<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  3) положения.
 
  7. Правом оперативного управления на свое имущество обладают:
  1) производственные и потребительские кооперативы;
  2) фонды;
  3) казенные предприятия и учреждения.
 
  8. Правом хозяйственного ведения на свое имущество обладают:
  1) хозяйственные товарищества;
  2) хозяйственные общества;
  3) унитарные предприятия.
 
  9. Какая организация не может быть признана банкротом?
  1) благотворительный фонд;
  2) казенное предприятие;
  3) потребительский кооператив.
 
  10. Какая организация может быть признана банкротом?
  1) учреждение;
  2) казенное предприятие;
  3) товарищество на вере.
 
  11. Минимальный размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия составляет:
  1) 100 тыс. руб.;
  2) 1 млн. руб.;
  3) 5 млн. руб.
 
  12. Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет:
  1) 500 тыс. руб.;
  2) 3 млн. руб.;
  3) 5 млн. руб.
 
  13. Унитарное предприятие может быть основано на праве:
  1) собственности;
  2) хозяйственного ведения, оперативного управления;
  3) собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
 
  14. Каково соотношение суммы сделки с размером уставного фонда унитарного предприятия при признании ее "крупной"?
  1) более 10%;
  2) более 20%;
  3) более 25%.
 
 Лекция 7. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ
 ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
 
 § 1. Понятие информации
 
  Термин "информация" происходит от лат. "informatiо" - изложение, уведомление, истолкование.
  Примерно до середины ХХ в. понятие "информация" было синонимично понятиям "данные", "сообщение", "сведения". Позже информация превратилась в общенаучную категорию. В частности, базисную природу современного понимания информации исследует наука кибернетика.
  Родоначальником отдельного информационно-правового направления в юриспруденции является профессор Венгеров. Он выделил следующие основные признаки информации:
  определенная самостоятельность информации по отношению к своему носителю;
  возможность многократного использования одной и той же информации;
  неисчерпаемость информации при потреблении;
  сохранение передаваемой информации у передающего субъекта (этим признаком она отличается от объектов вещных прав) <*>.
 --------------------------------
  <*> Здесь уместно привести известный парадокс Бернарда Шоу: "Если два человека обменялись яблоками, у каждого останется по одному яблоку, а если идеями - то по две идеи".
 
  Легальное определение информации дается в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", согласно которому информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
  В структуре любой информации выделяют два элемента: содержание и форму выражения. При этом форма объективного выражения информации не имеет юридического значения, т.к. права на информацию возникают, осуществляются и прекращаются независимо от формы ее предоставления. Аналогичный подход характерен для законодательства Германии. Согласно немецкому закону о запрете недобросовестной конкуренции признаются и защищаются права на не зафиксированную на материальном носителе информацию, например, технические и иные предложения, идеи, концепции, высказанные на переговорах, совещаниях и т.д.
 
 § 2. Основные направления законодательного
 регулирования информации. Виды тайны
 
  Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (уголовная ответственность должностных лиц по ст. 237 УК РФ вплоть до пяти лет лишения свободы). Эти положения Конституции соответствуют нормам Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г.
  В ГК РФ нормы об информации направлены в том числе на обеспечение предпринимательских отношений.
  Информация является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 ГК РФ). Выражение "право собственности на информацию" юридически некорректно, поскольку информация - это абстрактный, идеальный объект. В этом состоит ее основное отличие от вещей - объектов материального мира.
  В ряде гражданских договоров предусматривается обязанность предоставления информации (например, покупателю о товаре - ст. 495; клиентом - экспедитору - ст. ст. 840, 853; по договору коммерческой концессии: правообладателем - пользователю - ст. 1031 ГК РФ и т.д.).
  Обязанность предоставления информации предусмотрена в некоторых организациях (например, в ОАО - для всеобщего сведения - ст. 97; в хозяйственном товариществе - каждому участнику - ст. 67).
  Особое регулирование применяется в отношении трех видов информации:
  сведений, отнесенных к государственной тайне;
  конфиденциальной документированной информации;
  персональных данных.
  Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
  Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ст. 139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "О Перечне сведений конфиденциального характера".
  К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Сохранение в тайне служебной информации зачастую не обусловлено ее коммерческой ценностью. Нередко разглашение конфиденциальной информации допускают работники, в чьи обязанности вообще не входит работа с данными сведениями (например, обслуживающий персонал). В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, аудиторской, нотариальной тайне и пр.).
  Следует отличать информацию, способную к охране в режиме тайны, от способностей лица к полезной деятельности, т.е. знаний, навыков, умений, которые не могут быть использованы без него. Например, это деловые качества работника - способности выполнять трудовую функцию с учетом профессионально-квалификационных и личностных качеств. Использование своих профессиональных навыков и умений даже при работе у другого работодателя не является нарушением конфиденциальности <*>.
 --------------------------------
  <*> См. об этом: Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
 
 § 3. Порядок установления режима коммерческой тайны
 
  Статья 139 ГК РФ определяет понятие служебной и коммерческой тайны, не разграничивая их. Хотя, как уже говорилось, это различная по своей сути информация. Действие этой статьи распространяется на защиту прав обладателя сведений, не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или другого специального законодательства, а также на охраноспособные решения (изобретения и пр.), не запатентованные правообладателем по каким-либо мотивам.
  Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо одновременное наличие трех признаков:
  1) информация составляет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
  2) к ней нет свободного доступа на законном основании;
  3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
  За незаконное получение такой информации предусмотрена ответственность в форме возмещения убытков. По смыслу ст. 139 ГК РФ вина не является необходимым элементом ответственности за незаконное разглашение информации. Здесь важен сам факт деяний, связанных с незаконным разглашением, повлекшим за собой причинение убытков.
  Объективно коммерческая тайна появляется в процессе производства конкурентоспособного товара, который получает преимущества на рынке благодаря использованию полезных сведений, неизвестных конкурентам.
  Большинство стран мира не имеют специальных законов в сфере правовой охраны коммерческой тайны (за исключением, например, США). Как правило, регулирование осуществляется общими нормами гражданского права и законами о пресечении недобросовестной конкуренции. По нашему законодательству разглашение коммерческой тайны также является одной из форм недобросовестной конкуренции. И хотя не существует норм, позволяющих превратить информацию в абсолютную тайну, рассмотрим порядок введения режима коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом "О коммерческой тайне".
  Коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Зарубежными синонимами нашего понятия "коммерческая тайна" являются торговый секрет, секрет промысла, ноу-хау (know how).
  Однако даже при наличии названых признаков не любая информация может считаться коммерческой тайной. Чтобы хранить тайну, ее обладатель обязан:
  а) определить перечень информации, составляющей тайну (например, путем издания приказа по организации или путем утверждения какого-либо локального акта);
  б) установить порядок обращения с этой информацией и порядок контроля за его соблюдением;
  в) вести учет лиц, которые имеют доступ к этой информации или которым она была передана;
  г) урегулировать договорные отношения с контрагентами и своими сотрудниками;
  д) нанести на материальные носители гриф "Коммерческая тайна".
  Не относятся к коммерческой тайне:
  1) учредительные документы юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  2) сведения об имуществе государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных учреждений;
  3) сведения о численности, составе работников, оплате и условиях труда, производственном травматизме, наличии вакантных мест, задолженности по выплате заработной платы;
  4) информация о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности;
  5) информация об условиях конкурсов и аукционов по приватизации;
  6) сведения о доходах и имуществе некоммерческих организаций;
  7) сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
  Законом не предусмотрено государственной регистрации прав на коммерческую тайну. В этой связи представляется неверной практика заключения лицензионных соглашений об использовании ноу-хау. Секреты фирмы охраняются исключительно в силу их неизвестности третьим лицам, лицензия же может быть выдана, если соответствующее право было зарегистрировано. Например, изобретатель регистрирует свои права в качестве патентообладателя и, следовательно, может заключать лицензионные соглашения на передачу патента.
  Природа коммерческой тайны исключает ее публикацию, а затем передачу в общественное достояние по прошествии определенного времени, как в случае с патентами. Государство не предоставляет обладателю коммерческой тайны временную монополию, не проводит экспертизу и не выдает охранный документ, подтверждающий легальную монополию. Право на коммерческую тайну - это только фактическая монополия обладателя сведений. Государство предоставляет лишь охрану от несанкционированного заимствования этой информации третьими лицами.
  В настоящее время практически во все договоры, заключаемые между субъектами предпринимательской деятельности, включается оговорка о защите коммерческой тайны либо составляется отдельный договор о конфиденциальности. При этом сотрудники, работающие в рамках соответствующего договора, дают персональные расписки о неразглашении информации. Как правило, режим конфиденциальности действует не только в течение срока договора, но и в течение определенного периода после его прекращения (чаще всего в течение пяти лет).
  Условия о неразглашении информации включаются также в трудовые договоры с работниками. Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ условие о неразглашении охраняемой законом тайны может быть включено в состав существенных условий трудового договора. В соответствии с подп. "б" п. 6 ст. 81 ТК РФ разглашение тайны квалифицируется как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (наряду с прогулом, появлением на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения) и является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
  Взаимоотношения работника и работодателя в сфере использования тайной информации регламентируются ст. 11 Федерального закона "О коммерческой тайне" следующим образом.
  1. Работник должен быть под роспись ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, а также с требованиями по ее сохранности и мерами ответственности за ее разглашение. Работник вправе в судебном порядке обжаловать незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, полученной им при исполнении трудовых обязанностей.
  2. В период действия трудового договора с работником должно быть заключено соглашение о неразглашении коммерческой тайны работодателя и его контрагентов, которое действует и после прекращения трудовых отношений (т.е. после увольнения). Если такое соглашение не заключалось, работник обязан сохранять в тайне полученные сведения в течение трех лет после увольнения.
  Таким образом, если было заключено отдельное соглашение, то срок соблюдения конфиденциальности может быть любым, в том числе и более трех лет. В то же время закон не предусматривает каких-либо денежных компенсаций работнику за соблюдение подобной "режимности", за исключением того, что доступ работника к сведениям, составляющим коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не было изначально предусмотрено его трудовыми обязанностями.
  За нарушения, допущенные в ходе использования тайной информации, помимо увольнения к работнику возможно применение и других дисциплинарных взысканий (замечание, выговор).
  Однако остается нерешенной проблема предъявления гражданских исков к работникам. Согласно ст. 238 ТК РФ упущенная выгода взысканию с работника не подлежит. Но разглашение коммерческой тайны, как правило, влечет утрату каких-либо возможностей, а не причинение реального ущерба. Для того чтобы говорить об ущербе, нужно, чтобы коммерчески ценная информация была оценена и значилась в бухгалтерской отчетности организации в составе нематериальных активов. Следовательно, наступление гражданской ответственности работников за разглашение тайны практически невозможно.
  Помимо предъявления традиционного требования о возмещении убытков и дисциплинарных взысканий, за разглашение коммерческой тайны возможно наступление административной и уголовной ответственности. Административные штрафы применяются в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Уголовная ответственность наступает в соответствии со ст. 183 УК РФ за незаконное получение и использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну.
 
 Лекция 8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 § 1. Понятие и правовое регулирование
 аудиторской деятельности
 
  Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. была принята серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний были обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
  В России наиболее известными аудиторскими фирмами являются "Прайсвотерхаускуперс", "Эрнст энд Янг", "Современные бизнес-технологии", "Что делать консалт", "Юникон МС", "Росэкспертиза", "Развитие бизнес систем", "ФБК" и ряд других.
  Система регулирования аудиторской деятельности включает в себя акты пяти уровней:
  1) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
  2) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. На сегодняшний день утверждено 23 таких стандарта, среди которых:
  "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности";
  "Документирование аудита";
  "Планирование аудита";
  "Существенность в аудите";
  "Аудиторские доказательства";
  "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности";
  "Особенности первой проверки аудируемого лица";
  "Внутренний контроль качества" и др.;
  3) Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (на сегодняшний день действует 16 стандартов, в частности, стандарт о характеристике сопутствующих аудиту услуг от 18 марта 1999 г., стандарт об использовании работы другой аудиторской организации от 27 апреля 1999 г.). Все они были изданы до принятия Закона от 7 августа 2001 г. и поэтому действуют в части, не противоречащей ему;
  4) рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.
  5) локальные акты, например рекомендации по проведению аудита на отдельных предприятиях.
  Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей <*>. Аудит не заменяет государственный контроль. К проведению аудиторской деятельности применяются нормы гл. 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса РФ.
 --------------------------------
  <*> В современной юридической литературе существует точка зрения о том, что аудит не может считаться предпринимательской деятельностью, т.к. целью проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности не является извлечение прибыли.
 
  Аудиторскую деятельность осуществляют:
  1) аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора:
  работник аудиторской организации, в том числе по гражданско-правовому договору;
  индивидуальный предприниматель;
  2) аудиторские организации - коммерческие организации любой организационной формы, за исключением ОАО. Пятьдесят процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории. Если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин, такие требования предъявляются к 75% кадрового состава организации <*>. В штате аудиторской организации должно быть не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты.
 --------------------------------
  <*> В 2006 году планируются существенные изменения в законодательстве об аудите. В частности, аудиторские фирмы нельзя будет создавать в форме унитарного предприятия. Аудиторы должны будут составлять не менее 50% членов коллегиального исполнительного органа аудиторской организации, а генеральный директор аудиторской фирмы должен быть аттестованным аудитором.
 
  Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности проводится в форме квалификационного экзамена. Аттестаты выдаются без ограничения срока действия. Но аудиторы обязаны ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации.
  Основные требования к претендентам на получение аттестата аудитора таковы:
  высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Допускаются иностранные дипломы о высшем образовании при наличии свидетельства об эквивалентности его российскому диплому государственного образца;
  наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет <*>.
 --------------------------------
  <*> В проекте изменений к Закону "Об аудиторской деятельности" предусмотрено, что претендент на получение квалификационного аттестата должен иметь безупречную репутацию, подтвержденную тремя рекомендациями других аудиторов за последние три года; у него не должно быть судимости, и он должен быть членом саморегулируемой организации аудиторов. При этом последние два года стажа работы по юридической или экономической специальности должны приходиться на работу в аудиторской организации.
 
  Квалификационные аттестаты разделяются на несколько типов:
  аттестаты в области общего аудита;
  аттестаты в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  аттестаты в области аудита страховых компаний и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
  аттестаты в области аудита кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов (банковский аудит).
  Аудиторская деятельность является исключительным видом деятельности и может совмещаться только с оказанием "сопутствующих" услуг. Примерный перечень таких услуг установлен Законом об аудиторской деятельности:
  налоговое консультирование;
  оценка стоимости имущества;
  разработка и анализ инвестиционных проектов;
  составление бизнес-планов;
  маркетинговые исследования;
  правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.
  Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Злоупотребление аудиторами своими полномочиями, если это причинило существенный вред, наказывается вплоть до лишения свободы на срок до трех лет, а также лишением права заниматься аудиторской деятельностью на тот же срок (ст. 202 УК РФ). Также аудиторы обязаны возмещать убытки, причиненные аудируемым лицам.
  Требования к независимости аудиторов сформулированы в ст. 12 Закона об аудиторской деятельности путем родственных, корпоративных и профессиональных запретов. Так, аудит не может осуществляться, если:
  1) аудитор является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером и иным лицом, отвечающем за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  2) аудитор состоит с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
  3) руководитель и иные должностные лица аудиторских организаций являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  4) руководитель и иные должностные лица аудиторских организаций состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  5) аудируемые лица являются учредителями (участниками) аудиторской организации; аудиторские организации являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, а также их дочерних организаций, филиалов и представительств; аудиторские организации имеют общих с аудируемыми лицами учредителей (участников);
  6) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы оказывали в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемым лицам.
  Действующее законодательство по-разному определяет статус аудитора по отношению к аудируемым лицам (см. табл. 7).
 
 Таблица 7
 
  -------------------------------------T-------------------------------¬
  ¦ Нормативный акт ¦ Характеристика аудитора ¦
  +------------------------------------+-------------------------------+
  ¦ Гражданский кодекс РФ ¦ ¦
  ¦ (ст. ст. 91, 103) ¦ ¦
  +------------------------------------+ Профессиональный аудитор ¦
  ¦Федеральный закон "Об обществах ¦ ¦
  ¦с ограниченной ответственностью" ¦ ¦
  ¦(ст. 48) ¦ ¦
  +------------------------------------+-------------------------------+
  ¦Федеральный закон "Об акционер- ¦Аудитор, не связанный имущес- ¦
  ¦ных обществах" (ст. ст. 86, 88) ¦твенными интересами с обществом¦
  +------------------------------------+-------------------------------+
  ¦Федеральный закон "О негосудар- ¦ ¦
  ¦ственных пенсионных фондах" (ст. 22)¦ ¦
  +------------------------------------+ Независимый аудитор ¦
  ¦Федеральный закон "О государственных¦ ¦
  ¦и муниципальных унитарных предпри- ¦ ¦
  ¦ятиях" (ст. 26) ¦ ¦
  +------------------------------------+-------------------------------+
  ¦Федеральный закон "О производствен- ¦ Внешний аудитор ¦
  ¦ных кооперативах" (ст. 18) ¦ ¦
  L------------------------------------+--------------------------------
 
  Помимо аттестации законом предусмотрены другие формы контроля за аудиторской деятельностью.
  1. Минфин России ведет государственные реестры <*>:
 --------------------------------
  <*> См.: Временное положение о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности, утв. Приказом Минфина России от 28 июня 2002 г. N 64н.
 
  аттестованных аудиторов;
  индивидуальных аудиторов;
  профессиональных аудиторских объединений;
  учебно-методических центров.
  2. Минфин России проводит аккредитацию профессиональных аудиторских объединений на срок три года. Аккредитация проводится при наличии в составе такого объединения не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) 100 аудиторских фирм, а также Кодекса этики аудиторов России и Правил (стандартов) аудиторской деятельности.
  3. При Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности, который на 51% формируется по представлению профессиональных аудиторских объединений. Остальные члены совета могут выдвигаться вузами, научными организациями, органами власти. К основным функциям Совета можно отнести утверждение экзаменационных билетов для получения квалификационных аттестатов аудиторов, разработку федеральных стандартов аудиторской деятельности и пр.
 
 § 2. Обязательный и инициативный аудит
 
  Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится аудиторскими организациями.
  Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (ст. 932 ГК РФ). Индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит <*>.
 --------------------------------
  <*> См. об этом: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной".
 
  Обязательный аудит проводится в отношении следующих субъектов.
  1. Открытые акционерные общества.
  ОАО публикует свою бухгалтерскую отчетность, достоверность сведений которой должна быть подтверждена заключением аудитора (п. 5 ст. 103 ГК РФ, ст. ст. 88, 92 Закона об акционерных обществах).
  В открытых акционерных обществах взаимоотношения органов управления с аудиторской организацией строятся следующим образом:
 
  -----------------¬ ------------------------¬
  ¦ Общее +-------->¦ Утверждение ¦
  ¦ собрание ¦ ¦ кандидатуры аудитора ¦
  L----------------- L------------------------
  -----------------¬ ------------------------¬
  ¦ Совет +-------->¦ Определение размера ¦
  ¦ директоров ¦ ¦вознаграждения аудитора¦
  L----------------- L------------------------
  -----------------¬ ------------------------¬
  ¦ Исполнительный +-------->¦ Заключение договора ¦
  ¦ орган ¦ ¦ с аудитором ¦
  L----------------- L------------------------
 
  2. Кредитные организации.
  Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк (ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). В самом Центральном банке РФ проводится внешний и внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющегося председателю Банка России (ст. 95 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ").
  3. Бюро кредитных историй.
  Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов. Их правовой статус регламентирован Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях".
  4. Страховые организации и общества взаимного страхования.
  Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений (ст. 29 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в РФ").
  5. Товарные и фондовые биржи.
  Специальных требований к проведению аудита бирж в настоящее время законодательством не установлено.
  6. Негосударственные пенсионные фонды.
  Указанные фонды обязаны ежегодно проводить по итогам финансового года независимую аудиторскую проверку. Бухгалтерская отчетность подтверждается заключением независимого аудитора, которое считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда (ст. 22 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"). Кроме того, реорганизация такого фонда также проводится с учетом заключения аудитора (ст. 33 Закона).
  7. Государственные внебюджетные фонды.
  К таковым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ. Аудиторские проверки данных фондов проводят аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе <*>.
 --------------------------------
  <*> См.: Положение об организации конкурса аудиторских фирм на проведение аудиторских проверок Пенсионного фонда РФ, утв. Приказом Минфина России от 5 февраля 1998 г. N 7н; Положение о проведении ежегодных аудиторских проверок Фонда обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минфина России от 16 августа 1999 г. N 58н; Положение о проведении ежегодных аудиторских проверок Фонда социального страхования Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 11 марта 1999 г. N 21н.
 
  8. Фонды.
  Обязательный аудит проходят далеко не все организации, созданные в форме фондов. Закон устанавливает следующее условие: обязательная аудиторская проверка проводится только в фондах, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
  9. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  Здесь имеется противоречие между Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Дело в том, что первый Закон предусматривает определенные условия для проведения обязательного аудита (объем годовой выручки, стоимость активов баланса - см. об этом п. 11 настоящего параграфа), второй же таких условий не содержит.
  10. Организации, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет более 25%.
  Аудиторы выбираются на основе открытого конкурса проводимого аудируемым лицом не реже одного раза в три года. Правила проведения этого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706, обязательны также для федеральных государственных унитарных предприятий.
  11. Организации и индивидуальные предприниматели.
  Данные субъекты проходят обязательный аудит при наличии одного из двух условий:
  объем годовой выручки превышает 500000 МРОТ;
  сумма активов баланса на конец года превышает 200000 МРОТ.
  12. Финансово-промышленные группы.
  В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" годовой отчет о деятельности ФПГ составляется по результатам проверки независимым аудитором. Аудиторская проверка оплачивается за счет центральной компании ФПГ.
  К сожалению, в действующем законодательстве нет специальной нормы об ответственности за уклонение всех перечисленных в настоящем параграфе субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок. Однако можно сделать вывод, что должностные лица этих организаций подлежат административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).
  Такой вывод объясняется тем, что аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности в случаях, когда проведение аудита является для организации обязательным (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
  Российское законодательство содержит нормы об обязательном проведении аудиторской проверки, которую, однако, нельзя назвать разновидностью обязательного аудита. Так, согласно ст. 561 Гражданского кодекса РФ, до подписания договора продажи предприятия сторонами должно быть рассмотрено заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.
  Инициативный аудит может проводиться в организации в любое время, но можно выделить ряд специальных норм законодательства, регламентирующих такие проверки.
  1. В закрытом акционерном обществе аудиторская проверка может быть проведена в любое время по требованию акционеров, в совокупности владеющих 10 и более процентами голосующих акций.
  2. В обществе с ограниченной ответственностью профессиональный аудитор привлекается по решению общего собрания участников, а также по требованию любого из участников.
  3. Исполнительные органы производственного кооператива могут привлекать внешнего аудитора для проверки финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения финансовой отчетности. Аудиторская проверка может также проводиться по требованию наблюдательного совета кооператива, а также по требованию не менее 10% членов кооператива.
 
 Проверь себя
 
  1. Аудиторская фирма может быть создана в форме:
  1) автономной некоммерческой организации;
  2) фонда;
  3) полного товарищества.
 
  2. Аудиторская фирма может быть создана в форме:
  1) автономной некоммерческой организации;
  2) некоммерческого партнерства;
  3) ЗАО.
 
  3. Аудиторская фирма может быть создана в форме:
  1) ООО;
  2) некоммерческого партнерства;
  3) ОАО.
 
  4. Количество аттестованных аудиторов в штате аудиторской организации должно составлять:
  1) не менее 5 сотрудников;
  2) не менее 75% числа сотрудников;
  3) не менее 50% числа сотрудников.
 
  5. Какой орган лицензирует аудиторскую деятельность?
  1) Центральный банк России;

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу