<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  2) автономной некоммерческой организации;
  3) некоммерческого партнерства.
 
  12. В какой срок после окончания финансового года публикуется годовой отчет о деятельности ФПГ?
  1) до 1 апреля;
  2) до 1 июня;
  3) до 30 июня.
 
 Лекция 4. ХОЛДИНГИ
 
 § 1. Понятие холдинга и сущность холдинговых отношений
 
  Термин "холдинг" происходит от английского глагола "to hold" - держать, иметь.
  Холдинговые компании - это держательские организации, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. Однако термин "холдинговая компания" применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В Германии для обозначения аналогичных производственно-хозяйственных комплексов используются термины "концерн" и "консорциум". В законодательстве ФРГ для обозначения таких объединений используется также термин "связанные предприятия".
  В составе такой группировки предприятий основное предприятие (материнская компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий.
  Активы холдинговой компании практически полностью представлены акциями другого юридического лица или лиц. Контроль осуществляется через механизмы корпоративных (акционерных) полномочий. Как правило, холдинговые компании представлены в руководстве своих дочерних компаний, чаще всего в составе совета директоров.
  Холдинговую компанию следует отличать от инвестиционной компании, т.к. инвестиционная компания вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения прибыли, а холдинговая компания - с целью получения контроля над их деятельностью.
  Основными преимуществами образования холдингов являются:
  распределение коммерческих рисков;
  возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными юридическими лицами.
  Холдинговая компания - это юридическое лицо, основной деятельностью которого является владение акциями (обычно контрольным пакетом) другой компании или компаний и управление этими компаниями. Например, в США и Англии контрольным пакетом считается 80% акций.
  Реальный объем прав акционера зависит от величины принадлежащего ему пакета акций. Несопоставимо влияние на деятельность общества владельца более 50% акций с возможностями других его участников. Такое лицо может проводить через общее собрание акционеров нужные ему решения по всем вопросам, не требующим квалифицированного большинства. Им в значительной степени определяется состав формируемых органов управления общества (совета директоров, исполнительных органов).
  Серьезную роль в обществе играет держатель блокирующего пакета (свыше 25% акций). От него зависит непринятие (блокирование) решений, требующих квалифицированного большинства голосов, которые касаются наиболее важных вопросов деятельности общества.
  Однако в действующем российском законодательстве нет легального определения понятия "контрольный пакет акций (голосов)". Ранее, согласно Положению об акционерных обществах от 25 декабря 1990 г., контрольным считался пакет в размере 50% + 1 акция.
  В дальнейшем у акционерных обществ появилась возможность выпускать привилегированные акции. Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (за исключением голосования по вопросам реорганизации и ликвидации общества). Максимальное количество привилегированных акций может составлять не более 25% уставного капитала общества. В таком случае контрольный пакет должен рассчитываться не от общего количества размещенных акций общества, а от количества его голосующих акций. Кроме того, количество голосов, необходимых для принятия положительного решения, рассчитывается не от общего числа голосующих акций, а от акций, владельцы которых присутствуют на собрании (при условии наличия кворума).
  В связи с тем что выпуск привилегированных акций является правом, а не обязанностью акционерного общества, в каждом конкретном случае соотношение обыкновенных (голосующих) и привилегированных акций будет различным. Также необходимо помнить, что в качестве своеобразного наказания за невыплату обществом дивидендов закон превращает привилегированные акции в голосующие по всем вопросам повестки дня общего собрания акционеров. Следовательно, рассчитать контрольный пакет акций можно только применительно к данному акционерному обществу и применительно к конкретному вопросу повестки дня. Поэтому контрольным пакетом является любое количество акций, которое позволяет акционеру определять решения общего собрания (ст. 105 ГК РФ).
  Современное законодательство связывает возможность влияния на деятельность организации не только с преобладающим участием в уставном капитале, но и с заключением договора (лицензионный договор, доверительное управление, ипотека, соглашение о совместной деятельности) <*> и иными обстоятельствами.
 --------------------------------
  <*> Нельзя считать таким договором договор с управляющей компанией, т.к. она подотчетна общему собранию и совету директоров. Ее деятельность - это непосредственная реализация функций юридического лица, а не руководство им извне.
 
  Под иными обстоятельствами можно понимать указание в уставе дочернего общества на обязательность для него решений основного общества. Кроме того, можно выявить еще две формы влияния:
  акционеры договариваются между собой о позиции по голосованию;
  акционеры имеют большинство своих лиц в совете директоров общества.
  Активы крупных холдингов, как правило, условно делятся на две части. Профильные активы почти всегда оформлены как компании одного лица либо имеют контрольный пакет голосов. Непрофильные активы оформлены компаниями с небольшим процентом участия головной (материнской) фирмы. Подобная диверсификация бизнеса создает стабильность для холдинга, позволяет ему не зависеть от ситуации в определенном сегменте рынка.
  Дочерние компании одного лица в целом не соответствуют природе отношений хозяйственных обществ, в основе которых объединение капиталов разных лиц. Даже по своему буквальному смыслу слово "общество" подразумевает группу лиц. Тем не менее создание компаний одного лица разрешается законодательством, а их появление в холдингах можно объяснить стремлением:
  обособить имущество дочерних обществ от имущества головной организации;
  ограничить ответственность головной организации за результаты хозяйственной деятельности дочерних обществ вкладом в их уставный капитал.
 
 § 2. Проблемы правового регулирования
 деятельности холдингов
 
  На сегодняшний день в отечественном законодательстве остается открытым вопрос о правовом статусе холдинга. Уже долгое время ведется работа над проектом федерального закона "О холдингах". Но действующее законодательство пока еще не определяет понятие "холдинг". Поэтому можно сказать, что холдинг - это скорее экономическое, нежели юридическое понятие.
  Субъектами предпринимательского права являются субъекты предпринимательской деятельности и субъекты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Холдинг обладает обоими элементами правосубъектности, т.к. холдинговая компания регулирует деятельность дочерних и зависимых предприятий.
  В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ. Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации. Данный порядок регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий".
  Согласно Положению холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме открытых акционерных обществ.
  Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами. Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний, сами дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме.
  Однако это Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих правил Федерального закона "Об акционерных обществах".
  Холдинговая модель организации бизнеса, несомненно, имеет много преимуществ. Однако внутри холдинга, как правило, отсутствует конкуренция, требующая постоянного улучшения качества производимой продукции (оказываемых услуг). В холдинге могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом.
  У холдингов в сравнении с самостоятельными коммерческими организациями менее выгодный режим налогообложения. Любое преодоление "границы юридического лица" влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В отдельном юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, устанавливается справедливый баланс доходов и расходов. Однако в России не применяется характерный, скажем, для США принцип унитарного налогообложения. В нашей стране холдинги имеют, по сути, двойное налогообложение. Дочернее общество, получая доходы, оплачивает косвенные налоги и налог на прибыль, затем передает эту прибыль основному обществу в виде дивидендов, которые также облагаются налогом на прибыль как внереализационный доход основного общества.
  В отношении холдинговых компаний действует особый принцип, в отличии от общих правил исполнительного производства. Так, акции дочерних компаний, которыми сформированы активы основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, т.к. от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, поскольку все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему. Такой подход подтверждает тезис о частичной правосубъектности холдинга <*>.
 --------------------------------
  <*> См. об этом: п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 3 марта 1999 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции".
 
  Несмотря на то что закон о холдингах до настоящего времени не принят и универсального определения понятия "холдинг" законодательство не содержит, сейчас существуют законодательные нормы, признающие самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях.
  Так, Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" называет в качестве одной из разновидностей хозяйствующего субъекта на товарном рынке группу лиц.
  Налоговый кодекс РФ (ст. ст. 20, 40) говорит о взаимозависимых лицах в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля участия составляет более 20%.
  Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" (ст. 4) предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.
  Закон РФ "О банках и банковской деятельности" (ст. 4) допускает образование банковских холдингов и банковских групп.
  Холдинг может быть также образован в рамках финансово-промышленной группы согласно Федеральному закону "О финансово-промышленных группах".
  Следует иметь в виду, что не является холдингом ассоциация (союз) коммерческих организаций (ст. 121 ГК РФ), т.к. она представляет собой некоммерческую организацию с правами юридического лица.
 
 Лекция 5. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ
 
  Правовой статус торгово-промышленных палат (далее - ТПП) определяется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".
  Торгово-промышленные палаты - это негосударственные некоммерческие организации, объединяющие предприятия и предпринимателей для оказания им различных услуг, а также представительства и защиты их коллективных интересов внутри страны и за рубежом.
  Признаки торгово-промышленных палат:
  1) членами ТПП могут быть предприятия любых организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей;
  2) ТПП не подчиняются государству, субординация в отношениях с государственными органами отсутствует;
  3) ТПП имеют статус юридического лица. Источниками формирования их имущества являются вступительные и членские взносы, которые не возвращаются в случае выхода участника из состава ТПП;
  4) ТПП, будучи некоммерческими организациями, не преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и обладают специальной правоспособностью. Они "содействуют" предпринимательской деятельности.
  Система торгово-промышленных палат:
  1) ТПП РФ (правопреемница ТПП СССР, до 1972 г. именовалась Всесоюзной Торговой палатой);
  2) региональные палаты (образуются в пределах одного или нескольких субъектов РФ). Например, Московская ТПП создана на территории сразу двух субъектов - Москвы и Московской области;
  3) местные палаты (создаются в пределах района, города).
  ТПП образуются на основе принципа добровольного объединения по инициативе не менее 15 учредителей на территории одного или нескольких субъектов РФ. Учредители ТПП созывают съезд (конференцию), на котором утверждается устав и образуются органы управления ТПП.
  Решение о государственной регистрации ТПП в течение 30 дней принимает федеральный орган юстиции (если создается ТПП РФ или ТПП на территории нескольких субъектов РФ) или его территориальное управление (если ТПП создается на территории одного субъекта РФ). Затем документы передаются в налоговые органы для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц <*>.
 --------------------------------
  <*> См.: Положение о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442; Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий, утв. Приказом Минюста России от 25 марта 2003 г. N 68.
 
  Для регистрации любой ТПП необходимо согласие ТПП РФ, уставы региональных палат должны соответствовать уставу ТПП РФ.
  Высшим руководящим органом ТПП является съезд, проводимый не реже одного раза в четыре года. Кворум съезда составляет 2/3 избранных делегатов. Многие вопросы решаются большинством в 50% + 1 голос. Вопросы, относящиеся к изменениям в уставе, решаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов.
  В периоды между съездами руководство Палатой осуществляет правление, которое возглавляет председатель, по должности являющийся президентом Палаты.
  Также избираются исполнительный орган - генеральный директор и контрольный орган - ревизионная комиссия.
  Функции ТПП:
  1) ведение негосударственного реестра российских предприятий, финансовое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом (реестр надежных партнеров) <*>;
 --------------------------------
  <*> См.: Положение о негосударственном реестре российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом (реестр надежных партнеров), утв. Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 8 октября 2002 г. N 37-4.
 
  2) независимая экспертиза проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей;
  3) оказание российским и зарубежным фирмам информационных и консультационных услуг;
  4) оказание содействия по вопросам патентования изобретений, регистрации товарных знаков, а также коммерческой реализации прав на объекты промышленной собственности;
  5) оказание издательских и рекламных услуг;
  6) удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
  7) свидетельствование обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок <*>;
 --------------------------------
  <*> См.: Положение о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора, утв. Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 30 сентября 1994 г. N 28-4.
 
  8) сбор и публикация обычаев делового оборота (в настоящее время публикуются обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли);
  9) Создание третейских судов.
  На сегодняшний день при ТПП РФ функционируют два третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд (Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1) и Морская арбитражная комиссия.
  В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". Этот законопроект направлен на расширение функций и полномочий торгово-промышленных палат. В частности, в нем предусматривается, что ТПП вправе от своего имени обжаловать различные нормативные акты, оформлять таможенные документы; с торгово-промышленными палатами должны согласовываться проекты законодательных и иных нормативных актов в области экономики; органы государственной власти и местного самоуправления могут передавать торгово-промышленным палатам свои функции и полномочия. Помимо этого предусматривается, что все торгово-промышленные палаты должны быть членами ТПП РФ и при выходе из нее лишаются права именоваться торгово-промышленными палатами.
 
 Проверь себя
 
  1. Торгово-промышленная палата - это:
  1) специализированное управление при Минэкономразвития;
  2) третейский суд для разрешения экономических споров;
  3) некоммерческая организация.
 
  2. Что является высшим органом управления торгово-промышленной палаты?
  1) президент;
  2) правление;
  3) съезд.
 
  3. Каково минимальное количество учредителей ТПП?
  1) десять;
  2) пятнадцать;
  3) законом не установлено.
 
  4. Что является учредительным документом ТПП?
  1) устав;
  2) учредительный договор;
  3) положение, утв. Минэкономразвития.
 
  5. Какие функции не выполняет ТПП РФ?
  1) регистрация филиалов иностранных компаний;
  2) публикация обычаев делового оборота;
  3) содействие в регистрации товарных знаков.
 
  6. Какие функции не выполняет ТПП РФ?
  1) аккредитация представительств иностранных компаний;
  2) ведение негосударственного реестра предприятий;
  3) содействие в патентовании изобретений.
 
  7. Третейским судом при ТПП РФ является:
  1) биржевая арбитражная комиссия;
  2) Международный коммерческий арбитражный суд;
  3) институционный арбитраж по промышленным конфликтам.
 
  8. Третейским судом при ТПП РФ является:
  1) биржевая арбитражная комиссия;
  2) Морская арбитражная комиссия;
  3) Внешнеторговая арбитражная комиссия.
 
 Лекция 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
 МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
 
 § 1. Содержание ограниченных вещных прав
 
  Правовой режим имущества предпринимателей представляет собой совокупность законодательных правил по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Имущественную основу хозяйственной деятельности составляет право собственности. Наряду с правом собственности выделяют и другие вещные права, например, право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
  Отличительная черта этих вещных прав в том, что они принадлежат несобственникам. Содержание этих прав (правомочия владения, пользования, распоряжения) совпадает с содержанием права собственности, но ограничено по сравнению с ним именно полномочиями, которыми наделен собственник.
  Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия (за исключением казенных).
  Праву хозяйственного ведения соответствует предприятие как особый вид субъекта права. Это неразрывно связанные между собой категории, хотя в современной цивилистике за унитарными предприятиями утвердилась репутация "переходной формы" (они замыкают перечень коммерческих организаций в ГК РФ), и в будущем термин "предприятие" должен окончательно переместиться в раздел ГК РФ об объектах гражданских прав (ст. 132).
  Предшественником права хозяйственного ведения было так называемое право полного хозяйственного ведения, закрепленное в Законе РСФСР от 14 июля 1990 г. "О собственности на территории РСФСР". В рамках этого права предприятиям было разрешено совершать любые действия, не противоречащие закону. Эта ситуация не могла сохраняться долгое время, поскольку имело место нецелевое использование государственной собственности. Поэтому в новом Гражданском кодексе была введена категория "хозяйственное ведение".
  Это своеобразный инструмент для ограничения ответственности собственника (государства или муниципального образования) за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение учрежденному предприятию, аналогичный тому, как гражданин может зарегистрировать хозяйственное общество, чтобы ограничить свою ответственность только имуществом, внесенным в его уставный капитал.
  Иностранное законодательство не знает аналога права хозяйственного ведения. В некоторых странах государственные предприятия действуют как собственники. В странах общего права признана теория доверительной собственности (траста), но наше законодательство такой возможности расщепления права собственности не знает.
  В настоящее время в развитых странах выделяются три основные разновидности правовой организации государственных предприятий:
  а) предприятия, существующие в форме торговых товариществ. В наибольшей степени форма торгового товарищества используется в Германии. Она распространена также во Франции (так называемые национальные общества) и в Италии. Акции таких обществ полностью принадлежат государству. Иногда в качестве акционеров выступают другие государственные предприятия;
  б) предприятия, капитал которых не разделен на акции или паи и которые, в принципе, являются самостоятельными субъектами права со своим обособленным имуществом и с самостоятельной имущественной ответственностью. Такая система в настоящее время является единственной в Англии, преобладает во Франции, используется в Германии. Ни в одной из названных стран нет единого законодательного акта, играющего роль общего регулятора статуса государственных предприятий. Поэтому каждое государственное предприятие существует на основе закона или статута, предназначенного именно для него;
  в) казенные предприятия, не обладающие ни хозяйственной, ни финансовой, ни правовой самостоятельностью. Они не платят налогов, их финансирование и доходы проходят через государственный бюджет.
  Право оперативного управления исторически появилось раньше, чем право хозяйственного ведения. Оно также неизвестно законодательству развитых стран. Его концепция была разработана в СССР в 40-е годы ХХ в. академиком Венедиктовым в целях эффективного управления государственной собственностью. Законодательное закрепление право оперативного управления получило в Основах гражданского законодательства 1961 г. Данное право значительно уже по содержанию, чем право собственности и право хозяйственного ведения. Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения (см. табл. 5).
 
 Таблица 5
 
 Сравнительная характеристика
 права оперативного управления имуществом
 казенного предприятия и учреждения
 
 Казенное предприятие Учреждение Коммерческая организация Некоммерческая организация Имущество принадлежит
 Российской Федерации, ее
 субъекту или муниципальному
 образованию Имущество может
 принадлежать любому
 собственнику Отвечает по обязательствам
 всем своим имуществом Отвечает по обязательствам
 только находящимися в его
 распоряжении денежными
 средствами Распоряжается имуществом
 с согласия собственника
 (по общему правилу) Не вправе распоряжаться
 переданным ему имуществом
 (по общему правилу)
  В России сейчас насчитывается, по разным оценкам, от 10 до 13 тысяч государственных унитарных предприятий. Зачастую они управляются собственниками недостаточно эффективно, их удельный вес в экономике страны невелик. Поэтому в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации <*> отмечается, что усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны.
 --------------------------------
  <*> См. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024.
 
  В целом государственная политика сейчас направлена на сужение самостоятельности унитарных предприятий. Конечной целью является исключение права хозяйственного ведения из отечественного правопорядка и закрепление неприватизированного государственного имущества на праве оперативного управления.
 
 § 2. Понятие унитарных предприятий и цели их деятельности
 
  Унитарные предприятия остаются сегодня единственной разновидностью коммерческих организаций, имеющих ограниченную (целевую) правоспособность. Такие предприятия не могут самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, а также совершать многие другие сделки. Как известно, "никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам". Но деятельность государственных предприятий искажает классические постулаты и конструкции в цивилистике.
  Конструкция предприятия как юридического лица - несобственника, находящегося под полным контролем учредителя, не несущего при этом ответственности по его долгам, не может отвечать потребностям рыночного имущественного оборота. Поэтому основная тенденция законодательства - это устранение предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, несмотря на то что именно они сейчас позволяют государству вести эффективную предпринимательскую деятельность, ограничивая его риски.
  Термин "унитарное" (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида.
  1. Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании. Такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной собственности. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено.
  2. Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием.
  3. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется, что объясняется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам такого предприятия. Основное предназначение уставного фонда заключается в формировании минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия. Если же интересы кредиторов гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя, формирование уставного фонда не имеет смысла.
  4. Собственник имущества сохраняет в отношении этого имущества важнейшее вещное право - право собственности. Унитарному предприятию указанное имущество принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
  5. Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, согласовывает его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам.
  6. Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии законодательством не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов.
  Все это отличает унитарное предприятие от других коммерческих организаций, в частности, хозяйственных товариществ и обществ, которые основаны на коллективных началах.
  В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой некоторые унитарные предприятия, а именно основанные на праве оперативного управления, т.е. казенные заводы, следует признать некоммерческими организациями в соответствии с целями их создания.
  В целом, видимо, целесообразно разграничивать юридические лица не по целям их деятельности, а по целям их создания. Рассмотрим некоторые аспекты деятельности казенных предприятий.
  Казенные предприятия чаще всего создаются в сферах государственных монополий. Например, для осуществления эмиссии, хранения наличных денежных знаков и казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг; казенным является также предприятие "Росспиртпром", созданное для производства и оборота продукции с содержанием этилового спирта, и т.д.
  Казенное предприятие занимается только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе либо дополнительно согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти.
  Во всех уставах казенных предприятий указывается, что они действуют согласно плану-заказу, плану развития, мобилизационному плану или в соответствии с экономическими показателями, которые утверждает государственный орган, в ведении которого находится данное предприятие.
  План-заказ утверждается, как правило, ежегодно. Он имеет директивный, обязательный характер. В нем определяются хозяйственные показатели деятельности, в том числе объемы поставок, ассортимент продукции, фонд оплаты труда, лимит численности работников и пр. На основе плана-заказа разрабатывается план развития самого предприятия.
  Государство обязано финансировать деятельность казенного завода при недостаточности его доходов, полученных от реализации продукции. Причем средства на такое целевое финансирование должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете отдельной строкой.
  Таким образом, извлечение прибыли не является основной целью деятельности казенных предприятий. Более того, существование некоторых из них изначально подразумевается убыточным. Так, согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" целью создания казенного предприятия может быть осуществление дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств. Основная задача таких предприятий - удовлетворение государственных нужд.
  Еще одна особенность - это порядок распределения прибыли. Помимо того, что казенные предприятия уплачивают налог на прибыль, свободный остаток прибыли, который образуется после уплаты налогов и направления средств на развитие самого завода и объектов его социальной инфраструктуры, подлежит изъятию в доход федерального бюджета, т.е. имеет место налоговое и неналоговое изъятие, не свойственное рыночной экономике.
  Унитарным предприятиям запрещено создавать дочерние унитарные предприятия и участвовать в уставном капитале кредитных организаций.
  Закон устанавливает следующие минимальные размеры уставного фонда унитарных предприятий:
  государственное унитарное предприятие - 5000 МРОТ;
  муниципальное унитарное предприятие - 1000 МРОТ;
  в казенном предприятии уставный фонд не формируется.
  Руководителю унитарного предприятия запрещается занимать иные оплачиваемые должности (по аналогии с государственными служащими).
  Для контроля за деятельностью унитарного предприятия вводится понятие "крупная сделка". Ее критерии таковы:
  1) стоимость имущества превышает 50000 МРОТ;
  2) стоимость имущества составляет более 10% уставного фонда предприятия.
  Однако Закон не содержит нормы о так называемой обычной хозяйственной деятельности предприятия, как, например, это сделано в отношении хозяйственных обществ. Поэтому крупные сделки унитарных предприятий определяются по сугубо формальным критериям. Крупные сделки совершаются только с согласия собственника, в противном случае они являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
  С согласия собственника совершаются не только крупные сделки, но и ряд других, в частности:
  распоряжение долями в уставном капитале других организаций;
  предоставление займов, поручительств, получение банковских гарантий;
  перевод долга, уступка права требования (цессия);
  участие в договорах простого товарищества.
  Для унитарных предприятий устанавливаются обязательные аудиторские проверки, хотя Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" содержит ряд условий, при наличии которых такая проверка может считаться для унитарного предприятия обязательной.
 
 § 3. Сравнительная характеристика права хозяйственного
 ведения и права оперативного управления (см. табл. 6)
 
 Таблица 6
 
 ----------------T----------------------T----------------------------------------¬
 ¦ ¦ Хозяйственное ¦ Оперативное управление ¦
 ¦ ¦ ведение +--------------------T-------------------+
 ¦ ¦ ¦ Казенные ¦ Учреждения ¦
 ¦ ¦ ¦ предприятия ¦ ¦
 +---------------+----------------------+--------------------+-------------------+
 ¦ Владение ¦Имущество закрепляется¦ ¦
 ¦ ¦ на самостоятельном ¦В пределах, установленных законом; ¦
 ¦ ¦ балансе предприятия ¦в соответствии с целями деятельности; ¦
 +---------------+----------------------+в соответствии с заданиями собственника;¦
 ¦ Пользование ¦ В соответствии с: ¦в соответствии с назначением имущества; ¦
 ¦ ¦ 1) целями деятель- ¦собственник вправе изъять лишнее ¦
 ¦ ¦ ности и ¦неиспользуемое имущество ¦
 ¦ ¦ 2) назначением иму- ¦ ¦
 ¦ ¦ щества ¦ ¦
 +---------------+----------------------+--------------------T-------------------+
 ¦ Распоряжение ¦ Самостоятельно ¦ Только с согласия ¦ Не вправе распоря-¦
 ¦ ¦движимым имуществом; с¦ собственника. ¦жаться имуществом. ¦
 ¦ ¦согласия собственника ¦ Исключения: ¦ Исключения: ¦
 ¦ ¦ заключает крупные ¦1) самостоятельно ¦1) самостоятельно ¦
 ¦ ¦ сделки, получает ¦ реализуют свою ¦ распоряжается ¦
 ¦ ¦ гарантии, выдает ¦ продукцию; ¦ доходами, кото- ¦
 ¦ ¦поручительства и пр., ¦2) доходы распре- ¦ рые учитываются ¦
 ¦ ¦распоряжается недви- ¦ деляются по реше-¦ на отдельном ¦
 ¦ ¦ жимостью. Плоды, ¦ нию собственника ¦ балансе ¦
 ¦ ¦ продукция, доходы ¦ ¦2) вуз может быть ¦
 ¦ ¦ также поступают в ¦ ¦ арендодателем ¦
 ¦ ¦хозяйственное ведение ¦ ¦ недвижимого ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ имущества ¦
 +---------------+----------------------+--------------------+-------------------+
 ¦Ответственность¦ Самостоятельная ¦Ответственность всем¦ Ответственность ¦
 ¦ ¦ ответственность всем ¦ своим имуществом + ¦ только своими ¦
 ¦ ¦закрепленным за пред- ¦ субсидиарная ¦ денежными ¦
 ¦ ¦приятием имуществом. ¦ ответственность ¦ средствами + ¦
 ¦ ¦ Предприятие может ¦ собственника ¦ субсидиарная ¦
 ¦ ¦ быть признано ¦ ¦ ответственность ¦
 ¦ ¦ банкротом ¦ ¦ собственника ¦
 L---------------+----------------------+--------------------+--------------------
 
 Проверь себя
 
  1. В каких организациях не образуется уставный фонд?
  1) в унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения;
  2) в унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления;
  3) в муниципальных унитарных предприятиях.
 
  2. В каких организациях образуется паевой фонд?
  1) в фондах;
  2) в государственных унитарных предприятиях;
  3) в производственных кооперативах.
 
  3. В каких организациях образуется уставный фонд?
  1) в фондах;
  2) в унитарных предприятиях;
  3) на фондовых биржах.
 
  4. Какая организация является некоммерческой?
  1) производственный кооператив;
  2) потребительский кооператив;
  3) казенное предприятие.
 
  5. Какая организация может быть создана единственным учредителем?
  1) коммандитное товарищество;
  2) артель;
  3) казенный завод.
 
  6. Унитарное предприятие действует на основании:
  1) устава;
  2) учредительного договора и устава;

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу