<< Пред.           стр. 16 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

 чаете доступ к состоянию, в котором я использую свои ресурсы, и вы може-
 те впоследствии использовать то состояние. Кроме того, данный конкретный
 аудиальный ресурс переводит все из кинестатической репрезентативной сис-
 темы, в которой^ описал проблемное состояние Y, в ауди-альную.
  Женщина:. А как мы будем это закреплять с помощью якоря?
  Тогда, когда я сказал: "Да, через некоторое время это становится ав-
 томатическим", вы говорите: "Хорошо", или громко хлопаете в ладоши, или
 же используете какой-то другой якорь.
  Женщина. Что мы сейчас закрепляем с помощью якоря?
  Вы закрепляете мое понимание того, что существуют в моем подсознании
 такие части, которые являются для меня весьма полезными, и что я немного
 об этом знаю.
  Мужчина: Мне кажется, что было бы более элегантным поставить ауди-
 альный якорь, поскольку мы говорим об аудиальных ресурсах.
  Я ставлю якоря во всех системах. Когда мы ставим тактильные якоря, мы
 делаем это потому, что тактильные якоря весьма очевидны и им трудно соп-
 ротивляться. В действительности же мы учим вас использовать тактильные
 якоря потому, что, если вы используете прикосновение, вы скорее всего
 используете вместе с тем и все остальные репрезентативные системы. Когда
 я беру на якорь что-либо, я меняю свою позу, чтобы прикоснуться к клиен-
 ту. Если его глаза открыты, то мое действие представляет собой и визу-
 альный якорь. Вместе с тем я при этом и говорю с определенной интонаци-
 ей, и это становится аудиальным якорем. Я рекомендую вам ставить во всех
 системах одновременно, если вы хотите быть-уверенным в том, что ваше
 действие останется вне сознания клиента.
  Другое преимущество тактильного якоря состоит в том, что ему невоз-
 можно сопротивляться. У человека существуют программы, направленные на
 выживание организма, которые блокируют любой сенсорный входа пользу так-
 тильного. Если вы находитесь внутри себя и говорите себе что-либо, а я
 при этом использую изменение тона своего голоса, вы можете этого даже не
 зарегистрировать и не прореагировать на это.
  13Н Р. Бэндлер, Д. Грнидер "Рефреймит"
  Если ваши зрачки расширены, а и при этом использую визуальный якорь',
 вы можете на это не т реагировать.
  Но если я к вам прикоснусь, вы обязательно отреагируете.
  Строго говоря, вам необходим якорь лишь в одной системе. Вообще гово-
 ря, постановка якоря в системе, К которой имеется доступ, будет более
 целесообразной. В нашем случае Это аудиальная система. Однако, если у
 вас нет каких-либо специальных соображений, почему бы не использовать
 все системы?
  А сейчас давайте вернемся к нашему переформирова - нию, ^достижению
 понимания того, что такое части подсознания. Если кто-то не считает, что
 у него есть "части, то вы можете в ответ на это повести себя по-разному.
  Однажды я работал с женщиной, которая была убеждена в том, что у нее
 вообще нет подсознания. Она пришла ко мне с прической, уложенной волосок
 к волоску, и думала, что все ее действия находятся под контролем созна-
 ния. Идея "частей" для нее не имела никакого смысла. Сначала я добился с
 ней раппорта на подсознательном уровне, используя отражение, перекрест-
 ное отражение, скрытые команды, метафоры и другие приемы. Она была оза-
 дачена тем, что я делаю, но я продолжал, пока не начал от нее получать
 вполне хорошие подсознательные реакции. Затем я сказал: "А сейчас я со-
 бираюсь продемонстрировать вам, что вы дура". Это привлекло ее внимание
 "У вас есть части, которые могут быть весьма могущественными союзниками,
 и, пока аы не оцените их по достоинству, у вас будет много трудностей. Я
 хочу продемонстрировать вам их присутствие. Вы конгруэтно утверждаете,
 что вы не верите в то, что у вас есть подсознание. Вы думаете, что вы
 контролируете все свое поведение. Для меня очевидно, что вы не контроли-
 руете ваше проблемное поведение, но я предполагаю, что вы можете управ-
 лять собственным телом. То есть я предполагаю, что вы знаете, какова
 температура вашего тела, и в какой-то степени можете управлять этой тем-
 пературой". Она ответила: "Конечно". Она не могла ответить по-другому,
 потому что считала, что у нее нет подсознания.
  Итак, я сказал: "Через некоторое время я протяну руку и коснусь вашей
 руки, проводя по ней от плеча к локтю; и, когда я это буду делать, рука
 станет такой холодной, что просто ледяной, Я требую, чтобы вы сопротив-
 лялись мне
  1 лава 4. Расширенное изложение схемы _______________________/^ изо
 всех сил, которые у вас сеть". Я подождал, пока не получил подсозна-
 тельный сигнал: "Хорошо, я готова." Затем я протянул руку и коснулся ее
 руки, и она задрожала. Тогда я сказал: "Но посмотрите, какая теплая ваша
 другая рука". Другая рука действительно стала теплее.
  Я продемонстрировал ей, что я действительно могу изменить температуру
 ее тела, и она не может этому сопротивляться. В сущности, чем более она
 сопротивлялась, тем более драматическими были изменения. Я в этот момент
 ее убедил в том, что у нес есть еще хоть одна подсознательная часть.
  Мужчина: А почему надо было обязательно делать что-то с тем, что ее
 подсознание считало правдой?
  Это не было необходимостью. Единственная польза от того, что время от
 времени вы бросаете сознанию жирный кусок, состоит в том, что тем самым
 вы избегаете возражений со стороны клиента. Это не дает ему сказать:
 "Это не работает. Вы сами не понимаете, что делаете."
  А теперь снова вернемся к переформированию. Предположим, что вы полу-
 чили доступ к части, которая управляет поведением Y. А сейчас продолжай-
 те.
  Билл: Знаете, вот когда вы проезжаете по развязке, перед вами масса
 показаний приборов, и эти показания говорят вам о множестве вещей. Нап-
 ример, один из измерительных приборов дает возможность мотору сказать
 вам: "Эй, мне нужна вода", когда уровень воды слишком низок и температу-
 ра поднимается слишком высоко.
  Кэн: Мне становится смешно, когда вы так говорите об этом!
  Билл: Да, я понимаю, но просто представьте себе это. У вас есть при-
 бор, который показывает давление масла и позволяет вам узнавать, когда
 мотор нуждается в масле.
  Кэн: Да, да. Я знаю, что глупо так говорить об этом, но я хотел бы
 знать: вот если бы часть вашей личности, которая отвечает за Y, была бы
 частью мотора, в каком типе измерительного прибора вы бы нуждались для
 того, чтобы узнать, что эта часть вашей личности хочет? Это был бы визу-
 альный измерительный прибор? Или это-было бы чувство?
  Кэн: Ну. видеть я ничего не могу, я предполагаю, что это было бы
 чувство.
  Билл: Я совершенно уверен в том, что вы можете сказать, когда шины
 вашего грузовика нуждаются в воздухе,
  140_________________________ Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг' ощу-
 щая это по движению грузовика. Вы ведь знаете, каким образом вы узнаете,
 когда шины вашего грузовика полны воздуха, а когда нет, просто по спосо-
 бу движения грузовика, не так ли?
  К. ЭН: Да, да, я знаю, о чем вы говорите. (Я надеюсь, вы все поняли,
 что делает Билл, Он использует мою перцеп-туальную реальность, чтобы
 поставить все точки над 1, которые он хочет поставить. Если у вас есть
 такой тип гибкости, который позволит вам варьировать ваши слова и приме-
 ры так, чтобы они имели смысл в моей реальности, то вы умеете общаться
 артистически.
  Билл: Не думаете ли вы, что после многолетней практики вождения гру-
 зовика вы можете определить минимальные различия в давлении воздуха в
 шине? Кэн: Да, я думаю, я делаю это хорошо. Билл: Можете ли вы так же
 хорошо различать интенсивность того чувства, которо'е вы получаете от
 части, управляющей поведением Y. (Билл показывает на желудок Кэна).
  Кэн: О, да! Я знаю, что здесь происходит... Без всякого сомнения я об
 этом знаю.
  Бил: А сейчас я хочу, чтобы вы мне сказали, что вы ощущаете, когда
 это чувство Y меняется?
  Кэн: Ну, когда я делаю Y... не хотите ли вы, чтобы я сказал вам прямо
 об этом, или же вы хотите, чтобы я продолжал использовать эти обозначе-
 ния: Y и? Билл: Вы можете прямо сказать мне об этом. Кэн: Да, хорошо.
 Когда я возвращаюсь домой из поездки, я действительно чувствую себя ус-
 талым (его плечи поникают), я провожу в дороге от 14 до 16 часов. И пер-
 вое, что происходит, когда я вхожу в дверь дома, моя жена подходит ко
 мне и начинает: "Привет, дорогой, расскажи же мне о своей поездке" (он
 напрягается). Но все, что я хочу сделать прямо в этот момент - это
 упасть в кровать и отдохнуть. И чем больше я стараюсь это сделать, тем
 больше она хочет говорить... вы знаете... потому что ей интересно, если
 вы понимаете, что я имею в виду... И вы знаете, что происходит? Она
 возвращается в школу. Я считаю образование, конечно, очень важной
 вещью...
  Билл: Задержитесь, пожалуйста, на секунду: я действительно очень хочу
 узнать, что она делает, но... Кэн: Да, я скажу вам. Я не... Билл: Но пе-
 ред этим я хочу задать вам один вопрос.
  l: iciea4. Расширенное изложение схемы - 141
  К. ЭН: Да? Что это за вопрос?
  Билл: Когда она подходит к вам и говорит: "Привет, дорогой... что она
 старается сделать? Что она от вас хочет? Не считаете ли вы, что она хо-
 чет вашего внимания, хочет проявления вашей любви?
  Кэн: Да, да, она хочет моего внимания, моей любви. Да, меня ведь не
 было 16 часов (он снова принимает позу гордости и самоудовлетворения).
  Билл: Как вы считаете, есть ли у вас способность проявлять любовь до
 того момента, как она об этом попросит? Достаточно ли вы мужественны,
 чтобы принять такой вызов?
  Кэн: О, конечно! (он выпрямляется и принимает еще более "уверенную"
 позу).
  Хорошо. Это переформирование содержания. Билл не очень беспокоился о
 том, чтобы следовать стандартной мо-\ дели шестишагового переформирова-
 ния. Он просто использовал мои убеждения и мое представление о себе как
 рычаг для вызывания изменений. Элегантность всей той последовательности
 событий, которая сейчас произошла, заключается в том, что у Билла име-
 лась достаточная гибкость, чтобы найти в моей реальности такие вещи, ко-
 торые он мог бы использовать в качестве рычага для того, чтобы я проявил
 какие-то новые поведенческие реакции. Я дал ему некоторые намеки, и вер-
 бальные, и невербальные: "Ну, ведь меня не было 16 часов" - на то, что я
 горжусь тем, что я - "настоящий му^кчина". Итак, затем о-н говорит:
 "Достаточно ли вы мужественны, чтобы взять на себя контроль над ситуаци-
 ей? И это будет работать. Билл поступил также весьма утонченно, - ока-
 завшись в состоянии удержать меня от того, чтобы я рассказывал о своей
 жене и о том, как она возвращается в школу, что совершенно не имело от-
 ношения к тому, что Билл собирался сделать.
  Мужчина: Я понял так, что этот гипотетический водитель грузовика про-
 сил о том, чтобы изменили поведение его жены, не так ли?
  Как у терапевта, перцептуальная рамка, которую вы можете использо-
 вать, может быть такова: "Конечно, вы хотите, чтобы она была другой. Но
 способ, с помощью которого вы можете это получить, - это самому стать
 другим. Если изменитесь вы, то изменится и она". Конечно. вы можете не
 говорить клиенту прямо это, вы можете ис-пользова, г1, рыча), как ")то
 тг. чько что сделал - Билл, чтобы f
  142 ' Р. Кэч()лер, Д. 1'рин()е[)'1'('ф1)1. 'йминг" помочь этому чсло-
 неку проянить новые понеденческие реакции... Конечно, это бы имело влия-
 ние и на ее поведение.
  Хорошо. Если есть у вас какие-либо комментарии относительно нашей ро-
 левой игры... Заметьте, что это небыло стандартным шестишаговым перефор-
 мированием. Тем не менее большинство из шагов было в наличии, они были
 просто экстернали: ^ирова и ы.
  После того, как Билл сделал переформирование содержания, я стал
 частью, которая представляла собой новое поведение. Я больше не выглядел
 так, как я выглядел раньше, говоря об Y. Когда я стал этой частью, я в
 действительности сделал себе доступной ситуацию во всех системах. Я уви-
 дел мою жену, услышал звук ее голоса и кинестетически ощущал себя так
 же, как дома. Это имеет отношение к присоединению к будущему. И Билл со-
 вершено не нуждался в том, чтобы спрашивать: "Возьмет ли 'эта часть на
 себя ответственность за новое поведение, возникающее в том же самом кон-
 тексте?" Экологической проверки еще не было, но я предполагаю, что Билл
 сделал бы это на следующем шаге. Альтернативный путь заключается в том,
 что он мог использовать вторую встречу со мной как экологическую провер-
 ку. Вы не должны делать все шаги на одном и том же сеансе, хотя гораздо
 лучше, если вы все-таки это сделаете. Женщина: А как насчет проверки?
 Это хороший вопрос. Как бы вы могли проверить? Женщина: Сейчас вы пойде-
 те домой или поедете в очередную поездку?
  Кэн: Нет, я сейчас пойду прямо домой (Кэн невербально демонстрирует
 новое поведение). Женщина: Что вы собираетесь делать дома? Кэн: Никаких
 дел! В сущности мы ведь с вами уже закончили? Я уже готов идти.
  Фред: Но перед этим давайте-сделаем одну очень небольшую вещь. Кэн:
 Что именно?
  Фред: Сейчас ваша жена дома, и v вас есть дети, не так ли?
  Кэн: Да, но они сейчас в школе.
  Фред: Сейчас сделаем проверку из экологических соображений.
  Глава 4. - Расширенное изложение схемы _____________________143
  Упражнения
  А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас записал 3 ситуации, с которыми
 вы часто сталкиваетесь, когда делаете шестишаговое переформирование. Это
 надо для того, чтобы в конце концов у вас появилось бы больше выборов в
 этих ключевых ситуациях. Может быть, что вы не в состоянии получить дос-
 туп к сигнальной системе. Может быть также, что вы не знаете, что де-
 лать, когда клиент запутался в середине процесса переформирования и го-
 ворит: "Я не знаю, что я делаю".
  Может быть также, что человек считает, что не может получить доступ к
 своей творческой части. Или же возможно, что часть, ответственная за не-
 желательный стереотип поведения, не хочет брать на себя ответственность
 за реализацию новых выборов, потому что она н; е уверена в том, что но-
 вые стерсОТЯПЫ сработают. Сейчас я дам вам план шестишагового переформи-
 рования, чтобы помочь вам идентифицировать те точки, в которых вынуждае-
 тесь в большем количестве выборов.
  План шестишагового переформирования
  1. Идентифицируйте стереотип X, который вы хотите изменить. "Я хочу
 приступать делать X, но не могу". Или "Я хочу делать Y, но меня что-то
 останавливает".
  2. Установите коммуникацию, с частью, ответственной за стереотип X.
 а) "Будет ли та часть моей личности, которая отвечает за стереотип X,
 коммуницировать со мной в сознании?" Обратите внимание на любые чувства
 или звуки, которые возникают внутри вас после того, как вы зададите себе
 этот вопрос внутри себя. б) Установите значение сигнала: "да" и "нет".
 Пусть яркость, громкость или интенсивность сигнала возрастает, если име-
 ет место ответ "да", и уменьшается, если вы получаете ответ "нет".
  3. Отделите поведение стереотипа Х от позитивного намерения той час-
 ти, которая отвечает за X. Положительное поведение является всего лишь
 способом достижения какой-либо позитивной цели.
  144 Р. Кэндлер, Д. Гриндер "Рефречмичг" а) Спросите часть, которая
 отвечает за стереотип X: "Не хочешь ли ты дать м^е возможность осознать,
 что ты стараешься делать для меня с помощью стереотипа х?" б) Если вы
 получите ответ "да", попросите эту часть пойти дальше и сказать открыто
 об этом намерении. Если вы получите ответ "нет", оставьте это намерение
 бессознательным, предполагая, что это существует. в) Приемлемо ли это
 намерение для сознания?: Хотели бы вы иметь' часть, которая бы выполняла
 эту функцию? г) Спросите часть, которая отвечает за стереотип X: "Если
 бы вам. были известны способы достижения той же самой цели, которые были
 бы настолько надежны или даже более надежны, чем X, были бы вы заинтере-
 сованы в том, чтобы реализовать их?"
  4. Получите доступ к творческой части, и попросите ее о том, чтобы
 она генерировала новые поведенческие реакции для достижения данной пози-
 тивной функции. а) Получите доступ к преживаниям креактивности и закре-
 пите их с помощью якоря или же спросите: "Осознаете ли вы, что у вас
 есть творческая часть?" б) Попросите часть, ответственную за стереотип
 X, сообщить свою позитивную функцию творческой части и разрешите твор-
 ческой части генерировать новые выборы для достижения той самой позитив-
 ной цели. Заставьте часть, ответственную за х, выдать 3 варианта, кото-
 рые являются по меньшей мере, настолько же хорошими или лучшими, чем х.
 Пусть часть Х дает сигнал "да" каждый раз, если она примет какой-либо
 вариант как альтернативный X.
  5. Спросите часть X: "Не хочешь ли ты взять на себя ответственность
 за то, чтобы использовать 3 новых варианта поведения в соответствующем
 контексте?" Это обеспечит присоединение к будущему. Коме того, вы можете
 просить часть Х на подсознательном уровне идентифицировать сенсорные
 сигналы, которые будут запускать функционирование новых вариантов пове-
 дения и полностью переживать то состояние, в котором клиент бы находил-
 ся, когда бы эти сенсорные сигналы автоматически запускали бы новые ре-
 акции, которые протекали бы легко и автоматически.
  6. Экологическая проверка. "Есть ли внутри меня какая-либо часть, ко-
 торая бы возражала против хотя бы одч Глава 4. Расширенное изложение
 схемы 145 ного из этих трех новых вариантов поведения?" Если получен от-
 вет "да", возвратитесь на шаг 2.
  С какими бы "препятствиями" вы ни сталкивались, производя переформи-
 рование, я хочу, чтобы вы выбрали три из них для того, чтобы у вас в
 конце концов появилось большое количество вариантов реакций на эти пре-
 пятствия. Итак, я хочу, чтобы вы сделали это упражнение в группах из 3
 человек. В каждой группе будет 3 человека: А, Б и С. А посмотрит на свой
 список препятствий и будет играть роль клиента, изображая эти пре-
 пятствия. Б будет играть роль нейролингвистического программиста и про-
 бовать разные способы реакций на представленную клиентом ситуацию. С бу-
 дет консультантом и должен будет удерживать Б от того, чтобы впасть в
 содержание, и ориен - тировать его в процессе.
  Например, если вы - А, вы скажете, например, вот что: "Вы установили
 со мной раппорт и установили сигнальную систему для части, которая отве-
 чает за X. Вы находитесь на третьем шаги: вы просто можете спросить
 часть, будет ли она в состоянии сказать мне о своем позитивном намере-
 нии, так чтобы я это осознал. Реакция, которую я получил, состоит в том,
 что я вообще перестал испытывать установленный сигнал, но при этом поя-
 вилось два других сигнала." Таким образом, А организует ситуацию, начи-
 ная именно с той точки, в которой он нуждается в большем количестве вы-
 боров.
  В этом случае Б использует один из методов реагирования на данную си-
 туацию так, чтобы продвинуть А на следующий шаг переформирования. С бу-
 дет наблюдателем или мета-программистом, и в его задачу входит оценка
 того, является ли эффективным прием, который применил Б. Затем я хочу,
 чтобы С спросил бы о том, каковы могли бы быть два других приема, с по-
 мощью которых он мог бы эффективно действовать в этой ситуации, а затем
 реализовать эти приемы в той же ситуации.
  Разрешите мне привести пример того, как бы я хотел, чтобы вы действо-
 вали, выполняя это упражнение. Допустим Бэт будет клиентом, Скотт -
 программистом, а Ильф будет мета-комментатором, консультантом. Вы долж-
 ны, Ильф, в частности наблюдать и слушать все то, что происходит между
 Скоттом и Бэт. В любой момент я могу подойти к вам и попросить: "Скажите
 мне что-нибудь о связи тональностей голосов программиста и клиента" или
  i4(i Р. Бэндлер, Д. Гричдср "Рефреимипс"
  "На каком шаге переформирования они находятся? ". Таким образом ваша

<< Пред.           стр. 16 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу