<< Пред.           стр. 16 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 В течение 180 дней от этой даты резиденты должны предоставить в уполномоченный банк копии грузовых таможенных деклараций со штампом таможни, накладных и других документов, подтверждающих выполнение нерезидентом своих обязательств, либо сообщить о факте и причине задержки их исполнения.
 В случае непредставления документов в указанный срок уполномоченные банки сообщают о нарушении Главному территориальному управлению Банка России по месту регистрации предприятия. В дальнейшем эти сведения поступают в Банк России и Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю (1), которая выясняет причины непоступления товаров. При обнаружении признаков преступления, к проверке подключаются таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, либо органы внутренних дел.
 Порядок контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий-резидентов, осуществляющих экспорт товаров. По каждому заключенному контракту экспортер оформляет паспорт сделки. Он содержит сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля. Паспорт сделки вместе с оригиналом или копией контракта представляется экспортером в уполномоченный банк. Банк рассматривает представленные документы и при выполнении необходимых условий контракт принимается на расчетное обслуживание. Для этого второй экземпляр паспорта сделки помещается в досье, которое представляет собой специальную подборку документов по контролю за поступлением выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки.
 Перед таможенным оформлением экспортных товаров, экспортер получает в банке ксерокопию паспорта сделки, снимает копию с подготовленной грузовой таможенной декларации, которые затем предъявляет таможенным органам в дополнение к документам, предусмотренным таможенным законодательством России. В 10-дневный срок, начиная со дня отпуска товаров таможенными органами, экспортер представляет в банк копию грузовой таможенной декларации. На основании данных грузовой таможенной декларации ГГК РФ составляет учетные карточки таможенно-банковского контроля (так именуется возвратный документ, который формируется таможенными органами для направления в банки; он содержит часть сведений из грузовой таможенной декларации). Затем они объединяются в реестры и направляются в банки.
 В банке с полученных документов снимаются ксерокопии, которые распределяются по досье для контроля за поступлением валютной выручки. Второй экземпляр реестра пересылается в таможенные органы. Полученные от банков реестры обрабатываются в вычислительном центре ГТК с целью подготовки оперативных и статистических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.
 В дальнейшем ГТК России направляет собранную информацию в подотчетные ему таможенные органы, а также в адрес Федеральной службы валютного и экспортного контроля, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Банка России, Прокуратуры Российской Федерации. Эти организации могут использовать полученную информацию в пределах своей компетенции для проведения расследования случаев нарушения норм валютного регулирования и применения в необходимых случаях установленных законодательством Российской Федерации санкций к банкам и экспортерам.
 Примечания
 1. Согласно Указа Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867 часть функций Федеральной службы по валютному и экспортному контролю передана Министерству финансово РФ и вновь образованному Министерству экономического развития и торговли РФ.
 10.6 Банковский контроль над экономической преступностью в России
 Банковский контроль в качестве самостоятельного вида контроля обособился в результате создания двухуровневой банковский системы и появлением коммерческих банков. Можно выделить следующие направления банковского контроля:
 * контроль за ведением кассовых операций на предприятиях;
 * контроль при проведении кредитных операций;
 * контроль при проведении гарантийных операций;
 * валютный контроль - осуществляется уполномоченными банками, являющимися агентами валютного контроля.
 Контроль за проведением кассовых операций. 13 января 1992 г. было принято постановление Президиума Верховного Совета РФ "О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации", а 14 июня 1992 г. - Указ Президента РФ № 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения". Этими нормативными правовыми актами устанавливалось, что предприятия независимо от организационно-правовой формы обязаны:
 * хранить денежные средства в учреждениях банков;
 * производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
 * иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
 * сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждением банка;
 * хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по специальному страхованию, пенсий и т. п. не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
 Учреждения банков обязаны систематически проверять соблюдение кассовой дисциплины на предприятиях-клиентах, что следует из "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и других нормативных актов Банка России.
 Соблюдение предприятиями порядка ведения кассовых операций преследует цель исключить возможные злоупотребления с излишками денежных средств, сократить долю налично-денежного обращения и увеличить безналичный оборот. Вместе с тем и с коммерческих банков не снимается ответственность за организацию налично-денежного оборота.
 Контроль при проведении кредитных операций. Банки осуществляют контроль за выданными ими кредитами другим юридическим лицам. Контроль осуществляется на всех стадиях кредитования. Рассмотрим типичный алгоритм более подробно.
 Типичный алгоритм контроля при операциях кредитования
 Рассмотрение заявки. Переговоры. Разъяснение условий кредитования. Анализ документов. Ключевое значение в процедуре контроля имеет оценка заявок клиентов. Работники кредитного подразделения выясняют следующие вопросы:
 * опыт работы банка с клиентом;
 * качество управления компанией;
 * состояние отрасли, региона;
 * конкурентоспособность клиента: доля рынка, рентабельность бизнеса, оборачиваемость активов;
 * характер кредитуемой сделки;
 * финансовое положение;
 * возможность предоставления обеспечения;
 * перспективы развития клиента.
 В случае решения о продолжении работы с клиентом копии юридических документов направляются в юридическую службу и службу залогов, службу экономической безопасности либо запрос в экспертные службы. Оценка клиента юридической службой, службой залогов, службой экономической безопасности. Кредитное подразделение: подготовка заключения о целесообразности кредитования. Кредитный комитет: принятие решения. Решение оформляется протоколом. Выписка из протокола кредитного комитета обязательна для заключения кредитного договора. Кредитное подразделение: достижение соглашения с клиентом по существенным условиям кредитного договора.
 Кредитное подразделение: оформление кредитных правоотношений, перечисление средств клиенту, оформление кредитного дела. Кредитное подразделение: контроль за заемщиком. Работа по контролю за заемщиком после выдачи кредита включает следующие действия:
 А) 1 раз в 3 месяца кредитный инспектор производит оценку качества Заемщика.
 Б) Регулярно (ежемесячно) следит за движением средств по расчетному и текущему счетам Заемщика. Требует объяснения причин уменьшения или прекращения поступлений средств.
 * ежемесячно - по счетам в данном банке.
 * ежеквартально - по счетам в других банках.
 В) В течение срока кредита контроль бухгалтерской отчетности по мере ее обязательного представления в контролирующие органы.
 Г) Проверка заемщиков на месте в соответствии с графиком.
 Д) Проверка заложенного имущества по данным складского и бухгалтерского учета - непосредственно в организации.
 Е) По складскому учету устанавливается наличие заложенных товарно-материальных ценностей в натуральном выражении.
 Кредитный инспектор проверяет правильность ведения складского учета путем выборочного сопоставления первичных документов, приемо-сдаточных актов, железнодорожных накладных и других документов с записями в товарных книгах (в карточках).
 Ж) О проверке составляется акт.
 З) 1 раз а 3 месяца - запрос в службу экономической безопасности относительно текущего состояния заемщика. Не реже 1 раза в 3 месяца кредитный инспектор составляет подробный отчет относительно действительного статуса кредита.
 Кредитное подразделение: контроль погашения кредита, взыскание задолженности. При возникновении угрозы невозврата кредита кредитный инспектор готовит заключение, в котором указываются причины невозврата и принятые меры. Кредитный инспектор обязан не реже 1 раза в 3 месяца проверять состояние финансово-хозяйственной деятельности заемщика и используемые программы выхода из кризиса. Кредитное дело закрывается после возврата ссуды с процентами.
 В качестве информации при анализе кредитоспособности предприятия используются годовые и квартальные балансы по основной деятельности, на основе которых определяется ликвидность баланса, т. е. способность заемщика выполнять свои обязательства по всем видам платежей, а также приложение к балансу, включающему финансовые результаты, использование дохода, движение собственных фондов, движение основных средств, капитальные вложения. Совокупность приемов исследования балансов объединена в методики трендового, горизонтального и вертикального анализов.
 Трендовый анализ означает изучение финансовых сводок за ряд отчетных периодов. Горизонтальный анализ означает исследование изменений уровня финансового положения по каждой статье баланса. Обоснованный выбор динамичных элементов баланса позволяет получить наглядную картину происшедших изменений в финансовом состоянии предприятия. Вертикальным называется анализ изменений (и причин изменений) в структуре имущества (капитала) предприятия.
 В связи с проведенным анализом можно ответить на вопросы: какова степень платежеспособности предприятия на дату составления баланса; какова стабильность (устойчивость) финансового состояния; каков уровень рентабельности хозяйственном деятельности. Существуют и другие методики для анализа финансового состояния предприятий. Контроль при проведении гарантийных операций в части оценки получателя гарантии аналогичен описанному выше.
 10.7. Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России
 Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью - это особое направление деятельности государства, целью которого является борьба с экономической преступностью посредством формирования уголовной политики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, применения указанных норм, осуществление контроля за их применением и соблюдением конституционных прав и свобод граждан. В зависимости от субъектов и непосредственных целей можно выделить следующие виды и направления уголовно-правового контроля над экономической преступностью:
 * уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства;
 * уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти при создании и толковании правовых норм, непосредственно регламентирующих борьбу с экономической преступностью;
 * уголовно-правовой контроль, осуществляемый органами уголовной юстиции и другими органами, непосредственно связанными с борьбой с преступностью;
 * уголовно-правовой контроль на стадии исполнения уголовных наказаний.
 Рассмотрим особенности отдельных видов уголовно-правового контроля над экономической преступностью. Уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства. Целью государственного контроля за уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью является сбалансированное решение двух задач. С одной стороны, повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в выявлении, пресечении, раскрытии экономических преступлений, привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. С другой стороны - важнейшей задачей такого контроля является обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц. Рассмотрим более подробно сущность контроля, осуществляемого федеральными законодательными органами государственной власти.
 Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления. Уголовное законодательство об ответственности за экономические преступления претерпело существенные изменения за период с начала экономических реформ. Рассмотрим наиболее важные основные этапы его эволюции. В СССР и до последнего времени в России была предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды экономических преступлений:
 * некоторые виды государственных преступлений (нарушения правил о валютных операциях, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг);
 * преступления против социалистической собственности (хищения, совершенные путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением, мошенничество и др.);
 * хозяйственные преступления (спекуляцию, приписки, частнопредпринимательскую деятельность, коммерческое посредничество), должностные преступления (взяточничество, злоупотребления властью или служебным положением, подлог и др.).
 К 1995 году в уголовном законодательстве произошли существенные изменения, которые выразились в следующем:
 * декриминализировано нарушение правил о валютных операциях (ст. 88 УК РСФСР);
 * введены новые составы (незаконные сделки с валютными ценностями и сокрытие средств в иностранной валюте);
 * унифицирована уголовная ответственность за преступления против собственности с исключением главы о посягательствах на социалистическую собственность;
 * декриминализированы многие хозяйственные деяния (спекуляция, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество, приписки и др.)
 * введены новые составы о незаконном повышении и поддержании цен, нарушении правил государственной дисциплины цен, уклонении от уплаты налогов, таможенных пошлин и т. д.
 С 1 января 1997 года введен в действие новый уголовный кодекс. В УК РФ выделен специальный раздел "Преступления в сфере экономики", в который вошли три главы с 47 статьями о преступлениях против собственности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях. Ряд других составов экономических преступлений - должностные, компьютерные преступления, преступления против интеллектуальной собственности, авторских прав - вошли в другие разделы.
 Парламентский контроль над уголовной политикой.
 Под парламентским контролем над уголовной политикой следует понимать совокупность властных полномочий Федерального Собрания РФ - парламента России, позволяющих ему влиять на формирование и реализацию задач уголовной политики, оценивать эффективность деятельности органов уголовной юстиции по борьбе с преступностью, обеспечению законности, прав и свобод личности, внутренней безопасности Российской Федерации.
 Необходимость в парламентском контроле обусловливается спецификой целей и задач уголовной юстиции, реализация которых сопряжена с правами и свободами граждан, безопасностью общества, применением в ее деятельности не только гласных, но и негласных средств и методов.
 Это особая разновидность социального контроля, осуществляемого через специально создаваемые для этого органы в целях обеспечения законности и эффективности деятельности органов уголовной юстиции. Он направлен на обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц.
 Парламентский контроль над уголовной политикой осуществляется в форме парламентских слушаний, комиссий по проведению парламентских расследований, заслушиваний отчетов и сообщений руководителей и должностных лиц органов уголовной юстиции на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания России (правительственном часе), заседаниях комитетов палат, депутатских запросов к руководителям и должностным лицам контролирующих органов и служб по вопросам, входящим в их компетенцию.
 По инициативе Федерального Собрания России или любой из его палат (Совета Федерации, Государственной Думы), могут проводиться парламентские расследования путем создания специальных комиссий или иных временных органов Федерального Собрания по расследованию деятельности органов государственной власти, в том числе органов уголовной юстиции.
 Должной законодательной, правовой основы работа такого рода комиссий в настоящее время не имеет. Условием эффективности парламентского контроля над уголовной политикой является четкое законодательное закрепление основных его направлений.
 Важным направлением парламентского контроля за уголовной политикой является организация парламентских расследований наиболее опасных злоупотреблений экономической направленности.
 В Государственной Думе с 1998 г. работает Комиссия по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в коррупционной деятельности. Ее деятельность не имеет необходимой правовой базы, однако оказывает влияние на борьбу с этим злом.
 Комиссией приняты к производству более 30 материалов, охватывающих широкий спектр проблем всей вертикали государственной власти, начиная с проверки материалов о коррупции высших должностных лиц в государстве, а также чиновников ФАПСИ, МПС, Государственной компании "Росвооружение", - и заканчивая расследованием материалов коррупционной деятельности в территориальных образованиях. Например, Комиссия длительное время изучала материалы, связанные с ситуацией в Новороссийске.
 Уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти при создании и толковании правовых норм, непосредственно регламентирующих борьбу с экономической преступностью. Эффективность уголовно-правового контроля над экономической преступностью зависит от того, насколько удается ограничить произвольное толкования закона, а также создать стабильные и ясные правовые ориентиры, способствующие активному применению уголовного закона. Реальным вариантом решения этой проблемы в современных российских условиях является более активное использование аутентичного толкования законов. С.В. Максимов считает целесообразным, учитывая опыт применения Уголовного кодекса РФ, принятие специальных законов, содержащих его официальное толкование. Это тем более актуально, что Верховный Суд РФ не имеет права давать официальное толкование применяемому уголовному закону. Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ уполномочен лишь давать разъяснения по вопросам судебной практики.
 Принятие закона (группы законов), содержащего официальное толкование Уголовного кодекса РФ, позволило бы стимулировать решение чрезвычайно острой для нашей страны проблемы аномии уголовно-правовых норм, и, прежде всего, об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, организованную преступную деятельность и иные (1). Уголовно-правовой контроль, осуществляемый органами уголовной юстиции и другими органами, непосредственно связанными с борьбой с преступностью. Уголовно-правовой контроль здесь выступает как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден (ст. 2 УПК РСФСР). Органы уголовной юстиции представляет собой систему, специально предназначенную для борьбы с различными видами преступлений. К ним, в первую очередь, относятся:
 * Министерство внутренних дел РФ;
 * Федеральная служба налоговой полиции РФ;
 * Федеральная служба безопасности РФ;
 * Служба внешней разведки РФ;
 * Федеральная служба охраны РФ;
 * Федеральная пограничная служба РФ;
 * Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ;
 * Таможенные органы РФ, находящиеся в структуре Государственного таможенного комитета РФ.
 Каждый из этих органов создан для борьбы с определенными специфическими видами преступлений и имеет круг задач и функций, которые закреплены законодательством. Координацию их деятельности в сфере борьбы с экономической преступностью осуществляет Прокуратура РФ. Органы уголовной юстиции осуществляют уголовно-правовой контроль над экономической преступностью, осуществляя:
 * предварительное расследование по делам этой категории в форме дознания и предварительного следствия;
 * оперативно розыскную деятельность, правом на ведение которой они наделены в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
 Рассмотрим функции некоторых органов уголовной юстиции в сфере борьбы с экономической преступностью.
 Министерство внутренних дел РФ
 Основными задачами Министерства являются:
 * разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
 * организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.
 Функции МВД РФ закреплены в Законе РФ "О милиции", Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. В структуре МВД РФ дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам об экономических преступлениях осуществляет милиция. Борьба с экономическими преступлениями является основной задачей специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, входящими в структуру Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП МВД России). Цель этой службы - защита экономики от преступных корыстных посягательств в процессе осуществления экономических отношений между различными их субъектами. Ее основные задачи - непосредственное выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений.
 Для достижения целей, поставленных перед органами внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, им предоставлены значительные полномочия (ст. 11 Закона РФ "О милиции"). Предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел по уголовным делам об экономических преступлениях, предусмотренных статьями: 159 частями второй и третьей, 160 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 169, 170, 171 частью второй, 172, 173, 174, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 181, 182, 183,184,185,186,187, 188, 191, 192, 193, 195, 196,197, 201, 202, 203, 204, 210, 272, 273, 274, 290, 291,292 УК РФ.
 Федеральная служба безопасности РФ
 Основными задачами ФСБ России в сфере борьбы с экономической преступностью являются:
 * информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
 * обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
 * выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;
 * организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой ... специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
 * осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами пограничной службы и пограничными войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации.
 Функции ФСБ РФ закреплены в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Следователи ФСБ РФ производят предварительное следствие по уголовным делам об экономических преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193,210, 272, 273, 274 УК РФ.
 В соответствии с п.3 ст. 117 УПК РСФСР, органы федеральной службы безопасности производят дознание по делам, отнесенным законом к их ведению. По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 285, 286, 290, 291, 292 УК РФ, предварительное следствие производится также следователями органов ФСБ РФ, если это связано с расследованием уголовных дел об экономических преступлениях, отнесенных к их подследственности.
 Федеральная служба налоговой полиции РФ
 Задачами федеральных органов налоговой полиции являются:
 * выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;
 * обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
 Функции, права, обязанности ФСНП РФ закреплены Законом РФ от 24 июня 1993 г. 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции". Следователи ФСНП РФ производят предварительное следствие по уголовным делам об экономических преступлениях, предусмотренных статьями 198 частью второй и 199 УК РФ. Федеральные органы налоговой полиции производят дознание по делам, отнесенным законом к их ведению.
 По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 171 частью второй, 172, 173, 174, 176, 185, 193, 201, 202, 204, 210, 272, 273, 274,290, 291, 292 УК РФ, предварительное следствие может производиться следователями органов налоговой полиции, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.
 Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные органы
 ГТК РФ осуществляет следующие функции, непосредственно связанные с борьбой с экономической преступностью (2):
 * организует ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
 * обеспечивает выполнение таможенными органами Российской Федерации в соответствии с действующими законодательными актами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
 * разрабатывает и реализует систему мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров;
 * обеспечивает оказание содействия таможенных органов Российской Федерации борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
 * осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
 Таможенные органы производят дознание по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ. В случаях, предусморенных законодательством, дознание по делам об экономических преступлениях, может производиться и другими органами дознания (ст. 117 УПК РСФСР).
 Прокуратура РФ
 Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с законодательством на Прокуратуру возложены следующие функции, направленные на борьбу с экономической преступностью:
 * надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
 * уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
 * координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
 Следователям Прокуратуры РФ подследственны уголовные дела об экономических преступлениях, предусмотренные статьями 146, 147, 238, 272, 273,274, 285, 286, 289, 290 УК РФ. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
 В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
 Взаимодействие органов уголовной юстиции в борьбе с экономическими преступлениями. В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О милиции", органы внутренних дел решают стоящие перед ними задачи по предупреждению экономических преступлений во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Особое значение имеет при этом взаимодействие между различными правоохранительными органами уголовной юстиции, а также внутриведомственное взаимодействие отдельных специализированных подразделений. Рассмотрим некоторые аспекты этой деятельности.
 Подразделения по экономическим преступлениям взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска. Это обусловлено процессами слияния экономической преступности с общеуголовной.
 Взаимодействие подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с подразделениями по борьбе сорганизованной преступностью МВД РФ и ФСБ РФ обусловлена реальной тенденцией к проникновению организованной преступности в сферу экономики. Особое внимание при этом уделяется пресечению коррупции в органах власти и управления, квалифицированного вымогательства, в том числе в отношении предпринимателей. Подразделения по экономическим преступлениям взаимодействуют со службами милиции общественной безопасности, в частности с участковыми инспекторами, подразделениями патрульно-постовой службы, ведомственной охраны, ГИБДД.
 Служба милиции общественной безопасности. По роду своей работы сотрудники этой службы вступают в контакт с большим количеством граждан. В результате они могут получать самую различную информацию о возникновении условий, способствующих совершению преступлений, о признаках уже совершающихся преступлений, о лицах, готовящихся к преступным деяниям.
 Сотрудники ГИБДД имеют возможность проверять на дорогах автотранспорт и установить факты перевозки грузов без документов или в количестве, превышающем указанное в документах, и информировать об этом подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Органы внутренних дел взаимодействуют с органами налоговой полиции. Постоянно действующие координационные рабочие группы создаются из представителей заинтересованных подразделений органов внутренних дел и налоговой полиции на местах для выработки и реализации согласованных действий по предупреждению и выявлению налоговых преступлений, а также правонарушений и преступлений в сфере экономики и потребительского рынка. Проводятся регулярные рабочие встречи работников для координации усилий по предупреждению и пресечению противоправной деятельности.
 Взаимодействие органов внутренних дел и других субъектов контроля над экономической преступностью. Важное значение имеет взаимодействие органов внутренних дел с органами, осуществляющими межведомственный контроль, и их территориальными подразделениями - Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ; Федеральным казначейством; Государственным таможенным комитетом; Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ; Государственным комитетом по статистике; контрольно-ревизионными аппаратами Министерства финансов РФ; банками и другими кредитные учреждения; аудиторскими организациями.
 Перспективным является развитие взаимодействия органов внутренних дел с частными и ведомственными службами безопасности на правовой основе. Правоохранительные органы могут обращаться за помощью к частным структурам в связи с тем, что последние в отдельных узких областях обладают значительным опытом и компетенцией. Контакты облегчаются тем, что большая часть персонала служб безопасности представлена бывшими сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов, которые сохранили контакты с этими органами.
 Органы внутренних дел взаимодействуют с независимыми аудиторскими организациями по обеспечению законности и достоверности осуществляемых хозяйственных процессов. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (п. 10) обязывают аудиторские организации проводить аудиторские проверки по заданию правоохранительных органов.
 Органы внутренних дел взаимодействуют также с местной администрацией, используя информационную базу регистрационных и лицензионных палат, а также административных комиссий. В качестве примера такого рода деятельности можно привести сложившуюся практику в Свердловской области. Развивается взаимодействие органов внутренних дел с органами по защите прав потребителей. Органы по защите прав потребителей осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного товарами (работами, услугами), и направляют ее в Госстандарт России и его территориальные органы; при обнаружении потребителями недостатков товаров (работ, услуг) незамедлительно извещают об этом соответствующие службы Госстандарта России, ГКАП России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг); рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам законодательства о защите прав потребителей.
 Актуальным является развитие взаимодействия органов внутренних дел с коммерческими и предпринимательскими структурами, в результате которого возможно оперативное получение информации о планах их деятельности, возникающих проблемах и путях их преодоления, угрозе возникновения криминогенных ситуаций.
 Повышение эффективности уголовно-правового контроля над экономической преступностью
 Эффективность уголовно-правового контроля определяется комплексом факторов. Отметим среди них некоторые наиболее важные в современных условиях. Качество и полнота экономического законодательства. Практика применения новых норм УК РФ об ответственности за экономические преступления показала, что только некоторые из них применяются довольно интенсивно - это, прежде всего, нормы о налоговых преступлениях, а также незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство.
 В то же время, например, статья 174 УК (ответственность за "отмывание" денег) не может эффективно применяться до принятия специального закона о контроле за отмыванием денег. Лишь с принятием данного закона будут созданы условия для накопления массивов информации, имеющей доказательственное значение по уголовным делам данного рода. Не менее важной предпосылкой является создание системы налогового контроля за крупными доходами.
 Наличие реальной политической воли к борьбе с экономической преступностью. Политическая воля - это реализация уголовно-правовой политики в жизни. Отсутствие этого является показателем отсутствия политической воли. Результатом является неэффективное использование возможностей действующего законодательства либо принятие нормативных актов в расчете на их неприменение (Lex simulata). С этой точки зрения ужесточение санкций за совершенные экономические преступления - не самый эффективный путь. Анализ опубликованной статистики показывает, что суды не пользуются даже теми средствами, которые им дает уголовный закон. УК РФ предусматривает очень длительные сроки лишения свободы за наиболее тяжкие преступления этой категории - до 10,12,15 лет по ст. 186,188,191.
 Качество системы научного мониторинга применения уголовного законодательства в сфере экономики. Внесение изменений в УК РФ без анализа действия его норм не позволяет создать эффективную правовую базу борьбы с экономической преступностью. Необходимо формирование качественной статистической базы применения уголовного законодательства.
 Эффективность системы уголовно-правовых санкций. Экономические преступления - это корыстные деяния, не связанные с применением насилия. По мнению ряда экспертов, наибольший предупредительный эффект могут дать санкции имущественного характера, прежде всего крупные штрафы.
 Совершенство правового обеспечения деятельности органов, осуществляющих уголовно-правовой контроль над экономической преступностью. Уровень ресурсного (финансового, кадрового, научного, технического, методического, информационного) обеспечения органов, осуществляющих уголовно-правовой контроль. Эффективность взаимодействия и координации деятельности органов, осуществляющих уголовно-правовой контроль.
 Примечания
 1. Углубление социального контроля преступности. - Государство и право № 9, 1999, С. 79.
 2. Положение о Государственном Таможенном Комитете Российской Федерации. (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. N 2014 (в ред. Указа Президента РФ от 16.09.99 N 1235)
 Глава 11. Юридические и экономические аспекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности
 11.1. Предпринимательская деятельность как объект неправомерных посягательств
 Понятие предпринимательства
 Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.
 Реалии российской экономической жизни таковы, что предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями в процессе создания своего дела и его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость поддержания достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства. Что же такое предпринимательство, в каких формах оно реализуется, каковы угрозы его безопасности и на чем основаны способы защиты от них - все эти вопросы были и остаются актуальными в России.
 Предпринимательская деятельность может быть охарактеризована с двух точек зрения - экономической и правовой. С экономической точки зрения предпринимательская деятельность выполняет определенную функцию в экономическом развитии любой страны. Наиболее ярко эту функцию описал австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Предпринимателями он называл "хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций" (1). Функция предпринимателей заключается в том, что они реализуют нововведения, играющие ведущую роль в развитии экономики. Нововведения включают внедрение новых продуктов, технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, применение организационных новшеств и т.п. Синонимом русского термина "нововведение" является все более часто употребляемое понятие "инновация".
 Следовательно, с экономической точки зрения предпринимательство, это нововведенческая (инновационная) деятельность, а сам предприниматель является носителем новаторской функции. Правовая точка зрения предполагает другие критерии предпринимательской деятельности. По российскому законодательству предпринимательство - это деятельность:
 * самостоятельная;
 * осуществляемая на свой риск (то есть предприниматель сам несет всю полноту ответственности за результаты своей деятельности);
 * направленная на систематическое получение прибыли (а не разовое);
 * может заключаться в пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
 * предполагающая государственную регистрацию лиц как предпринимателей.
 Формы и виды предпринимательской деятельности
 Частная предпринимательская деятельность может осуществляться как на индивидуальной, так и на коллективной основе.
 Российской особенностью в законодательном регулировании индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что предпринимательством можно заниматься как без образования юридического лица, так и с образованием такового. В первом случае гражданин (физическое лицо) регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Во втором случае, осуществляя предпринимательскую деятельность после получения статуса юридического лица (регистрируя частное предприятие), предприниматель совершает все действия от имени этого юридического лица (а уже не от своего имени).
 Коллективная предпринимательская деятельность представлена в российском законодательстве большим разнообразием форм. Ею занимаются коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. Формы коллективной предпринимательской деятельности (негосударственной) по российскому законодательству могут быть следующими.
 Полное товарищество - это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
 Товарищество на вере - товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
 Общество с ограниченной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
 Общество с дополнительной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в обязательном для все кратном размере к стоимости их вкладов.
 Акционерное общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть закрытым - его акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц или открытым - его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
 Производственный кооператив - это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан с целью осуществления совместной производственной или какой-либо хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складывается из паев.
 Практика российского хозяйствования показывает, что наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности в настоящее время являются такие как: индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
 Для предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике характерно значительное многообразие не только организационно-правовых форм, но и различных видов. Виды предпринимательской деятельности могут выделяться по определенным критериям.
 1. По характеру деятельности предпринимательство может быть:
 * производственное (связанное с созданием товаров);
 * научно-техническое (разработка новых видов техники и технологий);
 * торгово-посредническое (скупка, продажа, перепродажа);
 * сервисное (оказание бытовых услуг);
 * банковское (оказание банковских услуг);
 * страховое (оказание услуг по страхованию жизни, имущества, сделок и пр.);
 * управленческое (оказание услуг по управлению);
 * консультативное (оказание консультаций по организационным, экономическим, юридическим и другим вопросам);
 * маркетинговое (оказание услуг по изучению рынка);
 * прочее.
 2. По размеру (в зависимости от количества занятых, либо годового обороты фирмы) предпринимательство делится на:
 * малое;
 * среднее;
 * крупное.
 3. По форме собственности предпринимательство может быть:
 * частное;
 * государственное;
 * смешанное.
 Приведенная классификация конечно не является исчерпывающей - в хозяйственной практике могут иметь место самые разнообразные виды предпринимательской деятельности.
 Стадии предпринимательской деятельности
 Предпринимательская деятельность представляет собой сложное явление, она не ограничивается только получением прибыли. Предпринимательскую деятельность нужно оценивать в развитии, в динамике. В этом случае она предстает как процесс, то есть последовательная смена различных состояний, стадий. Так, у предпринимательских фирм выделяются следующие стадии предпринимательской деятельности.
 Первая стадия - подготовительная. Она включает в себя поиск партнеров, подготовку учредительных документов, поиск необходимых ресурсов, разработку бизнес-плана, государственную регистрацию фирмы. Это наиболее сложный период формирования фирмы как целостного организационного образования.
 Вторая стадия - функционирования (непосредственной деятельности) фирмы. Эта стадия является основой воспроизводства самой фирмы, то есть возобновления ее деятельности в будущем. В зависимости от вида предпринимательской деятельности содержание деятельности на этой стадии в разных фирмах различное. Например, для производственного предприятия она включает:
 Предпроизводственный этап. Это период подготовки производства: закупки и доставки сырья, материалов, топлива, то есть осуществление операций по снабжению производства.
 Собственно производственный этап. Здесь происходит использование всех производственных ресурсов и создание готового продукта.
 Послепроизводственный этап. Он связан с реализацией изготовленной продукции, сбытом.
 Третья стадия - прекращение предпринимательской деятельности. Ликвидация фирмы может быть произведена по инициативе учредителей, либо по решению суда.
 Выделение стадий необходимо в связи с определением действий, которые должен предпринять предприниматель (руководитель фирмы или подразделения, например, службы безопасности) в целях обеспечения безопасности деятельности.
 Безопасность предпринимательства
 Нормальное функционирование и развитие сферы предпринимательства в экономике любой страны требует наличия определенных условий, обеспечивающих эти процессы. Одним из важнейших условий выступает безопасность предпринимательства.
 Понятие безопасности вообще вводится в Законе РФ от 5 марта 1992 года "О безопасности" - это "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (Ст. 5).
 От безопасности вообще отличается понятие безопасности предпринимательской деятельности. Под безопасностью предпринимательской деятельности следует понимать состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности на всех стадиях его функционирования от внешних и внутренних угроз, имеющих негативные, прежде всего экономические, а также организационные, правовые и иные последствия. Система безопасности предприятия может включать в себя ряд подсистем (2):
 * экономическая безопасность;
 * техногенная безопасность;
 * экологическая безопасность;
 * информационная безопасность;
 * психологическая безопасность;
 * физическая безопасность;
 * научно-техническая безопасность;
 * пожарная безопасность.
 Безопасность предпринимательства может оцениваться с помощью различных критериев, то есть признаков, на основании которых делается оценка.
 Во-первых, ее можно оценить с организационной стороны. В этом случае предполагается сохранение как самой фирмы, так и ее организационной целостности, нормальное функционирование основных подразделений (отделов, служб и т.п.). Основные подразделения фирмы (например, отдел снабжения, производственный отдел, финансовый отдел или бухгалтерия, служба маркетинга) выполняют все свои функции для достижения основной цели фирмы.
 Во-вторых, это оценка с правовой стороны. Имеется в виду постоянное обеспечение соответствия деятельности фирмы действующему законодательству, что выражается в отсутствии претензий со стороны правоохранительных органов (или контрагентов) к фирме. Кроме того, отсутствуют потери от сделок с внешними партнерами вследствие нарушения последними законодательства (умышленно либо неумышленно). Это обеспечивается юридической экспертизой всех осуществляемых операций и сделок, заключаемых договоров.
 В-третьих, с информационной стороны. Безопасность может быть оценена как сохранение состояния защищенности внутренней конфиденциальной информации от утечки или разглашения в различных формах.
 В-четвертых, с экономической стороны. Это проявляется в стабильных или имеющих тенденцию к росту основных финансово-экономических показателях деятельности фирмы (таких как собственный капитал, объем годового оборота, прибыль, рентабельность). В них отражаются общие результаты обеспечения безопасности с организационной, правовой, информационной и собственно экономической сторон. Сюда могут входить такие показатели, как отсутствие штрафов, санкций со стороны государственных органов за нарушение законодательства (например, налогового, антимонопольного), отсутствие потерь от сделок с недобросовестными контрагентами.
 Таким образом, в наиболее общем виде о безопасности фирмы свидетельствуют сохранение ее как целостного структурного образования и юридического лица и устойчивые (либо растущие) значения основных финансово-экономических показателей. Применительно же к конкретной стороне деятельности фирмы, могут использоваться специфические показатели ее безопасности.
 Однако в процессе хозяйствования субъекты предпринимательской деятельности могут испытывать воздействия различных физических и юридических лиц, которые несут негативные последствия, прежде всего для экономического состояния фирмы. В этом случае возникает понятие угрозы безопасности предпринимательства. Причем наиболее важное значение для субъекта предпринимательской деятельности приобретают угрозы экономической безопасности, поскольку все потери (организационные, информационные, материальные, имиджа фирмы) в конечном счете выражаются именно в экономических потерях, то есть потерях финансовых средств (и все прочие угрозы в основе имеют, как правило, экономические мотивы). Данная проблема приобретает особую значимость в современных условиях хозяйствования в России, когда активизировались процессы криминализации экономики (См. также: Экономическая преступность в современной России), и по расчетам некоторых ученых реальная распространенность только преступных посягательств на экономическую безопасность негосударственных хозяйствующих субъектов превышает расчетный регистрируемый показатель в 60-65 раз (3).
 Сущность и признаки угроз экономической безопасности предпринимательства
 Что же следует понимать под угрозами экономической безопасности предпринимательства, каково их содержание? Угрозы экономической безопасности предпринимательства - это потенциальные или реальные действия физических или юридических лиц, нарушающие состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности и способные привести к прекращению его деятельности, либо к экономическим и другим потерям.
 Надо иметь в виду, что угрозой экономической безопасности предпринимательства может быть не всякое действие, имеющее негативные последствия. Так, не следует считать угрозой экономической безопасности предпринимательства деятельность руководства фирмы по вложению средств в ценные бумаги (государственные или частные), внедрение новых организационных форм, организацию производства совершенно нового товара. Все эти управленческие решения являются рискованными и могут иметь негативные экономические последствия вследствие того, что может резко измениться конъюнктура на рынке ценных бумаг, потребности населения, либо новые организационные формы не оправдают себя. Но нужно иметь в виду, что в конечном счете все это направлено на достижение основной цели фирмы, на ее дальнейшее развитие. Такого рода решения составляют неотъемлемую часть самой предпринимательской деятельности, которая осуществляется на свой риск и предполагает определенные потери (см. определение предпринимательства). Не может считаться угрозой безопасности предпринимательства установление руководством фирмы низких цен на продукцию в начальный период деятельности фирмы. Хотя в этом случае может отсутствовать прибыль и, наоборот, иметь место убыток, но это стандартный маркетинговый прием, имеющий целью привлечь покупателей к незнакомому для них продавцу. Позже разница в ценах будет устранена.
 Действия же, определяемые как угрозы, сознательно направлены на получение какой-либо выгоды от экономической дестабилизации фирмы, от посягательств на ее экономическую безопасность.
 Деятельность руководства фирмы, несмотря на рискованный характер, в общем и целом соответствует действующему законодательству. Угрозы, как правило, предполагают нарушение законодательных норм (той или иной отрасли права - гражданского, административного, уголовного) и предполагают определенную ответственность лиц, их осуществляющих. Таким образом, можно отметить три признака, характерных для угроз экономической безопасности предпринимательской деятельности:
 * сознательный и корыстный характер;
 * направленность действий на нанесение ущерба субъекту предпринимательства;
 * противоправный характер.
 Классификация угроз экономической безопасности предпринимательства
 Угрозы экономической безопасности предпринимательской деятельности могут быть весьма разнообразными. Приведем классификацию угроз по различным критериям.
 По источнику возникновения все угрозы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним могут относиться такие, например, как хищение материальных средств и ценностей лицами, не работающими в данной фирме, промышленный шпионаж, незаконные действия конкурентов, вымогательство со стороны криминальных структур. Внутренние - разглашение собственными сотрудниками конфиденциальной информации, низкая квалификация специалистов, разрабатывающих деловые документы (договоры), неэффективная работа службы экономической безопасности и лиц отвечающих за проверку контрагентов. Наибольшую опасность, как правило, представляют внешние угрозы, поскольку внутренние угрозы зачастую - это реализация внешних "заказов".
 По степени тяжести последствий: угрозы с высокой, значительной, средней и низкой тяжестью последствий. Высокая тяжесть означает, что эти угрозы могут привести к резкому ухудшению всех финансово-экономических показателей деятельности субъекта предпринимательства, что вызывает немедленное прекращение его деятельности либо наносят такой непоправимый вред, который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае происходит ликвидация фирмы.
 Значительная степень тяжести последствий реализации угроз предполагает возможность нанесения фирме таких финансовых потерь, которые окажут негативное воздействие на основные финансово-экономические показатели фирмы, на ее деятельность в будущем и преодолеваются в течение длительных сроков времени.
 Средняя степень тяжести означает, что преодоление последствий осуществления этих угроз требует затрат (наносит потери), сопоставимые с текущими затратами фирмы и не требует значительного времени.
 Последствия реализации угроз с низкой степенью последствий не оказывают какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции фирмы, ни даже на ее текущую деятельность.
 Вообще, что касается количественной оценки угроз, то существуют различные подходы и мнения. Наиболее простая методика оценки ущерба от возникающих угроз предлагается В.В. Шлыковым (5). Методика основана на расчете коэффициента ущерба (Ку), величина которого позволяет принять решение о более эффективной защите собственных экономических интересов. Для расчета коэффициента ущерба используются следующие данные:
 * фактические убытки (ФУ);
 * затраты на снижение убытков (ЗСУ);
 * затраты на возмещение убытков (ЗВУ).
 Сумма этих величин характеризует действительную величину потерь (ДВП), то есть
 ДВП = ФУ + ЗСУ + ЗВУ.
 Соотношение действительной величины потерь и собственных ресурсов предприятия (фирмы) представляет собой коэффициент ущерба:
 Ку = ДВП / Q ,
 где Ку - коэффициент ущерба; Q - объем собственных ресурсов.
 По степени вероятности угрозы могут быть маловероятными и реальными. К маловероятным угрозам относится, например, посещение лицом без определенного места жительства помещений фирмы с требованием о выдаче ему денег с использованием нецензурной брани. Факторы малой вероятности данной угрозы:
 * угрожает один человек (а не организованная группа);
 * отсутствуют реальные возможности приведения угрозы в исполнение;
 * существуют достаточно простые способы защиты (путем физического выдворения данного лица, либо сдача его правоохранительным органам).
 К реальным угрозам относятся, например, те, которые:
 * сопровождаются физическим насилием, повреждением имущества фирмы, похищением работников (руководителей);
 * осуществляются организованной группой, выдвигающей конкретные требования и определенные суммы;
 * осуществляются с участием "квалифицированных" криминальных "специалистов".
 Угрозы могут различаться по воздействию на стадии предпринимательской деятельности. Наиболее вероятны и опасны угрозы на стадии создания фирмы и на стадии ее функционирования. В первом случае это могут быть незаконные действия со стороны должностных лиц, препятствующие организации фирмы, либо вымогательство со стороны преступных группировок. На стадии функционирования угрозы могут возникать на подготовительном этапе (воспрепятствование нормальному снабжению сырьем, материалами, оборудованием), собственно производственном этапе (уничтожение или повреждение имущества, оборудования, кража "ноу-хау"), на этапе заключительном (воспрепятствование сбыту, ограничение конкуренции, незаконное ограничение рекламы).
 Угрозы могут различаться по объекту посягательств. Объектом посягательств выступают прежде всего ресурсы: трудовые (персонал), материальные, финансовые, информационные. Угрозы персоналу - шантаж с целью получения конфиденциальной информации, похищение сотрудников, вымогательство и пр. Угрозы материальным ресурсам - повреждение зданий, помещений, систем связи, кража оборудования. Угрозы финансовым ресурсам - мошенничество, фальсификация финансовых документов, валюты, кража денежных средств. Угрозы информационным ресурсам - несанкционированное подключение к информационной сети фирмы, изъятие конфиденциальных документов и пр.
 По субъектам угроз:
 * угрозы со стороны криминальных структур;
 * угрозы со стороны недобросовестных конкурентов;
 * угрозы со стороны контрагентов;
 * угрозы со стороны собственных сотрудников.
 По виду ущерба - угрозы, реализация которых несет прямой ущерб и угрозы, реализация которых приведет к упущенной выгоде.
 Весьма своеобразная классификация угроз может быть предложена по характеру ответственности субъектов, деятельность которых может квалифицироваться как посягательство на экономическую безопасность предпринимательской деятельности. В этом случае ответственность, наступающая в результате последствий деятельности, определяемой как посягательство на безопасность предпринимательства может носить как гражданско-правовой, так и уголовно-правовой характер.
 По характеру ответственности лица (юридического или физического), несущего (или реализующего) угрозу экономической безопасности предпринимательства можно выделить:
 * угрозы, в результате реализации которых к лицам их осуществляющим могут быть применены нормы гражданско-правовой ответственности;
 * угрозы, в результате попытки или реализации которых к лицам их осуществляющим могут быть применены меры уголовно-правовой ответственности.
 Существуют, следовательно, самые различные угрозы, которые могут одновременно относиться к различным группам классификации.
 Примечания
 1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982. С.159.
 2. Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности. - М.: Мир безопасности, 1999, С. 10-11.
 3. Шаваев А.Г. Безопасность корпораций. Криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. - М.: "Банковский Деловой Центр", 1998, с. 42.
 4. Ярочкин В.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности. - М.: "Ось-89", 2000, с. 92.
 5. Шлыков В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. - СПб: "Алетейя", 1999, с. 59.
 11.2 Гражданско-правовые аспекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности
 Предприниматель как субъект гражданских правоотношений.
 В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (1). В Российской Федерации регламентация отношений в сфере предпринимательской деятельности осуществляется гражданским законодательством. Так, в Гражданском кодексе РФ (Ст. 2) прямо указывается, что "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием". Причем некоторые российские ученые даже считают, что в системе российского гражданского права формируется определенная совокупность взаимодействующих гражданско-правовых норм, регламентирующая относительно самостоятельную систему общественных отношений, которые могут составлять особый и относительно самостоятельный гражданско-правовой институт - предпринимательское право (2).
 Для предпринимательской деятельности важно то, что гражданское право имеет дело во-первых, с имущественными отношениями, то есть с такими общественными отношениями, которые возникают по поводу различного рода материальных благ: вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова. Причем гражданское право регулирует не все имущественные отношения, а только те которые являются имущественно-стоимостными. К ним относятся как товарно-денежные отношения, так и отношения по обмену вещами, дарению и пр. Во-вторых, предметом гражданского права являются личные неимущественные отношения, возникающие, например, по поводу деловой репутации, наименования юридического лица, авторского произведения, изобретения, промышленного образца, либо эти отношения связаны с личностью участвующих в них лиц.
 Гражданское право основано на определенных принципах, отражающих его наиболее существенные свойства и обеспечивающих основные права и свободы предпринимателей. К ним относятся принципы: дозволительной направленности гражданско-правового регулирования, равенства правового режима для всех субъектов гражданского права, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности, свободы договора, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств по территории Российской Федерации (3).
 В российском гражданском законодательстве предусмотрена определенная система гарантий предпринимательской деятельности. К ним относятся такие как:
 * наличие права заниматься разрешенными видами предпринимательской деятельности, создавать предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество;
 * недопустимость отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;
 * юридическое равенство всех субъектов предпринимательской деятельности;
 * равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам;
 * ограничение монополистической хозяйствующих субъектов и их недобросовестной конкуренции;
 * правовая защита интересов всех субъектов предпринимательской деятельности - как на внутреннем, так и на внешнем рынке в соответствии с международным правом.
 Как уже говорилось, существуют две формы правового статуса предпринимателя: индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
 Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя требуется заявление по установленной форме и документ, свидетельствующий об уплате регистрационного сбора. Для регистрации коммерческой организации (юридического лица) заявитель должен представить или направить по почте перечень строго определенных и надлежаще оформленных документов:
 * заявление о регистрации,
 * устав, утвержденный учредителями,
 * решение о создании организации, либо договор учредителей,
 * документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала,
 * свидетельство об уплате государственной пошлины.
 По сравнению с индивидуальными предпринимателями деятельность юридических лиц является более сложной в организационно-правовом и финансово-экономическом аспекте, в связи с чем их экономическая безопасность в большей степени подвержена разного рода угрозам. Получив статус юридического лица, предприниматель совершает действия уже не от своего имени, а от имени данного юридического лица. Для юридического лица должны иметь место в совокупности следующие признаки:
 * наличие обособленного имущества;
 * способность отвечать по обязательствам своим имуществом;
 * способность выступать в имущественном обороте от своего имени;
 * возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.
 Договоры и договорные отношения
 В условиях рыночной экономики у предпринимателей возникает объективная потребность во взаимодействии с другими субъектами хозяйственного оборота: поставщиками, потребителями, партнерами, кредитными организациями, посредниками, страховщиками и т.д. Это взаимодействие осуществляется, как правило, в форме сделок. В сделках могут "закладываться" угрозы предпринимательской деятельности, в связи с чем они требуют тщательной подготовительной работы.
 Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей (4). Каждый участник сделки принимает на себя определенные обязательства и получает определенные права. Эти права и обязательства предпринимателя закрепляются в договоре. Договор есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В договоре закрепляются предмет договоренности, взаимные права и обязанности лиц, последствия нарушения договора.
 Российское законодательство предусматривает весьма разнообразные типы договоров - в Гражданском кодексе их содержится более 40, хотя и не все из них прямо связаны с предпринимательской деятельностью. Все многообразие предпринимательских договоров можно распределить на несколько групп:
 * обязательства по передаче имущества в собственность (договоры купли-продажи, поставки, товаров, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости и предприятия, мены);

<< Пред.           стр. 16 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу