<< Пред.           стр. 3 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Получены следующие оценки размера нелегального сектора для некоторых стран: США - от 4,5 до 14%, Англия - 4,6-5,5% ВВП в 1978 г (4).
 1. Метод мягкого моделирования (оценки детерминантов). Связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов.
 2. Структурный метод. Основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.
 3. Экспертный метод. Использование экспертных оценок является необходимым условием исследования такого сложно, малоизученного явления как теневая экономика. Суть этого метода в следующем. Сначала эксперт определяет, насколько можно доверять данным по какой-либо отрасли, виду преступной деятельности и т.п. А затем после сбора данных из обычных источников их автоматически досчитывают на определенную величину. Методология экспертных оценок определяется самим экспертом. Многие связи и отношения, которые представляются эксперту очевидными и которые он использует для оценки, трудно поддаются количественному описанию. Проблема использования данного метода состоит в том, что-бы найти достаточно квалифицированного эксперта, способного дать оценку, правильность которой может подтвердиться лишь спустя определенное время, после получения дополнительной информации или так и останется рабочей гипотезой, положенной в основу расчета.
 Подобным образом оценивается такая характеристика экономических преступлений, как их латентность.
 4. Смешанные методы. Предполагают использование метода скрытых переменных и комплекса различных методов при оценке различных сфер теневой экономической деятельности. Основная идея метода заключается в построении модели, учитывающей большое число как детерминантов, так и индикаторов теневой экономики, то есть величин, зависящих от ее объема. Сама теневая экономика рассматривается в качестве скрытой переменной, которая непосредственно не измеряется. (метод скрытых переменных). Основная идея данного метода иллюстрируется предыдущим примером определения доли теневой экономики на основе данных о денежном обращении с использованием корреляционно-регрессионной модели.
 Многообразие применяемых методов свидетельствует об отсутствии единой методики количественной оценки параметров теневой экономической деятельности, критериев достоверности результатов.
 Как показывают результаты расчетов, прямые методы дают, как правило, заниженную оценку теневой экономики; косвенные методы, методы скрытых переменных, мягкого моделирования, структурный метод - завышенную.
 Полезным оказывается также изучение вторичных источников информации (материалов прессы, судебных разбирательств и т.д.), что позволяет оценить отдельные аспекты теневой деятельности.
 Наиболее объективная оценка теневой экономики возможна при комплексном использовании различных методов.
 Методы открытой проверки
 Они обеспечивают выявление криминальной экономической деятельности лишь в той мере, в какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. Применение методов открытой проверки находится в компетенции специально созданных контролирующих органов. Ими выявляются и пресекаются нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, привил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п. Результаты, полученные при использовании методов открытой проверки могут впоследствии использоваться в учетно-статистических целях.
 Например, методами открытой проверки осуществляется оценка на основе открытых данных доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, а также злоупотребления доминирующим положением. Факт доминирующего положения оценивается показателем доли рынка в соответствии с методическими документами Государственного антимонопольного комитета РФ (5).
 Специальные методы экономико-правового анализа
 Особенностью современной экономической преступности является ее скрытый характер, неочевидность самого события преступления. Адекватная оценка полученных преступных доходов и других значимых параметров экономического преступления является сложной задачей, которая имеет две особенности. Во-первых, осуществление их адекватной оценки возможно лишь в процессе выявления их при расследовании преступлений и в процессе доказывания в уголовном или гражданском процессе. Во-вторых, для их выявления и оценки необходимо применение специальных методов экономико-правового анализа.
 Указанные методы позволяют эффективно применять специальные экономические и бухгалтерские познания в юридической практике (в оперативно-розыскной деятельности, уголовном и гражданском процессе).
 В зависимости от цели выделяются три направления экономико-правового анализа, каждый из которых опирается на систему методов. Оперативно - экономический анализ - проводится негласно с целью выявления скрытых преступлений. Экономико-криминалистический - направлен на выявление следов преступлений. Экономико-криминологический - имеет целью выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.
 Конкретные методы экономико-правового анализа можно объединить в следующие категории:
 * метод документального анализа;
 * метод бухгалтерского анализа;
 * метод экономического анализа.
 Метод бухгалтерского анализа представляет собой системное исследование контрольных функций элементов метода бухгалтерского учета (баланс, счета и двойная запись; оценка и калькуляция, инвентаризация и документация) для выявления учетных несоответствий и отклонений в нормальном течении экономической деятельности. Учетные несоответствия проявляются:
 * в нарушениях взаимосвязи между элементами метода бухгалтерского учета ( баланс и счета, калькуляция и счета и т.д.);
 * в отклонениях от обычного порядка отражения экономической деятельности в одном из элементов метода бухгалтерского учета (между аналитическим и синтетическим учетом, между первичными и сводными документами и т.п.);
 * в нарушениях технологического процесса учетной работы (мнимое исправление учетных записей, нарушение правил учета, проведения инвентаризаций).
 Метод документального анализа может быть представлен как ретроспективное исследование проявляющихся в особенностях внешнего оформления или в содержании учетных документов фактических обстоятельств, характеризующих процесс формирования бухгалтерских документов.
 Целью документального анализа является обнаружение деструктивных факторов хозяйственной деятельности, проявляющихся в форме специфических документальных несоответствий. Документальные несоответствия обнаруживаются в виде:
 * противоречий в содержании отдельного документа;
 * противоречий в содержании учетных документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции;
 * противоречий в содержании учетных документов, отражающих однородные операции.
 Для выявления каждого вида несоответствий используются конкретные группы приемов исследования документальных данных, помогающих выявлять преступления.
 Приемы исследования отдельного документа
 Формальная проверка, или внешний осмотр, включает анализ соблюдения установленной формы документа и детальное изучение его реквизитов.
 Нормативная проверка представляет собой изучение содержания отраженной в документе операции с точки зрения ее соответствия действующим нормам, правилам и инструкциям.
 Арифметическая проверка состоит в контроле за правильностью различных подсчетов, сделанных при составлении конкретного бухгалтерского документа.
 Общей чертой названных методов является их высокая эффективность при проведении ревизий. С их помощью выявляются сомнительные документы, подвергаемые затем более высокой проверке.
 К методам выявления несоответствий в системе взаимосвязанных документов относятся встречная проверка и взаимный контроль.
 Встречная проверка - сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. При правильной организации первичного учета многие документы составляются в двух и более экземплярах. В зависимости от назначения разные экземпляры могут находиться в разных подразделениях одного предприятия, в организации и на руках отдельных граждан, в различных взаимосвязанных предприятиях. При совершении преступлений данные взаимосвязи нарушаются, что устанавливается методом встречной проверки.
 В сфере внешнеэкономической деятельности данный метод может применяться путем сопоставления контрактных цен, заявленных на российской и иностранных таможнях.
 Встречная проверка проводится как при выявлении, так и при доказывании преступления.
 Взаимный контроль состоит в сопоставлении нескольких документов, прямо или косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию. Метод может быть использован для проверки документов, которые составляются в одном экземпляре и не могут быть подвергнуты встречной проверке.
 Сопоставлению могут подвергаться: различные бухгалтерские документы одной или нескольких организаций; бухгалтерские документы и иная небухгалтерская документация, хранящаяся в других предприятиях; бухгалтерские документы и данные чернового, неофициального учета.
 Метод взаимного контроля применяется для выявления подлога, а также для уточнения круга лиц, принимавших участие в преступлении.
 Ряд отклонений в осуществлении экономической деятельности можно обнаружить путем исследования учетных данных, отражающих движение однородных ценностей, которое может быть произведено с помощью восстановления учетных записей по документам, анализа ежедневного движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, сравнительного анализа документов, отражающих однотипные операции.
 Повышению эффективности выявления экономических преступлений, связанных с использованием методов бухгалтерского учета, способствует учет факторов, влияющих на увеличение риска искажений бухгалтерской отчетности. Наиболее значимые факторы зафиксированы в стандарте аудиторской деятельности действий аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности (6), составленном на основе Международного аудиторского стандарта "Ошибки и мошенничество" (ISA "Fraud and Error").
 К факторам внутрихозяйственной деятельности экономического субъекта, способствующим появлению искажений, относятся такие, как:
 а) наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики;
 б) несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли;
 в) наличие зависимости экономического субъекта в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков или поставщиков;
 г) изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;
 д) нетипичные сделки экономического субъекта особенно в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей;
 е) наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам;
 ж) особенности организационно - управленческой структуры экономического субъекта, наличие недостатков в данной структуре;
 з) особенности структуры капитала и распределения прибыли; и) наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности.
 К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений, относятся такие, как:
 а) состояние отрасли экономики и экономики страны в целом - кризис, депрессия или подъем;
 б) возрастные возможности возникновения несостоятельности (банкротства) экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли;
 в) особенности производственной деятельности экономического субъекта, технологические особенности производства.
 Метод экономического анализа основан на учете взаимосвязи и взаимообусловленности различных экономических показателей, которые в условиях нормальной экономической деятельности находятся в сопряженном состоянии. Взаимосвязь показателей имеет, как правило, хорошо изученные характеристики и обусловлены взаимодействием экономических процессов. При совершении экономических преступлений взаимосвязь и взаимообусловленность показателей нарушается и эти несоответствия являются достаточно характерными. Экономический анализ позволяет вскрыть причины отклонений от нормальной экономической деятельности.
 Существуют следующие методы выявления несоответствий экономических показателей, используемых для выявления экономических преступлений:
 * метод сопряженных сопоставлений;
 * метод специальных расчетных показателей;
 * метод стереотипов;
 * метод корректирующих показателей.
 Метод сопряженных сопоставлений. Предпосылкой использования метода является гипотеза о неизбежности нарушения взаимосвязей между сопряженными показателями при взаимодействии события преступления с происходящими в сложной экономической системе предприятия материальными процессами (7).
 Метод включает в себя отбор показателей, характеризующих те или иные стороны экономической деятельности, построение блоков сопряженных показателей за несколько отчетных периодов, построение графиков динамических рядов, выявление противоречий в ходе их анализа. Такого рода противоречия могут быть обнаружены в изменении следующих пар показателей: потребление электроэнергии на технологические нужды и выпуск продукции; объем прибыли и выпуск продукции; потребление сырья и выпуск продукции и многие другие.
 При использовании данного метода в качестве исходного принимается целостное представление об экономической системе предприятия и на этой основе ведется поиск любых экономических несоответствий.
 Конкретные стратегии и методики применения данного метода могут существенно различаться в зависимости от типа выявляемых правонарушений. На основе использования идеи сопряженных сопоставлений разработан ряд конкретных методов, доказавших свою эффективность при выявлении сокрытия доходов от налогообложения и отмывания денег.
 Внутренний сопоставительный анализ деятельности предприятия. При использовании данного метода сопоставляются сравнимые показатели деятельности предприятия за ряд периодов времени. Данный метод эффективен для выявления скрытых доходов, отмывания денег. Вместе с тем его корректное применение предполагает относительное постоянство условий экономической деятельности предприятия в течение длительного периода времени.
 Смысл внутреннего сравнительного анализа состоит в том, что выявляются отклонения в величине прибыли за сравниваемые периоды времени и впоследствии исследуются причины этих отклонений. Такие колебания могут, например, объясняться изменениями в хозяйственном обороте или в издержках (изменения продажных или покупных цен, переносы сроков продажи и т.п.). Если убедительных объяснений найти не удается, то это может свидетельствовать о нарушениях хозяйственного оборота, издержек и быть связаны с сокрытием доходов от налогообложения.
 Проверка оборота (контрольная калькуляция). Осуществляется на основании расчетных документов лица, облагаемого налогом, на предмет того, какие обороты достигнуты, и тем самым, позволяют сделать выводы о полученных доходах. Проверяющий при этом может основываться на данных налогоплательщика или получать информацию из собственных источников. Контрольная калькуляция может дать доказательства тому, что формально правильно установленный результат учета является неверным. Это может явиться основой для продолжения проверки на предмет сокрытия доходов и отмывания денег. К. Коттке приводит ряд примеров корректировки оборота предприятия при использовании этого метода (8).
 Конкретные параметры оборота, подлежащие проверке методом контрольной калькуляции, существенно различаются в различных отраслях экономики.
 При другом подходе выбираются показатели, в динамике изменения которых при нормальном ходе экономической деятельности зависимости не просматривается, а ее обнаружение свидетельствует о наличии злоупотреблений.
 Метод специальных расчетных показателей. Специальными расчетными показателями называют аналитические показатели, найденные на основе отчетных данных или других источников информации с целью уменьшить или исключить влияние факторов, связанных с преступлением. Применение данного метода основано на следующих предпосылках. Во-первых, существует возможность выделения такого показателя, который обязательно изменяется под влиянием события преступления. Во-вторых, существует возможность рассчитать значение этого показателя для условий нормально работающего предприятия. Такой показатель получил название специального расчетного. Наличие разрыва между фактическим и эталонным значениями специального расчетного показателя может связываться с возможным событием преступления. Рассмотрим конкретное использование идеи данного метода в конкретных методах выявления скрытых доходов и отмывания незаконно полученных средств.
 Внешний сравнительный анализ однотипных предприятий. При внешнем сопоставлении предприятий сравниваются решающие показатели проверяемого предприятия с аналогичными показателями по отрасли, показателей предприятий, аналогичных по величине и размеру. Это сравнение может происходить в форме сравнения отдельных предприятий или контрольных цифр. В качестве ключевых показателей, по которым производится сравнение, используются показатели хозяйственного оборота, балансовой и чистой прибыли.
 Сопоставление отдельных предприятий ограничивается сравнением доходов и расходов, а также специальных экономических показателей проверяемого предприятия с аналогичными показателями отдельного сравнимого предприятия. Сравнение контрольных цифр применяется для проверки оборотов и прибыли предприятий и при необходимости дать оценку в отсутствие других документов.
 Нормативы для отдельных категорий предприятий устанавливаются на основании результатов деятельности многочисленных предприятий, которые по виду и величине соответствуют предприятиям, к которым они должны применяться. В странах, где применяется этот метод, контрольные цифры ежегодно публикуются в форме сборника. Нормативы исходят из условий на стандартном (эталонном) предприятии. Нормативы состоят из верхней и нижней типовой нормы, а также средней нормы. Типовые нормы учитывают различные условия. Средняя норма - взвешенный средний показатель по отдельным результатам проверенных предприятий одной категории.
 Например, если сборник нормативов соответствующего года содержит для определенной отрасли рамки валовой прибыли 35%-38%-41%, а валовая прибыль проверяемого предприятия составляет 20%, то проверяющая инстанция исследует причины этого расхождения, наличие налоговых злоупотреблений.
 Федеральное статистическое ведомство Германии проводит ежеквартально на добровольной и репрезентативной базе статистические расчеты структуры расходов различных групп населения, в том числе представителей свободных профессий. Эти данные используются при проверке деятельности субъектом экономической деятельности в качестве контрольных цифр.
 Метод стереотипов. Данный метод основан на выявлении алогичных связей, которые получили отражение в экономических показателях. Алогичная связь в экономических показателях, в известной степени отображающая особенности определенного способа совершения преступления, обозначается термином "стереотип". Метод стереотипов сводится к использованию этих связей как для первичного поиска признаков преступления, так и для собирания доказательств при расследовании уголовного дела.
 Данный метод исходит из целостного подхода к событию преступления как реальной совокупности определенным образом организованных действий и процессов и рассчитан на поиск необычных зависимостей между экономическими показателями, которые отражают внутреннюю структуру и внешние связи события преступления и достаточно редко встречаются в обычных условиях экономической деятельности.
 Популярным и широко распространенным применением этой идеи является метод "красных флажков" - признаков, сигнализирующих о возможных нарушениях и злоупотреблениях.
 Например, признаками такого преступления как кайтинг, или выписка чеков против неинкассированных сумм, являются: частое выписывание чеков на одно и то же лицо или компанию; выписывание чеков на одно и то же имя на счета в разных банках; частые запросы со стороны вкладчика проверить его баланс. Перечень красных флажков иных экономических преступлений приведен при рассмотрении их конкретных видов.
 Разновидностью данного метода является метод расхождений, который основан на сравнении двух или более источников информации. Его модификации широко используются для выявления доходов, скрытых от налогообложения и отмывания денег. Рассмотрим основные варианты применения этого метода.
 Метод анализа чистой стоимости. Данный метод, называемый также в различных источниках методом оценки основного капитала, чистого капитала, является очень эффективным для выявления у налогоплательщика теневых денежных средств, скрытых доходов. Особенностью данного метода является то, что для выявления скрытых доходов не требуется проведение бухгалтерского учета и определение размеров прибыли.
 В основе данного метода лежит идея о том, что увеличение состояния налогоплательщика за определенный период времени может произойти только за счет доходов, подлежащих обложению налогом, доходов, не облагаемых налогом, и разовых денежных поступлений, если не было актов распоряжения имуществом частного характера (подарки, удовлетворение жизненных потребностей и т.п.).
 Если при подсчете будет установлено, что прирост имущества и личное потребление с учетом определенных начислений и отчислений превышают доходы, за которые уплачены налоги, то отсюда следует, что прирост имущества не относится к декларированным доходам и поэтому носит незаконный характер.
 При невозможности документально точно определить потребительские расходы, используют информацию о прожиточном минимуме и средних расходах на ведение домашнего хозяйства, которая в развитых странах регулярно публикуется государственной статистической службой и собирается на основе репрезентативных и добровольных выборочных обследований домашних хозяйств.
 Среди методов, основанных на проверке денежного обращения, широко используется расчет кассового дефицита и расчет денежного оборота.
 Метод расчета кассового дефицита. Данный метод проверки денежного оборота может применяться при ревизии малых и средних предприятий, в кассы которых поступают наличные денежные средства, учитываемые в кассовой книге. Основой исчисления кассового дефицита является то, что владелец предприятия не может выдать денег больше, чем имеется в кассе. Если расходы за определенный период времени превышают сумму начальной кассовой наличности и денежных поступлений за тот же период времени, то это свидетельствует о кассовом дефиците и может служить основанием для более обстоятельной проверки предприятия. При отсутствии правдоподобных объяснений причин кассового дефицита, может быть выдвинута версия о сокрытии доходов.
 Метод расчета денежного оборота. Данный метод проверки и оценки является разновидностью метода расчета прироста имущества. Расчет денежного оборота ограничивается только анализом доходов и расходов. Существует два вида расчета денежного оборота: подсчет общего денежного оборот, распространяющийся на производственную и частную сферу, и подсчет денежного оборота, при котором учитываются только производственные или только частные денежные поступления и платежи.
 Основной идеей метода расчета денежного оборота является то, что налогоплательщик за рассматриваемый период времени не может израсходовать или накопить денег больше, чем он имеет из доходов и других источников.
 В странах с развитой рыночной экономикой порядок проведения расчета денежного оборота подробно регламентируется нормативными документами либо судебными постановлениями.
 Метод расчета покрытия расходов. При использовании данного метода сопоставляются фактически произведенные наличные платежи с теми суммами денег, которые имелись у проверяемого лица. Этот метод представляет собой упрощенную модификацию метода расчета денежного оборота. При исчислении покрытия расходов учитываются также те деньги, которые налогоплательщик имеет не от места официальной работы по найму.
 Этом метод может использоваться в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация об имущественном положении налогоплательщика.
 Как можно заметить, рассмотренные методы основаны на принципе балансовой увязки анализируемых показателей.
 Метод корректирующих показателей. Данный метод заключается в сопоставлении экономических показателей с факторами внешней среды, в которой функционирует данное предприятие.
 В качестве примера можно привести сопоставление динамики объема продаж какого-либо товара конкретным предприятием и изменением конъюнктуры рынка данного товара. Требует выяснения, например, существенный рост реализации в условиях снижающегося спроса.
 Данный метод может быть использован при сравнении цен, тарифов, по которым реализуются товары со среднерыночными.
 Рассмотренные специальные экономико-правовые методы являются необходимым, но недостаточным элементом системы методов выявления криминальной экономической деятельности. Нельзя недооценить значение специальных традиционных методов выявления и расследования преступлений, изучение которых осуществляется в рамках специальных юридических дисциплин (криминологии, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, юридической психологии и т.д.).
 Примечания
 1. Пономаренко А. Неучтенные доходы и структура ВВП. - Вопросы статистики. 1997. - № 4. - С. 18-19.
 2. Свенссон Б. Экономическая преступность. - М.: Прогресс, 1987. - С.
 3. Бокун Н., Кулибаба И. Проблемы статистической оценки теневой экономики. - Вопросы статистики. - 1997. № 7. - С. 14-15.
 4. Борьба с экономической преступностью за рубежом: Реф. Сб-к, Вып. 1. М.: Академия МВД СССР, 19991. - С. 93.
 5. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Утверждены приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67.
 6. Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года. Протокол N 6
 7. См.: Танасевич В.Г., Орлов Я.В., Шрага И.Л. Проблемы выявления хищений. - Сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 23. - М., 1975.
 8. Коттке К. "Грязные" деньги - что это такое?: Справочник по налоговому законодательству в области "грязных" денег. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 1998. - С. 466.
 
 1.9. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности
 Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие. Эти немногочисленные ситуации рассматриваются в последней части параграфа.
 В этом параграфе рассматриваются преимущественно негативные последствия криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики крайне многообразны как многообразна и разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим наиболее значимые ее последствия. Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях:
 * деформация налоговой сферы;
 * деформация бюджетной сферы;
 * влияние на эффективность макроэкономической политики;
 * воздействие на кредитно-денежную сферу;
 * деформация структуры экономики;
 * влияние на экономический рост и развитие;
 * влияние на инвестиционный процесс;
 * влияние на состояние природной среды;
 * деформация структуры потребления;
 * влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма;
 * влияние на условия воспроизводства рабочей силы
 * влияние на эффективность производства и разделение труда;
 * влияние на систему международных экономических отношений.
 Позитивные стороны теневой экономики, денежно-кредитной сферы, рынка труда. Значимое деструктивное влияние оказывает она на режим конкуренции, эффективность производства и разделение труда, на условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления, структуру производства, природную среду. Существуют также и значимые неэкономические последствия.
 1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.
 Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит в возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
 Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.
 2. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.
 Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Расходы федерального бюджета на реализацию Программы борьбы с преступностью в 1996 году профинансированы только на 29% от утвержденного годового показателя за счет средств, выделяемых МВД России на основную деятельность. В первом квартале 1997 г. данная программа не финансировалась. Ни в 1996, ни в 1997 году средства в Государственный фонд борьбы с преступностью не поступали (1).
 Не менее важным результатом сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.
 В бедных странах сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.
 Резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса и других отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.
 Недофинансирование государственных расходов является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Прямой вклад долгов бюджета в образование чистой задолженности экономики в целом составляет, по экспертным оценкам, 24% (2). Однако с учетом отдаленных последствий один рубль вовремя не выплаченный бюджетом по своим обязательствам, порождает 6-7 рублей неплатежей по всей цепи экономических отношений. С учетом этого бюджет является причиной до 2/3 всех неплатежей в стране (3).
 Уменьшается роль государства в поставке на рынок общественных благ - образование, здравоохранение, культура, которые финансируются на 30-50%.
 Значительные масштабы имеет неэффективное распределении бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий. В качестве примера можно привести выявленные факты злоупотреблений должностных лиц Федеральной продовольственной корпорации (перерасходование бюджетных средств, выделенных правительством на закупку зерна и продовольствия). Государству возвращено около 2 трлн. рублей из этого преступного синдиката.
 3. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе. Можно выделить следующие типичные ситуации.
 А) Если нелегальная экономика растет более быстрыми темпами, чем легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики) в то время, как в этом нет необходимости. Результатом подобной политики может стать "перегрев" экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции.
 Если, при более динамичном развитии нелегальной экономики, товары и услуги, предлагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции.
 Возможен также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так как в расчет не берутся цены нелегального рынка, масштабы которого могут увеличиваться при дефиците товаров на официальном рынке.
 Б) Отсутствие адекватного учета масштабов нелегальной экономики может негативно отразиться на политике занятости. Если занятые в нелегальной экономике учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше реальной. Это может подтолкнуть правительства проводить экспансионистскую политику в условиях, когда в этом нет необходимости. Иными словами, политика будет направлена на увеличение совокупного спроса, подъем уровня производства и увеличение занятости путем смягчения денежно-кредитной политики, а также увеличения государственных расходов. Результат тот же - возникновение нехватки рабочей силы и рост инфляции.
 В) Ошибки при разработке экономического курса могут возникать и по другим причинам, связанным с недооценкой последствий нелегальной экономики:
 * искажение реального состояния платежного баланса, вызываемые неконтролируемым движением через границу товаров и капиталов;
 * завышение удельных показателей налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному ВВП, не учитывающего товары и услуги в нелегальном секторе;
 * погрешности в оценке распределения доходов.
 Г) Сопоставление размеров денежной массы с заниженным официальным ВВП может внести искажение в денежную политику государства. Если доходы, получаемые от нелегальной экономической деятельности, растут быстрее, чем ВВП, темпы роста денежной массы, рассчитываемые на основе официальных экономических показателей, окажутся меньше тех, которые определяются реальными потребностями экономики.
 Эффективность макроэкономической политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов.
 4. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
 Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки с целью отмывания денег или для получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Кроме того, наличие крупных, полученных незаконным путем средств в отдельной стране создает зависимость, которую преступные элементы охотно готовы использовать. Часто результатом описанного выше положения может стать инфляция. Неожиданный перевод средств может нарушить деятельность национальных финансовых институтов
 Существенным инфлятогенным фактором стала криминальная экономическая деятельность в России. Криминальная экономическая деятельность оказала негативное воздействие и на валютный рынок за счет массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюты и вывоз ее за рубеж. Криминальные структуры при посредничестве некоторых коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги. Так, на семи торгах Московской межбанковской валютной биржи в 1992 году лишь один из московских коммерческих банков приобрел 28% всех проданных долларов США. Как выяснилось, значительная часть использованных при этом рублевых средств была похищена.
 Преступные организации также представляют собой серьезную угрозу существованию финансовых и коммерческих учреждений как на национальном, так и на международном уровнях. Внедрение в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже не могут служить ни интересам общества, ни интересам акционеров, и ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению общественными средствами.
 Одной из наиболее драматических страниц криминального использования финансовых учреждений является деятельность финансовых пирамид в России в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений инвесторам частным был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн. неденоминированных рублей. Одним из результатов этих злоупотреблений явилось резкое падение доверия к кредитным учреждениям.
 5. Деформация структуры экономики. Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Это касается практически всех ее видов. Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятельности (4), и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности. Рассмотрим некоторые аспекты этого влияния.
 Во-первых, криминальная экономическая деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что снижает спрос на инвестиционные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса.
 Во-вторых, криминальная экономическая деятельность сосредоточена преимущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству.
 В-третьих, криминальная экономическая деятельность все в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикой не удовлетворен. В ряде случаев экономика становится зависимой от нелегальных видов экономической деятельности, которые определяют участие страны в международном разделении труда.
 В-четвертых, структура экономики дрейфует в сторону возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономических связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров.
 В-пятых, их всех колоссальных объемов доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. Результатом является развитие видов деятельности, используемых для облегчения осуществления криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли.
 В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства других благ. Издержки этой группы включаются во многих странах в издержки преступности.
 6. Влияние криминальной экономики на экономический рост и развитие не является однозначно деструктивным. Воздействие является разнонаправленным. Так, сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов. Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), то ВВП увеличивается.
 Например, в Италии, согласно проведенным исследованиям, высокая рентабельность подпольной экономической деятельности, осуществляемая домохозяйками в домашних условиях, может придать экономике динамизм, который бы отсутствовал при других обстоятельствах. Здесь следует учитывать, что работа выполняется в свободное от основных обязанностей время и для ее организации не требуется создания новых структур (производственных помещений, транспортных средств и т.д.).
 Кроме того, если работник занимается деятельностью, которая без него не нашла бы исполнителя, то общество не несет потерь.
 В остальных случаях, сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь описанных выше последствий.
 Организованная преступность также не обязательно препятствует экономическому развитию. Она ограничивает развитие некоторых законных форм инвестиций и открытых рынков.
 Особую опасность организованные формы криминальной экономической деятельности для развивающихся государств. Организованная преступность подрывает усилия в области развития, поскольку скудные ресурсы приходится отвлекать от других проектов и направлять на борьбу с преступной деятельностью. Кроме того, коррупция, которая сопутствует организованной преступности, снижает "готовность населения идти на жертвы, связанные с политикой развития", и наносит ущерб принятию рациональных решений государственными органами.
 Влияние криминальной экономической деятельности на рост и развитие определяется ее влиянием на инвестиционный процесс.
 7. Влияние на инвестиционный процесс. Это один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие и может быть весьма различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий.
 Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация. Так, в современной России, по мнению некоторых исследователей (5), экономический спад в легальном секторе перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. Причем обеспечивается он путем сокрытия источника происхождения инвестиций. Сокрытие истинных инвесторов является методом страхования инвестиционных рисков.
 Оценка воздействия организованной преступности на инвестиционный процесс также неоднозначна. С одной стороны, существует точка зрения, согласно которой организованная преступность представляет собой транснациональное явление в период накопления капитала. Лидеры преступных группировок важны для развития экономики. Для экономического развития в целом это может иметь и положительные последствия поскольку несмотря на преступной происхождение средств ускоряется процесс концентрации капитала и не ослабляется инвестиционный процесс.
 В некоторых отраслях российской экономики организованная преступность также стимулирует инвестиционный процесс. Это демонстрирует динамичный, но криминализованный рынок недвижимости. Однако в целом российский опыт развития организованной преступности не подтверждает справедливость данной точки зрения.
 Значительная часть коммерческой деятельности организованной преступности в России связана с экспортом стратегических материалов и военного оборудования. Это лишает государство ресурсов и важных источников дохода. Россия теряет капитал, необходимый для инвестиций и восстановления производства.
 Экспортируемые деньги исходят из нескольких источников: крупные финансовые махинации на территории бывшего СССР и постсоветских военных базах, присвоение государственных ресурсов и сырья, крупные взятки чиновникам, выплачиваемые с целью получения выгодных контрактов, иностранная помощь и нелегальная приватизация в пользу членов номенклатурных и преступных групп.
 Вместе с тем, незаконный вывоз капитала является также следствием нестабильности и коррупции в банковском секторе, нерациональной налоговой политики, частой и порой резкой девальвации валюты, неспособности государства защитить экономические интересы.
 Деятельность организованной преступности редко влечет появление новых производств. Она стремится к получению прибыли в максимально короткие сроки, а не к ее стабильному росту. Большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.
 Организованная криминальная деятельность в России подрывает также иностранные инвестиции и торговлю вследствие увеличения риска капиталовложений. Особенно подвержены воздействию организованной преступности малые инвесторы. Многие предприятия не стремятся торговать в странах бывшего СССР, потому что они не могут конкурировать с незаконной деятельность организованной преступности.
 Иностранные бизнесмены, заинтересованные в международной торговле нефтью и сырьем, не могут избежать коррупции в этой сфере. Международные предприятия вынуждены давать взятки чиновникам, которые имеют право выдавать лицензии на экспорт нефти и драгоценных материалов. Многочисленные вновь основанные экспортные фирмы контролируются организованной преступностью.
 Таким образом, американские формы вынуждены нарушать правовые нормы США, если они хотят войти на российский рынок. East European, журнал посвященный инвестициям, оценивает, что осенью 1993 года 80% всех американских предприятий в России нарушили Акт об иностранной коррупции хотя бы один раз. Инвесторам приходится давать взятки за получение доступа к спискам недвижимости, которую можно снять в аренду, за возможность нарушать правила по экспорту капитала.
 Высокий уровень риска в России способствует специфическому естественному отбору инвесторов, способных противостоять враждебной среде. В качестве таких инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные западные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами.
 8. Влияние на состояние природной среды. Преступные организации могут нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам. Они не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению.
 9. Деформация структуры потребления является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок.
 Важной тенденцией в изменении структуры потребления является увеличение объема товаров и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым можно отнести наркорынок, эксплуатацию проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.
 10. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма. Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной экономики зависит от взаимоотношений нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими.
 Предприятия конкурирующей части Нелегального сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.
 Б. Свенссон рассматривает два типичных случая воздействия нелегального сектора экономики на легальный:
 a. Легальные и нелегальные предприятия конкурируют в отношении одних и тех же товаров и услуг.
 Более высокая рентабельность подпольных предприятий, не выплачивающих налоги, приводит к перераспределению капиталов и рабочей силы в пользу подпольной экономики. В результате нарушения правил конкуренции некоторые легальные предприятия теряют рынки сбыта, несут убытки и разоряются. Такое перераспределение ресурсов может продолжаться до тех пор, пока чистая доходность легальных предприятий (за вычетом налоговых и других отчислений) не сравняется с показателями нелегального сектора.
 Занятие нелегальной деятельностью может не обеспечить сверхприбыли соответствующим лицам. Бу Свенссон приводит следующий пример (6).
 В ресторанном деле владельцы ресторанов, использующие в своей работе нелегальные средства, устанавливают более низкие цены на пищу и спиртное. Это побуждает и владельцев ресторанов в легальном секторе снижать цены. В результате вначале происходит общее снижение цен, что благоприятно для потребителей. Однако в дальнейшем легальные рестораны не получают достаточных прибылей и разоряются. Остаются те, кому удалось выжить не благодаря рационализации работы, а вследствие нелегального приобретения сырья, уклонению от уплаты налогов и социальных платежей.
 Но если конкуренция будет продолжаться между оставшимися владельцами ресторанов, то выгода, возникшая в результате недоплаты налогов, может достаться клиентам в виде более низких цен. Если же во всех ресторанах будет процветать экономическая преступность и вследствие конкуренции цены снизятся до себестоимости, за исключением налогов, то в результате все владельцы ресторанов получат такие же доходы, как если бы они были легальными, "белыми" и полностью платили бы положенные налоги и платежи.
 Нелегальная работа, конкурирующая с легальным сектором, то есть связанная с вытеснением легальной деятельности, является отрицательным явлением для общества, а полученные сторонами дополнительные выгоды являются доходами безбилетников, бесплатно пользующихся общественными благами.
 b. При отсутствии прямой конкуренции легального и нелегального секторов искажается соотношение цен и других пропорций в областях производства и потребления, что не имело бы места, если бы вся экономики была легальной.
 В условиях полной занятости результат является отрицательным, поскольку продукция легального сектора, высоко оцениваемая потребителями, заменяется более низко оцениваемой продукцией нелегального сектора.
 Некоторые экономисты полагают, что умеренное использование нелегальной работы может позитивно влиять на уровень всей экономики и стать средством компенсации отдельных потерь с точки зрения эффективности экономики.
 Предположим, что работодатель намерен нанять работника для выполнения определенной работы. Самая высокая цена, которую он готов заплатить, равна выгоде от такой работы. Для работника самая низкая цена, за которую он соглашается произвести работу, составляет компенсацию за сокращение его свободного времени.
 Если установленная почасовая заработная плата 10 руб. в час., социальные платежи - 39%, подоходный налог - 12%. Это означает, что за час легальной работы работник может оставить себе 8,8 руб. Для работодателя стоимость работы будет составлять 13,9 руб. за час. Таким образом, работа будет выполнена легально, если выгода работодателя буде выше выгоды работника в 1,58 (139:88) раз. С общественной точки зрения будет целесообразно трудовое соглашение, где работник, оценивающий свое время дороже 8,8 руб., выполнит работу, которую работодатель оценивает дешевле 13,9 руб. в час. Максимальный эффект будет достигнут, если всем работникам и работодателям удастся заключить соглашение за плату в пределах между 13,9 и 8,8 руб. за час. Если за счет уклонения от уплаты налогов будут расширены рамки обмена, то есть заключены дополнительные сделки о выполнении работ, которые не были бы выполнены легально, то такие нелегальные сделки могут быть оценены с экономической точки зрения положительно. Общество при этом не теряет налогов, поскольку в легальном режиме работы выполнены не будут.
 Положительные последствия такой экономической деятельности этим не ограничиваются. Получатели нелегальных доходов, расходуя свои деньги, создают спрос на блага, производимые легально с уплатой всех предусмотренных налогов и платежей. Таким образом, нелегальные доходы создают своеобразный мультипликативный эффект увеличения дохода и налоговых платежей в смежных отраслях. Это - наглядный пример экономического правонарушения, имеющего следствием Парето-улучшение.
 Что касается других форм криминальной экономической деятельности, и прежде всего, экономической и организованной преступности, то их влияние на режим конкуренции однозначно деструктивно. Экономические последствия монополизации были подробно проанализированы при изучении курса экономической теории. Среди конкретных форм криминальной экономической деятельности, нарушающих правила конкуренции, особо выделяются злоупотребление доминирующим положением на рынке, незаконное пользование авторскими правами, интеллектуальной собственностью, средствами индивидуализации продукции юридического лица, коммерческий подкуп. Особо деструктивно влияние на режим конкуренции организованной преступности, одной из ключевых целей которой является установление монопольного контроля над рынками и сферами деятельности. Способность организованной преступности производить крупные капиталы и проникать в законный бизнес и с помощью контроля над ценами разорять конкурентов представляет собой серьезную угрозу будущему любого общества.
 Предприятия, приобретенные лицами, входящими в организованные преступные группировки, как правило, имеют преимущества перед соблюдающими законы соперниками, которые должны заботиться о размере получаемых доходов, издержках производства и выплате займов банкам. Проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет в нарушению естественного действия рыночных сил. В конце концов это сказывается на расходах потребителей, которые прямо или косвенно вынуждены платить более высокие цены.
 Чрезвычайно опасна для эффективной конкуренции недобросовестная лоббистская деятельность и коррупция государственных институтов. Распространение организованной преступности может привести к политическому клиентелизму и контролируемому рынку.
 В некоторых случаях криминальная экономическая деятельность может оказать положительное воздействие на развитие конкуренции, развиваясь в тех отраслях, которые имеют тенденцию к монополизации.
 11. Влияние на условия воспроизводства рабочей силы. Последствия подпольной работы негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. Система подпольной работы позволяет бесконтрольно эксплуатировать рабочую силу методами, характерными для периода становления капитализма XIX века. Ряд исследователей рассматривают нелегальную экономику как особый метод получения сверхприбылей в условиях кризиса.
 В промышленно развитых странах развивается система субподряда, малых фирм, надомного труда и происходит отказ от замещения рабочей силы капиталом. Благодаря НТП появилась возможность расчленить производственный процесс настолько, что необходимость в высокой квалификации работников во многих случаях отпадает даже при изготовлении очень сложной продукции.
 В случае распространения подобных методов организации труда и производства можно ожидать наступления на социальные свободы граждан, широкого использования в промышленно развитых странах условий использования рабочей силы, характерных для развивающихся стран. Например, в Италии сложилась так называемая "адриатическая модель развития", имеющая основой нелегальную экономику. Так, в г. Прато относительно высокий жизненный уровень объясняется широким развитием подпольной работы, увеличением продолжительности рабочего дня, вовлечением членов семей в надомное производство. Оборотная сторона такого относительного благополучия - высокий уровень производственного травматизма, плохие условия труда, наносящие ущерб здоровью (80% работников, доживающих до пенсионного возраста, лишаются слуха), отсутствие социальных гарантий, возможностей роста квалификации и т.п.
 12. Влияние на эффективность производства и разделение труда. Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует систему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления рыночных сделок, негативно отражается на качестве товаров и услуг. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то, что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологии. Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга.
 13. Влияние на систему международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм.
 Эксперты ООН полагают, что нельзя недооценивать воздействие "отмытого" капитала на международную экономику. По оценкам, средства, которые в 80-х годах были вовлечены только в незаконный оборот наркотиков, составляли порядка 3-5 триллионов долларов. По оценкам некоторых специалистов, эти суммы еще выше. Журнал South утверждал в 1984 году, что незаконный оборот наркотиков составляет от 8 до 9 процентов общей мировой торговли. Эти масштабы позволяют незаконным преступным группировкам оказывать влияние на мировую финансовую систему.
 Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения.
 Организованная криминальная деятельность оказывает мощное влияние на специализацию отдельных стран в системе мирового хозяйства. Сегодня можно говорить о формировании системы международного криминального разделения труда (подробнее).
 14. Позитивные стороны теневой экономики. Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы. Это присуще, прежде всего, некриминализованной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП.
 К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения (подробнее).
 Некоторые социологи рассматривают нелегальный сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.
 В заключение можно отметить, что все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона.
 Среди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны общественной жизни.
 На восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с npaвонарушителями отмечено, что организованная преступность иногда глубоко проникает государственную администрацию и политические структуры, включая вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические нормы и являет причиной покорности, а ее последствия пронизывают все аспекты жизни общества.
 В руководстве для дискуссии на девятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено следующее: "Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Oна подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает, опутывает и даже закабаляет целые слои общества, особенно женщин и детей, и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия, в частности в проституцию".
 Примечания
 1. Капитаны теневых капиталов рвутся к власти // Российская газета. 1977. 1 октября.
 2. Шмелев Н. Неплатежи - проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики. 1997. №4. С. 27.
 3. Шмелев Н. Неплатежи - проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики. 1997. №4. С. 28.
 4. Проблема влияния скрытой экономической деятельности на структуру экономики глубоко исследована в работах Бруно Даллаго.
 5. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 76-77.
 6. Свенссон Б. Экономическая преступность, - М.: Прогресс, 1987, - С. 72-73.
 1.10. Нелегальный рынок
 Нелегальный рынок - совокупность отношений, осуществляющихся в нарушение действующих правовых норм и сводящих вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Нелегальный рынок является базовым институтом теневой и криминальной экономики.
 По экономическому содержанию экономических благ выделяют рынки товаров, рынки услуг, рынки работ.
 Различают также рынки готовых продуктов (услуг, работ) и рынки экономических ресурсов (рынки капиталов, рабочей силы, земли). По характеру реализуемых товаров различают:
 * рынки легальных, нормальных товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения нормальных потребностей;
 * рынки запрещенных товаров и услуг (рынки товаров и услуг, направленных на удовлетворение деструктивных потребностей - рынки наркотических средств; "человеческих влечений" - услуги по торговле телом (проституция); торговля людьми, запрещенная торговля животными, рынки краденого имущества, радиоактивных материалов). Особое место в этой категории принадлежит рынку криминальных услуг.
 * рынки криминальных услуг, связанных с применением насилия, угрозой его применения и другие, имеющие целью активное воздействие на поведение участников рыночных отношений (заказные убийства).
 * По уровню развития конкуренции среди нелегальных рынков представлены различные типы: от высокомонополизированных (наркобизнес) до высококонкурентного (рынок услуг по отмыванию преступных доходов).
 По масштабу выделяют нелегальные рынки: местные (локальные), региональные, национальные и международные (транснациональные).
 Причинами возникновения и развития нелегальных рынков являются следующие:
 * наличие правового запрета на обращение товаров, реализацию услуг, выполнение работ (наркотические средства, трансплантанты, краденное имущество, отмывание преступно полученных доходов);
 * наличие установленных законодательством барьеров для доступа на рынок (государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности (патент, товарный знак);
 * государственное регулирование цен (установление максимальных цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне, ниже равновесного);
 * высокий уровень налогообложения и других издержек, связанных с исполнением установленных законом обязательств;
 * недостаточная жесткость государственного контроля, неспособность государства реализовать правовой запрет либо исполнение регулирующих предписаний;
 * недееспособность государственных институтов регулирования рынка, обеспечения прав собственности, контрактной дисциплины (например, неэффективность судебной системы разрешения споров, исполнения судебных решений, связанных с истребованием долгов порождают рынок криминальных услуг по их "выбиванию").
 Рассмотрим, каким образом установление государством цен на уровне ниже равновесного, создает экономические условия для возникновения нелегального рынка. Для этого можно воспользоваться анализом кривых спроса и предложения.
 Влияние государственного регулирования цен на возникновение спекуляции и теневого рынка обстоятельно исследовал известный российский экономист В. В. Новожилов.
 Рыночная система посредством "черного" рынка компенсирует вмешательство государственных органов в процесс обмена товаров. Однако в этих условиях существуют две цены, причем ни одна из них не является действительно равновесной ценой. Невозможно выяснить, какова действительная ценность для общества продукта. Кроме того, объем производства оказывается ниже равновесного, дефицит сохраняется, хотя и в меньших масштабах, а ресурсы в обществе используются не лучшим образом.
 Возможна ситуация установления цены на нелегальном рынке на уровне ниже официального. Это может иметь место, если нелегальные рыночные отношения используются для уклонения от уплаты налогов, обязательных платежей или исполнения иных предусмотренных законом обязательств.
 В хозяйственных системах различного типа масштаб и структура нелегальных рынков может существенно различаться. В условиях развитой рыночной экономики "черный" рынок большей степени ориентирован на удовлетворение деструктивных потребностей (наркотики, порнография, проституция, азартные игры). В условиях командной экономики он является компенсаторным механизмом обеспечения населения необходимыми товарами и услугами. Особенностью переходной экономики является вовлечение в теневой оборот также и ряда институциональных услуг в связи со слабостью государственного управления экономикой.
 Особенности конкретного нелегального рынка и ценообразование на нем определяются множеством факторов, влияющих на характер и положение кривых спроса и предложения.
 Среди этих факторов можно, в частности указать на эластичность спроса и предложения от цены, структура цены предложения. Чем менее эластичен спрос на товар или услугу, тем выше устойчивость теневых рыночных отношений, тем больше подвержен рынок монополизации со стороны организованных преступных групп.
 В качестве примера нелегального рынка с низкоэластичным спросом можно привести теневые рынки товаров первой необходимости в условиях нерыночной хозяйственной системы советского типа.
 С точки зрения структуры цены предложения нелегальные рынки различаются, в частности, удельным весом в рыночной цене издержек по страхованию риска. По общему правилу, чем жестче правовой запрет, чем более последовательно он реализуется, чем более суровы санкции за его нарушение и более неотвратимо их реальное применение, тем выше в структуре цены предложения рассматриваемая доля.
 В качестве примера рынка с высокой долей страхового тарифа можно привести нелегальный рынок наркотических средств. Их доля фактически составляет основную часть цены, что более подробно отмечено при более детальном рассмотрении этого рынка. Примером рынка с низкой долей этих издержек может быть теневой рынок репетиторских, бытовых, ремонтных и других подобных услуг.
 Способность государства оказывать влияние на структуру цены предложения товаров и услуг на нелегальных рынках должно учитываться при формировании политики в отношении незаконных видов деятельности. Так, исследователями нелегального рынка героина в ФРГ установлено, что полицейские меры следующим образом воздействуют на конъюнктуру рынка и потребление (1):
 * Удвоение квот конфискации снижает объем предложения на 9-28%.
 * Удвоение числа арестованных - на 8-24%.
 * Увеличение сроков наказаний с 5 до 20 лет для торговцев - на 10-15%.
 Конфискация имущества в 5-кратном размере от ежегодной суммы доходов торговцев - на 5-6%. Значение экономических санкций в борьбе с наркобизнесом оценивается очень высоко. Так, 68% экспертов полагают, что основной целью расследования должен быть поиск путей конфискации наличных денег и имущества, добытых преступным путем.
 Если использовать для иллюстрации данной закономерности уже применявшийся нами анализ спроса и предложения, то влияние жесткости преследования на рыночную конъюнктуру нелегального рынка может быть представлено графически (подробнее).
 Примечания
 1. Некоторые исследования по проблемам торговли героином в ФРГ.// Борьба с преступностью за рубежом: Реф. сб. - М.: ВИНИТИ, 1991, - № 7, - С. 22.
 1.11. Характеристика основных нелегальных рынков
 В данном параграфе рассматриваются следующие нелегальные рынки:
 * Нелегальный рынок наркотических средств;
 * Нелегальный рынок оружия;
 * Нелегальный рынок автотранспортных средств;
 * Нелегальный рынок культурных ценностей;
 * Нелегальный финансовый рынок;
 * Нелегальный рынок труда;
 * Нелегальный рынок трансплантатов;
 * Организованная проституция;
 * Торговля людьми;
 * Незаконная торговля дикими животными;
 * Нелегальный игорный бизнес.
 Нелегальный рынок наркотических средств
 Производство и распространение наркотиков представляет собой сегодня один из наиболее динамично развивающихся секторов криминального бизнеса, превратившегося, по существу, в высокоразвитую транснациональную индустрию.
 Эксперты ООН оценивают оборот наркорынка примерно в 400 млрд. долл., что составляет около 8% оборота всей международной торговли. Уже в 1994 году оборот наркобизнеса был выше, чем оборот мирового рынка черных металлов, автомобилей, и примерно на том же уровне, что и рынок текстиля (1).
 Высокая рентабельность наркобизнеса связана в значительной степени с особенностью доминирующих рыночных структур. Во-первых, отсутствует сколько-нибудь серьезная конкуренции между организациями, выходящими на новые рынки с новыми видами продукции. Во-вторых, особенностью рынков наркотиков является наличие значительной рыночной власти, то есть способности операторов оказывать влияние на цену. Это проявляется в том, что наркосиндикаты одновременно являются монополистами по отношению к конечным потребителям наркотиков и монопсонистом по отношению к непосредственным производителям. Поставщики сырьевых материалов и потребители конечной продукции располагают весьма ограниченными возможностями влиять на рыночную ситуацию.
 Денежные средства от индустрии наркобизнеса поступают главным образом организациям, осуществляющим торговлю наркотиками, тогда как крестьяне, которые фактически выращивают коку и опийный мак, получают весьма скромные доходы, хотя эти доходы, как правило, превосходят доходы крестьян, возделывающих другие сельскохозяйственные культуры. Оптовые цены страны- производителя держатся на уровне недорогих лекарств, розничные же цены в стране потребления на два порядка выше (подробнее).
 Нарастание рыночных цен связана с компенсацией реальных издержек: на построение и содержание многоуровневых организационных структур, главная функция которых обеспечить постоянную охрану производства, надежные каналы поставки и относительную безопасность сбыта наркотиков.
 Повышение рисков по мере приближения к моменту сбыта связано с геополитической ситуацией: основной платежеспособный спрос на наркотики приходится на страны с развитыми правовыми системами, где закон строго исполняется, тогда как производятся наркотики в странах, в которых правовая система относительно слаба или терпима к наркобизнесу.
 Традиционными регионами возделывания наркотиков являются Южная Америка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия. В последнее время наблюдается тревожная тенденция распространения возделывания наркотиков в новых странах и регионах. Крупными производителями кокаина являются страны "андской группы": Перу (100-300 тыс. га плантаций коки; 300-1000 тонн кокаингидрохлорида); Боливия (70 тыс. га и 200-300 тонн); Колумбия (25-60 тыс. га и 40-160 тонн). Возрастает производство кокаина в Бразилии. Относительно невелико количество кокаина, производимого в Эквадоре, Венесуэле и Аргентине. Значительная часть перуанского и боливийского сырья перерабатывается в Колумбии, и кокаин поступает на внешние рынки именно из этой страны. Контролируют производство кокаина в Колумбии и его экспорт в основном два крупнейших наркокартеля: Медельинский и Кали. Эксперты оценивают мощности подпольных лабораторий колумбийского наркобизнеса по производству современных наркотиков в 350 тонн в год.
 О масштабах наркобизнеса и его роли в экономике отдельных стран позволяют составить определенное представление следующие данные. Боливия, Перу и Колумбия ежегодно получают за счет торговли наркотиками около 1,9 млрд. долл. В наркобизнесе участвуют около 1,8 млн. человек, 300 тыс. га земли занято под плантациями коки. По некоторым оценкам, кокаинопроизводящие страны получают за счет наркобизнеса от 20 до 30% валового национального продукта.
 Основными районами выращивания опийного мака являются страны "Золотого треугольника" (Юго-Восточная Азия) и "Золотого полумесяца" (Юго-Западная Азия). Примерно 90% мирового производства опиума приходится на государства, где возможности деятельности американских органов по борьбе с наркотиками крайне ограничены (Бирма, Лаос, Иран, Афганистан, Ливан).
 По оценке ЦРУ и госдепартамента США, крупнейшими производителями опиума в 1989 г. являлись: Бирма (1100-1500 тонн), Афганистан (700-800), Иран (200-400), Лаос (210-300), Пакистан (105-175), Мексика (40-50) и Таиланд (23-33 тонны). В странах "Золотого полумесяца" (Пакистан, Иран и Афганистан) производится около 60-70% героина высокой степени очистки, продаваемого на Западе. Как считают английские специалисты, в 1989 году там было произведено героина на 2,5 млрд. фунтов стерлингов - сумму, превышающую легальный экспорт Пакистана.
 По мнению специалистов ООН по борьбе с наркотиками, Афганистан в последние годы превратился в одного из крупнейших в мире производителей опиума. Урожай 1991 года оценивался в 2400 тонн сырца. Из этого количества можно произвести около 200 тонн очищенного героина, что достаточно, чтобы наводнить этим наркотиком рынки Европы и сбить там цены на него. Основными производителями наркотиков,, изготовляемых из каннабиса, являются следующие регионы: Ближний и Средний Восток и Южная Азия (Ливан, Пакистан, Афганистан, Индия, Непал); Юго-Восточная Азия (Таиланд, Лаос, Филиппины); Северная и Южная Америка США, Мексика, Ямайка, Колумбия, Бразилия); Африка (Марокко, Нигерия, Гана, Заир, Уганда). Из каннабиса изготовляются марихуана, гашиш и гашишное масло. Широкая распространенность и неприхотливость индийской конопли привели к тому, что наркотики из нее производятся на всех континентах, в большинстве стран мира.
 Отличительной особенностью деятельности торговцев наркотиками является постоянное совершенствование системы доставки, разработка все более продранных и неожиданных маршрутов, поиск новых приемов контрабандного провоза наркотических средств. Особенно активны в подыскании новых рынков сбыта и изобретательны в налаживании новых маршрутов и способов контрабанды наркотиков южноамериканские наркокартели. По образному сравнению американского журнала "Тайм", "если Колумбия является нервным центром наркобизнеса, то Мексика - его правая рука". От 50 до 70% кокаина, переправляемого в Соединенные Штаты (400-500 тонн в год), проходит через Мексику. Этим же путем перевозится до 70 % марихуаны и 20 % героина.
 В европейские страны наркотики поступают по нескольким основным маршрутам. В последнее время наряду с "традиционным" балканским маршрутом доставки наркотиков из стран Азии в Европу (Турция - Болгария - Югославия - Австрия - ФРГ) контрабандисты активно используют новый путь: Турция - Болгария - Румыния - Венгрия - Чехия - Словакия - ФРГ. Правоохранительными органами ФРГ получены данные об освоении международными торговцами еще одного маршрута доставки героина в Европу: Испания - ФРГ - страны Восточной Европы. Территория Германии в этом случае служит в качестве перевалочной базы.
 В контрабанду наркотиков все шире втягиваются граждане таких африканских стран, как Нигерия, Заир, Бенин, Гана, Кот-д'Ивуар, Мали, Сьерра-Леоне, Сенегал. Особенно часто в качестве наркокурьеров выступают нигерийцы. Крупные наркокартели стремятся поставить под контроль всю цепочку наркобизнеса: выращивание наркосодержащих растений - производство естественных или синтетических наркотиков - контрабанда - сбыт - "отмывание" наркоденег.
 Лидирующее положение в контрабанде героина в Европу и торговле им занимают лица турецкой национальности. В распространение наркотиков в Великобритании также вовлечены преступные группы различной этнической принадлежности. Если торговлю каннабисом и его производными, а также амфетамином ведут в основном местные уроженцы, то сбытом героина занимаются прежде всего выходцы из Пакистана, Индии и Турции. Значительную часть операций с кокаином проводят эмигранты из Вест-Индии.
 В последние годы обеспокоенность правоохранительных органов зарубежных стран, особенно США и Европы, вызывает внедрение в наркобизнес, в первую очередь в контрабанду и сбытовые сети, выходцев из бывшего СССР. По данным американских специалистов, в районе Нью-Йорка Брайтон Бич, населенном в основном бывшими советскими гражданами, создаются организации для транспортировки наркотиков из стран Ближнего и Среднего Востока через Восточную Европу в США
 Нелегальный рынок оружия
 Сегодня по уровню доходности и динамизму развития незаконный оборот оружия, уступает лишь индустрии наркобизнеса. Различие между законными и незаконными поставками вооружений в значительной мере определяется не характером продукта, а тем, кто является конечным потребителем. Сделки на черном рынке оружия представляют собой подпольную деятельность, где значительная часть расходов связана с тайным характером таких сделок, а обратный поток денежных средств проходит процесс легализации.
 Насилие с применением оружия превратилось в инструмент давления на государственные структуры различных уровней, способом запугивания или устранения конкурентов по бизнесу, несговорчивых банкиров, неисправных должников и настойчивых кредиторов, средством разрешения конфликтов в преступной среде.
 Резкому увеличению спроса на нелегальном рынке оружия способствуют также политическая нестабильность и связанные с ней вооруженные конфликты. Незаконный объем продажи оружия возрос в результате этнических, религиозных и националистических вспышек, которые в некоторых случаях переросли в открытую войну в таких регионах, как Балканский полуостров, район Карпат, Кавказ, Восточная и Западная Африка и Западная Азия. Огромные склады оружия вышли из-под контроля правительств и попали в руки организованных преступных элементов, которые быстро наладили необходимые пути поставок только в первой половине 1992 года общий объем зарегистрированных краж огнестрельного оружия в новых демократических странах Восточной Европы вырос почти на 30 процентов (2).
 Россия сегодня превращается регион быстрого распространения этого черного бизнеса, активно вовлекается в незаконные экспортные и импортные операции с оружием. Анализ документов, проходящих по каналам НЦБ Интерпола в РФ, свидетельствует, что через границы Российской Федерации оружие переремещается по двум основным направлениям. Во-первых - это контрабандный ввоз в Россию легкого стрелкового вооружения (в основном пистолетов), и с другой-настойчивые попытки вывоза за рубеж крупных партий боевого оружия и техники под видом законных коммерческих сделок. Подготовка подобных операций отличается особой тщательностью и глубиной.
 Фундаментальность подготовки подобных операций говорит о том, что криминальные и коммерческие структуры России включились в нелегальную торговлю оружием, в том числе и поставки его в зоны конфликтов.
 Среди каналов нелегального перемещения оружия и боеприпасов через границы в последнее время выделяется контрабанда на судах торгового и рыболовного флота России. Одним из наиболее часто встречающихся адресов, куда нелегально предпринимаются попытки вывоза из России оружия, является Япония.
 Анализ информации, связанной с незаконным перемещением оружия, показывает, что все чаще в этой противоправной деятельности преступники используют канал Россия-Прибалтика. По имеющимся оперативным данным, оружие на территорию России поступает также из Эстонии.
 Наиболее крупным и стабильным источником поступления оружия в уголовную среду и в зоны национальных конфликтов остаются части российских вооруженных сил: по некоторым данным более половины находящегося в нелегальном обороте оружия попадает в него со складов и хранилищ частей Министерства обороны.
 Оставляет желать лучшего и сохранность оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на предприятиях военно-промышленного комплекса. Из-за недостаточно жесткого режима охраны участков, где изготавливаются комплектующие и собираются готовые изделия, преступники имеют возможность похищать детали и незаконно изготавливать оружие.
 Большой вред наносит и непродуманная коммерциализация таких предприятий. Ради прибыли их руководители идут на сомнительные сделки с коммерческими фирмами, в том числе контролируемыми криминальными группами.
 В заключение необходимо отметить, что незаконный оборот оружия оказывает общее дестабилизирующее воздействие на политическую ситуацию во многих регионах мира, способствует обострению местных и региональных конфликтов, а также увеличивает возможности террористических групп добиваться своих целей и угрожать миру и безопасности. По данным исследований, торговля наркотиками и торговля оружием во все большей степени взаимосвязаны. Возрастание спроса на оружие способствует возрастанию объемов незаконных операций с наркотиками. Все чаще наблюдаются случаи участия этнических групп в торговле наркотиками с целью приобретения оружия.

<< Пред.           стр. 3 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу