<< Пред.           стр. 11 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 на этот образ и определить, испытываете ли вы еще неприятные
 чувства. Постарайтесь сделать это. Вы можете закрыть глаза и
 внимательно посмотреть на этот образ. (Пауза. Пока она
 испытывает неприятные чувства, он касается ее правого плеча).
 И, как вы видите по ее реакции, Линда сказала правду: когда она
 видит эту картину, она испытывает неприятные чувства. Итак,
 существует какое-то неприятное переживание, которое время от
 времени возвращается, и трудно сделать так, чтобы оно больше
 Линду не беспокоило, если я правильно понял вас.
  Линда: правильно. Совершенно правильно.
  Итак, время от времени этот образ возвращается и вы при
 этом испытываете те же самые чувства, которые испытывали тогда.
 А сейчас подумайте, в каком ресурсе вы нуждаетесь тогда, когда
 это случалось, чтобы по другому отреагировать на эту ситуацию,
 причем так, чтобы ваша реакция была бы положительный результат,
 если бы вы не проявили. Подождите минуточку, сейчас я хочу
 рассказать вам, что я имею ввиду под словом "ресурс". Под
 ресурсом я неподразумеваю, например, помощь извне или что-то
 подобное. Ресурс -- это большая уверенность в себе, способность
 к самоутверждению, доверие, нежность -- то есть любой
 внутренний ресурс, который бы вам позволил тогда отреагировать
 на ситуацию совершенно иначе. Я не хочу, чтобы вы мне говорили,
 что это за ресурс. Я хочу только, чтобы вы подумали, что бы это
 могло быть. (Пауза) Пока он думает о ресурсе, он касается ее
 левого плеча.
  Кто из вас заметил изменения в Линде? Давайте назовем
 реакцию Линды на образ "у", а реакцию на ресурс -- "Х". Теперь
 давайте продемонстрируем. Какой из двух ответов вы видите
 сейчас? (Касается ее правого плеча... ) Сейчас вы должны
 воспринять изменение цвета кожи, размера губ, изменения в
 дыхании, дрожание тела -- все это мы назвали У.
  А это какая реакция? (Касается ее левого плеча... )
 Сейчас, когда я говорю, что она нуждается в ресурсе Х, я даю
 вам ровно столько же вербальной информации, сколько и ваши
 клиенты, которые рассказывают вам о том, чего они хотят. Когда
 клиент говорит вам: "Я хочу быть уверенным в себе, испытывать
 доверие к людям, хочу любить их и уважать", он делает вам ровно
 столько же информации, как если бы он сказал: "Я хочу Х". В
 каком-то смысле он дает вам в первом случае еще меньше
 информации, нежели во втором. Потому что тогда, когда он
 говорит: "Я хочу быть более уверенным в себе", вы берете ВАШ
 СМЫСЛ слова "уверенные в себе" и приписываете его своему
 КЛИЕНТУ. Если бы он сказал: "Ну, в чем я нуждаюсь, так это в
 некотором Х", то вы бы избегали риска неправильно искаженного
 пониания клиента. Иногда мне думается, что психотерапию легче
 проводить на иностранном языке, которого вы не понимаете. Таким
 образом у вас не будет иллюзий, что слова для вас имеют то же
 самое значение что и для человека их произносящего. Поверьте
 мне, что это -- действительно иллюзия.
  Почему же, когда я касаюсь ее правого плеча, возникает
 реакция У?...
  Заметили ли вы, что появляется? Есть ли кто-нибудь здесь,
 кто заметил это? Что здесь происходит? Линда, верите ли вы в
 свободу
 1000
  воли?
  Линда: Да.
  (Он касается ее правог плеча) Кто же сейчас напряг мышцы
 вокруг вашего рта? В чью же свободу воли вы верите? Свобода
 воли -- смешное словосочетание. Это тоже номинализация. Когда
 вы подошли ко мне в ответ на мою просьбу, вы сделали
 утверждение о своей воли. Я сказал: "Подойдите сюда кто-нибудь,
 кто создает себе такие образы, которые не хотел бы создавать.
 Это утверждение касается того человека, который создает такие
 образы, но отнюдь не вас. Это -- ваше подсознание или ваше
 "мать", одно из двух.
  Что же произошло? Понял ли кто-нибудь смысл происшедшего?
  Женщина: Когда вы попросили ее уйти в глубь себя и
 посмотреть на этот образ, вы положили руку на ее правое плечо,
 в тот момент она испытывала неприятные чувства, и они
 ассоциировались с вашим прикосновением.
  Не хотите ли вы мне сказать, что каждый раз, когда я
 касаюсь ее правого плеча таким же образом она дает ту же самую
 реакцию? (Он касается правого плеча Линды, и появляется реакция
 У).
  Мужчина: Это действительно так выглядит. Я согласен с
 вами.
  И как же такое могучее средство было не замечено
 современной психологией? Вот вы, взрослые люди, сидящие тут.
 Многие из вас окончили колледж, большинство из вас
 проффесиональные коммуникаторы, вы изучали людей, и это, как
 они функционируют. Как вы понимаете то, что сейчас увидели?...
  Что вам говорит имя Павлова? Это -- прямое обуславливание,
 стимул -- реакция. Линда испытывала определенное переживание,
 которое возникло в ответ на мой вопрос о том, от чего она хочет
 избавиться. Когда она в полной мере испыпывала это переживание
 (А я знаю, что то было так, как я наблюдал за ее реакцией),
 все, что я должен был сделать -- это коснуться ее плеча. Теперь
 это прикосновение связано с этим переживанием. Это -- тот же
 процесс, как и тот, который она хочет изменить. Как это
 получается, что тогла когда она создает этот образ,
 автоматически появляются определенные чувства? Она видит образ,
 и бум -- возникает неприятное чувство. Это -- тот же самый
 процесс.
  Когда человек находится в определенном состоянии сознания,
 таком как переживания у Линды вы можете ввести дополнительный
 компанет любую сенсорную систему, например, в кинестетическую.
 Мы называем это "якорь". В этом случае -- кинестетический
 якорь. Когда я теперь буду повторять то же самое прикосновение
 с тем же давлением, в той же самой точке и у Линды в этот
 момент не будет более сильных конкурирующих состояний сознания,
 будет возникать это переживание. Это прямое обусловливание. Я
 считаю, что оно является одним из наиболее мощных скрытых
 инструментов терапевта или вообще коммуникатора. Он может
 помочь вам достичь почти всех нужных вам результатов. Девяносто
 процентов всего, что происходит в ходе терапии -- это изменение
 кинестетических реакций на аудиальные и визуальные стимулы.
 "Мой муж заставляет меня чувствовать себя плохо". "Моя жена
 заставляет меня злится".
  Давайте сейчас проденострируем один (но это только один)
 способ использования этого явления. Линда, вернитесь,
 пожалуйста, к переживанию У. Закройте глаза и вернитесь туда. В
 этот раз я хочу, чтобы сейчас вы увидели себя реагирующей на ту
 ситуацию совершенно иначе. Пере живайте все это до тех пор,
 пока не будете удовлетворены.
  Сейчас она переживает прошлое, имея новый ресурс, тот,
 который был ей доступен тогда, когда это случилось в первый
 раз, и будет переживать до тех пор, пока не будет удовлетворена
 своей реакцией. Мы называем этот процесс "изменением личностной
 истории". Вы возвращаетесь в прошлое с новым ресурсом, который
 не был вам доступен тогда. Мы не знаем конкретно, что это за
 ресурс, и это нам не нужно. Сейчас она заново переживает
 прошлое. После этого мы будем иметь две истории -- одну --
 реальную, когда у нее не было ресурса, и другую -- "новую",
 когда ресурс у нее был. В зависимости от того, насколько полно
 все это переживание (а это мы
 1000
 гарантируем закреплением с
 помощью якоря) обе эти истории будут в равной степени служить
 новому будущему поведению.
  Линда: (открывает глаза и широко улыбается) Это прекрасно!
  -- ОК. А сечас, Линда, создайте старый образ, расскажите
 мне, что произойдет. Наблюдатели, какой будет ответ -- Х или У?
 Не опирайтесь только на свой сенсорный опыт. Вы можете
 проводить терапию, но самое важное -- узнать, сработало ваше
 действие или нет.
  Мужчина: Я вижу смесь ответов Х и У.
  -- Линда, что же вы испытываете? Когда вы смотрите на
 старый образ, испытываете ли вы те же самые чувства?
  Линда: нет, не испытываю.
  -- Не говорите больше ничего, вы уже ответили нам, что
 ваши чувства изменились.
  Линда: Уф, мой страх исчез.
  -- А сейчас применим другой способ чтобы проверить то, что
 мы сделали. Смотрите(он касается ее правого плеча). Видите ли
 вы ту же самую реакцию, которую такое же прикосновение вызвало
 раньше?
  Женщина: Частично. -- Да, частично. Если бы реакция..
 противоположной, то я считал бы, что сослужил клиенту плохую
 службу. Если вы занимаетесь выбором, то вы занимаетесь
 увелечением количества выборов, добавлением новых выборов, а не
 заменой их, или замещением одного порочного круга стимул --
 реакция на другой. Если у вас есть клиент, который чувствует
 себя на работе маленьким и беспомощным, и вы измените его так,
 что каждый раз, приходя на работу он будет чувствовать
 уверенность в себе, испытывать ощущуение счастья и доверия к
 людям, то его состояние вовсе не улучшиться. У него по прежнему
 остается только один выбор из всех реакций. А если у вас только
 один выбор, то вы робот. Мы считаем, что терапия это
 превращение роботов в людей. Это нелегкое занятие. Все мы
 роботизированны. В каком-то аспекте вашей работой является
 подсознательное изменение этой ситуации, чтобы люди
 тренировались в выборе своего поведения, сознательного и
 бессознательного.
  Что такое выбор? Для меня выбор -- это иметь возможность
 многообраз ные реакции на те же самые стимулы. Осознаете ли вы,
 что каждый раз, когда вы читаете книгу, в ней, скорее всего,
 нет новых для вас слов? Что там содержаться те же самые слова,
 но в иной последовательности? Куды бы вы не пошли, везде вы
 слышите те же самые слова, но в разных последовательностях?
 Каждый раз, когда я читаю художественную литературу, происходит
 то же самое, каждое слово, которое мы используем тут на
 семинаре вы уже слышали. Как же тогда вы можете научиться
 чему-то новому?
  А сейчас мы сделаем еще одну очень важную вещь. В данный
 момент Линда имеет выбор. Вы все это видели. Но мы хотим, чтобы
 Линда имела выбор не только сейчас, сидя в этой аудитории, но и
 в других ситуациях. Всем вам знакомо следующее явление. Вы
 поработали с клиентом и оба знаете, что у него сечас есть
 выбор. Он покидает кабинет вы счастливы, и он тоже, но через
 две недели он возвращется и говорит: "Знаете, я не совсем... Я
 не знаю, что произошло... М-да... " Или, еще хуже, он начинает
 излагать ту же самую проблему, что и две недели назад, как
 будто из памяти у него стерлось все то, как вы прорабатывали с
 ним проблему.
  У Линды здесь было измененное состояние сознания. Ее
 сознание радикально изменилось, чтобы прожить старый опыт и
 интегрировать в него новые ресурсы. Суть состоит в том, (так 20
 лет назад родилась семейная терапия) что если вы просто введете
 изменения в изменение состояние сознания, в котором человек
 находится в кабинете врача, в в группе, и т. д. очень вероятно,
 что в первое время оно не распространяется в другие сферы жизни
 пациента. Вы должны родить изменения несколько раз. Вы должны
 быть уверены, что новое понимание себя новое поведение, новые
 выборы будут перенесены из контекста, где они совершились, в
 реальный мир.
  У нас существует очень легкая процедура, которую мы
 называем -- "присоединение к будущему". Она используется для
 того, чтобы перенести новое поведение в соответс
 1000
 твующий
 контекст. Это-еще одно использование, закрепление с помощью
 якоря. Вы знаете новую поведенческую реакцию и знаете контекст,
 в котором, как хочет клиент, эта реакция бы появилась. Задайте
 клиенту следующий вопрос: "Что является первым признаком,
 который вы можете увидеть в этой ситуации, в которой хотите
 сделать свой выбор?"
  Линда, есть ли в вашей сегодняшней жизни ситуации, которые
 напоминают ту, что вы видели на этой картине из прошлого? И в
 которых вы реагировали бы точно так же, как и прошлом, хотя вам
 этого бы не хотелось? А сейчас я хотел бы знать, что позволяет
 вам определить что это -- тот же самый контекст. Это что-то,
 что вы видите, слышите или чувствуете?...
  Линда: Это то, что я вижу, это то как некто выглядит.
  ОК. Теперь посмотрите, как он выглядит. Каждый раз, когда
 вы видите что-то подобное, вы почувствуете это (он касается
 ресурсного якоря) Я хочу, чтобы вы помнили, что у вас есть
 именно этот ресурс...
  Это "присоединение к будущему", "проход в будущее". Оно
 занимает полторы-две минуты, и гарантирует, что ваша работа, ее
 результаты, будут проявляться и в реальном мире. Те же самые
 стимулы, которые раньше вызывали неадантивные стеротипы
 реакции, в данном случае чувства, которые Линда хотела бы
 изменить, будут теперь являться стимулами для ресурсной
 реакции. Сейчас она автоматически будет иметь доступ к новому
 выбору в ситуациях любых, а не только в кабинете групповой ком
 нате и т. п. Это -- обуславливание типа стимул.
  У нас нет возможности быть постоянно с Линдой, чтобы
 держать ее за плечо, поэтому мы должныы сделать триггером
 нового поведения часть актуального контекста. Самое лучшее --
 сделать триггером для нового поведения то, что раньше вызывало
 неадаптивные реакции. Если звук голоса начальника заставляет ее
 чувствовать себя беспомощной, тогда сделайте этот звук
 триггером для переживания уверенности в себе, доверия и т. п.
 Иначе уже существует старые якоря окажутся сильнее новых,
 которые вы создали.
  Именно это явления послужило толчком для развития семейной
 терапии. Ребенок -- шизофреник попадает в больницу, получает
 новых "матерей", ему становится лучше -- он счастлив, хорошо
 учится. Затем его возвращают в семью и за несколько недель он
 снова становится шизофреником. И тогда психиатры сказали: "Да,
 ведь что-то именно в семье заставляет ребенка быть
 шизофреником, значит мы должны лечить всю семью". Вы не ДОЛЖНЫ
 лечить всю семью. Есть один способ сделать это: это выбор. Если
 к вам приходит вся семья, то все якоря у вас на глазах и вы
 можете их использовать. Это можно продемонтсрировать. Линда, вы
 можете сесть на место. Спасибо.
  А сейчас я порошу на сцену двоих, кто хотел бы сыграть
 мужа и жену...
  Спасибо, Ларри и Сьюзи. Сьюзи, какие у вас жалобы на мужа?
 Что он делает или чего не делает?
  Сьюзи: Он пьет слишком много пива. Он никогда не смотрит
 со мной футбол.
  Он никогда не смотрит с вами футбол? И как вы себя от
 этого чувствуете?
  Сьюзи: Я схожу с ума. Я опусташена.
  Опусташены, значит вы нуждаетесь во внимании с его
 стороны?
  Сьюзи: Да.
  А когда вы стараетесь завоевать его внимание,
 что-смотрите, он отвечает на мой вопрос визуально. Бум! Вот то,
 что обычно происходит. Жена говорит: "Чувствую свое желание,
 чтобы он до меня дотронулся, а муж отвечает (гляди вверх): "Я
 не вижу, чтобы это было сейчас нужно". Верно? Или он приходит
 домой и говорит: " В доме всегда беспорядок". Я больше видеть
 этого не могу". А она говорит: "Но при этом чувствуешь себя так
 уютно!"
  Вот здесь я собираюсь использовать якорь. Я скажу: "Да,
 трудно поверить, но разрешите мне проверить это. "Затем я задам
 мужу несколько риторических вопросов, просто для вызывания
 реакции. Я скажу: "Ларри, разешите мне задать вам несколько
 вопросов. Бывает ли так что вы действительно хотите
 почувствовать себя близко к жене, проявить к ней внимание и
 теплые чувства?"
  Ларри: Конечно, б
 1000
 ывает.
  (он касается его запястья)
  Из моего прошлого терапевтического опыта я знаю, что
 супруги часто запутываются в словах, потому что люди вообще не
 в ладу со словами. Взрослых не учат использовать слова, этому
 не учат даже детей Сьюзи, я вам попробую рекомендовать
 следующее: Я хочу дать вам невербальный сигнал, который
 позволит нам узнать, готов ли Ларри проявить к вам внимание.
 Всякий раз, когда вам захочется, чтобы он проявлял к вам
 внимание и теплые чувства, подойдите к нему и вот возьмите его
 за запястье. ОК. Не попробуете ли вы сделать это прямо сечас? Я
 хочу убедиться в том, что вы меня поняли.
  Когда вы это сделали, Сьюзи, он кивает или отрицательно
 покачивает головой в зависимости от того, готов ли он провести
 какое-то время с вами. В этом случае он получит от вас
 недвусмысленное сообщение о вашем желании, потому что если вы
 подойдете к нему и резким голосом скажете, подтолкнув его
 плечом: "Футбол будешь смотреть? ", то он может неправильно это
 проинтерпритировать. Теперь я могу отослать эту пару для того,
 чтобы все это они проделали дома. Ей я скажу: "Вам надо
 повторять это дважды в день -- и все". И что за "невербальный
 сигнал? Это якорь. И что же произойдет? Кивнет ли он в знак
 согласия или отрицательно покачает головой?
  Первые несколько раз она будет проделывать все это

<< Пред.           стр. 11 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу