<< Пред.           стр. 20 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

 когда ты одна - ты в толпе". Я подумал, что это может означать, примерно
 в течение минуты, но не нашел в этом особого смысла. Но мне показалось,
 что эта часть старается заставить ее использовать лучше то время, кото-
 рое она проводит с людьми. Затем я задал несколько вопросов, и обратился
 к. той ее части: "Не обстоит ли дело так, что, если она находится среди
 людей, она по-настоящему с ними не разговаривает, а просто сидит и
 чувствует себя в безопасности?" А когда вокруг никого нет, она проводит
 свое время, стараясь решить, с кем бы она хотела сейчас быть и что де-
 лать. Может быть, вы стараетесь полнее использовать ресурсы, которые ей
 доступны? Не так ли?" И снова я получил непосредственный и одушевленный
 ответ: "Нет". Потом я снова попросил ее обратиться внутрь себя испро-
 сить: "Если не это, так что?" Часть ответила: "Я не знаю ответа на этот
 вопрос. То, что вы сказали до этого, звучит хорошо. Это звучит так, что
 мне захотелось бы сделать это, ведь я так раздражаюсь, когда не знаю,
 что делать".
  "Как вы используете свое раздражение? Какова цель вашего раздраже-
 ния?" "Я не знаю".
  "Какое намерение скрывается за вашим раздражением?"
  "Видители^каждый, ктосомнойнаходится, раздражается, если я ничего не
 делаю".
  "И что? Если рядом никого нет, вы раздражаетесь на них?:
  ^ Глава 4. Расширенное изложение схемы __________173
  "Я догадываюсь, что это именно так. Я не знаю". Это звучит по-прежне-
 му неубедительно, но как-то приемлемо.
  "Нс хотели бы вы делать что-либо иное?" "Да, если бы у меня было ка-
 кое-нибудь дело, я бы не раздражалась и не тревожилась".
  И затем я дал этой части некоторые способы решения относительно того,
 чем стоило бы заняться. Похоже, что эта часть не знала своей цены. Нас-
 колько мне удалось понять, когда она была с другими людьми, то она разд-
 ражалась, когда она ничего не делала, так что она всегда что-нибудь де-
 лала. Когда вокруг никого не было, она раздражалась и тревожилась, но
 ничего не делала. Это повторялось систематически и, похоже, не представ-
 ляло собой никакой полезной функции, которую мне удалось бы выделить.
 Это было похоже на замкнутый мотивационный круг, на путь, который никуда
 не ведет.
  Мэри: Я сейчас думаю об одном человеке, с которым. работают, навер-
 ное, 10 человек из присутствующих здесь...
  Десять из вас работали с одним человеком? Да это первое, что мне хо-
 телось прекратить. Это кого угодно све - дет с ума.
  Мэри: У этой женщины были сильная тошнота и рвота, и никаких сомати-
 ческих причин этому не было. Мне известно множество причин, по которым
 она держала свою тошноту.
  Ну, конечно, подумайте, если бы у нее не стало тошноты, она потеряла
 бы 10 друзей. Это первое, что приходит мне в голову.
  Мэри: Если бы у этой женщины не было тошноты, она должна была бы
 вступить в сексуальные отношения со своим мужем и потеряла бы много вы-
 годных сторон своей жизни. Я проводила с ней переформирование, но она
 возвращалась ко мне каждые два месяца, говоря: "Но у меня опять это поя-
 вилось, и я думаю..."
  В данном случае иметь дело с тошнотой, насколько мне удалось это по-
 нять, совершенно неправильно. Единственная вещь, которая делает возмож-
 ным для нее существование столь устойчивого симптома, - это отсутствие
 позитивных сексуальных отношений с мужем и отсутствие всех - остальных
 выгодных сторон ее жизни. Итак, я совершенно не собираюсь связываться с
 этой тошнотой. Я нашел бы все
  174____________________________ Р. Бэндлер, Д. Грчндср "Рсфрейминг"
 те причины, которые делают возможным существование тошноты. Если бы у
 нее были хорошие сексуальные отношения с мужем и все то, что у нее нс
 было в жизни, то тошноты не было бы. Именно на это направлено все пере-
 формирование, на определение того, что еще должно произойти для того,
 чтобы клиент не нуждался в симптомах.
  Мэри: Она сопротивлялась всему, что мы с ней делали, мы хотели, чтобы
 пришел муж, он пришел к нам, но она все равно сопротивлялась. Она не со-
 биралась бросать его, хотя его ненавидела... поскольку он обеспечивал ей
 безопасность.
  Клиенты не сопротивляются, Мэри. Это очень важно. И я хочу, чтобы вы
 это поняли. Клиент демонстрирует, что вы не понимаете.
  Мэри: Я думаю, что часто сопротивляются... Нет, ча-сти не сопротивля-
 ются, ни одна часть человеческой личности не сопротивляется психотера-
 певту. Все, что они делают - это демонстрирует, что вы находитесь на
 неправильном пути. Это единственное^ что они делают. Я никогда не видел
 клиента, который сопротивлялся. Все, что клиенты делают, так это гово-
 рят: "Эй! Нездесь! Это там!" Вы говорите: "Я провела с ней переформиро-
 вание", но совершенно невозможно проводить переформирование и не иметь
 дело с базисом того, что вы называете сопротивлением". В модели перефор-
 мирования встроено то, что вы не ищете изменений, а ищете, части, кото-
 рые возражают. Это встроено во все модели переформирования.
  Мужчина: У меня есть 14-летний сын, и у него миГре-неподобные голов-
 ные боли. - Могу ли я здесь провести переформирование?
  С мигренями справиться очень легко. Те из вас, у кого есть клиничес-
 кий опыт относительно мигрени, скажут мне, в какой репрезентативной сис-
 теме обычно специализируются клиенты, страдающие. мигренью. Я хочу сей-
 час, чтобы вы подумали о клиентах, которые обычно приходят с жалобами на
 мигрень. Какой репрезентативной системой они в основном пользуются?
  Страдающие мигренью визуально ориентированы. Проверьте это на своем
 клиническом опыте. Я предполагаю, что как и любой другой физиологический
 симптом, мигрень является способом, которым пользуется определенная
 часть личности для того, чтобы привлечь внимание человека. Симптом явля-
 ется способом заставить его де-
  Глава 4. Расширенное изложение схемы ______________175 дать что-либо
 иное, позаботиться о чем-то, в чем он нуждается. Подумайте о боли. Боле-
 вые нервные окончания дают вам знать, когда организму наносится вред.
 Если бы у нас этого не было, то мы могли бы зарезать себя или истечь
 кровью еще до того, как мы заметим, что произошло. Боль - это всего лишь
 здоровая нервная реакция, которая говорит нам: "Эй, обрати внимание, что
 что-то надо сделать, на что-то обратить внимание". Вы можете интерпрети-
 ровать все симптомы как сигнал, а затем использовать их, чтобы опреде-
 лить на что человек реагирует мигренью. Все это надо для того, чтобы
 предложить той части личности, которая отвечает за мигрень, другой спо-
 соб реагирования. В каждом случае, когда я имел дело с мигренью, оказы-
 валось, что у человека наблюдается весьма высоко специализированное ви-
 зуальное состояние сознания. Единственным способом, с помощью которого
 его тело может дать информацию о том, что появилось нечто, требующее его
 внимания, являются раскалывающиеся головные боли. Мигрени очень быстро и
 легко поддаются переформированию.
  Женщина: Я помню вы что-то говорили о параметре времени. Что-то вроде
 того, что надо проверить результат в течение 6 недель. А затем, если ка-
 кая-то часть не будет удовлетворена, договор будет заключен снова. Ну,
 это происходит в любом случае. Женщина: Если это происходит автоматичес-
 ки, почему тогда мы об этом говорим?
  Потому, что, если вы об этом не скажете, человек подумает, что он по-
 терпел неудачу. Ведь сознание человека не знает, что можно заключить до-
 говор заново. Я смотрю на клиента и говорю: "Я хочу, чтобы ваши части
 постарались это сделать в течение 6 недель. Если это будет работать, то
 прекрасно, вы на правильном пути. Если одна из ваших частей вдруг обна-
 ружит, что это не работает, то она проинформирует сас следующим образом:
 заставит. вас вс-сти себя так, как вы не хотели себя вести. Это будет
 указанием на то, что снова следует сесть и заключить новый договор".
  Это означает, что во всем мире не нашлось бы способа, с помощью кото-
 рого клиент может провалиться. Я думаю, что клиент имеет на это право,
 кстати; это и переформирование, и присоединение к будущему. Одна из мед-
 вежьих
  /76 Р. Бэндлср, Д. Гриндер "Рсфреймиче" услуг, которую оказывают те-
 рапевты пациентам, - это неправильное использование только этого пере-
 формирования. Я всегда делаю симптом барометром изменения. Когда симптом
 снова появляется, клиент не думает: "Ох, вот еще одна терапевтическая
 попытка. И все-таки ничего не происходит". Вместо этого он думает" "Ах,
 это означает, мне снова надо сделать переформирование". Сила симптома
 растворяется с течением времени, поскольку пациент уделяет ему внимание
 как сообщению. Скорее всего симптом всегда был сообщением, но пациент об
 этом никогда не думал. У него начинает появляться механизм обратной свя-
 зи; даже если переформирование не работает, он вдруг понимает, что время
 от времени данный сигнал он должен получать. Например, кто-то приходит с
 жалобой на мигрень, и я делаю переформирование, и все части личности его
 счастливы. Проходит 2 недели, и все идет прекрасно. И вдруг в определен-
 ной ситуации головная боль возвращается. Эта головная боль вызывает
 мысль о том, что заключенный договор не был адекватным. И он возвращает-
 ся внутрь себя и спрашивает: "Кто здесь несчастлив?" Часть отвечает: "Ты
 снова не защитил себя от нападок, то есть не - выполнил обещание, кото-
 рое мне дал". Тогда человек оказывается перед выбором: иметь головную
 боль или защитить себя от нападок.
  Мужчина: Таким образом, вы построили этому человеку часть, которая
 давала ему возможность делать что-то 'иное вместо того, чтобы иметь го-
 ловную боль.
  Да, совершенно точно. Во всех моделях переформирования содержится од-
 на и та же вещь: все они меняют внутреннюю реакцию. По другому об этом
 можно сказать так: "Я построил часть, ее функцией является напоминание
 ему о том, что у него есть новая реакция. Неважно, как вы будете это
 описывать".
  Мужчина: У меня вопрос относительно переформирования частей, которые
 функционируют при фобиях. Допустим, я работаю с фобией и делаю двойную
 визуально-кинестетическую диссоциацию. Как я могу узнать, что я не вме-
 шиваюсь в интересы другой части, которая функционирует в иных контекстах
 жизни данного человека?
  Нет, вам не обязательно об этом знать. Я человек очень практичный.
 Если кто-то действительно страдает от тяжкой фобии, я считаю, что стоит
 рискнуть и испортить что-то в другой области ее жизни, занявшись ею под-
 роб-
  Гла. ва4. Расширенное изложение схемы 177 нее. Я осознаю, что это не
 так элегантно, как бы мне хотелось, но как правило, я действую именно
 так.
  Разрешите мне привести пример, который скажет вам о том, когда нужно
 быть особенно осторожным. Однажды ' мы лечили женщину с фобией высоты.
 Чтобы проверить ее реакцию, мы послали ее на балкон. Она вернулась назад
 с широкой улыбкой, ее спросили: "Как чувствовали вы себя на балконе?"
 Она ответила: "Я чувствовала, что я хочу спрыгнуть и танцевать на
 рельсах".
  Самое важное в ее ответе, что она на самом деле не танцевала на
 рельсах! Это говорите том, какое сверхобобщение она делала прежде всего.
 Важно понять, что фоби-ческая стратегия является примером стратегии,
 направленной на защиту человека от чего-либо, но она сверхобобщена.
  Тогда вы меняете реакцию на фобические стимулы, убедив в том,. что
 новая реакция полезна, так, чтобы человек не был вынужден после вашего
 лечения прыгать на рельсы и танцевать на них либо делать что-либо еще
 столь же опасное. Однажды я лечил леди, которая боялась птиц, и спросил
 ее: "Как бы вы себя чувствовали, если бы стояли передо мной и на вашей
 руке сидел бы орел?" Она ответила: "Я не думаю, что бы мне это понрави-
 лось". Я ответил: "Хорошо". Визуально-кинестетическая диссоциация стира-
 ет сверхобобщения, и вы должны быть убеждены в том, что она не стерла
 всю осторожность.
  Переформирование встроено в технику визуально-кинестетической диссо-
 циации, в самое ее начало. Когда вы говорите что-то такое, как, напри-
 мер: "Я знаю, что та часть личности, которая пугает вас, защищает вас от
 чего-то весьма опасного," фобия всегда имеет важную функцию, то, что
 психиатры называют "вторичной выгодой", мы же называем это результатом.
 Именно поэтому вы говорите: "Вы сейчас научитесь чему-то важному", когда
 вы делаете визуально-кинестетическую диссоциацию. Скорее всего клиенты
 дойдут до этого сами, если нет, то вы об этом позаботитесь, особенно ес-
 ли впоследствии не забудете их проверить. В конце процедуры визу-
 ально-кинестетиче-ской диссоциации я всегда внушаю, что часть энергии,
 которая освобождается в процессе лечения фобий, будет использована для
 того, чтобы охранять человека в те моменты, когда он будет исследовать
 новые для него спосо - бы поведения. Тот, кто раньше боялся высоты не
 знает,
  178 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг" как вести себя в соответству-
 ющих ситуациях, чтобы оставаться в безопасности. Если девушка избегает
 сексуальных отношений, потому что в детстве с ней грубо обошлись или из-
 насиловали, то у нее нет никакой идеи о том, что такое нормальное сексу-
 альное поведение. Когда вы используете эти техники изменения, все
 барьеры вдруг обрушиваются, 'но вы должны быть при этом уверены, что ваш
 клиент защищен.
  На этот счет я могу привести вам прекрасный пример из Эриксона. Он
 работал с молодой женщиной, которая хотела выйти замуж. Но, поскольку
 она получила интенсивное религиозное воспитание и в ее семье были очень
 строгие правила, она опасалась, что в сексуальной сфере у нее возникнут
 трудности. Она была очень привлекательна. Ееженихееоченьлюбил, но'она
 знала, что после того, как они поженятся, у них возникнут сексуальные
 трудности. Эриксон провел переформирование и снял все барьеры, в ре-
 зультате чего она достигла полной сексуальной раскрепощенности и была
 готова реализоваться в этой сфере. Потом он ей сказал, чтобы он а до за-
 мужества, встречаясь со своим женихом, имела рядом кого-либо из членов
 своей семьи. Сразу после того, как она вышла замуж, она пришла поблаго-
 дарить Эриксона. Она была достаточно сообразительна, чтобы понять смысл
 ограничения, наложенного на нее Эриксоном. Ибо, как она потом заметила,
 она была готова выбежать из кабинета Эриксона, схватить своего жениха,
 сорвать с него одежду и немедленно приступить к делу. Учитывая ее воспи-
 тание, было более целесообразно, чтобы она подошла к новой для себя сфе-
 ре отношений постепенной осторожно.
  НЛП представляет собой набор очень сильных техник. Даже простые якор-
 ные техники могут помочь в осуществлении весьма значительных изменений.
 Учитывая могущество этих техник, очень важно, чтобы вы весьма осторожно
 действовали, сохраняя уважение к себе и своим клиентам. Если вы будете
 так поступать, у вас не будет получаться в результате таких диких вариа-
 ций поведения, которые являются экологически необоснованными. Это часто
 происходит при тренинге самоутверждения, когда трусливый кролик превра-
 щается в зубастого тигра. Все реакции флюктуации поведения говорят о
 том, птовы потерпели неудачу в конституализации новых поведенческих
 (привычек) реакций.
  Глава 4. Расширенное изложение схемы____________________________179
  Мужчина: В сущности, когда мы делаем визуально-ки-нестстичсскую дис-
 социацию, мы переформировываем полезное защитное намерение и сохраняем
 его ненарушенным.
  Неважно, что вы делаете, вы делаете переформирование в том смысле,
 что вы всегда меняете реакцию. Однако когда вы применяете стандартную
 модель переформирования, работая над фобией, то вам приходится очень
 трудно, потому что клиент входит в контакт с частью личности, отвечающей
 за фобию, используя фобическую реакцию в качестве сигнала, а когда чело-
 века одолели неприятные чувства, он уже не может функционировать херошо.
  Переформирование - прекрасная модель, с его помощью можно справиться
 со многими проблемами. Однако нужно учитывать и другие вещи, одна из них
 - это сильные неприятные чувства, другая - это множественные части, или
 временная неконгруэнтность. Когда вы работаете с множественной лич-
 ностью, вы можете вылечить от фобии, но у Марты по-прежнему будет фобия,
 об этом мы будем говорить завтра после обеда.
  В процессе психотерапии всегда имеют место определенные элементы,
 присутствие которых обязательно. Другие элементы тоже могут встречаться,
 но вот эти, которые я сейчас назову, присутствуют всегда. Вторичная вы-
 года всегда должна быть учтена в любом терапевтическом изменении. Мани-
 пуляция частями тела будет очевидна в каждом терапевтическом изменении.
 Вы должны либо изменять поведение части, либо создать часть, либо заклю-
 чить договор между частями. Обобщение может быть сделано или разрушено,
 обобщения могут объединяться в пару, либо одно обобщение может раско-
 лоться надвое. Эти три процесса: вторичная выгода, манипуляция частями и
 изменение процесса обобщения - будут присутствовать в каждом терапевти-
 ческом изменении.
  ГЛАВА 5
  Переформирование систем пары, семьи, организации
  Сущностью переформирования является понимание того, что поведение и
 результат, который с помощью данного поведения достигается, можно отде-
 лить друг от друга. Психологи осознали это много лет назад и изобрели
 для этого термин "функциональная автономия". С помощью этого-термина
 описывалось поведение, которое продолжается после того, как его ре-
 зультат достигнут и его полезная функция для личности исчерпывается.
 Психологи не знали, что же с этим можно поделать, но все-таки обосновали
 это. Они не знали, что они могут непосредственно определить результаты,
 а затем выбрать или собрать поведенческие реакции, которые позволяли бы
 достигнуть того же самого результата.
  И другим свойством переформирования, которое обуславливает то, что
 оно работает так легко и эффективно, является его экологичность. Мы убе-
 дились в том, что новое поведение не будет мешать осуществлению других
 объектов функционирования данной личности. Каждая возражающая часть яв-
 ляется союзником в процессе выбора новых поведенческих реакций, и, таким
 образом, новое поведение гармонически вписывается во всю систему поведе-
 ния данной личности. Тут мы имеем дело с внутренней экологией личности,
 но совершенно не учитываем экологию интерперсональной системы, в которой
 данная личность нуждается. Иногда, когда вы изменяете личность человека,
 он прекрасно функционирует, но другие члены семьи обнаруживают, что у
 них появилась масса проблем. Когда вы производите переформирование, час-
 ти часто возражают, потому что осознают, что определенные новые поведен-
 ческие реакции будут отрицательно влиять на лю-
  Глава5. Переформирование систем _________________________181 дей,
 близких этому человеку. Однако тут предполагается, что у человека, с ко-
 торым вы производите переформи-рова-ние, есть такие части личности, ко-
 торые могут заметить, как на него реагируют другие люди, а ведь таких
 частей у человека может и не быть.
  Убедиться в том, что вы действуете в соответствии с экологией той
 системы, в которой находится данный человек, можно только тогда, когда у
 вас есть возможность наблюдать эту систему непосредственно. В этом сос-
 тоит одно из преимуществ семейной терапии над индивидуальной терапией. А
 сейчас мы хотим продемонстрировать применение переформирования в тех си-
 туациях, в которых у вас есть возможность наблюдать систему, в которой
 находится человек в непосредственном с ней контакте. Изменения,. которые
 являются крайне полезными для индивидуума, иногда могут быть разруши-
 тельными по отношению к семье или организации, в которой человек работа-
 ет.
  Уф обучал метамодели медсестер, одной государственной больницы. Не-
 посредственным результатом этого было уменьшение срока лечения пациента.
 Они стали выздоравливать быстрее и выписываться.
  Но задачей администрации было поддержание заполненности больницы. А у
 них стали появляться пустые койки, а затем и пустые палаты.

<< Пред.           стр. 20 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу