<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>
ПреподавательБелых Валентина Тимофеевна
Лекции по БЖД
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ БЖД
Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование.
Формы деятельности многообразны и охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной и других сферах жизни человека.
Условия деятельности - совокупность факторов среды обитания, воздействующих человека.
Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Безопасность - состояние деятельности, при которой за определенной вероятностью, исключено проявление опасности или отсутствие чрезмерной опасности.
БЖД - область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
БЖД решает три задачи:
1. Идентификация опасности - распознавание образа опасности с указанием количественных характеристик и координат опасности.
2. Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.
3. Ликвидация возможных чрезвычайных опасностей исходя из концепций остаточного риска.
ОБЪЕКТЫ И ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ БЖД
Объектом изучения является среда или условия обитания.
Среда обитания
1. Производственная среда
а) Труд (С, М, ПТ,Пр,ПО)
б) Природные условия (Гл, Г, К, Сб, ПП)
2. Непроизводственная среда
а) Природные условия
б) Общая культура субъекта (НК, ОК, ПК, КО)
С - субъект труда
М - машины, средства труда
ПТ - процессы труда
Пр - продукты труда ( в том числе опасных примесей)
ПО - производственные отношения
Гл - геолого-ландшафтные условия
Г - географические условия
К - климатические условия
Сб - стихийные бедствия
ПП - природные процессы
НК - нравственная культура
ОК - общая культура
ПК - правовая культура
КО - культура общения
Предмет изучения БЖД - опасности
Опасность - явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Классификация опасностей:
1. По происхождению
а) Природные:
- литосферные (землетрясения, извержения вулканов, поползни, солевые потоки, снежные лавины)
- гидросферные (град, молнии, ураганы, гололед)
- космические (астероиды, солнечная радиация, космический мусор)
б) Биологические
- болезнетворные бактерии
- грибы
2. По времени проявления
- импульсивные
- кумулятивные
3. По вызываемым последствиям
- заболевания
- травмы
- аварии
- пожары
- летальные иходы
Сферы появления опасности:
- производственная
- бытовая
- спортивная
- дорожно-транспортная
- военная
4. По характеру воздействия
- активные
- пассивные
Пассивные опасности переходят в разряд активных за счет энергии человека.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИИЯ
Причины - условия, при которых реализуется потенциальные опасности.
Причины характеризуют совокупность обстоятельств, при которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия.
Опасность > причины > нежелательные последствия (травмы, заболевания, ущерб окружающей среде), несчастный случай, ЧС, пожар и т.д.
В профилактике несчастных случаев, чрезвычайной ситуации, пожара лежит поиск причин, т.к. опасность может быть реализована в нежелательное событие несколькими причинами. Напр.: Яд - ошибка провизора - отравление - умышленное потребление.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности: Всякая деятельность человека потенциально опасна.
Риск - количественная оценка опасности - отношение числа тех или иных нежелательных последствий (неблагоприятных) к их возможному числу за определенный период времени.
Вид риска Объект риска Источник риска Нежелательное событие Индивидуальный риск Человек Условия жизнедеятельности человека (внутренняя среда организма человека), привычки, социальная экология, профессиональная деятельность человека, транспортные сообщения, природная среда Заболевания, травмы, инвалидность, смерть Технический риск Технические системы и объекты Нарушение правил эксплуатации технических систем и объектов, техническое несовершенство Взрыв, пожар, катастрофа Экологический риск Экологические системы Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные ЧС Антропогенные экологические катастрофы, стихийные бедствия Социальный риск Социальные группы Снижение качества жизни Гибель людей, заболевание, рост смертности Экономический риск Материальные ресурсы Повышенная опасность производства Увеличение затрат на безопасность, ущерб от недостатка защищенности
1. Индивидуальный риск - Rи
где P - число пострадавших в единицу времени t от определенного фактора риска f
L - число людей подверженных соответствующему фактору риска f в единицу времени t.
Индивидуальный риск может быть добровольным и принудительным.
2. Технический риск - комплексный показатель надежности элементов техносферы,
выражает вероятность или катастрофы при эксплуатации машин, механизмов, реализации технологических процессов, строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
где ?Т - число аварий в единицу времени t на идентичных объектах
Т - число идентичных объектов подверженных общему фактору риска f.
3. Экологический риск - выражает вероятность экологического бедствия,
катастрофы, нарушение норм функционирования систем и объектов в результате вмешательства в природную среду.
где ?О - число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t
О - число потенциальных источников нарушении.
4. Социальный риск - характеризует масштабы тяжесть негативных последствий,
ЧС различного рода преобразований в обществе снижение качества жизни людей.
Оценить можно по динамике смертности, рассчитано на 1000 человек в соответствующей группе.
где с1 - число умерших в единицу времени t в исследуемой группе в начале наблюдения
с2 - смертность той же группы в конце периода наблюдения
L - общая численность группы.
5. Экономический риск - определяется отношение пользы и вреда получаемой
обществом от рассматриваемого вида деятельности
Приемлемый риск - сочетает в себе технический, экономический, социальный, политический риски, представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и экономическими возможностями ее достижения при снижении индивидуального технического и экологического риска, необходимо оценить каким в результате окажется социальный риск.
В настоящее время по международному договору принято считать, что технический риск должен находиться в пределах от 10-6 до 10-7
УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ
1. Совершенствование систем и объектов
2. Подготовка персонала
3. Ликвидация ЧС
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Деятельность человека:
- физический труд
- механизированные формы физического труда
- умственный труд
Человек - орудие труда, физическая тяжесть туда определяется энергетическими затратами.
Физический труд - повышенная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, а так же на функциональные системы человека (сердечно сосудистую, дыхательную)
Физический труд, развивая мышечную систему, имеет отрицательные последствия: человек быстро утомляется (требуются длительные перерывы), эмоциональная неудовлетворенность (социальная неэффективность труда).
Умственны труд - объединяет работы связанные приемом и переработкой информации, требующие внимания, памяти, а так же активации процессов мышления эмоциональной среды.
Для этого вида деятельности характерна гипокинезия - значительное снижение двигательной активности человека, что приводит к ухудшению реактивности организма, формированию сердечно-сосудистой патологии, угнетающее влиянии на психическую деятельность человека, ухудшение функции памяти, внимание.
Типы операторской деятельности технических систем
1. Оператор технолог - непосредственно включается в технологический процесс, совершает преимущественно исполнительную деятельность, руководствуясь инструкциями.
2. Оператор манипулятор (машинист) - основную роль в его деятельности играют механизмы исполнения действий.
3. Оператор наблюдатель
ХАРАКТЕРИСТИКА УМСТВЕННОГО ТРУДА
1. Труд оператора - большая ответственность и высокая нервно-эмоциональное напряжение.
2. Управленческий труд - чрезмерный рост объема информации, дефицит времени для переработки, личная ответственность за принятие решений, возникновение конфликтных ситуаций.
3. Творческий труд - объем памяти, напряжение, внимание, нервно-эмоциональные перегрузки.
4. Педагоги и медики - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность за принятие решений, дефицит времени.
5. Труд учащегося - оптимизация памяти, стрессовые ситуации.
При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии возрастает и составляет до 20% от общего объема энергии в организме.
Потребление кислорода 100 граммами коры головного мозга в 5 раз больше расходует кислород, скелетная мышца того же веса при максимальных нагрузках расходует от 10,5 до 12,5 МДж умственного труда.
ТЯЖЕСТЬ И НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА
Тяжесть труда - это количественная оценка физического труда, а напряженность труда - это количественная оценка умственного труда.
На производстве различают 4 уровня воздействия условий труда на человека:
1. Комфортные условия.
2. Относительно дискомфортные условия - вызывающие функциональные изменения не выходящие за пределы нормы.
3. Экстремальные условия - приводящие к снижению трудоспособности
4. Сверхэкстремальные условия - условия, приводящие к потере трудоспособности.
Фазы трудоспособности человека.
Работоспособность - поддержание трудоспособности в течение определенного времени обуславливаемыми внешними и внутренними факторами.
Внешние факторы - информационная структура сигналов, взаимоотношения в коллективе.
Внутренние факторы - уровень подготовки, тренированность.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Совершенствование умения и навыков.
2. Компоновка рабочего места.
3. Своевременная смена деятельности с комплексом мер по психологической нагрузке.
ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ "ЧЕЛОВЕК-СРЕДА"
Окружающая среда воздействуя на организм человека способна вызвать в нем изменения в том числе отрицательные, природа снабдила человека механизмом защиты который называется гомеостаз.
Гомеостаз - это относительное постоянство состава и свойств внутренней среды устойчивость основных физиологических функций организма человека.
Благодаря гомеостазу у человека поддерживается постоянство температуры тела, давление, состав крови.
Чтобы исключить отрицательные последствия взаимодействия внешней среды и организма человека, необходимо регулировать элементы внешней среды.
Решая вопрос безопасности системы "человек-среда" необходимо учитывать особенности человека.
1. Является объектом защиты.
2. Выступает средством обеспечения безопасности.
3. Человек сам источник опасности.
ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛИЗАТОРОВ
Человек осуществляет связь с окружающим миром при помощи своих анализаторов.
Характеристики анализаторов необходимо учитывать при создании системы защиты.
Параметры анализаторов:
1. Абсолютная чувствительность к интенсивности сигнала - характеризующаяся минимальным значением воздействующего раздражителя, при котором возникает раздражительность. Абсолютная чувствительность измеряется в единицах энергии, давлении, температуре.
Нижний порог чувствительности - это минимальная адекватно осуществляемая интенсивность сигнала.
Психофизическими опытами установлено, что величина ощущений изменяется медленней чем сила раздражителя в соответствии с законом Вебера-Фехнера интенсивность (Е) выражается:
где J - интенсивность раздражителя
Е - ощущение
к,с - константы, которые определяются данной сенсорной системой.
2. Предельно допустимая интенсивность сигнала (обычно близка к болевому порогу).
3. Диапазон чувствительности к интенсивности сигнала включает все пороги чувствительности.
4. Дифференциальная чувствительность к изменению интенсивности сигнала.
Различают абсолютные дифференциальные пороги ?J и относительные дифференциальные пороги чувствительности
5. Пространственные характеристики чувствительности.
6. Для каждого анализатора характерна минимальная длительность сигнала,
необходимая для возникновения ощущений:
Лактильный (прикосновение) - 0,09?0,22 сек
Слуховой - 0,12?0,18 сек
Зрительный - 0,15?0,22 сек
Обонятельный - 0,09?0,22 сек
Температурный - 0,28?1,6 сек
Вестибулярный аппарат 0,4 сек
Адаптация характеризуется временем присущим каждому времени анализаторов.
Зрителный анализатор - прием и анализ информации происходящей в диапазоне от 360 до 780 н.м. Привыкание в темноте от нескольких секунд до минуты. Поле зрения человека по горизонтали 120?180°, по вериткали вверх 55?60°, вниз 65?72°.
Слуховой анализатор - способность быть готовым к приему информации в любой момент времени. Способность устанавливать со значительной точностью местоположение звука.
Слуховые и зрительные сигналы применяются в качестве предупредительных сигналов и сигналов опасности в системе безопасности.
Характеристика кожного анализатора - обеспечивает восприятия прикосновения, боли, тепла, холода, вибрации. Для каждого вида этих ощущений кроме вибрации в коже имеются специальные рецепторы. Плотность размещенных анализаторов влияет на чувствительность. Чувствительность к прикосновению это ощущение, возникающее при действии на поверхность различных механических стимуляторов. Наибольшей чувствительностью обладают кисти рук. В эпидерме есть окончания, которые являются специализированными нервными окончаниями. Биологический смысл состоит в том, что она мобилизует организм за борьбу за самосохранение.
Температурная чувствительность.
Температура кожи ниже температуры тела.
Лоб - 34?35
Лицо - 20?25
Стопы - 25?27
Живот 34
Обоняние и вкус. Вкус складываются из 4-х составляющих: кислый, сладкий, горьки, соленый.
Абсолютный порог обоняния у человека измеряется долями мг вещества на литр воздуха. Абсолютные пороги вкусового анализатора примерно в 10000 раз выше, чем обонятельные.
Двигательный анализатор - номинальная сила кисти человека составляет 450-650 Н. Скорость развиваемая движущимися руками человека 0,01 - 8000 см/с
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психология безопасности деятельности - важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасности деятельности человека.
Чрезмерная форма психологического напряжения вызывает дезинтеграцию психологической деятельности выраженной в формах психологического напряжения, утрачивается живость и координация движений, появляются непродуктивные формы поведения.
В зависимости от тормозного или возбудительного процесса у человека выделяются 2 типа запредельного психического возбуждения.
1. Тормозной тип (рассеянность)
2. Возбудимый тип (гиперактивность, раздражительность)
Длительные запредельные формы лежат в основе ошибочного действия, которые ведут к несчастным случаям и авариям.
Выделяют:
- пароксизмальное состояние
- психогенные изменения (прием препаратов).
Пароксизмальная - группа расстройств связанных с заболеваниями головного мозга (эпилепсия, обмороки) характеризуется характерными потерями сознания.
Современные средства психофизических исследований выявляют лиц со скрытой возможностью пароксизмального состояния.
Психогенные изменения - под воздействием активных средств, могут привести к состоянию апатии или состояния аффекта, которые могут длиться от нескольких часов до месяца.
Лица склонные к аффекту относятся к категории с повышенным риском травмотизации и не должны назначаться на должности с высокой ответственностью.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ
1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния которой отображают общий психологический настрой коллектива.
2. Временное ситуативное состояние возникает под влиянием неполадок в производственном процессе во взаимоотношении рабочих.
3. Состояние, возникающее в ходе трудовой деятельности (Скука, сонливость, повышенная активность), что сказывается негативно на безопасной деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
Поведение масс людей имеет свои законы и отличается от поведения одного человека, характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, во время взаимно заряженных людей и блокирования сознания. Психологические причины создаваемых опасных ситуаций в каждом действии человека выделяют три функциональных части:
- мотивационную
- ориентировочную
- исполнительную
Нарушение любой части несет несчастные случаи:
1. Нарушение мотивационной части действий, человек недооценивает опасность (алкогольное опьянение).
2. Нарушение ориентировочной части в незнании правил эксплуатации технологических систем.
3. Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил, норм из-за психических и физических возможностей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕКТИВА
Умения добиться, чтобы указания руководителя вследствие их правильности. Решающая предпосылка индивидуальный подход к каждому работнику, значение приобретает личные качества руководителя.
1. Снисходительный человек - замечает нарушения, но игнорирует его считая что выпуск продукции важнее.
2. Принципиальный - заметив нарушение, даст замечание, в спокойной форме не унижая работника.
3. Агрессивный человек - сразу попытается исправить нарушения - оскорбляя подчиненного вызывая ответную реакцию.
10 ЧЕРТ ХАРАКТЕРА РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Коммуникативная особенность (вера в себя, вежливость, жизнерадостность, позитивное отношение к критике в свой адрес, тактичность).
2. Рабочая особенность (старательность, инициативность, способность запоминать необходимое, умение учитывать обстановку, правдивость).
ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>