<< Пред.           стр. 4 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

 галлюцинируете и проектируете свои галлюцинации. И в этом нет ничего
 дурного, если вы знаете, что вы делаете, и понимаете возможные пос-
 
 ледствия.
  Приведу еще один пример из работы Вирджинии Сей-тер. Она работала с
 супружеской, парой, там муж орал на свою жену: "Ты, безмозглая сука,
 тяф, тяф, тяф". Когда он сделает перерыв, Вирджиния говорит ему: "Вот
 что я скажу вам, я знаю, что вы сердиты. У вас сердитый вид и сердитый
 голос, и вот, я хочу сказать вам, что для каждого члена семьи очень важ-
 но переживать свои собственные чувства и уметь выражать их. Я надеюсь,
 что у вас в семье все умеют сердиться так хорошо, как это делает Джим".
  Это подстройка. Она строит рамку со значением. "Это. хорошо!" "Это
 просто замечательно!" И муж перестает орать. Он слушает положительную
 оценку своих криков и воплей, которую он никоим образом не ждал!
  Затем Вирджиния придвигается поближе к мужу. Она мягко прикладывает
 руку к его желудку и говорит проник-
  Глава 1. Рефреймит содержания. _______________________29^ новенным
 тоном: "Я^умаю, не захотите ли вы рассказать мне о всем вашем одиночест-
 ве, о вашей обиде и заброшенности, обо всем, что заставляет вас сер-
 диться?"
  Независимо от того, были или не были эти чувства одиночества, Забро-
 шенности и обиды до того, как она это сказала, теперь они есть! Отец
 больше не кричит, больше того, он даже не сердится. И теперь Вирджиния
 может перейти к построению более полезных типов взаимодействия в этой
 семье.
  Некоторые из людей, видевщих мастерскую работу Сейтер, попросту копи-
 руют содержание того, что она сказала и что произвело действие. Но вы
 никогда не станете эффективным коммуникатором, если ваши реакции будут
 основываться на одном содержании, поскольку содержание может быть беско-
 нечно разнообразным. В смысле содержания каждый из нас представляет
 единственную в своем роде человеческую личность. Но, по-видимому, при
 построении наших переживаний все мы пользуемся одинаковыми процессами
 или стратегиями. Поэтому вы, как профессиональные коммуникаторы, больше
 всего-выиграете, если сосредоточите внимание на признаках, свиде-
 тельствующих о процессах, - а не о содержании. Постарайтесь обнаруживать
 такие признаки и внимательно следить за ними. В этом - одно из преиму-
 ществ шестишаговой модели рефрейминга... 0на сложнее, но зато она не по-
 сягает на внутренний мир клиента. Поскольку эта модель относится исклю-
 чительно к процессам, оставляя в стороне содержание... Вот здесь написа-
 но предложение. Все ли вы его понимаете?
  В некоторых случаях обеда не подают. Мужчина: А это верно?
  Это верно даже в настоящий момент, но правда ли? Женщина: Эта фраза
 меня озадачила. Ну, это уж зависит от того, насколько вы привередливы.
 Так вот, все ли вы понимаете, что в данный момент это утверждение верно?
 Имеет ли оно для вас определенный смысл?
  То, что я проделал, кажется дешевым трюком. Так оно и есть. Я хотел
 показать вам, что когда вы делаете какие-нибудь утверждения, звучащие
 осмысленно, то люди припишут им все необходимые коннотации, чтобы сде-
 лать их осмысленными. Предположим, я уйду отсюда, оставив здесь эту над-
 пись. Тогда некоторые из входящих в эту ком-
  30________________________ Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг" нату
 скажут: "Что же это значит, не будет совсем никакого обеда?" Люди обра-
 щают очень мало внимания на точность смысла. Когда я это написал, нес-
 колько человек взглянули на надпись и изумились: "Ну и ну! Ведь я же
 заплатил за питание!" Перед вами вполне правильное утверждение, но лишь
 контекст, в котором оно предъявляется, придает ему смысл.
  Когда Лесли выполняла рефрейминг, описанный мной раньше в терапевти-
 ческом контексте, получился очень сильный результат, хотя она сказала
 нечто, в действительности не относящееся к деЛу. "То, что ваш ковер
 чист, означает, что возле вас-никого нет," - сказала она, - и эта фраза
 не имеет ничего общего с одиночеством. Здесь очень - важен способ изло-
 жения. Вы можете сказать: "То, что ваш ковер чист, означает, что в дан-
 ный момент никого нет дома", но это произведет гораздо меньшее действие,
 чем если вы скажете: "И вы видите, что ваш ковер чист, и вы сознаете,
 что это значит, что вы совсем одна!" Эти два предложения имеют совсем
 разные коннотации, хотя могут иметь одинаковый смысл.
  Мужчинаг: Таким образом, вы забрасываете якори интонацией и подчерки-
 ваем.
  Совершенно верно. Коннотации того, что вы говорите, столь же важны,
 как и употребляемые слова. Все приемы построения коннотации - это приемы
 того гипноза, который мы называем "моделью Милтона": двусмысленность,
 номинализация и^все эти прекрасные вещи. Человек читает предложение: "В
 некоторых случаях не подают обеда" и говорит себе: "Не будет обеда!" Но
 предложение вовсе не означает, что не будет обеда. Оно ничего об этом не
 говорит. Если вы скажете: "Вы сознаете, что вы совсем одна", это вовсе
 не значит, что потом никто не придет. Но самый факт, что такая фраза
 произнесена, наводит на мысль об это^.
  Если я посмотрю на вас и спрошу: "Вы опять в первом ряду?" - то это
 всего лишь вопрос, но подчеркнутая интонация придает ему некоторое доба-
 вочное значение. "Вы опять?" "У вас опять вопрос?" Я хотел бы как можно
 сильнее подчеркнуть важность того, что мы называем "согласованностью" и
 "выразительностью". Эти две вещи всегда должны входить как очень важная
 часть в контекст, в котором производится рефрейминг.
  Очень важен также подлинный физический контекст. Совсем не все равно,
 находитесь ли вы в кабинете врача и
  ' Глава 1. Рефрейминг содержания ____ 31 . видите, что врач посматри-
 вает на вас с тревожным видом, или вы видите ту же реакцию у регистрато-
 ра гостиницы. Это совершенно равные переживания, хотя сенсорные ощущения
 кое в чем близки. Я настаиваю на том, чтобы вы не упустили из виду кон-
 текст в течение всего рефрейминга. Это поможет вам произвести нужное
 действие.
  Рамка, в которую вы заключаете предлагаемое вам поведение, также
 сильно воздействует на человека: от нее в значительной степени зависит,
 воспримет ли он это поведение и каким образом воспримет его. Однажды
 кто-то привел ко мне на демонстрацию клиентку, которая была "фригидна".
 Это была школьная учительница с тремя детьми. Ее муж предъявлял к ней
 большие сексуальные требования, чем она могла удовлетворить, и соот-
 ветственно этому она тоже хотела усилить свои возможности.
  Я быстро установил раппорт, а затем сказал-: "Теперь подумайте об од-
 ной вещи, которую вы могли бы удобно и легко выполнить сексуально. Не
 говорите мне, что это". Ее скрытые телодвижения при мысли об этом дали
 мне полное свидетельство о содержании, но она этого не знала. Потом ' я
 сказал: "А теперь подумайте об одной вещи, лежащей для вас как раз на
 границе созяательно допустимого сексу - ального поведения". Я попросил
 ее представить себе, как она в самом деле пробует со своим мужем некое
 не вполне приемлемое сексуальное поведение, нечто соблазнительное и ин-
 тересное, что она, может быть, пока не решается проделать, но со време-
 нем, наверное, сумеет. Тем самым, я попросил ее вообразить себе поступок
 на самой границе ее картины мира.
  Когда я об этом попросил, я получил очень полярный ответ. Нет, она
 этого не сделает, никоим образом. Я понял это следующим образом: Та
 часть в ней, которая возражала против такого поведения, испугалась, что
 она и в самом деле может это сделать, и помешала ей даже думать об этом.
  Заметив ее полярную реакцию, я переключил мои аналогии и попросил ее
 представить себе самое возмутительное сексуальное поведение, - какое
 только может быть у нее с мужем, - нечто такое, что она ни за что никог-
 да не решилась бы сделать. Это она-могла выполнить с полным удобством.
 Она принялась за это и прошла нарастающую последовательность скрытых мы-
 шечных движений.
  Потом ее терапевт рассказывал мне, что на следующий день она отослала
 детей в школу, а мужа отправила на
  32 _____ Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг" работу, сказав ему неп-
 ременно придти домой к ленчу. Когда он пришел, он увидел ее завернутой в
 большой целлофановый мешок, завернутый большой красной лентой: это и бы-
 ло то самое возмутительное поведение, которое она считала невозможным.
  Если предлагаемое новое поведение воспринимается как возможное для
 субъекта* входящее в его модель поведения, то он может сопротивляться
 даже мысли о нем. Но если вы достаточно далеко выйдете за пределы моде-
 ли, возникнет диссоциация, позволяющая человеку представить себе предло-
 женное. Поскольку новое поведение было предложено этой женщине в рамке,
 помещавшей его за пределы мыслимого, то возражающая часть к ней ничего
 не имела возразить, и она могла безопасно об этом думать. Размышление об
 этом позволило ей отчетливо представить себе это новое поведение, выра-
 ботав тем самым внутренние программы на будущее. В самом деле, отчетли-
 вое представление некоторого поведения в настоящем контексте есть ни что
 иное как подстройка к будущему - то же, что делается в пятом шаге шести-
 шаговой модели.
  Мужчина: Почему же эта часть не возражает против поведения, когда оно
 подстроено к будущему?
  Видите ли, эта часть выполняющая определенную функцию, возражала про-
 тив мыслей о поведении, а не против самого поведения. И когда она в са-
 мом деле представила себе такое поведение, эта часть не возражала. Если
 бы какая-то часть возражала против него, она бы этого не сделала.
  Многие люди ограничивают себя тем, что просто не представляют себе
 некоторых видов ^поведения. Если бы они представили себе такое поведе-
 ние, они бы 'во многих случаях нашли бы его приемлемым. Но некоторая
 часть в них не позволяет им даже думать о таком поведении, предполагая
 без серьезных оснований, что это плохое поведение. Может быть, эта часть
 . опасается, что если человек подумает о таком поведении, то и в самом
 деле на него решится.
  Одно из величайших благодеяний, которое вы можете оказать нашим кли-
 ентам - это научить их делать-различие между представлением о некотором
 поведении и самим поведением. Если они к этому способны, то они^могут
 отчетливо представить себе, что значит совершить любой поступок. А когда
 они об этом думают, они могут решить,
  \
  Глава 1. Рефрейминг содержания _________________________33^ стоит ли
 действительно совершать такой поступок, принимая во внимание их ценности
 и стоящие перед ними цели.
  Мужчина: Это можно понять так, что рефрейминг - попросту особое вни-
 мание к чему-то, к своему мнению или более широкой установке и превраще-
 нием их в нечто позитивное.
  Нет. Будьте осторожны с тем, что называется "позитивным". Ваш рефрей-
 минг - это способ действия, полезный в некотором контексте. Но будьте
 осторожны со всем "позитивным" и "негативным". "Позитивно" быть полез-
 ным. Кстати, это рефрейминг.
  До сих пор речь шла исключительно о рефреймирова-нии чего-то "плохо-
 го" в нечто "хорошее", и это обычно самый полезный путь в терапии. Но
 рефрейминг - это не значит просто брать вещи с негативными коннотациями
 и придавать им позитивные. Иногда полезно рефремировать в обратном нап-
 равлении. Представьте себе, например, что человек твердо верит в себя,
 но не крмпетентен. Его уверенность надо рефреймировать в чрезмерную уве-
 ренность.
  Я видел однажды, как Фрэнк Фарелли выполнил интересный "негативный
 рефрейминг". Фрэнк работал с одним мужчиной на конференции, где я должен
 моделировать его поведение. Мужчина, по-существу, рассказал Фрэнку, что
 ничего не может добиться от своей жены. И Фрэнк преследовал этого
 субъекта в своей неотразимой манере, так что тот едва ли мог уследить за
 своими словами.
  Фрэнк: Ну что ж, ведь вы иногда обращаете внимание на других женщин,
 не правда ли? Мужчина: Нн-да, это бывает.
  Фрэнк: А с женой вы пробуете, но ничего не происходит?
  Мужчина: Ну, я вроде бы цепенею, что ли. Фрэнк: В каком месте вы це-
 пенеете? Это очень важно! Мужчина: Во всех местах. сразу.
  Фрэнк: А с другими женщинами вы тоже цепенеете во всех местах сразу?
  Мужчина: Нет, нет. Знаете ли, у меня было немало взаимодействий с
 другими женщинами, и вот...
  Фрэнк: Взаимодействий? Вроде... " (Фрэнк весьма утонченный человек).
 Мужчина: Ну да.
  1... (вульгарное выражение) - иметь половое сношение (с кем-либо) -
 Прим. переводчика.
  34 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефреймине"
  Фрэнк: А ваша жена об этом знает?. Мужчина: Нет.
  Фрэнк: А у вашей тоже бывают "взаимодействия"? Мужчина: Ну, нет.
 Фрэнк: Откуда вы знаете?
  Мужчина: Ну, виите ли, я просто чувствую, что... Фрэнк: Увы! Сила ва-
 ших чувств не всегда проникает в действительность!
  И это тоже рефрейминг в своем роде. Если вы представляете себе реф-
 рейминг просто как полезный способ взять, что-нибудь неприятное и сде-
 лать его приятным, то вам лучше найти себе другую профессию. Многие люди
 нуждаются в более правильном взгляде на себя и на окружающий мир, а это
 не всегда приятно.
  Человек, с которым работал Фрэнк фарелли, предполагал, что его жена
 не имела "взаимодействий" с другими мужчинами, и что она не знала о его
 связях с другими женщинами. Он предполагал и нечто более драматическое -
 что жена для него ничего не значит. Но когда жена стала отбрасывать его
 как горячую картофелину, это он обратился к терапевту. Вдруг оказалось,
 что его не устраивает никакая другая женщина на свете. Людей этого типа
 я называю нытиками. Они приходят с нытьем по поводу своей потерянной
 л^бви. Если бы у них был вначале большой сенсорный опыт, они бы ее может
 быть, и не потеряли.
  Предположим, что я терапевт со Среднего Запада, и что я сам толком
 не" знаю, как из меня вышел терапевт. Я учился в школе, и химия показа-
 лась мне очень уж трудной, математику я не любил, а история вызывала у
 меня скуку. Все мои друзья готовились стать учителями, но мне этого не
 хотелось, я хотел найти себе новую компанию. Я чувствовал себя неполно-
 ценным, когда я занялся терапией, я увидел, что в терапевтических груп-
 пах всегда говорят друг другу приятны вещи, и это показалось мне восхи-
 тительным. Так что я стал терапевтом и получил лицензию^, но у меня все
 еще было сильное чувство неполноценности, которое меня угнетает. Если я
 обобщаю свои проблемы на всех других людей, то многим, из них я. не су-
 мею помочь, потому что у людей часто нет проблемы неполноценности. Есть
 люди, которые почувствовали себя бы куда лучше, если бы могли ощутить
 свою неполноценность.
  1 Разрешение на врачебную практику.
  Глава 1. Рефрейминг содержания ________________^
  На свете немало людей, не умеющих использовать свой сенсорный опыт,
 чтобы проверить, что они могут делать и чего не могут. Им в действи-
 тельности не достает основательного сомнения в себе. Поскольку они слиш-
 ком уж в себе уверены, они часто делают вещи, наносящие им вред. Но они
 не используют этот опыт, чтобы приобрести полезное сомнение в своих воз-
 можностях. Они проходят одни и те же циклы, почти также как маниа-
 каль-депрес - сивные больные: компетентность, компетентность, а затем -
 провал! Я часто встречался с такими людьми. Один из способов помочь им -
 это дать им подножку, чтобы они споткнулись, прежде чем почувствуют себя
 очень уж компетентными, так что им будет слишком больно упасть. А затем
 вы можете приступить к построению тех видов сенсорной обратной связи,
 которые дадут им достоверную информацию о себе.
  Итак, не следует представлять себе рефрейминг как метод, уместный
 лишь в контекстах, где берут что-нибудь негативное и делают его позитив-
 ным. Иногда может быть очень полезна основательная порция страха, неком-
 петент - . ности, неуверенности или подозрения. Женщина: Вы говорите
 прямо как дьявол. Знаете, вы не первая мне это сказали! Когда я вел се-
 минар на Среднем Западе, ко мне подошел один малень-хий хитрый соци-
 альный работник. Женщина: Мужчина или женщина? Какое это имеет значение?
 Разве вы - сексистка? ^ Обратим это предубеждение! И вот эта личность
 подошла ко мне, застенчиво взглянула на меняй сказала: "Так, по-ва - ше-
 му можно хитрить?" "Да, - ответил я, - именно это я и сказал вам". "Ах,
 - сказала эта особа, - в молодости это у меня так хорошо получалось, но
 уже много лет я этого не могу. Но ведь это значит манипулировать?"
  На что я ответил "Да". Полагаю, здесь мы имеем при-мер, где необходи-
 мо сд^лать-рефрейминг.
  Вирджиния Сейтер устраивает "встречи ролей", где ре-фреймирование вы-
 полняется методом психодрамы. Каждый должен играть часть кого-нибудь
 другого. Если вы не. любите этого человека, вы получаете редкий. случай
 отомстить. Почему-то мне всегда доставались плохие роли. Я
  1 Мнение, что один пол не так. хорош как другой, в особенности, что
 женщины менее способны в большинстве областей, чем мужчины. - Прим. пе-
 реводчика.
  36______________. Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг" никогда не был
 Крошкой Бо Пип или чем-нибудь в этом роде. Мне всегда приходилось быть
 Макиавелли. И я всегда был последним, кого рефреймировали! На одной та-
 кой встрече ролей мне довелось быть чьей-то способностью ма-нипулиро-
 вать: Не знаю почему, такое уж было у меня амплуа. И вдруг во время
 встречи этот человек остановился и сказал: "Мне нравится эта часть!"
 Правда я никогда не думал об эТом, но моя способность манипулировать и в
 самом деле принесла мне много пользы. Если вы подумаете об этом, то убе-
 дитесь, что это верно.
  Но в гуманистической - психологии произошел рефрей-минг содержания:
 "манипулировать - плохо". Если вы посмотрите в словарь, то первое опре-
 деление манипуляции состоит в следующем: "Работать или действовать рукой
 или руками, обращаться с кем-нибудь или пользоваться чем-нибудь особенно
 с умением; искусно руководить или управлять". Все это не имеет ничего
 общего с добром и злом. Дело здесь в том, чтобы уметь что-нибудь делать
 эффективно. -
  Если вы держитесь в рамке: "Всякий, кто манипулирует - пло'хой чело-
 век", то она ограничивает вас, мешая вам делать многие вещи. Если вы ве-
 рите, как Сидни Джурард^, что "всякий хороший человек прозрачен", то вы
 должны лез^ь из кожи вон, чтобы сказать людям всякие неприятные вещи."
  Когда bi^ посещаете конференции по гуманистической психологии, к вам
 подходят люди и говорят вам: "Как вы ужасно выглядите! ", или "Я в самом
 деле неважно себя чувствую, но все равно я скажу вам, что хорошо себя
 чувствую". И когда вы поставлены в такую рамку, она ограничивает ваш вы-
 бор. Причем, неважно, "хорошая" это рамка или "плохая".
  В качестве коммуникатора вы должны иметь возможность переставлять
 рамки., которыми люди окружают все на свете. Если человек верит, ' что
 что-нибудь плохо, то вопрос состоит в следующем: "Когда, где и для кого
 это плохо?" Рефрейминг - это другой способ делать то же, что вы делаете
 с помощью всех вопросов - Метамодели. Вместо того, чтобы спросить: "Для
 кого? ", вы попросту заменяете этот вопрос. Если кто-нибудь говорит:
 "Глупость сама по
  1 Сказочный персонаж означает "быстро выглядывать у кого-нибудь из-за
 спины и прятаться снова, как это делают дети в игре, чтобы вызвать друг
 у друга удивление." - Прим. переводчика.
  Глава 1. Рефрейминг содержания ____________________________37^ себе
 плоха, плохо быть глупым", то вы говорите: "Некоторые люди пользуются
 глупостью, чтобы заставить делать других для них разные вещи. Это очень
 ловко".
  Как правило, люди думают, что успех - это хорошо, а замешательство -
 это плохо. Мы всегда говорим вам на семинарах, что успех - это опасней-

<< Пред.           стр. 4 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу