<< Пред.           стр. 9 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 6.5 Транснациональная организованная преступность в России
 Региональные особенности транснациональной организованной преступности в России
 В деятельности транснациональных организованных преступных групп наблюдаются определенные приоритетные направления, обусловленные во многом спецификой региона и криминальными традициями, например: Средняя Азия-преимущественно незаконный оборот наркотиков; Северный Кавказ и Закавказье - хищение оружия и боеприпасов; Прибалтика - валютные и экспортно-импортные операции со стратегическим сырьем и продукцией; Дальний Восток-махинации с автомобилями, ввозимыми из-за рубежа, рэкет, внешнеэкономические преступления, в частности связанные с контрабандным вывозом природных ресурсов.
 Организованные преступники, действующие в Кавказском и Среднеазиатском приграничных районах, нередко выступают вместе с экстремистскими группами, ведущими вооруженную борьбу на политической арене. Лидеры криминальных группировок осуществляют активные попытки к проникновению в органы власти, создавая под их прикрытием вооруженные формирования из числа ранее судимых лиц.
 Транснациональная приграничная преступность
 Традиционными для приграничных районов России являются такие преступные промыслы как контрабанда, нелегальная торговля потребительскими импортными товарами, вымогательство и другие. В последнее время этот перечень дополнился широкомасштабными операциями по незаконному вывозу из России сырья, энергоносителей, цветных, редкоземельных металлов и других природных ресурсов. Особенно неблагоприятны в этом отношении границы со странами СНГ, Балтией, Китаем и Кореей. Об интенсивной криминализации приграничной территории свидетельствуют высокие темпы прироста преступности, колеблющиеся в разных регионах России и пределах от 10 до 40%. В приграничье активно промышляют криминально ориентированные лица, которые стараются извлечь максимальную выгоду из неудовлетворительного состояния охраны вновь образованных участков государственной границы (обустроено не более пятой ее части при общей протяженности в 58 тыс. км) и слабой правовой урегулированности внешнеэкономической деятельности.
 Высокая доходность челночного бизнеса привлекает в приграничные края и области российского Дальнего Востока тысячи китайских торговцев. При этом вокруг "китайских рынков" формируется криминальная инфраструктура, пропускающая через себя оружие, наркотики, нелегальных мигрантов, фальшивые документы, огромные суммы укрытых от налогообложения доходов.
 Межрегиональные и международные связи преступных организаций
 Группировки преступников, действующих в южных регионах России, налаживают контакты с криминальными структурами Турции, Греции, Италии с целью организации вымогательства, заказных убийств и других преступлений.
 По данным МВД России, в 1995 году более тысячи организованных преступных групп поддерживали межрегиональные, а 363 - международные связи, в том числе в странах ближнего (65%) и дальнего зарубежья, а именно в Германии, США, Италии, Израиле, Финляндии, Швеции, Польше, Венгрии, Турции, Китае и др.
 По некоторым сведениям, российские криминальные авторитеты провели в 1996 году в Лос-Анджелесе (США) встречу с лидерами наиболее крупных иностранных этнических группировок, действующих в России, с целью разграничения сфер влияния. О достижении соглашения косвенно свидетельствуют следующие данные. Вьетнамские преступники специализируются на операциях по обмену валюты среди своих соотечественников, а также скупке золотосодержащих электронных плат. Африканцы поставляют в нашу страну контрабандные товары, наркотики и проституток. Китайские преступнее группировки, кроме переправки своих соотечественников Запад, занимаются рэкетом в отношении их, проявляя особую активность в трехсоткилометровой приграничной зоне.
 Российская организованная преступность за рубежом
 Продолжается укрепление международных связей российского криминалитета с преступными формированиями за рубежом.
 По оценкам специалистов ЦРУ США, разрастающиеся в республиках бывшего СССР криминальные структуры смыкаются с итальянской, латиноамериканской и китайской организованной преступностью. Криминалисты Германии отмечают, что их страна в последние годы является местом не только высокой активности российских преступников, но и обдумывания новых операций, отдыха, проживания их семей, обучения детей. В США отмечены случаи так называемого компьютерного взлома, т. е. хищения денег путем несанкционированного доступа к кодовым замкам компьютерных систем банков США с последующим периодом похищенных средств в оффшорные компании, воэглавляемые представителями "русской мафии" в других странах. Большую опасность при этом представляют группировки, формировавшиеся по признакам этнической принадлежности и землячества, имеющие прочные связи с представителями своих диаспор за рубежом. На это обращают внимание как российские, так и зарубежные исследователи. Так, анализируя ситуацию в Европе, Ю. Шторбек отмечает, что с 1991 года преступные организации из бывшей Чечено-Ингушской АССР начали распространять свою противоправную деятельность на Венгрию, Польшу, Австрию и Германию. Отличаясь иерархическим построением и независимостью друг от друга, эти "русские" мафиози следили за тем, чтобы не было конфликтов между враждующими группировками, и строили свой преступный бизнес на вымогательстве денег у легальных бизнесменов, в том числе путем оказания принудительных услуг защите" от рэкета.
 Появившиеся тогда же в Берлине и других европейских странах долгопрудненские преступные группировки, сформированные из бывших боксеров и борцов, подозревались в сотрудничестве с местными преступниками, которые контролировали районы "красных фонарей" (проституцию).
 Грузинская группировка, действовавшая в Берлине, Вене, Праге, получала свои доходы, "защищая" русских иммигрантов от долгопрудненских и чеченских вымогателей, а также путем мошеннических сделок с российскими военнослужащими в Германии (1). В этой же стране, по данным ГУОП МВД России, 90% игровых салонов находятся под контролем "русских" банд. Российские преступники, связанные с эмигрантами, занимаются нелегальной продажей золота, произведений искусства, кражами и контрабандным вывозом автомобилей (2).
 В Бельгии существует 40 преступных группировок. Десятью из них руководят выходцы из России. В основном эти группировки занимаются сбытом наркотиков и оружия, торговлей крадеными автомобилями и отмыванием денег.
 По данным американских правоохранительных органов, преступники-иммигранты из России и других стран СНГ привлекают в США мошенников, вымогателей и наемных убийц, которые совершают там преступления за небольшое вознаграждение, а затем скрываются на родине.
 Этнические преступные группировки в России
 Высокими темпами растет активность в России преступных организаций, сформировавшихся по этническому признаку.
 Наряду с либерализацией пограничного контроля, слабостью и пробельностью иммиграционного законодательства этому способствует естественная, а порой и искусственно формируемая национальная замкнутость иностранных диаспор.
 Специалисты отмечает наличие у этнических преступных группировок, действующих в России, криминальной специализацию.
 Азербайджанская группировка контролирует рынки; армянская - наладила нелегальные каналы ввоза в Армению из мест добычи в России драгоценных металлов и камней с последующей их переработкой и сбытом за рубеж; грузинская - навязывает уголовную субкультуру своих "воров в законе"; китайская - совершает грабежи и рэкет в отношении соотечественников, в частности в поездах сообщением "Москва - Пекин - Москва", и занимается нелегальным бизнесом. Чеченская группировка, связанная с российскими и зарубежными преступниками, контролирует экспорт сырья и импорт потребительских товаров, осуществляемые через порты Владивостока, Находки и Санкт-Петербурга. Имеются данные о том, что группы азербайджанских преступников монополизировали мелкооптовую торговлю наркотиками в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов России. Отмечены также высокая активность и негативные качественные изменения криминальной деятельности вооруженных группировок из числа граждан Афганистана, Вьетнама, Китая, Монголии, Шри-Ланки, специализирующихся на совершении корыстно-насильственных преступлений и отличающихся особой жестокостью в отношении жертв, а также вооруженным сопротивлением силам правопорядка.
 Преступные группировки в зависимости от условий их функционирования и конъюнктуры "черного" рынка меняют свою криминальную специализацию, если это содействует росту доходов.
 В последнее время все чаще начинают появляться преступные группировки из числа участников вооруженных формирований, которые по различным причинам покидают зоны межнациональных конфликтов в бывших республиках Союза и перемещаются в Россию. Такие группы хорошо вооружены, дисциплинированы, имеют опыт ведения боевых действий и, как правило, находятся на нелегальном положении.
 Виды транснациональных преступлений
 Преступность на автодорогах. Данный вид преступного промысла достиг сегодня социально опасных масштабов. Разбойные нападения на водителей с целью завладения грузами или автомобилями распространены повсеместно. Причиненный ими ущерб исчисляется десятками миллионов долларов США.
 Международное пиратство. Актуальной становится проблема борьбы с международными пиратскими организациями, базы которых находятся на территории ряда стран Юго-Восточной Азии. Связанная с проблемой безопасности мореплавания, она тем не менее покрыта завесой повышенной секретности, оправдываемой коммерческой или военной тайной. Имея легальную возможность избегать таможенного досмотра и провозя на судах контрабандные грузы, представители отдельных компаний и ведомств не заинтересованы в огласке инцидентов с пиратами.
 Нелегальная торговля оружием. В последние годы участились случаи незаконной торговли оружием российскими моряками в иностранных портах. В этой связи японскими властями, например, произведен ряд арестов наших моряков, значительно ужесточены меры контроля и пресечения подобных фактов. Широкий резонанс вызвало задержание капитана траулера "Ус", в каюте которого было обнаружено 40 автоматов системы Калашникова, "не замеченных" при таможенном досмотре судна, выходившего в море из российского порта. Характерно, что на борту судна в роли матроса-камбузника находился следовавший в Японию прокурор г. Советская Гавань Хабаровского края.
 Нелегальная иммиграция. В Приморском крае, по оперативным данным, действуют отечественные и иностранные преступные группы, занимающиеся поставкой "живого товара" в увеселительные заведения стран Юго-Восточной Азии, а также переправкой иностранцев по поддельным документам в Западную Европу. Прикрываясь вывесками различных легальных фирм, они остаются неуязвимыми и избегают уголовного преследования.
 Перед правоохранительными органами Дальневосточного региона, особенно Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, острой остается проблема преступности, связанной с корейскими и особенно с китайскими гражданами, продолжающими нелегально оседать на российской территории.
 По ориентировочным данным Федеральной миграционной службы, на территории России незаконно проживает до 600 тыс. иностранцев. Неофициальные же оценки колеблются в диапазоне от нескольких сот тысяч до 2 млн человек. Только в Сибири и Дальневосточном регионе, по данным спецслужб, нелегально проживает около 1 млн китайских граждан. Угроза демографической, экономической, а возможно, и криминальной китайской экспансии в Дальневосточном регионе становится вполне (вероятной, если учесть, что только в одной сопредельной китайской провинции Хэйлунцзян в ближайшее время ожидается массовая безработица, которая, по прогнозам, коснется 20 млн человек. Уже сейчас в некоторых дальневосточных населенных пунктах и районах приграничной зоны России число китайских граждан превышает численность коренного населения. Видимо, интенсивным притоком в Россию китайских граждан, особенно криминально ориентированных лиц, можно объяснить лидерство китайцев в приведенной выше официальной статистике иностранной преступности. По оперативным данным, среди нелегально проживающих в России иностранцев получили распространение рэкет, грабежи, разбои, убийства и другие тяжкие преступления.
 Так, в Приморском крае лидирующее положение среди выявленных иностранных преступников занимают китайцы (их доля превышает совокупную долю граждан СНГ примерно в 5 раз) и корейцы, (их удельный вес в структуре тяжких преступлений иностранцев приближается к 32%). Представителями этих этнических общностей совершается более половины выявленных экономических преступлений со стороны иностранных граждан. В целом 70% иностранных преступлений на территории края совершают корейцы и китайцы, проживающие там нелегально.
 При оценке масштабов иностранной и в целом транснациональной преступности следует учитывать как неполноту статистического учета соответствующих преступлений, так и их высокую естественную латентность.
 Нелегальный вывоз женщин и детей для вовлечения в проституцию. Во многих городах России образовались преступные группировки, специализирующиеся на нелегальной переправке граждан России, в том числе преступников, в Западную Европу, а также на вербовке россиянок для последующего вовлечения их в организованную проституцию за рубежом.
 По данным МВД России, в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске, Чите, Иркутске и других крупных городах сформировались иностранные диаспоры (национальные общины) сомалийцев, арабов, курдов, эфиопов, вьетнамцев, китайцев, монголов и других, которые оказывают своим соотечественникам помощь в нелегальной транзитной миграции и осуществлении преступной деятельности. Более подробно эта проблема освещена в отдельном вопросе.
 Хотя в мире еще нет организации, ведущей глобальный учет транснациональных преступлений, по учетам Интерпола, охватывающим десятки стран (статистику представляют не все страны-члены этой организации), можно судить о масштабах и динамике некоторых видов преступности.
 Незаконная торговля наркотиками. В России в последние годы из незаконного оборота ежегодно изымается 35-50 тонн наркотических средств. (см. также: Наркобизнес в России).
 Примечания
 1. Шторбек Ю. Айсберг преступности. Развитие международной организованной преступности и ее прогнозирование в Европе//Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. 1995, № 13. С. 20-25.
 2. Организованная преступность-2. С. 109.
 6.6. Наркобизнес в России
 Проблема массовой наркотизации населения и экспансии наркобизнеса является сегодня для России одной из наиболее острых и актуальных. Ее масштабы таковы, что речь идет о серьезной угрозе экономической безопасности страны. В данном параграфе рассматривается состояние, тенденции развития, структура незаконного бизнеса, связанного с производством и распространением наркотических средств, а также направления контроля над наркоситуацией и наркобизнесом.
 Масштабы потребления наркотиков и наркобизнеса
 До начала перестройки в СССР, а затем и реформ в России масштабы рынка наркотических средств были крайне незначительны. Крайне узок был и круг потребителей наркотиков. Наибольшую распространенность наркотики имели в уголовной среде, а также на бытовом уровне в республиках Средней Азии.
 За 20 лет (1965-1985 гг.) численность зарегистрированных лиц, больных наркоманией, увеличилась с 10 до 15 тыс. человек или в среднем их рост составлял по 250 человек в год. Для страны с населением более 250 млн человек это является крайне незначительной величиной. Ситуация осложнилась с изменением социально-политической и экономической обстановки, распадом СССР.
 За период с 1985 по 1995 годы число зарегистрированных наркоманов возросло в 5 раз. В последующие годы, вплоть до 1998-го количество регистрируемых с диагнозом "наркомания" ежегодно увеличивается в полтора-два раза.
 По официальным данным Минздрава РФ в 1998 году только обратившихся за медицинской помощью избавиться от наркозависимости насчитывалось 241.196 человек. С учетом латентности многие эксперты считают, что количество людей, попавших в наркозависимость, в стране к началу 1999 года уже превысило 2 млн. человек.
 Преступность, связанная с наркобизнесом. Одновременно с ростом числа злоупотребляющих наркотиками примерно в такой же прогрессии возрастало и количество преступлений, связанных с наркобизнесом.
 Если в 1992-м году было зарегистрировано 19 тыс. преступлений, то в 1997-м уже 184.832, в 1998-м - 190.127 тыс., за 4 мес. 2000 г. - 78531 (что на 12 % выше соответствующего периода прошлого года). При этом растет удельный вес преступлений, квалифицируемых по Уголовному кодексу РФ как тяжкие и особо тяжкие (до 70-80 тыс. в год), а также совершаемых преступными группировками, в т.ч. организованными (свыше 7 тыс. и более 2 тыс. соответственно). Более подробно о параметрах преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств:
 * Преступления, связанные с незаконным обороти наркотиков в 1998 г.
 * Преступления, связанные с незаконным обороти наркотиков в 1999 г.
 * Преступления, связанные с незаконным обороти наркотиков в январе-апреле 2000 г.
 Годовой оборот наркобизнеса в России достиг значительных масштабов: если в 1997 г. он составил более 2,5 млрд. долл (1), то в 1998 году уже перешагнул рубеж в 3 млрд. долларов. Ежегодно из незаконного оборота изымается более 60 тонн наркотиков, в т.ч.:
 * подразделениями МВД - до 50 тонн;
 * таможенной службой - более 8 тонн;
 * Федеральной пограничной службой - 2,5-3 тонны.
 Наркобизнес является высокорентабельной отраслью криминальной экономики. Hорма прибыли при операциях с наркотиками составляет от 300 до 2000 процентов. Рост наркобизнеса и потребления наркотических средств сопровождается также возрастанием других общеуголовных преступлений. Так, по имеющимся данным, из 10 имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются наркоманами. Подавляющее число из этих преступлений совершено лицами в возрасте до 35 лет.
 Тенденции изменения структуры наркорынка
 Важной тенденцией изменения структуры наркорынка в настоящее время является относительное сокращение доли "маковой соломки" и марихуаны и увеличение удельного веса "жестких" и синтетических наркотиков. Вес изъятого опия вырос на 38%, героина более чем в 2 раза и гашиша на 36%. Расширяется сеть подпольных лабораторий по их производству. Занимаются этим бизнесом часто дипломированные специалисты с медицинским и химическим образованием, студенты, технический персонал научно-исследовательских учреждений с использованием современных технологий.
 Основными центрами производства синтетических наркотиков стали Москва, Санкт-Петербург, Казань. Существуют предпосылки превращения в такие центры других российских городов с высокоразвитым нефтехимическим производством, закрытыми военными предприятия химического профиля, квалифицированным персоналом.
 Технология производства наркотиков быстро совершенствуется. В начальный период развития наркобизнеса преобладало использование примитивных орудий, средств и материалов (мясорубки, сита, кухонная посуда, предметы бытовой химии) наркоманами-одиночками, имеющими скудные познания в области химии.
 Современное производство синтетических наркотиков осуществляется в больших масштабах в высокопроизводительных подпольных лабораториях. В производственный процесс вовлечены специалисты-химики и студенты специализированных учебных заведений. Вовлечение облегчается тяжелым экономическим положением предприятий химической отрасли, прикладных научно-исследовательских институтов и специализированных учебных заведений. Так, только в 1995 году выявлено 585 подпольных лабораторий по производству наркотических средств.
 Индустриализация наркобизнеса обеспечивает высокую чистоту производимых наркотических средств - как рафинированных из алкалоидов растений (кокаин, героин, эфедрон), так и синтетических ("экстази", метадон, норфин). Торговля ведется преимущественно мелкими партиями во избежание крупных материальных потерь. Значительная часть наркотиков реализуется по заниженным ценам в целях вовлечения в наркоманию максимально большого числа людей.
 Источники поступления в Россию наркотических средств
 Основную часть потребляемых в России наркотиков ввозится контрабандно. По данным УБТП ГТК России, на протяжении последних пяти лет контрабанда наркотиков в Россию ежегодно увеличивается в 1,5-2 раза. Основными источниками поступления наркотиков на российский рынок являются:
 * Украина - маковая соломка (рост поставок за 5 лет в три раза -19 тонн в последний год);
 * Китай - в основном эфедрин (1997 г. - 128 случаев задержаний контрабанды, 1998-й - более 150 фактов);
 * Латинская Америка - героин, кокаин (в основном наркокурьерами из граждан Нигерии и Афганистана; в последние годы - также российские "челноки" и туристы);
 * Нидерланды, Польша, Германия - "экстази". Что касается Юго-Восточной Азии, то экспансия опиума по азиатскому направлению с 1992 г. по 1996 год увеличилась в 13.451 раз (2).
 Наблюдаются следующие тенденции изменения наркоситуации на таможенной границе России:
 * сокращение ввоза маковой соломы с западного направления при одновременном увеличении контрабанды героина, произведенного непосредственно в Средней Азии и на Украине;
 * увеличение темпов роста контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в форме лекарственных препаратов;
 * стабильность крупных контрабандных перемещений химических веществ (импорт, экспорт и транзит), используемых при производстве наркопрепаратов (прекурсоров);
 * техническое, боевое и профессиональное совершенствование организованных преступных наркогруппировок. По сведениям ФПС России, лишь на таджикско-афганской границе с 1994 по1998 r. пресечено более 1,1 тыс. попыток контрабанды наркотиков;
 * периодически изменяющиеся маршруты контрабанды наркотиков через государственные границы.
 Основные маршруты контрабанды наркотиков проходят через Республику Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Туркменистан, Таджикистан. Так, если в 1996 г. в Туркмении было изъято 14 т наркотиков, а в 1997 г. - свыше 42, то в первом полугодии 1998 г. - более 20 т. В целом на внешних границах СНГ, охраняемых российскими пограничными войсками, большая часть наркотиков задержана на участке пограничной группы ФПС России в Республике Таджикистан.
 Осложнение наркотической ситуации в России эксперты связывают с широким проникновением наркотиков из стран ближнего зарубежья. Показательным примером в этом отношении является обстановка в Калининградской области.
 Наряду с тенденцией к увеличению внутреннего потребления наркотических средств, наблюдается все более масштабное использование российской территории для транзита наркотиков. Через Россию наркотики (в основном - героин) попадают практически во все скандинавские страны, а также в Германию, Польшу, Францию, Грецию. Наиболее активно преступниками использовался транзитный канал международных воздушных перевозок.
 По некоторым экспертным оценкам, через территорию нашей страны ежегодно перемещается 20-30 т сильнодействующих наркотиков. Это является серьезным фактором угрозы безопасности, поскольку национальные территории, через которые прокладывают свои маршруты наркобизнесмены постепенно становятся активными регионами спроса на контрабандные наркотики. По сведениям отечественных спецслужб, транзитные партии героина, марихуаны и амфетамина из Камбоджи через Вьетнам в определенной своей доле попадают на "черные" рынки Российской Федерации, главным образом Дальнего Востока и Москвы.
 Субъекты наркобизнеса
 Наркобизнес является сегодня сферой активной деятельности как отечественных так и зарубежных преступных организаций. Рассмотрим некоторые особенности их деятельности на российском наркорынке. Иностранные наркодельцы в России. Масштабы деятельности иностранных наркоорганизаций таковы, что большинство экспертов определяют сложившуюся ситуацию как массированную экспансию международного наркобизнеса.
 За период с 1992 по 1998 г. граждане 87 иностранных государств совершали незаконные операции с наркотиками на территории Российской Федерации. В 1998-м из числа лиц, задержанных за правонарушения, связанные с наркотиками 87,2 процента являлись гражданами России, 12,8 процента - иностранцами и лицами без гражданства.
 Анализ оценок степени активности в незаконном распространении наркотиков в России различных этнических преступных группировок выявил следующую картину: армянские составили 9 процентов; среднеазиатские - 51; грузинские - 12; прибалтийские - 12; азербайджанские - 67; чеченские - 33; цыганские - 61.
 Торговлей кокаином и героином занимаются нигерийцы. На Дальнем Востоке контрабандным ввозом эфедрина занимаются китайцы. Имеют место факты задержания с наркотиками граждан Анголы и Заира. За торговлю наркотиками задержаны также граждане Ирана, Израиля, Пакистана и Гвинеи.
 Наркодельцы Китая, Афганистана, Вьетнама, Камеруна, Кореи наладили связи трансконтинентального наркобизнеса на территории России. Имеются факты задержания граждан Парагвая, ЮАР, Швеции, Мадагаскара, Ливана, Того, Норвегии, Италии, Румынии, Дании, Хорватии, Сирии, Коста-Рики и других стран.
 Среди этнических преступных группировок наркодельцов особенно выделяется азербайджанская. В Санкт-Петербурге она действует с середины 70-х годов, но по существу монополизировала мелкооптовую торговлю наркотиками не только здесь, но и в ряде городов и населенных пунктов Ленинградской области. Лидерами данной этнической группы организовано несколько пунктов открытой продажи синтетических наркотиков (в кафе, гостиницах, видеозалах), где практически в любое время суток можно приобрести метадон. Преступники держат на своем содержании специалистов-химиков, которые по их заказам изготовляют синтетический наркотик. Данные об их местонахождении тщательно скрываются. Доходы от наркобизнеса члены преступной группы направляют на приобретение предприятий общественного питания и магазинов.
 Эксперты отмечают увеличение числа кавказских и среднеазиатских наркогруппировок, формирующихся за счет оседающих на территории страны мигрантов - выходцев из "горячих точек", притока многочисленных сезонных бригад, торговцев сельскохозяйственной продукцией, из наркопроизводящих стран ближнего и дальнего зарубежья. Расширяется поток наркотиков в Россию из дальнего зарубежья, преимущественно из Юго-Восточной Азии.
 Серьезную озабоченность правоохранительных органов России должен вызывать тот факт, что в ряде случаев инициаторами установления доверительных отношений с российскими наркодельцами выступают сотрудники зарубежных спецслужб. В качестве примера можно привести результаты операции, проведенной в Приморском крае.
 Отечественные наркодельцы. В середине 90-х годов активизировались отечественные наркопроизводители и наркоторговцы. В 1996 году правоохранительными органами их было выявлено 718, а в 1997-м уже 848 подпольных лабораторий по производству наркотиков. Создаются лаборатории с вовлечением в них высокопрофессиональных специалистов химиков. Их выявляется все больше и больше: 1996-й - 36, 1997-й - 52, 1998-й - 57 лабораторий.
 Отечественный наркобизнес является сферой деятельности высокоорганизованных преступных групп с разделением функций переработки, транспортировки, распространения. В преступных наркогруппировках, действующих на территории России, насчитывается в среднем по 20-30 человек. Из них, как правило, до трети - иностранцы. Организованной наркопреступность налаживает связи в структурах исполнительной, представительной и судебной власти. В качестве примера деятельности преступной наркогруппировки можно привести организацию наркобизнеса во Владивосоке.
 Тенденции развития организованной наркопреступности в России
 Развитие организованной наркопреступности в России характеризуется проявлением следующих опасных тенденций:
 * монополизация наркорынка организованными преступными группами: по мнению 42 процентов опрошенных ВНИИ МВД России практических работников, "черный" рынок наркотиков монополизирован полностью, и лишь 11 процентов полагают, что наблюдаются единичные факты монополизации;
 * развитие системы отмывания наркоденег.
 Прежде всего, речь идет об отмывании через подставные структуры, связанные с оборотом наличных денег. В частности это рестораны, игорные заведения и т. д. Кроме этого, наличные деньги, сдаваемые продавцами в "кассу", активно обмениваются представителями этих структур в обменных пунктах ряда банков на наличную иностранную валюту. Примером является деятельность в Москве фирмы "Шерхан" (учрежденная афганцами), которая ежедневно обменивала десятки (а порой даже сотни) миллионов рублей в пунктах МДМ-банка и банка "Русские финансовые инициативы".
 Hовым направлением с 1996 года стало приобретение на наркоденьги акций различных российских предприятий, преимущественно топливно-энергетического комплекса и телекоммуникационного рынка. По некоторым данным, на эти цели в 1996 году было истрачено не менее 900 миллиардов рублей. Незаконно добытые финансовые фонды отмываются в различных отраслях легальной экономики и используются для закупки оружия с целью использования его в "горячих точках" и совершения террористических актов:
 * в наркобизнес посредством шантажа, угрозы похищения детей, заказных убийств и с использованием других методов активно вовлекаются представители легального бизнеса;
 * использование легализованных средств для финансирования политических партий, средств массовой информации и т.п. В России уже состоялся процесс формирования "нарколобби", которое обеспечивает достаточно сильное давление на различные круги, в том числе на законодателей как федерального, так и регионального уровней с целью не допустить изменений в сторону ужесточения борьбы с наркоманией в законодательстве страны. Часть этого лобби действует публично - это, в частности, Транснациональная Радикальная партия и некоторые другие объединения, которые открыто занимаются проведением широкой пропагандистской кампании, включающей в себя издание книг и листовок, брошюр и газет с материалами по философии и практике приема наркотиков. Общий тираж нарколитературы, по самым осторожным оценкам, за последние пять лет превысил миллион экземпляров;
 * повышение маневренности и гибкости преступных группировок - группировки, ликвидированные усилиями правоохранительных органов и спецслужб, незамедлительно заменяются на рынке новыми, еще более агрессивными;
 * усиление круговой поруки и сокращение конфликтов между местными, межрегиональными и транснациональными группами дельцов наркобизнеса, заинтересованными в стабильности получения доходов от торговли наркотиками. За последние годы российские наркодельцы неоднократно встречались с лидерами наркогруппировок США и Латинской Америки, с которыми обсуждали вопросы сотрудничества в сфере распространения наркотиков в глобальном масштабе и возможностях влияния не только на экономическую, но и политическую жизнь государств, в том числе России. Большинство экспертов прогнозируют усиление взаимодействия отечественных и зарубежных дельцов наркобизнеса в 2000-2005 гг. По имеющимся данным, основным партнером российской оргпреступности в наркобизнесе с латиноамериканской стороны является крупнейший колумбийский картель Кали, специализирующийся в отношении Россия на поставках кокаина.
 Причины обострения наркоситуации
 Обострение наркоситуации и стремительная экспансия наркобизнеса обусловлена действием комплекса взаимосвязанных факторов.
 * коррумпированность и низкая эффективность государственных институтов. Этот фактор, по мнению экспертов Исследовательского института международной безопасности и американского Национального центра по наркотикам, является одним из ключевых в генезисе российского наркобизнеса;
 * отсутствие эффективной системы противодействия незаконному обороту и немедицинскому потреблению наркотиков;
 * декриминализация законодательства об ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача,
 * крайне слабо проводимая антинаркотическая пропаганда;
 * социально-экономические факторы: общая нестабильность и разбалансированность экономического рынка, спад производства, рост цен, падение жизненного уровня большинства населения, безработица (удельный вес трудоспособных неработающих и неучащихся среди лиц, совершивших наркопреступления, увеличился в этот период почти в 2 раза);
 * большое количество простаивающих и ликвидированных химических и фармацевтических производств, научно-исследовательских институтов при отсутствие должного контроля за перемещением химических веществ;
 * высокий уровень общеуголовной преступности, перерастающей в организованную и профессиональную. Злоупотребление наркотиками и их распространение, как известно, безусловный атрибут преступного мира. Имеет место распространение наркотиков среди лиц, отбывающих наказание в системе ИТУ;
 * распад СССР: огромный потенциал "Золотого полумесяца" - Пакистана, Афганистана и Ирана - в производстве опиума стал фактором серьезной угрозы после того, как стала "прозрачной" прежде тщательно охранявшаяся граница СССР. Через Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, которые добавляют к транзитному товару свое наркотическое производство, пролегает путь через Казахстан, Россию, Прибалтику и Польшу в Западную Европу. Этот путь стал настолько легок и доступен, что им теперь пользуются и колумбийские кокаиновые картели.
 Прогноз наркоситуации
 По оценкам экспертов, ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими в ближайшие годы будет характеризоваться:
 * увеличением количества организованных преступных наркогруппировок с межрегиональными связями, созданием ими разветвленных глубоко законспирированных сетей торговли наркотиками;
 * ростом международной организованной наркопреступности и расширением в этой связи контрабандной деятельности, угрожающей безопасности граждан и общества в целом;
 * возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную и экономическую преступность, состояние общественного порядка;
 * проникновением наркогруппировок в сферы экономической и финансовой деятельности, перемещением доходов от наркоторговли в область легального бизнеса.
 Проблемы и направления контроля над наркоситуацией в России
 В последние годы был принят ряд серьезных мер, направленных на повышение эффективности организационно-правового обеспечения государственного контроля над наркобизнесом и наркоситуацией:
 * принятие Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, 1993 г.
 * создание в 1994 г. Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
 * принятие Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 гг". в настоящее время Программа продлена до 2001 г.
 Вопросы борьбы с наркобизнесом в России сегодня находятся в компетенции следующих государственных структур.
 Общегосударственную координацию по вопросам борьбы с наркобизнесом осуществляет Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Антинаркотические подразделения правоохранительных органов и спецслужб России:
 * Специальное подразделение Управления экономической контрразведки (УЭК) ФСБ России. Функционирует на основе методов контрразведывательной и разведывательной деятельности, направленной прежде всего против крупных наркоструктур, носящих международный и межрегиональный характер. Эта целевая работа началась в 1994 г.
 * Специальная структура Оперативно-розыскного управления (ОРУ) ФПС России. Занимается выявлением каналов контрабанды наркотиков с 1995 г.
 * Отдел в составе Управления по борьбе с таможенными правонарушениями (УБТП) ГТК России. Действует с 1992 г.
 Вопросами борьбы с наркобизнесом, относящимися к их ведомственной компетенции, занимаются во внешней и военной разведках, налоговой полиции, прокуратуре, других правоохранительных органах и спецслужбах страны. Например, Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - УБНОН МВД России. Действует с 1991 г. и несет основную правоприменительную нагрузку в противодействии незаконному обороту наркотиков.
 Вместе с тем, организационные структуры, обеспечивающие деятельность по контролю над наркобизнесом, сравнительно молоды, не в полной мере отлажен механизм межведомственного взаимодействия в области анализа наркоситуации в России, отсутствует федеральная система мониторинга проблемы наркотиков.
 Перспективными путями решения рассматриваемой проблемы, по мнению исследователей в правоохранительных системах, могут стать следующие межведомственные мероприятия:
 * Образование межведомственного научного центра (института) изучения наркоситуации в России. Этой структуре помимо функций аналитической разведки проблем незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими целесообразно поручить также проведение мониторинга наркоситуации в стране.
 * Создание федеральной правоохранительной структуры (с функциями спецслужбы) по борьбе с наркобизнесом.
 * Закрепление в федеральном законодательстве функций борьбы с незаконным оборотом наркотиков и профилактики наркомании за всеми заинтересованными ведомствами, фактически занятыми в этой сфере деятельности.
 * Организация федерального и международного банков данных, постоянно пополняемого детальными сведениями, отражающими параметры наркобизнеса.
 * Налаживание дополнительного финансирования межведомственной борьбы с наркопреступностью за счет денежных и иных материальных средств, конфискованных у дельцов наркобизнеса. Основываясь на передовом международном опыте, необходимо ввести в практику работы правоохранительной системы России положения, в соответствии с которыми после вынесения судебного решения в отношении лиц, привлеченных к уголовной или административной ответственности, в виде штрафа (конфискации имущества) за незаконный оборот наркотиков, часть изымаемых финансовых средств (30-50%) перечислялась бы в специально созданный внебюджетный фонд.
 Создание такого фонда оговаривается Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах".
 В целях лишения транснациональных наркогруппировок финансовой мощи в двусторонних межправительственных соглашениях о сотрудничестве следует предусматривать аналогичные конфискационные положения в пользу государств-участников, изобличивших дельцов наркобизнеса в незаконной деятельности.
 В качестве критериев эффективности работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков определить такие показатели, как выявление организаторов преступлений и их сообщников, установление источников финансирования и каналов поступления наркотиков.
 Создание эффективной системы контроля над прекурсорами. В России на проблему перемещения через границу прекурсоров серьезно обратили внимание в связи с участившимися фактами изъятия значительного количества этих химических веществ правоохранительными органами.
 В 1996 г. Правительством Российской Федерации принято специальное постановление 278, согласно которому все вещества, находящиеся под международным контролем, должны импортироваться и экспортироваться через российские границы лишь с разрешения Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России. Этот комитет при принятии решений руководствуется квотами ООН, установленными в соответствии с потребностями промышленности, медицинскими нуждами и обязательствами Российской Федерации по экспорту химикатов. Кроме того, в настоящее время завершается совместная с Минздравом России работа над проектами положений о лицензировании производства лекарственных средств (в том числе наркотических и психотропных) и фармацевтической деятельности.
 * Принятие указанных правовых актов и соответствующих организационных мер, ставящих под государственный контроль производство, экспорт и импорт прекурсоров, значительно сократит возможности незаконных производителей наркотиков как в России, так и за рубежом.
 * Укрепление на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам - Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, и Дальний Восток.
 * Повышение уровня технического оснащения всех служб, борющихся с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.
 * Привлечение государственными структурами к участию в антинаркотическом движении всех здоровых сил общества, их общественных организаций, трудовых коллективов и родительских объединений. Большая часть российских граждан в активном противодействии немедицинскому потреблению наркотиков сегодня не участвует. Вместе с тем, не создав в обществе атмосферы резко негативного отношения к распространению наркотиков в самое ближайшее время, риск стать самой крупной страной в мире по их потреблению многократно возрастает.
 * Организацию широкой и последовательной антинаркотической пропаганды во всех средствах массовой информации.
 * Принятие мер не только по расширению сокращения специализированных медицинских учреждений с тем, чтобы оказать как можно большему числу лиц, попавших в наркозависимость, квалифицированной медицинской помощи. На фоне обострения наркоситуации, роста числа потребляющих наркотики и одновременно все большего количества желающих избавиться от наркозависимости ежегодно снижается возможность получения медицинской помощи нуждающимся в ней. За послдение годы число наркологических диспансеров в стране сократилось на 30 процентов, койко-мест на 60, а врачей-наркологов - 25 процентов. Недостаточными темпами осуществляется открытие реабилитационных центров для наркозависимых.
 * Принятие общероссийской медицинской антинаркотической программы, предусматривающей обеспечение контроля за функционированием предпринимательских структур, занимающихся лечением наркоманов и алкоголиков.
 * Внесение поправок, в частности в такие законы как "О средствах массовой информации", "О рекламе", "О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции" и другие с целью пресечения и предупреждения пропаганды потребления наркотических средств.
 * Организация системы постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников.
 Примечания
 1. По оценке ряда зарубежных специалистов оборот наркоторговли в России достиг 5-7 млрд.
 2. Данные Совета по внешней и оборонной политике 1998 г.
 Глава 7. Криминальные деформации и преступность в экономике России
 7.1. Экономическая преступность в современной России
 Уровень и динамика экономической преступности в России
 Важнейшей негативной тенденцией современного развития России является криминализация всех сфер экономики. За период с 1993 по 1996 гг. количество выявленных преступлений возросло более, чем в 1,5 раза. Эта тенденция сохраняется и в последние годы (таблица 7.1.1). В результате общее число зарегистрированных преступлений экономической направленности достигло в 1999 году 303822.
 Тенденция к росту отмечается практически по всем категориям преступлений экономической направленности. При этом наиболее интенсивно растет количество преступлений в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях (таблица 7.1.2). В этом находит отражение процесс усложнения способов совершения преступлений, роста преступлений, совершаемых в процессе профессиональной и служебной деятельности.
 Особенности современной экономической преступности в России
 Современной российской экономической преступности присущи некоторые специфические особенности и тенденции развития. К наиболее значимым относятся следующие.
 Высокий уровень латентности экономических преступлений. Уровень латентности увеличивается или, по крайней мере, не уменьшается, раскрываемость преступлений и выявляемость правонарушений не растет.
 Так, латентность мошенничества оценивается равной 65, должностных хищений - 925, взяточничества - 2935, вымогательства - 17500, разбойные нападения - 34, грабежи - 58, кражи личной собственности - 152 (если зарегистрированные преступления принять за единицу, то латентность отдельных видов преступлений составит приведенные цифры) (1).
 Быстрое совершенствование способов преступных посягательств. Наблюдается вытеснение из сферы экономики примитивной преступности и замещение ее изощренной, интеллектуальной. Об этом свидетельствует, в частности неуклонное снижение удельного веса так называемых "традиционных" имущественных преступлений (краж, грабежей, разбоев).
 Преступники быстро приспосабливаются к новым видам, формам и методам предпринимательской деятельности. Они активно используют в преступных целях складывающуюся рыночную конъюнктуру, информационные технологии. Возрастает количество преступлений, совершаемых в сфере высоких технологий (кардинг, компьютерная преступность, сетевая преступность, преступность в сфере персональной беспроводной связи), с использованием специальных познаний в сфере финансовой и экономической деятельности, в процессе профессиональной деятельности.
 В качестве примера можно привести широкомасштабные хищения денежных средств с использованием поддельных банковских документов, фальсификация ценных бумаг, криминальное использование электронных средств доступа к банковскому счету, оргтехники (компьютеров, факс-модемов, множительных аппаратов);
 Активное участие в совершении преступлений организованных преступных групп. Совершаемые с их участием преступления отличаются более эффективной подготовкой, совершением и сокрытием хищений. Они осуществляют постоянный поиск новых источников приобретения и путей сбыта похищенного, возможностей расширения преступной деятельности.
 По данным МВД, в России действует около 80 тыс. членов организованных преступных группировок, под контролем которых находится около 40 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 1,5 тыс. госпредприятий, 4 тыс. АО, свыше 500 СП, 550 банков и 700 оптовых и розничных рынков (2).
 Сращивание экономической и общеуголовной преступности. Обострение конкуренции за присвоение сверхдоходов сопровождается посягательствами насильственного характера - поджогами, криминальными взрывами, убийствами по найму (заказными убийствами) должностных лиц конкурирующих организаций, правоохранительных и других государственных органов. Неэффективность судебной системы стимулирует использование незаконных насильственных способов истребования долгов. Существуют и множество других проявлений этого процесса, которыми неизбежно сопровождается проникновение в экономику организованной преступности.
 Усиление межрегионального и транснационального характера экономической преступности. Эта тенденция проявляется в том, что, во-первых, внешнеэкономические связи используются для легализации незаконных доходов, во-вторых - преступники используют инфраструктуру мировых финансовых рынков для осуществления преступных посягательств. В качестве примера можно отметить мошеннические операции в сети Интернет, незаконную оффшорную деятельность.
 Создание эффективной системы легализации доходов, полученных от преступной деятельности. Отмытые средства вводятся в экономический оборот, инвестируются в легальный бизнес, нелегально вывозятся за границу.
 Особенности отдельных видов экономических преступлений
 Должностные преступления. На протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост должностных преступлений. Особенно это проявилось в 1993-1994 гг. в связи с применением Указа Президента от 4.4.92 г. "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" и в период с 1999 г. Статистика отражает общую тенденцию к ужесточению борьбы с экономической преступностью. Доля должностных преступлений в общем количестве экономических относительно невелика - немногим более 10%. Однако но в силу высокой латентности и особого субъекта преступления должностного лица они представляют повышенную общественную опасность.
 Одним из наиболее типичных и опасных должностных преступлений является взяточничество. Однако статистические данные не отражают действительной распространенности этого деяния. По оценкам работников органов прокуратуры выявляется лишь 1% взяточничества. Взяточничество, наряду с другими должностными преступлениями, отличается повышенной общественной опасностью. Об этом, в частности, говорят следующие данные. Согласно экспертным оценкам, потери от коррупции в сфере государственных заказов и закупок часто превышают 30% всех бюджетных затрат по этим статьям.
 Незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство. Наблюдается постоянный рост на протяжении последних лет таких преступлений, как незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство. Эти данные отражают более глубинные процессы, связанные с ростом теневой экономики, а также деятельностью организованных преступных групп, использующих фирмы-однодневки для незаконного обналичивания денежных средств, хищения кредитных ресурсов коммерческих банков, совершения других опасных преступлений. Эти тенденции отражают также психологический настой предпринимателей на достижение сиюминутных результатов, недоверие к финансовой системе и нежелание нести чрезмерную налоговую нагрузку. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие эффективной системы поддержки добросовестного предпринимательства.
 Современные хищения путем мошенничества, присвоения и растраты. В структуре преступности экономической направленности за последние годы наиболее распространенными являются хищения, совершаемые путем мошенничества Статья 159 УК РФ, присвоения и растраты вверенного имущества Статья УК РФ. С 1992 г. преступления, связанные с присвоением вверенного имущества (3) и растратой обнаруживают устойчивую тенденцию к росту.
 Из всех преступлений против собственности наибольший рост был характерен для мошенничества. Так в 1993 году было зарегистрировано 2516 фактов мошенничества по ст. 147 УК РСФСР и 3258 по ст. 93, 931 УК РСФСР, то в 1994 году - 14522, в 1998 - 36030 и в 1999 - 40471 преступлений. Количество выявленных фактов мошенничества возросло за этот период более, чем в 7 раз. При этом следует учитывать, что по многим фактам мошенничества в финансово-кредитной сфере уголовные дела не были заведены. А массовое мошенничество в сфере потребительского рынка в значительной степени остается латентным.
 Предметом преступного посягательства при совершении хищений, как правило, становятся:
 * денежные средства, в том числе иностранная валюта;
 * платежные инструменты - чеки (чековые книжки), кредитные карточки;
 * ценные бумаги - облигации, акции, сертификаты, векселя;
 * различные товарно-материальные ценности - как правило, похищается наиболее ликвидное, легко реализуемое имущество (дефицитные изделия, а также сырье, полуфабрикаты, техника, готовая продукция, которые преступники могут применять для нужд своей фирмы, компьютерная техника, средства связи, видеоаппаратура, автомашины, запчасти).
 На направленность преступного умысла существенное влияние оказывает организационно-правовая форма предприятия, на интересы которого осуществляется посягательство.
 Преступники из числа предпринимателей, имущество которых составляет значительную часть уставного фонда, занимаются присвоением материальных ценностей, принадлежащих другим юридическим и физическим лицам.
 Для обществ с ограниченной ответственностью, частных предприятий, закрытых акционерных обществ, характерны хищения имущества данной организации, совершаемые руководителями и специалистами среднего звена: коммерческими директорами, бухгалтерами, менеджерами, товароведами.
 Для открытых акционерных обществ характерно присвоение руководителями предприятий и их учредителями денежных средств, привлеченных в результате распространения ценных бумаг. В данной организационно-правовой форме действуют инвестиционные и пенсионные фонды, финансовые компании и других коммерческие структуры. Для подготовки к хищению используются следующие способы:
 * регистрации предприятия только для осуществления одной или нескольких операций по хищению денежных средств и материальных ценностей;
 * изготовлении фальшивых учредительных документов предприятия (учредительного договора, устава, протокола общего собрания);
 * включении в устав предприятия видов деятельности, требующих значительных капитальных вложений;
 * получении банковских кредитов под предлогом развития производства, освоения новых технологий, осуществления крупномасштабных строительных проектов;
 * включении условий обязательной предоплаты в договора подряда, поставки, купли-продажи.
 В целях привлечения денежных средств широко используются возможности рекламы в средствах массовой информации.
 Среди используемых преступниками способов хищения можно выделить общие и отраслевые. Общие способы не зависят от специализации предприятия. Отраслевые способы основаны на использовании характерных особенностей производственной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности объекта, на котором предполагается осуществлять свой преступный замысел. Конкретные способы незаконного завладения чужим имуществом различаются в зависимости от сферы экономики (4):
 * в сфере материального производства
 * в сфере торговли
 * в кредитно-банковской сфере
 * в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности
 Важной особенностью совершаемых хищений является применение сложных и изощренных способов сокрытия преступлений, средств и преступников.
 В целях создания благоприятных условия для совершения присвоения преступники сокращают численность работников предприятия и других лиц, полномочных принимать ответственные решения на общих собраниях, путем перераспределения акций, либо изменения соотношений долей уставного фонда. Они включают в ревизионные комиссии доверенных лиц, осуществляют подкуп сотрудников правоохранительных и контролирующих органов.
 При подготовке, совершении и сокрытии хищений руководители организаций фальсифицируют протоколы решений правления и общих собраний, добиваются предоставления им неоправданно широких полномочий по оперативному управлению материальными ценностями, стремятся к формальному проведению отчетных собраний, на которых утверждаются расходы и бухгалтерский баланс.
 Экономическая преступность в отдельных сферах экономики
 Преступность в финансово-кредитной сфере. Финансово - кредитную систему рассматривают в двух аспектах:
 * как совокупность кредитно - расчетных отношений, форм и методов финансирования;
 * как совокупность финансово - кредитных институтов.
 * Кредитно-финансовая сфера является одной из наиболее криминогенных в реформируемой российской экономике. За период с 1993 по 1999 гг. количество зарегистрированных преступлений в этой сфере возросло более, чем в 7 раз и достигло 40592 (таблица 7.1.6).
 В развитии преступности в этой сфере выделяют несколько этапов.
 Первый этап: 1992 - 1993 годы. В этот период наибольший ущерб был нанесен хищениями денежных средств банков с использованием фиктивных платежных документов (авизо, чеки "Россия").
 Второй этап: 1993 - 1994 годы связан с мошеннической деятельностью трастовых и финансовых компаний - "финансовых пирамид". Причиненный ими ущерб оценивается в 20 трлн неденоминированных рублей. Количество пострадавших граждан, по разным оценкам, составляет от 3 до 10 млн человек. При совершении преступлений наиболее часто использовались: заведомо невыполнимые договоры займа, траста, селенга, страхования; продажа акций и суррогатов ценных бумаг без денежного обеспечения. Многие финансовые компании собирали денежные средство под строительство жилья, коттеджей, приобретение автомашин, устройство на работу за границей и др.
 Третий этап: 1994 - 1996 гг. Типичными преступлениями являются хищение кредитных ресурсов коммерческих банков.
 Четвертый этап: 1996 - настоящее время, связан с ростом преступлений, совершаемых с использованием электронных средств доступа (кардинг), компьютерной преступности, активное использование в криминальных целях ресурсов Интернет. Современный этап характеризуется также многочисленными злоупотреблениями в сфере вексельного обращения. На протяжении всего периода реформ типичным является незаконный экспорт капитала.
 Преступления в сфере налогообложения. В течение всего периода реформирования экономики наблюдается значительное распространение фактов уклонения от уплаты налогов. По сравнению с другими видами экономических преступлений число официально зарегистрированных преступных нарушений налогового законодательства относительно невелико и даже имеет тенденцию к снижению.
 Преступные нарушения налогового законодательства обладают высокой латентностью. По прогнозам аналитиков Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации основная часть преступлений пока не выявляется, а количество возбуждаемых по фактам нарушения налогового законодательства уголовных дел, может возрасти до 15-20 тыс. в год.
 Наиболее крупные сокрытия доходов установлены на операциях: с автомобилями (28% начислений), нефтью и нефтепродуктами (26%), цветными металлами (8%), товарами народного потребления (7%), древесиной, денежными средствами и ценными бумагами (по 6%), спиртом и ликероводочными изделиями (3%), электроэнергией (1,5%), сельхозпродукцией (1%).
 Распространены налоговые преступления и во внешнеэкономической деятельности. Наибольшее количество правонарушений выявлено на экспортных операциях с продукцией черной и цветной металлургии, лесозаготовках и деревообработкой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, горнорудной промышленности, экспорте природного газа.
 Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. Либерализация и демонополизация внешнеэкономической деятельности - важные направления рыночных преобразований и движения России к открытой экономике, эффективного использования конкурентных преимуществ и участия в международной кооперации. Вместе с тем эта сфера оказалась наиболее криминализованной. Рост преступности здесь наблюдается на протяжении всего периода экономических преобразований. Причинами криминализации внешнеэкономической сферы являются:
 * форсированный характер либерализации;
 * несовершенство законодательства;
 * высокая доходность внешнеторговых операций, связанная с различием структуры мировых и внутренних цен;
 * длительное отсутствие действенной системы валютного и экспортного контроля;
 * "прозрачность" границ в связи с распадом СССР;
 * активное участие организованной преступности;
 * расширяющееся использование внешнеэкономических каналов России преступным бизнесом (наркотики, опасные вещества, нелегальная торговля оружием со стороны как отечественных, так и международных деловых образований).
 Среди преступлений в этой сфере наиболее типичными и опасными являются: контрабанда Статья 188 УК РФ, невозвращение экспортной выручки Статья 193 УК РФ, уклонение от уплаты таможенных платежей.
 Наиболее часто предметом контрабанды являются цветные и редкоземельные металлы, лес, сырье стратегического характера, углеводородное сырье. Чаще всего данные преступления совершаются на предприятиях с частной формой собственности, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства.
 По данным налоговой службы, 30% экспортной выручки в настоящее время укрывается от налогообложения. По оценкам экспертов всего за период с начала экономических реформ из России незаконно вывезено не менее 100 млрд долл.
 Преступность во внешнеэкономической сфере носит преимущественно организованный характер. Действия криминальных группировок направлены на извлечение неконтролируемой государством прибыли, укрытие доходов от налогообложения, размещение валютной выручки в иностранных банках и расходование в личных целях за рубежом. При этом используются различные методы, начиная от документального подлога, регистрации фирм-однодневок и заканчивая силовым давлением и подкупом сотрудников таможенной службы.
 Преступность в сфере приватизации. Важнейшим направлением институциональных преобразований при переходе к рыночной экономике является приватизация государственной собственности. Вариант массовой ускоренной приватизации в России обеспечил быстрое формирование слоя собственников, однако, имел и многочисленные отрицательные последствия. Одним из них является криминализация этой сферы и постоянный рост выявляемых здесь преступлений. Преступность в этой сфере имела свои характерные особенности на каждом из этапов приватизации.
 На этапе чековой приватизации значительная часть преступлений была связана с присвоением приватизационных чеков. В частности, имели место факты подделки приватизационных чеков с целью последующего хищения. Многочисленные факты мошенничества были выявлены со стороны служащих инвестиционных фондов.
 Возможности для злоупотреблений были связаны с неэффективной деятельностью контролирующих органов, отсутствием достаточной нормативной и правовой базы, ложной рекламой в средствах массовой информации.
 В сфере приватизации государственной собственности преступления наиболее часто совершаются сотрудниками органов власти и комитетов по управлению имуществом. Значительное распространение имели злоупотребления со стороны должностных лиц государственных предприятий, использующих незаконные способы превращения государственной собственности в частную.
 Преступность в сфере потребительского рынка. Статистические данные свидетельствуют о продолжающей криминализации сферы потребительского рынка. За период с 1997 по 1999 годы число зарегистрированных преступлений здесь увеличилось более, чем в 1,5 раза. Причем отмечается увеличение темпов их прироста, что является неблагоприятной тенденцией.
 Преступления, совершаемые в сфере потребительского рынка можно объединить в две группы: преступления против прав потребителей и прочие преступления.
 К преступлениям против прав потребителей относятся: ложная реклама, обман потребителей, обсчет, обмеривание, обвешивание, недолив, недовес, недовложение, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара.
 Опасной тенденцией в динамике преступности против потребителей является возрастание оборота товаров, услуг, выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья. Наиболее неблагоприятная ситуация на рынке алкогольной продукции.
 Особенно интенсивно растет криминогенность сегмента потребительского рынка, связанного с оборотом продовольственных товаров.
 Среди преступлений, не связанных непосредственно с посягательством на права потребителей, наиболее типичными являются: незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ), уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ).
 В целях уклонения от уплаты налогов широко используются бездокументарные операции по скупке и продаже товаров. Преступники используют хорошо отработанные приемы документарного прикрытия движения товаров по цепочке: производитель - посредник - продавец, фальсифицируют или подделывают товарно - транспортные документы на доставку товара, приобретенного в основном на наличные деньги у посредников, производителей. После его реализации все фиктивные документы уничтожаются без отражения в бухгалтерском учете.
 Неконтролируемый потребительский рынок облегчает также совершение преступлений, связанных с легализацией незаконно полученных доходов (ст. 174 УК РФ), обеспечивая благоприятные условия для смешивания легальных и нелегальных фондов денежных средств.
 Использование в расчетных отношениях неучтенной наличности - "черного нала", направлено не только на сокрытие доходов от налогообложения, но также на создание неформальных фондов для целей коррупции и коммерческого подкупа.
 Одним из наиболее криминализованных является рынок продукции, связанной с правами на интеллектуальную собственность. Изготовление и реализация контрафактной продукции осуществляется в форме высокоорганизованного бизнеса.
 Трудности борьбы с "пиратским" бизнесом связаны тем, что этот рынок контролируется организованными преступными группами и сообществами, которые предпринимают активные усилия по нейтрализации усилий правоохранительных органов.
 В среднесрочной перспективе, несмотря на увеличение количества статей в УК РФ, связанных с регулированием потребительского рынка, экспертами прогнозируется дальнейшее усиление криминализации этой сферы.
 Факторы криминализации российской экономики
 На уровень экономической преступности оказывает влияние сложный комплекс факторов, среди которых наиболее значимы политические, экономические и правовые. Выделяют также такие факторы, как организационные, психологические, медицинские и технические.
 К политическим факторам экономической преступности относятся: нестабильность политического режима, непоследовательность уголовной политики, коррумпированность работников государственной службы, необустроенность межгосударственных границ после распада СССР, отчуждение населения от управления государственными делами и контроля за системой мер борьбы с преступностью (5).
 Экономические факторы: высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов; дисфункции социально-экономических институтов; общее ослабление государства и его неспособность обеспечивать регулирование экономики; макроэкономические диспропорции, значительный государственный сектор экономики, неэффективная налоговая политика и другие важные факторы. Организационно-правовые факторы:
 * недостаточно эффективная координация деятельности органов дознания, предварительного следствия, суда и прокуратуры;
 * недостаточное ресурсное обеспечение правоохранительных органов;
 * высокая текучесть кадров правоохранительных органов. Большой процент от общего числа работающих составляют сотрудники со стажем до трех лет. Доля сотрудников, проработавших более пяти лет, с увеличением стажа работы постепенно снижается, т.е. происходит отток высококвалифицированных работников в коммерческие, а иногда и криминальные структуры.
 * снижения социально-правовой активности населения;
 * отсутствие системы защиты свидетелей и потерпевших (распространение получили их запугивание и подкуп);
 * низкая эффективность ревизионного (аудиторского) контроля;
 * отставания правовой базы борьбы с преступностью от ее изменений и другие.
 Примечания
 1. См.: Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с. 136.
 2. Теневую экономику санкциями не запугать. Финансовые известия от 24.02.98г.
 3. До 1994 г. - хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем присвоения ипи растраты либо путем злоупотребления служебным положением.
 4. См.: Ривкин К. Криминалистическая характеристика современных присвоений. - Экономика и жизнь. - Ваш партнер-консультант. № 17. Апрель 1995. С. 22 (Х).
 5. Криминология. Учебное пособие /Под. ред. В.Е.Эминова. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997, С.16.
 7.2. Преступления против правил конкуренции в России
 В условиях рыночной экономики конкуренция обеспечивает рост более эффективных компаний за счет менее эффективных. В России самые производительные компании часто не имеют стимулов и возможностей для инвестиций. Причины подобного положения в том, что неэффективные компании нередко пользуются льготами и скрытыми субсидиями, которых лишены эффективные компании, а также осуществляют монополистическую деятельность, используют методы недобросовестной конкуренции. Это является в настоящее время одним из наиболее значимых факторов, препятствующих экономическому росту. По оценкам международной консалтинговой компании McKinsey, проводившей исследование экономики России с июля 1998 г. по август 1999 г., при наличии условий равной конкуренции в России реален ежегодный экономический рост 8% (1). Выводы экспертов подчеркивают важность борьбы с монополистическими преступлениями и недобросовестной конкуренцией.
 Преступления, связанные с монополистической деятельностью
 В соответствии со ст. 178 УК РФ преступлением признаются следующие деяния:
 а) Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен.
 Под монопольно высокой ценой понимается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
 Монопольно низкая цена - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
 Доминирующее положение на рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
 Определение доминирующего положения и злоупотребления им на рынке финансовых услуг имеет свои особенности.
 б) Ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.
 Ограничение конкуренции осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.
 Действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка. Ограничение конкуренции осуществляется в следующих формах:
 * Ограничение конкуренции путем раздела рынка.
 * Соглашения и согласованные действия, направленные на раздел рынка.
 * Ограничение доступа на рынок.
 * Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности.
 * Установление единых цен.
 * Поддержание единых цен.
 Ограничение конкуренции путем раздела рынка включает:
 а) соглашения и вытекающие из них либо совершаемые без особого соглашения согласованные действия, направленные на установление фиксированных долей на рынке по территориальному принципу (критерию), по ассортименту реализуемых товаров, либо по кругу продавцов и покупателей (заказчиков);
 б) последствия в виде состоявшегося раздела рынка, выражающиеся в установлении господства определенного субъекта, доля которого превышает 35% товаров, и устранении либо подчинении конкурентов;
 в) причинную связь между действиями субъектов и состоянием рынка, которое выражается в его разделенности (разделе).
 Соглашения и согласованные действия, направленные на раздел рынка, могут состоять в создании дискриминирующих условий для вытесняемого с рынка хозяйствующего субъекта, запрещении создания новых хозяйствующих субъектов, вытеснении отдельных групп покупателей товаров либо потребителей услуг, распределении видов товаров (услуг) между участниками соглашения и т.п.
 Ограничение доступа на рынок включает действия по физическому воспрепятствованию деятельности конкурентов на рынке, введению необоснованных запретов, созданию неблагоприятного режима деятельности, проведению необоснованных проверок, ограничению свободы передвижения товаров и услуг, принудительной скупке товаров как юридическими лицами, так и государственными органами.
 Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности включает действия, аналогичные ограничению доступа на рынок, последствия в виде прекращения или приостановления деятельности других субъектов на рынке и причинную связь между действиями и последствиями. Эти действия могут также состоять в распространении ложных сведений о товарах либо продавцах, использовании иных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10 названного Закона о конкуренции).
 Установление единых цен включает соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами и иными органами по определению и предложению одинаковых цен на конкретные группы товаров или услуг в случаях, когда это не разрешено нормативно - правовыми актами.
 Поддержание единых цен представляет собой противоправные действия по обеспечению соблюдения единых цен хозяйствующими субъектами, созданию условий по реализации указанных цен в отношениях с потребителями путем ограничения товаров на рынке, использования ложной или иной незаконной рекламы и проч.
 Коммерческий подкуп. В соответствии со статьей 204 УК РФ "Коммерческий подкуп" признается преступлением незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
 Предметом подкупа может любое имущество как объект гражданского права, т.е. вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а равно работы и услуги, также выступающие в качестве объектов гражданского права.
 В условиях перехода к конкурентной рыночной экономике, основанной на негосударственных формах собственности, возникают нетрадиционные схемы монополистической деятельности юридических и физических лиц, выступающих прямо или косвенно в качестве субъектов рыночных отношений. При этом в качестве основы подобных схем применяется такой распространенный прием, как создание контролируемых, "родственных" структур. Однако его использование для целей достижения доминирующего положения на рынке имеет свои особенности.
 Рассмотрим одну из распространенных типов такого поведения: руководителя и другие должностные лица хозяйствующего субъекта с государственным или акционерным капиталом, который в данной схеме именуется как компания-донор, создают как частные лица на праве собственности другой хозяйствующий субъект (компания-рецепиент). Компания-реципиент действует на том же товарном рынке, что и компания-донор. В дальнейшем руководители компании-донора, используя свое служебное положение в компании-реципиенте, осуществляют распределение и сбыт продукции компании-донора с минимальной нормой прибыли через компанию-реципиент. Последняя, в свою очередь, не несет практически никаких затрат и получает сверхприбыль.
 Создание и управление компанией-реципиентом осуществляется через подставных лиц, часто через родственников руководителей компании-донора. Если при этом компания-донор занимает доминирующее положение на рынке, то деятельность компании-реципиента является монопсонистической.
 Если компания-реципиент создана руководителями нескольких компании-доноров, занимающих в совокупности доминирующее положение, то деятельность компании-реципиента является как монопсонистической, так и монополистической, а учредительные документы компании-реципиента являются фиксацией антиконкурентного соглашения (сговора) руководителей компании-донора.
 В такой ситуации руководители создают компании-реципиенту исключительно благоприятные условия на том же товарном рынке, где действуют руководимые ими компании-доноры. Компания-реципиент имеет мощные, практически неограниченные возможности осуществлять распределительные функции по закупкам и продажам продукции компании-донора, навязывать им невыгодные условия сделок.
 Ущерб конкурентам может быть причинен недобросовестными предпринимателями благодаря использованию упрощенной процедуры банкротства. Принципиальная схема может быть следующей.
 1. Конкурент того или иного производителя создает подставную фирму.
 2. При первой возможности она подает иск на производителя и требует ареста его счетов.
 3. Судья принимает заявление и выполняет требования кредитора.
 4. Подставная фирма исчезает, работа производителя полностью парализуется на некоторое время, у него появляются новые кредиторы, которые тоже подают иски.
 5. В итоге конкурент надолго или навсегда выбывает из бизнеса.
 Таким образом, закон формально дает возможность взять под контроль крупное производство, приобретя в ходе банкротства какое-нибудь ключевое подразделение, к примеру, транспортный цех или вычислительный центр. После этого у нового владельца появляется возможность остановить весь производственный процесс, прекратив отгрузку продукции или предприняв иные действия, ущемляющие конкурента.
 Ключевыми фигурами в процессе банкротства стали арбитражные управляющие. Добившись назначения судом контролируемого управляющего, кредитор получает возможность через процедуру банкротства приобрести контроль над капиталом должника. Эту тенденцию отметил и председатель Высшего Арбитражного Суда Вениамин Яковлев, заявивший, что "через управляющих происходит захват управления чужим капиталом, в том числе и своих конкурентов".
 Недобросовестная конкуренция в России

<< Пред.           стр. 9 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу