<< Пред.           стр. 2 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

 хорошее впечатление, потому что это поведение, как ему известно, поможет
 дочери в трудную минуту. И это меняет его внутреннюю реакцию.
  В другом примере, когда мать смотрела на ковер и, ви-дела на нем сле-
 ды, она воспринимала их как свидетельство, что она плохая хозяйка, не
 справляющаяся со своим делом. Но если вы измените смысл этих следов, ес-
 ли они означают теперь: "Возле вцс лю^и, которые вас любят", то ее пере-
 живание меняется. Это изменение переживания и есть единственно важная
 вещь в любой модели рефрейминга. Для этого и делается рефрейминг.
  Мужчина: Когда вы изменяете смысл, не устанавливаете ли вы тем самым
 комплексную эквивалентность?
  Да. В действительности, я даже не устанавливаю комплексную эквива-
 лентность, а всего лишь изменяю ту, которая уже есть. Я просто выполняю
 обмен. У этой женщины уже есть комплексная эквивалентность. Она говдрит
 себе: "Следы на ковре означают плохую хозяйку, поэтому надо плохо
 чувствовать себя". Но я говорю ей: "Хорошо, если ты уж так наловчилась в
 комплексных эквивалентностях, попробуй - на другую". Эта другая куда
 приятнее, следы на ковре соответствует, что возле тебя любящие тебя лю-
 ди, и потому надо чувствовать себя хорошо.
  Чтобы рефрейминг у вас работал, иногда полезно представить себе чего
 делать не надо. Лесли могла посмотреть на эту женщину и сказать ей: "Ну,
 нет же, нет. Поймите, что все это не-так. Когда вы видите следы, это
 попросту означает, что рядом с вами близкие вам люди." И это не по-
 действовало бы. Это не изменило бы ее внутренние переживания и ее реак-
 цию. Очень важно, как вы располагаете вашу речь, и какие вы применяете
 выразительные средства. "Вы видите, на-ковре нет ни малейших следов! Вы
 его совершенно вычистили. Он пушистый. Вы видите белые ворсинки". Это
 подстройка: она реагирует на комплексную эквивалентность. Затем вы веде-
 те: "И вдруг вы oco3HaJeTe: ведь это означает, что вы совсем одна!" Это
 нечто такое, что ей никогда не приходило в голову. Вы понимаете, ко-
  12 Г. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефреймит нечно, что это может быть и не-
 верно. Может быть, вся семья в соседней комнате. Но в данном контексте
 это звучит столь осмысленно, что вы можете этим воспользоваться для воз-
 действия на ее поведение. Теперь вы переключаете: "Сделайте на ковре
 следы и поймите, что возле вас ваши близкие." Предположим кто-нибудь го-
 ворит вам: "Я не в силах записывать лекцию. Я чувствую себя таким глу-
 пым!" Какой вид рефрейминга здесь больше подходит? Подействуют оба вида,
 но какой будет ближе к делу? Когда вы сталкиваетесь с комплексной экви-
 валентностью, как в этом примере, вы узнаете из нее нечто, касающееся
 смысла. Если я говорю, что чего-нибудь не люблю, особенно в других лю-
 дях, это, как правило, имеет отношение к смыс - лу. Когда я говорю: "Что
 ж, Байрон^ на самом деле никогда не интересовался моим семинаром; он си-
 дит себе где-то в углу", - я высказываюсь тем самым о смысле его поведе-
 ния.
  Так вот, если вы обращаетесь ко мне с предложением: "Меня раздражает,
 когда происходит икс", - какой вид рефрейминга лучше всего подойдет?..
 Рефрейминг смысла. А теперь скажите, к каким предложениям лучше всего
 подходит рефрейминг контекста? Женщина: "Мне неприятно сидеть в этой
 комнате. "' Посмотрим, какой вид рефрейминга здесь ближе к делу: смысло-
 вой или контекстный. По существу, она говорит: "Мне не нравится то, что
 означает сидение в этой комнате", так что здесь снова дело в смысле.
  А что, если я скажу вам: "Я веду себя просто как тиран? "... Это го-
 ворит вам нечто о контексте. Тиран по отношению к чему?.. или к кому?..
  Так в чем же различие между двумя формами? Каждая из них есть некото-
 рое обобщение. Можете ли вы сказать, чем отличаются эти обобщения? Если
 вы можете определить, с - какой формой вы столкнулись, это скажет вам,
 какой вид рефрейминга ближе к делу.
  Никакое поведение само по себе не полезно и не бесполезно. Любое по-
 ведение в чем-то будет полезно, когда вы определяете, в чем это рефрей-
 минг контекста. И никакое поведение само по себе не имеет смысла, так
 что вы можете придать ему любой смысл: это рефрейминг смысла. Выполнение
 . его требует От вас лишь способности описать, как
  1 Английские имена, особенно в CIIFA, часто воспроизводят известные
 фамилии. - примечание переводчика.
  Глава 1. Рефрейминг содержания _____________________/^ должно быть
 осмысленно это поведение, а такая способность полностью зависит от ваших
 творческих и выразительных сил. ^
  А теперь мы проделаем упражнение. Вы будете на что-нибудь жаловаться,
 а я буду рефреймировать ваши жалобы. '
  Женщина: По вечерам больше не дают кофе, и это мне не нравится. Хоро-
 шо ли вы спали?
  Мужчина: Слишком много занятий назначается в одно время. Я выбираю
 один семинар, а потом мне хочется пойти на другой. А вечером я не могу
 переключиться на другое занятие, потому что там уже ушли вперед.
  Ну да, я вас понимаю. 'Я вам сочувствую. И знаете ли, в такой органи-
 зации семинарских занятий есть своя хорошая сторона, ведь это дает вам
 дополнительную практику в принятии решений.
  Женщина: Я не вижу, где здесь рефрейминг. Я поместил его замечание в
 рамку, где оно приобрело другую функцию, раньше он не знал, что имеет
 практику в принятии решений.
  Мужчина: Моя жена ни на что не может решиться. Если ей надо выбрать
 себе платье, она должна осмотреть все, какие есть в магазине, и сравнить
 их между собой.
  Значит, она очень тщательно принимает решения. Как Вам должно быть
 приятно, что из всех мужчин на свете она выбрала именно вас!
  Мужчина: Я не говорю моей жене, чего я хочу от нее в сексуальном
 смысле, потому что это было бы для нее ограничением.
  Но вы ведь в самом деле ограничиваете ее, если она хочет вам нра-
 виться, а вы ей не говорите, что нравится вам?
  Женщина: Мои дети слишком уж кричат и бегают. Когда они играют на
 улице или занимаются спортом, вы должны испытывать, удовольствие, видя,
 что они свободны от комплексов и благодаря вам и вашему мужу сохранили
 всю свою естественную жизнерадостность.
  А теперь я предложу вам некоторые жалобы, а вы их рефреймируете. "Я
 ужасно себя чувствую, потому что мой босс всегда меня критикует."
  Мужчина: Должно быть. он в самом деле, заметил, как вы работаете, и
 вы ему настолько нравитесь, что он хочет помочь вам работать еще лучше.
  l_4________________________________Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейм.
 и. нг"
  Прекрасно. Следующая жалоба: "Очень уж легко я отношусь ко всему на
 свете."
  Женщина: Ну что ж, я припоминаю, сколько моих друзей заработали себе.
 сердечные приступы, потому что слишком реагировали на разные нежела-
 тельные просьбы.
  ^ Упражнение
  1 Теперь я прошу вас провести упражнение по рефрей-мингу смысла и
 контекста продолжительностью в двадцать минут. Соберитесь в группы по
 три человека. Один из группы будет клиентом, другой будет ег, о програм-
 мировать, а третий - наблюдать. Периодически меняйтесь ролями. -
  Дело клиента - придумать некоторую жалобу. Вы можете сыграть роль од-
 ного дз ваших клиентов и предложить какую-нибудь и в самом деле серьез-
 ную жалобу, какие вы часто слышите на практике от наших клиентов. Или
 сделайте вид, что играете роль клиента, но предложите жалобу, связанную
 с вашим личным развитием. Форма вашей жалобы подскажет вашему партнеру,
 какой вид рефрей-минга лучше подходит.
  1. Предложите вашу жалобу в форме комплексной эквибалентности, связы-
 вающей реакцию с некоторым классом событий: "Когда происходит X, я испы-
 тываю Y."
  2. Предложите жалобу в форме сравнительного общения с удаленным кон-
 текстом, относящимся к вам или к кому-нибудь другому: "Я слишком 3" или
 "Он слишком О".
  Дело программиста - найти для предложенной проблемы способ рефреймин-
 га, а затем рефреймировать-ее таким образом^ чтобы произвести воз-
 действие. Поскольку это тренировочный семинар, не заставляйте себя реа-
 гировать немедленно. Сейчас я дам вам стратегию выполнения рефрейминга.
 Сначала определите форму жалобы, предложенной клиентом, - тем самым вы
 узнаете, какой вид рефрейминга вы будете применять. В случае комплексной
 эквивалентности рефреймируйте смысл, а в случае сравнительного общения
 вы рефреймируете контекст. На следующем шаге вы создаете внутреннее
 представление пред-
  Глада 1. Рефрейминг содержания ___________ 15 ложенной вам жалобы:
 зрительный образ ее, или кинеста-тическое описание, или слуховое.
  В случае рефрейминга контекста спросите себя: "В каком контексте это
 поведение, на которое человек жалуется, могло бы оказаться ценным?"
 Представьте себе различные контексты, пока не найдете такой, где оценка
 поведения меняется.
  В случае рефрейминга смысла спросите себя: "Есть ли какая-нибудь бо-
 лее широкая рамка, где это поведение имело бы позитивную ценность?" Ка-
 кие другие аспекты той же ситуации, но не замечаемые этим человеком,
 могли бы придать такому поведению другую смысловую рамку, или проще:
 "Что еще могло бы означать, это поведение?" "Как еще мог бы я описать ту
 же ситуацию?"
  Когда вы уже нашли новую рамку для поведения, подумайте немного об
 альтернативных способах рефрейминга, а затем выберите способ, который
 должен вызвать, как вы полагаете, наибольшую реакцию. При выполнении
 рефрейминга чрезвычайно важны подстройка и ведение! Если это вызывает у
 вас трудности, отведите в сторону наблюдателя и посоветуйтесь с ним.
  Обдумав способ рефрейминга, попросите клиента по-вторить его жалобу,
 а затем выполните рефреймирование.
  По мере того, как он воспринимает сказанное вами, тщательно следите
 за его несловесными изменениями.
  По мере того, как клиент переходит от жалоб на некоторое поведение к
 какому-то хотя бы частичному пониманию, какую ценность это поведение
 имело бы для него в другой рамке, наблюдатель и программист должны сос-
 тавлять себе основанное на сенсорных ощущениях описание происходящих у
 него несловесных изменений. Есть ли у вас вопросы?"
  Женщина: Зачем нужно делать паузу перед началом рефрейминга?
  Вы должны воспользоваться этим временем, чтобы выбрать один из пред-
 ложенных мной специальных стратегий словесного рефрейминга содержания.
 Если вы уже имеете опыт такого рефрейминга и сразу же получаете информа-
 цию, очень хорошо. Приступайте к работе. Но если вы колеблетесь, сделай-
 те перерыв. Погрузитесь во внутреннее переживание и используйте все сис-
 темы представления, чтобы решить, как вы будете словесно рефреймировать,
  16 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг" пользуясь зрительным, слуховым
 или кинестатическим способом. Если у вас уже есть опыт рефрейминга, вы
 можете использовать этот небольшой перерыв, чтобы осознать, каков ваш
 типичный способ словесного рефрейминга содержания, а затем применить
 другой способ, чтобы увеличить вашу гибкость. Если вы обычно применяете
 зрительный способ для ведения и для поиска альтернативных контекстов,
 попробуйте проделать это кинестатическим или слуховым способом.
  Затем вы вернетесь ко мне, успешно выполнив рефрей-минг содержания
 всех видов, с конкретными, основанными на сенсорных ощущениях описаниями
 увиденных у клиента изменений. Мы сравним эти описания и посмотрим, как
 можно обобщить ваши наблюдения. Есть ли еще вопросы по поводу упражне-
 ния... Хорошо приступайте.
  Обсуждение
  У меня были небольшие трудности с рефреймировани-ем проблемы, предло-
 женной партнером. Это было взаимодействие с женой, и когда она делала
 что-нибудь такое, что...
  Но он изложил это в одном предложении? Женщина: Да. Он сказал, "что
 хочет перестать делать лишние жесты, когда говорит с женой.
  Это не подходит ни к одной из двух форм, в которых я просил выражать
 жалобы, следовательно, не имеет отношения к тому, чем мы сейчас занима-
 емся. Разве что он перефразировал бы это, или вы спрашивали бы его до
 тех пор, пока не получили предложение, подходящее к одной из двух форм.
 Я хотел бы, чтобы вы пользовались двумя показанными раньше формами и,
 тем самым, могли сохранить контроль над вашим языком. и над вашими выра-
 зительными средствами. Я сказал: "Опишите проблему в одной из двух форм,
 а вцш партнер сделал это в иной форме, так что не имеет отношения к се-
 годняшнему занятию." Если бы вы применили к нему Мета-модель, это приве-
 ло бы в конечном счете к одной из двух форм, о которых я говорю. Кстати,
 это не. только ваша ошибка. Люди часто подходили ко мне и спрашивали:
 "Что бы вы сделали с этим предложением?" И я отвечал: "Ничего. Это не
 имеет отношения к тому, чем мы здесь занимаемся."
  Глава 1. Рефрейминг содержания _________________________^
  Для успеха в НЛП важно знать, какого рода проблемы поддаются вашей
 процедуре. Если вы это знаете, то вы можете всегда производить успешные
 демонстрации. Вам надо только вызвать желающих, имеющих в точности те
 проблемы, на которые действует ваша процедура. Вы спрашиваете, у кого
 есть проблемы следующего рода: "Вы попадаете в некоторый контекст и хо-
 тите иметь определенные ощущения, но у вас получаются совершенно иные
 ощущения, и так повторяется каждый раз?" Если у вас есть терапевтическая
 модель вроде перестановки якорей, предназначенная для таких проблем, то
 у вас не может быть неудачи.
  Часто люди подходят к нам после семинара и говорят: "Как вы ухитряе-
 тесь делать терапию так быстро!" Это получается быстро, потому что мы
 спрашиваем о проблемах, подходящих по форме к предмету нашей демонстра-
 ции. И как только кто-нибудь поднимает руку, все выходит как' надо.
  Очень важно уметь определять эти формы и спрашивать о них. Предполо-
 жим, к вам приходит клиент и говорит: "Знаете ли, у меня есть. всевоз-
 можные проблемы", тогда вы говорите ему: "А если у вас что-нибудь вроде
 этого?" Он отвечает: "Да, такие у меня есть. Вот например, это и это."
 Заметив эти проблемы, вы описываете другую форму и спрашиваете: "Нет ли
 у вас вот этого?" И вы оказываетесь в совсем другой психической ситуации
 для терапии. Если у вас есть некоторые действующие методы, очень важно
 знать, на какие проблемы они действуют.
  Если вы возьмете одну из двух описанных выше моделей рефрейминга и
 примените ее в случае, где она не подходит, то она не подействует. Это
 все равно, что взять лечение фобии и применить его к чему-нибудь друго-
 му. Оно просто не дает результата, потому что предназначено для другой
 цели. Один человек, бывший у нас в семинаре в Чикаго, через месяц позво-
 нил мне и сказал: "Вы работали с женщиной, у которой была фобия к пти-
 цам, и все хорошо получилось, но я применял это ко всем моим клиентам, и
 ничего не выходит." Я спросил его: "Разве у них были фобии?" И он отве-
 тил мне: "Нет, у меня не было клиентов с фобиями." Так прямо и сказал!
 Тогда я спросил: "Почему же вы применяли эту технику?" "Как же, - сказал
 он, - ведь я видел, что она действовала!" Поистине он понял, что проис-
 ходило на семинаре!
  /в _____ ______________ ___Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг"
  По существу, это крупнейшая ошибка, когда-либо совершенная в терапии.
 Кто-то сделал нечто, и это подействовало. И человек решил: "Это действу-
 ет! Прекрасно! Применим это ко всему возможному и назовем это новой шко-
 лой терапии." После чего он стал применять во всех случаях одно и то же.
 На некоторых клиентов это действовало, а на других нет, и он не понимал,
 в чем дело. На самом деле здесь все просто.
  Структура того, что он делал, подходила для некоторых целей, а для
 других - нет. Если эти конкретные цели ' не описаны, люди не умеют ис-
 кать и находить их. Надеюсь, вы поймете, что ваши средства подходят к
 одним случаям, и не подходят к другим. Важно знать, для чего годятся ва-
 ши средства и для чего они не годятся. Иначе вам придется выяснять это
 путем проб и ошибок.
  Джим: Мне интересно получать реакции на мой ре-фрейминг. Моя партнер-
 ша разыграла клиентку, несколько раз покушавшуюся на самоубийство. Она
 мне сказала: "Вот вы все делаете вид, что так много знаете о человечес-
 ком поведении. И мне это не нравится, потому что все время запираете'ме-
 ня, не позволяя мне покончить с собой."
  Мари: И я сказала кое-что еще: "Я и в самом деле знаю, что хочу по-
 кончить с собой." На это он ответил: "Чудесно! Как приятно, что вы знае-
 те, чего хотите". Тогда я сказала: "Если это^вам так нравится, почему же
 вы меня запираете здесь? И еще мне не нравится, что когда я принимаю пи-
 люли, вы вызываете полицию".
  Превосходно. Перед. вами жалоба. Подумайте немного, какой рефрейминг
 содержания вы применили бы в этом случае, а затем Джим скажет нам, что
 он сделал... Теперь Джим продолжит свой рассказ.
  Джим: Я сказал ей: "Знаете ли, я никогда не мог понять самоубийство.
 'Мы, в действительности, не знаем, что происходит с такими людьми, как
 вы, 'и вы даете нам беспримерную возможность узнать это. Так что я хотел
 бы сотрудничать с вами, но то, что вы предлагаете, слишком уж просто, и
 так я мало что узнаю. Мне хотелось бы сделать вашу смерть посложнее,
 чтобы я мог в самом деле изучить этот вопрос".
  Заметно было, что мои слова ее удивили. Она только сказала: "Ну!.."
 резко вдохнула воздух, и у нее втянулся живот. . Глава 1. Рефрейминг со-
 держания __________________19^
  Мари: Когда он это сказал, мне показалось, что он так же спятил, как
 я!
  Кэти: ^огда Мари говорила о самоубийстве, я подумала - как это заме-
 чательно - иметь нечто в своей жизни, за что стоило бы умереть. Было бы
 важно поискать то, за что не жаль отдать свою жизнь, а для этого потре-
 бовалось бы время.
  Мари: С этим я бы согласилась, это вызвало бы у меня приятное ощуще-
 ние. Но возникает вопрос: что мне делать с этим "дальше"? Надеюсь, вы
 скажете мне, что я должна делать затем.
  В реакциях Кэти и Джима важно то, что оба они принимают идею самоу-
 бийства. Это хорошая подстройка, ус - танавливающая раппорт. И', пос-
 кольку они согласились с тем, что она покончит с собой, они перешли к
 тому, когда и как она, это сделает.
  Реакция Кэти - это в действительности естественное развитие вопроса
 "как"? "Если уж вы собираетесь это сде - дать, то вы могли бы сделать
 это хорошо. Это слишком важная вещь, чтобы делать это просто так". У па-
 циентов этого рода исследование вопроса, за что она собирается умереть,
 приводит вас к смыс - лу, стоящему за стремлением к самоубийству. Как
 правило, пациент с самоубийственными намерениями никогда не даст вам по-
 зитивного ответа. Они этого не могут. Они совершают самоубийство от от-
 чаяния: предпочитают умереть, чем жит" с их нынешними переживаниями.
  - То, что предложили Кэти и Джим, - это вид шоковой терапии для уста-
 новления раппорта. Это делается с помощью утверждения, предлагающего,
 что единственный вид смерти, оправданный способ смерти - это умереть за
 что-нибудь позитивное. Чего вы в конце концов добиваетесь - этот некий
 позитивный смысл, стоящий за самоубийством, а затем вы можете подойти к
 нему разными способами. Это особенно изящный образ действий.
  Бонни: Я проделал это с клиенткой, которая говорила, что какая-то
 часть в ней хочет умереть. Я сказал ей: "Как ' это чудесно, что вы ищете
 небо на Земле." Затем мы обсудили, что значило бы для нее небо на земле,
 и после этого ее депрессия значительно ослабела.
  Конечно, "небо на земле" это определение своего рода, определение
 очень общего побочного результата: позитивной цели, осуществляемой само-
 убийством. По-существу, ' вы переименовали самбубийство в попытку "дос-
 тигнуть
  20______________________________Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг"
 неба на земле". Когда ваше новое имя включает выражение типа "неба на
 земле", это придает ему добавочную силу, поскольку оно аппелирует однов-

<< Пред.           стр. 2 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу