<< Пред.           стр. 10 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Понятие и формы недобросовестной конкуренции. Действующее российское законодательство (2) определяет недобросовестную конкуренцию как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Различают следующие формы недобросовестной конкуренции (3):
 * распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
 * введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
 * некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
 * продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
 * получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
 Некоторой спецификой характеризуется понимание недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг. Оно охватывает наряду с перечисленными выше действиями также заключение соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации.
 С. А. Паращук различает пять наиболее распространенных в России видов недобросовестной конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности (4). Общее между ними состоит в том, что каждый вид недобросовестной конкуренции проявляется в действиях, направленных на привлечение потребительского спроса, а иногда, и устранение конкурентов за счет:
 * неправомерного использования их деловой репутации, ведущей к смешению между предприятиями и товарами (услугами) конкурентов;
 * дискредитации их репутации, предприятий и товаров (услуг);
 * внутренней дезорганизации их предприятий;
 * распространения недостоверных сведений о своем предприятии или о существенных характеристиках своих товаров (услуг), вводящих в заблуждение потребителей и совершаемых с конкурентной целью;
 * использования коммерческих приемов, запрещенных законодательством о торговле или торговыми обычаями и совершенных с конкурентной целью.
 Применение методов недобросовестной конкуренции влечет применение различных видов юридической ответственности: гражданско-правовой, административной и уголовной. Основную роль при этом выполняет гражданско-правовая ответственность. Рассмотрим некоторые наиболее формы недобросовестной конкуренции более подробно.
 Продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.
 Понятие и объекты интеллектуальной собственности
 Авторское право имеет двойственную экономическую природу, что нашло закрепление в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека. С одной стороны авторское право обеспечивает защиту прав лиц, занятых в сфере создания произведений литературы и искусства, с другой стороны - оно обеспечивает доступность произведений, являющихся объектами охраны. Авторское право обеспечивает в условиях рыночной экономики экономические и правовые условия, при которых создаются мощные стимулы для инвестиций в создание соответствующих объектов и субъекты, чьи права защищаются, имеют возможность возместить издержки, связанные с созданием произведений. С другой стороны, обеспечивается возможность вовлечения охраняемых объектов в рыночный оборот, удовлетворения спроса потребителей. Обеспечение эффективной защиты прав лиц, занятых в сфере создания и распространения объектов авторского права, оказывает позитивное влияние на эффективность экономики, способствует совершенствованию ее структуры, экономический рост и решение ряда социально-экономических проблем.
 Например, в США, использование объектов авторского права приносит их обладателям доходы, равные экспортным поставкам сельскохозяйственной продукции. Эта сфера экономики обеспечивает около 5% всех рабочих мест. Развитие этой сферы бизнеса оказывает позитивное влияние на структуру занятости, поскольку создаваемые рабочие места замещаются высококвалифицированным персоналом с высоким уровнем оплаты труда. Специалисты также отмечают такой более высокие по сравнению со средним уровнем темпы роста индустрии авторского права. Деятельность, связанная с авторско-правовой охраной, приносит 3-5% валового национального продукта.
 Россия имеет потенциальную возможность значительного увеличения национального дохода и экспорта за счет правомерного использования результатов интеллектуальной деятельности. Однако в настоящее время эти возможности не реализуются в связи с неэффективностью механизма защиты интересов правообладателей и криминализацией индустрии, связанной с распространением и использованием объектов авторского права.
 Злоупотребления, связанные с нарушением авторских прав и смежных прав.
 Нарушение авторских прав и смежных прав может быть выражено в незаконном использовании объектов авторского права, а также в присвоении авторства. Рассмотрим содержание данных нарушений и их особенности в отдельных сферах.
 Примерами незаконного использования объектов авторского права или смежных прав являются: "переработка" чужого произведения, которая не придает новому произведению художественной или научной самостоятельности, принудительное соавторство (принуждение автора к включению в соавторы лиц, не имеющих отношения к созданию произведения), незаконное воспроизведение чужого произведения (переиздание без ведома автора его произведения, изъятие части произведения, включение в произведение комментария, пояснительного текста), незаконное распространение чужого произведения (реализация, публичное исполнение, представление) вопреки воле автора.
 Присвоением авторства является выпуск в полном объеме или части чужого произведения под своим именем, а также издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий.
 Продукция, изготовленная и распространяемая с нарушением авторских прав, называется контрафактной. Доля контрафактной продукции в различных сферах достигает 95 - 98%. По оценкам правоохранительных органов, доля нелегального рынка в сфере изготовления и реализации контрафактной видеопродукции достигает - по России 85, по Москве - 65 процентов.
 Данное криминальное явление приняло организованные формы и отличается высокой общественной опасностью.
 Криминальный бизнес, связанный с изготовлением и распространением контрафактной продукции не отличается сверхдоходностью. Его привлекательность связана с крайне невысоким уровнем риска. Это является причиной устойчивого интереса к данной деятельности со стороны организованных преступных групп.
 По оценкам Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики, материальный ущерб владельцев авторских прав составляет более 1 млрд. долларов США, а потери бюджета за счет неуплаты налогов - не менее 550 млн. долларов.
 Изготовление и продажа контрафактной аудиопродукции.
 Большое место в незаконном обороте объектов интеллектуальной собственности занимает на российском рынке контрафактная аудиопродукция. По оценкам экспертов, в 1996 году в мире было продано 1,5 млрд пиратских аудиокассет и 350 млн пиратских компакт-дисков. Таким образом, каждый третий аудионоситель был произведен и реализован с нарушением прав на интеллектуальную собственность. Уровень пиратства на рынке аудиопродукции несколько снизился (в основном за счет крупных городов), однако в целом составляет в крупных городах России около 40 процентов, в других регионах - более 60 процентов.
 Значительная часть контрафактной аудиопродукции импортируется из Китая и Болгарии. В целом, по данным ГТК России, в страну ежемесячно ввозится не менее 1 млн.контрафактных аудиокомпакт-дисков. В этот бизнес вовлечены хорошо организованные преступные группы. Заметную роль в этом бизнеса играет так называемая "болгарская мафия".
 Лидерами по выпуску нелегальной продукции до последнего времени были Китай (включая Гонконг), Тайвань, Малайзия, Макао, Болгария и Чехия. В настоящее время отмечается тенденция к перемещению производства нелегальных компакт-дисков в Россию.
 Незаконный публичный показ программ телевидения.
 В последнее время отмечаются такие виды незаконного использования объектов интеллектуальной собственности как публичный показ программ спутникового телевидения и организация студий кабельного телевидения без соответствующих разрешений (лицензий) (пример).
 Нарушения авторских прав в области полиграфии и книгоиздательства
 В области полиграфии и книгоиздательства уровень "пиратства" составляет около 70 процентов. Наиболее распространенным видом нарушений является увеличение издательствами тиража сверх указанного в заявке правообладателя, а также незаконный выпуск переводных изданий (пример).
 Преступления, связанные с нарушением авторских прав в большинстве случаев являются основой других серьезных экономических преступлений (незаконное использование товарного знака, лжепредпринимательство, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, обман потребителей и других).
 Защита авторского права и смежных прав
 В целях защиты авторского и смежных прав в 1993 г. был принят базовый нормативный акт - Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который наделил обладателей исключительных авторских и смежных прав правом требовать от нарушителя возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания дохода, полученного нарушителем, принятия иных предусмотренных законодательством мер защиты. Несколько раньше законодателем был принят целевой Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
 Россия присоединилась к целому ряду важнейших межгосударственных соглашений, в том числе Стокгольмской конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
 Вместе с тем созданный правовой механизм (в частности, его уголовно-правовая компонента) оказался на деле недостаточно эффективным.
 Защита интересов правообладателей обеспечивается также уголовно-правовыми нормами. Уголовно-правовые санкции являются одним из самых важных институтов предупреждения нарушений авторских прав. По мнению зарубежных специалистов, в мире сегодня нет ни одной страны, которая смогла бы контролировать нарушения авторского права без применения жестких уголовных санкций.
 Российское законодательство также содержит уголовно-правовые нормы, направленные на защиту правообладателей от посягательств на авторские и смежные права. В соответствии со ст. 146 УК РФ признается преступлением незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб.
 Действующее законодательство обеспечивает охрану и других объектов интеллектуальной собственности, к которым относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Патентный закон (1992 г.) призван защитить интересы правообладателей и воспрепятствовать нарушению изобретательских и патентных прав. УК РФ также содержит нормы, направленные на защиту данного вида интеллектуальной собственности.
 В соответствии со статьей 147 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав. Нарушение изобретательских и патентных прав может быть выражено в незаконном использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца, в разглашении без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, в присвоении авторства или в принуждении к соавторству.
 Присвоением авторства является подача заявки от своего имени на чужое открытие или изобретение, либо получение незаконным способом на свое имя документа об открытии или изобретении лицом, не являющимся их автором. Присвоение авторства может быть совершено в результате обмана, путем воспроизведения открытия или изобретения или рационализаторского предложения, на которые уже были выданы документы, свидетельствующие об авторстве.
 Нарушение изобретательских и патентных прав является одной из наиболее опасных форм недобросовестной конкурентной борьбы и осуществляется с использованием методов промышленного шпионажа.
 Продажа товара с незаконным использованием средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.
 К средствам индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг относятся: товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, предупредительная маркировка, сходные обозначения.
 В настоящее время, товары, имеющие утвержденные в установленном законом порядке средства индивидуализации, подделываются настолько искусно, что установить подделку порой можно только после тщательной экспертизы. Особенно часто подделываются ярлыки товаров с названиями фирм, имеющих высокую репутацию на рынке.
 В мире хорошо известна французская фирма BIC - крупнейший производитель канцелярских принадлежностей. В последнее время эта фирма несет значительные потери. В Китае, индии, Арабских эмиратах возникла целая индустрия подделок под BIC. Эта продукция реализуется и в России. По разным оценкам, в России реализовано более 120 млн только фальшивых ручек.
 О масштабах подобного бизнеса дает представление следующий пример. Несмотря на указанные проблемы производители товаров иногда допускают ошибки, которые позволяют преступникам подделывать их товары и ярлыки. Одной из наиболее распространенных ошибок является использование товаров и ярлыков, которые уже давно успешно подделываются преступниками. Например, недавно был выявлен случай, когда в страны Персидского залива экспортировалось поддельное мыло, ничем или почти ничем не отличающееся от настоящего и снабженное всеми этикетками фирмы, имеющей высокую репутацию.
 По мнению экспертов (5), общая программа предотвращения подделок может состоять из следующих основных мероприятий:
 * обеспечение поддержки законодательных и правоохранительных органов государства;
 * поддержание тесных контактов между производителем и подразделением милиции (полиции), отвечающим за мошенничество и подделку;
 * владение информацией обо всех основных достижениях науки и техники в области создания степеней защиты от подделки и технологии подделывания;
 * поддержание постоянной связи с дилерами;
 * ограничение числа мест производства, осуществление всестороннего контроля за производством и продажей товаров;
 * использование рекламы для ориентации потребителей относительно способов выявления подделки.
 Перед тем как обратиться за услугами в какую-либо организацию с просьбой о разработке средств защиты, следует убедиться, что деятельность этой организации не носят скрытный преступный характер.
 Однако лишь ограниченное число государств и фирм проявляют желание вкладывать средства в разработку средств защиты от подделки, несмотря на значительные убытки от этих преступлений. Фирмы упрощают свое отношение к подделкам и пытаются обойти данную проблему путем повышения цен на свои товары, т. е. за счет потребителя.
 Крупномасштабные программы по защите от подделок весьма дороги, но возможно осуществить ряд элементарных мероприятий, которые незначительны по расходам, но смогут защитить от мошенничества. Специалисты рекомендуют осуществить следующие меры:
 * в фирме всегда должен быть хотя бы один человек, ответственный за защиту товаров от подделки;
 * следует регулярно оповещать своих торговых агентов о применяемых средствах защиты от подделки;
 * целесообразно присоединиться к деятельности общественных организаций, которые борются против подделки товаров;
 * используйте несложные, но эффективные средства от подделки;
 * периодически обновляйте средства защиты от подделки;
 * использование на товаре специального ярлыка, защищающего от подделки продукцию;
 * использование, при необходимости, самых мощных средств от подделки, которые применяются, например, при изготовлении паспортов.
 Если на фирме принята программа борьбы с мошенничеством, то весь ее персонал должен быть обучен методам выявления подделок. Процесс обучения должен происходить непрерывно под руководством управляющего.
 Правовая защита средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг
 Правовое регулирование использования данных объектов интеллектуальной собственности обеспечивается специальным законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (1992 г.). Защита данных объектов интеллектуальной собственности обеспечивается также уголовно-правовыми нормами.
 Статьей 180 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
 Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
 Незаконным являются следующие действия в отношении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну: собирание, разглашение, незаконное использование. Незаконная деятельность, направленная на получение различных сведений, составляющих коммерческую тайну, получила широкое распространение во всех промышленно развитых странах. Рентабельность ее определяется той ключевой ролью, которая играет коммерчески важная информация в современной конкурентной борьбе.
 Специалисты выделяют следующие основные каналы утечки конфиденциальной информации:
 * Миграция специалистов, особенно имевших дело с конфиденциальной информацией. Это самый основной и трудно контролируемый канал утечки информации.
 * Публикации в печати, депонированные рукописи, монографии, отчеты по НИОКР, устные доклады и выступления сотрудников. Этот канал утечки является вторым по значимости.
 * Совместные работы с другими фирмами, контакты с клиентами и инвесторами, где особое место занимают переговоры.
 * Использование технических средств сбора информации.
 Принято различать внешние и внутренние угрозы сохранности коммерческой тайны. Внешние угрозы возникают вследствие непосредственной деятельности недобросовестных конкурентов, преступных элементов, из-за неумелой постановки взаимоотношений фирмы с представителями государственных структур, общественных организаций, средств массовой информации, а внутренние - инициируются персоналом предприятия.
 Действия извне могут быть направлены на пассивные носители информации и выражаться, например, в следующем:
 * попытки похищения документов или снятия копий с документов, дискет;
 * снятие информации, возникающей в тракте передачи в процессе коммуникаций;
 * уничтожение информации или повреждение ее носителей; случайное или преднамеренное доведение до сведения конкурентов документов или материалов, содержащих вашу коммерческую тайну.
 Действия извне могут быть также направлены на персонал компании и выражаться в форме подкупа, угроз, шантажа, выведывания с целью получения информации, составляющей коммерческую тайну, или предполагать переманивание ведущих специалистов на конкурирующую фирму и т.п.
 По оценкам психологов, до 25% всех служащих фирм, стремясь зарабатывать средства любыми способами и любой ценой зачастую в ущерб интересам своей фирмы, ожидают удобного случая для разглашения коммерческих секретов, их продажи. Наибольшую опасность представляет особая разновидность этой незаконной деятельности, которая отличается высокой организованностью, профессионализмом исполнителей и организаторов, использованием новейших средств ведения разведывательной деятельности. Она получила название "промышленный шпионаж".
 Промышленный шпионаж.
 Промышленный шпионаж динамично развивается и в России. Если несколько лет назад в большинстве случаев в основном информационной разведкой занимались криминальные структуры, то в настоящее время ситуация изменилась. Возрастание конкуренции явилось причиной развития методов информационной разведки в таких секторах экономики, как туристический бизнес, шоу-бизнес, воздушные перевозки, производство продуктов питания, бизнес недвижимости, крупная оптовая торговля и ряд других.
 Анализируя открытые и доверительные источники информации за 1996 год, в Санкт-Петербурге, С. Н. Гирин отмечает, что из всех фактов промышленного шпионажа, 81% фактов - непрофессиональные случаи и попытки получения информации о деятельности конкурентов. В 3 % случаев можно предполагать след преступных группировок. Оставшиеся 16% - профессионально проведенные мероприятия, преследующие чисто экономические цели. Среди этих целей можно предположить с достаточной долей вероятности следующие: перехват выгодных контрактов; получение выгодного инвестирования; борьба за рынок; разведка рынка в регионе конкурентов; смена руководства фирмы; срыв контрактов; поглощение фирм; оказание влияния на правоохранительные органы. Последнее направление особенно опасно. Его активно осваивает организованная преступность.
 Отдел собственной безопасности управления налоговой полиции Рязанской области разоблачил местную частную охранную фирму "Крейс", которая собирала компрометирующую информацию на сотрудников полиции и других силовых структур. Эта информация продавалась рязанским преступным группировкам и коммерческим структурам.
 В России длительное время распространению извлечения доходов в обход общественных интересов способствовала правовая неопределенность режима коммерческой тайны. Ст. 183 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений.
 В России известны случаи, когда коммерчески значимую информацию о конкурентах продавалась государственными чиновниками высокого ранга, имеющими к ней доступ в силу служебных обязанностей.
 Высокие доходы, получаемые от незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности, являются благоприятной средой для активизации устойчивых преступных групп, их криминальной экспансии в новые сферы незаконного бизнеса. Отрицательное влияния оказывает широкое распространение этого незаконного бизнеса на престиж государства. Распространенными формами недобросовестной конкуренции являются также следующие:
 * распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
 * введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.
 В большинстве случаев недобросовестная конкуренция в этих формах осуществляется посредством использования недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы. Как правило, все эти виды рекламы вводят потребителей в заблуждение, способны нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, достоинству или деловой репутации указанных лиц. Они содержат некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром конкурента либо сведения не соответствующие характеристике товара, порочат профессию, товар. Данные деяния рассматриваются также при изучении преступлений против интересов потребителей.
 Примечания
 1. 8% роста в год. - Коммерсантъ-Daily, № 191, 19 октября 1999 г. - С. 8.
 2. Ст. 4 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в ред. законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 15.07.92 № 3310-1, Федерального Закона от 25.05.95 № 83-ФЗ)
 3. Статья 10 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в ред. законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 15.07.92 № 3310-1, Федерального Закона от 25.05.95 № 83-ФЗ.
 4. Паращук С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения. Автореф. канд. дисс. М., 1996. с.22-23.
 5. Борьба с подделыванием товаров и ярлыков // Борьба с преступностью за рубежом. - 1997, № 11, С. 12-14.
 7.3. Преступления и правонарушения против потребителей в России
 Криминализация экономических отношений, (1) связанных с реализацией потребителями своих прав при приобретении товаров и услуг, проявляется в России в использовании ложной рекламы и обмане потребителей в различных формах. Рассмотрим более подробно указанные злоупотребления.
 Ложная реклама
 Реклама является важнейшим фактором, оказывающим влияние на принятие потребителем выбора о приобретении товара или услуги.
 В целях дезинформации потребителя и, в конечном счете, для получения незаконной выгоды, криминально ориентированные предприниматели, действующие в сфере торговли умышленно допускают нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством России. Таким образом рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вводят в заблуждение потребителя рекламы.
 Со стороны рекламодателя нарушение состоит в предоставлении заведомо неверных сведений об объекте рекламы, со стороны рекламопроизводителя - в производстве рекламы с такой информацией, со стороны рекламораспространителя - в ее распространении.
 Действующее законодательство содержит перечень сведений, при наличии которых реклама является недостоверной.
 Действующее законодательство (ст.182 УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за осуществление заведомо ложной рекламы, то есть использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.
 Цель данной статьи - совершенствование охраны порядка поведения предпринимателей на рынке, установленного законом, а также защита законных прав и интересов потребителей от имеющих особо широкое распространение и профессионально разработанных способов негативного воздействия на их поведение с помощью заведомо ложной информации, которые могут ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также вред общественным интересам, принципам гуманности и морали (2).
 Обман потребителей
 Обман является одним из наиболее типичных преступлений, совершаемых в отношении потребителей товаров и услуг. Конкретными разновидностями обмана потребителей являются обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение и ряд других.
 Обсчет представляет собой отступление продавцом или лицом, оказывающим услугу, от заранее условленной либо объявленной цены без ведома потребителя. Используются различные способы обсчета - неправильное исчисление цены товаров или услуг, неправильная сдача денег потребителю, заведомо неправильное указание цены, если ее размер определен нормативно - правовыми актами и не устанавливается по соглашению с потребителем и другие.
 Обмеривание, обвешивание, недолив, недовес, недовложение представляет собой передачу товаров в объеме, не соответствующем заключенному договору и установленным стандартам либо иным условиям, определяющим вес, объем и иные количественные параметры передаваемого товара.
 Из истории методов обвеса и обмера (начало ХХ века). Некоторые современные методы обмера и обвеса (3)
 Введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара - передача заведомо искаженной информации в целях воздействия на принятие решения покупателем, фальсификация товаров.
 Фальсификация товаров все чаще осуществляются в форме бизнеса преступными группами, которые организуют крупномасштабное производство товаров, пользующихся наибольшим спросом, например, растворимого кофе, чая и других.
 В условиях глобализации экономики фальсификация и торговля некондиционными товарами приобретает транснациональный характер. В результате ущерб причиняется потребителям различных стран (пример).
 Обман потребителя часто направлен на дезориентацию потребителя относительно значимых для него условий договора, например доставка на дом, установка, послепродажное обслуживание. Ст. 200 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителя в различных формах.
 Цель статьи - уголовно - правовая охрана интересов конечного потребителя, т.е. гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести (либо заказывающего, приобретающего или использующего) товары, работы, услуги исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
 Одной из наиболее опасных тенденций в динамике преступности против потребителей является возрастание оборота товаров, услуг, выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья. Рассмотрим в качестве примера ситуацию на рынке алкогольной продукции.
 Фальсификация алкогольной продукции
 Для состояния рынка алкогольной продукции в последние годы характерно сокращение доли в поставках легальных отечественных производителей, вызванное завозом в страну по импорту в большом количестве дешевых ликеро-водочных изделий, и ростом объемов нелегального производства. Согласно расчетам, продажа нелегально произведенных и импортированных алкогольных напитков составила около 40% от всего объема проданной алкогольной продукции.
 Значительная часть спиртных напитков отличался очень низким качеством. По данным МВЭС России, от 30% и более проверенной алкогольной продукции по своему качеству не отвечает требованиям ГОСТа или является фальсифицированной. В 1996 г. было забраковано или снижено в сортности почти 40% проверенного коньяка отечественного производства, 35% вина виноградного и плодово-ягодного, почти 30% водки и ликеро-водочных изделий. Из импортных напитков наиболее низким качеством отличались виноградные вина и коньяк (около 40% всей проверенной продукции).
 По результатам проведенных проверок крайне низким оказалось качество проинспектированных винно-водочных изделий в Дагестане, Чувашии, Новгородской, Орловской, Смоленской, Владимирской, Волгоградской областях (браковалось 100% проверенного количества), в Астраханской, Кемеровской, Московской, Омской, Оренбургской, Сахалинской областях (от 50% до 90%). Основной объем алкогольных изделий был забракован из-за несоответствия государственным стандартам по органолептическим и физико-химическим показателям, признакам фальсификации и нарушения реализации этой продукции в предприятиях торговли.
 По данным Роскомторга, брак ликероводочных изделий к объему проверенной продукции составил в 1991 г. 5,6%, в 1992 г. 12,4%, в 1993 г. 25,6% и в 1994 г. 30,4%. По данным проверок МВД РФ, доля забракованной продукции достигала 40 - 70%. Доля забракованной импортной ликероводочной продукции составила, по данным Роскомторга, 67,2% проверенных изделий в 1994 г.
 В последнее время откровенных и опасных для жизни подделок стало значительно меньше. Доля кустарного производства не превышала в последнее время 20%. Самогоноварение, по оценкам специалистов, составляло до последнего времени не более 5-8% от всего объема потребления. Однако после повышения акцизов на 40% сбыт подорожавшей легальной водки резко сократился, уступая место более дешевому подпольному зелью. По данным главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, в январе 2000 года рост смертности вследствие алкогольных отравлений составил 40,6%. Если в 1999 году, по экспертным оценкам, доля нелегальной алкогольной продукции впервые за десять лет снизилась до 40%, то в настоящее время специалисты прогнозируют ее рост до 60-65%. Повышение акциза помимо производства подпольной водки стимулирует и самогоноварение. Есть оценки, что в отдельных регионах доля самогона на рынке крепкого алкоголя уже выросла до 20%.
 Эти и многие другие данные свидетельствуют о том, что токсические фальсификаты алкогольной продукции составляют значительную часть потребляемых спиртных напитков. Это не могло не отразиться на здоровье потребителей.
 Законодательством (ст. 238 УК РФ) установлена уголовная ответственность за выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Цель статьи - охрана здоровья населения в случаях, когда граждане выступают в качестве потребителей.
 Другие нарушения прав потребителей
 Преступления против прав потребителей характеризуются высокой латентностью. Наряду с преступлениями правоохранительными и контролирующими органами отмечается значительный масштаб нарушений законодательства о защите прав потребителей, в частности Закона о правах потребителей. Рассмотрим наиболее типичные нарушения.
 Наиболее высокой является удельный вес нарушений прав потребителей в сфере торговли. И он имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. нарушения в этой сфере составили 34,1%, в 1996 г. - 60%, а в 1997 г. - 63,1% от общего количества нарушений. На втором месте по количеству нарушений остается сфера коммунальных услуг, нарушения в которой составили в отчетном периоде 12,7% от общего количества нарушений. В 1997 г. по сравнению с 1996 г. значительно возросло количество нарушений, выявленных в сфере платных медицинских услуг - в 2,4 раза. Это в определенной мере объясняется массовыми проверками, проводившимися территориальными управлениями по заданию ГАК России. Удельный вес нарушений прав потребителей при продаже товаров составляет около 20% от всех нарушений в последние годы. Рассмотрим типичные нарушения.
 Широкое распространение получили нарушения, связанных с реализацией товаров с истекшим сроком годности. Несмотря на законодательный запрет реализации такой продукции, в ГАК России и его территориальные управления поступали предложения от Госкомрезерва России, Госкомсевера России, администрации Камчатской области и др. о предоставлении органам по контролю и надзору права вносить изменения в установленные изготовителями сроки годности.
 Красноярский городской центр санитарно-эпидемиологического надзора продлевал сроки реализации продукции с истекшим сроком годности (масло животное, консервы рыбные). Прокуратурой вынесено представление о недопущении подобных нарушений.
 При проверке ЗАО "Гигант", крупнейшего оптового предприятия, ГАК установил факты реализации ряда продовольственных товаров с истекшими сроками годности с разрешения Приморского краевого Центра санэпиднадзора.
 В 1998 г. территориальными управлениями ГАК России было выявлено 11937 нарушения статей Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", связанных с обеспечением безопасности и качества товаров, работ, услуг, что составляет 20,6% от общего количества выявленных нарушений. Из них:
 * 53,4% нарушений выявлены по признакам ст. 4 (качество товара, работы, услуги),
 * 29,1% - ст. 7 (право потребителя на безопасность товара, работы, услуги) и
 * 17,5% - ст. 5,6 (установление сроков службы, сроков годности, гарантийного срока и обеспечение ремонта и технического обслуживания).
 Наибольшее количество нарушений связано с предоставлением потребителям ненадлежащей информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и товарах (работах, услугах). В 1998 г. территориальными управлениями ГАК России было выявлено 20991 нарушение прав потребителей при предоставлении им информации. В 1995 г. эти нарушения составили 13%, в 1996 г. - 32% - в 1997 г. - 41% от всех нарушений. От 43% до 90% от общего количества выявленных нарушений по предоставлению информации составило отсутствие документального подтверждения происхождения товаров.
 Количество нарушений значительно во всех видах деятельности. Наиболее высокий процент нарушений при предоставлении информации отмечается в сфере гостиничного обслуживания, медицинских услуг, туристско-экскурсионных услуг; торговли, общественного питания. К наиболее характерным нарушениям относятся (в процентах к общему числу обследованных учреждений):
 1. Отсутствие необходимой и достоверной информации о:
 * местонахождении учреждения - 8,7;
 * государственной регистрации - 47,9;
 * режиме работы - 13,5;
 * наличии лицензии - 43,5;
 * квалификации и сертификации специалистов - 57,9;
 * перечне услуг - 11,6;
 * прейскуранте цен - 12,6;
 * калькуляции цен - 62,3;
 * условиях предоставления и получения услуг - 40,3;
 * правилах предоставления платных медицинских услуг - 55,7;
 * контролирующих органах - 69,1;
 * органах по защите прав потребителей - 80,4.
 2. Предоставление платных медицинских услуг без оформления договора. Договор в письменной форме не заключается в 62,2% обследованных учреждений, в том числе по формам собственности медицинских учреждений:
 * в 48,4% учреждений федеральной собственности;
 * в 52,1% учреждений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
 * в 55,0% муниципальных учреждений;
 * в 73,0% учреждений частной формы собственности.
 При заключении договора в письменной форме:
 индивидуальный договор составляется в 34,1% учреждений;
 договор присоединения используется в 65,9% учреждений.
 3. Отсутствие при заключении договора в письменной форме:
 * реквизитов учреждения - 19,0% ;
 * сроков оказания услуг - 26,3%;
 * объявления стоимости услуг - 14,7%;
 * условий оплаты - 23,1%.
 Ответственность исполнителя в соответствии с законодательством не предусмотрена в более чем в половине договоров. Около 4% от общего числа выявленных нарушений связано с включением в договор условий, ущемляющих права потребителей (навязывание дополнительных услуг, обусловливание получения потребителем одних услуг обязательным получением других, в том числе и через заключение в принудительном порядке договора добровольного страхования и др.).
 4. Невыдача потребителям документов, подтверждающих прием наличных денег за оказываемую услугу:
 * не выдается никакого документа - 7% (такое нарушение было выявлено в медицинских учреждениях только частной формы собственности);
 * выдается документ, не являющийся документом строгой отчетности (бланк квитанции N 16-00-30-35 от 20.04.95 по оплате медицинской услуги утвержден Минфином России) - 20%. Это нарушение характерно для медицинских учреждений всех форм собственности.
 5. Предоставление платных медицинских услуг без лицензии:
 * не имеют лицензий 8,6% проверенных медицинских учреждений;
 * лицензии находятся в стадии оформления - 10,0%.
 В ходе обследования были выявлены случаи оказания платных медицинских услуг лицами, длительное время не проходившими повышения квалификации, предоставление платных медицинских услуг работниками лечебных учреждений в основное рабочее время, предусмотренное для ведения бесплатного приема больных в рамках обязательного медицинского страхования.
 Потребителю весьма сложно отстоять свои права, в том числе и в суде, поскольку высока стоимость проведения экспертизы оказанной услуги, не всегда бывает объективным экспертное заключение в силу высокой корпоративности медицинских работников. Возникают большие трудности в доказательстве причинной связи между врачебным воздействием и наступившими последствиями.
 Основными нарушениями при оказании услуг телефонной связи являются:
 * предоставление телефонной связи по спаренной схеме без согласия пользователя или с применением систем уплотнения;
 * не обоснованные ссылки на отсутствие технической возможности установки телефона;
 * отключение телефона за неуплату абонентской платы, междугородных и международных разговоров без предварительного уведомления;
 * выставление счетов на оплату и отключение телефона в случае неоплаты счетов при несостоявшихся разговорах;
 * взимание платы за расшифровку счета за международные и междугородние телефонные разговоры (код города, дата, продолжительность);
 * взимание платы за установку телефона в зависимости от различных правовых оснований (наличие прописки, приобретение в собственность квартиры, внеочередная установка и др.);
 * определение тарифов за различные услуги - переименование абонента при переезде, обмене, наследовании и др.;
 * отсутствие информации об очередности услуг, наличии льгот, вводимых новых тарифах и переходе на новую систему оплаты услуг;
 * влияние применения современных технических средств (факсы, автоматические определители номера (АОН) и др.) на качество основной услуги - телефонной связи.
 Почти во всех регионах России при проверке торговых организаций снимались с реализации технически сложные товары бытового назначения из-за отсутствия сертификатов соответствия, подтверждающих безопасность изделий, а также предъявления незаверенных копий сертификатов. Торговые организации продавали указанные товары без технических паспортов и инструкций по их эксплуатации, в том числе и без перевода на русский язык. Отмечены случаи реализации товаров без гарантийных обязательств.
 Результаты деятельности правоохранительных и контролирующих органов России
 Территориальными органами Госстандарта России в первом полугодии 1998 г. проверено 12370 хозяйствующих субъектов. На 10367 из них выявлены различные нарушения требований государственных стандартов или правил обязательной сертификации. За указанные нарушения выданы постановления о наложении штрафов на сумму свыше 11 млн. рублей. Объем запрещенных к реализации продукции, работ и услуг в стоимостном выражении составил более 1,7 млрд. рублей.
 Результаты проверок органов государственного санитарного надзора свидетельствуют о высоких уровнях загрязненности продуктов питания токсичными химическими соединениями, биологическими агентами и микроорганизмами и ухудшении качества по санитарно-гигиеническим показателям таких продуктов, как мясо птицы, молоко и молочные продукты, жиры и растительное масло, продукция детского питания, напитки и др.
 В 1997 г. по сравнению с 1996 г. практически в 2 раза вырос уровень нестандартных санитарно-химическим показателям проб по птице и птицепродуктам, импортным безалкогольным напиткам и продукции детского питания. В 1,5 раза увеличилось количество проб, не отвечающих этим требованиям нормативов по импортным молочным продуктам, сахару и кондитерским изделиям, жировым продуктам, отечественному и импортному меду и продуктам пчеловодства. За девять месяцев 1998 г. органами госсанэпиднадзора России забраковано более 20 тыс. тонн пищевых продуктов. Этот показатель остается на уровне аналогичного периода 1997г. Только в 1997 г. предотвращены более двухсот тысяч случаев санитарных правонарушений, поставки на потребительский рынок страны продовольствия, опасного по своим санитарно-гигиеническим характеристикам, способного вызвать массовые заболевания и отравления людей. На 207 тысяч должностных лиц наложены штрафы, приостанавливалась эксплуатация десятков тысяч объектов. Только в первом полугодии 1997 г. органами санэпиднадзора забраковано 30,2 тыс. партий продуктов питания, в том числе 5,1 тыс. партий импортного продовольствия. Общий объем забракованной продукции составил 15,3 тыс. тонн, из них импортной - 5,2 тыс. тонн.
 Минздравом России в Липецкой, Пензенской областях предотвращены групповые случаи заболевания людей, связанные с использованием мяса и субпродуктов от животных, больных сибирской язвой, в Иркутской области, Краснодарском крае - зараженных трихинеллезом.
 Минсельхозпродом России в 1996 г. было подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе 35,5 млн. проб. Почти в 76 тыс. случаях обнаружены заболевания сибирской язвой, туберкулезом, сальмонеллезом, лейкозом и др. В результате проверок забраковано и не допущено к реализации более 5 тыс. тонн пищевых продуктов и 6,4 млн. штук яиц.
 Органами внутренних дел в 1996 г. снято с реализации недоброкачественных товаров на сумму свыше 400 млрд. рублей (1995 г. - 70,3 млрд. рублей). По фактам выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности, возбуждено 1666 уголовных дел, что на треть больше, чем в 1995 г.
 В первом полугодии 1998 г. изъято из оборота недоброкачественных потребительских товаров на сумму свыше 346 млн. руб., что в 6 раз больше, чем за аналогичный период 1997г. Выявлено на 64,5% больше лиц, совершивших преступления на потребительском рынке. Количество привлеченных к ответственности лиц возросло на 41,4% .
 Таможенными органами в 1996 г. был предотвращен ввоз на территорию России некачественных и несоответствующих российским требованиям безопасности товаров на сумму 22 млн. долларов США. Данные товары были помещены под таможенный режим уничтожения или вывезены импортерами за пределы Российской Федерации. В отношении недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности было заведено 232 дела о нарушении таможенных правил.
 Росгосхлебинспекцией в течение 1996 г. проверено качество более 2 млн. тонн муки, крупы, что составляет 31% от выработанной продукции. При этом забраковано 48 тыс. тонн или 2,4% от проверенной продукции. Наибольшее количество нестандартной продукции выявлено в Волгоградской, Самарской областях, Республике Дагестан. За первое полугодие 1997 г. проверено 1,2 млн. тонн муки или 35 % от выработанной продукции, в том числе забраковано 6,5 тыс. тонн, что составляет 0,6 % от проверенного объема.
 По поручению Правительства Российской Федерации Росгосхлебинспекция в 1996 г. в порядке эксперимента организовала, контроль технологии производства и качества хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий на предприятиях в ряде субъектов Российской Федерации. Всего было проверено 4236 тонн готовой продукции и сырья, забраковано в среднем 8%. В то же время в Москве забраковано 42,5%, в Республике Калмыкия и Белгородской области - 20%. В первом полугодии 1997 г. на 865 хлебопекарнях проверено 340 тонн готовой продукции, из них забраковано 95,2 тонны или 5,8% к проверенной продукции.
 Органами Госторгинспекции МВЭС России в 1996 г в 74% проверок выявлены нарушения, в 1998 г. - 80% проверок выявили нарушения соблюдения правил торговли и качества потребительских товаров. Наиболее распространены нарушения:
 * правил торговли - 60% случаев;
 * обмана (обмер, обвес, обсчет) потребителей - 14% случаев;
 * продажи товаров ненадлежащего качества или продажу с нарушением санитарных правил - 14% случаев;
 * продажа товаров без документов, подтверждающих их происхождение - 11% случаев.
 Увеличились забраковки кофе, коньяка, крупы и бобовых изделий, рыбы и рыбопродуктов, макаронных изделий, сахара, тканей всех видов, резиновой обуви, холодильников и др. товаров. За этот период органами Госторгинспекции наложено штрафов на сумму более 243 млн. рублей, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности привлечено более 140 тыс. человек.
 Государственной ветеринарной службой Минсельхозпрода России за первое полугодие 1998 г. было проведено 115,8 млн. экспертиз продовольственного сырья и пищевых продуктов. В результате экспертизы мяса, например, выявлены случаи болезней: туберкулеза - 8594, сальмонеллеза - 787, сибирской язвы - 2, лейкоза крупного рогатого скота - 2561, лейкоза птицы - 58058 и др. Задерживались партии импортного мяса-сырья, поступившего из Польши, Дании, Китая, Бельгии, Украины (по микробиологическим, физико-химическим и др. показателям).
 В настоящее время такое положение с качеством и безопасностью потребительских товаров и услуг, обусловлено тем, что рыночный механизм обеспечения качества и безопасности через конкуренцию хозяйствующих субъектов в Российской Федерации еще не в полной мере задействован, платежеспособность основной части населения низка, что приводит к большому спросу на дешевые, а значит, и менее качественные товары.
 В целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей, необходимы законодательное подкрепление по вопросам обеспечения качества и безопасности товаров (работ, услуг), усиленная ответственность контрольно-надзорных органов, а также изготовителей, исполнителей, продавцов за выпускаемую и реализуемую ими продукцию и услуги, создание условий для развития добросовестной конкуренции на потребительском рынке.
 Государственная система обеспечения безопасности и качества товаров (работ, услуг) и направления ее совершенствования
 Система обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) включает законодательную и нормативную базу, которой определяются требования к безопасности продукции и услуг, федеральные органы исполнительной власти, наделенные законодательством полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора за безопасностью и качеством продукции и услуг, объекты государственного контроля и надзора, формы и методы контроля, взаимодействия уполномоченных органов в этой сфере государственного регулирования.
 Стратегической целью государственной политики по обеспечению безопасности и качества продукции и услуг является применение исчерпывающих мер по предотвращению возможностей производства и обращения на потребительском рынке опасной и недоброкачественной продукции. В Российской Федерации полномочиями по государственному надзору и контролю за безопасностью товаров (работ, услуг) наделено около 20 федеральных органов исполнительной власти.
 В соответствии с п. 3 ст. 42 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Госстандарт России обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организацию и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг.
 Минздрав России обеспечивает надзор за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также за реализацией мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Минторг России осуществляет государственный контроль за соблюдением правил торговли и общественного питания, применением цен по отдельным группам товаров, пресекает обсчеты, обмеры и обвесы покупателей.
 Минсельхозпрод России обеспечивает контроль за соблюдением ветеринарных и фитосанитарных правил при заготовке, производстве, переработке, транспортировке, хранении и реализации продукции животного и растительного происхождения.
 МАП России и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих договорные отношения в области защиты прав потребителей.
 Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации осуществляет контроль за качеством, сохранностью, рациональным использованием и безопасностью зерна и семян, продуктов их переработки.
 Государственная противопожарная служба МВД России обеспечивает государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечение их нарушений.
 Федеральные органы исполнительной власти осуществляют указанные полномочия в соответствии с законодательством о стандартизации и сертификации продукции и услуг, санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей и др., а также на основе системы нормативных актов, включающей государственные стандарты, медико-биологические требования, санитарные и ветеринарные нормы и правила, строительные нормы и правила и т. д.
 Кроме того, в нормативно-правовую базу входят правила торгового, бытового и иных видов обслуживания, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации. Они конкретизируют компетенцию соответствующих федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля и надзора, устанавливают процедуры государственного нормирования, регистрации, сертификации товаров и услуг и др.
 В российской практике утвердился принцип, согласно которому федеральный орган исполнительной власти, который разрабатывает нормы, правила и требования в уполномоченной сфере обеспечения безопасности и качества товаров, работ, услуг, как правило, и осуществляет контроль и надзор за их соблюдением. Так, например, Минздрав России и центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, разрабатывая и утверждая санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила, осуществляют надзор за их применением. Органы государственного ветеринарного надзора разрабатывают и контролируют соблюдение ветеринарных норм и правил и т. д. Такая схема разграничения полномочий и осуществления контроля, позволяет в основном обеспечивать безопасность и качество продукции и услуг, но при обязательном условии наличия упорядоченной законодательной и нормативной базы, свободной от смешения и дублирования прав, функций и сфер контроля.
 На протяжении последних лет прослеживается тенденция к расширению полномочий по контролю за безопасностью и качеством продукции и услуг отдельных федеральных органов исполнительной власти и закреплению их в положениях об этих органах, что приводит к непомерному расширению функций и сферы контроля, трансформации ответственности государственного контроля и надзора, дублированию полномочий министерств и ведомств.
 Отдельные федеральные органы исполнительной власти принимают ведомственные нормативные акты, в которых расширяют свои полномочия по сравнению с законодательством.
 При проверках контролирующих органов объектом нередко становится одно и то же: наличие сертификата соответствия, необходимой и достоверной информации, накладных на товары, соблюдение установленных сроков годности и т. п. Эффективность таких проверок низка. Имеют место факты, когда контрольные закупки с целью выявления фактов обвеса и обсчета проводили, например, специалисты органов санэпиднадзора (Саратовская обл.). Информация об итогах проверок до органов исполнительной власти, имеющих законодательные полномочия по устранению определенных нарушений, доводится несвоевременно или обмен оперативной информацией отсутствует.
 В работе федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора за безопасностью потребительских товаров на региональной уровне, наметилась неблагоприятная тенденция, когда отдельные из них, не получая должного финансирования своей деятельности, ищут способы выживания за счет оказания платных услуг хозяйствующим субъектам. Такие действия дискредитируют суть государственного контроля и надзора, создают дополнительные трудности в осуществлении предпринимательской деятельности, а также предпосылки для злоупотреблений и коррупции.
 Расширение государственного контроля на платной основе еще более ухудшает экономическое положение как отечественных предпринимателей, так и российских потребителей. В результате в стране действует большое количество органов исполнительной власти, обладающих обширными полномочиями по выявлению и пресечению правонарушений в сфере безопасности и качества продукции и услуг, которые в ряде случаев не оформлены законодательно.
 По мнению ГАК России, Минздрава России, Госстандарта России проблема решения повышения эффективности контроля и надзора за безопасностью и качеством товаров, работ, услуг лежит не в плоскости изменения фундаментальных принципов построения государственной системы контроля в указанной сфере, а в упорядочении и разграничении полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти, координации их действий по обеспечению безопасности и качества продукции и услуг на основе федеральных законов и принимаемых в их развитие других правовых актов, содержащих конкретные формы и методы реализации законодательно установленных полномочий и требований, а также в перенесении ответственности за отсутствие сертификата на ответственность за безопасность продукции.
 Примечания
 1. Под потребителем в соответствии с Законом о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 г. понимается гражданин, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
 2. Жалинский А.Э. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ (ст. 182).
 3. Жулье. 13 способов обвеса и обмера // http://blef.ic.ru/.
 7.4 Преступления в сфере приватизации
 Понятие и причины приватизации
 Под приватизацией понимается процесс привлечения частного сектора к владению или управлению государственными предприятиями. Этот термин может обозначать либо:
 а) покупку существующего предприятия или его части, либо
 б) продажу активов предприятия после его ликвидации.
 Кроме того, он также может означать приватизацию управления путем заключения договоров на управление или сдачу в аренду (1).
 В статье 1 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации от 3 июля 1991 г. дается понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий: "Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий".
 Общие выгоды приватизации (при ее надлежащем планировании и осуществлении) заключаются в следующем:
 * высвобождение государственных ресурсов для инвестиций в инфраструктуру и социальные программы;
 * рост масштабов и динамизма существующего частного сектора;
 * более широкое распределение собственности;
 * стимулирование и облегчение капиталовложений частного сектора как из отечественных, так и зарубежных источников;
 * получение доходов для государства и создание новых рабочих мест;
 * сокращение административного бремени государства;
 * в случае бывших социалистических стран - начало и обеспечение продолжения перехода экономики от административно-командной к рыночной модели экономики;
 * в целом потребители также получают выгоду от приватизации.
 Конкретные выгоды приватизации могут включать:
 * повышение производительности труда;
 * рост производственного потенциала;
 * рост прибыли для новых владельцев и других акционеров;
 * рост прибыли ускорение роста и более эффективное сдерживание расходов.
 В некоторых случаях приватизация приводит к ликвидации нежизнеспособных фирм, которые раньше удерживались на плаву благодаря правительственным субсидиям, покровительству.
 Приватизация в России
 В России основные цели приватизации состояли в следующем:
 * Стимулирование частного сектора и создание основы рыночной экономики;
 * Повышение эффективности бывших государственных и муниципальных предприятий;
 * Создание системы социальной защиты и социальной инфраструктуры с использованием доходов от аукционов;
 * Создание надлежащей среды и организационной структуры для расширения масштабов приватизации;
 * Содействие финансовой стабилизации;
 * Развитие конкуренции и демонополизация;
 * Привлечение иностранных инвестиций.
 В России приватизация происходила в два этапа. Первый этап (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992-первую половину 1994 г. Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К июню 1994 г. в целом по стране 70% малых предприятий перешли в частные руки. Что касается остальных предприятий, то их в большей части акционировали, а затем и сразу или постепенно продавали.
 Всего было распространено 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96%населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей, за который каждый получатель уплачивал 25 руб. Ваучеры являлись ценными бумагами на предъявителя.
 Второй этап приватизации (денежный) начался с 1 июля 1994 г. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа:
 а) инвестиционная ориентация продаж;
 б) обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.
 Законодательством предусматривались следующие способы приватизации:
 * продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации;
 * продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционах;
 * продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, по коммерческому курсу, в том числе с ограничением состава его участников;
 * продажа пакетов акций акционерных обществ по инвестиционному конкурсу;
 * продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также объектов, не завершенных строительством, на аукционах и по конкурсу;
 * выкуп арендованного имущества;
 * продажа предприятий товариществам, созданным в соответствии с дополнительными льготами;
 * продажа долей (паев, акций), находящихся в государственной и муниципальной собственности, на аукционе, коммерческом конкурсе, в том числе с ограниченным составом участников.
 Коммерческим банкам России и иностранным банкам предоставлено право осуществлять кредитование сделок приватизации в соответствии с действующим законодательством.
 Детерминанты преступности в сфере приватизации
 Обобщение отечественного и зарубежного опыта приватизации позволяет сделать вывод, что переход к рыночной экономике на практике оказывается везде сложным, болезненным и во многом малопредсказуемым. Вряд ли существует идеальная модель приватизации, реализация которой не связана с издержками, в том числе криминальными. В каждой стране конкретный механизм приватизации глубоко национален и зависит от реального уровня развития экономики, культурно-исторических традиций, политической ориентации. Столь же специфичен и своеобразен комплекс криминогенных факторов в этой сфере.
 Криминогенный потенциал приватизации обусловлен совместным действием сложного комплекса факторов, среди которых с известной долей условности можно выделить несколько их категорий.
 Во-первых, это факторы, связанные с содержанием самого процесса приватизации.
 Во-вторых - факторы, связанные с социальными, экономическими, политическими условиями реализации приватизационных программ в России.
 В-третьих - факторы, обусловленные принятой концепцией, идеологией приватизации, несовершенством ее правовой базы.
 В-четвертых - общие неспецифические детерминанты экономической преступности в сфере приватизации.
 В-пятых - можно выделить криминогенность последствий самой приватизации.
 Факторы, связанные с содержанием процесса приватизации. Криминогенность приватизации проявляется в умышленном или неосторожном создании системы нормативной и оперативно-исполнительной бесконтрольности, способствующей массовым хищениям, взяточничеству, корыстным злоупотреблениям, мошенничеству, учреждению лжепредприятий, ложным банкротствам, халатности, совершению других экономических преступлений.
 Разгосударствление и приватизация снижают возможности государства как контролирующего и правоохранительного института, увеличивают возможности непредсказуемой и неконтролируемой деятельности отдельных граждан.
 Факторы, связанные с внешними социальными, экономическими, политическими условиями реализации приватизационных программ в России. Начальный период российской приватизации проходил в крайне неблагоприятной социально-экономической среде.
 Разгосударствление объектов производства, независимо от народнохозяйственной значимости и стоимостной оценки происходило параллельно с коренными социальными и политическими реформами, в условиях институционального кризиса и ослабления государства. Среди факторов социально-экономического порядка следует отметить следующие:
 * преимущественная ориентация предпринимательской активности на проведение спекулятивных операций в финансовом и торгово-посредническом секторе, на быстрое накопление финансового капитала. Результатом приватизации в этих условиях явилось перераспределение ресурсов бывшего государственного сектора в сферу финансовых, торгово-посреднических операций, легального и нелегального экспорта капитала. Финансовые и торговые операции находятся практически вне зоны влияния и контроля государства.
 * экономический кризис, спад производства в реальном секторе экономики, снижение прибыльности, инвестиционной привлекательности большинства государственных предприятий - потенциальных объектов приватизации. Непосредственным следствием этого явилась рыночная недооценка приватизационных объектов либо отсутствие рыночной оценки вообще. Эти условия способствовали многочисленным злоупотреблениям, связанным с занижением стоимости объектов приватизации и нанесением ущерба экономическим интересам государства.
 Криминогенный потенциал приватизации во многом обусловлен и усилен особенностями сложившейся в началу 90-х годов в России экономической системы, которую ряд авторов обозначают термином "экономика физических лиц" (2). Данный тип экономики явился той средой, в которой осуществлялась приватизация. Ускоренная приватизация, в свою очередь, способствовала становлению и упрочению экономики физических лиц, усилению многих ее деструктивных особенностей.
 Ее важнейшей чертой является то, что интересы руководителей различных рангов, обусловленные их институциональным поведением, играют подчиненную роль по отношению к собственным интересам как физических лиц. Основными агентами рыночных и внерыночных экономических отношений становятся не предприятия, организации или учреждения (в том числе органы власти и управления), а в первую очередь физические лица, имеющие возможность принимать решения от имени соответствующих хозяйствующих субъектов. Свободная конкуренция предприятий в сфере спроса и предложения товаров и услуг как одно из условий эффективного функционирования рыночной экономики уступает место сговору или противоборству физических лиц.
 Важным следствием становления "экономики физических лиц" является криминализация экономических отношений между предприятиями, производителями и потребителями, перенос отношений между предприятиями в сферу отношений между физическими лицами, внесудебные способы разрешения конфликтов, несоответствие между финансовыми и товарными потоками (по мнению ряда исследователей, внеплатежный оборот, бартер и взаимное кредитование между предприятиями сопровождается платежным оборотом между физическими лицами).
 Причинами развития экономики физических лиц явился глубокий экономический кризис, поставивший целые отрасли реального сектора на грань выживания, макроэкономическая нестабильностью несбалансированность, концепция реформирования российской экономики, избранная модель ускоренной приватизации. Сознательное ослабление государственного аппарата, игнорирование истинной роли частной собственности в экономике, поспешная приватизация не только производства, но и управленческой, социальной и экономической инфраструктуры привело к чрезмерному обособлению частных и общественных интересов.
 При сохранении и углублении разрыва между руководством и коллективами предприятий - создание чисто горизонтальных структур, легально или негласно объединяющих руководителей предприятий, федеральных и муниципальных чиновников соответствующего уровня. Этот путь ведет к дальнейшей криминализации экономики, переходу от "экономики физических лиц" к "экономике криминальных групп" с усилением монополизма, насильственным ограничением свободной конкуренции.
 Отсутствие экономических и социальных условий для проведения цивилизованной, эффективной приватизации способствовало колоссальному всплеску экономической преступности в новых формах.
 Факторы, обусловленные принятой концепцией, идеологией приватизации, несовершенством ее правовой базы.
 Концепция форсированной приватизация является одной из важнейших причин ее высокого криминогенного потенциала. Ускоренная приватизация породила коренное изменение социальных институтов, открыла новые возможности для корыстных действий, что в сочетании с ослаблением и неэффективностью государства вызвало рост экономической преступности.
 Концепция ускоренной приватизации сводилась к неконтролируемому акционированию предприятий со свободным формированием уставного капитала АО по остаточной стоимости оценки основных фондов предприятия, дроблением предприятия на ряд самостоятельных акционерных обществ или товариществ открытого типа, далеко не всегда оправданных экономически. Как показала практика, такое дробление нанесло значительный вред технологическим процессам, необоснованно разорвало структурные связи в производстве и сбыте произведенной продукции. Такой явился причиной массовых криминальных проявлений.
 Другим криминогенным фактором является неадекватный учет экономических и социальных реалий в программах приватизации, недостаточная проработанность ее фундаментальных вопросов. Оценивая программу приватизации, профессор Нью-Йоркского университета Хофстра Хемпстед Николас Козлов писал: "Приватизационная программа и в особенности выбор времени ее осуществления несомненно приведут к высшей степени несправедливым результатам, и было бы трудно представить себе другую программу, которая бы намеренно порождала большую несправедливость" (3).

<< Пред.           стр. 10 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу