если бы я зашел в столовую, что бы я увидел?
  Тэрри: Вероятнее всего, вы бы увидели, что на моей тарелке лежит мно-
 го еды и только та еда, которую я действительно люблю. Вообще-то я не
 очень уверена, что действие этой части можно заметить визуально. Эта
 часть будет сбрасывать вес резко или медленно?! Тэрри: Медленно. Я сог-
 ласна только на это. Мы уже говорили об этом с моим мужем. Если он хочет
 есть, он может это делать, а я не должна. Хорошо, что еще сделано? Билл:
 Моя часть хочет подождать пока... Тише! (С презрением). Я вас не спраши-
 вал... Итак, что произошло? Я просто проверил вашу часть. Вы ведь строи-

<< Пред.           стр. 14 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу