<< Пред.           стр. 5 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Такая тактика широко практикуется и сегодня, особенно когда речь идет о заключении крупных международных сделок на поставку военной техники. Если производителям данной техники удалось подкупить конкретных государственных чиновников какой-либо страны, изъявившей желание приобрести соответствующую военную технику, эти производители сделают все возможное для того, чтобы по техническим условиям данная авиационная техника, улучшенное вооружение или системы связи абсолютно соответствовали заказу клиента-фаворита. Внешне современные тендеры кажутся справедливыми, хотя не являются таковыми на самом деле.
 Сокращение бюрократического аппарата. Коррупция представляет собой один из способов избежать государственных ограничений. Отсюда следует, что чем больше этих ограничений, тем мощнее размах коррупции. Хорошим примером этого служит опыт США в годы "сухого" закона, когда была принята поправка к Конституции, содержавшая запрет на производство и сбыт алкогольной продукции. Сейчас все знают, что законодательный запрет на продажу алкогольных напитков привел не к снижению уровня потребления этих продуктов, а к их подпольной реализации и беспрецедентному росту коррупции, когда хорошо организованные преступные группы в массовом порядке шли на подкуп местной полиции с тем, чтобы продолжать заниматься своим подпольным бизнесом. Были и другие ограничения нравственного порядка, имевшие целью регулировать жизнь граждан в интересах общего блага. Однако и они привели к росту преступности и политического подкупа в США. Примерами такого рода ограничений являются законы, жестко регулирующие деятельность, связанную с азартными играми, порнографией и проституцией. Эти законы нередко порождают коррупцию среди полиции крупных городов.
 В ряде стран мира продолжают применяться ничем не обоснованные ограничения и правила лицензирования различных видов коммерческой деятельности.
 Утверждение принципа свободы печати. Средства массовой информации во всем мире устойчиво играют ключевую роль в изобличении государственных чиновников, ставших жертвами коррупции.
 Вместе с тем, современные правительства имеют целый ряд возможностей сократить или ограничить свободу прессы в своих странах. К такого рода возможностям относятся неоправданные преследования или аресты журналистов, а также жесткое законодательство о защите граждан от клеветы и дезинформации.
 Формирование общественного мнения, влияющего в демократическом обществе на терпимость властей к проявлениям организованной преступности в тех или иных сферах.
 Скандальные разоблачения. После крупного публичного скандала, как правило, наступает период, когда политические деятели и государственные чиновники чувствуют, что вынуждены пойти на определенные перемены в системе общественных отношений.
 После Уотергейтского скандала в Соединенных Штатах Америки наступил довольно продолжительный период, когда коррупция вызывала особенно резкий общественный протест. Такое состояние общественных настроений весьма способствовало принятию целого ряда законодательных мер по борьбе с коррупцией. Согласно исследованию Лоренса Шермана, на местном уровне был разработан и принят целый ряд законодательных мер по искоренению в ряде американских городов коррупции среди полицейских органов (Sherman, 1978). Однако реформы, вызванные крупным общественным скандалом, дают лишь временный эффект.
 Запрет на выдвижение лиц с криминальным прошлым в качестве кандидатов на выборные должности. Вопрос о том, стоит ли наложить запрет на выдвижение лиц с криминальным прошлым в качестве кандидатов на выборные должности, в настоящее время активно обсуждается в России.
 Анализ международной практики свидетельствует о том, что правовые нормы в этом отношении разнятся в широких пределах. Во многих странах мира лица с криминальным прошлым не могут регистрироваться в качестве кандидатов на выборные государственные должности. Однако есть и такие страны, где такого запрета нет. Более того, действующие запреты весьма отличаются один от другого и в содержательном плане.
 В Новой Зеландии, например, запрет на регистрацию в качестве кандидата на выборную должность налагается на гражданина, в отношении которого выносился приговор суда о тюремном заключении на срок от трех лет и более.
 В Индии это ограничение составляет два года и более при условии, что данный приговор был вынесен в течение последних шести лет.
 В Австрии аналогичное ограничение составляет один год тюремного заключения и более.
 Вряд ли следует рассматривать запрет на регистрацию лиц с криминальным прошлым в качестве серьезной меры борьбы с коррупцией в политической сфере. В каждом отдельном случае было бы куда целесообразнее и полезнее проанализировать те обстоятельства и мотивы, которые побудили лиц, связанных с организованной преступностью, участвовать в предстоящих выборах в качестве кандидатов. Эти лица, безусловно, будут стремиться получить выборное место, если соблюдены следующие два условия: (а) они обвиняются в совершении уголовно-наказуемого преступления и еще не осуждены или же находятся в состоянии ожидания предъявления соответствующего обвинения; (b) члены законодательного органа (или такие выборные должностные лица как мэр или губернатор) не подвергаются уголовному преследованию. Только при этих условиях успех на выборах спасет преступника от наказания.
 Альтернативным решением может быть пересмотр норм парламентского иммунитета с тем, чтобы законодатели несли уголовную ответственность за преступления перед законом наравне со всеми другими гражданами. Важнейшей целью возможного проникновения преступных элементов в выборные органы является, прежде всего, получение иммунитета. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
 * Если цель состоит в том, чтобы не дать преступникам возможности использовать выборные должности в качестве убежища от судебного преследования, наилучшим способом достижения ее был бы соответствующий пересмотр действующих правовых норм об иммунитете. Нежелательно, чтобы иммунитет для законодателя был неограниченным и безусловным.
 * Запрет на замещение выборных должностей осужденными преступниками вполне оправдан, если общество в целом доверяет существующей в стране судебно-правовой системе.
 * Введение правовых норм, согласно которым кандидаты на выборные должности могут ущемляться в правах лишь на основании подозрений и недоказанных обвинений, нецелесообразно.
 * Совершенствование способов аудита. Согласно выводам американских консультантов по вопросам управления и надзора, тщательная организация аудита оказывает мощное предупредительное воздействие на потенциальных коррупционеров. Подобный вывод содержится в последнем докладе Агентства Соединенных Штатов Америки по международному развитию (USAID): "Необходимо применять только отработанные и хорошо показавшие себя методики совершенствования стиля управления. В качестве консультантов должны привлекаться признанные профессионалы, имеющие богатый практический опыт в соответствующей отрасли".
 * Несмотря на очевидную значимость и важность должного применения правил бухгалтерской отчетности и аудита, внедряемых ведущими западными бухгалтерскими и аудиторскими фирмами, результаты не могут быть достигнуты там, где практически отсутствует необходимая дисциплина учета и отчетности, где "черные" деньги играют большую роль, и где аудиторы неизбежно находятся под мощнейшим внешним давлением.
 Правовые и организационные меры
 Введение уголовной ответственности за членство в преступной организации и участие в преступном предприятии. Согласно акту CCE, под преступным предприятием понимается физическое лицо, товарищество, корпорация, ассоциация или иное юридическое лицо, а также любое объединение или группа физических лиц, фактически связанных друг с другом, хотя и не образовавших вкупе юридического лица.
 Вместо того, чтобы преследовать по суду лидера или нескольких его подчиненных за конкретное преступление или мошенническую махинацию, может быть привлечена к ответственности вся иерархия семьи организованных преступников за различную преступную деятельность, которой занималось предприятие. Это стало возможным после принятия в США Закона о контроле над организованной преступностью в 1970 году.
 В качестве мер, направленных на пресечение деятельности преступного предприятия, законодательством США предусмотрено:
 * ликвидация и реорганизация любого предприятия с обеспечением законных прав участвующих в нем невиновных лиц;
 * лишение лица доли участия в каком-либо предприятии;
 * ответственность за участие по типу рэкетирской деятельности в ведении дел какого-либо предприятия в сфере торговли между штатами или внешней торговли;
 * ответственность за приобретение долей в предприятии либо учреждении или руководство предприятиями в сфере торговли между штатами или внешней торговли путем инвестирования из средств, полученных от рэкетирской деятельности;
 * гражданско-правовая ответственность (В США предусмотрено возмещение в трехкратном размере ущерба, нанесенного имуществу или бизнесу в результате организованной преступной деятельности).
 Ужесточение наказания за участие в организованной преступности. Объявляется незаконным получение или использование дохода от какого-либо предприятия посредством рэкета. Под рэкетом понимается любое действие (или угроза совершения действия), связанное с умышленным убийством, похищением человека, разбойным нападением и рядом других тяжких преступлений.
 Любое лицо (или группа лиц), совершившее два или более тяжких преступления в течение 10 лет, наказывается лишением свободы на 20 лет либо штрафом в размере до 20 тысяч долларов, лишением права участвовать в делах какого-либо предприятия, а также взысканием ущерба и ликвидацией самого предприятия.
 Ужесточение уголовного преследования производителей криминальных услуг.
 Более эффективное использование таких санкций, как уголовный штраф, конфискация преступно нажитого имущества, финансовых активов, лишение свободы. В качестве примера влияния репрессивных мер на состояние нелегального рынка рассмотрим рынок героина в ФРГ.
 По данным исследователей, полицейские меры воздействуют на цены, а те - на потребление наркотика. При этом:
 * Удвоение квот конфискации снижает объем предложения на 9-28%.
 * Удвоение числа арестованных - на 8-24%.
 * Увеличение сроков наказаний с 5 до 20 лет для торговцев - на 10-15%.
 * Конфискация имущества в 5-кратном размере от ежегодной суммы доходов торговцев - на 5-6%.
 Значение экономических санкций в борьбе с наркобизнесом оценивается очень высоко. Так, 68% экспертов полагают, что основной целью расследования должен быть поиск путей конфискации наличных денег и имущества, добытых преступным путем.
 Введение уголовной ответственность за использование преступных доходов в легальной экономической деятельности. Запрещено использование денежных средств и других доходы, полученные в результате любой незаконно организованной внутри предприятия деятельности, которая наносит ущерб легальной экономической деятельности. Умышленное нарушение этой нормы влечет за собой уголовную ответственность: максимальное наказание может составить до 20 лет тюремного заключения или штраф до 25 тысяч долларов с конфискацией сумм, полученных незаконным путем.
 Конфискация имущества. Уголовное наказание, даже в виде лишения свободы, не оказывает на состоятельного преступника серьезного воздействия. Эффективной превентивной мерой является конфискация части или всего преступным путем нажитого имущества. Конфискация имущества осужденного является одной из наиболее действенных мер, позволяющих:
 * реально воздействовать на уровень преступности,
 * нанести ощутимый удар по преступной группировке, занимающейся данной противоправной деятельностью,
 * сыграть роль устрашения для подсудимых и связанных с ними лиц,
 * наказать виновных в совершении противозаконных действий,
 * лишить преступников возможности обогащаться незаконным образом ... и
 * обеспечивать доход правоохранительных органов" (Goldstock, 1991, 140).
 Оборотной стороной ужесточения санкций, связанных с конфискацией имущества, является разработка все более изощренных способов отмывания незаконно получаемой прибыли.
 Создание системы эффективного противодействия легализации ("отмыванию") доходов, полученных в результате преступной деятельности. В числе этих мер - установление определенных норм деятельности банковских и финансовых учреждений, введение уголовной ответственности за легализацию незаконно полученных средств, обеспечение доступа правоохранительных органов к информации о деятельности финансовых организаций.
 Принятие нетрадиционных мер, направленных на сдерживание организованной преступности. К ним можно отнести:
 * Наложение юридических ограничений с учетом прошлых судимостей на собственность, проживание в определенной местности, членство в организациях.
 * Выдача лицензий и государственных подрядов может быть обусловлена отсутствием связей с уголовным миром и подтверждением надежности репутации.
 * Распространение жестких правил на физических и юридических лиц, занимающихся экономической, финансовой деятельностью, представляющей значительную опасность для общества.
 * Контроль за деятельностью юридических лиц, в частности, международных корпораций. На юридическое лицо, по законодательству ряда стран, может быть наложено уголовное наказание в виде штрафа, конфискации имущества или лишения юридических прав.
 * Совершенствование конструкции уголовно-судебной системы. Например, коррумпирование уголовно-судебной системы затрудняется, если ее конструкция предполагает наличие частично совпадающих сфер деятельности различных ведомств, частично совпадающих округов. Так в 60-е годах в США федеральные агентства по борьбе с организованной преступностью поощряли учреждение генеральных прокуратур штатов для решения проблем конкретных округов.
 * Централизация деятельности по борьбе с организованной преступностью. Организованная преступность, как правило, более успешно коррумпирует местных политических деятелей и правоохранительные органы, чем политиков и сотрудников правоохранительных органов федерального уровня. Там, где местная власть полностью или частично находится в подчинении у криминальных группировок, единственный способ навести законный порядок заключается в привлечении центральных правоохранительных органов для проведения соответствующих следственных действий и судебных разбирательств в отношении преступных элементов. Без привлечения внешних прокуроров и судей не обойтись особенно в тех случаях, когда в отношении местных честных судей и их семей раздаются угрозы физической расправы.
 В Соединенных Штатах Америки для борьбы с преступной деятельностью, выходящей за рамки отдельного штата, незадолго до Второй мировой войны было создано Федеральное бюро расследований (ФБР). ФБР - была насущная необходимость иметь в распоряжении государства такие силы, которые могли бы эффективно решать правоохранительные задачи там, где местные органы не могли или не желали выполнять свои конституционные обязанности.
 Вместе с тем, руководители правоохранительных органов федерального уровня могут быть легко вовлечены в политические кампании на федеральном уровне.
 Другая проблема центральных правоохранительных органов может состоять в нехватке специалистов для проведения эффективной следственной работы на месте. Внешние специалисты часто имеют ограниченные возможности осуществить проникновение в ряды местных криминальных организаций, особенно когда его члены почти целиком являются выходцами из одной этнической группы.
 Использование методов финансового анализа. При расследовании дел, связанных с организованной преступностью, успешно используется финансовый анализ.
 Различаются три основных вида финансового анализа: анализ чистой стоимости (1), анализ расходов и анализ банковских вкладов. Их цель - определить общее состояние или размер расходов какого-либо лица в сравнении с его объявленными доходами.
 Методом анализа чистой стоимости из любого увеличения чистой стоимости вычитаются доходы, не подлежащие налогообложению, и объявленный доход, а в остатке получается необъявленный доход.
 Методом анализа расходов сумма средств определяется по их движению в течение года, а не по определению изменений чистой стоимости от начала до конца. При методе анализа банковских вкладов анализируются поступления в банковские вклады, покупки за наличные (деньги, израсходованные без посредства банков), а также деньги, хранящиеся в других местах (наличные деньги).
 Анализ финансовых документов эффективно используется при расследовании такой организованной преступной деятельности, как создание фиктивных компаний по незаконному присвоению денег, завышение оплаты труда сотрудников или субподрядчиков с целью получения части незаконно выплаченных средств и других видов мошеннической деятельности.
 Электронное наблюдение. Американские правовые нормы ведения слежки и подслушивания с применением современных радиотехнических средств, в основном, содержатся в федеральных законах, принятых в 1968 и 1986 гг. По мнению Рональда Гольдстона, руководителя отдела по борьбе с организованной преступностью штата Нью-Йорк:
 "Роль и значение электронного наблюдения при ведении дел, связанных с организованной преступностью, рэкетом в сфере трудовых отношений, незаконным производством и распространением наркотиков, а также коррупцией среди государственных чиновников, невозможно переоценить. Американский опыт свидетельствует, что в основе успешного расследования крупных дел этого рода в течение последних лет было именно электронное наблюдение, позволившее добыть достоверные доказательства вины преследуемых преступников" (Goldstock, 1991, 137).
 Применение электронного наблюдения потенциально содержит в себе опасность ущемить гражданские права и свободы. Эта опасность может стать реальностью только тогда, когда средства электронного наблюдения будут применяться в массовом масштабе и не по назначению.
 Федеральный закон США 1968 г. об электронном наблюдении был разработан, исходя из следующих пяти основополагающих принципов:
 * закон должен применяться только в качестве крайней следственной меры,
 * лица, использующие в своей работе электронное наблюдение, должны находиться под тщательным надзором,
 * надзирающие лица должны быть подотчетны соответствующим органам,
 * методы электронного наблюдения должны соответствовать ориентировкам, выпускаемым Верховным судом США,
 * санкции за нарушение порядка применения данного закона должны применяться точно и незамедлительно.
 В настоящее время в США записи телефонных разговоров используются в суде в качестве доказательств, даже если это касается лиц, являющихся третьими сторонами в подслушанных телефонных разговорах, фамилии которых не упоминаются в ордерах на прослушивание или в жилища которых для установки подслушивающих устройств проникают без разрешения судебных органов.
 Использование дискреционного права, которое позволяет правоохранительным органам либо не проводить расследование, либо начинать преследование, в отношении осведомителей из преступного мира. В правовых системах следует поощрять в ряде случаев возможности освобождать мелких преступников от уголовного преследования с тем чтобы выявить главарей групп организованной преступности.
 Введение системы судебного иммунитета и защиты свидетелей.
 Цель судебного иммунитета - разоблачить лидеров преступных организаций на основании показаний менее значительных участников преступных организаций. Учитывая то обстоятельство, что преступники жесточайшим образом мстят тем, кто не только дает показания против них в полиции, но и готов выступить в суде на стороне обвинения, необходимо принимать меры по защите таких свидетелей. Для этого в отношении информатора устанавливается правовой иммунитет и предлагается полицейская защита для его ближайших родственников.
 Прокурор, ведущий следствие и считающий, что жизни свидетеля в связи с его показаниями может угрожать опасность, вправе поставить вопрос о распространении на него программы защиты. Запрос подается в оперативное управление министерства юстиции США, которое принимает решение о способе охраны.
 После этого свидетель получает новое удостоверение о рождении, ему присваивается другой номер в системе социального страхования. Свидетелю предоставляют жилье, недоступное тем, против кого были направлены его показания; ему выдают денежное пособие и оказывают другие виды помощи, пока он не сможет обеспечить себя самостоятельно. Издержки, связанные с защитой свидетеля, довольно велики. Такого рода подход оправдывает себя только при осуждении крупного криминального авторитета. В целях защиты свидетеля и получения показаний суд соглашается принимать в качестве доказательства показания, зафиксированные с помощью видеотехники, если это не нарушает конституционных и уголовно-процессуальных норм. В этом случае устранение членами организованных преступных групп свидетеля оказывается лишенным смысла, поскольку даже в случае его смерти записанные на видеопленку показания сыграют свою роль.
 Федеральный Закон РФ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству" принимался Государственной Думой РФ в 1995 и 1998 гг., но отклонялся Президентом РФ (подробнее).
 Создание специальных судебных органов. В США такими органами являются специальные большие жюри. Они создаются в федеральных юридических районах с населением не менее 1 миллиона человек и заседают не реже одного раза в полтора года. Кроме того, жюри могут созываться по специальному запросу прокурора, а их полномочия продлеваться до трех лет.
 На заседании жюри идет секретное и обычно одностороннее изложение дела с целью рассмотрения доказательств совершения преступной деятельности. Эта процедура не сопровождается прениями сторон и жестко контролируется обвинителями. Благодаря своим полномочиям жюри может получать такие документы, как истории болезни, регистры снегов за междугородние телефонные переговоры, личные дела, налоговые декларации, счета за коммунальные услуги и другие финансовые документы для конечного использования их обвинением на судебном процессе.
 Специальные большие жюри имеют дополнительные полномочия. В частности, в конце своего срока они могут публиковать сообщения о состоянии работы по расследованию конкретных дел о коррупции должностных лиц, проводить дальнейшие расследования вместе с полицией.
 Использование метода ударных групп. Метод заключается в том, что сотрудники правоохранительных органов объединяются в команды для координации усилий, направленных против конкретно намеченных преступных групп или лиц. В круг обязанностей этих формирований входят добывание доказательств преступной деятельности участников незаконного предпринимательства и предъявление им обвинений в суде. Особое внимание фокусируется на ключевых фигурах преступных синдикатов.
 В результате проведенных ударными группами мероприятий осуждено несколько тысяч крупных фигур организованной преступности.
 "Жалящие" меры. Эти меры проводятся негласно с целью возвращения украденного имущества и товаров. Часто их финансируют страховые компании. С помощью имеющихся средств все незаконные операции записываются на видеоленту или кинопленку, сделки подробно регистрируются. Федеральные правоохранительные органы в процессуальном порядке при посредстве специального или большого жюри оформляют обвинительные акты, после чего полиция арестовывает лиц, причастных к тайной скупке краденого, выявленных в ходе этих мероприятий.
 Международное сотрудничество
 Международные соглашения, конвенции и обмены информацией. Последним примером в этом отношении является Конвенция о борьбе с международной коррупцией, заключенная и подписанная по инициативе и под эгидой Организации европейского сотрудничества и развития. Конвенция была подписана представителями 34 стран мира и в 1999 г. введена в действие. В настоящее время вопрос состоит в том, насколько международные обязательства будут соответствовать текущим задачам экономического развития.
 Международное сотрудничество между национальными полицейскими органами. Организованная преступность стала международной, что обязывает национальные правительства объединить свои усилия в целенаправленной борьбе с этим явлением.
 Международному сотрудничеству в данной сфере мешает соперничество различных международных организаций, отсутствие целевых средств, недостаток обученного персонала, который мог бы эффективно работать с такими структурами как Интерпол, а также особая позиция отдельных карликовых суверенных государств.
 Распад колониальной системы, как известно, привел к возникновению большого количества малоразмерных и очень бедных государств. Некоторые из этих стран вынуждены прибегать к неординарным способам привлечения иностранной валюты. Примерами таких способов являются: выпуск почтовых марок, регистрация иностранных судов (предоставление права ходить под удобным флагом), открытие оффшорных банков (налоговых убежищ) и т.д.
 В отдельных случаях эти минигосударства попадают под частичный или полный контроль наркосиндикатов, чем наносят значительный вред международному экономическому развитию и международным усилиям по борьбе с организованной преступностью.
 Экономическая помощь в качестве стимула для сокращения преступной деятельности. Для того чтобы ослабить у крестьян в Колумбии и других слабых в экономическом отношении странах стимулы к выращиванию наркосодержащих растений, предлагается оказывать целенаправленную экономическую помощь с тем, чтобы дать возможность жителям этих малоимущих стран зарабатывать себе на жизнь честным путем. Такого рода помощь является одним из возможных способов, используя который богатые страны - основные потребители наркотиков могут вести борьбу против их производства и распространения.
 Условия помощи. Страны-доноры, оказывающие финансовую помощь развивающимся странам (особенно странам третьего мира), ставят свои гуманитарные операции в зависимость от того, чтобы страны-получатели самым серьезным образом вели борьбу с коррупцией и организованной преступностью.
 Примечания
 1. Данный метод иногда называют также "метод анализа чистого капитала, "основного капитала".
 3.6 Транснациональная организованная преступность в России
 В деятельности транснациональных организованных преступных групп наблюдаются определенные приоритетные направления, обусловленные во многом спецификой региона и криминальными традициями, например: Средняя Азия-преимущественно незаконный оборот наркотиков; Северный Кавказ и Закавказье - хищение оружия и боеприпасов; Прибалтика - валютные и экспортно-импортные операции со стратегическим сырьем и продукцией; Дальний Восток-махинации с автомобилями, ввозимыми из-за рубежа, рэкет, внешнеэкономические преступления, в частности связанные с контрабандным вывозом природных ресурсов.
 Организованные преступники, действующие в Кавказском и Среднеазиатском приграничных районах, нередко выступают вместе с экстремистскими группами, ведущими вооруженную борьбу на политической арене. Лидеры криминальных группировок осуществляют активные попытки к проникновению в органы власти, создавая под их прикрытием вооруженные формирования из числа ранее судимых лиц.
 Для приграничных районов России традиционными являются такие преступные промыслы как контрабанда, нелегальная торговля потребительскими импортными товарами, вымогательство и другие. В последнее время этот перечень дополнился широкомасштабными операциями по незаконному вывозу из России сырья, энергоносителей, цветных, редкоземельных металлов и других природных ресурсов. Особенно неблагоприятны в этом отношении границы со странами СНГ, Балтией, Китаем и Кореей. Об интенсивной криминализации приграничной территории свидетельствуют высокие темпы прироста преступности, колеблющиеся в разных регионах России и пределах от 10 до 40%. В приграничье активно промышляют криминально ориентированные лица, которые стараются извлечь максимальную выгоду из неудовлетворительного состояния охраны вновь образованных участков государственной границы (обустроено не более пятой ее части при общей протяженности в 58 тыс. км) и слабой правовой урегулированности внешнеэкономической деятельности.
 Высокая доходность челночного бизнеса привлекает в приграничные края и области российского Дальнего Востока тысячи китайских торговцев. При этом вокруг "китайских рынков" формируется криминальная инфраструктура, пропускающая через себя оружие, наркотики, нелегальных мигрантов, фальшивые документы, огромные суммы укрытых от налогообложения доходов.
 Группировки преступников, действующих в южных регионах России, налаживают контакты с криминальными структурами Турции, Греции, Италии с целью организации вымогательства, заказных убийств и других преступлений.
 По данным МВД России, в 1995 году более тысячи организованных преступных групп поддерживали межрегиональные, а 363 - международные связи, в том числе в странах ближнего (65%) и дальнего зарубежья, а именно в Германии, США, Италии, Израиле, Финляндии, Швеции, Польше, Венгрии, Турции, Китае и др.
 Российская организованная преступность за рубежом
 Продолжается укрепление международных связей российского криминалитета с преступными формированиями за рубежом.
 По оценкам специалистов ЦРУ США, разрастающиеся в республиках бывшего СССР криминальные структуры смыкаются с итальянской, латиноамериканской и китайской организованной преступностью. Криминалисты Германии отмечают, что их страна в последние годы является местом не только высокой активности российских преступников, но и обдумывания новых операций, отдыха, проживания их семей, обучения детей. В США отмечены случаи так называемого компьютерного взлома, т. е. хищения денег путем несанкционированного доступа к кодовым замкам компьютерных систем банков США с последующим периодом похищенных средств в оффшорные компании, возглавляемые представителями "русской мафии" в других странах. Большую опасность при этом представляют группировки, формировавшиеся по признакам этнической принадлежности и землячества, имеющие прочные связи с представителями своих диаспор за рубежом. На это обращают внимание как российские, так и зарубежные исследователи. Так, анализируя ситуацию в Европе, Ю. Шторбек отмечает, что с 1991 года преступные организации из бывшей Чечено-Ингушской АССР начали распространять свою противоправную деятельность на Венгрию, Польшу, Австрию и Германию. Отличаясь иерархическим построением и независимостью друг от друга, эти "русские" мафиози следили за тем, чтобы не было конфликтов между враждующими группировками, и строили свой преступный бизнес на вымогательстве денег у легальных бизнесменов, в том числе путем оказания принудительных услуг защите" от рэкета.
 Появившиеся тогда же в Берлине и других европейских странах долгопрудненские преступные группировки, сформированные из бывших боксеров и борцов, подозревались в сотрудничестве с местными преступниками, которые контролировали районы "красных фонарей" (проституцию).
 Грузинская группировка, действовавшая в Берлине, Вене, Праге, получала свои доходы, "защищая" русских иммигрантов от долгопрудненских и чеченских вымогателей, а также путем мошеннических сделок с российскими военнослужащими в Германии (1). В этой же стране, по данным ГУОП МВД России, 90% игровых салонов находятся под контролем "русских" банд. Российские преступники, связанные с эмигрантами, занимаются нелегальной продажей золота, произведений искусства, кражами и контрабандным вывозом автомобилей (2).
 В Бельгии существует 40 преступных группировок. Десятью из них руководят выходцы из России. В основном эти группировки занимаются сбытом наркотиков и оружия, торговлей крадеными автомобилями и отмыванием денег.
 По данным американских правоохранительных органов, преступники-иммигранты из России и других стран СНГ привлекают в США мошенников, вымогателей и наемных убийц, которые совершают там преступления за небольшое вознаграждение, а затем скрываются на родине.
 Этнические преступные группировки в России
 Высокими темпами растет активность в России преступных организаций, сформировавшихся по этническому признаку.
 Наряду с либерализацией пограничного контроля, слабостью и пробельностью иммиграционного законодательства этому способствует естественная, а порой и искусственно формируемая национальная замкнутость иностранных диаспор.
 Специалисты отмечает наличие у этнических преступных группировок, действующих в России, криминальной специализацию.
 Азербайджанская группировка контролирует рынки; армянская - наладила нелегальные каналы ввоза в Армению из мест добычи в России драгоценных металлов и камней с последующей их переработкой и сбытом за рубеж; грузинская - навязывает уголовную субкультуру своих "воров в законе"; китайская - совершает грабежи и рэкет в отношении соотечественников, в частности в поездах сообщением "Москва - Пекин - Москва", и занимается нелегальным бизнесом. Чеченская группировка, связанная с российскими и зарубежными преступниками, контролирует экспорт сырья и импорт потребительских товаров, осуществляемые через порты Владивостока, Находки и Санкт-Петербурга. Имеются данные о том, что группы азербайджанских преступников монополизировали мелкооптовую торговлю наркотиками в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов России. Отмечены также высокая активность и негативные качественные изменения криминальной деятельности вооруженных группировок из числа граждан Афганистана, Вьетнама, Китая, Монголии, Шри-Ланки, специализирующихся на совершении корыстно-насильственных преступлений и отличающихся особой жестокостью в отношении жертв, а также вооруженным сопротивлением силам правопорядка.
 По некоторым сведениям, российские криминальные авторитеты провели в 1996 году в Лос-Анджелесе (США) встречу с лидерами наиболее крупных иностранных этнических группировок, действующих в России, с целью разграничения сфер влияния. О достижении соглашения косвенно свидетельствуют следующие данные. Вьетнамские преступники специализируются на операциях по обмену валюты среди своих соотечественников, а также скупке золотосодержащих электронных плат. Африканцы поставляют в нашу страну контрабандные товары, наркотики и проституток. Китайские преступнее группировки, кроме переправки своих соотечественников Запад, занимаются рэкетом в отношении их, проявляя особую активность в трехсоткилометровой приграничной зоне.
 Преступные группировки в зависимости от условий их функционирования и конъюнктуры "черного" рынка меняют свою криминальную специализацию, если это содействует росту доходов.
 В последнее время все чаще начинают появляться преступные группировки из числа участников вооруженных формирований, которые по различным причинам покидают зоны межнациональных конфликтов в бывших республиках Союза и перемещаются в Россию. Такие группы хорошо вооружены, дисциплинированы, имеют опыт ведения боевых действий и, как правило, находятся на нелегальном положении.
 Преступность на автодорогах. Данный вид преступного промысла достиг сегодня социально опасных масштабов. Разбойные нападения на водителей с целью завладения грузами или автомобилями распространены повсеместно. Причиненный ими ущерб исчисляется десятками миллионов долларов США.
 Международное пиратство. Для указанного региона актуальной становится проблема борьбы с международными пиратскими организациями, базы которых находятся на территории ряда стран Юго-Восточной Азии. Связанная с проблемой безопасности мореплавания, она тем не менее покрыта завесой повышенной секретности, оправдываемой коммерческой или военной тайной. Имея легальную возможность избегать таможенного досмотра и провозя на судах контрабандные грузы, представители отдельных компаний и ведомств не заинтересованы в огласке инцидентов с пиратами.
 Нелегальная торговля оружием. Между тем в последние годы участились случаи незаконной торговли оружием российскими моряками в иностранных портах. В этой связи японскими властями, например, произведен ряд арестов наших моряков, значительно ужесточены меры контроля и пресечения подобных фактов. Широкий резонанс вызвало задержание капитана траулера "Ус", в каюте которого было обнаружено 40 автоматов системы Калашникова, "не замеченных" при таможенном досмотре судна, выходившего в море из российского порта. Характерно, что на борту судна в роли матроса-камбузника находился следовавший в Японию прокурор г. Советская Гавань Хабаровского края.
 Нелегальная иммиграция. В Приморском крае, по оперативным данным, действуют отечественные и иностранные преступные группы, занимающиеся поставкой "живого товара" в увеселительные заведения стран Юго-Восточной Азии, а также переправкой иностранцев по поддельным документам в Западную Европу. Прикрываясь вывесками различных легальных фирм, они остаются неуязвимыми и избегают уголовного преследования.
 Перед правоохранительными органами Дальневосточного региона, особенно Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, острой остается проблема преступности, связанной с корейскими и особенно с китайскими гражданами, продолжающими нелегально оседать на российской территории.
 По ориентировочным данным Федеральной миграционной службы, на территории России незаконно проживает до 600 тыс. иностранцев. Неофициальные же оценки колеблются в диапазоне от нескольких сот тысяч до 2 млн человек. Только в Сибири и Дальневосточном регионе, по данным спецслужб, нелегально проживает около 1 млн китайских граждан. Угроза демографической, экономической, а возможно, и криминальной китайской экспансии в Дальневосточном регионе становится вполне (вероятной, если учесть, что только в одной сопредельной китайской провинции Хэйлунцзян в ближайшее время ожидается массовая безработица, которая, по прогнозам, коснется 20 млн человек. Уже сейчас в некоторых дальневосточных населенных пунктах и районах приграничной зоны России число китайских граждан превышает численность коренного населения. Видимо, интенсивным притоком в Россию китайских граждан, особенно криминально ориентированных лиц, можно объяснить лидерство китайцев в приведенной выше официальной статистике иностранной преступности. По оперативным данным, среди нелегально проживающих в России иностранцев получили распространение рэкет, грабежи, разбои, убийства и другие тяжкие преступления.
 Так, в Приморском крае лидирующее положение среди выявленных иностранных преступников занимают китайцы (их доля превышает совокупную долю граждан СНГ примерно в 5 раз) и корейцы, (их удельный вес в структуре тяжких преступлений иностранцев приближается к 32%). Представителями этих этнических общностей совершается более половины выявленных экономических преступлений со стороны иностранных граждан. В целом 70% иностранных преступлений на территории края совершают корейцы и китайцы, проживающие там нелегально 35.
 При оценке масштабов иностранной и в целом транснациональной преступности следует учитывать как неполноту статистического учета соответствующих преступлений, так и их высокую естественную латентность.
 Нелегальный вывоз женщин и детей для вовлечения в проституцию. Во многих городах России образовались преступные группировки, специализирующиеся на нелегальной переправке граждан России, в том числе преступников, в Западную Европу, а также на вербовке россиянок для последующего вовлечения их в организованную проституцию за рубежом.
 По данным МВД России, в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске, Чите, Иркутске и других крупных городах сформировались иностранные диаспоры (национальные общины) сомалийцев, арабов, курдов, эфиопов, вьетнамцев, китайцев, монголов и других, которые оказывают своим соотечественникам помощь в нелегальной транзитной миграции и осуществлении преступной деятельности.
 Хотя в мире еще нет организации, ведущей глобальный учет транснациональных преступлений, по учетам Интерпола, охватывающим десятки стран (статистику представляют не все страны-члены этой организации), можно судить о масштабах и динамике некоторых видов преступности.
 Так, мировая незаконная торговля наркотиками, по данным 77 стран, характеризуется такими параметрами: в 1990 году в этих странах изъято 27 тонн кокаина, 1285 тонн марихуаны, 25,5 тонны, опиума и 14 тонн героина. В России в последние годы из незаконного оборота ежегодно изымается 35-50 тонн наркотических средств.
 Если учесть, что, по оценкам специалистов, полиции удается выявить лишь 10-15% от общей массы наркотиков, нелегально распространяемых в мире, а за последние годы их потребление возросло, то для ориентировочного подсчета незаконного годового оборота наркотического зелья указанные цифры необходимо увеличить по меньшей мере в 7-10 раз. Не удивительно, что доходы наркомафии в мире оцениваются колосальной цифрой - 600 млрд долл. США.
 Кражи произведений искусства и антиквариата. Из-за плохого учета этих преступлений даже на национальном уровне объем наносимого ими ущерба трудно измерим.
 По данным К. С. Родионова, в Италии за период с 1954 по К годы было украдено около 40 тыс. произведений искусства во Франции-12 тыс. Для этих преступлений характерны 1ожающие темпы прироста: если в 1970 году во Франции было украдено 1260 произведений искусства, то в 1978 году - уже 3707, т. е. в 2,5 раза больше.
 По данным МВД РФ в 1999-й год "криминальное сообщество" вошло имея в "своей системе" более 9 тыс. организованных групп, группировок и мелких банд с общей численностью около 100 тыс. человек. В их числе немало промышляющих наркотиками.
 Примечания
 1. См.: Шторбек Ю. Айсберг преступности. Развитие международной организованной преступности и ее прогнозирование в Европе//Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. 1995, № 13. С. 20-25.
 2. См.: Организованная преступность-2. С. 109.
 Глава 4. Легализация (отмывание) криминальных фондов денежных средств
 Понятие отмывания денег, полученных преступным путем
 Термин "отмывание" денег (money laundering) впервые был использован в 80 - х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги (1). Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение" (2).
 В международном праве определение легализации ("отмывания") доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.
 Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией ("отмыванием") доходов от преступной деятельности понимаются:
 * "конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
 * сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
 * приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
 * участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении".
 Венская Конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления "отмывание" денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться "отмыванию" и инвестироваться в легальную экономику.
 Конвенция Совета Европы № 141 "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 8 ноября 1990 года признала преступлением действия, связанные с "отмыванием" денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Статья 6 Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с "отмыванием" средств.
 Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств. Таковыми источниками могут признаваться:
 * преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);
 * преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;
 * правонарушения;
 * преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
 Как следует из положений Страсбургской конвенции и рекомендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег, подготовленных в 1990 году, отмывание денежных средств и иного имущества - это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, то есть различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином "воспроизведенном" виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.
 В проекте Федерального Закона РФ "О противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем" речь идет о доходах, полученных незаконным путем. Это понятие шире, чем преступные доходы. В пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные незаконным путем, определяются как "вещи, деньги. ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения".
 Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.
 Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем
 К важнейшим целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:
 * Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.
 * Создание видимости законности получения доходов.
 * Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания.
 * Уклонение от уплаты налогов.
 * Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежные средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.
 * Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
 Важной задачей преступника является также согласование этих целей. Вместе с тем, одновременно обеспечить их эффективное достижение удается не всегда. Например, преступник может поместить отмытые деньги на таком удалении, что доступ к ним и пользование ими превращается для него в крупную проблему. Возможна иная ситуация, при которой преступник обеспечивает собе возможность легкого доступа к незаконным доходам, но не может надежно скрыть владение нелегально заработанной наличностью и свое участие в совершении преступлений, приведших к образованию этих наличных средств. В этом случае он является прямым кандидатом на арест.
 Движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в принадлежащий кому-либо бизнес.
 Отмывание денег является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном криминального экономического цикла.
 Операции, подобные отмыванию денег
 Существуют специфические виды действий, которые также направлены на обеспечение прямого доступа к денежным средствам, полученных незаконным путем. Их особенность состоит в том, что они не включают операции, специально направленные на сокрытие и маскировку источников происхождения, владельцев, местонахождения, существования денежных средств, а также планов их дальнейшего использования. Данные виды действий не подпадают под определение отмывания денег в узком смысле. К ним относятся расходование наличных средств и сокрытие доходов путем оставления на месте.
 Расходование наличных средств. Преступник может установить дистанцию между собой и правом собственности на нелегальные доходы, тратя их на товары и услуги, вместо того, чтобы инвестировать их или превратить в другие фонды, удерживаемые на длительный срок. Преступники тратить наличные средства в больших размерах и либо оставляя при этом либо крайне скудную документацию, либо не оставляя никакой документации, что затрудняет усилия правоохранительных органов по восстановлению подобных операций.
 Быстрая трата преступником своих доходов на приобретение потребительских товаров может затруднить его обнаружение путем прослеживания последовательности владения средствами.
 Сокрытие доходов путем сохранения их без движения. История организованной преступности полна рассказами о деньгах, спрятанных в подвалах и склепах или даже набитых в матрасы. Подобное поведение может быть не характерным для "предпринимателей", действующих в области торговли наркотиками или организованной преступности. Преступники могут вести себя таким образом, если они зарабатывают больше того, что способны потратить или просто хотят сосредоточить свои средства для личных расходов или инвестиций, то тогда они не испытывают большой потребности в наличных деньгах или заменяющих их ценных бумагах.
 Подобное экономическое поведение соответствует запросам тех преступников, которых отличает более консервативная манера тратить деньги, например, таких, которые могут позже потратить свои деньги в меньших количествах, вызывая при этом меньше подозрений.
 1. Oswald К. Die Implementation gesetzlieher Masnahmen zur Bekampfung der Geldwasche in der Bundesrepublick Deutschland. Freiburg . Br. 1997. S. 7.
 2. President's, Commission on Organized crime. The each connection, 1984, S. 7
 4.2 Структура процесса отмывания денег, полученных преступным путем
 Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных операций, совершаемых разнообразными методами, которые постоянно совершенствуются. Прежде, чем привести описание основных стадий процесса легализации, рассмотрим одну из выявленных документированных схем отмывания.
 Журнал "Бизнес Уикли" со ссылкой на Министерство юстиции США привел схему обращения наркодоходов в Калифорнии в течение одного дня. Процесс стартует с улиц Лос-Анджелеса и финиширует в Колумбии с промежуточными финишами в банках Калифорнии, Нью-Йорка и Монтевидео (подробнее).
 Модели отмывания криминальных фондов денежных средств
 Трехфазовая модель. Она является наиболее распространенной и предполагает выделение в едином процессе легализации следующих стадий: размещение (рlасеment), расслоение (layering) и интеграция (integration). Указанные три стадии могут осуществляться одновременно или частично накладываться друг на друга. Это зависит от имеющегося механизма легализации и от требований, предъявляемых преступной организацией.
 Размещение (рlасеment) - это физическое размещение наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от мест их происхождения. Размещение осуществляется в традиционных финансовых учреждениях; нетрадиционных финансовых учреждениях; розничной торговле, либо полностью за пределами страны.
 Этап размещения крупных сумм наличности является самым слабым звеном в процессе отмывания денег. Незаконно полученные деньги наиболее легко могут быть выявлены на этом этапе.
 Расслоение (layering) - отрыв незаконных доходов от их источников путем сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов. Если размещение больших сумм денег прошло успешно, т.е. не было обнаружено, то вскрыть дальнейшие действия отмывателей денег становится намного труднее. Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью усложнить работу правоохранительных органов по отысканию незаконных фондов, подлежащих конфискации.
 Интеграция (integration) - стадия процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимости законности преступно нажитому состоянию.
 После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмыватель денег должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства. Во время интеграции отмытые деньги помещаются обратно в экономику. Таким образом, они входят в банковскую систему под видом честно заработанных доходов. Если след отмываемых денег не был выявлен на двух предыдущих стадиях, то отделить законные деньги от незаконных исключительно сложно. Обнаружение отмытых денег на стадии интеграции становится возможным лишь с помощью агентурной работы.
 Четырехфазовая модель. Этот подход к структурированию процесса отмывания используют эксперты ООН. Основными стадиями легализации являются:
 Первая стадия - освобождение от наличных денег и перечисление их на счета подставных лиц. Такими лицами могут быть, например, родственники преступника. При этом соблюдается только одно условие: посредники должны иметь собственные счета в банках. В настоящее время наблюдается тенденция к поиску посредников, имеющих выходы на международные банки.
 Вторая стадия - распределение наличных денежных средств. Они реализуются посредством скупки банковских платежных документов и других ценных бумаг. На этой стадии создается сеть осведомителей, которые могут сообщать правоохранительным органам о незаконном обороте денежной массы. Как показывает зарубежный опыт, распределение наличных денежных средств осуществляется часто в пунктах по обмену валюты, казино и ночных клубах.
 Третья стадия - маскировка следов совершенного преступления. Перед преступником, отмывающим доходы, стоит на этой стадии следующая задача: принять все меры к тому, чтобы постороннее лицо не узнало, откуда получены деньги и с помощью кого они распределены в те или иные учреждения или организации. В целях выполнения этой задачи они проводят, как правило, следующие мероприятия:
 * использование банков для открытия счетов, расположенных, как правило, далеко от места работы и проживания преступников;
 * перевод денег в страну проживания из-за границы, но уже легально с новых счетов фирм или иных учреждений;
 * использование подпольной системы банковских счетов.
 Четвертая стадия - интеграция денежной массы. На этой стадии преступные сообщества инвестируют легализованные капиталы в высокоприбыльные сферы и отрасли бизнеса.
 Четырехсекторная модель легализации денег предложена швейцарским специалистом К. Мюллером. В рамках этой модели выделяются сектора и связанные с ними стадии отмывания. Критериями для выделения являются: легальность/нелегальность операций и страна совершения основного преступления/страна "отмывания" денег.
 Первый сектор - страна основного преступления/легальность. В этом секторе осуществляется внутреннее, предварительное "отмывание".
 Второй сектор - страна основного преступления/нелегальность. В этом секторе происходит сбор прошедших предварительное "отмывание" денег в пул и подготовка их к контрабанде.
 Третий сектор - страна "отмывания" денег/нелегальность. В этом секторе происходит подготовка к вводу денег в легальную финансовую систему.
 Четвертый сектор - страна "отмывания" денег/легальность. Здесь производятсямаскировочные действия в виде переводов, инвестиции.
 Двухфазная модель. Согласно этой модели основными стадиями легализации являются Money Laundering ("отмывание" денег) и Recycling (возвращение в оборот). П. Бернаскони относит эти стадии, соответственно, к отмыванию первой и второй степени.
 Первая степень представляет собой "отмывание" денег, полученных непосредственно от совершенного преступления. "Отмывание" первой степени осуществляется путем обмена денег на купюры иного достоинства или другие виды валют. На этой стадии осуществляются краткосрочные операции.
 Вторая степень представлена среднесрочными и долгосрочными операциями, посредством которых предварительно отмытым деньгам придается видимость полученных из законных источников и вводятся в легальный экономический оборот.
 В соответствии с этим подходом П. Бернаскони различает страны совершения основного преступления, ставшего источником дохода, и страны "отмывания" денег.
 Основная проблема отмывания денег сводится, таким образом, к переводу больших незаконно полученных наличных сумм или иного имущества в легко управляемые финансовые инструменты или другие виды имущества.
 Далее рассматриваются основные формы "отмывания" денег в рамках наиболее распространенной трехфазовой модели, на каждой из стадий которой применяются специфические методы.
 Размещение - первая стадия отмывания доходов, полученных из нелегальных источников
 Размещение (рlасеment) - это физическое размещение наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от мест их происхождения.
 Размещение является первым шагом легализации денег и наиболее слабым звеном в процессе отмывания денег. Незаконно полученные деньги относительно легче могут быть выявлены именно на этом этапе.
 Известны различные методы размещения, которые в зависимости от используемых при этом финансовых институтов можно объединить в следующие категории (рисунок):
 а) размещение в традиционных финансовых учреждениях;
 б) размещение в нетрадиционных финансовых учреждениях;
 в) размещение через учреждения нефинансового сектора;
 г) размещение за пределами страны.
 Рассмотрим данные группы методов более подробно.
 А. Размещение через традиционные финансовые учреждения. Традиционные финансовые учреждения занимаются обычным финансовым бизнесом на основе лицензии или разрешения. К ним относятся банковские и специализированные небанковские финансово-кредитные институты (коммерческие банки, сберегательные банки и ассоциации, кредитные союзы, банки взаимных фондов, пенсионные фонды, страховые компании, финансовые компании, инвестиционные фонды), которые подчиняются и управляются государственными регулирующими инстанциями.
 Методы, с помощью которых преступники используют традиционные финансовые организации, включают:
 * смерфинг-превращение наличных денег в финансовые инструменты;
 * обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства;
 * обменные сделки - организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту;
 * структурирование операций с наличными деньгами;
 * установление контроля над финансовыми учреждениями;
 * незаконное использование исключений из закона;
 * использование корреспондентских отношений между банками;
 * создание ложного бумажного следа;
 * слияние законных и незаконных фондов;
 * перевод преступно полученных денег за рубеж;
 * использование "коллективных" счетов;
 * использование транзитных счетов;
 * механизм гарантии ссуды.
 Структурирование операций с наличными деньгами (техника дробления вкладов) - ограничение масштабов осуществляемых финансовых операций (вклады, покупка денежных инструментов и обмен купюр мелкого достоинства на более крупные купюры) с целью избежать заполнения специальных форм отчетности ( в США - CTR или CMIR) посредством разделения одной крупной суммы на ряд небольших (размером менее 10 тыс. долл. для США и большинства стран, принявших специальное законодательство о контроле над отмыванием денег). Затем деньги переводятся на другой счет, часто в другой стране. Это один из наиболее часто используемых методов на данной стадии отмывания.
 Установление контроля над финансовыми учреждениями - метод, основанный на установлении контроля над деятельностью персонала финансового учреждения или над финансовым учреждением со стороны преступной организации. Такое подчинение упрощает размещение незаконных денег, их распределение и интеграцию.
 В последнее время отмечаются попытки криминальных организаций проникнуть в мелкие банки и небанковские финансовые структуры, а также усилить контроль над деятельностью предприятий, расположенных в зоне их действия. В этом случае для отмывания капиталов используются руководители и служащие банков, которые оказывают преступникам содействие в дроблении счетов, использовании банковского счета для массовых операций по вкладам и снятию средств. За несколько месяцев до проверки банковской бухгалтерии операции прекращаются и на счету оставляются незначительные суммы. В ходе проверки выясняется, что в течение последних трех месяцев по счету не осуществлялось значительного движения средств, что не вызывает особых подозрений.
 Широко используется данный метод в России, где свыше трех тысяч организованных преступных групп (сообществ, организаций) специализируется на легализации доходов, полученных от незаконной деятельности, почти 1,5 тыс. из них образовали в этих целях собственные хозяйственные легальные структуры. Помимо этого ими установлен контроль над более чем сорока тысячами хозяйствующих субъектов, среди которых около полутора тысяч предприятий и организаций государственного сектора экономики, целый ряд банковских и финансовых структур.
 Однако наиболее ярким примером подчинения легального финансово-кредитного учреждения и использования его в целях отмывания денег и совершения других преступлений является деятельность британского Bank of Credit and Commerce International (BCCI).
 Незаконное использование исключений из закона. Данный метод используется в странах, принявших специальное законодательство об отмывании денег. Банкам предоставляется право освобождать от заполнения специальных форм отчетности об операциях с наличными определенных клиентов, которые действуют в сферах бизнеса, где проведение операций с наличными, превышающих установленный предел (как правило, 10 тыс. долл.) является нормальной практикой. Среди других исключений, используемых для размещения наличных денег, можно отметить использование больших сумм наличных представителями этнических и иных групп, члены которых не привыкли использовать механизмы платежа, основанные на использовании документов; местные отклонения в некоторых географических районах от общепринятой практики использования наличности. Незаконное использование таких исключений облегчается при создании фиктивных компаний либо подчинении банковских сотрудников.
 Типичный пример, иллюстрирующий использование данного метода, приводит К.Коттке, цитируя выходящую в Людвигсхафене газету "Finanzbrief" № 13/1993: "Предположим, что в одном крупном городе открывается ночной бар, на счет которого с самого начала ежедневно перечисляются десятки тысяч марок. Хозяин этого заведения всегда может убедительно доказать, что это его ежедневный доход от "красного фонаря". Когда наш владелец бара приучит банк к ежедневным перечислениям крупных сумм наличных денег, тем самым будет основана еще одна абсолютно легальная "прачечная" для отмывания денег. Затем наличные деньги можно, не возбуждая подозрений, перевести на другой счет, который мог бы получить название, например, "Оптовая торговля шампанским" во Франции. Французская фирма в этом случае будет только ширмой, которая, в свою очередь, переведет деньги в Лондон, на один из счетов Еврорынка в Сити. И здесь все следы затеряются."
 Использование корреспондентских отношений между банками связано с пересылкой незаконных сумм в банки-корреспонденты и созданием видимости межбанковского перевода. Такой метод позволяет преступникам перемещать особо крупные суммы путем образования документов, вуалирующих истиною суть операций.
 Создание ложного бумажного следа - преднамеренное использование документов, маскирующих истинные источники, собственников и места расположения незаконно полученных доходов. Например, это может быть сделано путем заполнения ложной формы отчетности о движении наличных с целью "узаконить" наличные, полученные внутри страны, которые позднее будут положены на счета в банках или вывезены за пределы страны.
 В связи с улучшением системы идентификации клиентов использование счетов, открытых на фальшивые имена, несколько сократилось. При этом отмечаются многочисленные случаи открытия счетов на имя родителей, компаньонов или любых других лиц, действующих по указанию преступников. Для сокрытия реальных владельцев средств часто используется создание подставных контролируемых компаний, как правило, зарегистрированных в других странах, а также услуги адвокатов. Бухгалтерии этих компаний часто труднодоступны для властей, так как эти фирмы находятся в экстерриториальных зонах и их руководство осуществляется на расстоянии в соответствии с анонимными инструкциями. Эти компании используются для накопления денег на покупку недвижимости и для осуществления злостных банкротств.
 Перевод преступно полученных денег за рубеж - осуществляется посредством различных финансовых сделок с использованием таких инструментов как телеграфные переводы, чеки, аккредитивы, векселя и другие. Для этого используются, в частности, отмеченные ниже методы.
 Использование "коллективных" счетов. По данным стран - членов GAFI данным методом часто пользуются группы преступников - выходцев из стран Африки и Азии. Иммигранты вносят многочисленные мелкие суммы на один счет, а затем эти вклады переводятся за границу. Часто на иностранный счет поступают средства с нескольких счетов, на первый взгляд никак не связанных между собой в стране происхождения.
 Использование транзитных счетов, т.е. в первую очередь вкладов до востребования, открытых в американских финансовых учреждениях иностранными банками или компаниями. Иностранный банк переводит все вклады и чеки своей клиентуры (как правило, индивидуальных вкладчиков или предприятий, расположенных за пределами страны) на единый счет, который он открывает в местном банке. Иностранные клиенты имеют право подписи на этом американском счете и могут осуществлять нормальные международные банковские операции. Многочисленные банки, предлагающие этот тип счетов, не проверяли личность некоторых своих клиентов и не предоставляли информацию о них, что могло бы помешать отмыванию капиталов.
 Механизм гарантии ссуды также является методом, используемым в некоторых странах для контрабанды наличных денег. В соответствии с этим методом средства, полученные от незаконной деятельности, переводятся в другую страну, а затем используются в качестве обеспечения или гарантии для банковской ссуды, которая переводится в страну происхождения "грязных" денег. Этот метод не только придает отмытым деньгам вид подлинной ссуды, но часто сопровождается предоставлением налоговых льгот.
 Структурирование и другие способы отмывания денег могут быть перенесены в нетрадиционные финансовые учреждения. Метод слияния законных и незаконных фондов, который будет рассмотрен при анализе роли в отмывании денег нетрадиционных финансовых учреждений.
 Б. Размещение через нетрадиционные финансовые учреждения. Нетрадиционными называют небанковские финансовые учреждения, фактически осуществляющие оказание банковских услуг. К ним относятся валютные биржи, брокеры ценных бумаг или драгоценных металлов, товарно-сырьевые брокеры, казино, организации, оказывающие телеграфные и почтовые услуги и услуги по обмену чеков на наличные деньги. Небанковские финансовые учреждения могут быть использованы для отмывания денег теми же способами что и традиционные финансовые учреждения, в особенности структурированием, подчинением и слиянием фондов.
 В последнее время эти финансовые организации стали все чаще использоваться для отмывания нелегально полученных доходов и введения их в обычный финансовый оборот. Во многом это связано с тем, что в банковском секторе законодательство, направленное на борьбу с отмыванием капиталов, более развито и более эффективно.
 Среди множества методов, используемых при размещении преступных доходов через нетрадиционные финансовые учреждения, рассмотрим слияние законных и незаконных фондов, приобретение имущества за наличные деньги и незаконный вывоз валюты.
 Слияние законных и незаконных фондов основано на использовании в целях отмывания денег таких предприятий, где значительные суммы наличных денег представляют собой обычное и законное явление (например, рестораны, бары, гостиницы, компании - владельцы торговых автоматов и др.). При этом используются две основные схемы.
 В первом случае результат достигается путем сокрытия незаконных доходов в массе законных операций (слияние) реально функционирующих фирм.
 Во втором случае создается фиктивная компания, не осуществляющая реальной экономической деятельности. Предприятие создает лишь видимость осуществления операций, показывая в финансовой отчетности в качестве дохода легализуемые деньги.
 Приобретение имущества за наличные деньги. Приобретение имущества (машины, яхты, самолеты, акции, предметы роскоши или недвижимость) за наличные является важным способом отмывания денег. Цель приобретений тройная: поддерживать роскошный стиль жизни: переводить подозрительные крупные суммы наличных в одинаково ценные, но менее подозрительные формы; покупать имущество, которое в дальнейшем будет использовано и преступных целях.
 Перевод преступно полученных денег за рубеж - осуществляется в двух основных формах: посредством физического вывоза и вывоза через финансовые сделки.
 Большинство стран-членов GAFI отмечают увеличение объема средств криминального происхождения, поступающих контрабандным путем, для размещения в финансовой системе других государств. Отсутствие во многих европейских странах пограничного контроля за движением наличных средств позволяет преступникам перевозить значительные объемы денег. Однако еще более значительные суммы можно спрятать в грузовиках с товарами. Отмечается, что объем каждой перевозки наличности обычно составляет не более 300 тыс. долл., что позволяет преступникам ограничить свои потери в случае воровства или успешной работы оперативных служб.
 Вывоз денежных средств посредством финансовых сделок осуществляется с использованием методов, описанных при характеристике размещения через традиционные финансовые учреждения.
 Конкретные технологии использования нетрадиционных финансовых учреждений для целей отмывания денег зависят от многих факторов, среди которых важную роль играют особенности правового регулирование их деятельности в различных странах.
 В качестве примера рассмотрим особенности использования для размещения "грязных" денег некоторых нетрадиционных финансовых учреждений.
 Учреждения, связанные с валютными операциями используются для отмывания капиталов, так как предлагают клиентам ряд услуг, вызывающих интерес у преступников: обмен валюты, размен мелких купюр на крупные, обмен на деньги таких финансовых продуктов, как еврочеки, дорожные чеки, распоряжения о производстве платежа и чеки частных лиц.
 Имеет значение также то, что деятельность обменных пунктов не подлежит такой строгой регламентации, как деятельность традиционных финансовых институтов. Обменные пункты часто не имеют системы внутреннего контроля для защиты от операций по отмыванию денег. Кроме того, большинство посетителей пунктов - случайные люди, что затрудняет идентификацию клиента. Эти организации могут обеспечить эффективную защиту незаконных операций при вывозе валюты из страны. Незаконно вывезенная валюта может быть обменена за рубежом (иногда по более выгодному курсу), затем обмененная по такому курсу валюта вновь возвращается в страну. Отчетная форма (при необходимости ее заполнения - CMIR в США), заполненная на возвращенную валюту, как правило, будет указывать валютно-торговую компанию как хозяина валюты. Это активные бизнесы с активным использованием наличных денег, предоставляющие возможность слияния законных доходов с незаконными. Как правило, в подобных заведениях клиенты могут сохранять полную анонимность.
 Валютные биржи. Организации, специализирующиеся на проведении валютных операций, подразделяются на три категории: отделы валютных операций в основных индустриальных банках, крупные валютно-торговые компании, работающие с множеством валют, и мелкие валютно-торговые компании, расположенные вблизи международных границ. Хотя их основная законная функция - обмен одной валюты на другую, они обычно предоставляют ряд прочих услуг, например, продажа денежных ордеров и чеков, перевод денег по телеграфу, обмен валюты на чеки и платежи для клиентов со счетов валютных компаний. Даже следуя существующим регулированиям, все три категории организаций могут обеспечить эффективную защиту незаконных операций при вывозе валюты из страны.
 Бизнесы по денежным переводам осуществляют таковые внутри страны и за рубежом с помощью телеграфа, чеков, курьеров, факсов, компьютерных сетей и другими способами. Они также продают или выпускают такие платежные инструменты как дорожные чеки, денежные ордера и другие. Их законная функция - отправка денег за рубеж для тех, кто не в состоянии установить отношения с традиционными финансовыми учреждениями. Незаконная функция - перемещать деньги за рубеж, поддерживая анонимность.
 Широкое использование для операций по отмыванию капиталов этих учреждений обусловлено тем, что их деятельность регламентируется законодательством в гораздо меньшей степени, чем деятельность банков. Часто эти службы, находящиеся под контролем многочисленных этнических групп, оказывают посреднические услуги в предоставлении капиталов в распоряжение преступных организаций в местной валюте. Посредник уступает затем капиталы незаконного происхождения иностранным предпринимателям, желающим законным путем приобрести товары для экспорта. Отмечается, что для отмывания денег часто прибегают к услугам "подпольных" банков, которые почти всегда связаны с этническими преступными группировками из стран Азии и Африки. Посредник, которым может быть финансовая организация или обычный коммерсант, заключает договор с соответствующей компанией в другой стране. Обе стороны имеют клиентов, желающих получить средства в другой стране, и после взимания комиссионных оба посредника согласовывают суммы, которые могут быть предоставлены их клиентам и уравновешивают их счета в определенные сроки, например один раз в месяц. В некоторых регионах мира подобные операции порождают обширные "черные" валютные рынки.
 Эксперты считают, что объем подобных услуг по переводу капиталов с целью отмывания определить трудно, так как они широко используются и для законных операций.
 Брокеры ценных бумаг вовлекаются в незаконный бизнес для того, чтобы структурировать большие взносы наличных и замаскировать реальный источник доходов. Обычно требует подчинения работников брокерской фирмы.
 Брокеры и дилеры драгоценных металлов, камней и художественных изделий. Обычно этот вид деятельности ориентирован на расчеты наличными. Наличные деньги обмениваются на драгоценные металлы, камни или произведения искусства, которые, в свою очередь, могут служить расчетным инструментом, причем они могут быть даже легче перевезены. Следует заметить, что большие оптовые покупки за наличные не являются подозрительными в этом виде бизнеса. Что касается продажи и покупки драгоценных металлов, то они часто делаются через брокера и сам предмет покупки физически не переходит из рук в руки. Тем не менее генерируется огромное количество финансовых операций. В настоящее время брокер часто указывается в финансовой базе данных государственного казначейства США вместо собственника денег, вложенных в ценную покупку.
 В качестве примера можно привести деятельность брокерской фирмы "Андониэн Бразерс Манюфекчуринг К" (Лос-Анджелес), которая входила в сеть организаций, отмывающих деньги для Мадельинского наркокартеля (подробнее).
 Казино и другие заведения, занимающиеся азартными играми (например, ипподромы, спортивные тотализаторы) - представляют значительную угрозу своими возможностями для отмывания денег вследствие широкого распространения. Поскольку тотализаторы воспринимаются как законная практика, нелегальная активность может быть легко замаскирована путем слияния нелегальных и законных фондов. Индустрия азартных игр активно использует наличные деньги, предоставляя своим клиентам анонимность. В частности, казино также предлагает полный спектр таких финансовых операций как предоставление кредитов, сейфов, продажа чеков и перевод денег.
 Дилеры и брокеры автомобилей, самолетов, яхт, недвижимости. Эти дилеры часто являются получателями незаконных денег. Приобретение имущества за наличные является важным способом отмывания денег. Цель таких закупок тройная: поддерживать роскошную жизнь; переводить подозрительные крупные суммы наличных в одинаково ценные, но менее подозрительные формы; или приобретать имущество, которое будет в дальнейшем использовано в преступных целях.
 Адвокаты и высококвалифицированные бухгалтеры. В связи с ужесточением законодательства, направленного на борьбу с отмыванием денег, преступники все чаще прибегают к услугам таких профессионалов, как адвокаты, бухгалтеры, финансовые советники, специализированные организации и службы. Чаще всего для размещения и объединения капиталов используются счета адвокатов и поверенных в делах. В этом случае "отмыватель" надеется воспользоваться привилегированными отношениями между адвокатами и их клиентами.
 Представители этих профессий нередко имеют дело с крупными суммами денег, законно представляя интересы своих клиентов. Адвокаты могут получать большое количество наличных, вырученных от продажи наркотиков, на специальные банковские счета. Эти счета открываются специально для клиентов и с этих счетов адвокаты получают свои гонорары. Эти счета записываются на имя адвоката и, как правило, не имеют ничего, чтобы указывало бы на имя его клиента. Как часть схемы отмывания денег, адвокат возвращает деньги клиенту в другой форме, например, чеком или серией чеков, другими денежными инструментами, путем покупки недвижимости и другими способами. Однако, в связи с неотъемлемой привилегией на конфиденциальность клиента, доказать незаконность происхождения денег и проводимых операций крайне сложно.
 Организации, выпускающие денежные ордера и дорожные чеки. Хотя эти бизнесы и предоставляют услуги, которые частично реализуют функции обменных бюро и бюро по пересылке денег, такие бизнесы, как правило, не предоставляют полный набор услуг аналогичных банковскому сервису. Перевод наличных денег в другие денежные инструменты создает условия для более легкой транспортировки незаконных доходов или их размещения на финансовых счетах без заполнения отчетности.
 Товарно-сырьевые брокеры. Как и брокеры драгоценных металлов, они в состоянии содействовать преступникам путем предоставления возможности вкладывать незаконные доходы в законную финансовую систему.
 Страховые компании. Использование страховых компаний в целях отмывания денег, как правило, требует подчинения сотрудников, чтобы создать условия для размещения незаконных доходов в законной финансовой системе.
 В. Учреждения нефинансового сектора. Согласно результатам исследования, проведенного под руководством консультанта Научно-исследовательской криминалистическо-криминологической группы федерального ведомства по уголовным делам Германии (БКА) Эриха Ребшера и Главного комиссара по уголовным делам Германии Вернера Валенкампа, следующие виды нефинансовых организаций активно используются для маскировки отмывания денег, полученных преступным путем:
 * Учреждения, связанные с индустрией развлечений: предприятия, организующие досуг в целом; бары; кафе-мороженое; дискотеки; спортивные оздоровительные центры; гостиницы и рестораны; клубы для мужчин; агентства, организующие проведение концертов и других культурных программ; массажные салоны; пиццерии; сауны; секс-магазины; видеотеки.
 * Учреждения, связанные с автомобильным бизнесом: торговля автомобильными покрышками; прокат автомобилей; использование автомобилей в коммерческих целях; комиссионная торговля автомобилями; торговля запасными частями для автомобилей; ремонт автомобилей; торговля бензином.
 * Розничная торговля: антикварные магазины; комиссионные магазины; магазины по продаже электронно-вычислительной техники; фотомагазины; ювелирные магазины; магазины модных товаров; пункты проката; обувные магазины (особенно по продаже итальянской обуви); магазины по продаже подержанных вещей; магазины по продаже оружия; магазины по продаже радиоприемников и радиодеталей; фирмы-поставщики для ресторанов.
 * Предприятия сферы услуг (за исключением сферы развлечений): фирмы по установке автоматов; агентства, осуществляющие перевозки автобусами; типографии; фирмы по найму жилья; агентства по организации морских и речных перевозок; мастерские по выполнению татуировок и т.п.
 * Другие предприятия: строительные фирмы; предприятия, торгующие металлоломом.
 Г. Перевод преступно полученных денег за рубеж. Размещение незаконно полученных доходов за границей без использования официальных учреждений осуществляется посредством физического вывоза. Физический вывоз денежных средств осуществляется различными методами, среди которых наиболее типичными являются:
 * скрытый вывоз денег курьерами (контрабанда);
 * вывоз денег в тайниках в транспортных средствах или грузах;
 * почтовыми отправлениями;
 * подпольные банковские системы.
 Расслоение как фаза отмывание доходов, полученных из нелегальных источников
 Расслоение (layering) - отрыв незаконных доходов от их источников путем создания сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов. Если размещение больших сумм денег прошло успешно и не было обнаружено, то вскрыть дальнейшие действия по отмыванию денег становится намного труднее. Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью усложнить работу правоохранительных органов по отысканию незаконных фондов, подлежащих конфискации.
 Рассмотрим некоторые наиболее известные методы, используемые для операции расслоения.
 Превращение наличных денег в денежные инструменты. После того, как незаконные доходы успешно размещены в финансовых учреждениях, они превращаются в денежные инструменты - такие, как дорожные чеки, денежные переводы, банковские чеки, облигации и акции. Такой перевод облегчает вывоз незаконных доходов из страны.
 Приобретение и продажа имущества. Когда отмыватель денег помещает их в приобретаемое имущество, последнее впоследствии может быть перепродано внутри страны или вывезено и продано за рубежом. Это приводит к двойному результату: усложняется поиск отмывателя денег и становится труднее найти и конфисковать имущество
 Электронный перевод фондов является, пожалуй, наиболее важным из методов расслоения. Он предоставляет преступникам такие преимущества как скорость, расстояние, минимальный проверяемый след и высокую анонимность при условии огромного общего ежедневного объема денежных переводов.
 Перевод денег на счета других фирм (из фирмы "А" в фирму "Б", оттуда в фирму "В" и т.д.). Подобный перевод, маскируемый притворными сделками либо посредством самоликвидации фирм позволяет достаточно эффективно скрывать источник происхождения финансовых фондов.
 В настоящее время для проведения операций второй фазы большую роль играют оффшорные зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и слаборазвитой системой финансового контроля.
 П. Бернаскони выделяет следующие условия, характерные для страны, в которой осуществляется "отмывание" денег:
 * отсутствие обязательного бухгалтерского учета для банков;
 * анонимные банковские счета:
 * отсутствие обязательности идентификации клиентов;
 * недостаточно эффективно работающие органы юстиции;
 * отсутствие правовой помощи при изъятии денег, имеющих преступное происхождение.
 В таких странах обычно создаются фиктивные фирмы и обрываются шеды финансовых операций.
 Интеграция как заключительная стадия отмывания криминальных доходов
 Интеграция (integration) - стадия процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимости законности преступно полученным финансовым фондам. На этой фазе деньги обретают легальный источник происхождения и инвестируются в легальную экономику.
 После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмывающие деньги лица должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства. На стадии интеграции отмытые деньги помещаются в банковскую систему под видом законно заработанных доходов. Если след отмываемых денег не был выявлен на двух предыдущих стадиях, то отделить законные деньги от незаконных исключительно сложно. Обнаружение отмытых денег на стадии интеграции становится возможным лишь с помощью скрытой агентурной работы.

<< Пред.           стр. 5 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу