<< Пред.           стр. 16 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  В данном случае диссоциация состоит в следующем: 1)
 увидеть в детском возрасте себя, 2) выйти из своего тела и
 увидеть себя сверху. Для интеграции надо: 1) спуститься вниз и
 соединиться с телом -- и вы видели огромные изменения,
 указывающие на то, что она в этом преуспела, 2) подойти к себе
 маленькой и успокоить ее. Поблагодарить за то, что она снова
 прошла через те чувства, чтобы взрослая Тамми научиласть
 чему-то новому, втолкнуть ее в себя, реинтегрировать и
 почувствовать прилив энергии.
  Это -- структурированная регрессия. В первичной терапии
 провозгла шается требование полной регрессии в детсво. Если бы
 это было так, то эта терапия была бы результативной только в
 той мере, в которой она не работала. Если бы полная регрессия
 достигалась, то это было бы точно то же самое, что делала со
 своей фобией Тамми до сегодняшнего дня. Полная регрессия -- это
 оживление старого опыта во всех сис темах, что просто усиливает
 переживания. Структурированная, частичная регрессия дает вам
 свободу путешествовать в прошлое и соединять новые ресурсы со
 стимулами, которые в прошлом вызывали дискомфортный
 кинестетический ответ. Пройдя через этот новый опыт, она не
 потеряла возможность реагировать по-старому, так как снова
  Тамми: Я еду через мост. (Подняв брови, немного
 озадаченно).
  "Я еду через мост". Может ли быть более элегантный ответ?
 Если бы она сказала мне: "Я так счастлива, что еду через мост",
 то я бы спросил: "Что? Но ведь это только обыкновенный мост".
  Тамми: Но до этого момента, перед тем, как проехать через
 мост я всегда начинала программировать себя -- что я буду
 делать, когда машина упадет в воду.
  А что она сказала в этот раз? "Я просто еду через мост".
 Когда вы установите связь между ощущением силы и уверенности и
 этими визуальными стимул
 1000
 ами, проезд через мост становится
 просто обыкновенным человеческим действием, а переживание --
 теми же самыми, что и у всех людей, когда они едут по мосту.
 Это и проверка результатов нашей работы -- насколько изменилась
 реакция, насколько результаты присоединены к будущему. Мы
 знаем, как она выглядела, переживая фобическую реакцию. Если
 при проверке возникает фобический ответ, то это значит, что
 интеграция почему-то не совершилась. Мы должны понять, что
 произошло и переделать нашу работу. Ее реакция была такой: "Ах,
 проезд через мост! "Ранее с Линдой мы говорили о присоединении
 новой реакции к признакам актуальной ситуации. В данной случае
 проверка результатов и присоединение к будущему совпадают.
  Женщина: Можно ли проделать эту процедуру с самим собой?
  Да, с двумя условиями. Завтра мы рассмотрим один прием,
 называемый "переформирование", с омощью которого можно
 установливать внутренную коммуникационную систему, достаточно
 тонкую и изощренную. Если у вас есть такая система, вы можете
 проверит себя внутренне, чтобы убедиться в том, что все части
 вашего Я конгруэнтны. Если получите "добро", то можете
 проделать эту процедуру с самим собой. Если будут какие-то
 колебания, переформирование поможет вам достичь конгруэнтности,
 внутреннего согласия.
  Другое условие состоит, в том, что вы должны иметь очень
 хороший якорь для интенсивного положительного опыта, чтобы с
 его помощью вы могли вытащить себя, если начнете погружаться в
 старые, неприятные чувства. Такое погружение вам вовсе не
 поможет. У меня есть такой якорь для себя. Убедитесь, что он
 есть и у вас. Если ваша фобическая реакция очень интенсивная,
 попросите кого-нибудь, чтобы он вам помог. Это не трудно и не
 займеет много времени. Помощник должен оперировать якорем
 позитивного опыта, когда заметит, что вы погружаетесь в непри
 ятные чувства. Вы можете войти в легкое фобическое состояние и
 сказать ему: "Посмотри, на кого я сейчас похож и на что похоже
 мое дыхание. Если ты увидишь это снова -- сожми мою руку. Это
 будет адекватно. Остальное вы можете сделать сами.
  Женщина: Работаете ли вы таким образом и с детьми?
  У детей не так уж часто бывают фобии. Если же фобия
 все-таки есть, то это будет работать. У моего друга был
 девятилетний сын, который неграмотно писал. Я поросил его
 посмотреть на список из десяти слов, а затем, назвать эти
 слова, неважно, как они правильно пишутся. Ему было трудно
 сделать это- у него была плохо развита способность. "Как он
 открывал рот и показывал зубы -- вот так? " "Ну, это конечно,
 помню и тут же визуализировал это. Тогда я попросил его
 впечатать эти десять слов в рот Вуки. В личностной истории
 человека всегда существует какое-то переживание, обладающее
 необходимыми для вас признаками. Если вы скомбинируете этот
 опыт с задачей, которую вам надо решить, (особенно с детьми,
 делая из этого игру), то у вас не будет никаких проблем. "Как
 ты думаешь, что увидел бы Вуки, если бы посмотрел, как ты
 ссоришься с папой? " Это еще один способ получения диссоциаций.
  Дети действительно, делают все очень быстро. Вы, взрослые
 просто не успеваете за ними. Ваше состояние в значительной
 степени менее текучи. Первое, что мы предлагаем людям,
 работающими с детьми -- это закрепление того, над чем вы
 работаете с помощью якоря, чтобы настоль ко замедлить течение
 их сознания, чтобы вы за ними успевали. Поскольку у детей все
 происходит действительно очень быстро.
  Женщина: Зачем нужна двойная диссоциация?
  В ней нет жестокой необходимости. Это просто гарантия
 того, что она не впадает в старое состояние, то было бы очень
 трудно вытащить ее оттуда. Диссоциируя ее двухступенчато, мы
 рискуем только одной ступенью из двух, что делает попадание в
 старое состояние менее болезненным и легче устранимым. Впадет
 она в старое состояние или нет, вы можете сказать по ее позе,
 цвету кожи, дыханию и так далее. Видя, что она с первой ступени
 спускается
 1000
  на вторую, я могу пожать ей руку и сказать:
 "Разрешите ей переживать старые, старые чувства, разрешите ей
 отсюда... Вы наблюдаете за ней отсюда. "Таким образом вы
 обеспечите то, что она больше не будет заново переживать
 неприятные чувства.
  Женщина: Вы попросили Тамми взять чувства и найти
 соответствующую картину в ее детстве. А если бы она не смогла
 найти такую картину?
  Это утверждение о терапевте, а не о клиенте. Это должно
 быть воспринято как комментарий по поводу работы терапевта и
 указание на то, что он должен изменить свое поведение и сделать
 что-то по другому.
  Разрешите мне ответить на ваш вопрос иначе. Я не убежден в
 том, что Тамми действительно испытала переживание, через
 которое, как она считает, сегодня прошла. Это переживание могло
 быть, а могло и не быть, как это было на самом деле, я не знаю.
 Но это не важно. Однажды с нами на приеме сидел очень известный
 психотерапевт. Пришла женщина в остром состоянии, с суицидными
 намерениями. Он попрсил нас взять ее на
 
 CRC error 1Kb
 
 
  Мы подумали, что это будет прекрасный случай
 продемонстрировать приемы гипноза, которым научил нас Эриксон,
 так как этот психотерапевт в тот период своего развития считал,
 что "гипноз" -- бранное слово. Мы сказали ему: "С некоторых
 точек зрения эриксоновский гипноз гораздо менее манипулятивен,
 чем какая-либо инсайт-терапия, ориентирванная на сознание.
 Давайте же продемонстрируем вам это на той женщине.
  Потом мы начали работать с этой пациенткой. Психотерапевт
 сидел и наблюдал за нами. Минут через десять он сделал для себя
 какое-то открытие. Это было очевидно. Я спросил его: "Вы хотите
 нам что-то посоветовать? " Раньше я никогда не видел этого
 психотерапевта за работой. Он принял инициативу на себя и начал
 говорить: "Кровь... лестница... детство... младший брат... крик
 матери... вопли. " Он развивал эту ужасную фантазию, в
 сущности, навязывая ее этой женщине. Сначала она отвечала:
 "Нет... не припоминаю ничего подобного... " Наконец она почти
 закричала: "О-о-о! Вот оно! Я должна это сделать! " Это было
 очень похоже на семейную реконструкцию, если вы когда нибудь
 видели, как это делает Вирджиния Сатир. Эта женщина установила
 вдруг все внутренние связи, и женщина драматически изменилась.
 Она была нашей постояннойй клиенткой, и мы знаем, что изменение
 оказалось стойким.
  Когда она к нам пришла через две недели, мы не могли
 удержаться от соблазна. Мы ввели ее в сомнамбулический транс и
 обеспечили с помощью якоря анестезию, чтобы можно было
 посмотреть все, что мы сделаем во время сеанса, как тогда
 пациентка чувствовала себя хорошо и в ее состояние мы
 вмешиваться не хотели. Мы хотели только проверить, что же
 произошло. Мы обратились к ее подсознанию, и спросили,
 действитель но ли когда -- либо в ее жизни было переживание, о
 котором говорил тот психотерапевт или что-нибудь подобное.
 Ответ был однозначным: "Нет, то же самое произошло, и здесь у
 нас. Если переживание, которое Тамми генерировала сегодня,
 содержит все те же элементы, что и оригинальное переживание,
 оно будет служить метафорой, которая будет работать так же
 эффективно, как и действительная, фактическая, историческая
 репре зентация. Опираясь на свой сенсорный опыт, я могу
 гарантирвать, что эта метафора была эффективной.
  Женщина: Чего-то я все-таки не понимаю, так это что вы
 все-таки делаете, если клиент попадает в тупик, ожидая, что
 появится картина из детства, а она все-таки не появляется.
  ОК. Здесь такая же точка выбора вашего действия, как и
 тогда, когда клиент говорит: "Я не знаю". Попросите его
 угадать, солгать, сфантазировать -- неважно, что сделать.
  В действительности возрастная регрессия производится очень
 легко. Мы говорим: "Идите назад во времени". Вряд ли Тамми
 осознательно понимала, как это надо сделать, но отреагировала
 на это очень легко.
  Мужчина: Что такое специфическое вы заметили на
 1000
 ее лице?
  Тот же самый ответ, что и на вопрос о фобии. Я наблюдал за
 возростной регрессией до тех пор, пока не увидел очень
 интенсивный вари ант этого ответа. На щеке Тамми появилась
 желтая полоска. Вокруг глаз и по краям лица появилась белизна.
 Челюсть как-то захрустела. Увеличилась влажность кожи, особенно
 на переносице. Когда все это интенсифицировалось, я сказал: "А
 сейчас посмотрите на образ. Вот он здесь".
  Если вы предлагаете человеку путешествие во времени, а он
 застывает, то это определенный признак. Тут вы можете
 попробывать какойто другой прием, сказав, например: "Ну, тогда
 двигайтесь во времени вперед", "Идите через время", "Прыгайте
 во времени". Все равно, что скажете. Это не важно. Слова,
 которые вы используете, совершенно не важны, если вы получаете
 реакцию, которая вам нужна.
  Это можно рассмотреть еще и следующим образом. Каждый
 человек с фобией знает чувства, связанные с ней. У них есть
 фрагмент опыта, а целое можно достроить путем наложения. Как вы
 ищите ключи от машины если собираетесь опуститься в гараж и не
 знаете, где они.
  Женщина: Я начинаю ощупывать карманы.
  Мужчина: Я хожу по квартире и смотрю вокруг.
  Мужчина: Я смотрб внутрь себя и стараюсь визуализировать,
 где они могут быть.
  Женщина: Я трясу сумочку, чтобы услышать звон.
  ОК. Если все это не приводит к результату, вы идете к
 входной двери и снова возвращаетесь. Ваши ответы охватывают все
 три репрезен тативные системы. Если вы имеете какой-то фрагмент
 опыта, вы можете достроить целое путем наложения. У нее сть
 чувства, они ей доступны. Чувства, закрепленные с помощью
 якоря, стабилизируют ее сознание. Все переживания, которые
 будут ей доступны при путешествии в прошлое обьединены этими
 чувствами. На какой-бы картине из прошлого она бы ни
 останивилась, она будет относиться к классу фобических
 переживаний.
  Тот же самый принцип я использовал, чтобы помочь Тамми
 создать сфокусированное изображение самой себя в детском
 возрасте. Сначала она видела только себя вне ситуации. Я
 спросил, ее, какого цвета ее туфли. Я предположил, что если она
 может видеть туфли, то различает и цвета. Она принялаэто
 предложение и ответила: "Черные". Если она могла видеть туфли,
 то "логически", она могла видеть и поверхность, на которой
 стояла. Я попросил ее сделать это. Потом она увидела стены,
 деревья и вообще весь остаток картины. Это очень легкая техника
 наложения позволила мне посоветовать Тамми открыть картину,
 конструируя ее порциями.
  Чем отличается то, что вы показали от техники
 систематической десенсибилизации?
  Шестью месяцами. Это основное отличие. Мы делаем, как я
 думаю прямое обусловливание. Мы просто соединяем новый комплекс
 чувств, а именно, силу и компетентность, с аудиальными и
 визуальными стимулами.
  Есть еще одно важное отличие. Мы берем старый комплекс
 чувств и соединяем его с другими стимулами, вместо того, чтобы
 пытаться его просто стереть. При десенсибилизации же обычно
 стараются элиминировать определенные чувства, нежели заместить
 их другими, позитивными реакциями. Это также, как тогда, на
 вопрос "Как себя чувствуешь? "отвечают "Неплохо".
  Мы считаем, что каждый фрагмент поведения имеет свою
 позитивную функцию. Это -- лучший выбор, которые человек может
 сделать в определен ной ситуации. Для Тамми было гораздо лучше
 иметь фобическую программу в ситуации переезда через мост, чем
 не иметь никакой. Если вы делаете систематическую
 десенбилизацию и не замещаете "отрицательную" поведен ческую
 реакцию чем-то позитивным, это займет у вас много времени, так
 как человек будет сопротивляться. Это программа -- их
 единственная защита. Вот почему это занимает шесть месяцев --
 человек старается на место старой реакции случайным образом
 поставить какую-либо другую.
  Мужчина: Но ведь старая реакция заменяется реакцией
 релаксации.
  Иногда -- да, но релаксация может и не быть тем ресурсом,
 
 1000
 в котором человек нуждатся, находясь в фобической ситуации. Это
 происходит от того, что там много избыточных элементов, а
 некоторых существенных не хватает. Некоторые из практикующих
 десенбилизацию, добавляют недостающие ресурсы подсознательно.
 Но когда они обучают кого-либо этому методу, они это опускают,
 потому что не осознают. Наша задача, как моделирующих процесс
 заключается в том, чтобы выделить именно то, что работает.
  Кроме того, я не знаю, какой именно вид десенсибилизации
 вы имеете в виду. Некоторые используют приборы. Но сам я
 являюсь гораздо более сложным и совершенным механизмом
 биообратной связи, нежели любой прибор или система приборов. Я
 использую мой сложнейший сенсорный аппарат и внутренние реакции
 как средство дополнения или сокращения того множества реакций
 клиента, которые я получаю. Именно это делает возможным
 обучение с одной попытки.
  Мужчина: А что если клиент не способен использовать
 визуальное воображение?
  Севершенно необязательно использовать визуализацию, чтобы
 справить ся с фобией. Тот же самый формальный стеротип годится
 для визуального или кинестатического опыта. Эта техника не
 обязательно требует визуализации. Мы хотели использовать для
 демонстрации все системы. Мы не должны обязательно делать во
 всех системах. Мы можем также научить человека визуализировать,
 используя технику наложения.
  Женщина: Можно ли провести эту технику, не используя
 прикосновения?
  Конечно, вы можете использовать тональный или визуальный
 якорь. Но я рекомендую вам использовать прикосновение. Якорям в
 кинестетичес кой системе очень трудно сопротивляться. Если к
 человеку прикасаешься -- он чувствует это. Если вы делаете
 кому-то визуальный знак, то он может при этом смотреть в
 сторону или закрыть глаза.
  Мужчина: Значит ресурсным якорем может быть определенный
 тон головы?
  Да. Тональные якоря в нашей культуре очень хорошо
 работают, так как большинство американцев не слушают
 сознательно. Число людей в этой стране, которые могут слышать,
 ничтожное, и приближается к числу выдающихся музыкантов.
  В Англии важно учитывать классовые различия. Чтобы делать
 это, надо слышать разные акценты и тональности. Таким образом
 англичане гораздо лучше различают тональные оттенки и
 тональности Билингвы или полиглоты, владеющие тональными
 языками, также чувствительны к оттенкам тональных стимулов.
 Большинство людей в США в действительности не слышат
 последовательности слов и интонаций ни своей ни чужой речи. Они
 осознают лишь картины, чувства и внутренние диалоги, которые
 появляются у них в ответ на то, что они слышат. Очень мало
 людей могут повторить те же слова с той же интонацией, что они
 слышали. Мы же слышим людей буквально. Мы ничего не добавляем и
 ничего не выделяем. Это -- редкость. И очень долго мы этого не
 осозновали. Мы думали, что все слышат слова. Наша работа
 реально началась тогда, когда мы начали воспринимать слова как

<< Пред.           стр. 16 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу