<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 4. Черняков Б.А. Аграрный сектор США в конце ХX века.- М.: РИЦ "Пилигрим", 1997.
 5. Шутьков А. А., Боев В. Р., Серков А. Ф. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики. - М.: Колос, 1998.
 6. Хомяков Д. М., Искандерян Р. А., Зволинский В. П. Агропромышленный комплекс России (состояние и проблемы реформирования). М.: МГУ, 1997.
 7. Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XXвв.). М., 1995.
 8. Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы //Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 2
 9. Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" //Экономика сельского хозяйства России.1997.№ 4.
 10. Белокрылова О.С. Становление крестьянских хозяйств в России: противоречия и пути их разрешения // Хозяйство и право. 1994. № 7-8.
 11. Белокрылова О.С., Кузнецова В.П. Аграрная реформа в Ростовской области // Северо-Кавказский регион. 1994. № 1-2.
 12. Казарезов В. В. Фермеры России (очерки становления).- М.: Колос, 1998.
 13. Указ Президента РФ "О порядке приватизации и реформировании предприятий и организаций агропромышленного комплекса" // Российская газета. 1992. 8 сентября.
 14. Белокрылова О.С. Аграрная политика: теория и практика в переходной экономике // Экономические условия реструктуризации российской экономики. Материалы 18 научной сессии экономического факультета.Ростов, 1999.
 15. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. Введение в теорию, практику и политику. СПб.: Экономическая школа. 1995.
 16. Концепция аграрной политики России в 1997 - 2000 годах. М.: Вершина-Клуб, 1997.
 17. Белокрылова О.С. и др. Экономическая безопасность: сущность, оценка, тенденции // Северо-Кавказский регион. 1999. №1.
 18. Белокрылова О.С., Диц Е. В. и др. Финансовые инструменты активизации предпринимательской деятельности в агросфере: экономико-правовой аспект // Хозяйство и право. 1998. №6.
 19. Грядов С. И., Крячков И. Т., Удалов В. А., Гурин Ю. М. Предпринимательство в АПК. М.: Колос, 1997.
 20. Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства" (14.07.1997) // Российская газета. 1997. 23 июля, Экономика сельского хозяйства России.1997.№ 9.
 21. Роль государства в экономике / Под ред. В.Н. Овчинникова, О.С. Белокрыловой. Ростов-на-Дону: Книга, 1997.
 22. Постановление правительства РФ "О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации"//Экономика сельского хозяйства России. 1997. № 12.
 23. Белокрылова О.С. Развитие инвестиционных процессов в аграрной сфере переходной экономики. Ростов. Изд. РГУ. 1998.
 24. Белокрылова О., Клавдиенко Т. Экономико-правовой статус кредитного товарищества как нового субъекта финансового рынка // Хозяйство и право. 1997. № 10.
 
  ТЕМА 9. Роль и функции государства в переходной экономике.
 
  План:
 Введение
 1. Особенности современной переходной экономики.
 2. Необходимость государственного вмешательства в переходную экономику.
 3. Цели и функции государственного регулирования в переходной экономике.
 4. Направления государственного регулирования в переходной экономике.
 5. Инструменты государственного регулирования.
 6. Особенности государства переходного периода.
 7. Государственное регулирование рынка и его границы: налоги, дотации, фиксированные цены.
 
  Программная аннотация
  Необходимость государственного вмешательства в переходную экономику.
  Особенности государства в переходной экономике. Кризис государственности. Либеральная и кейнсианская позиции.
  Цели и функции государственного регулирования в переходной экономике. Классификация целей государственного регулирования.
  Направления государственного регулирования в переходной экономике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику переходного периода. Инструменты государственного регулирования переходной экономики: фискальная и денежная политика, политика регулирования доходов, занятости, стимулирования внешнеэкономической деятельности.
  Формы косвенного вмешательства государства в переходную экономику.
  Государственное вмешательство в рынок индивидуального товара: потоварный налог, дотация, фиксированные цены.
 
  ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
 
  Введение
  Тема "Роль и функции государства в переходной экономике" занимает в курсе "Теории переходной экономике" промежуточное место между микро- и макроэкономическими проблемами, поскольку включает прежде всего изучение границ и методов государственного вмешательства в рынок, т.е. микроуровень анализа. Вместе с тем, определение необходимости государственного регулирования рыночной экономики, его направлений, инструментов форм и методов, конечно, входит в макроэкономические проблемы теории переходной экономики.
  Особенность анализа проблема роли государства в условиях переходной экономики обусловлена особенностями государства в переходном от централизованно управляемой к рыночной экономике. В переходный период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по сравнению с тоталитарным государственным устройством, но с другой - реформирование экономической, политической, социальной, правовой системы тоталитарного государства может быть осуществлено только на основе определяющего воздействия государства. Все это и определяет существование дилеммы: снижение или усиление роли государства как субъекта, определяющего правила игры для всех экономических субъектов рыночной экономики.
 
  1. Особенности современной переходной экономики
 
  Переходное состояние экономической системы является объективным этапом ее развития, обусловленным характером движения каждой экономической системы от этапа становления (формирования) к достижению высшего (зрелого состояния) и от него - к состоянию регресса, стагнации, когда в силу изменений в среде и собственных элементах система перестает функционировать нормально.136 Следовательно, переходная экономика - это экономика трансформационная, реформируемая, в ней сочетаются остающиеся еще элементы старой экономической системы и зарождающиеся элементы новой, становящейся экономической системы. Длительность состояния сосуществования производственных отношений, принадлежащих к различным целостным системам (феодализма и капитализма, капитализма и социализма, централизованно управляемой экономики и рыночной) зависит от последовательности прогрессивного движения от старой экономической системы к новой. В осуществлении этой последовательности определяющая роль принадлежит государству как важнейшему экономическому субъекту.
  Особую сложность в реализации последовательного движения России от последней формы тоталитаризма - централизованного планирования - к обеспечивающей свободу выбора каждого индивида рыночной экономике накладывает сочетание в современной переходной экономике137 общецивилизационных транзитологических процессов последней четверти 20 века от индустриального общества, экономико-теоретической парадигмой (системой идей и представлений, способной разрешить возникшие противоречия в науке138) которого является вещественное богатство и его производство, а основная характеристика человека - человек "экономический", главный фактор производства к постиндустриальному обществу, парадигмой которого становится человек во всем богатстве его способностей и потребностей,139 и постсоциалистических переходных процессов от централизованно-управляемой экономики к рыночной.
 
  2. Необходимость государственного вмешательства в переходную экономику
 
  Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности России реакция ее экономики на рыночные преобразования является совершенно нормальной, свидетельствующей о внутренней присущности рыночной саморегуляции современным экономическим отношения. Поэтому необходимость государственного вмешательства в экономику переходного периода обусловлена:
  требованием устранения или компенсации внешних эффектов (экстерналий);
  производством общественных благ;
  обеспечением экономики необходимым количеством денег;
  осуществлением целенаправленного процесса реформирования централизованно-управляемой экономики в рыночную.
  Последняя из перечисленных проблем, требующих государственного вмешательства в экономику, присуща только переходной экономике и обусловливает противоречивое единство усиления и ослабления государственного регулирования переходной экономики. С одной стороны, полное огосударствление социалистической экономики требует ее либерализации, т.е. уменьшение степени государственного вмешательства, перехода от государственного управления хозяйством к его регулированию. Но с другой стороны, государство руководит процессом рыночных преобразований, что требует усиления его роли в экономике, но в качественно иной роли.
 
  3. Цели и функции государственного регулирования в переходной экономике
 
  Перечисленные проблемы, требующие государственного вмешательства в рынок и обусловливающие его особенности в переходной экономике, определяют цели государственного регулирования в переходной экономике:
  1.Экономические:
 * развитие производства;
 * достижение успеха на мировом рынке;
 * повышение благосостояния нации.
  2.Социальные:
 * жизнеобеспечение неработающей, но трудоспособной части населения (пособия по безработице);
 * финансовая поддержка производства общественных товаров или приближающихся к ним (продовольствия) через дотации.
  3.Политические: взаимоотношения с другими нациями.
  Роль государства проявляется через его функции:
 * создание парламентской основы принятия экономических решений;
 * определение приоритетов макроэкономического развития;
 * социально-ориентированное распределение (аллокация) ресурсов;
 * обеспечение достижение реальных социальных ценностей - процветания нации;
 * регулирование рынка (совокупного спроса и предложения) для достижения экономических и социальных целей;
 * стабилизация экономики через осуществление денежной и бюджетной политики для преодоления трансформационного кризиса.
 Схема 16. Цели государственного регулирования
 
  С момента своего возникновения государство выполняло хозяйственные функции. Для обеспечения общественных интересов - обороны, защиты от преступников люди передают часть своих прав государству, которое только и может эффективно осуществить указанные функции. Отдельный человек на экономическую политику государства может влиять только через прямую или представительную демократию. Участвуя в процессе прямого голосования за того или иного кандидата в Президенты страны, гражданин демократического государства соответственно голосует за ту или иную экономическую программу. Избирая из множества кандидатов в Государственную думу, в законодательное собрание области, в мэрию и т.д. каждый человек тем самым оказывает влияние, выбирая ту или иную государственную и региональную экономическую политику.
  Основная функция государства в экономике состоит в защите экономических субъектов - защите их прав собственности, экономического выбора, свободы и т.д. Но это может быть осуществлено, когда все экономические субъекты будут действовать по установленным правилам игры - правилам поведения на рынке. Эти правила и определяются и поддерживаются (регулируются) государством.
 
  4. Направления государственного регулирования переходной экономики.
  1.Регулирование инвестиций как основы экономического роста осуществляется через:
 * государственные капитальные вложения - в 1995г. были осуществлены в размерах 43,8 трлн.руб. (23% всех инвестиций) за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; в 1999г. их доля снизилась до 9%.
 * налоговые инвестиционные льготы - осуществленные предприятиями любых форм собственности инвестиции в производственные и непроизводственные фонды вычитаются из налогооблагаемой прибыли в размерах, не превышающих 50 % балансовой прибыли;
 * инвестиционные кредиты.
  2.Регулирование сбыта через:
 * государственные закупки (например, продовольствия);
 * потребительские кредиты, которые пока не получили широкого развития.
  3.Регулирование рынка рабочей силы.
  4.Стимулирование НИОКР.
 
  5. Инструменты государственного регулирования
 
  1.Фискальная политика - это политика в области правительственных расходов и налогов.
  Правительственные расходы представляют собой ту долю национального продукта, которая в конечном итоге поступает в совместное пользование всех слоев населения.
  Налоги формируют доходы госбюджета, но оказывают стимулирующее или тормозящее влияние на производителей и потребителей.
  2. Денежная политика - это политика воздействия государства на денежную массу через куплю-продажу государственных ценных бумаг, денежно-кредитную эмиссию и регулирование нормы банковских резервов. Через индуцированные инвестиции, расширение совокупного спроса на основе бюджетной экспансии государство влияет на объем и динамику национального производства. Жесткая денежная политика (монетарное регулирование экономики) играет важнейшую роль в стабилизации инфляции, обеспечив снижение инфляции в 1995г. с 17,8 % в январе до 4 % в декабре и 1,5 % в июне 1996 г.
  3. Политика регулирования доходов - во многих странах с переходным типом экономики стала основным средством борьбы с инфляцией через регулирование денежного спроса населения и производителей.
  4. Социальная политика - система индексации фиксированных доходов, в том числе пособий по безработице и государственных пенсий и установления прожиточного минимума или минимальной заработной платы.
  5. Внешнеэкономическая политика, включающая:
 * торговую политику государства;
 * управление валютным курсом через установление соответствующего его режима (фиксированного, плавающего или придерживаемого);
 * установление системы внешнеторговых тарифов, квот и лицензий.
 
  6. Особенности государства переходного периода
 
  Особенности всех элементов государственного регулирования в условиях переходной экономики определяются специфическими чертами самого переходного государства140:
  1.Борьба за власть превратилась в главный фактор функционирования государства.
  2.Реализация достаточно целостной стратегии рыночных преобразований осуществляется по принципу "шаг вперед - два назад".
  3.Разрушены старые, но отсутствуют новые механизмы реализации государственной политики на уровне центра и его взаимосвязей с регионами.
  Выявленные черты государства переходного периода свидетельствуют о том, что реформирование государства осуществляется через преодоление глубокого кризиса государственности, развернувшегося в обстановке последовательного усиления влияния политических факторов на содержание, последовательность и темпы осуществления реформационных процессов. В определенной мере его глубина обусловлена существованием глубокой теоретико-политической дилеммы о роли государства в переходной экономике. В соответствии с приверженностью к той или иной стороне этой дилеммы сформировались две теоретико-политические позиции движения к рынку:
  1.Либеральное ограничение вмешательства государства в экономику и сосредоточение его функций на макроэкономической политике, осуществляемой монетаристскими методами.
  2.Кейнсианское обеспечение высокой, активной роли государства в системных преобразованиях.
  Эта дилемма, перед которой стоят все постсоциалистические страны (с одной стороны, становление рынка - это децентрализация, разгосударствление, снижение роли государства в экономике, но с другой - развитие экономических реформ требует последовательной, целенаправленной, руководящей роли государства в этом процессе), разрешена практикой становления рынка, которая показывает, что там, где многообразные равноправные субъекты рынка получают действительные рыночные свободы (страны Европы, Балтии), практически достигнута финансовая стабилизация и начался экономический рост. Вторым полюсом является группа стран (Украина, Белоруссия), где государство осуществляет централизованное управление экономикой и рыночные преобразования только начинаются. Здесь темпы инфляции очень высоки - на уровне гиперинфляции, а производство находится в коллапсе.
  Посредине находится Россия, которая то ускоряет движение к рынку, то делает "два шага назад". Поэтому в России положение хуже, чем в странах Балтии, но лучше, чем на Украине и в Белоруссии. Это обусловлено к тому же и тем, что в России указанная дилемма разрешается через снижение роли форм прямого вмешательства государства в экономику.
  Важно учесть, что в переходной экономике осуществляется расширение форм косвенного вмешательства государства в экономику:
 Схема 17. Формы косвенного вмешательства государства в экономику
 
  Это косвенное макроэкономическое воздействие государства осуществляется через фискальную и денежно-кредитную политику.
 
  7. Государственное регулирование рынка и его границы: налоги, дотации, фиксированные цены.
 
  На микроуровне регулирующее воздействие государства, т.е. его вмешательство в рынок индивидуального товара осуществляется через:
 * налоги ( единичные (потоварные) - НДС, налог с продаж, акциз, налог с оборота, или суммарные - налоги на доходы), уплачиваемые государству продавцом (производителем) или покупателем (потребителем) (если в магазинах взимаются налоги сразу представителями налоговых инспекций);
 * дотации (выплаты производителям или потребителям, обеспечи-вающие доведение цены продаж до равновесной. В современных условиях России выплачиваются сельхозтоваропроизводителям на каждый килограмм животноводческой продукции, коммунальному транспорту, каждому гражданину России - ушедшие в прошлое дотации на хлеб);
 * фиксированные цены, устанавливаемые государством выше или ниже равновесных на отдельные группы товаров.
 1. Налог, уплачиваемый в бюджет продавцом.
 
 
 Рис. 43. Дополнительный налог, уплачиваемый в бюджет продавцом
 
  Дополнительный налог, уплачиваемый в бюджет продавцом , воздействует на кривую предложения, передвигая ее вверх (при росте налогов) или вниз(при их снижении) на величину ?Т. При этом дополнительное налоговое бремя распределяется в сторону производителя или потребителя в зависимости от преобладающей относительной эластичности соответственно спроса или предложения. Этот налог увеличивает цену и уменьшает объем продаж.
  2.Налог, уплачиваемый в бюджет покупателем.
  Если налог уплачивается в бюджет покупателем, то кривая спроса сдвигается влево вниз на величину ?Т, увеличивая цену до Р1 при уменьшении объема продаж за счет снижения спроса до Q1.
 
 
 
 Рис. 44. Распределение дополнительного налогового бремени при введении дополнительного налога, уплачиваемого в бюджет продавцом
 
  На рис.44 Р1Р0 - часть дополнительного налогового бремени, перекладываемая на покупателя; Р0Р2 - часть дополнительного налогового бремени, перекладываемая на продавца; суммарно Р1Р2 - дополнительный налог, перемещающий предложение S в положение S1. Следовательно, дополнительный налог увеличивает цену и уменьшает объем продаж. DL -мертвые потери от неэффективного использования ресурсов, поскольку по теореме М. Аллэ наиболее эффективной ситуацией в рыночной экономике является точка рыночного равновесия.
  В условиях переходной экономики дополнительные налоги уплачивают производители. А поскольку продолжает действовать сложившаяся тенденция увеличения налогов, то предложение (а значит, и производство) изменяется лишь в сторону уменьшения. Увеличение налогов оправдано лишь в условиях перепроизводства. Однако потребность государства в доходах, а также социальная и структурная перестройка милитаризованного производства стран реального социализма обусловливают существование высокого налогового бремени в переходный период.
  Пропорция распределения дополнительного налогового бремени и в этом случае также зависит от эластичности спроса и предложения: дополнительное налоговое бремя перекладывается на производителя, если спрос более эластичен, чем предложение, и на потребителя, если предложение эластичнее спроса.
  В обоих случаях цена Р1 и объем продаж Q1 будут одинаковы вне зависимости от того, вносится налог в бюджет продавцом или покупателем.
  3. Потоварная дотация, выплачиваемая производителю, обусловливает смещение кривой предложения вниз вправо на величину ?S, обеспечивая увеличение предложения (производства).
 
 
 Рис. 45. Распределение выплачиваемой производителю государством потоварной дотации между производителем и потребителем
 
  Дотация, увеличивающая цену, например, животноводческой продукции до равновесного уровня РE, поступает в основном продавцам, если предложение более эластично, чем спрос, и покупателям, если соотношение эластичностей обратное.
  4. Фиксированная цена, устанавливаемая выше равновесного уровня (например, на зерно, закупаемое государством), ведет к уменьшению объема предложения за счет перемещения кривой предложения влево вверх.
 
 Рис. 46. Введение фиксированной цены, выше равновесной
 
  5. Фиксированная цена, устанавливаемая государством на уровне P1, ниже равновесного (например, на медпрепараты), обусловливает появление дефицита предложения и увеличение до Р2 цены на теневом рынке данного товара.
 
 Рис. 47. Введение государством фиксированной цена, ниже равновесной
 
  Таким образом, любое вмешательство государства в рынок индивидуального товара нарушает рыночное равновесие, которое по теореме лауреата Нобелевской премии 1988г. М.Аллэ является ситуацией максимальной эффективности. Следовательно, вмешательство государства в рынок при всех благих намерениях ведет к снижению эффективности использования ресурсов. Поэтому оно должно осуществляться в определенных, очень жестких границах с минимальным нарушением состояния частичного равновесия.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в экономику?
  2. Дайте экономическое обоснование целей государственного регулирования.
  3. Через какие функции проявляется стабилизирующая роль государства?
  4. Как Вы думаете, чем обоснован выбор направлений государственного регулирования?
  6. Какие инструменты государственного регулирования наиболее эффективны в переходной экономике?
 
  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Белокрылова О.С. Методические указания по изучению роли государства в переходной экономике. Ростов-на-Дону, 1996.
  2. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М., 1996. Гл. 15. Пар 3.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. Гл.18.
  4.Курс переходной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., 1997. Раздел 2.
  5. Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров., 1994. Гл.24, пар. 4.
  6. Основы теории переходной экономики /Под ред. Киселевой Е.А., Чепурина М. Н. Киров, 1996. Гл. 7,8.
  7. Роль государства в экономике. Ростов-на-Дону, 1997.
  8. Экономика переходного периода /Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. МГУ, 1995. Гл.12.
 1 Экономика и жизнь. 1994. № 32.
 2 Ноув А. Какой должна быть экономическая теория переходного периода // Вопросы экономики. 1993. № 11. С.16.
 3 Абалкин Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. № 1. С.4.
 4 Тоффлер О. Наука и мышление. Предисловие к книге И. Пригожина, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог с природой. М., 1986. С.8.
 5 Яковец Ю. Выступление на 2 международном симпозиуме "Эволюционная экономика на пороге 21 века" 1996г. // Вопросы экономики. 1997. № 3. С.154.
 6 Радаев В.В. Концептуальные основы анализа переходной экономики. М., 1995. С.5.
 7 Шургалина И.Н. Формирование новой теоретической парадигмы и методологические проблемы изучения переходных процессов и социально-экономическая трансформаций // Экономическая теория на пороге ХХ1 века. СПБ, 1996. С. 362.
 8 Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие) // Вопросы философии. 1981. №.3. С.3.
 
 9 Васильчук Ю.А.. Исторический смысл и определяющая функция переходного периода. К методологии исследования трансформаций // Переходная экономика
 10 Лужков Ю. "Еще можно оздоровить работу предприятий" // Экономика и жизнь. 1997. № 6. С.1.
 11 Ольсевич Ю.А. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994.
 12 Микульский К.И. Социально ориентированная рыночная экономика - выбор России // Общество и экономика. 1997. № 1-2.
 13 О социально-экономическом положении в стране // Российская газета. 1997. 9 октября. С.1.
 14 Российская газета. 1996 . 28 декабря.
 15 См.: Структурная перестройка и экономический рост // Российская газета. 1998. 9 января. С.3.
 16 Илларионов А. Природа Российской инфляции // Вопросы экономики. 1995. № 3. С.5, Дубинин С. Рубль под елочку // Российская газета. 1996. 12 декабря. С.2.
 17 См.: Структурная перестройка и экономический рост // Российская газета. 1998. 9 января. С.3.
 18 Сбербанк-на-Дону. 1997. № 9. С.3.
 19 Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995. С.154.
 20 Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 1998. №5. С.3.
 21 Герхард Г. Об использовании эконометрических методов в переходный период // Российский экономический журнал. 1993. № 2. С.76.
 22 Всемирная история экономической мысли. М., 1987 Т. I С. 116.
 23 Платон. Законы. М., 1972. Т. III. Ч. 2.
 24 Абалкин Л.И., Социалистическая система хозяйства. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. М., 1979. Т. III.С. 600.
 25 Цит. по: Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.С. 4.
 26 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С.271-288.
 27 Экономика переходного периода. / Под. Ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. М., 1994. С.101.
 
 28 Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М., 1994. С.31-32.
 29 Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. М., 1996. С. 407.
 30 Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. М., 1996. С.408.
 31 Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост" // Вопросы экономики. 1997. № 1. С.30.
 32 Капелюшников Р. Что такое право собственности? // Как это делается. Финансовые, социальные и информационные технологии. Исследования и разработки. Вып. 3. М., 1994. С. 12-18.
 33 Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточно-европейского капитала // Вопросы экономики. 1996. № 6. С.4.
 34 См. Вопросы экономики. 1996. №6; Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993;
  Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.
 35 Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий"// Экономика и жизнь. 1991. №3.
 
 36 Наше время. 1994. 10 февраля.
 
 37 Экономика и жизнь . 1994. № 6.
 38 Рутгайзер В. Приватизация в России: движение на ощупь. // Вопросы экономики. 1993. № 10. С.48; №11. С.113; №12. С.106.
 39 ESOP - программа продажи акций работникам.
 40 Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" // Российская газета. 1994. 4 января.
 
 41 Попов А. Нетерпение ума , или "зачем мы морочим голову словом "социалистический" // Российский экономический журнал. 1993. № 3. С.56.
 42 Радыгин А. К теории приватизации в переходной экономике // Вопросы экономики. 1995. № 12. С.54.
 43 Вопросы экономики. 1995. № 10. С. 51 (изучено 1000 АО, созданных на базе госпредприятий, в 26 регионах России).
 
 44 Вопросы экономики. 1995.№ 10. С.53; Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность // ВЭ. 2000. №11. с.122.
 45 Schumpeter I.A. The theory of Economic Development. Oxford 1934. Р. 32 - 61.
 46 Kirtzner I. Perception, Opportunity and Profit-studies in the Theory of Enterpreneurship. Chicago: The University of Chicago Press, 1979. Р. 111.
 47 Kirtzner I. Competition and Entreprenership, Chicago: The University of Chicago Press, 1973. Р. 66, 73.
 48 Schultz T.W. Investment in Entrepreneurial Ability // Scandinavian Journal of Economics, 1980. Р. 443, 449.
 49 Casson, M., Martin Robertson, 1982. Р. 23.
 50 Karayiannas A.D. Entrepreneurial Function in Economic Literature: A Synoptic Review. Rivista Internazionale di Scienze Economiche e Commerciali. 1990. Vol.37, № 3. P. 259 - 262.
 51 Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. Вып. 1. 1992.
 52 Casson M. "The Entrepreneur" in the New Palgrave // A Dictionary of Economics, edited by J. Eatwell, M.Milgate, P.Newman, London: The Macmillan Press Limited, 1987, Р.152.
 53 McClelland D. The Achieving Society, Princeton: D. Van Nostrand, 1961.
 54 Brockhaus H.R. "The Psychology of the Entrepreneur" in Kent, C., Sexton, D., Vesper; K. (ed): Encyclopedia of Entrepreneurship, New Jersey: Prentice-Hall, 1982, p. 41
 55 Brockhaus H.R. "The Psychology of the Entrepreneur" in Kent, C., Sexton, D., Vesper; K. (ed): Encyclopedia of Entrepreneurship, New Jersey: Prentice-Hall, 1982, p. 45.
 56 Brockhaus H.R. "The Psychology of the Entrepreneur" in Kent, C., Sexton, D., Vesper; K. (ed): Encyclopedia of Entrepreneurship, New Jersey: Prentice-Hall, 1982, p. 39.
 57 Karayianias A. Entrepreneurship and the Transition from Socialism to a Free Market Economy // International Journal of New Ideas. 1993. Vol. 2. № 2. P. 43.
 58 Ronen J. Some Insights into the Entrepreneurial Process // Joshua Ronen (ed): Entrepreneurship, Massachuassets: Lexington Books, 1983. P. 140.
 59 Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. М., 1996. С.238.
 60 Концепция реформирования предприятий. // Экономика и жизнь. 1997. № 46.
 
 61 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992.
 62 Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. С.146
 63 Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учебное пособие для высших учеб. заведений. М.: Прогресс. 1995. С.143.
 64 Там же. С.145.
 65 Гершафт М. Оплата труда, занятость и социальная защита // Российский экономический журнал. № 3. 1992.
 66 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика. 1992. С.190.
 67 Гальперин В.М и др.. Микроэкономика. Спб.: Экономическая школа. Т.1. 1994. С.125.
 68 Безработных стало меньше...// Российская газета. 2000.26 декабря.
 69 Программа содействия занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы. Ростов-на-Дону, 2000. С.7.
 70 См.: Экономика и жизнь. 1999. № 20. С. 11.
 71 См.: Яковлева И. Класс, который мы потеряли // Экономика и жизнь. 1998. № 49. С.1.
 72 К скрыто безработным относятся также те, кто вынужденно работает не по специальности, либо получает за свой труд такую заработную плату, на которую невозможно прожить. В целом, по оценкам, скрытая безработица в России составляет около 15% экономически активного населения (см. : Волгин Н. Сколько ликов у российской безработицы? // Экономика и жизнь. 1999. №3. С. 30).
 73 См.: Там же.
 74 Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991-1997) / под ред. Гайдара Е.Т. М., 1998. С.860, Российский статистический ежегодник. 1999. С. 178.
 75 См.: Российская экономика: прогнозы и тенденции. 1999. № 72-74. С.12.
 76 Р.И. Капелюшников, С.П. Аукуционек. Придерживание рабочей силы: свидетельства "Российского экономического барометра" // К вопросу теории и практики экономики переходного периода. М.,1996.
 77 Официальные данные Госкомстата России. http://www.gks.ru/osnpok.htm
 78 Капелюшников Р.И., Аукционек С.П. Придерживание рабочей силы: свидетельства "Российского экономического барометра"// К вопросу теории и практики экономики переходного периода. М.,1996. С.78.
 
 79 Веблен Т. Теория празного класса. М.: Прогресс. 1984. С.58.
 80 Commons J.R. Institution Economics // American Economic Review. 1931. V.21.
 81 Норт Д. Институты и экономический рост : историческое введение // Тезис. Т.1. Вып.2. М., 1993. С.73.
 82 См.: Рощин С.Ю. Институты рынка труда в переходной экономике // Современная экономическая теория. Материалы научной конференции "Ломоносовские чтения". М.,1997. С. 69-70.
 83 Программа содействия занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы. Ростов-на-Дону, 2000. С.36.
 
 84 Уринсон Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики. 1997. №1. С.35.
 85 Сакс Д., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996. С.143.
 86 Ольсевич Ю. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994. С.4.
 87 Увеличить уровень жизни народа - экономическая стратеги кабинета Путина // Российская газета. 1999. 26 ноября. С. 2.
 88 Экономико-правовой бюллетень. 1997. Вып.2. С.4, Увеличить уровень жизни народа - экономическая стратеги кабинета Путина // Российская газета. 1999. 26 ноября. С. 2.
 89 Там же. С.5.
 90 Комаров И. Инвестиционный климат России. Проблемы и перспективы// Инвестиции в России. 1998.№11.С.1.
 91 П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. Основы стратегического управления. М.: Маркетинг.1997.
 92 Экономико-правовой бюллетень. 1997. Вып.2. С.22.
 93 Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. 1999. № 12. С.5.
 94 Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. 1999. № 12. С.5.
 95Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 - 2000 годы. // Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 8.
 96 Экономико-правовой бюллетень. 1997. Вып.2. С.8.
 97 Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. 1999. № 12. С.6.
 
 98 См.: РЭЖ. 1998. № 7-8. С.5.
 99 Инвестиционная политика в условиях перехода к рынку // Экономико-правовой бюллетень. 1997. № 2. С.11.
 100 Инвестиционная политика в условиях перехода к рынку.// Экономико-правовой бюллетень, 1997. № 2. С.14.
 101 Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995. С. 164.
 102 Экономика и жизнь. № 4. 1995. С. 2, Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост" // Вопросы экономики. 1997. № 1. С.30.
 103 Михина М. Инвестиции в России: расточительная скупость // Экономика и жизнь. № 9. 1994. С. 2.
 
 104 Панасенко С. И понеслась душа в Майами-Бич. // Российская газета. 1994. 17 июля.
 105 Экономико-правовой бюллетень. 1997. Вып.2. С.23.
 106 Экономико-правовой бюллетень. 1997. Вып.2. С.24.
 107 Российские финансы в 1993 году // Вопросы экономики. 1994. № 1. С. 77-78, Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности в России // Экономико-правовой бюллетень. 1997. № 2. С. 6, Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 6.
 108 Эмерсон М. Мы за взаимозависимость наших интересов // Экономика и жизнь. 1994. № 32. С. 19.

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу