<< Пред.           стр. 21 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

  Когда администрация в ответ на все это начала увольнять медсестер и
 они увидели соответствующие приказы на стенках, то постепенно средний
 срок пребывания больного в больнице снова увеличился и все потекло
 по-прежнему. Изменения, позитивные для каждого отдельного пациента, ока-
 зались невыгодными всей больнице в целом. Чтобы сделать такое нововведе-
 ние экологичным для больницы, следовало бы найти способ поддержания и
 сохранения экономического статуса больницы: нужно было, например, поза-
 ботиться о новых пациентах, которые заполнили бы пустые койки, или сде-
 лать что-либо еще.
  Многие, приходя на психотерапию, начинают изменяться, а кончают тем,
 что разводятся. Это происходит потому, что не учитываются реакции жены
 или мужа на изменение пациента. Конечно, впоследствии вы можете сказать,
 что "пациент перерос свой брак" и что его супруг или супруга "не хотели
 изменений" - это вы можете говорить, если хотите скрыть свою некомпе-
 тентность. Но если вы примените переформирование ко всей семье, как
 kjiic-
  182 Р. Бэндлср,. Д. Грин{"ер "Рефречмччг" теме, то вы можете сделать
 действительно чистую работу. Работа с семьей будет более легкой, а ре-
 зультаты более устойчивыми, потому что другие члены семьи не будут сво-
 дить на нет то, что вам уже удалось достичь.
  Чтобы успешно переформировать систему, вы должны учесть потребность в
 желании всех членов семьи. Это база для того, что мы часто называем "те-
 рапией результатов". Я считаю, что вы сможете сделать все, что вам надо
 в семейной терапии или на семинаре, используя всего лишь один стереотип.
 Первое, что вы должны сделать, - это. заметить сообщение, которое вызы-
 вает у других членов семьи или группы негативную реакцию, будь то взаи-
 модействие членов семьи или сотрудников в организации. Затем вы просто
 узнаете у того, кто посылал сообщение, соответствует ли реакция тому,
 что он намеревается передать. Другими словами, тут мы применяем старую
 формулу: "Посылаемое сообщение вовсе не обязательно совпадает с получен-
 ным сообщением".
  Разрешите мне продемонстрировать пример "терапии результатов". Сейчас
 мы покажем вам, как мы делаем переформирование в супружеских парах. Бэт
 и Том, поднимитесь, пожалуйста, сюда. Я хочу, чтобы вы сейчас изобразили
 из себя пару. Я вас попрошу взаимодействовать следующим образом: Бэт, вы
 что-то делаете или говорите, а вы, Том, реагируете депрессивно.
  Бэт: Привет, Том, как поживаешь? (Он начинает медленно опускаться на
 стул и говорит монотонно).
  Хорошо, я не знаю в точности, какой именно фрагмент поведения Бэт
 заставил Тома разговаривать именно так, но, что бы там ни было, я могу
 видеть, что она получает в ответ такую реакцию, которая не является по-
 лезной, и я прерываю взаимодействие и беру на якорь реакцию Тома. Если
 бы Бэт задала мне такой вопрос, я попросту ответил бы на него, но этот
 же вопрос произвел на Тома глубокое и однозначное впечатление, что поз-
 волило мне узнать от Тома, что происходит что-то важное.
  Мой следующий шаг заключается в том, чтобы повернуться к Тому и спро-
 сить: "Знакомы ли вам эти чувства?" И при этом нажать на якорь, который
 я установил минуту назад. Том: О, да.
  Глава 5. Переформирование систем 183
  Каково было значение сообщения, которое вы получили от Бэт, когда она
 сказала: "Привет, Том, как поживаешь?" Именно она это сказала? Том:
 "Уходи прочь".
  Уходи прочь. Так. Задержимся здесь на минуту. Бэт, входило ли в ваши
 намерения передать ему сообщение "уходи прочь"? Бэт: Нет. Что вы хотели
 передать?
  Я просто хотела узнать, как он себя чувствует. Хорошо. Итак, это был
 просто прямой вопрос, вы хотели узнать, как он поживает?
  Теперь поворачиваюсь к Тому и спрашиваю: "Вы слышали, что сейчас
 спросила Бэт?" Том: Да.
  Сейчас я понял, что вы получили другое сообщение, нежели то, которое
 хотела передать Бэт. Понимаете ли вы, что она не хотела передать то, что
 вы получили?
  А сейчас, Бэт, вы действительно берете на себя обязательство четко
 передать именно то сообщение, которое вы хотите передать? Бэт: Да.
  Этот шаг, касающийся обязательства, совершенно необходим... Здесь я
 устанавливаю рычаг, в котором я позже буду нужд-аться, если она будет
 возражать против изменения своего поведения, необходимого для того, что-
 бы получить реакцию ту, которую она хочет.
  А сейчас я спрашиваю Бэт: "Было ли когда-нибудь так, что вы приблизи-
 лись к этому человеку, спросили его, как он себя чувствует, и он при
 этом не проявлял таких глубоких депрессивных реакций?" - Да. -
  - Вернитесь в свое прошлое и вспомните, что вы тогда делали для того,
 чтобы получить от него ту реакцию, которая вам необходима.
  Если Бэт может найти пример того, как она эффективно действовала, пе-
 редавая свое задуманное сообщение в. прошлом, тогда я попрошу сделать то
 же самое здесь и определю, будет это работать или нет.
  Бэт приближается к Тому, легко прикасается к нему и тихим голосом
 спрашивает: "Как дела". Том реагирует позитивно.
  184 {'. Нэндлер, Д. Гринйкр "f'^'ф[^c'Чмчнl'"
  В этом случае исе прошло прекрасно. Если бы она не могла найти приме-
 ра в своем собственном прошлом) я бы попросил ее подумать о женщине, ко-
 торую она уважает, и спросил бы, как поступила бы эта женщина. Она могла
 бы использовать эту женщину как модель и попытаться вести себя так же.
  Если бы нельзя было найти новой реакции в опыте с Бэт, тогда я полу-
 чил бы эту реакцию от Тома. Я бы повернулся к Тому и спросил бы: "Случа-
 лось ли вам получать сообщение "ЭЙ, как поживаешь?" и при этом понять,
 что этот вопрос является просто проявлением интереса и заботы?" Том: Да.
  Не могли бы продемонстрировать сейчас для Бэт, как это сообщение было
 бы передано, для того чтобы она точно знала сейчас, как передавать новое
 сообщение, которое она намерена передать.
  Том:" Ну, она подошла бы тогда поближе и положила бы руку мне на пле-
 чо вот так, и..."
  Спасибо, хорошо. Сейчас можно было бы попытаться заставить Бэт попро-
 бовать сделать так и смотреть, сработает ли это. Если это не сработало
 бы, я мог бы спросить Тома, что в ее действиях еще должно измениться,
 или бы я спросил его, что она могла еще сделать такого, что ей удавалось
 раньше. Хорошо.
  Мужчина: Мне не кажется, что это очень реалистичный 'пример. Я не
 представляю, чтобы так было на самом деле, что Бэт зашла бы и сказала:
 "Привет, как поживаешь? ", а Том бы впал в депрессию.
  Однако такое встречается крайне редко в супружеских парах: то, что
 кажется весьма невинным, вызывает очень сильную реакцию. Стимул может
 быть совершенно неочевидным, незаметным, но реакция Тома весьма заметна,
 и она дала мне возможность узнать, что происходит что-то важное. Может
 быть, интонация Бэт или же ее взгляд на Тома связываются у него с каки-
 ми-либо крайне неприятными переживаниями из прошлого, о котором я ничего
 не знаю.
  Стимул, который вызывает неприятную реакцию у кого-либо, может быть
 обнаружен вами с большим трудом именно потому, что выглядит он триви-
 альным и безобидным. Однажды я работал с подростком - шизофреником и его
 матерью. Все, что я наблюдал, заключалось в следую-
  Глава S. Пер^фицмпроаание систем 185 щем: каждый раз. когда женщина
 указывала пальцем на свою другую руку, ее сын впадал в неистовство. Ока-
 залось, что эта женщина во время войны была в нацистском концлагере.
 Каждый раз, когда мать хотела получить от сына определенную реакцию, она
 показывала пальцем на свою руку, где был вытатуирован лагерный номер. Я
 не знаю, как именно она построила якорь, что он имел такое огромное вли-
 яние на ее сына, но каждый раз, когда она так делала, он реагировал
 быстрее, чем возникает рефлекс. Сын начинал вести себя совершенно неис-
 тово, а стимулом к этому служило ее совершенно незначительное движение,
 которое большинство людей не заметило бы.
  Когда вы используете эту схему, вы предполагаете, что люди хотят
 вступать в коммуникацию так, чтобы получать результаты, к которым они
 стремятся, и при этом они хотят уважать интегрированность и интерес лю-
 дей, с которыми они взаимодействуют. Это предположение может быть и не-
 верным, но оно' очень полезно, потому что даст вам возможность сделать
 нечто очень эффективное. Если вы сделаете такое предположение, вы всегда
 сможете найти новое решение (но не компромисс) котброе удовлетворяет обе
 стороны.
  Каждый раз, когда вы обнаруживаете различие между сообщением, которое
 человек хотел передать, и той реакцией, которую он получил, вам надо
 сначала научить человека, посылающего сообщение, осознавать, что он не
 получил ответа, на который рассчитывал. В-ы объясняете человеку, что на-
 мерение, с которым он передал сообщение, отличается от полученной реак-
 ции. "Что за реакцию вы вызвали? Опишите ее. Заметили ли вы, что вы ее
 вызвали? Хорошо."
  Это позволяет выстроить койцептуальную стратегию, которая позволит
 человеку быть более сенситивным к реакциям, которые он вызывает. Следую-
 щий вопрос таков: "Этой ли реакции вы добивались?" "Входило ли это в ва-
 ше намерение?" При неэффективной коммуникации я никогда не видел, чтобы
 имело место соответствие намерения и реакции. Затем вы учите человека,
 посылающего сообщение, собирать информацию, полезную для того, чтобы
 варьировать свое поведение с целью получить желательную для него реак-
 цию.
  Это простейшая схема переформирования в супружеских парах и парах во-
 обще. Сейчас я хочу, чтобы вы про-
  ISfi Р. Няндлер, Д. Гриндер "РефреЧминг." верили, как работает эта
 схема, и для этого разделитесь на группы по 4 человека. Двое будут изоб-
 ражать пару с проблемным взаимодействием. Третий будет программистом, а
 четвертый - метакомментатором, который будет следить за всем, что проис-
 ходит, и за тем, на каком. _шаге вы находитесь, и давать обратную связь
 - программу.
  ПЛАН
  1. Идентифицируйте и прервите ловушку "стимул Х - реакция Y".
  2. Спросите реагирующего человека: а) "знакомили вам эти чувства?"
 (Y); б) "что за сообщение вы получили, когда он делал X?" 3. Спросите
 человека, чье поведение является стимулом: а) "является ли это тем, что
 вы 'намеревались получить, делая X?" б) "что вы. намеревались передать?"
 4. Спросите человека, чье поведение является стимулом: "Действительно ли
 вы берете на себя обязательство передать именно то сообщение, которое вы
 задумали?"
  5. Найдите способ сделать сообщение, переданное соответствующее сооб-
 щению полученному: а) найдите этот способ в опыте человека, чье поведе-
 ние является стимулом: "Получали ли вы когда-либо такую реакцию, какую
 хотели? Что вы тогда делали? "; б) - найдите этот способ в опыте реаги-
 рующего человека: "Как он(она) должен себя вести, чтобы вызвать у вас
 эту реакцию? ": в) выберите модель или представьте, что вы знаете, как
 вызвать эту реакцию.
  6. Заставьте человека, чье поведение является стимулом, попробовать
 новую поведенческую реакцию, чтобы определить, достаточно ли хорошо она
 работает.
  А сейчас, когда вы уже определились для себя, как действовать по этой
 схеме, внесем некоторые вариации, Давайте опять поиграем в ролевую игру.
 Рита и Джо,. сыг-райте, пожалуйста, для меня. Это начинается так: Рита,
 я хочу, чтобы вы вербально нападали на Джо, а Джо пусть реагирует так,
 как будто он чувствует себя плохо. Рита: Ты пресмыкающееся! (Джо напря-
 гается).
  Глава 5. Переформирование систем ___187
  Я прерываю это и беру на якорь реакцию Джо. Я спрашиваю: "Знакомы ли
 тебе эти чувства, Джо? ( - Да). Хорошо, какое сообщение вы получили?"
 Джо: Она сердитая на меня.
  Рита, намеревались ли вы дать ему знать, что вы на него сердитесь?
 Рита: Черт побери, вы правы!
  И1ак, на этот раз посланное сообщение совпадает с полученным сообще-
 нием. Я говорю: "Хорошо. Я вас позд - равляю. Вы общаетесь очень эффек-
 тивно." Это валидизи-рует их коммуникацию и их намерения по меньшей мере
 на том уровне, на каком они мне это описывают. Однако оба они находятся
 в состоянии, которое для них неприятно, и скорее всего это состояние не
 помогает им прийти к удовлетворительному решению их трудностей.
  Поскольку в данном случае полученное и отправлен-ное сообщения совпа-
 дают, но не являются удовлетвори - .. тельными, я должен внести вариации
 в нашу схему. Я могу определить "метасообщение", соответствуемое сообще-
 нию Риты, и достичь при этом большей гибкости.
  Рита, что вам дает то, что вы можете дать ему знать, что вы на него
 злитесь? Чего вы стараетесь этим достигнуть?
  Рита: Я хочу, чтобы он действительно слушал меня, обращал на меня
 внимание.
  Хорошо. Что он будет делать для вас, если он будет. обращать на вас
 внимание?
  Рита: Тогда я буду знать, что он обо мне заботится. Хорошо. Итак,
 когда вы повышаете голос и начинаете кричать, этим вы говорите: "Прок-
 лятье, я здесь, потому что ты не обращаешь на меня внимание. Если мы на-
 ходимся в таких отношениях, я хочу, чтобы ты обращал на меня внимание,
 потому что я хочу зздать, что ты обо мне заботишься".
  Итак, Джо, хотя вам может показаться это противоречивым, потому что
 вы находитесь сейчас в таком неприятном для вас состоянии, но она пыта-
 ется сказать: "Продемонстрируй мне, пожалуйста, что ты ко мне внимате-
 лен, что ты обо мне заботишься, потому что для меня это очень важно".
 Заинтересованы ли вы в таком сообщении?. Джо: Да.
  Рита, а вы готовы принять на себя обязательство передать такое сооб-
 щение, вы готовы, не так. in?
  188 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг"
  Рита: Да.
  А сейчас я просто заставлю его и ее искать альтернативные формы пове-
 дения, которые являются подходящими и приемлемыми для них обоих.
  Вы можете использовать такие вариации каждый раз, когда посылаемое
 сообщение не ведет к позитивному результату. Итак, что будет, если Джо
 узнает, что Рита на него сердится? Он узнал, но это, по всей видимости,
 не завершает взаимодействия таким образом, чтобы обе стороны остались
 удовлетворенными. Я спрашиваю: "Что это вам даст, если Джо узнает, что
 вы на него злитесь?" "Что вы хотите этим достичь?" "Согласны ли вы оста-
 новиться здесь и оставить все так, как есть в данный момент, или же вы
 стремитесь к чему-либо другому?" И Рита найдет другую цель. Если у нее
 ее еще нет, то она найдет сейчас, она сделает это для нас, и эта цель
 будет ей более полезна. Заметьте, что, когда я задаю эти вопросы, я по-
 лучаю, так сказать, результат результата, или намерение намерения. Я мо-
 гу задать подобные вопросы несколько раз, 4 или 5 раз, пока я не найду
 такой результат, который удовлетворяет обе стороны. В сущности я ищу та-
 кое сообщение или такой результат, в котором заинтересованы обе стороны.
 Когда я его нахожу, то я знаю, что 75% всей работы уже сделано. Когда
 найден результат, с которым конгруэнтно соглашаются обе стороны, все ос-
 тальное уже является вопросом варьирования их поведения, пока они не
 найдут конкретный способ достижения этого результата.
  Хорошо. Итак, Рита хочет передать сообщение: "Я хочу, чтобы ты пока-
 зал, что ты обо мне заботишься", и Джо заинтересован в том, чтобы полу-
 чить такое сообщение! Сейчас я нахожусь в точке выбора. Я могу начать
 получать альтернативные поведенческие реакции либо от нее, либо от него.
 Я использую Риту для того, чтобы создать новое поведение, я могу спро-
 сить е. е: "Рита, вы провели вместе много времени, вспомните, пожалуйс-
 та, тот период вашей совместной жизни, когда вам удавалось сделать так,
 чтобы Джо проявлял к вам внимание и заботу, чего сейчас он по отношению
 к вам не проявляет. Помните ли вы, когда вы были способны на это?" Это
 то же самое, что и четвертый шаг шестишагового переформирования, созда-
 ние альтернативных поведенческих реакций. Сейчас она исследует свою лич-
 ностную историю и найдет такой эпизод, когд"ч у нее это успешно получа-
 лось. Я должен заставить ее в(.: пом
  Глава 5. переформирование систем 18^
  ^ нить' это конкретно и детально. "Вы должны увидеть себя очень ясно
 в тот момент когда вы это делаете, послушайте, как вы при этом говорите
 и т.д. Когда вы увидите и услышите то, что вы' тогда делали, попытайтесь
 то же самое сделать и сейчас, и мы проверим, сработает ли это здесь и
 сейчас?
  Если Рита скажет: "Мне никогда это не удавалось так хорошо, как я бы
 этого хотела, то я попрошу ее выбрать модель. Кто получает внимание и
 заботу от Джо? Что они для этого делают? А сейчас попробуйте сделать это
 сами".
  Я могу сказать: "Ну, а сейчас придумайте или же просто соврите. Поп-
 робуйте действовать так, как если бы вы. знали, что надо делать" Если у
 меня самого возникает какая-либо идея, я могу ее проинструктировать.
 "Почему бы 'вам не сделать X, Y и Z, и сделать это именно вот так?" Тут
 применимы все методы, которые позволяют создать новые поведенческие ре-
 акции, а затем надо проверить их прямо здесь. Надо определить, что те-
 перь посылаемое сообщение соответствует сообщению принятому. Одно из
 преимуществ того, чтобы заставить Риту искать новые способы поведения в
 своем прошлом, заключается в том, что она знает, что в прошлом эти спо-
 собы она использовала успешно, и они к тому же конгруэнтны ее личностно-
 му стилю. Если вы ей предлагаете что-либо, это будет конгруэнтно вашему
 личностному^ стилю, но это может не соответствовать ее или его личност-
 ному стилю.
  Джаннет: Когда Рита думает о новых поведенческих реакциях, закрепляе-
 те ли вы ее состояние с помощью якоря?
  Нет, я не обязательно должен это делать, но на семинарах я, перестра-
 ховывая себя, делаю это. Каждый раз, когда я могу поставить якорь, я де-
 лаю это. Джаннет предложила, чтобы я использовал якорь именно в этот мо-
 мент, и она абсолютно права. Пока Рита ищет и находит пример, я могу
 закрепить ее состояние с помощью якоря, а затем сказать: "Хорошо. А сей-
 час попробуй сделать это". И я держу якорь, чтобы стабилизировать то
 состояние, с которого она получила доступ к поведению, которое раньше
 вело к успеху.
  Другая возможность заключается в том, чтобы использовать Джо как ре-
 активный ресурс для того, чтобы найти альтернативные глособы поведения,
 которые Рита может использовать дли того, чтобы реализовать свои намере-
 ния.
  190 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефреймчнг"
  В любом случае важно сначала сделать так, чтобы она взяла на себя
 обязательство варьировать свое поведение для достижения результата, по-
 тому что этот результат ей достаточно важен.
  "Рита, вы серьезно настроены но отношению к тому, чтобы передать чет-
 ко свое сообщение? Вы действительно хотите, чтобы он был к вам внимате-
 лен? Это важно для вас? (да). Очень важно заметить, конгруэнтны ли при
 этом ее высказывания. всем невербальным аналогам. В данный момент мы ви-
 дим, что она берет на себя это обязательство совершенно конгруэнтно.
  Рита, я знаю, что вы настроены весьма серьезно. Это действительно
 нечто такое, что очень важно для вас как женщины. А сейчас, Рита, от-
 ветьте на вопрос:" Достаточно ли для вас это важно, чтобы вы помнили
 свое поведение для того, чтобы достичь того результата, который вам ну-
 жен?" (Да).
  А сейчас я поворачиваюсь к Джо и говорю: "Я считаю, что это большой
 комплимент вам, Джо. Она хочет вашего внимания, Сейчас вы знаете, чего
 она от вас хочет." Она говорит: "Джо, я хочу твоего внимания!" Вы это

<< Пред.           стр. 21 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу