<< Пред.           стр. 13 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 часть опыта, а именно кинестетический компонент. Затем он
 говорит: "Сохраняйте этот компонент и позвольте ему увести вас
 назад, вглубь вашей личностной истории, чтобы полностью
 пережить заново тот опыт, над которым мы сейчас работаем".
 Используя якорь, вы всегда можете вернуться к тем
 кинестетическим реакциям, с которых уже начали работу, и таким
 образом стабилизировать то, над чем вы работаете. Это-лишь один
 из преимущества использования якоря таким образом.
  Другое преимущество состоит в возможности проверки
 достигнутых результатов. После того, как мы проделали работу по
 интеграции, после того, как она оживила ресурсное переживание и
 снова пережила неприятную ситуацию уже с ресурсом, я выждал
 некоторое время и прикоснулся к начальному якорю. И я получил
 интегрированную реакцию, узнав таким образом о том, что процесс
 сработал. Но следите, чтобы клиент никогда не узнал о том, что
 таким образом вы проверяете свою работу. Этот скрытый
 невербальный способ проверки даст вам возможность убедиться,
 что интеграция завершена еще до того, как клиент покинет ваш
 кабинет. Опираясь на гуманистиче
 1000
 скую психологию многие из вас
 ожидают от больных вербальной осознанной обратной связи, но
 такой вид обратной связи -- наименее полезный из всех
 возможных.
  А сейчас я хочу, чтобы вы осознали, что ваш клиент не
 может сделать ничего такого, чтобы вы не смогли закрепить с
 помощью якоря. Если вы собираетесь использовать якорь, то
 должны хорошо осознать, что он из себя представляет. Если
 клиент приходит и говорит: "Я нахожусь в депрессивном
 состоянии", а вы отвечаете: "Угу,... "то этот ответ может точно
 так же служить якорем, как и прикосновение к руке. Вы должны
 хорошо отдавать себе отчет в том, какой якорь какому
 переживанию соответствует. Мы рекомендуем вам в течении месяца
 использовать только кинестетические якоря. поступая таким
 образом, вы обнаружите, что закрепить с помощью якоря можно
 любой фрагмент переживания в любой репрезентативной системе.
 Большинство же терапевтов используют якорь так, что это мешает
 или обращает вспять процесс терапии, поскольку не знает, какие
 якоря они используют и что ими закрепляют.
  Тут есть еще один важный момент, когда вы спрашиваете:
 "Всегда ли вы закрепляете негативные чувства, то на самом деле
 ничего "Негативного" тут нет. "Негативный" -- это суждение об
 опыте. Это не опыт это логическое умозаключение. переживание,
 которое Линда считала неприятным, сейчас служит ей основание
 для будущего обучения, если его включить в соответствующий
 контекст. Если первые 20 лет своей жизни вы прожили без единого
 неприятного переживания, вы будете просто глупыми и
 неспособными ни на что человеческое. Важно понять, что любое
 переживание может быть развивающим, позитивное оно или плохое,
 приятное или неприятное.
  В сущности, непонятно даже, существовало ли данное
 переживание на самом деле. Возьмите любое ваше переживание
 любого события, которое, как вы считаете, на самом деле имело
 место, и при ближайшем рассмотрении окажется, что этого не
 было. Неприятное переживание, которое Линда заново сегодня
 испытала, является мифом в той же степени, как и тот новый
 опыт, который она получила, переживая эту ситуацию с новым
 ресурсом. То, что мы с ней сделали, настолько же реально, как и
 то, что случилось с ней "на самом деле". На самом деле не было
 ни того, ни другого. Если вы хотите проверить это утверждение
 на себе, то через два-три месяца попытайтесь вспомнить, что
 происходило на этом нашем семинаре. а затем посмотрите
 видеопленку. Вы убедитесь, что ваше воспоминание имеет очень
 мало отношения к семинару. Поскольку ваша личностная история --
 это миф, используйте ее как набор ресурсов, а не набор
 ограничений. Один путь к этому -- это использование якорей.
  Те из нас, кто проходил курс ТА как клиент, помнят,
 наверное, как живо вам удалось вспомнить те события из детства,
 которые вы пережили в возрасте двух лет и восьми месяцев.
  Женщина: да, у меня это очень хорошо получилось, я
 прекрасно, кроме одного: формирования вашего восприятия
 некоторых событий. Взаимосвязь между тем, что действительно
 происходило и вашим опытом в лучшем случае весьма слабая точка.
 но ваши восприятия реально существуют. Получение разрешения на
 опыт, оставшийся как след от тех событий, которые никогда не
 происходили, имеют такую-же (а может и большую) ценность, как
 получение разрешения на реальные переживания, в особенности
 если первое место болезненное и дает в результате большую
 возможность выбора для клиента. Я очень легко могу
 "вмонтировать" в вашу память переживания не имеющие никакого
 отношения к реальным событиям и являющиеся просто порождением
 моей фантации. Я пробовал делать это -- и мне удавалось. Моя
 мать сейчас верит, что она проделывала со мной такие вещи,
 которых в действительности вовсе не было.
  Я знаю, что их не было. Но я убедил ее в том, что это было
 на самом деле. Я сказал ей, что ходил на групповую
 психотерапию, где со мной произошли очень в
 1000
 ажные для меня
 изменения. и все это было основано на оживлении моего детского
 опыта. Когда я рассказал ей об этих детских переживаниях, она
 порывалась в своих воспоминаниях и нашла что-то похожее.
 Конечно же, наш опыт достаточно бога, чтобы найти переживания,
 попадающие под какую угодно категорию.
  Тут происходит то же самое, как если бы я сейчас сказал:
 "Через некоторый момент вы осознаете свои ощущения в правой
 руке, хотя в данный момент быть может, вы их полностью не
 осознаете". Если вы сейчас не обратите внимание на свою правую
 руку, то, скорее всего, вы уже мертвы. Сейчас вы были обречены
 на то, чтобы ощутить свою правую руку. Большинство феноменов в
 психотерапии основано на том, что они настоль ко обобщены, что
 любой человек, порывшись в своей истории найдет там
 соответствующее переживание.
  Пользуясь этим, вы можете прекрасно "читать мысли".
 Возьмите предмет, который принадлежит кому-то из присутствующих
 и держите его в ру ке. Это позволит вам видеть присутствующих
 также с помощью периферического зрения. Затем скажете, что-то
 вроде: "Я -- человек, который озабочен вопросами, связанными с
 наследственностью". Затем вы наблюдаете за человеком, чей
 предмет у вас в руках, и он вскрикивает: "Наследственность! "
 Так? Затем он роется в своей памяти, так? И что-то в его жизни
 будет непременно связано с наследственностью, так что он
 продолжит: "Ну конечно! Дядя Джордж! Я вспомнил!"
  Перифирическое зрение -- это источник всей той информации,
 которая мне нужна. Зрительная перифирия устроена таким образом,
 который позволяет различить наиболее тонкие движения,
 недоступные для восприятия с помощью фовиальной части глаза.
 Сейчас я смотрю прямо на вас, если бы нарисовать траекторию
 взгляда, то линия прямо бы уперлась в вас. В поле моего
 перифирического зрения оказывается кто-то другой, и это как раз
 то, что мне нужно. пока я говорю с помощью периферического
 зрения, я наблюдаю за вами, чтобы увидеть обширные реакции,
 внезапные движения, изменение дыхания и т. д.
  Для тех, кто, хочет научиться делать это, я могу
 предложить упражнение. Оно очень легкое. Если я хочу помочь
 Джейн научится доверять своему периферическому зрению, то
 предложу ее подойти ко мне и посмотреть на меня не прямо, а под
 углом примерно 45 градусов. А теперь Джейн, не меняя
 фокусировку глаз, создайте образ моих рук. Где они находятся!
 Или же пусть ваши руки примут такое же положение как и мои. А
 сейчас проверьте, правы ли вы были! А сейчас повторите тоже
 самое упражнение. Когда вы научитесь видеть под углом 45
 градусов, переходите к 90 градусам. Уже сейчас вы, конечно,
 получаете с помощью периферического зрения всю необходимую вам
 информацию. Но никто и ни когда не говорил, вам что этим данным
 можно доверять и использовать как базу для своих реакций. В
 точности, это упражнение учит вас лишь тому, как доверять
 выводам, которые вы уже сделали, на основании полученной с
 помощью перифирического зрения информации. Упражнение
 предлагает стабильную ситуацию, а она наиболее для восприятия
 трудна. Движение воспринимается гораздо легче. Если вы
 нуждаетесь воспринимать непожвижные предметы то движение вы
 уловите очень легко.
  Это особенно важно в преподавательской работе или в
 семейной терапии. Я не уделяю внимание человеку, который в
 данный момент говорит, я внимательно смотрю на кого-то другого.
 От этого другого я получу больше информации, поскольку я
 интересуюсь тем, какие реакции вызывает этот человек у других
 членов семьи или группы. Это дает мне возможность выбора,
 например, относительно того, тогда, говорящего перебьют. Я могу
 ускорить это, прервать его сам, или прервать прерывающего,
 чтобы позволить говорящему закончить периферическое зрение дает
 мне много информации, которая является основанием для выбора.
  Ваша личностная история служит основанием всех ваших
 возможностей и всех ваших ограничений. Но мы убеждены,
 1000
  что
 каждый из вас заслуживает более, чем одну личностную историю.
 Чем больше у вас личностных историй, тем больше количество
 выборов.
  Несколько лет назад мы занимались поиском способов
 устранения лишнего веса у людей с тучностью. Существующие тогда
 методы были мало эффективными. Мы пришли к выводу, что между
 людьми, которые всегда были тучными и которые поправились
 значительно позднем возрасте существует значительное отличие.
 Похудев, первые из них переживали нервный срыв, так как не
 знали, как взаимодействовать с миром, будучи худым человеком.
 Если вы всегда были тучным, то никогда неучаствовали в
 спортивных играх, не бывали на танцах, когда учились в ВУЗе,
 никогда не бегали быстро. У вас отсутсвует кинестетический
 опыт.
  Вместо того, чтобы учить человека заново
 приспосабливаться, мы просто отправились в прошлое, создавали
 человеку совершенно новое дет ство, где он рос и взрослел, как
 худой человек. Мы научились этому у Милтона Эриксона. У
 Эриксона была пациентка, мать которой умерла, когда девочке
 было 12 лет. Воспитывалась пациентка несколькими гувернантками,
 которые последоваетльно сменяли одна другую. Эта женщина хотела
 выйти замуж и иметь детей, но вместе с тем знала себя на
 столько, чтобы утверждать, что она не сможет реагировать на
 детей так, как ей хотелось бы. Эриксон загипнотизировал ее,
 произвел возвратную регрессию и периодически появлялся в разные
 периоды ее детства как "февральский человек", дающий ей
 возможность пережить все то, чего она не пережила в детстве. Мы
 просто расширили это. Почему не мартовским, апрельским или
 майским? Мы начали создавать людям совершенно новые личностные
 истории, которые могли бы служить им ресурсом для проявления
 любого желательного для них самих поведения. Мы распространили
 этот прием на людей с любыми проблемами, а не только с
 избыточным весом тела. Однажды мы проделали это с женщиной,
 которая выросла как астматичка.
  В тот период, когда она к нам обратилась, у нее было трое
 или четверо детей, каждый из которых хотел иметь щенка. Она
 обратилась к очень хорошему аллергологу, который пришел к
 выводу, что аллергии на животных у неее нет. Если он не говорил
 ей, на что нацелены аллергические пробы, то аллергия на
 животных не обнаруживалась. Но в присутствии животных или же
 когда ей говорили, что в этой комнате недавно находилось
 животное, эта женщина давала сильную аллергическую реакцию. Мы
 просто дали ей детство в котором она могла вырасти без астмы. И
 произошла забавная вещь: у нее исчезли не только аллергические
 реакции на животных, но и другие аллергические реакции
 подтвержденные аллергическими пробами.
  Женщина: Как долго длится эта процедура и используете ли
 вы при этом гипноз?
  Ричард: Чтобы мы не делали, все это гипноз.
  Джон: Тут между нами существует глубокое несогласие. Я
 считаю что гипноза вообще не существует. Я бы хотел чтобы вы
 вообще не употребляли этого слова, так как она ничему не
 соответствует.
  Мы убеждены, что любая коммуникацмя -- это гипноз. Гипноз
 -- это цель любого разговора. Скажем, мы вместе с вами обедаем,
 и я начинаю вам рассказывать о своих переживаниях. Если я вам
 начну рассказывать, как я провел отпуск, то мое намерение --
 ввести вас в состояние приятных переживаний относительно
 отпуска. Когда любой из нас комментирует, он старается вызвать
 в своем партнере определенное состояние, используя
 последовательность звуков, называемых "Словами".
  Есть ли среди вас такие, кто официально называет себя
 гипнотезером, знают ли остальные, что они -- неофициальные
 гипнотизеры? Так один человек. Остальные этого не знают. Я
 думаю, чтобы стать профессиональным коммуникатором, необходимо
 изучать официальный гипноз. Тут есть одно очень интересное
 явление. Овладев официальным гипнозом, вы откроете для себя,
 что вы не обязаны больше гипнотизировать. Программа обучения
 гипнозу -- она не для ваших кли
 1000
 ентов, а для вас, поскольку вы в
 конце концов убеждаетесь, что сомнамбулический транс -- это не
 исключение, а скорее правило определяющее и состояние
 "активного бодрствования". И еще вы поймете, что большинство
 психотерапевтических техник опирается на гипнотические явления.
 Когда вы смотрите на пустое кресло и беседуете со своей
 материей, то это нечто иное, как "феномен глубокого транса",
 называемый "позитивные аудиальные и визуальные галлюции. Это --
 один из признаков сомнамбулизма. Амнезия -- это другой признак,
 который мы наблюдаем повсеместно... Так о чем же тут говорить?
  Я помню как однажды, когда я был еще новичком в
 психотерапии, мне случалось находится в комнате, где сидели
 солидные люди в костюмах и галстуках. Там был также человек,
 который заставлял этих людей разговаривать с пустыми креслами.
 Один из них сказал: "Я чувствую себя дураком" и я рассмеялся.
 Все они посмотрели на меня так, как будто это я был
 сумасшедший. они разговаривали с людьми, которых в комнате не
 было, и при этом говорили мне, что гипноз -- это плохо.
  Одно из того, чему должен научиться человек, чтобы быть
 хорошим психотерапевтом -- это умение смотреть и слушать, что
 он сам делает, и отдавать себе отчет в том, как абсурдно
 большинство из того, что происходит в ходе психотерапии. Но это
 не значит, что психотерапия не достигает своих целей, оставаясь
 при этом величайшим театром абсурда нашего времени. Но когда я
 говорю "абсурдность" то хочу, чтобы вы сравнили это понятие с
 понятием "полезность". Это два совершенно разных понятия. В
 настоящей культурно-экономической ситуации в США психотерапия,
 с моей точки зрения, является весьма полезной активностью.
  Отвечая на вторую половину вашего вопроса, могу сказать,
 что мы больше не делаем для каждого новых личностных историй.
 Мы потратили на это три часа, по 15 минут в неделю в течении 6
 недель. И еще мы обучаем человека производить временную
 досторсию, затрачивая на это 4 минуты. В сомнабулическом трансе
 мы буквально вставляем генератор сноведений, который может
 создавать требуемую личностную историю и обеспечивать о ней
 воспоминания в состоянии бодрствования каждый день. Насколько
 мне известно, эта женщина до сих пор сохраняет способность
 ежедневно создавать себе новую личностную историю для любых
 своих целей! Такой сеанс занимает у нас обычно от 30 секунд до
 7-8 часов.
  Мы находимся в иной ситуации, нежели вы. Наша задача --
 моделирование. Наша задача -- проверить все стереотипы, которые
 у нас есть, чтобы на семинаре предлагать вам только те их них,
 которые могут вам эффективно решать проблемы, которые, как мы
 догадаемся, у вас имеются.
  Однажды мы занимались с группой людей, которые работали в
 психиатрической клинике. Это была государственная клиника --
 персонал не жил на деньги клиентов. Мы работали с ними долго.
 Сейчас у них приходится в среднем по 6 визитов на одного
 клиента имеет еще свою небольшую частную практику. Но там у
 него среднее количество визитов на клиента равняется 15. И он
 даже не догадался, в чем было дело. Те же самые стереотипы, с
 помощью которых вы можете производитьб быстрые бессознательные
 изменения, можно использовать и так, чтобы "помочь" пациенту
 удерживать симптомы. Это -- странная вещь в психотерапии, чем
 эффективнее вы работаете, тем меньше денег зарабатываете.
 Клиенты получают что хотят, покидают вас и денег больше не
 платят.
  Женщина: У меня есть пациентка, которая не терпит, чтобы к
 ней прикасались, так как прикосновение ассоциируется у нее с
 опытом изнасилования, который она пережила. Какие якоря я
 должна с ней использовать?
  Вы можете использовать любую систему, но я рекомендую вам
 все-таки прикасаться к ней, потому что это утверждение касается
 ее ограничений. Вы можете начать с вызывания какого-либо
 действительно приятного пере живания и закрепления его, затем
 расширять якорь до тех пор, пока прикосновение ей не станет
 приятно.
  Иначе она и буд
 1000
 ет отрицательно реагировать на
 прикосновение до конца жизни. Если вы будете уважать ее
 ограничения, то сослужите ей очень плохую службу. Вы хотите,

<< Пред.           стр. 13 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу