<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 ми средствами или нематериальными акти-
 вами, если балансовая стоимость имущес-
 тва являющегося предметом сделки, пре-
 вышает 10% балансовой стоимости основ-
 ных производственных средств и немате-
 риальных активов продавца Приобретение прав, позволяющих опре-
 делять условия ведения хозяйствующим
 субъектом его предпринимательской
 деятельности либо осуществлять функции
 его исполнительного органа Избрание физических лиц в исполнитель-
 ные органы, советы директоров
 хозяйствующих субъектов
 - Суммарная балан-
 совая стоимость
 активов свыше
 2 млн. МРОТ;
 хозяйствующие
 субъекты внесены
 в Реестр хозяй-
 ствующих субъек-
 тов, имеющих долю
 на рынке опреде-
 ленного товара
 более 35%
  Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть признаны недействительными по иску Федеральной антимонопольной службы.
  Отдельным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактов проведения ими монополистической деятельности.
  Условия для принудительного разделения (выделения):
  1) если это ведет к развитию конкуренции;
  2) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений;
  3) отсутствие между структурными подразделениями тесной технологической связи (если объем потребляемой юридическим лицом продукции структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим подразделением продукции);
  4) возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
  Принудительная ликвидация организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа возможна в случае, если:
  - она осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п. 5 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках);
  - нарушен порядок государственного контроля согласно ст. 17 данного Закона.
 
 § 7. Ответственность за нарушение
 антимонопольного законодательства
 
  1. Гражданско-правовая ответственность - взыскание убытков, причиненных хозяйствующему субъекту.
  2. Административная ответственность (штрафы) в соответствии со ст. ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ наступает за невыполнение предписаний антимонопольного органа, непредставление ходатайств и уведомлений для осуществления антимонопольного контроля. Максимальный размер штрафа для хозяйствующих субъектов составляет 5000 МРОТ <*>.
 --------------------------------
  <*> См.: Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом ФАС России от 2 февраля 2005 г. N 12.
 
  3. Уголовная ответственность согласно ст. 178 УК РФ наступает за:
  монополистические действия, осуществляемые путем установления монопольных цен;
  ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, установления и поддержания единых цен.
  Санкции:
  штрафы от 200 до 700 МРОТ;
  арест от 4 до 6 месяцев;
  лишение свободы до 7 лет;
  конфискация имущества.
 
 Проверь себя
 
  1. Хозяйствующие субъекты на товарном рынке - это:
  1) граждане - физические лица;
  2) федеральные органы исполнительной власти;
  3) финансово-промышленные группы.
 
  2. К хозяйствующим субъектам на товарном рынке не относятся:
  1) индивидуальные предприниматели;
  2) органы исполнительной власти;
  3) некоммерческие организации.
 
  3. Недобросовестная конкуренция - это:
  1) установление монопольно высоких цен;
  2) создание искусственного дефицита товаров на рынке;
  3) разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца.
 
  4. Недобросовестная конкуренция - это:
  1) раздел рынка по объему продаж и закупок;
  2) распространение дискредитирующей информации о конкуренте;
  3) навязывание контрагенту невыгодных условий договора.
 
  5. При каком нормативе положение хозяйствующего субъекта предполагается "доминирующим"?
  1) более 35%;
  2) более 40%;
  3) более 65%.
 
  6. При каком нормативе положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим?
  1) менее 51%;
  2) менее 35%;
  3) от 35 до 65%.
 
  7. Недобросовестная конкуренция - это:
  1) реклама товара с применением некорректных сравнений;
  2) повышение цен на аукционах;
  3) навязывание контрагенту дискриминирующих условий договора.
 
  8. Злоупотребление доминирующим положением - это:
  1) несоблюдение требований антимонопольного контроля;
  2) незаконное использование фирменного наименования конкурента;
  3) создание искусственного дефицита товаров на рынке.
 
  9. Назовите правомерный вид деятельности:
  1) недобросовестная конкуренция;
  2) согласованные монополистические действия;
  3) доминирующее положение на рынке.
 
  10. В отношении каких хозяйствующих субъектов антимонопольный орган ведет реестр?
  1) совершивших более двух нарушений антимонопольного законодательства в течение трех лет;
  2) обладающих долей на рынке товара более 35%;
  3) со стоимостью активов более 2 млн. МРОТ.
 
  11. Присоединение коммерческих организаций подлежит последующему антимонопольному контролю при суммарной балансовой стоимости активов свыше:
  1) 200 млн. руб.;
  2) 100 млн. руб.;
  3) 160 млн. руб.
 
  12. Предварительный антимонопольный контроль может проводиться в случае:
  1) создания коммерческих организаций;
  2) присоединения некоммерческих организаций;
  3) слияния коммерческих организаций.
 
  13. Уведомление в антимонопольный орган при последующем контроле направляется в течение:
  1) 15 дней;
  2) 30 дней;
  3) 45 дней.
 
  14. Последующий антимонопольный контроль может проводиться при создании:
  1) некоммерческого партнерства;
  2) некоммерческого фонда;
  3) автономной некоммерческой организации.
 
  15. Последующий антимонопольный контроль не проводится при создании:
  1) общества с ограниченной ответственностью;
  2) ассоциации коммерческих организаций;
  3) благотворительного фонда.
 
  16. Какому контролю подлежит слияние акционерных обществ с суммарной стоимостью активов свыше 250 млн. руб.?
  1) предварительному;
  2) последующему;
  3) не подлежит контролю.
 
  17. Предварительный антимонопольный контроль за приобретением более 20% голосующих акций проводится, если:
  1) суммарная стоимость активов превышает 2 млн. МРОТ;
  2) один из участников сделки внесен в Реестр ФАС России;
  3) это приводит к появлению субъекта с долей на рынке более 35%.
 
  18. Последующий антимонопольный контроль проводится в случае:
  1) слияния коммерческих организаций со стоимостью активов более 2 млн. МРОТ;
  2) слияния некоммерческих организаций со стоимостью активов более 2 млн. МРОТ;
  3) создания объединений коммерческих организаций.
 
  19. Антимонопольный контроль за приобретением более 20% акций не проводится, если они приобретаются:
  1) учредителями при создании АО;
  2) по номинальной стоимости;
  3) аффилированными лицами общества.
 
  20. Приобретение имущества на сумму более 10% балансовой стоимости активов продавца подлежит последующему антимонопольному контролю, если:
  1) суммарная стоимость активов более 2 млн. МРОТ;
  2) суммарная стоимость активов более 30 млн. МРОТ;
  3) продавец включен в Реестр ФАС России.
 
  21. Последующий антимонопольный контроль не проводится при создании:
  1) ассоциации (союза) юридических лиц;
  2) некоммерческого партнерства;
  3) товарищества собственников жилья.
 
  22. Избрание физических лиц в советы директоров хозяйствующих субъектов подлежит:
  1) предварительному контролю;
  2) последующему контролю;
  3) не контролируется.
 
 Лекция 10. ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
 
 § 1. Понятие финансовой услуги.
 Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг
 
  Законодательство о конкуренции на товарных рынках появилось в нашей стране почти одновременно с началом рыночных реформ. Но специальный Федеральный закон о защите и регулировании конкуренции в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.
  К этому моменту монополизация финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась олигополия. Олигополия характеризуется тем, что покупателей на рынке обслуживает небольшое число хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.
  Типичным примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.
  Аналогичные тенденции наблюдаются и на страховых рынках. Здесь почти половина страховых взносов приходится на 10 компаний-лидеров, а 86% взносов - на первую сотню фирм.
  Поэтому в таких условиях необходима правовая основа для антимонопольного контроля на финансовых рынках, которой стал Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
  Закон распространяется на все финансовые рынки. Финансовой услугой признается деятельность по привлечению и использованию денежных средств физических и юридических лиц. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, приводится в Приказе МАП России от 21 июня 2000 г. N 467. К ним относятся:
  1) банковские операции и сделки согласно ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (привлечение денежных средств во вклады, размещение этих средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов и пр.);
  2) страховые услуги:
  обязательное страхование;
  добровольное страхование жизни и иные виды личного страхования;
  добровольное имущественное страхование;
  добровольное страхование ответственности;
  перестрахование;
  взаимное страхование;
  3) управление ценными бумагами и денежными средствами;
  4) негосударственное пенсионное обеспечение;
  5) приобретение имущества и передача его в аренду юридическим и физическим лицам (лизинг).
  Вряд ли к финансовым услугам можно относить услуги по продаже валюты, включая проведение валютных торгов. Здесь необходимо воспользоваться критерием определения денежного обязательства. Согласно п. 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами" не являются денежными обязательства, в которых валюта исполняет роль товара.
  Хозяйствующими субъектами на финансовых рынках признаются: юридические лица, осуществляющие на основе лицензии банковские операции, предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию; негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз <*>.
 --------------------------------
  <*> См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан".
 
  Таким образом, хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии. Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Страховщики, напротив, не могут осуществлять банковскую деятельность.
  Важно подчеркнуть, что к финансовым организациям не относятся аудиторские компании. Они устанавливают достоверность проведенных финансовых операций, но саму их деятельность нельзя назвать финансовой услугой. Индивидуальные предприниматели также не могут быть признаны хозяйствующими субъектами на рынке финансовых услуг.
 
 § 2. Особенности доминирования на финансовых рынках
 
  Доминирующее положение финансовой организации - это объем финансовых услуг, которые она предоставляет на рынке, если этот объем услуг дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке или затруднять доступ на этот рынок другим организациям. Такова качественная характеристика доминирования.
  Доминирующее положение оценивается с учетом:
  продуктовых (товарных) границ рынка, т.е. определяется вид финансовой услуги;
  географических границ рынка. В данном случае критерием является место предоставления финансовой услуги потребителям. Согласно п. 2 Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194) место предоставления финансовой услуги - это место нахождения финансовой организации, указанное при регистрации в налоговом органе этой организации или ее филиалов.
  Однако согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ речь идет о постановке на учет в налоговых органах, которая, в свою очередь, проводится по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений. В соответствии со ст. 11 НК РФ место нахождения организации - это место ее государственной регистрации. А согласно Закону о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при регистрации организации ее местом нахождения считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа.
  Таким образом, при определении географических границ финансового рынка во внимание принимается формальный критерий, а не экономическая характеристика, которая используется при определении границ товарного рынка (исключение - местом оказания услуг на рынке ценных бумаг считается место заключения договора управляющего с клиентом).
  При определении нормативов доминирования нужно различать следующие виды рынков:
  а) региональный рынок финансовой услуги, который соответствует территории субъекта РФ;
  б) федеральный рынок финансовой услуги, который соответствует территории Российской Федерации в целом.
  Нормативы доминирования на рынке финансовых услуг различаются по видам деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов (см. табл. 11).
 
 Таблица 11
 
  --------------------------T------------------T-----------------¬
  ¦ Хозяйствующие ¦ Региональный ¦ Федеральный ¦
  ¦ субъекты ¦ финансовый рынок ¦ финансовый рынок¦
  +-------------------------+------------------+-----------------+
  ¦ Негосударственные ¦ ¦ ¦
  ¦ пенсионные фонды ¦ ¦ ¦
  +-------------------------+ ¦ ¦
  ¦ Страховые организации ¦ ¦ ¦
  +-------------------------+ 25% ¦ 10% ¦
  ¦ Лизинговые организации ¦ ¦ ¦
  +-------------------------+ ¦ ¦
  ¦ Управляющие на рынке ¦ ¦ ¦
  ¦ ценных бумаг ¦ ¦ ¦
  +-------------------------+------------------+ ¦
  ¦ Кредитные организации ¦ 20% ¦ ¦
  L-------------------------+------------------+------------------
 
  Для негосударственных пенсионных фондов (см. Приказ МАП России от 6 мая 2000 г. N 337а) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что НПФ осуществляет деятельность более чем в двух субъектах РФ. Количественная характеристика доминирования - это объем сформированного пенсионного резерва.
  Для страховых организаций, перестраховщиков и обществ взаимного страхования (см. Приказ ФАС России от 10 марта 2005 г. N 36) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что страховщик имеет не менее двух дочерних (зависимых) обществ, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, либо сам страховщик осуществляет деятельность более чем в двух субъектах РФ. Количественная характеристика оборота - это общий объем собранной страховой премии.
  Для лизинговых организаций (см. Приказ ФАС России от 23 сентября 2005 г. N 213) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что лизинговая организация осуществляет деятельность не менее чем в двух субъектах РФ. Количественной характеристикой оборота лизинговых услуг является общая стоимость всех действующих договоров лизинга за вычетом лизинговых платежей.
  Для управляющих ценными бумагами (см. Приказ ФАС России от 23 сентября 2005 г. N 212) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что управляющий осуществляет деятельность не менее чем в двух субъектах РФ. Количественной характеристикой оборота услуг по доверительному управлению ценными бумагами является общая стоимость имущества, находящегося в доверительном управлении, которая определяется на основании данных бухгалтерского учета.
  Для кредитных организаций (см. Приказ ФАС России от 25 октября 2005 г. N 247) специальных условий определения нормативов доминирования не предусмотрено.
  Правовые последствия установления факта доминирования:
  антимонопольный контроль за злоупотреблениями со стороны хозяйствующих субъектов;
  контроль за концентрацией капитала на финансовых рынках.
 
 § 3. Государственный контроль за концентрацией капитала
 на рынке финансовых услуг
 
  Предварительный государственный контроль (см. табл. 12).
 
 Таблица 12
 
 Предварительный государственный контроль
 
 --------------------------------------------------T------------------¬
 ¦ Приобретение в результате одной или нескольких ¦ ¦
 ¦сделок юридическим или физическим лицом (группой ¦ Размер уставного ¦
 ¦лиц) более 20% акций (долей) в уставном капитале ¦ капитала ¦
 ¦финансовой организации ¦ ¦
 +-------------------------------------------------+ ¦
 ¦ Приобретение в результате одной или нескольких ¦ ¦
 ¦хозяйственных сделок, связанных с уступкой прав ¦1) 160 млн. руб. -¦
 ¦требований юридическим или физическим лицом ¦ для кредитных ¦
 ¦(группой лиц), более 10% активов финансовой орга-¦ организаций; ¦
 ¦низации ¦2) 10 млн. руб. - ¦
 +-------------------------------------------------+ для страховщиков¦
 ¦ Приобретение юридическим или физическим лицом ¦3) 5 млн. руб. - ¦
 ¦(группой лиц), в том числе на основании договора ¦ для остальных ¦
 ¦о доверительном управлении, совместной деятель- ¦ субъектов ¦
 ¦ности, поручения или иных сделок, прав, позволя- ¦ ¦
 ¦ющих определять условия осуществления финансовой ¦ ¦
 ¦организацией ее предпринимательской деятельности ¦ ¦
 ¦либо осуществлять функции ее исполнительного ¦ ¦
 ¦органа ¦ ¦
 +-------------------------------------------------+ ¦
 ¦ Создание финансовой организации и изменение ее ¦ ¦
 ¦уставного капитала ¦ ¦
 +-------------------------------------------------+ ¦
 ¦ Слияние и присоединение финансовых организаций ¦ ¦
 ¦(хотя бы одна из организаций должна соответство- ¦ ¦
 ¦вать этим условиям) ¦ ¦
 L-------------------------------------------------+-------------------
 
  Если размер уставного капитала финансовой организации меньше указанного в таблице, то достаточно последующего контроля в форме уведомления.
  Порядок дачи согласия на совершение сделок установлен Приказом МАП России от 28 февраля 2001 г. N 210.
 
 Проверь себя
 
  1. Хозяйствующий субъект на рынке финансовых услуг - это:
  1) аудиторская фирма;
  2) фондовая биржа;
  3) кредитная организация.
 
  2. Хозяйствующим субъектом на финансовом рынке не является:
  1) государственный внебюджетный фонд;
  2) страховая компания;
  3) кредитный потребительский кооператив.
 
  3. Хозяйствующий субъект на рынке финансовых услуг - это:
  1) валютная биржа;
  2) фондовая биржа;
  3) лизинговая компания.
 
  4. Финансовой услугой не является:
  1) обмен валюты;
  2) инкассация денежных средств;
  3) валютные денежные переводы.
 
  5. Какие финансовые услуги не подлежат антимонопольному контролю?
  1) ведение банковских счетов юридических лиц;

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу