<< Пред.           стр. 19 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 * анализ отчетов и вывод руководства фирмы об эффективности работы СЭБ.
 Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование своих деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.
 Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка
 Особое внимание в процессе повседневной деятельности следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.
 Взаимодействие СЭБ и правоохранительных может осуществляться по следующим направлениям:
 * Кадры - проверка правоохранительными органами кандидатов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях конкретными лицами, подготовка с помощью правоохранительных органов работников служб безопасности.
 * Информация - обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске и пр.
 * Организационное взаимодействие - создание системы совместного противодействия незаконной деятельности со стороны физических и юридических лиц (организация охраны, установка сигнализации, системы быстрого оповещения правоохранительных органов).
 Особо важное значение для минимизации негативных последствий возникших угроз играет своевременное и оперативное информирование правоохранительных органов об обнаружении правонарушений вообще и преступлений в частности. Работники службы безопасности должны знать, что правонарушения, которое они обнаружили со стороны других лиц, может повлечь наступление ответственности носящей одновременно как гражданско-правовой, так и уголовный характер.
 При обнаружении правонарушения лицо, имеющее соответствующие полномочия, обращается в правоохранительные органы с заявлением. При наличии признаков состава преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, возбуждается уголовное дело. Если в ходе его расследования будет установлено, что действиями обвиняемого был причинен ущерб, то следователем решается вопрос о признании лица, права которого были нарушены, гражданским истцом (подробнее см.: - Уголовный процессуальный кодекс РФ, ст. 29). При наличии доказательств ущерба суд признает права гражданского истца на возмещение его ущерба с виновной стороны.
 Структура службы экономической безопасности
 Структура службы экономической безопасности, как уже говорилось, является специфичной для различных субъектов предпринимательской деятельности. Она зависит от размера фирмы, количества заняты на ней, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.
 Служба экономической безопасности является важнейшим элементом комплексной системы экономической безопасности субъекта предпринимательства. Если предприятие (фирма) небольшое - целесообразнее не создавать собственную службу безопасности, а использовать услуги соответствующих охранных и детективных агентств. В том же случае если предприятие крупное и использует в своей деятельности значительные массивы конфиденциальной информации, то объективно необходимо создание своей службы безопасности.
 Приведем примерную структуру службы экономической безопасности предприятия (фирмы). Выделенные блоки непосредственно входят в службу экономической безопасности, а остальные - только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ.
 Примерная структура службы безопасности
 Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных ситуаций. Предварительно следует сказать, что фирма, а значит и СЭБ, могут работать в двух режимах - обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности фирмы, идет профилактическая работа по их предупреждению и деятельность всех подразделений проходит в повседневном ритме. Возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются текущей работой подразделений фирмы, в том числе службой безопасности. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководитель службы безопасности или руководитель фирмы собирает группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных в данной проблеме специалистов фирмы, для ее решения. Эта группа работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.
 Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно, взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Конечно, такая структура не является всеобъемлющей, однако, она может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.
 Технология защиты от угроз экономической безопасности
 Практическая деятельность службы экономической безопасности должна основываться на использовании типовых схем, процедур и действий. Прежде всего следует сказать об общем алгоритме действий, на котором основана работа службы безопасности.
 Система предупредительных мер включает деятельность по изучению контрагентов, анализ условий договоров, соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, защита компьютерных систем и т.д. Эта деятельность осуществляется регулярно и непрерывно. Она обеспечивает защиту экономической безопасности на основе постоянно действующей системе организационных мероприятий.
 Однако даже самая лучшая система предупредительных мер не может предвидеть, а тем более преодолеть внезапно возникающие нестандартные угрозы, которые могу причинить значительный ущерб фирме, например мошеннического характера. Для противодействия этим угрозам необходимо применять специфический механизм. Американские специалисты в области выявления, расследования и предупреждения мошенничества, предлагают, например, использовать активную модель реагирования при обнаружении мошенничества (2).
 Отличительной особенностью этой оригинальной модели является во-первых, то, что она предусматривает обязательное реагирование на каждый случай на каждый случай мошеннических угроз, и, во-вторых, включает такие блоки, которые повышают эффективность работы службы экономической безопасности. К ним относятся, например: "Сообщения о случившемся" - он подразумевает, что среди персонала фирмы необходимо создать такой климат, который позволяет облегчить людям возможности для сообщения о подозрениях или фактах; "Огласка" - предполагает распространение информации о способах совершения мошенничества, лицах, их совершивших, среди руководства, работников службы безопасности, других фирм; "Профессиональная подготовка" предполагает постоянное повышение квалификации менеджеров, аудиторов, работников службы безопасности.
 В то же самое время, какую бы модель обеспечения экономической безопасности ни выбрал предприниматель (руководитель фирмы), следует учитывать тот факт, что организация эффективной системы профилактических, предупредительных мер обойдется гораздо дешевле, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.
 Служба безопасности: предупредительная работа с персоналом
 К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, и могущими быть потенциальными источниками ее разглашения, либо иных неправомерных действий, относятся прежде всего, работники бухгалтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатями, бланками, работники компьютерных подразделений.
