<< Пред.           стр. 2 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 * Самодетерминация криминальной экономической деятельности
 * Анонимность и коллективность жертв
 Устройство рыночной экономической системы, создающее возможность практически безнаказанно распределять ущерб от криминальной деятельности на неопределенный круг лиц.
 Дисфункции рынка. Рынок, являясь одним из важнейших механизмов координации экономической деятельности, призван обеспечивать эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов. Однако он имеет неустранимые, внутренне присущи ему дисфункции, которые получили в экономической теории название изъяны, несовершенства или провалы.
 Изъянами рынка называются внутренне присущие проявления его функционирования, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения, то есть решения, не отвечающие критерию оптимальности по Парето.
 Изъяны рынка создают объективные условия для совершения ряда экономических преступлений. Перед потенциальными преступниками изъяны рынка предстают как ситуации, которые могут быть использованы либо созданы с минимальными издержками и риском для получение незаконного дохода и избежания юридической ответственности.
 Экономические преступления, эксплуатирующие изъяны рыночных институтов, видимо, полностью неискоренимы. Задачей государственных органов может быть ограничение, предотвращение негативных эффектов, нейтрализация последствий посредством совершенствования правового регулирования и оптимизации социально-экономической политики.
 Рассмотрим основные изъяны рынка и обусловленные ими экономические преступления, виды криминальной экономической деятельности.
 1. Тенденция к установлению монопольного контроля является внутреннее присущей рыночному механизму. В стремлении максимизировать прибыль каждый субъект рынка стремится подавить конкурентов. Рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих тенденции к монополизации. Тенденция к ограничению конкуренции настолько фундаментальна, что это позволяет ряду специалистов определить свободную, честную конкуренцию как миф, а сговор о ценах и другие формы недобросовестной конкуренции как общепринятую деловую практику. "Конкуренция - элемент мифа о свободном рынке, но не реальный капитализм" (1).
 Объективная тенденция к монополизации усиливается также благодаря такой особенности современного рынка как неполнота информации, которая является самостоятельным внутренне присущим рынку свойством, как неравномерность распределения информации в рыночной среде. Вследствие этого субъект рынка может получить преимущество благодаря доступу к эксклюзивному источнику информации, получению информации раньше конкурентов и иными способами, не связанными с вложениями экономических ресурсов. В связи с этим информация получает рыночную оценку и становится товаром, который реализуется на нелегальном рынке в результате установления коррупционных отношений и экономического шпионажа.
 2. Неполнота информации - следующее фундаментальное несовершенство рынка. На идеальном рынке совершенной конкуренции продавцы и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом к необходимой информации. Однако на реальном рынке информация является неполной, а распределена она неравномерно между участниками. Возникает явление информационной асимметрии, когда информация, существенная для принятия решений о покупках, инвестициях, заключении контрактов, находится в преимущественном распоряжении одного из участников. Сюда относятся ситуации, когда невозможно оценить качество товара, услуги, выполненной работы, намерения контрагента и его возможности и ряд других. Монопольное владение значимой информацией позволяет ее владельцу использовать ее в своих целях и в ущерб контрагенту без ведения последнего. Данный феномен характерен для многих рынков.
 В качестве примера можно привести рынок медицинских услуг. Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить диагноз, выбрать методы лечения и даже оценить насколько эффективно оно осуществляется. При стремлении врача к максимизации прибыли с его стороны возможны злоупотребления, в том числе связанные с нанесением ущерба здоровью клиента. Известен случай, когда дерматолог заменял образцы тканей пациента, сданные в лабораторию на анализ, на заведомо пораженные раком образцы с целью завысить плату за лабораторные исследования (2). По данным специальных исследований от 10 до 20% всех медицинских процедур совершенно не обязательны. Подобная ситуация складывается и на других рынках.
 Применительно к сфере финансового рынка можно привести массовое введение в заблуждение частных инвесторов финансовыми компаниями, построенными по типу пирамид Понци и хищение более 20 трлн. неденоминированных рублей.
 Неполнота информации, информационная асимметрия - эти особенности рынка наиболее отчетливо проявились на современной стадии развития рыночной экономики.
 Согласно классификации К. Бюхера, в истории народного хозяйства можно выделить три периода.
 Первый период - домашнее или замкнутое натуральное хозяйство, работающее исключительно на свои нужды.
 Второй период характеризуется работой ремесленника на заказ. Часть продуктов производится для обмена.
 Третий период Бюхер назвал народным хозяйством, когда производитель работает на неизвестный рынок.
 Важное различие между указанными периодами состоит в величине расстояния между производителями и потребителями. В первом периоде оно равно нулю. Во втором уже имеется определенное расстояние: продукт поступает от производителя к потребителю через местный рынок. При этом все деловые операции по купле, продаже и поставке товара производились людьми, которые лично знали друг друга. Традиционные общественные институты являлись важной опорой рыночных отношений, являясь важной гарантией добросовестности и честности деловых партнеров. В настоящее время продукт производится на неизвестный рынок. Расстояние между производителем и потребителем является весьма значительным. Рыночные сделки осуществляются между людьми, которые, как правило, друг другу неизвестны. Частая сменяемость производителей и потребителей, деловых партнеров придают экономическим отношениям анонимный, неперсонифицированный характер. В этих условиях возможности злоупотреблений, изначально заложенные в рынке как экономическом институте, многократно возрастают. Само понятие жертвы в традиционном смысле размывается. Она становится неперсонифицированной и анонимной. Традиционные институты, основанные на личных, семейных и иных отношениях не в состоянии компенсировать нарастающие дисфункции рыночного механизма.
 Проблемы неполноты информации, ее асимметрии обостряются также в связи с усложнением организационно-правовых и экономических форм экономической деятельности. Значительные размеры современных корпораций, их широкое географическое распространение, иерархический порядок, сложная система распределения ответственности затрудняют обнаружение преступлений и облегчают их совершение.
 3. Неспособность рынка производить общественные блага, то есть товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой степени член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Примерами общественных благ являются национальная оборона, обеспечение правопорядка, объекты общедоступной инфраструктуры. Ввиду неспособности рынка производить общественные блага эта функция возлагается на государство. Оно обеспечивает их производство, как правило, мобилизуя средства потенциальных потребителей посредством системы налогообложения. Внутренне присущее общественным благам свойство неисключаемости, состоящее в том, что потребитель не может быть исключен их потребления общественного блага в силу его природы, дает возможность пользоваться им независимо от участия в формировании фондов денежных средств для их производства.
 Это создает так называемую "проблему безбилетника", или фрирайдера - незаконного и бесплатного пользователя общественными благами. В реальной экономической практике данная проблема принимает форму уклонения от уплаты налогов и других обязательных сборов.
 Существует также проблема, связанная с невозможностью дифференцировать налоговое бремя в соответствии с индивидуальным спросом на общественные блага. Одна из причин этого - невозможность выявления истинных предпочтений в связи с их сокрытием, цель которого минимизировать платежи на производство общественного блага и присваивать эффект в качестве "безбилетника". Несоответствие налоговой нагрузки индивидуальному спросу на общественные блага также может стать причиной уклонения от уплаты налогов и обязательных платежей.
 4. Неспособность рынка устранить внешние эффекты (экстерналии) - также является его фундаментальной характеристикой.
 Внешние эффекты - это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает.
 В основе внешних эффектов лежит явное или скрытое использование (присвоение) какого либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости (3).
 В качестве примера отрицательных внешних эффектов можно привести совершение экологических правонарушений и преступлений, когда субъект рынка фактически снижает издержки свой деятельности путем нанесения ущерба окружающей среде. Совершение подобных общественно опасных деяний облегчается в том случае, если отрицательные внешние эффекты носят неосязаемый характер, то есть не проявляются на рынке.
 Другим примером неосязаемых внешних эффектов является потребление наркотических средств, других товаров и услуг с отрицательными и не проявляющимися непосредственно на рынке последствиями.
 Для компенсации внешних эффектов используются различные средства, одним из наиболее значимых из которых является государственное регулирование. Так, государство устанавливает правовой запрет на немедицинское потребление наркотиков, предусматривая уголовную ответственность за их незаконное производство, распространение, хранение, а в ряде случаев и потребление. Аналогичные действия предпринимаются в сфере защиты экологии.
 Однако несовершенство законодательства, относительно низкие издержки сокрытия правонарушений и преступлений в сочетании с высокой экономической выгодой от их совершения при ориентации субъекта на максимизацию прибыли является криминогенным обстоятельством, внутренне присущим рынку.
 5. Неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства в рыночной экономике. Рыночный механизм нейтрален в существующим в обществе социальным и моральным требованиям и имеет тенденцию к неоправданной дифференциации доходов и имущества между участниками рыночных отношений.
 Даже в условиях государственного вмешательства в распределение доходов проблемы остаются, поскольку реализуемая политика распределения может не соответствовать нормам принятым в обществе, в отдельных социальных группах либо отдельными индивидами. Высокий уровень дифференциации доходов и имущества в сочетании с восприятием распределения как несправедливого способно явиться важным условием для морального самооправдания при совершении имущественных правонарушений и преступлений. Это относится, в частности, к уклонению от обязательных платежей и незаконному получению прав на льготы, компенсации и другие трансферты за счет бюджета и внебюджетных фондов. Наличие морального самооправдания является, по мнению криминологов, необходимым условием совершения мошенничества (4).
 Ограничение изъянов рыночного механизма осуществляется посредством государственного вмешательства в действие рыночных сил и регулирование экономических отношений. Далеко не всегда изъян рынка может быть компенсирован эффективным вмешательством государства. Часто изъяну рынка соответствует изъян государства и устранение первого влечет усиление негативных последствий второго. Оптимальное решение существует не всегда.
 Изъяны или дисфункции государства также могут быть использованы в криминальных целях для получения незаконной выгоды. Рассмотрим важнейшие изъяны государства и их криминогенный потенциал.
 6. Ограниченность объективной информации для принятия решений является важным условием, способствующим путем манипулирования информацией получать у государства необоснованные преимущества в сфере налогообложения, льготного кредитования, дотирования, субсидирования, квитирования, лицензирования.
 Бюрократизм в принятии экономических решений проявляется в сложной и длительной процедуре согласования принимаемых решений между различными ведомствами. Возможность государственных служащих оказывать влияние на сроки и результативность принятия решений создают спрос на незаконные услуги со стороны заинтересованных лиц и организаций, что создает условия для коррупции.
 7. Несовершенство политического процесса - серьезный изъян современного государства, состоящий в том, что в современном демократическом обществе принятие экономических решений увязано с политическими интересами властных структур и организаций.
 Характерными особенностями современного политического процесса выступают рациональное неведение избирателей, возможность принятия произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Это создает реальные возможности для навязывания обществу экономических решений, противоречащих его интересам. Большинство форм общественно опасного поведения в политическом процессе некриминализованы, за исключением наиболее откровенных форм коррупции.
 8. Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. В качестве примера можно привести нелояльное поведение менеджмента государственной организации, состоящее в заключении убыточных для предприятия сделок. Другим примером может быть неэффективное управление государственной собственностью, вложенной в предприятия, что проявляется, в частности в практически полном отсутствии прибыли либо ее доли, распределяемой по дивидендам.
 9. Ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом признается наиболее значимым "провалом" государства. В силу профессионализации управленческих функций и ряда других причин высшие государственные структуры, особенно исполнительные органы, приобрели относительную автономность от общества. В сочетании с широкими дискреционными полномочиями государственных служащих в сфере регулирования экономики это является фактором, способствующим коррупции.
 10. Самодетерминация криминальной экономической деятельности. Совершение противоправных деяний, сокрытие их от государственного контроля ведет к совершению новых правонарушений и преступлений. Это объясняется как невозможностью использовать легальный институты для защиты экономических интересов, так и возникновением специфического криминального риска. Информация о скрытой деятельности становится инструментом торга и шантажа в отношениях с вымогателями и криминальными покровителями.
 Сокрытие экономической деятельности создает условия для заключения незаконных соглашений по распределению скрытого дохода. Экономическая природа этого явления может быть объяснена на основе теоремы Р.Коуза, посвященной рыночным способам урегулирования проблемы внешних эффектов.
 Таким образом, любая скрываемая от контроля государства информация потенциально создает криминогенную ситуацию путем превращения ее в предмет незаконных соглашений и вымогательства.
 Результаты незаконного соглашения по поводу информации могут принимать различную форму: либо рыночного типа (получение выгоды, выраженной в денежной форме), либо нерыночного институционального типа, когда платой за неразглашение информации является принуждение к совершению каких-либо действий либо к соблюдению неформальных норм какой-либо группы или сообщества, например, реализация принципа Blutkit, укрепляя членство в группе соучастием в нарушении правового запрета.
 Существует тесная связь между явлениями скрытого производства нормальных товаров и услуг и криминализацией экономических отношений. Исследования показывают, что при передаче крупных сумм наличных, без которых невозможно теневое производство, как правило, возникают контакты с криминальными структурами. От разовых услуг по неформальной защите отношения с преступниками приобретают систематический характер. Кризисные предприятия чаще прибегают к услугам преступных организаций для защиты и разрешения экономических споров. Аналогичные отношения могут быть установлены и с коррумпированными государственными служащими.
 В свою очередь, криминализация экономики, вытеснение государственных институтов криминальными становится самостоятельной причиной роста сектора теневой экономики. Высокая криминализация и коррумпированность экономических отношений побуждает предприятия формировать неформальные фонды денежных средств для осуществления не предусмотренных законодательством платежей.
 Согласно проведенным выборочным обследованиям предприятий Тульской, Иркутской областей и Удмуртской Республики доля теневых платежей в общих расходах предприятия составили для малого бизнеса около 23%, для крупных и средних предприятий - 18% (5). Государство не может обеспечить отсутствие произвола со стороны собственных чиновников в рамках официальных, легальных процедур, связанных с регулированием рынка. В результате предприятия вынуждены решать свои проблемы с помощью взяток, для которых им требуются неучтенные наличные.
 Рассмотренный фрагмент демонстрирует одно из многочисленных проявлений тесной взаимосвязи и взаимодетерминации скрытого производства и криминальной деятельности. Установление этого факта делает необходимым включение в рассмотрение детерминант криминальной экономической деятельности также и причин сокрытия производства нормальных товаров и услуг.
 Для понимания причин криминализации важно не только уяснение ее причинной связи с сокрытием, но и неизбежности сокрытия некоторых значимых аспектов экономической деятельности и информации о ней от официального контроля. Это обусловлено следующими причинами.
 В целях минимизации издержек функционирования экономической системы (трансактных издержек) в экономике формируются институты, которые включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других (6).
 Формальная и неформальная системы регулирования находятся в противоречии, что обусловлено различием их функций. По мнению В.М.Рейсмена (W.M.Reisman), идеальная нормативная система, закрепленная в праве, которую он называет мифом, выполняет своеобразную интегративную функцию, обеспечивая стабильность существования различных социальных групп и общества в целом. Она отражает ключевые ценности общества и отдельных его социальных групп.
 Система операционального, или делового кодекса поведения обеспечивает эффективное достижение практических целей, минимизацию издержек. Ее большая рыночная эффективность может быть обусловлена перекладыванием части издержек на общество или другие группы экономических агентов.
 Нормативная система более стабильна, консервативна, в то время как операциональная более динамична и эффективна.
 Несоответствие операциональной и идеальной нормативной систем существует всегда, но в отдельные периоды может принимать значительные масштабы и трактоваться как нарушение закона. В этих условиях преступное, но эффективное с групповой точки зрения экономическое поведение может стать в ряде случаев неотъемлемым элементом операционального кодекса, получить молчаливое или явное групповое одобрение и скрываться от формального контроля.
 Обусловленная несовершенством рынка и государства неэффективность системы регулирования экономических отношений способна усилить противоречие между формальной и неформальной нормативными системами, стимулируя рост теневой экономики и ее криминализацию.
 С точки зрения экономического подхода к деятельности институтов регулирования экономики полное пресечение всей противоречащей формальным нормам деятельности не только невозможно, но и нецелесообразно. Усилия и издержки по обеспечению контроля должны быть таковы, чтобы совокупные издержки, состоящие из затрат по обеспечению контроля и ущерба от нарушения формальных норм, были минимальны. Постановка задачи полной ликвидации отклоняющегося поведения потребует несоразмерного увеличения издержек. Этот вывод в целом согласуется с предыдущими рассуждениями о различных функциях формальной и неформальной нормативных систем в регулировании экономического поведения.
 Таким образом, рынок и государство обладают принципиально неустранимыми изъянами (несовершенствами), которые создают возможность для совершения общественно опасных деяний в сфере экономики и криминальной деформации экономической системы. Несовершенство и внутренняя противоречивость нормативного регулирования экономической деятельности порождает тенденцию к сокрытию значимой информации от официального контроля и возможность криминализации скрытой экономики. Данные особенности являются детерминантами криминальной экономики на уровне хозяйственной системы рыночного типа.
 Отмеченные неустранимые несовершенства рынка и государства усиливаются как в условиях чрезмерного усиления роли государства, так и при необоснованном устранении государства от осуществления присущих ему функций.
 Масштабы и конкретные формы участия государства в экономической деятельности определяются проводимой социально-экономической политикой, которая также может создать специфические возможности для криминализации экономической системы. Это так называемые конкретные, или специфические причины совершения экономических преступлений, которые будут рассмотрены ниже.
 Поскольку сокрытие от государственного контроля также является криминогенным фактором, то среди причин криминализации экономики следует изучать и те, которые способствуют выталкиванию экономической деятельности за пределы контролируемой государством сферы.
 В заключении отметим еще несколько специфических детерминантов криминальной экономической деятельности.
 11. Анонимность и коллективность жертв также является немаловажным криминогенным фактором. Эти преступления вызывают меньше страха и раздражения у общественности, так как виктимизация происходит постепенно в течение долгого периода времени по сравнению с разовым причинением вреда традиционными преступлениями.
 При совершении преступлений против корпораций одним из основных криминогенных факторов является психологический механизм деперсонализации корпораций в сознании преступника: так, для служащего кража - это лишь "взятие взаймы". Возмещение ущерба в таких случаях, как правило, переносится на плечи потребителей путем поднятия цен на товары и услуги.
 Немаловажным фактором является несовершенство законодательства, высокая латентность экономических преступлений, сложность их выявления и расследования. Мягкость наказания способствует тому, что корпорации, как правило, избегают негативных последствий для себя, так как оплата штрафов списывается как деловой риск или переносится на потребителей при помощи поднятия цен.
 Одним из факторов, способствующих совершению преступлений, признается то значение, которое традиционно придается материальному успеху и власти как основе положения в обществе.
 12. Устройство рыночной экономической системы, создающее возможность практически безнаказанно распределять ущерб от криминальной деятельности на неопределенный круг лиц. Современная институциональная система создает для этого благоприятные возможности.
 Так, торговцы, потерпевшие от экономических преступлений, перекладывают потери на покупателей, страховщики - на страхователей, кредитные организации на заемщиков и вкладчиков, государство - на налогоплательщиков и потребителей трансфертов, общественных благ. Неплатежи бюджету превратились в эффективное средство переноса бремени кредиторской задолженности и нехватки оборотных средств лоббирующих групп специальных интересов реального сектора на общество.
 Ущерб от деятельности компактной группы специальных интересов, добившихся существенных льгот за счет государственного бюджета, будет практически неощутим для каждого отдельного налогоплательщика или получателя бюджетных ресурсов. Значительный ущерб, нанесенный торговой организации, может выразиться в весьма незначительной наценке к цене товара. Потребитель может совершенно не придать значения этому небольшому изменению цены.
 Примечания
 1. Рейсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки: "крестовые походы" и реформы. - М.: Прогресс, 1988. - С. 8.
 2. Альбрехт У., Венц Дж., Уильямс Т. Мошенничество. - СПб, Питер пресс, 1996. - С. 73.
 3. Под альтернативной стоимостью понимается потенциальная отдача от лучшего из всех тех вариантов использования данного блага, которые были принципиально возможны, но остались нереализованными
 4. Альбрехт У., Венц Дж., Уильямс Т. Мошенничество. - СПб, Питер пресс, 1996.
 5. Симачев Ю. Теневая деятельность частных предприятий. - Вопросы статистики. - 1997. - 7. - С. 21.
 6. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. - 1997. - 3. С. 7.
 1.6. Конкретные детерминанты криминальной экономической деятельности
 Наряду с фундаментальными причинами и условиями, связанными с глубинными чертами хозяйственной системы, комплекс причин криминальной экономической деятельности связан с более конкретными обстоятельствами экономического положения отдельных стран, отраслей, рынков, предприятий. Детерминанты находятся во взаимодействии и взаимовлиянии. Кроме того, криминальная экономическая деятельность обладает свойствами самодетерминации, оказывая обратное воздействие на причины и условия. Рассмотрим наиболее значимые детерминанты, к которым отнесены:
 * Диспропорции в развитии финансово - кредитной системы и деформации финансово - кредитной политики.
 * Предоставление индивидуальных налоговых и таможенных льгот при высоком уровне налоговых ставок и таможенных тарифов.
 * Бартеризация экономики
 * Структурные диспропорции в экономике
 * Монополизм
 * Снижение жизненного уровня и социальная дифференциация населения
 * Рост масштабов присваиваемой ренты
 * Конъюнктурные факторы
 * Другие причины и факторы
 * Самодетерминация
 Диспропорции в развитии финансово - кредитной системы и деформации финансово - кредитной политики. Диспропорции нашли свое выражение, прежде всего, в гипертрофированном развитии финансового сектора в ущерб реальному. Банки занимали привилегированное положение в распоряжении финансовыми ресурсами и получали сверхвысокие доходы. В то же время в целом народное хозяйство, и особенно реальный сектор испытывали острую нехватку предложения денег для обеспечения нормального экономического оборота. Дороговизна банковского кредита, который является важнейшим источником формирования оборотных средств предприятий, имела следствием демонетизацию оборота, то есть сокращение его обеспеченности денежными средствами. В результате банковский кредит замещается коммерческим, деньги вытесняются из расчетов денежными суррогатами.
 В структуре расчетов в 1996 году различные инструменты использовались следующие инструменты: прирост неплатежей - 16%; бартерные сделки - 35-38%; векселей - 8-11%; наличность - 9-12%; безналичные деньги - 17-23% (1).
 Это создает большие возможности для теневых махинаций и откровенно преступных операций с суррогатными финансовыми инструментами. В качестве примера можно привести известные массовые хищения финансовых ресурсов с использованием фиктивных авизо, чеков, векселей, злоупотребления при взаимозачетах
 Важнейшей функцией государства в рыночной экономике является обеспечение эффективного функционирования кредитно-денежной системы, контроль за деятельностью коммерческих банков по обеспечению своевременности расчетов и защите средств участников платежного оборота, быстрое и справедливое разрешение экономических споров и исполнение судебных решений. Реакцией хозяйствующих субъектов на недостаточную надежность региональных банковских систем, низкую платежную дисциплину явилось распространению неучтенных расчетов наличными. Государство не может предоставить должных гарантий эффективности расчетов и стабильности банковской системы - и фирмы вынуждены держать в неучтенных наличных деньгах значительную часть своих оборотных средств.
 Предоставление индивидуальных налоговых и таможенных льгот при высоком уровне налоговых ставок и таможенных тарифов. Данный фактор, особенно в условиях общего ослабления государства, создает благоприятные условия для развития опасных форм их незаконного использования организованными преступными группами.
 В соответствии с законодательством спортивным организациям, лицам, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, и воинам-инвалидам Афганской войны были предоставлены существенные льготы. Эти организации и лица освобождались от налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ при закупке за границей и при продаже в России спиртных напитков, табачных изделий, автомобилей и других товаров, пользующихся повышенным спросом.
 Цель этих льгот - поддержка соответствующих организаций и лиц в условиях либерализации экономики. Однако реализация указанных льгот осталась без какого-либо контроля со стороны государства. В результате льготы были использованы преступными группами для извлечения сверхдоходов и их хищения (подробнее).
 Бартеризация экономики явилась прямым следствием вытеснения денег и банковского кредита из сферы расчетов между предприятиями реального сектора. В российской экономике стремительно увеличилась сфера бартерных операций. Доля бартерных расчетов за последний год возросла, по оценкам Российского Экономического Барометра, с 25 до 40% объемов продаж промышленных предприятий.
 Бартеризация экономии влечет ряд потенциально - криминогенных последствий, к числу которых можно отнести усиление контролирующего влияния на экономику института торгово-промышленных посредников, деформация процесса ценообразования, перераспределение собственности. Доминирование в экономике бартерных операций способствует уменьшению числа независимых хозяйствующих субъектов, монополизации производства. Цены в бартерной экономике носят в значительной степени условный, искаженный дискриминационный характер. Значительные возможности искажения стоимостных оценок экономических ресурсов позволяет выводить процесс перераспределения собственности из под контроля государственных органов и номинальных собственников - акционеров.
 Другим важным следствием развития бартерных отношений явилось чрезвычайное усиление роли высших менеджеров, директората в управлении предприятиями и распоряжении ресурсами, что объективно обусловлено особой значимостью личных связей в реализации сложных бартерных схем. Формируется так называемая "экономика физических лиц", особенностью которой является обособление личных интересов руководителей от интересов руководимых ими предприятий, организаций и учреждений, реализации в ущерб предприятиям сделок, выгодным высшим менеджерам как физическим лицам. Спутником бартеризованной экономики физических лиц является криминализация экономических отношений между предприятиями, производителями и потребителями, перенос отношений между предприятиями в сферу отношений между физическими лицами, внесудебные способы разрешения конфликтов, несоответствие между финансовыми и товарными потоками (2).
 При сохранении указанной тенденции бартеризации возможно формирование легальных или теневых альянсов директората предприятий, торгово - промышленных посредников и откровенно преступных группировок. И, наконец, широкое распространение бартерных операций резко снижает и без того ограниченные возможности государства осуществлять контроль за экономическим отношениями, в частности, полно и своевременно обеспечивать налоговые платежи в бюджет.
 Структурные диспропорции в экономике оказывают существенное влияние на криминогенный потенциал экономики. Для российской экономики переходного периода характерно наличие унаследованных от прежней системы и вновь возникших диспропорций. Среди важнейших можно отметить диспропорции в отраслевой, производственной структуре экономики и в распределении доходов.
 Деформация отраслевой структуры народного хозяйства. За годы реформ гипертрофированное развитие получил спекулятивный (финансово-посреднический) сектор экономики, обеспечивающий несопоставимый с реальным производством уровень рентабельности. Криминогенное воздействие на экономику резкого возрастания роли спекулятивного сектора проявилось в следующем.
 Во-первых, спекулятивный сектор по своей сущности менее контролируем и более криминогенен даже в условиях сильных государственных институтов. Это также является причиной снижения налоговых поступлений, что отмечалось выше.Особенно явственно проявляется деструктивный потенциал этого сектора в период коренных социально-экономических изменений в различных странах и в разные периоды истории. Об особенностях торгового капитала в период становления капитализма в Европе писал, в частности Ш.Фурье.
 Во-вторых, спекулятивная направленность экономического развития создает среду, в которой предприятия ориентировались преимущественно на цели текущего выживания, поддержания уровня жизни работников, сокращая инвестиции.
 Ориентация предприятий на краткосрочные цели развития - значимый фактор, стимулирующий сокрытие экономического оборота и расширение сферы расчетов наличными. Как показывают исследования деятельности московских оптовых торговых фирм (3), сокрытие экономического оборота значительно менее характерно для фирм, ориентирующихся на цели легального развития в будущем и проявляющие инвестиционную активность. Это объясняется тем, что, несмотря на радикальное сокращение обязательных платежей, теневая деятельность ограничивает возможности будущего развития. Предприятие, глубоко увязшее в "двойной" бухгалтерии, вряд ли может рассчитывать на получение долгосрочных кредитов, на привлечение средств крупных сторонних инвесторов.
 Приоритет краткосрочных целей выживания перед целями перспективного развития проявляется также в стремлении обеспечить доходы работников независимо от эффективности деятельности и инвестиционных потребностей. Это характерно для кризисных предприятий, находящихся в сложном финансовом положении. Неофициальные расчеты наличными выступают вполне безопасным и действенным средством повышения реальных доходов занятых за счет неучтенной оплаты труда.
 Деформация структуры экономики проявилась также в гипертрофированном развитии высокомонополизированного топливно-энергетического, сырьевого экспортоориентированного сектора экономики и кризисных явлений, спада в других отраслях реального сектора.
 Особенностью народного хозяйства России является ее длительное развитие фактически в изоляции от мирового хозяйства. Одним из важнейших следствий автаркичного развития является существенное отличие структуры внутренних и мировых цен. Внутренние цены на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы значительно ниже, а на готовую продукцию - существенно выше мировых. Форсированная либерализация внешнеэкономической деятельности в этих условиях при низкой эффективности государственного контроля - один из наиболее значимых факторов криминального накопления капитала. Значительные различия в уровне внутренних и мировых цен обеспечивают возможность с минимальными издержками и в кратчайший срок получать значительный спекулятивный доход. Особенно велика была разница цен в первые годы либерализации внешнеэкономических отношений - в конце 80-х - начале 90-х годов. Совершаемые в этой сфере преступления были связаны с контрабандой стратегически важных сырьевых товаров, коррумпированием должностных лиц, обладающих правом предоставления лицензий на экспорт и предоставления экспортных квот, незаконным вывозом капитала за рубеж.
 Транснационализация и глобализация экономики создает благоприятные условия для использования международных экономических отношений в криминальных целях. Доступ к гигантским экономическим ресурсам, различия в законодательствах отдельных стран, чрезвычайная прибыльность международных операций и легкость отмывания денег - значимые условия, благоприятствующие криминальному предпринимательству в международном масштабе. Наркобизнес, бизнес на торговле оружием, кража и реализация автомобилей, предметов искусства - наиболее прибыльные сектора транснационального бизнеса. Ослабленное государство не может сегодня эффективно противодействовать вовлечению российских ресурсов в систему международных криминальных экономических отношений.
 Высокий уровень монополизации российской экономики также можно отнести к структурной диспропорции, имеющей криминогенные последствия.
 Особенностью монополизма в современной российской экономике является сохранение прежних форм монополизма и появление новых. Поскольку государство сохранило контроль за работой некоторых секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Так, сохранение государственного контроля за золотодобычей и ограничение доступа на этот рынок частного капитала является источником существования черного рынка золота, который контролируется преступными организациями. Например, на Дальнем Востоке этот рынок в значительной степени контролируется ингушскими преступными группировками.
 Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств и ведомств. Формально юридически эти организации обособлены от государства. Но фактически они сохранили прежние связи и влияние в государственном аппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Такие компании регулируют наиболее прибыльные сектора экономики - добыче и реализации топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Они практически закрыты от государственного и общественного контроля, что создает возможности для теневой и криминальной деятельности. Наиболее распространенными ее видами являются уклонение от уплаты налогов, сокрытие валютной выручки за рубежом, манипуляции с ценными бумагами (векселями, акциями этих компаний).
 Сверхмонополизированная и диспропорциональная структура экономики является фактором активизации острой борьбы за установление контроля, часто и использованием незаконных средств, над сверхдоходными предприятиями, а также поиска все более эффективных способов перераспределения должниками обрабатывающих отраслей бремени кредиторской задолженности на самих кредиторов и государственный бюджет, максимально выводя из под учета реальный хозяйственный оборот.
 Новая форма монополизма - система криминальных "крыш", которые распределяют рынок и регулируют конкуренцию. Криминальные группировки обеспечивают прочные барьеры перед потенциальными конкурентами, желающими проникнуть на контролируемый сегмент рынка. Ограничивая конкуренцию и обеспечивая монопольно высокий уровень цен и прибыли, криминальные "крыши" изымают часть прибыли в форме платы за охранные услуги, неформального налога.
 Снижение жизненного уровня и высокий уровень социальной дифференциации населения. Ухудшение экономического положения населения является крминогенным фактором, известным на протяжении всей писаной истории. Особенно остро он проявляется в переходные периоды истории. Так, французский просветитель Ж.Ж.Руссо писал: Имущественные преступления, в значительной своей части, находят истинную причину в этом плохом экономическом положении, а непосредственную причину - в острой и, еще в большей степени, в хронической нужде" (4).
 В России мощное криминогенное воздействие этого фактора проявилось в период социально-экономических преобразований, одним из результатов которых явилась массовая социальная дифференциация населения и снижение уровня жизни.
 Рост масштабов присваиваемой ренты - важнейших фактор криминализации в условиях переходной к рынку экономики.
 Рентоориентированным поведением называется любая экономическая деятельность, направленная либо на использование монопольного положения, либо на получение доступа к правительственным субсидиям, в отличие от стремления в рыночной экономике к получению прибыли в процессе конкуренции (5).
 Методы присвоения ренты многочисленны, но особое значение имеют следующие: спекуляция, субсидии на импорт, льготные кредиты и номенклатурная приватизация, выгода от обычной монополии, доходы от муниципальной недвижимости, коррупция, рэкет. В 1992 году валовой доход из различных источников превысил 80% российского ВВП (6).
 Рассмотрение рентоориентированного поведения с точки зрения криминализации экономики имеет как минимум два аспекта.
 С одной стороны, криминальная экономическая деятельность является особой разновидностью рентоориентированного поведения.
 С другой - наиболее криминализованными являются сферы экономики, обеспечивающие максимальные возможности присвоения ренты. Криминальная активность в переходный период сосредоточена преимущественно в отраслях, на которые падает наибольшая масса присваиваемой ренты: банковская, внешнеэкономическая деятельность, торговля, сырьевые отрасли, особенно топливно-энергетический комплекс, сфера приватизации. В значительной степени криминальным деформациям подвержен и процесс перераспределения рентных доходов. Ранее при анализе деформаций государственных институтов и структурных диспропорций были рассмотрены также иные формы присвоения ренты.
 Причинами рентоориентированного поведения, в том числе в криминальных формах, является либерализация экономической деятельности при ослаблении государственных институтов в условиях структурных и ценовых диспропорций. Сверхвысокая доходность рентоориентированного поведения создает благоприятные условия для формирования наиболее опасных организованных преступных сообществ и групп. Это подтверждается как отечественным, так и зарубежным опытом.
 Конъюнктурные факторы. Состояние экономической конъюнктуры также оказывает влияние на склонность к сокрытию экономической деятельности и правонарушениям.
 Например, во время экономических кризисов экономическая преступность возрастает, что объясняется обострением конкурентной борьбы и стремлением сохранить бизнес в тяжелой ситуации. Наиболее характерно это для преступности корпораций. Достижения техники облегчают сложные и крупные мошеннические операции и позволяют избежать их обнаружения. Совершение одного экономического преступления порождает цепную реакцию. Жесткость конкуренции заставляет подражать партнерам, использующих криминальные методы экономической деятельности. Эта преступность порождает и сопутствующие ей преступления.
 В ряде случаев экономический кризис может дать импульс переходу целях отраслей экономики к незаконной деятельности. Последствия таких изменений могут быть необратимыми. Примером является возникновение индустрии наркобизнеса в Колумбии, толчок в становлению которой был дан экономическим кризисом, спадом производства и массовой безработицей.
 Ухудшение финансового положения предприятий. Финансовое положение предприятий, как показывают результаты исследований, оказывает существенное влияние на степень распространения теневого производства и экономических правонарушений. Это связано с тем, что деловые партнеры весьма низко оценивают надежность этих предприятий как клиентов и требуют расчета наличными. Стимулирует использование наличных при расчетах также повышенный риск использования безналичных расчетов в связи с наличием задолженности перед бюджетом и возможности обращения взыскания на средства на банковских счетах. Так, при расчетах с поставщиками в среднем доля расчетов наличными с поставщиками кризисных предприятий составляет 27%. Для благополучных предприятий этот показатель составляет 16% (7).
 В кризисный период общий рост экономической преступности объясняется обострением конкурентной борьбы и стремлением сохранить бизнес в тяжелой ситуации. Совершение одного экономического преступления порождает цепную реакцию. Жесткость конкуренции заставляет подражать партнерам, использующих криминальные методы экономической деятельности. Эта преступность порождает и сопутствующие ей преступления.
 Законодательство об аудите. Часто совершение преступлений облегчается особенностями законодательства, регулирующего аудиторский контроль. Совершению махинаций с балансовыми ведомостями способствует в некоторых странах система ревизий. Например, в Германии ревизор практически не имеет прав по пресечению нарушений, которые он обнаружит в бухгалтерских документах. Его отношения с компанией, которую он проверяет, строятся на доверии. Он может сообщить о выявленных нарушениях только совету директоров.
 В российском законодательстве и в стандарте действий аудитора при обнаружении искажений в бухгалтерской отчетности вопросы прямого взаимодействия аудиторской организации с государственными контролирующими и правоохранительными органами в стандарте не затрагиваются.
 Воздействие на сокрытие и криминализацию экономики оказывают и ряд других факторов, среди которых можно отметить:
 * особое значение, придаваемое материальному успеху и власти как основе положения в обществе;
 * несовершенство законодательства;
 * высокая латентность экономических преступлений;
 * сложность их выявления и расследования;
 * мягкость наказания;
 * логика конкурентной борьбы и обеспечения репутации, побуждающая крупные фирмы "не выносить сор из избы", скрывать факты криминального поведения ее служащих.
 Являясь органическим элементом социально-экономической системы криминальная экономика оказывает и обратное воздействие на порождающие ее причины, таким образом создавая эффект самодетерминации. Иными словами криминальная экономика деятельность воссоздает условия собственного развития.
 Этот процесс самопорождения характерен для любых институциональных структур и может быть с некоторым упрощением описан через такие механизмы как гиперселекция, хреодный эффект и зависимость от траектории предшествующего развития.
 Эффект гиперселекции заключается в том, что неконкурентоспособная в нормальных условиях структура (институт) в силу случайно сложившихся обстоятельств захватывает доминирующее положение и блокирует процесс выживания эффективных институтов.
 Хреодный эффект означает, в данном контексте, что в силу случайных причин то или иное явление, та или иная система начинает развиваться по неоптимальному пути, причем, чем дольше продолжается такое развитие, тем труднее изменить траекторию. Селекционный отбор прекращает действовать и его неоптимальность становится заметной в отдаленной перспективе.
 Зависимость от траектории предшествующего развития проявляется в том, что уже сложившиеся криминальные институты, структура экономики, политическая система и социальная структура делают развитие по прежней траектории наиболее вероятным. Иными словами, криминальная экономика создает постепенно создает внешнюю экономическую, институциональную, социальную среду, которая благоприятствует ей и стимулирует криминализацию. Теневое экономическое поведение становится органическим элементом экономической системы и поддерживается легально действующими экономическими агентами.
 Укорененность теневой и криминальной экономической деятельности в современной хозяйственной системе объясняется в ряде случаев, как это ни парадоксально заинтересованностью участников контролирующих и правоохранительных структур, а также криминальных структур в сохранении правового запрета. Государственные структуры заинтересованы в стабильности и расширении, в увеличении объема потребляемых общественных ресурсов. Таким образом, они могут быть в силу экономических причин не заинтересованы в декриминализации многих деяний, если результатом будет являться уменьшение выделяемых на цели контроля ресурсов и снижение значимости, привилегий ее сотрудников, во многом независимо от действительной целесообразности этого. В случае коррумпированности государственных институтов заинтересованность в этом не уменьшается, поскольку правовой запрет превращает функции чиновников в ценный товар со вполне осязаемой рыночной стоимостью.
 С другой стороны в снятии правового запрета могут быть не заинтересованы и сами субъекты, осуществляющие криминальную деятельность. Интерес этот очевиден, если учесть, что результатом будет приток на рынок многочисленных конкурентов и моральное обесценение тех дорогих, но эффективных форм страхования криминального риска, которые позволяют эффективно противостоять как государственному контролю, так и конкурентам. Таким образом, правовой запрет, в ряде случаев может являться фактором, сдерживающим не саму криминальную деятельность, а деятельность ее конкурентов.
 Примечания
 1. Клепач А. Указ. соч. С. 54.
 2. Клейнер Г. Современная экономика России как "экономика физических лиц" // Вопросы экономики. - 1997. 4. С. 88.
 3. Яковлев А., Воронцова О. Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота (по данным обследований московских торговых фирм). -Вопросы экономики. 1997. 7. с. 116-117.
 4. Симачев Ю. Теневая деятельность частных предприятий. - Вопросы статистики. - 1997. - 7. - С. 23.
 5. Ванъ-Канъ Экономическiе факторы преступности. М.: Изданiе Г.А.Лемана, 1915. - С. 312.
 6. Ослунд А. "Рентоориентированное поведение" в российской переходной экономике // Вопросы экономики, - 1996, - 8, - С. 100 - 101.
 7. Ослунд А. "Рентоориентированное поведение" в российской переходной экономике // Вопросы экономики, - 1996, - 8, - С. 100 - 101.
 8. Симачев Ю. Теневая деятельность частных предприятий. - Вопросы статистики. - 1997. - 7. - С. 23.
 1.7. Детерминанты теневой экономики
 Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие:
 * чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;
 * чрезмерная регламентация экономической деятельности;
 * значительные масштабы государственного сектора в экономике.
 * Относительно новым фактором является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.
 Эти детерминанты относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ.
 Они являются общими для государств с различными типами экономики - для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран. Выделяется также ряд факторов, которые либо присущи исключительно экономикам переходного типа всем или некоторым), либо оказывают различное влияние в условиях различных типов хозяйственных систем.
 Разнонаправленное влияние на масштабы теневой экономики и крминальной экономической деятельности оказывает такой фактор, как масштабы доходов и расходов государственных финансовых фондов (прежде всего бюджета).
 Из числа детерминант, оказывающих влияние в российских условиях, рассматриваются следующие:
 * диспропорции развития финансово-кредитной системы и финансово-кредитной политики;
 * бартеризация экономики;
 * структурные диспропорции в экономике.
 * Рассмотрим основные детерминанты более подробно.
 Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки
 Тяжесть налоговой нагрузки признается одним из самых Данный фактор признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин.
 В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%). В этих же странах - наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор. По оценке профессора Шнайдера, именно из-за прямых и косвенных налогов 55% предприятий переходят в теневой сектор.
 В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сейчас преодолели в Европе отметку в 42%.
 Деформация налоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики и ее криминализации. Это проявляется в следующем.
 Во-первых, структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономических агентов, налоговая нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов (1). Налоговая система препятствует экономическому росту и побуждает экономических агентов выбирать экстремальные, в том числе противоправные и откровенно криминальные способы улучшения своего финансового положения. Создаются стимулы перераспределения ресурсов в спекулятивный сектор, по характеру своему менее контролируемый и более криминогенный. Это не в последнюю очередь обусловлено слабостью государственных институтов и относительной легкостью контроля реального сектора по сравнению с финансово-посредническим.
 Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки - естественный результат деятельности государства, неспособного обеспечить реальный сбор налогов и стремящегося компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения. Сокращение налоговых платежей вызывает рост налоговой нагрузки, которая, в свою очередь, вызывает рост налоговых правонарушений. Это вновь сокращает налоговые платежи и увеличивает налоговую нагрузку на все сокращающееся число законопослушных налогоплательщиков. Процесс возобновляется на новом уровне. В результате снижение налоговых доходов сочетается с ростом налоговой нагрузки, тяжесть которой в современной России лишает предпринимателя стимулов к эффективной деятельности. Законопослушный налогоплательщик должен отдать в виде налогов, по различным оценкам от 60 до 90% прибыли (2).
 Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3.
 Предприниматели реагируют на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов. Избежать значительных платежей государству достаточно просто. По мнению экспертов, даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет предприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное страхование. Риск при этом минимален. Результат закономерен - доля укрывающих доходы от налогообложения юридических лиц возросла до 80%.
 Ярким проявлением слабости государства является его неспособность на протяжении ряда лет ограничить предоставление индивидуальных льгот за счет средств бюджета различным группам специальных интересов. Только таможенные льготы различным организациям достигали в последние годы 4-5 млрд. долл. в год. всего же объем разного рода налоговых льгот в стране в 1996 году составил 163 трлн. руб, что превышает размеры бюджетного дефицита (3).
 Чрезмерная регламентация экономической деятельности
 Этот фактор проявляется в основном в следующих действиях государства:
 * запрет на обращение каких-либо товаров или услуг;
 * административное вмешательство в процесс ценообразования;
 * чрезмерная власть бюрократии, нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.
 Результатом является рост теневой экономики и крминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.
 В сфере сбыта стремятся нейтрализовать меры по контролю над ценами, нормированию продуктов, ведению обязательных поставок государству, установлению импортных квот или запретов на экспорт.
 На финансовом рынке ведутся поиски путей обхода мер по ограничению норм ссудного процента и ужесточения контроля над кредитными операциями. При установлении государством экономически необоснованных валютных курсов и введения контроля над вывозом капитала есть стремление найти решения, позволяющие действовать вопреки регламентации, в частности, путем завышения стоимости товаров при их импорте и занижения - при экспорте.
 Важное влияние на рост теневой экономики и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода от контроля и противоправного поведения это способствует развитию различных форм организованной преступности. Примеры подобного развития событий многочисленны, а действия данного фактора универсально и не зависит от географического положения страны, уровня ее развития, культурных особенностей. Таким путем развивалась организованная преступность не только в США, но и, например, в Индии.
 Административное вмешательство в процесс ценообразования
 Проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги. Влияние этого фактора обсуждается в специальном параграфе, посвященном нелегальному рынку.
 В России влияние этого фактора проявляется в различных формах.
 Лицензирование различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.
 В России наблюдаются и более жесткие формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов с помощью необоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, милиции и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.
 В экономике переходного типа регламентация экономической деятельности как фактор роста теневой и криминальной экономики имеет особое значение. Важнейшим направлением институциональных преобразований при переходе к рынку является, как известно либерализация экономической деятельности. Ее содержание состоит во введении рыночных "свобод" - конкуренции, предпринимательской деятельности , ценообразования и других. Однако в силу различных причин этот процесс происходит неравномерно, непоследовательно и неполно. Во многих сферах экономики по прежнему сохраняются ограничения для действия рыночных сил, по-прежнему сильна государственная регламентация. Такое состояние незавершенности либерализации экономической деятельности многими специалистами признается основной причиной формирования теневой экономики и криминализации экономической сферы в переходных хозяйственных системах.
 Масштабы государственного сектора в экономике, его доля в совокупном капитале. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.
 Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой и крминальной экономики.
 Масштабы доходов и расходов бюджета, их удельный вес в валовом внутреннем продукте. Влияние этого фактора зависит от типа экономической системы конкретного государства. Оно различается в трех категориях стран:
 * Промышленно-развитые страны со зрелой рыночной экономикой
 * Государства с переходной к рынку экономикой.
 * С сильным авторитарным режимом;
 * С сильным демократическим режимом;
 * Со слабым демократическим режимом.
 Промышленно развитые страны с развитой рыночной экономикой. В общественный сектор этой группы стран вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики, что имеет неоднозначные последствия с точки зрения влияния на теневой сектор.
 Увеличение доли доходов государственного сектора в ВВП страны часто связано с увеличением налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. Это классическая причина возникновения теневой экономики. По мнению ряда зарубежных специалистов, налоговый фактор является решающим. Его влияние было рассмотрено ранее.
 Современная рыночная экономика характеризуется возрастанием перераспределительной функции государства, которая осуществляется посредством государственных финансовых фондов, важнейшим из которых является бюджет. Средства этих фондов используются для финансирования затрат на социальные нужды, субсидий отстающим отраслям экономики, производство общественных благ (образование, здравоохранение, правопорядок и т.п.). С одной стороны, эти нововведения позволили обеспечить большую эффективность и социальную стабильность. Однако, с другой стороны, значительную привлекательность приобрели виды активности, направленные не на повышение конкурентоспособности производства, а на борьбу за субсидии, на поиск "налоговых убежищ", получение льгот и привилегий, социальной помощи, сокрытие доходов от налогообложения, совершение других злоупотреблений. Нелегальная экономика стала более выгодной.
 Таким образом, в зрелых рыночных экономиках существует прямая связь между долей государственных доходов в ВВП и размерами теневой экономики.
 Государства с переходной экономикой. Для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, зависимость между долей государственных расходов в ВВП и масштабами теневой экономики оказывается обратной. Масштабы теневой экономической деятельности лавинообразно возрастают по мере сокращения государственных расходов. Наблюдался эффект вытеснения государства подпольным бизнесом "один к одному": на каждый процентный пункт падения доли государственных доходов в ВВП приходится в среднем увеличение доли теневой экономики в ВВП тоже на один процентный пункт.
 Причины этого явления получили освещение в российской экономической литературе (4). Важнейший вывод состоит в том, что сокращение государственных расходов является ключевой причиной снижения эффективности государственных институтов и способности государства обеспечивать исполнение законов и сбор налогов. Результатом является массовое сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и ее криминализация.
 В свою очередь, изменение величины расходов, направляемых на поддержание, укрепление и развитие государственных институтов имеет достаточно четкую зависимость от модели перехода к рынку. Рассмотрим выявленные особенности.
 Сильный авторитарный режим. Сокращение государственных расходов относительно ВВП происходило за счет обороны, субсидий и инвестиций, тогда как расходы на "обычное правительство" (включающее в себя все остальное - от образования до правоохранительных органов) росли примерно теми же темпами, что и ВВП.
 Например, в Китае эти расходы в 1979-1986 гг. почти удвоились. За период с 1989 по 1994 гг. прироста доли теневой экономики практически не наблюдается.
 Сильный демократический режим. Государственные расходы на "обычное правительство" и другие функции, хотя и снизились накануне перехода к рынку (то есть, когда разваливался прежний авторитарный режим), во время самих рыночных реформ даже несколько возросли.
 Например, в Польше, где в 1996 г. ВВП превысил предкризисный уровень, реальные расходы на "обычное правительство" в 1989-1996 гг. возросли примерно на 1/3. За период с 1989 по 1994 гг. прироста доли теневой экономики практически не наблюдается.
 Слабый демократический режим. Наблюдается сокращение расходов не только на оборону, субсидии и инвестиции, но и на "обычное правительство", что привело к опасному ослаблению государства и его институтов.
 По пути создания демократии без либерализма, то есть без эффективных институтов, гарантирующих права экономических агентов, пошли многие страны Латинской Америки, а затем Африки и некоторых других стран (например, Индии). Результатом оказалось отставание этих стран в послевоенный период по темпам роста ВВП на душу населения и лидерство по масштабам теневой экономики. По данным видного исследователя теневой экономики Э. Де Сото, в теневой экономике стран Латинской Америки занято 48% экономически деятельного населения, на нелегальную деятельность приходится 61,2% рабочего времени, производится 38,9% валового национального продукта, учтенного национальной статистикой (5).
 В 90-е годы к числу нелиберальных демократий добавились многие советские республики и страны Юго-Восточной Европы со схожими последствиями для экономического развития.
 В Россия, относящейся к данной группе стран, ситуация с финансированием государственных расходов сложилась крайне неблагоприятно. ВВП России в 1996 г. едва дотягивал до половины предкризисного уровня, а реальные расходы на "обычное правительство" снизились почти в 3 раза. Такое резкое снижение реальных объемов финансирования привело к разрушению старых государственных институтов и не оставило средств на создание новых. За период с 1989 г. по 1994 г. прирост доли теневой экономики составил 28 процентных пунктов.
 Вместе с тем, значительные масштабы перераспределения ВВП через бюджет и целевые внебюджетные фонды в России имеют еще более негативные последствия, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Активная деятельность групп специальных интересов, стремящихся получить индивидуальные льготы, льготное финансирование за счет бюджетных средств, происходит в условиях слабого государства.
 Так, получила распространение практика субсидирования и льготного кредитования отдельных коммерческих и некоммерческих структур на фоне и за счет недофинансирования социально - значимых программ на треть или вдвое.
 Сокращения бюджетных расходов имеет и другие последствия. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.
 Сокращение государственных расходов и связанное с этим ослабление государства и его институтов является, в конечном итоге, важнейшей причиной сокращения налоговых платежей и увеличения налоговой нагрузки. Этот фактор роста теневой и криминальной экономической деятельности был рассмотрен ранее.
 Фактор налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования оказывает и в условиях переходной экономики стимулирующее воздействие на масштабы скрытой экономической деятельности и криминализацию экономики. Несмотря на абсолютное снижение государственных расходов и доходов, налоговая нагрузка на хозяйствующих субъектов возросла, что породило классическое следствие - дальнейший рост теневой экономики и налоговой преступности.
 Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов. Некоторые важные проявления этого были рассмотрены при анализе влияния государственных расходов. Наряду с этим ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка. В качестве примера можно привести господствовавшую в начальный период реформ идеологию минимизации участия государства в экономике, целенаправленного ослабления его функций в этой сфере.
 Неправовой характер экономических реформ. Связанный с рассмотренными выше, его воздействие проявляется в том, что формальные законы часто не являются решающими регуляторами экономической деятельности. Неспособность государства обеспечить поставку общественных благ и регулирование экономики замещает его место теневыми и криминальными институтами.
 Примечания
 1. Нещадин А. , Вигдорчик Е., Липсиц И., Никологорский Д. Преодоление кризиса российской промышленности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий// Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 59.
 2. Теневая экономика (экономические, социальные и правовые аспекты): Мат-лы науч. конф. 9 июля 1996 г. - М.: 196. С. 9.
 3. Шмелев Н. Неплатежи - проблема номер один российской экономики//Вопросы экономики. 1997. № 4. с. 28.
 4. Попов В. Сильные институты важнее скорости реформ. - Вопросы экономики. - 1998. - № 8.
 5. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. - М.: Catallaxy, 1995. - С. 49.
 1.8. Методы выявления и оценки параметров теневой и криминальной экономики
 Структура криминальной экономики достаточно сложна и включает элементы различной природы - как связанные с реальным производством нормальных товаров и услуг, так и перераспределительного характера; как относительно легко выявляемых, так и с трудом поддающихся измерению и оценке.
 Возможности оценки масштабов теневой и криминальной экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Вследствие этого для оценки используются различные косвенные методы, точность результатов которых зависит от соблюдения многих условий.
 Все рассматриваемые методы объединяются в три группы: статистические методы, используемые на макроуровне; методы открытой проверки и специальные экономико-правовые методы, используемые на микроуровне - при выявлении и оценке экономических параметров конкретных правонарушений, преступлений, экономической деятельности отдельных лиц.
 Итак, в зависимости от характера решаемых задач и поставленных целей методы выявления и оценки криминальной экономической деятельности могут быть выделены:
 1. Учетно-статистические методы:
 o метод специфических индикаторов;
 o структурный метод;
 o метод мягкого моделирования;
 o экспертный метод;
 o смешанные методы.
 2. Методы открытой проверки.
 3. Специальные экономико-правовые методы:
 o метод документального анализа;
 o метод бухгалтерского анализа;
 o метод экономического анализа.
 Учетно-статистические методы
 Учетно-статистические методы направлены на обеспечение наиболее полной регистрации теневых экономических явлений для обобщающей характеристики всей их совокупности и отдельных групп, выявления и изучение массовых статистических закономерностей.
 Наиболее разработаны сегодня методы оценки скрытого производства нормальных товаров и услуг. Эти методы являются и наиболее точными в связи с относительной легкостью получения информации. Наибольшую сложность представляет оценка параметров запрещенной экономической деятельности, экономической, профессиональной, организованной, политической преступной деятельности. Оценка этих видов криминальной экономической деятельности во многом опирается на результаты деятельности правоохранительных органов по их выявлению и расследованию. Рассмотрим особенности используемых статистических методов оценки различных структурных элементов теневой экономики.
 Из всех элементов криминальной экономики наиболее точная оценка может быть дана производительной скрытой экономической деятельности. Это обусловлено использованием для расчетов методологии системы национальных счетов (1993 г.) ООН. Общий подход к оценке следующий. Параметры теневой экономики включают скрытое производство, скрытые доходы и скрытые от статистики расходы на конечное потребление и накопление. Теневое производство является исходным для оценки параметров теневой экономики поскольку именно производство определяет и доходы, и расходы. Основной задачей является дать наиболее надежную оценку этим параметрам. Для этого могут быть избраны различные подходы.
 Наиболее надежным и точным является использование традиционных статистических методов, направленных на сбор дополнительной информации, проведении дополнительных обследований, то есть совершенствование базовой статистики. Однако такой подход не в состоянии дать полную оценку нормальной, но скрытой экономической деятельности. Неэффективен он и для оценки запрещенных видов деятельности. При недостатке прямой информации ее заменяют расчетной, определяют на основе косвенных данных либо исходя из априорных умозрительных гипотез. При оценке производительных видов теневой экономической деятельности эффективен классический балансовый метод, который заключается в сопоставлении данных из разных источников и досчете недостающей информации.
 Многие виды экономической деятельности, имеющей перераспределительный характер, в рамках методологии СНС адекватно оценить не удается. Определенная их часть может быть учтена при балансировании производства и потребления для уменьшения статистических ошибок.
 Активно используются при измерении параметров криминальной экономики также экспертные оценки, которые в ряде случаев могут давать более точные результаты, чем традиционные методы при низком качестве первичной информации.
 Рассмотрим основные методы, используемые в странах с рыночной экономикой для оценки параметров криминальных форм скрытой экономической деятельности. К их числу можно отнести:
 * метод специфических индикаторов;
 * структурный метод;
 * метод мягкого моделирования;
 * экспертный метод;
 * смешанные методы.
 Прямые методы (микрометоды). Предполагают применение информации специальных обследований, опросов, проверок и их анализа для выявления расхождений между доходами и расходами отдельных групп налогоплательщиков, а также для характеристики отдельных аспектов теневой деятельности или для ее оценки по определенной группе экономических единиц.
 Важной категорией прямых методов является фиксация данных о деятельности государственных контролирующих и правоохранительных органов. В свою очередь, сами эти данные являются результатом применения специальных экономикоправовых методов, рассматриваемых ниже.
 Важное место среди прямых методов занимают традиционно широко применяемые опросы и обследования.
 Метод опросов для оценки отдельных параметров теневой экономики широко используется в мировой практике.
 Успешно используются данные методы и в России. В 1996 г. Межведомственным аналитическим центром в рамках приватизационного займа Всемирного Банка по заказу и при содействии Института стратегического анализа и развития предпринимательства проводились исследования, касающиеся оценки масштабов теневой деятельности предприятий.
 Косвенные методы. Основаны преимущественно на информации систем сводных макроэкономических официальной статистики, данных финансовых и налоговых органов. Косвенные методы широко применяются при невозможности непосредственной прямой фиксации исследуемых параметров. В этой группе методов выделяются метод расхождений, итальянский метод, монетарный метод. Рассмотрим их и их модификации более подробно.
 Метод расхождений. Основан на сравнении двух или более источников данных или статистических документов. При этом предполагается, что источники данных и статистические документы содержат информацию об одних и тех же экономических показателях, или используются разные методы для получения данных их одних и тех же источников. Примерами использования данного метода является сравнение доходов, измеренных разными способами; сравнение доходов и расходов; метод товарных потоков, альтернативные оценки макроэкономических показателей.
 Сравнение доходов и расходов. Данный метод применяется в России с 1996 года, когда был впервые осуществлен расчет всех счетов сектора домашних хозяйств. Это позволило прямо сопоставить все доходы домашних хозяйств со всеми расходами, включая расходы на накопление основного капитала, запасов, ценностей и финансовых активов в виде наличных денег, валюты, банковских депозитов, ценных бумаг и задолженности по заработной плате. В результате оказалось, что доходов значительно меньше, чем расходов. Расчеты выполненные за более ранний период, показали, что размер скрытой оплаты труда с 1993 года постоянно растет. Если в 1993 году его величина составила около 5% ВВП, то в 1994 г. - уже 9% от ВВП, в 1995 г. - более 10% от ВВП, а в 1996 году - около 11% от ВВП (1).
 Альтернативные оценки макроэкономических показателей. Данная группа методов базируется на использовании косвенных данных для расчета реального объема ВВП с последующим определением величины теневого сектора путем сравнения скорректированного показателя с данными официальной статистики. Классическим примером расчета темпов реального роста экономики на основании косвенных методов является исследование, проведенное МВФ в Китае, когда в качестве индикатора роста экономики был применен показатель потребления электроэнергии.
 Аналогичные расчеты для России не увенчались успехом вследствие специфических особенностей энергопотребления в России. В связи с этим следует с определенной осторожностью относиться к оценкам объемов теневой экономики, полученным с использованием этого показателя.
 Положительные результаты были получены при использовании этого метода в России при оценке скрытого объема производства в строительстве. При этом рост реального производства был увязан с темпом роста производства и импорта основных типов строительных материалов - кирпича, цемента, железобетонных конструкций, деревянных строительных материалов и на этой основе были скорректированы итоги, полученные на основе отчетов строительных организаций.
 При применении косвенных показателей в качестве определяющих главную тенденцию факторных признаков в отношении всех других факторных признаков принимаются гипотезы об их неизменности или оценивать их экспертно.
 Метод товарных потоков. Смысл этого метода заключается в том, что товарный поток, то есть движение стоимости от производства до использования строится для отдельных важнейших продуктов и товарных групп. Цель применения данного метода состоит в построении специфической балансовой модели и обнаружении слабых мест в имеющейся информационной базе. Например, если по какому-либо товару производство и импорт меньше суммарного использования, то необходимо решить, какая часть информации (данные по производству или по импорту) более надежна и досчитать другую часть.
 В России балансовые монопродуктовые модели используются с советских времен, однако они касаются в основном продукции производственного назначения (энергетический баланс, балансы зерна, металла и др.). Ведутся работы по построению балансов потребительских товаров, особенно важных с точки зрения измерения параметров теневой экономики. Данный метод отличается высокой эффективностью. Его применение в России позволило дать количественную характеристику внешнеэкономическому посредничеству, в том числе масштабам "челночного" бизнеса.
 Метод по показателю занятости (итальянский метод). Итальянская статистическая служба ИСТАТ является сегодня наиболее авторитетной в вопросах определения параметров теневой экономики. Итальянские статистики основной акцент сделали на обследовании затрат рабочей силы. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла скрывать или искажать информацию о рабочем времени. Затем информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеко-дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной выработки в отрасли.
 Существуют следующие разновидности этого метода
 А) На основе расхождения между фактическим и официально зарегистрированным уровнем занятости.
 Реальный уровень занятости оценивается по данным выборочного обследования домашних хозяйств. Распространив выборочные данные на всю генеральную совокупность, можно получить оценку численности реально занятых по всей экономике. Разница между официально определенной величиной занятых и показателем, полученным по выборке, покажет с некоторой погрешностью число занятых в теневой экономике. Произведение численности занятых в теневой экономике и средней по народному хозяйству производительности труда отразит размер теневой экономической деятельности в неофициальной экономике.
 Б) На основе расхождения между величиной фактически отработанного за неделю рабочего времени и официально зарегистрированного.
 При выборочном обследовании домашних хозяйств оценивается величина фактически отработанного рабочего времени в течение обследуемой недели. Учитывается время на основной и дополнительной работах, а также время, отработанное с целью дополнительного заработка. Оценка ВВП на основе данных выборки рассчитывается как произведение:
 ВВПв = (Тч / Тз) * Тз * W,
 где:
 (Тч/Тз) - общее число отработанных за год часов в расчете на одного занятого (по выборке);
 Тз - официально зарегистрированная численность занятых;
 W - производительность труда по народному хозяйству, исчисленная по ВВП.
 Расхождение между расчетной и официальной величиной ВВП характеризуют размер скрытой экономики исследуемого типа. Оба способы оценки дают близкие результаты.
 Этот метод может использоваться для оценки величины несообщенных доходов в различных отраслях экономики. Б. Свенссон следующим образом иллюстрирует использование этого метода для определения объема нелегальной работы маляров Швеции (2).
 У итальянского метода также существуют ограничения для использования. Лучше всего он сработает в условиях относительно низкой мобильности населения для того, чтобы его можно было обследовать.
 В настоящее время Госкомстат России сотрудничает с ИСТАТ в рамках международного проекта с целью разработки и апробации в России методологии определения параметров теневой экономики на основе итальянского метода.
 Монетарные методы. Эта группа методов основана на использовании такой особенности нелегальной экономики как предпочтение, отдаваемое наличным деньгам при совершении сделок. Чеки, векселя и другие платежные документы могут быть обнаружены и использованы в качестве доказательства правоохранительными органами. В основе метода лежат следующие предположения:
 * в нелегальной экономике в качестве средства платежа используются в основном наличные деньги;
 * скорость обращения денег приблизительно одинакова в теневой и официальной экономике;
 * в легальном секторе экономики в течение определенного времени соотношение между количеством банкнот у населения, с одной стороны, и общими вложениями населения в банки - с другой, остается постоянным;
 * существовал период, когда теневой экономики не было, либо ее доля была пренебрежимо мала.
 Существует множество вариантов конкретного использования данной идеи. Можно назвать такие методы этого типа как анализ объема денежных операций, анализ спроса на наличные деньги, эконометрические методы, метод Гутманна, метод Фейга и ряд других. Рассмотрим некоторые примеры практического использования монетарного метода для оценки параметров теневой экономики.
 Размер и динамика теневой экономики могут оцениваться с помощью наблюдения за объемом денежной массы. Денежная масса в каждой стране эмитируется центральным банком и ее величина известна.
 Ряд исследователей считают вы бор подобного критерия сомнительным, поскольку используемые показателя зависят от многих других процессов (например, от инфляции). Более надежным считается сопоставление темпов роста денежной массы и объема векселей на предъявителя и валового внутреннего продукта.
 Предложены и более сложные методы оценки теневой экономики на основе монетарного метода. При этом принимается дополнительное предположение о том, что удельный вес наличных средств колеблется как в результате изменения доходов, налогов, процентных ставок, та и вследствие функционирования теневой экономики. Выделение доли теневой экономики в изменении результативного показателя осуществляется на основе корреляционно-регрессионных моделей. Оценка неучтенных факторов и позволяет определить масштабы теневой экономики.
 Примером использования данного метода является расчет масштабов теневой экономики, выполненный Н. Бокуном и И. Кулибабой для Республики Беларусь (3).
 Однако к результатам, полученным при использовании монетарного метода, следует относиться с осторожностью, поскольку положенные в основу метода предпосылки могут быть подвергнуты аргументированной критике.
 В нелегальном секторе используются и иные средства платежа, а не только наличные деньги: нередки случаи бартерного обмена, использования предъявительских ценных бумаг в качестве средства платежа.
 Нет оснований предполагать, что соотношение между массой банкнот и банковскими вкладами населения остается постоянным на протяжении большого периода.
 Трудно установить, соответствует ли скорость обращения денег в обоих секторах. Оно может быть меньше в нелегальном секторе. В пользу этого может говорить тот факт, что товары и услуги в нем часто прямо поступают от производителя к потребителю, и это требует меньше наличных денег, чем для товаров в легальном секторе, которые проходят порой многочисленную череду посредников, прежде, чем достичь потребителей.
 Затруднительно определить базовый период, в течение которого соотношение наличных денег и вкладов было нормальным, то есть теневой экономики не существовало.
 Даже при условии определения такого базового периода относящаяся к нему информация и данные за анализируемый период могут оказаться несопоставимыми (например, если эталонный период относится к периоду командной экономики, а оценить масштаб теневой экономики предполагается в переходный к рынку период).

<< Пред.           стр. 2 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу