<< Пред.           стр. 9 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу

 все время носил с собой в кармане бутылку рыбьего жира. Я думаю, что это
 лучше, нежели курить. Я не знаю отрицательных последствий передозирова"
  74 Р. Кэндлер, Д. Гриндер 'Рефрейминг" ния рыбьего жира. Но это зву-
 чит для меня отвратительно. я предпочитаю замещать симптомы более пози-
 тивными вещами.
  Таким образом, действительно важный вопрос состоит в следующем: "Что
 вы собираетесь делать, если описать это в терминах результата?" Если
 кто-то приходит ко мне и говорит: "Я хочу бросить курить". И вы стреми-
 тесь к результату: "никаких сигарет": то тогда способ, с помощью которо-
 го вы организуете ресурсы этого человека, для подавления натив. ности,
 направленной на курение, может иметь множество других, отнюдь не полез-
 ных результатов.
  Вопрос состоит в том, как мы мйжсм организовать работу по изменению
 таким образом, чтобы избежать отрицательных побочных эффектов. Когда
 кто-то приходит к нам с проблемой, как потерять вес, какую часть вы со-
 бираетесь построить? Другими словами, что будет являться результатом ра-
 боты этой части, которую вы собираетесь построить? В данный момент ее
 потребность, состоит в том, чтобы потерять вес, но как вы можете сделать
 это таким образом, чтобы она превратилась в анаректика?
  Энн: Мы'можем определить вес, желательный для нее, и запрещать этой
 части функционировать тогда, когда она уже достигла этого веса.
  Да, мы можем поставить семантическое ограничение на то, когда этой
 части следует быть активной, а когда - нет. Мы можем/заставить эту часть
 начинать действовать каждый раз, когда она весит больше определенного
 количества фунтов. Однако, части не любят быть неактивными.
  Мужчина: Мы можем сделать так, чтобы все части со-гласились с опреде-
 ленным результатом.
  Попробуйте-ка это сделать! Я говорю серьезно, если кто-нибудь прихо-
 дит к вам, желая снизить вес, вы заставляете ту часть, которая любит
 сладости, согласиться с этим. Все его части могут сказать: "Ну, да это
 пустяки". Но если вы заставите все эти части согласиться с тем, что это
 прекрасный результат, Она все-таки будет сопротивляться. То, чему, соп-
 ротивляются эти части, - это процесс. Процесс достижения этого результа-
 та.
  Мужчина: Может быть, они могли бы создать множество альтернатив? '
  Вы можете заставить их сделать это, но тогда вы будете использовать
 иную модель переформирования. Тогда вы
  Глава 3. Создичие новой части личности ______ 75 скажете, что пробле-
 ма состоит во взаимодействии частей, которые вы уже имеете. Вы здесь мо-
 жете использовать шестишаговую модель. Но это не очень элегантно, потому
 что вы будете вынуждены взаимодействовать с огромным количеством частей.
 Тут вопрос заключается попросту в целесообразности: если вы всего лишь
 хотите построить одну часть, что она будет делать? Я хочу, чтобы вы про-
 вели различие между результатом, т.е. тем, что вы хотите, чтобы обяза-
 тельно произошло, и проведением и процедурами, которые эта часть будет
 использовать, чтобы достичь результата. И то и другое важно, но я хочу
 сейчас, чтобы вы зафиксировались на результатах.
  Мужчина: Нам нужно сделать ее более гибкой, Чтобы она могла делать
 несколько вещей сразу.
  Хорошо. Но что она будет делать? Какова ее обязанность?
  Я не хочу сбить вас с пути. Если мы построим часть, чьей функцией бу-
 дет являться сохранение веса ровно в 105 фунтов, то это будет работать.
 Это прекрасно. Это хорошо сформулированный результат. А сейчас я хочу
 спросить: "Каковы же другие результаты, которые сформулированы также хо-
 рошо?" Существует множество правильных ответов на этот вопрос. Важно то,
 чтобы вы научились концентрировать их. Энн была на правильном пути. Она
 сказала: "Вот результаты, которых мы не хотим, а вот этого мы хотим. Вот
 один из способов достичь только того, что мы хотим". Ключевой вопрос,
 который вы должны здесь аа-дать себе, таков: "Дает ли нам это только то,
 чего мы хотим?"
  Мужчина: Вы можете сделать эту часть ответственной за "здоровье" или
 "привлекательность", или за что-то другое, что включает в себя вес тела.
  Женщина: А как обстоит дело насчет "центрального контроля за процес-
 сом принятия пищи", который учитывает все факторы, в процессе принятия'
 решения о том, сколько фунтов она должна весить?
  Женщина: Я думаю, что мы должны взять все потребности, которые эта
 часть намерена удовлетворить, и удовлетворить эти потребности с помощью
 различных спосо-бов.
  Да, все это верно. Вопрос, который я задаю, таков: "что собирается
 делать эта часть?" "Если уяас есть часть, которая отвечает за здоровье
 вообще, и мы включаем сюда под-
  "6 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Р-ефреИминг держание веса для этой цели,
 делаем ли мы этим самым только это?" "Только" - это волшебное слово,
 иногда может быть целесообразно сделать гораздо больше, чем просит кли-
 ент. Но сейчас давайте говорить только об ограниченных терапевтических
 изменениях. Ваш ответ очень точен, и практически, это самый лучший от-
 вет. Тем не менее, каждая дополнительная обязанность части делает очень
 трудным "процесс ее построения. Я хочу, чтобы вы всегда это йомнили.
 Каждая дополнительная цель данной части затрудняет ее функционирование.
 Чем более ограничен результат, тем легче установить новую часть. Иногда
 лучше приложить массу усилий, чтобы установить более сложную часть, что-
 бы достичь в конце концов лучшего результата. Часть, которая поддержива-
 ет вес человека, может быть установлена гораздо легче, чем тот цент-
 ральный координатор, о котором вы говорите, потому что такой координатор
 должен нести в себе массу информации о том, что же это означает - быть
 здоровым, и т.д. Это требует также больше поведенческих реакций, т.е.
 возрастает вероятность tqto, что другие части будут возражать.
  Мужчина: А что, если установить семантический ключ на процессы еды и
 мотивационную стратегию, позволяющую есть только в определенный момент?
  Ну, вы всегда сможете это сделать. Энн предложила, чтобы семантичес-
 ким ключом был определенный вес. Однако, я хочу, итобы вы сегодня гово-
 рили об этом же, но иначе. Важный аспект игры, в которую мы играем, зак-
 лючается в том, чтобы вы могли изменять свой способ описания внутреннего
 опыта для того, чтобы производить изменения различными способами. Вы же
 по-прежнему играете в стратегии. Такой вещи, как стратегия, не существу-
 ет, равно как не существует и частей личности. Вопрос состоит в следую-
 щем: "Каким образом мы можем описать это иначе, чтобы соответственно
 действовать иначе, и делать* разные вещи?" Если вы это забудете, то я
 рекомендую-вам построить часть, которая напомнит вам об. этом. "Карта -
 
 это не территория", но и это не правда.
  Мужчина: А что, если лишний вес 'превратить в счастье?
  Прошу прощения? Значит должна быть часть, чьей обязанностью является
 уменьшить вес и превратить его в счастье? Мужчина: Да, в то время, когда
 мы видим сны.
  Глава 3. Создание нивоН части личности _____ 77
  Да, конечно. Хорошо, но разве в этом случае мы имеем дело только с
 тем, чего хочет клиент? Видите ли-, в вашем предложении заключается
 большая опасность: через шесть месяцев этот человек, который весит те-
 перь 30 фунтов, войдет в вашу комнату и улыбаясь скажет: "Вы - самый
 прекрасный терапевт, которого я в своей жизни знал!"
  Я хочу, чтобы очень внимательно прислушались к своим определениям но-
 вой части, поскольку на практике происходит часто именно это. Я считаю,
 что анаректиков делают весьма благонамеренные люди, хотя не обязательно
 терапевты. Родители часто делают девушке массу сообщений, которые делают
 еду негативным якорем, и поэтому девушку начинает одолевать рвота, когда
 она садится есть. Благодаря позитивным намерениям родителей, дочь конча-
 ет тем, что становится анаректиком. -
  Я бы вам рекомендовал, чтобы вы, ' как терапевты, были очень (!) ос-
 торожны в те моменты, когда определяете результаты, к которым вы будете
 стремиться. Чем более внимательно вы будете специфицировать результат,
 т.е. то, что данная часть будет делать, тем меньше возражений ' ' вы бу-
 дете получать от других частей, причем возражений, касающихся самого су-
 ществования новой части, и тем лучше эта новая часть будет функциониро-
 вать. Если новая часть плохо опредеоена, другие части уничтожат ее. Если
 вы построите часть, которая Должна снижать вес и превращать его в
 счастье, то ее просто взорвут! Все остальные части будут вынуждены про-
 извести экзорсизм. Что вы скажете насчет части, которая обожает сладос-
 ти? Она обнажит свой самурайский меч, и на этом все кончится. Я прошу
 вас концептуализировать определения для того, чтобы установку новой час-
 ти производить легко, эффективно и с пользой.
  Мужчина: Как насчет самоконтроля за рулем? Будьте пожалуйста более
 конкретны. Наш семинар не посвящен метафорам.
  Мужчина: Можно ли установить часть, которая бы последовательно нап-
 равляла другие части, чтобы они выполняли свои функции так, чтобы дос-
 тичь желательного результата. Большинство людей с измененным весом зна-
 ют, как прибавлять вес и как его убавлять. Они испытывают трудность в
 том, чтобы поддерживать постоянный вес.
  Таким образом, вы хотели бы построить часть, которая отвечала бы за
 поддержание веса, например?
  78 Р. БэнЦлер, Д. Гриндер "Рефрейминг"
  Мужчина: Эта часть будет поддерживать и обеспечивать направление для
 других частей и говорить: "Сейчас ты будешь делать это, а затем ты бу-
 дешь делать это, и затем твоя очередь."
  Хорошо. Конечно, это возможно. Какой еще результат вы можете назвать
 для части, которая будет построена для решения этой проблемы?
  Билл: Я подумал о своей клиентке, которая ест в основном вечером,
 когда находится в одиночестве и скучает. Я хотел бы построить часть, ко-
 торая предоставляла бы этой женщине в^бор из различных интересных заня-
 тий в те моменты, когда она начинает скучать. Она бы занималась чем-то
 другим, нежели едой.
  Хорошо. Это сильная возможность, если предположить, что ваша информа-
 ция точна, т.е. если правда; что эта женщина набирает вес тогда, когда
 ест по вечерам в одиночестве. Первый вопрос, который вы должны задать
 себе, таков: "Имеет ли она уже такую часть, которая может развлекать'ее,
 если она заскучает?" У нее может быть уже такая цасть и способ, которым
 она осуществляет это развлечение - это засовывание леденцов и других
 сладостей себе в рот. Тогда все, в чем эта часть нуждается, это в трех
 новых способах., с помощью которых она может ее развлечь. Тут была бы
 подходящей шестишаговая модель. Это одна возможность. Но она может и не
 иметь вообще такой части, котора^ бы ее развлекала, и тогда целесообраз-
 но построить ее. Билл: Она перенесла лоботомию, что поднимает некоторые
 интересные проблемы.
  Возможно. Я не думаю, что таким образом можно вызвать какую-либо
 часть я думаю, что если часть была, то она просто стала ослабленной.
  Билл: Но эта операция послужила (тому, что она считает себя неспособ-
 ной к определенной деятельности и мышлению.
  Ну все, что вы должны сделать в таком случае, это ' привести данные
 исследований, которые доказывают, что произвести те изменения, которые
 вы хотите произвести, - возможно. Я уверен, что вы можете ей привести
 массу научных данных на\этот счет. Билл: Я уже вспомнил целый том.
  Глава 3. Создание новой части личности 79
  Да. Это так называемые описания конкретных случаев. Для некоторых
 клиентов такие примеры очень и очень ценны.
  Разрешите мне рассмотреть другую проблему. Скажем, вы используете
 шестишаговую модель переформирования. Вы спрашиваете: "Есть ли у вас та-
 кая часть личности, которую вы считаете творческой?" И человек отвечает:
 "Я не знаю". Вы говорите: "Обратитесь внутрь себя и спросите, есть ли у
 вас такая часть, которая может действовать творчески?" Клиент обращается
 внутрь себя, а потом выходит и говорит: "Ничего не произошло. И согласно
 вашему наблюдению тоже ничего не произошло. Тут у вас есть выбор относи-
 тельно того, как вы будете создавать творческую часть. Один вариант сос-
 тоит в том, что вы будете действовать так, как будто вы получили сообще-
 ние о его творческой части. Если вы конгруэнтно убедите его официально
 построить такую часть, потому что ее до сих пор у него не быдо.
  В каких еще контекстах целесообразно именно построение - новой части
 личности, а не переформирование тех частей, которые уже существовали
 раньше? Приведите мне, пожалуйста, примеры, где строить часть более це-
 лесообразно, чем возиться с уже существующими частями.
  Мужчина: Какая-то история, которая с человеком никогда не случалась,
 и он этого не испытал никогда в жизни.
  Это не пример. Пример специфичен по содержанию, так что когда вы его
 высказываете, люди отвечают вам: "О, да". Вы же назвали мне целый класс
 ситуаций, а это уже другая грань.
  Приведите мне пример этого класса. Мужчина: Например, возьмем ко-
 го-либо, у кого никогда не было удовлетворительных сексуальных отноше-
 ний.
  Хорошо. Так что же будет делать новая чаете? Хотите ли вы построить
 такую часть, которая при всем этом будет заставлять его чувствовать себя
 хорошо, так что каждый раз, когда сексуальный акт у него не удался, он
 будет говорить: "Мне хорошо, мне очень хорошо".
  Женщина: Надо сделать так, чтобы они представили себе сексуальное
 удовлетворение, встроить это представление в воображение человека.
  Вы говорите о пм, как вы собираетесь строить часть. Вы снова верну-
 лись к процедуре вместо результата. Я не собираюсь учить вас, как стро-
 ить часть до тех пор, пока вы
  80__________________________ Р. Бэндлер, Д. Гриидер "РсфреЧмичг" не
 будете знать, что вы строите. Это мое старое правило. Приведите же мне
 несколько примеров того, для чего вы будете строить новые части.
  Женщина: Если у кого-то есть врожденные нарушения зрительно-моторной
 координации, вы можете дать этому человеку стратегию координации, давая
 ему возможность копировать кого-то.
  Хорошо. Я согласен тут со всем, кроме "врожденности". Очень много лю-
 дей с нарушениями координации вовсе не родились такими. Они просто ни-
 когда не развивали в себе такую часть, которая отвечала бы за координа-
 цию. Даже если это физическое нарушение, все равно может быть целесооб-
 разно построить такую часть.
  Билл: Допустим, у меня есть такой ребенок, который вырос за океаном,
 и не имеет такого опыта, который имеют все его ровесники. Я хочу помочь
 ему овладеть определенными навыками специального поведения. Я могу пост-
 роить часть, которая бы отвечала за то, чтобы он внимательно слушал лю-
 дей, и построить новую личностную историю, исходя из которой он мог бы
 слушать то, о чем говорят люди.
  Какой будет результат такого поведения этой части? Билл: Результатом
 будет то, что он будет уметь конгруэнтно рассказывать о том, что он ни-
 когда не переживал, чтобы построить социальные связи и не выглядеть сре-
 ди сверстников белой вороной.
  Но это по-прежнему поведение. Какова функция этой части?
  Билл: Помочь ему улучшить свои межличностные отношения.
  Хорошо* Вот это результат. Я могу представить себе такие ситуации,
 которые подходят к тому, что вы говорите.
  Мужчина: Вы можете построит. ь часть, которая будет мотивировать вас
 
 исследовать новые ситуации и делать рискованные вещи.
  Да, часть, чьей обязанностью будет являться подстегивать поведение в
 тех ситуациях, которые представляются рискованными. Мы называем это
 "наплевательской частью". Я сейчас вспомнил об очень многих людях, кото-
 рые нуждаются в этой части.
  Мужчина: Мне кажется, что вы встраиваете в нас новые части в течение
 всего времени. Например, вы встроили
  Глава 3. Создание новой части личности 81 в нас такую часть, которая
 должна следить за сенсорным опытом и транслировать его, и часть, которая
 должна понимать, что такое переформирование. Конечно, это определенно
 так.
  Женщина: Я бы хотела построить часть, которая отвечала бы за музы-
 кальный слух. Результатом будет то, что я буду петь совершенно пра-
 вильно.
  Да-да, так. Приведите мне еще примеры ситуаций, когда вы буДете ис-
 пользовать именно эту, а не другую модель рефрейминга.
  Мужчина: Можно построить часть, которая отвечала бы за какую-либо фи-
 зическую активность, например, катание на роликовых коньках, или просто
 на коньках, или просто за любой вид спорта.
  Конечно. Похоже на стратегии, не правда ли? Но давайте вернемся те-
 перь к терапии. Мы перешли в область обучения и творчества. Я думаю, что
 это прекрасно, что у вас есть тенденция к творчеству, но наш семинар
 посвящен терапии. Вопрос состоит в следующем: "Какие проблемы, с которы-
 ми вы сталкиваетесь в своей практике, как терапевт, могут быть решены с
 помощью именно этой модели переформирования?"
  Если вы по этому поводу не можете ничего сказать, то нет смысла обу-
 чать вас этой модели.
  Женщина: Вы можете использовать эту модель, работая с ребенком, сыном
 миссионера, у которого никогда не, было стабильной домашней среды, и он
 не чувствует, что принадлежит к какой-то группе. Что будет делать эта
 часть?
  Женщина: Она позволит ему в любом месте чувствовать себя как дома.
 Конечно, очень хорошо.
  Женщина: А что если построить часть, которая отвечает за самоутверж-
 дение?
  Конечно. Как вы думаете, чему посвящен весь трен-нинг самоутвержде-
 ния? "А сейчас мы все вместе построили у себя одну и ту же часть".
  Мужчина: Часть, которая бы позволила освободиться от непродуктивных
 взаимоотношений. Да-да, послушайте.
  Женщина: Часть, которая бы говорила людям, какую потребность удовлет-
 воряет данная операция. Если бы они знали, почему они делают данное
 действие...
  82 Р. Бэндлер, Д. Гриндер "Рефрейминг"
  Подождите минуточку. "Операция" это для меня якорь для чего-то тако-
 го, что вы, я думаю, не имеете в виду. Пожалуйста, скажите это по-друго-
 му.
  Женщина: Часть, которая будет говорить ему, почему активность, в ко-
 торую он вовлечен, приятна ему.
  Психотерапевтическая часть? "Сейчас вы счастливы,. потому что..."
  Женщина: Если они будут знать, почему они едят, какую потребность
 удовлетворяет процесс еды, то они могут заместить этот процесс любым
 другим процессом.
  Разрешите мне поспрашивать вас еще немного, потому что то, о чем вы
 говорите, уже делается терапевтами очень и очень давно, и я не думаю,
 чтоб это имело какую-то пользу. Каков будет результат установления такой
 части, которая бы говорила человеку об его действии в тот момент, когда
 он его выполняет? Один из результатов о которых я знаю, абсолютно разру-
 шителен: получается два человека в одном, и они сосуществуют все время:
 один что-то делает, а другой говорит об этом. Это называется диссоциаци-
 ей. Кроме этого, и сверх этого, здесь имеется еще один, и еще более
 вредный результат, который состоит в том, что вы теряете внешний сенсор-
 ный опыт. Результат того, что вы приобретаете часть, которая управляет
 вашим поведением, заключается в том, что вы будете внутри себя, управляя
 своим поведением. Вы не будете знать, как окружающие реагируют на вас.
 Вы всегда будете что-то себе говорить, например, почему вы вступили в
 этот разговор, и почему вы чувствуете себя плохо. Но вы никогда не уви-
 дите внешнего поведения, вы попадаетесь во внутреннюю ловушку. Такие

<< Пред.           стр. 9 (из 29)           След. >>

Список литературы по разделу