 В практике работы с персоналом работники службы безопасности должны проверять не только хранение сотрудниками коммерческой тайны, но и отношение их своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, излишний "интерес" к другим подразделениям.
 Для работников службы безопасности индикаторами в выявлении конкретных работников, осуществляющих разглашение конфиденциальной информации, занимающихся хищением денег, либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающие экономическому положению фирмы, являются следующие:
 * внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности других подразделений;
 * изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха;
 * резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости и пр.
 Потенциальными правонарушителями являются сотрудники:
 * имеющие значительные материальные затруднения;
 * имеющие склонность к азартным играм;
 * склонные к пьянству, наркотической зависимости;
 * имеющие тяжело больных близких родственников;
 * часто меняющие место работы;
 * психически неуравновешенные.
 Для поддержания высокого уровня защищенности экономических интересов фирмы службе безопасности целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозы безопасности. Приведем некоторые способы таких проверок.
 Первый. Лицу, ответственному за получение в банке денежных сумм, умышленного вкладывается в пачку лишняя купюра. Если лицо не реагирует на данные действия, то из этого могут быть сделаны следующие выводы:
 * Данное лицо небрежно относится к своим обязанностям.
 * Данное лицо умышленно присваивает деньги.
 * В обоих случаях есть основания сомневаться в личных, либо деловых качествах проверяемого лица.
 Второй. Проверка выполнения исполнительно-распорядительных функций ответственным лицом. Работнику, имеющему право распоряжаться печатями, штампами. Посторонним лицом ему предлагается за вознаграждение проштамповать чистые листы бумаги. В случае согласия - доверие к такому лицу утрачивается и оно освобождается от должности.
 Третий. Для банков. Проверяется лицо, обслуживающее клиентов в банке, имеющее право доступа к информации по счету и выдающее справки о наличии денежных средств на счетах клиентов. Один из клиентов (по просьбе работников службы безопасности) предлагает выдать ему справку о наличии значительной суммы денег у него на счете, хотя на самом деле эта сумма небольшая, обещая при этом приличное вознаграждение. Как правило, в выписке по счету к сумме дописывается один или два нуля. Понятно, что фиктивная справка необходима клиенту для введения в заблуждение контрагентов. В случае согласия работника банка можно сделать вывод о его неправомерном поведении.
 Вообще же руководству предпринимательской фирмы необходимо проводить такую внутреннюю политику, чтобы минимизировать количество недовольных работников (служебным положением, оплатой труда и пр.) и особенно стараться сохранять хорошие отношения с увольняющимися работниками. В этом случае вероятность утечки информации будет снижена.
 Служба безопасности и проверка контрагентов
 Важнейшей функцией службы безопасности является всесторонняя проверка контрагентов. Причины, которые снижают надежность контрагента и могут явиться основаниями для отказа от подписания договора с ним:
 * отсутствие у фирмы собственного помещения (фирма арендует помещение, причем недавно);
 * отсутствие работников, в штате - лишь одни руководители;
 * отсутствие движения денежных средств по счету;
 * фирма обслуживается в ненадежном банке;
 * фирма несвоевременно рассчитывается с бюджетом, банками, срывает сроки поставки и т.п.
 * фирма зарегистрирована в оффшорной зоне;
 * несовпадение юридического адреса фирмы и фактического местонахождения, прописка руководителя фирмы в другом регионе;
 * негативная информация о руководителе фирмы.
 Следует внимательно проанализировать учредительные и иные документы контрагента, желательно также произвести их экспертизу. Криминалистическая экспертиза документов производится прежде всего на предмет установления их подлинности и отсутствия признаков подделки, таких как:
 * подчистки;
 * дописки;
 * травление;
 * допечатки на пишущих машинках;
 * подделки печатей и штампов;
 * подделки подписей.
 (Подробнее о технико-криминалистическом анализе документов - см.: Ларичев В. Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. - М.: Юристъ, 1996, с. 99-105).
 Обязательным условием эффективной системы экономической безопасности является формирование собственной картотеки клиентов с разбивкой по степени их надежности, а также участие в формировании межсубъектных региональных и общероссийских банков данных, использование их информации о контрагентах.
 Внутренний аудит
 Для обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности и противодействия внутренним и внешним угрозам важнейшее значение принадлежит контролю финансово-хозяйственных операций, бухгалтерской и иной документации фирмы. В этих целях руководство предпринимательской фирмы и служба экономической безопасности может использовать аудиторские проверки.
 Аудит - это деятельность по проверке и контролю, анализу и оценке финансового состояния фирмы. В наиболее широком понимании аудит является разновидностью предпринимательской деятельности, осуществляемой на платной основе. Различается внешний и внутренний аудит.
 Внешний аудит осуществляется внешними независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами, которые, в соответствии с законодательством РФ, на основе заказов (договоров) с организациями производят аудиторские проверки. Инициаторами в этом случае могут быть государственные органы - Банк России, налоговые инспекции, судебные инстанции, либо различные, в том числе негосударственные организации. Результаты проверок оформляются актами, аудиторскими заключениями.
 Внутренний аудит осуществляется специалистами самой фирмы (предприятия). Внутренний аудит является эффективным инструментом системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности, поскольку позволяет предупреждать негативные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности фирмы, вскрывать имеющиеся нарушения и своевременно принимать меры по их ликвидации. Если результаты внешней аудиторской проверки могут привести к определенным санкциям против проверяемой предпринимательской фирмы и становятся достоянием гласности, то результаты внутреннего аудита являются конфиденциальной информацией и не подлежат открытому доступу. Как правило, ответственность аудиторов за разглашение конфиденциальной информации (коммерческой тайны) предусматривается в договоре. За ее разглашение аудитор может нести как дисциплинарную, так и материальную ответственность.
 Аудиторские проверки в зависимости от этапа хозяйственной деятельности могут быть:
 * Предварительными - проводятся до начала проведения хозяйственных операций), и направлены на предупреждение незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций. Предварительный контроль необходим при заключении хозяйственных договоров, определении направлений использования ресурсов, для разработки схем, проектов, бизнес-планов и пр.
 * Текущими - производятся непосредственно в период совершения хозяйственных операций и необходимы для своевременного выявления нарушений законодательства, искажения бухгалтерских данных, расчетов и оперативного реагирования на эти действия.
 * Последующими - осуществляются после проведения хозяйственных операций в целях общей оценки достоверности отчетных данных, выявления недостатков и нарушений, разработки мер по их устранению.
 Аудиторский контроль может быть документальный, фактический и смешанный. Документальный контроль основан на проверке различных документов - первичных и сводных бухгалтерских документов, планов и отчетов подразделений и служб, договоров и т.д. Фактический контроль производится с целью установления фактического наличия денежных средств и ценных бумаг в кассе, товарно-материальных ценностей на складах, достоверности дебиторских и кредиторских задолженностей фирмы. Смешанный контроль предполагает одновременную документальную и фактическую проверку.
 В практике аудиторских проверок могут использоваться различные методы и приемы их проведения:
 * инвентаризация;
 * лабораторный анализ;
 * экспертная оценка;
 * очный опрос;
 * чтение документов;
 * счетная проверка;
 * сопоставление (сверка) документов;
 * письменный запрос;
 * экономический анализ.
 (подробнее - см: Алборов Р.А. Аудит (методика и практика проведения. - Ижевск: Р.А. "Фон", 1994, с.11-13). Предметами аудиторской проверки должны быть прежде всего:
 * достоверность отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
 * кассовые и банковские операции;
 * расчетные и кредитные операции;
 * расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами и фондами социального страхования и обеспечения;
 * основные фонды, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения;
 * материальные ценности;
 * затраты на производство и реализацию продукции;
 * фонды и резервы;
 * финансовые результаты деятельности фирмы (прибыль, убытки).
 Для проведения аудиторских проверок создается специальная комиссия. Руководитель фирмы совместно со службой экономической безопасности определяют ее членов из числа наиболее надежных и квалифицированных работников фирмы. В необходимых случаях могут привлекаться и внешние специалисты. Результаты работы комиссии оформляются справкой аудиторской проверки, в которой указываются объекты проверки, отмеченные нарушения и недостатки, и перечень рекомендаций по их преодолению. Данная справка составляется в минимальном количестве экземпляров и предоставляется только с разрешения руководителя фирмы.
 В настоящее время во всем мире руководители фирм все чаще склоняются к созданию службы внутрифирменного аудита, поскольку гораздо дешевле предотвратить правонарушения собственными силами, чем потом бороться с их последствиями.
 Негосударственная система обеспечения безопасности предпринимательства
 Жизненно необходимой является создание двух важнейших органов, обеспечивающих безопасность предпринимательской деятельности в России как на региональном, так и на федеральном уровне:
 * единого банка данных, сосредотачивающего сведения о лицах, занимающихся противоправной, в том числе преступной, деятельностью, а также информационной сети со сравнительно свободным доступам пользователей;
 * организации, объединяющей службы безопасности предпринимательских фирм, охранные и детективные службы.
 Наличие таких организаций позволит не только наладить эффективную деятельность службы собственной безопасности предпринимателям, но и сэкономит значительные суммы на ее содержание. Деятельность по созданию такого рода организаций в настоящее время в России идет, но недостаточно высокими темпами.
 Так, в 1994 г. в МВД России обратился коммерческий банк развития промышленности стройматериалов "Стромбанк", который вместе с другими заинтересованными банками, страховыми обществами и организациями г. Москвы выступил инициатором создания Межбанковского информационного центра (МИЦ), основным назначением создания которого, по мнению этого банка должно быть (3):
 * проверка добросовестности организаций и физических лиц-клиентов;
 * организация взаимного обмена такой информацией между заинтересованными банками;
 * профилактика правонарушений в финансовой сфере, особенно в части получения организациями и физическими лицами заведомо невозвращаемых кредитов.
 Информационные массивы должны формироваться из данных МВД и банков. Причем МВД дает сведения как из оперативных сводок по экономической преступности, так и данные о лицах, разыскиваемых органами внутренних дел по подозрению в совершении финансовых махинаций. Банки предоставляют сведения о лицах, склонных к совершению мошенничества, либо любых правонарушений в финансовой сфере и данные о новых способах совершения правонарушений.
 Трудность создания данной организации заключается прежде всего в нежелании самих банков предоставлять собственную информацию, что связано как с высокой суммой оплаты за услуги, так и с вероятностью разглашения ряда конфиденциальных сведений.
 Реально же в России действует Российская национальная служба экономической безопасности (РНСЭБ), которая по заказам банков и фирм собирает информацию об их российских и зарубежных партнерах (учредителях, основных направлениях деятельности, финансовом положении, кредитной истории, деловой репутации и т.д. Кроме того, РНСЭБ создала Институт безопасности предпринимательства (ИБП) с целью подготовки специалистов для различных коммерческих структур (4).
 В начале 90-х годов начался процесс объединения охранных структур, который носил региональный характер - в Московской области - "Правопорядок", в Санкт-Петербурге - "Защита" и т.п. В настоящее время (в 1995 г.) создан и действует Российский союз предприятий безопасности (РСПБ). Он объединяет более 25 тыс. работников частных охранных и детективных предприятий, служб безопасности, информационных бюро и пр. (5) Основной задачей союза является объединение усилий частных структур безопасности, взаимная поддержка и помощь, установление деловых контактов с государственной системой безопасности.
 В России также существует Совет по безопасности предпринимательства РФ и Межведомственный центр экономической безопасности. Созданный в 1995 г. Совет по безопасности предпринимательства осуществляет деятельность по совершенствованию правового регулирования предпринимательской деятельности и ее охране, судебной защите прав и законных интересов предпринимателей страхованию предпринимательских рисков, информационно-аналитическому обеспечению предпринимательской деятельности, развитию частной охранно-сыскной деятельности. Объективные процессы, в основе которых лежит потребность обеспечения безопасности предпринимательской деятельности на всей территории России, проявляются в постоянном увеличении числа предпринимателей, участвующих в их деятельности.
 Примечания
 1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980, с. 24.
 2. Альбрехт У., Венц Дж., Уильямс Т. Мошенничество. - СПб: Питер Пресс, 1996, с. 398-404.
 3. Ларичев В. Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. - М.: Юристъ, 1996, с. 118-120.
 4. Ольшаный А.И. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт. - М.: Русская Деловая Литература, 1998, с. 288.
 5. Ярочкин В.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности. - М.: "Ось-89", 2000, с. 151.
 Ссылки
 1. Гилинский Я. Теневая экономика и экономическая организованная преступность // Молодежь: цифры. Факты. Мнения. 1994. №2.
 2. Глинкина С. Тень больше света. К вопросу о криминализации экономической деятельности в России // Деловой мир. 1996. 21 ноября.
 3. Глинкина С.П. Проблемы и тенденции развития "теневой" экономики в современной России. М., 1995.
 4. Давыдов А. Зона повышенной опасности // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ,- 1993,- № 5,- С. 42-48.
 5. Исправников В.О. Теневая экономика: экспроприация, отмывание или легализация? // Социально-политический журнал. 1996. N 6.
 6. Косалс Л.Т. Теневая экономика как особенность российского капитализма// Вопросы экономики. 1998. № 10.
 7. Корягина Т.И. Услуги теневые и легальные // ЭКО, - 1989,- № 2.
 8. Крылов А.А. Социально-экономические проблемы нейтрализации криминальной экономики: Лекция. - М.: Академия МВД РФ, 1992.
 9. Кунаев Э.Н., Лисова Н.А. "Теневая" экономика и меры борьбы с ней (по материалам правоохранительных органов Республики Казахстан): Учебное пособие. - Караганда: МВД Республики Казахстан. Карагандинская высшая школа, 1994.
 10. Куражов А.В. Особенности хищений культурных ценностей в современных условиях // Лекция, - М.: ВНИИ МВД РФ, 1993. - 24 С.
 11. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998. № 3.
 12. Огородников В. Оружие и преступность// Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ,- 1993,- № 4, -С. 21-23.
 13. Осипенко О.В. Актуальные проблемы экономической криминологии. // Вестник Московского университета. Сер. 11. 1990, № 4, с. 68 - 71.
 14. Осипенко О. Экономическая криминология: проблемы старта. // Вопросы экономики, 1990, № 3, с. 130 - 133.
 15. Осипенко О., Козлов Ю. О черном рынке рабочей силы // Хозяйство и право, - 1990,- № 4.
 16. Осипенко О., Козлов Ю. Теневой рынок труда // Советская милиция. - 1990, -№ 2.
 17. Осипенко О. К анализу феномена черного рынка // Экономические науки, 1990,- №8.
 18. Оценка "стоимости" преступности в некоторых зарубежных государствах// Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Инф. сб., - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. - С. 4-35.
 19. Попов Д. Несоизмеримые потери ценностями // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ,- 1993,- № 4, -С. 32-36.
 20. Преступность и социально-экономическое развитие// Борьба с преступностью за рубежом. - М.: ВИНИТИ, 1991, - 27-44.
 21. Проблемы теневой экономики. // Известия АН СССР. Сер. Экономика. 1990, №2, с. 86-113.
 22. Свенссон Б. Экономическая преступность. - М.: Прогресс, 1987.
 23. Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики // экономист. 1998, № 6. С. 51-58.
 24. Теневая экономика. - М.: Экономика, 1991. -С. 27-45.
 25. Теневая экономика: экономические, социальные и правовые аспекты: Мат-лы науч. конф. 9 июля 1996 г. - М.: Независимый благотворительный фонд культуры "Форос", 1996.
 26. Шатлен Ж. Международные конвенции по борьбе с незаконной торговлей культурными ценностями // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ,- 1992,- № 2-3,- С. 68-75.
 27. Щенникова Л.В. Правовая охрана культурных ценностей в России // Государство и право,- 1994,- № 3.
 28. Яковлев А., Воронцова О. Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 114-126.
 29. Косалс Л. Теневая экономика и социальная стабильность в постсоветской России: www.ccsis.msk.ru/rossia/z/cozals.htm
 30. Кордонский С. Теневая экономика в теневом обществе. Трансформация административного рынка: www.russ.ru/antolog/predelu/kordon.htm
 31. Андрианов Б.Ч., Бородин В.А. "Шпионские штучки" и устройства защиты объектов и информации. - Спб., 1996.
 32. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М., 1996.
 33. Альбрехт У., Венц Дж., Уильямс Т. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса. - СПб, "Питер Пресс", 1996.
 34. Афанасьев П. Монопольные цены надо доказывать // Экономика и жизнь, - 1994,- № 23,- Ваш партнер, - С. 15.
 35. Батурин Ю.М. , Жодзинский Н.Л. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. - М.: Юридическая литература, 1991.
 36. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. - М.: Юридическая литература, 1991.
 37. Бержье Ж. Промышленный шпионаж. - М., 1972.
 38. Бобкова И.Н. , Гвоздев А.И. Проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики. - Минск: Минская ВШМ МВД СССР, 1991. - С. 48-55.
 39. Бушков А.С. Соотношение конкуренции и монополии на различных этапах развития рыночной экономики: Лекция. - МЮИ МВД России, 1993.
 40. Волженкин Б. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву стран СНГ // Уголовное право, 1997, № 1, С. 91-97.
 41. Волженкин Б.В. Уголовная ответственность юридических лиц. СПб, 1998.
 42. Гасанов Р.М. Шпионаж особого рода. - М.: Мысль, 1989.
 43. Гасанов P.M. Шпионаж и бизнес. - М., 1992.
 44. Дементьева Е.Е. Экономическая преступность и борьба с ней в странах с развитой рыночной экономикой (на материалах США и Германии). - М., 1992.
 45. Еременко В.И. Антимонопольное законодательство ЕС: опыт международного правового регулирования // Законодательство и экономика. - 1994, - № 13-14,- С. 66-74.
 46. Еременко В.И. Реформа антимонопольного законодательства во Франции // Законодательство и экономика. - 1994,- № 21-22, - С. 22-31.
 47. Как хранят секреты в Америке// Новости разведки и контрразведки, - 1994, - № 13 - 14, - С. 5.
 48. Корчагин А.Г. Экономическая преступность. Владивосток, 1998.
 49. Криминология. Учебник для юридических вузов. // Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1995.
 50. Компьютерные преступления в кредитно-финансовой деятельности: Обзорная информация. Зарубежный опыт. - Вып. 1, - М.: ГИЦ МВД России, 1996.
 51. Курушин В.Д. Компьютерные преступления и информационная безопасность: Справочник, - М.: Новый Юрист, 1998.
 52. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности. - М.: ВНИИ МВД России, 1994.
 53. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. - М.: Юрист, 1993. -С. 29-30, 44-46.
 54. Петров Э.И., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России. 1995.
 55. Петров Э.И. и др. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. Учебное пособие. - М., 1995.
 56. Польской Г. "Термиты" экономики// Новости разведки и контрразведки.- 1994, - № 13-14. - С. 3,9,10,14.
 57. Преступления в кредитно - финансовой системе: Обзорная информация. Зарубежный опыт. - Вып. 2, - М.: ГИЦ МВД России, 1996.
 58. Расследование в Великобритании преступлений, совершаемых с использованием компьютеров // Борьба с преступностью за рубежом. - М.: ВИНИТИ, 1993, - № 8.
 59. Рейсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки: "крестовые походы" и реформы. - М.: Прогресс, 1988.
 60. Ривкин К. Преступления с кредитными карточками// Экономика и жизнь, - 1997, - № 2, - С. 31.
 61. Ривкин К.Е. Криминалистическая характеристика современных присвоений // Экономика и жизнь. 1995. № 17.
 62. Свенссон Б. Экономическая преступность. - М.: Прогресс, 1987.
 63. Современный промышленный шпионаж// Борьба с преступностью за рубежом. - М.: ВИНИТИ, 1995, - № 11, - С. 3 - 7.
 64. Толстошеев В.В., Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия: правовой аспект регулирования// Государство и право, 1997, № 5, С. 125-126.
 65. Черкасов В.Н. Борьба с экономической преступностью в условиях применения компьютерных технологий. Саратов, 1995.
 66. Шаваев А.Г. Безопасность корпораций: криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. - М.: Банковский деловой центр, 1998.
 67. Экономическая разведка - оружие будущего// Новости разведки и контрразведки. - 1994, - № 5 - 6, - С. 12-13.
 68. Яковлев А.М. Социология экономической преступности. - М.: Наука, 1988.
 69. Bose, Mihir: "Fraud," Unwin Hyman Ltd., London
 70. Adwemuni, Wole: "Fraud in Banks," Nigerian Institute of Bankers, Landmark Publications Ltd.. 1986
 71. Bank fraud, Bulletin of Fraud and Risk Management, Bank Administration Institute Foundation, Chicago
 72. Bequali, August: "White Collar Crime: A 20th Century Crisis," Lexington Books, Lexington, Massachusetts, 1978.
 73. Electronic fund transfer systems fraud, Paladin Press, Boulder, Colorado, 1989.
 74. West, Harry: "Fraud - The Growth Industry," British Institute of Management, Kogan Page Ltd., London, 1988.
 75. Sachdeva, Updesh Singh: "Frauds and Bankers," UDH Publishing House, New Delhi. 1988.
 76. Fraud protection and detection series: Counterfeit Securities. Check Fraud, Letters of Credit Fraud, Account-Opening Fraud, Cheque Kiting, Advanced Fee Fraud, Money Transfer; Bank Administration Institute, Rolling Meadows, Illinois.
 77. Виды Интернет-преступлений (классификация ООН): www.bbf.ic.ru
 78. Мошенничества с пластиковыми карточками: www.bizcom.ru/cards/security/1999-12/02-01.html
 79. Страховое мошенничество за рубежом: www.allinsurance.ru/fraud/z.htm
 80. Признаки мошенничества в страховании: www.ins-union/ru/fraud/z015.html
 81. Материалы журнала "Безопасность. Достоверность. Информация": www.bdi.spb.ru
 82. Мошенничество в сфере платной медицины: www.spbstat.ru/archiv/n4/56-57.htm
 83. Мошенничество в Интернет: www.internet.ru/articl/lentanews
 84. Музей мошенничества: www.museum.ru
 85. "Русская мафия " за рубежом // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ, - 1995, - № 13, С. 17 - 19.
 86. Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: Мат-лы науч. - практ. конф. 17-18 мая 1994 года,- Вып. 1. -М.: НИИ РИО МЮИ МВД России, 1994. - 264 С.
 87. Басецкий И.И. Организованная преступность: Учебное пособие. - М.: Минск: Академия МВД РБ, 1997.
 88. Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. № 9.
 89. Босхолов С.С. Законодательный объект Борьбы с организованной преступностью // Журнал Российского права. 1998. № 9.
 90. Вавилов Л. Почему в США не дарят сувениры начальникам, а жены чиновников не занимаются бизнесом// Новости разведки и контрразведки. - 1994, № 13-14, С. 12.
 91. Вавилов Л. Торговля влиянием // Новости разведки и контрразведки. - 1994, -№ 17-18,- С. 5.
 92. Вавилов Л. Что такое кикбэкинг? /Особенности коррупции в США/ // Новости разведки и контрразведки. - 1994, -№ 11-12, - С.12-14.
 93. Гаухман Л.Д. Организованная преступность: понятия, виды, тенденции, проблемы уголовно-правовой борьбы. - М., 1993.
 94. Гулар Д. История мафии. М., 1991.
 95. Донели Г. Китайские триады // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. -1993, - № 5- 6, -С. 48-50.
 96. Зарубежный опыт правовой регламентации борьбы с организованной преступностью // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. - 1994. № 6-7. - С. 30-31.
 97. Иванов Л., Ляммих З. О новеллах уголовного законодательства Германии, направленных на противодействие организованной преступности// Уголовное право, 1998, № 3, С. 105-113.
 98. Израильская мафия в США // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1980. №9.
 99. Изучение организованной преступности: российско - американский диалог: Сб. статей. - М.: Олимп, 1997.
 100. Исмагилов Р.Ф. Экономика и организованная преступность: Монография. - М.: Академия МВД РФ, 1997. - 114 С.
 101. Исправников В.О. "Серая" экономика под властью криминальных структур // Экономика и жизнь. 1997. № 47. С. 27. 1. Коррупция: понятие, сущность, меры и ограничения: Лекция. - М.: Академия МВД СССР, 1991. - 34 С.
 102. Костяева А.С. Криминальные братства Тайваня. М., 1997.
 103. Кучинский А.В. Паханы. Авторитеты. Воры в законе: Энциклопедия. - Донецк:, Сталкер, 1997. - 432 С.
 104. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: Наука, 1997.
 105. Максимов С. Организованная преступность в России: состояние и прогноз развития// Уголовное право, 1998, № 1, С. 91-97.
 106. Мафиозные организации в Италии // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. -1994, - № 6-7, -С. 45-52.
 107. Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников СНГ на период до 2000 г. Утверждена Советом глав государств СНГ. 17 мая 1996 г. // Российская газета, 1996, 22 июня.
 108. Миненок А.И. Организованная преступность: понятие, генезис, причины // Правовое и организационное обеспечение борьбы с преступностью. Калининград: КГУ, 1994. С. 27-32.
 109. Миненок М.Г. Организованная преступность: понятие, генезис, профилактика // Тактика, методика и психология расследования тяжких преступлений. Волгоград, 1994. С. 4-15.
 110. Миненок М.Г. Организованная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы // Вопросы уголовного права и процесса в условиях правовой реформы. Калининград: КГУ, 1995. С. 8-20.
 111. Никифоров А.С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. - М.: Наука. 1991.
 112. Об уголовном преследовании мафиозных структур в Италии //Борьба с преступностью за рубежом: Реф. сб. - М.: ВИНИТИ, 1993, № 5.
 113. Овчинский B.C. Борьба с мафией в России. - М., 1993.
 114. Овчинский B.C. Мафия: необъявленный визит. - М., 1993.
 115. Овчинский B.C. Стратегия борьбы с мафией. - М. 1993.
 116. Организованная преступность-2. - М.: Криминологическая ассоциация, 1993.
 117. Организованная преступность-3. - М.: Криминологическая ассоциация, 1996.
 118. Организованная преступность - угроза культуре и державности России. - СПб: Издательский Дом "Бизнес-Пресс", 1998.
 119. Организованная преступность в Германии и методы борьбы с ней // Борьба с преступностью за рубежом: Реф. сб. - М.: ВИНИТИ, 1993, № 10.
 120. Организованная преступность в Италии // Борьба с преступностью за рубежом: Реф. сб. - М.: ВИНИТИ, 1993, № 4.
 121. Организованная преступность в Японии// Борьба с преступностью за рубежом: Реф. сб. - М.: ВИНИТИ, 1993, № 7.
 122. Организованная преступность. - М.: Юридическая литература, 1989. - С. 69-700.
 123. Основы борьбы с организованной преступностью. Монография /Под ред. В.С.Овчинского, В.Е.Эминова, Н.П.Яблокова. - М.: "ИНФРА-М", 1996.
 124. Преступность: стратегия борьбы /Под. Ред. Проф. А.И. Долговой - М.: Криминологическая ассоциация, 1997.
 125. Радаев В. О роли насилия в российских деловых отношениях // Вопросы экономики, 1998, № 10, С. 81-100.
 126. РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) - теория расследования // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. - 1994. - № 11. - С. 60-64.
 127. Русская мафия: новая угроза с Востока? // Новости разведки и контрразведки, - 1994, № 3-4,- С. 5 - 10.
 128. Скобликов П.А. Истребование долгов и организованная преступность. - М.: Юристъ, 1997.
 129. Слинько М.И. Заказные убийства как вид преступного предпринимательства: Криминологический анализ. - М.: Рос. Юрид. Изд. Дом, 1997.
 130. Страна людей, объятых страхом // Новости разведки и контрразведки,- 1994, № 13-14, С. 3.
 131. Устинов В.С. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности. - Н.Новгород: НВШ МВД РФ, 1993.
 132. Чечетин А.Е. Опыт борьбы с наркобизнесом в США. - Омск: МВД России. Омская высшая школа милиции, 1992.
 133. Экспорт мафии // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ,- 1992, - № 1,- С. 39-44.
 134. Эндерсон Э. Организованная преступность, мафия и правительства // ЭКО. 1994. № 3. С. 160-173. Вавилов Л. Коррупция: анатомия явления // Новости разведки и контрразведки. - 1994, № 19-20, С. 9.
 135. Международный фонд избирательных систем. Майкл Пиито-Душинский. Организованная преступность, коррупция и финансирование политической деятельности: уроки для России на основе международного опыта: www.ites.ru/comments/index.html
 136. Донна М.Хьюз Транснациональный теневой рынок торговли женщинами: www.owl.ru/win/reshearsh/natasha.htm
 137. "Грязные" деньги и закон. - М.: "ИНФРА-М", 1995.
 138. Вершинин А. Легализация средств и другого имущества, приобретенных незаконным путем // Уголовное право, 1998, № 3.
 139. Волеводз Л.Г. Международный розыск арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. М., 2000.
 140. Волженкин Б.В. Отмывание денег. СПб, 1998.
 141. Деньги преступные. отмываются легально. пока...// Налоговая полиция 1997. № 6.
 142. Дефео М. Обзор тенденций в "отмывании" денег// Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ, - 1994, - № 11, - С. 12-18.
 143. Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. - М.: Рос. Юрид. Изд. Дом, 1999.
 144. Кузнецова Н.Ф., Багаутдинова С.К. Контроль над легализацией преступных доходов в США // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 1997. №6.
 145. Ларичев В.Д. Контроль за отмыванием денег // Деньги и кредит. - 1992, - №2.
 146. Ларичев В.Д. Совершенствование законодательства по борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем // Государство и право. - 1992. - № 11.
 147. Малышенко Е. Возврат в Россию похищенных и "отмываемых" денег // Законность. 1999. № 12
 148. Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием денег и использованием доходов от преступной деятельности: Экспресс-информация (Зарубежный опыт). - Вып. 4. - М.: ГИЦ МВД России, 1994. - С. 16-22.
 149. Международное сотрудничество в области конфискации незаконно нажитых средств // Борьба с преступностью за рубежом: Реф. сб. - М.: ВИНИТИ, 1993. - № 8.
 150. Меры, направленные против перемещения и безопасного помещения капиталов преступного происхождения // Вопросы борьбы с преступностью за рубежом: Реф. сб., - Вып. 25, М.: ГИЦ МВД России, 1994.
 151. Письмо Банка России от 3 июля 1997 г. N 479 "О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации"
 152. Преступность: стратегия борьбы // Под. Ред. Проф. А.И. Долговой - М.: Криминологическая ассоциация, 1997.
 153. Резолюция. Международное сотрудничество в отслеживании, замораживании и конфискации преступных доходов// Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ, - 1994, № 11, - С. 10-11.
 154. Шебунов А.А. Борьба с легализацией незаконно полученных доходов по уголовному праву ФРГ// Государство и право, 1998, № 8, С. 78-87.
 155. Грузенкин В.В. Практические рекомендации по законному использованию оффшорных компаний в российской Федерации. - Белгород: "Крестьянское дело", 1999.
 156. Операция trust // Эксперт. 1996. № 11. С. 30-37.
 157. Оффшорные компании и мировая практика снижения налогов. - Вып. 1, Буто-каталог, 1994.
 158. Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации /сост. Л.Троценко, Б.Карманова. - М.: НИИ Веста, 1995.
 159. Халдин М.А. Оффшорный бизнес на Кипре. - М.: Майна, 1994.
 160. Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. - М.: Юристъ, 1999.
 161. Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность. Екатеринбург, 1997.
 162. Воронин Ю.А. Транснациональная преступность. Екатеринбург, 1997.
 163. Горяинов К.К. Транснациональная преступность: проблемы и пути их решения: Монография. - Минск: Академия МВД РБ, 1997.
 164. Зорин Г.А. Понятие и основные признаки транснациональной преступности. - Гродно: Грод. Фил. ИСЗ, 1997.
 165. Новосельцев А.Ю. Проблемы борьбы с транснациональной преступностью в Дальневосточном регионе (криминологический аспект) // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Мат. конф. Владивосток, 1998.
 166. Специальный доклад "Афера с инструментами первоклассных банков (Афера века)" Международной торговой палаты, Бюро по расследованию коммерческих преступлений. - Лондон, 1996.
 167. Танкевич О.В. Криминалистическая характеристика и стратегия раскрытия транснациональных преступлений. Канд. дис. Гродно, 1997.
 168. Танкевич О.М. Криминалистическая характеристика и стратегия раскрытия транснациональных преступлений. Автореф. канд. дис. Гродно, 1997.
 169. Чечетин А.Е. Опыт борьбы с наркобизнесом в США. - Омск: МВД России. Омская высшая школа милиции, 1992.
 170. Adwemuni, Wole: "Fraud in Banks," Nigerian Institute of Bankers, Landmark Publications Ltd.. 1986
 171. Bank fraud, Bulletin of Fraud and Risk Management, Bank Administration Institute Foundation, Chicago
 172. Bequali, August: "White Collar Crime: A 20th Century Crisis," Lexington Books, Lexington, Massachusetts, 1978.
 173. Bose, Mihir: "Fraud," Unwin Hyman Ltd., London
 174. Coeman, James W.: "The Criminal Elite," St. Martin's Press. New York, 1985
 175. Commercial crime international, IMB Publishing Ltd., Barking, Essex, England.
 176. Conway, Barbara: "Maritime Fraud," Lloyds of London Press, London, 1990.
 177. Dunn, Donald H.: "Ponzithe Boston Fraudster," MeGraw Hill, New York, 1975.
 178. Ellen, Eric: "International Maritime Fraud," Sweet and Maxwell, London, 1981.
 179. Francis, Diane: "Contrepreneurs," Macrnillan of Canada, Toronto, 1988.
 180. Kwitny, Jonathan: "The Fountain Pen Conspiracy," Alfred A. Knopf. New York, 1973.
 181. The 1990 Nasaa study of international investment fraud and abuse Nasaa, Washington D.C., 1990
 182. Richter, Marc R.: "Standby Letter of Credit," Schultess Polygraphischer Verlag, ZOrich, 1990.
 183. Sachdeva, Updesh Singh: "Frauds and Bankers," UDH Publishing House, New Delhi. 1988.

<< Пред.           стр. 19 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу