<< Пред.           стр. 20 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 рассматриваете как творческую?
  Дик: Ха!
  Вот, творческая часть выскочила! "Привет! Вот и я. Тебе
 что-нибудь надо?
  Я думаю, что вы все оценили и поняли тот смысл, в котором
 я сказал, что следующая эволюционная ступень в развитии
 человека -- это множественная личность. Итак, есть ли у вас
 такая часть личности, которую вы оцениваете как творческую?
  Дик: О, да.
  Обратитесь внутрь себя и спросите свою творческую часть,
 хочет ли она взяться за следующую задачу. Разрешите мне сейчас
 обьяснить вам сначала, что это за задача. Попросите творческую
 личность на подсознательном уровне обратиться к части,
 отвечающей за поведение Х и определить, что она пытается
 сделать для всей личности. Затем заставьте творческую часть
 генерировать новые способы реализации этого намерения. Она
 выдаст 10, 20 или 1000 способов, но сделает это совершенно
 безответственно. Это будет просто процесс генерирования
 способов, без всякой оценки того, будут ли они срабатывать. А
 сейчас из всего этого множества способов часть Х выберет те,
 которые по ее мнению являются более эффективными, нежели
 стереотип Х в плане достижения той же самой цели. Она должна
 выбрать по меньшей мере три способа, которые по ее мнению были
 бы по меньшей мере так же эффективны в достижении той цели, как
 и стереотип Х, но лучше, чтобы они были эффективны. Имеет ли
 все это для вас смысл?
  Дик: Да. Я думаю, что да.
  ОК. Обратитесь внутрь себя и попросите свою творческую
 часть сделать это. У нее спросите, хочет ли она сделать это.
 Если она скажет "да", дайте ей команду начать. Часть Х же, если
 она принимает новый способ, должна каждый раз подавать тот
 сигнал "да". Вы можете осознавать генрируемые варианты, а
 можете и не осозновать, для наших целей здесь это совершенно
 безразлично.
  Дик: Это звучит как сильное допущение.
  Да, конечно, но тысячи людей во всем мире делают это. Для
 чело
 1000
 века это возможно, а вы -- человек. Вы должны обратиться
 внутрь и обьясните это творческой части и части Х. Если
 согласятся, то разрешите им начинать. Сейчас мы собираемся
 использовать ваши собственные творческие ресурсы для
 реорганизации вашего поведения. (длинная пауза).
  Дик, получили ли вы три сигнала? (Нет). Сколько сигналов
 вы получили? (Ни одного). Вы не получили ни одного сигнала (Ни
 одного) Ни одного. Вы не получили ни одного сигнала. Снова
 обратитесь внутрь себя и спросите у части Х, были ли ей
 предоставлены различные варианты? (Снова задайте вопрос типа
 "да-нет") Спросите, представляла ли ей творческая часть
 различные варианты выбора... (Он кивает) ОК. То есть она их
 получала?
  Дик: Вроде бы да.
  Итак, творческая часть генерировала варианты. ОК, снова
 обратитесь внутрь и спросите, был ли хоть один вариант
 приемлем. Был ли среди этих вариантов хот один более
 эффективный, чем стереотип Х в плане реализации того намерения?
  Некоторые из вас любят своим клиентам советы давать.
 Каждый раз, когда вы даете совет, это будет менее эффективным,
 чем если бы вы давали открыто соответствующие инструкции,
 отослали бы человека к своим собственным ресурсам, чтобы
 изобрести альтернативные варианты поведения. Вы -- уникальное
 человеческое существо, но и ваш клиент -- тоже. Наложение может
 иметь место, а может и не иметь, как вы убедились с помощью
 упражнения, когда вам было дано задание галлюцинировать.
 Некоторые из вас угадали содержание жеданий партнера, и так
 точно, что было почти невозможно этому поверить. Другие же
 совсем ничего не угадали. Если у вас есть такое безусловное
 пересечение опыта с клиентом, то вы сможете дать полезный
 совет. В этом не ничего плохого, если вы достаточно сенситивны,
 чтобы уловить реакцию, которую он дает на ваш совет. Но даже в
 этом случае будет более эффективно отослать клиента к своим
 собственным ресурсам. (Дик отрицательно качает головой).
  ОК. Вы получили сигнал "нет". Ни один из новых вариантов
 не является приемлимым? Творческая часть нагенерировала
 множество выборов, ни один из которых не оказался более
 эффективным, чем стереотип Х. А сейчас попросите часть Х пойти
 к творческой части и стать ей советчиком, чтобы помочь ней
 генерировать более подходящие для реализации того же намерения
 выбора. Пусть она обьяснит творческой части, что именно мешает
 уже предлодженным вариантам быть более эффективными, нежели
 стереотип Х. Осознали ли вы инструкцию, Дик?
  ОК: Теперь обратитесь внутрь, обьясните, части Х и
 спросите ее хочет ли она это сделать? Потом ждите ответа
 "да-нет". Если "да", то дайте ей команду начинать.
  Этот процесс существенно отличается от обычных
 психотерапевтических и гипнотических техник. Мы просто служим
 консультациями сознанию клиента. Всю работу он делает сам. Он
 является своим собственным терапевтом, своим собственным
 гипнотезером. Мы ничего из этих вещей не делаем. Мы прямо
 коммуницируем только с его сознанием, и инструктируем его
 насчет того, как должен протекать процесс. Он отвечает за то,
 чтобы установить и поддерживать эффективную коммуникацию с теми
 частями личности, которые он хочет изменить. И конечно же, если
 он научится на примере делать это, то сможет делать сам, без
 нас. Это -- еще одно преимущество. В этом процессе в клиента
 встраивается автономия.
  Дик: Получили ли вы три сигнала?
  Дик: Я не уверен в этом.
  ОК: Снова обратитесь внутрь и спросите часть Х, есть ли у
 нее три варианта, более эффективные чем стереотип Х для
 реализации известного намерения (неважно, осознаете ли вы эти
 варианты или нет). Используйте тот же самый сигнал. Очень важно
 все время возвращаться к тому же самому сигналу, равно важно
 получить три новых варианта. Если вы имеете как минимум три
 варианта, вы начнете проявлять вариабельность в своем
 поведении.
  Дик: Я получил сигнал "да".
  ОК: Итак,
 1000
 он получил позитивный ответ, то есть: "Да, у
 меня есть три варианта, более эффективных, старый стереотип Х".
 Дик не обязательно должен осозновать, что это за варианты.
 Пятый шаг состоит в том, чтобы убедиться, что новые реакции
 действительно возникли в его поведении. Дик, используя ту же
 самую систему сигналов, спросите часть Х: "Поскольку у вас есть
 три варианта поведения, более эффективных чем стереотип Х,
 берете ли вы на себя ответственность за то, что эти варианты
 реально проявятся в моем поведении в соответтсвующей ситуации?
 " И вы помните, что ответ "да" это интенсификация, "нет"-
 уменьшение. Верно?
  Дик: Я не уверен в том, что это верно.
  ОК: Тогда попросите часть Х дать вам сейчас сигнал "да"
 перед тем как вы начнет, чтобы вы знали, что есть "да", а что
 есть "нет".
  Дик: Да... но... я потерял след.
  Да, я знаю. Вот почему я и прошу вас сделать это. Просто
 обратитесь внутрь себя и попросите дать сигнал "да", чтобы вы
 знали, что это такое.
  Дик: Сигнал "да" -- это релаксация.
  Так, хорошо. Вернемся немного назад. Вернемся внутрь и
 спросим часть Х, есть ли у нее три новых выбора, три новых
 варианта поведение, которые будут работать более эффективно,
 чем Х.
  Дик: Здесь было "да".
  Шестой шаг, как я считаю, состоит в том, что и делает эту
 модель действительно элегантной. Экологическая проверка -- это
 наше открытое признание, что Дик -- как и каждый из нас -- это
 сложный сбалансированный организм. Для нас просто изменить
 стеретип Х и обратить внимание на то, как это изменение
 отзовется на других частях его опыта и поведения, но это было
 бы глупо и ужасно. Существет способ предупреждения и защиты от
 этого.
  Сейчас мы хотели, чтобы вы поблагодарили эту часть
 личности за всю работу, которую она для вас сделала. Она
 получила то, что хотела и удовлетворена этим. А сейчас мы
 должны определить участвовали ли в этом процессе другие части
 личности, которые возражают против трех новых вариантов моего
 поведения? А теперь будьте сенситивны к каждой системе ощущений
 -- могут появиться чувства, образы, звуки...
  ОК: Вы получили ответ. И?
  Дик: Возражений нет.
  Как вы об этом узнали? Это важно. Я попросил вас быть
 внимательным ко всем системам. Вы вернулись и сказали: "Нет.
 Возражений не было". Как вы узнали о том, что возражений не
 было?
  Дик: Я нигде не почувствовал напряжения.
  Вы не почувствовали напряжения. Были ли какие-то изменения
 в аудиальной, кинестетической или визуальной системе?
  Дик: Ну, релаксация.
  ОК: Была общая физическая релаксация. Просто чтобы
 убедиться, верить на конгруэнтность, поблагодарите ту часть
 вашей личности, которая дала вашему телу отреалаксироваться.
 Затем спросите: "Если релаксация означает отсутствие
 возражений, пусть ощущение расслабления станет еще отчетливее.
 Если какие-то возражения есть, пусть возникнет некоторое
 напряжение. И опять, все, что мы делаем -- это варьируем сигнал
 "данет". Причем все равно, означает ли увеличение "да", а
 уменьшение -- "нет", или наоборот. Это неважно.
  Дик: Я получил какие-то возражения.
  ОК: В чем же точно состояли ваши переживания? Было ли это
 мышечное напряжение?
  Дик: Да, вокруг глаз.
  ОК: Всегда, когда вы получаете сигнал, надо точно
 убедиться, что он означает. Поблагодарите ту часть себя,
 которая дала вам ответ в виде напряжения мышц вокруг глаз.
 Затем попросите, чтобы напряжение усилилось, если ответ
 означает "да" и уменьшилось, если "нет", в отчет на вопрос:
 "Возражаете ли вы против новых способов?"
  Дик: Было уменьшение.
  Слегка необычно возникновение сейчас у Дика напряжения
 мышц. Обычно в этот момент у людей учащается сердцебиение.
 Большинство людей ас социируют это с тревогой или страхом.
 Когда я прошу людей перестать галлюцинировать и просто
 попросить об увеличении темпа в отчет, если "да" и уменьшении,
 если "нет", то сердцебиение обычно замедляется. Я понимаю так,
 
 1000
 что сердцебиение является просто сигналом того, что какаято из
 частей личности просто взволнована тем что происходит.
  Дик: Я осозновал также пульсацию в ладонях, но напряжение
 вокруг глаз казалось мне более драматическим, нежели ощущения в
 руках так что именно поэтому я назвал озузения вокруг глаз.
  ОК: Давайте проверим и это. На этот раз обратитесь внутрь
 и поблагодарите ту часть себя, которая подала вам сигнал в
 руках. Затем задайте тот же самый вопрос и попросите об
 увеличении интенсивности сигнала, если ответ будет "да", и об
 уменьшении, если ответ "нет".
  Дик: Интенсивность ощущения уменьшилась.
  Уменьшение, значит у этой части нет возражений. Если бы
 они были, то мы просто вернулись бы к третьему шагу процедуры.
 У вас есть новый сигнал типа "да-нет" -- это пульсация в
 ладонях. Затем сделайте различение между возражением со стороны
 этой части и ее намерением. Вы будете продолжать циклическое
 движение по шагам процедуры до тех пор, пока не интегрируете
 все возражения.
  Обычно мы фиксируем первый набор из трех новых вариантов
 поведения, не вмешиваясь в первый набор вариантов. Но можно
 также попросить обе части обьединиться, сформировать комитет и
 пойти к творческой части с тем, чтобы она сформировала новые
 варианты, приемлимые для обеих этих частей.
  Экологическая проверка очень и очень важна. Многие из вас,
 сделав свою работу весьма элегантно, видят, что клиент
 конгруэнтен -- в вашем кабине. Когда же он его покидает, то
 появляется какая-то часть его личности, которая в данной
 ситуации имеет определенные задачи. Когда он пропадает,
 например, домой, то вдруг теряется доступ к тому, что было
 доступно ему, пока он сидел в вашем кабинете, или в группе. У
 него есть и другие части, которые знают, что если он поведет
 себя также, как в вашем кабинете и проявит изменения, он может
 потерять дружбу, испортить отношения и т. п. Экологическая
 проверка -- это способ убедиться, что новый способ поведения не
 будет мешать ни одной части личности вносить свой позитивный
 вклад в личность в целом. Конечно, единственная реальная
 проверка осуществляется в том, что новые способы поведения
 будут работать.
  ОК: Дик, и что же вы будете делать, если через шесть-семь
 недель снова обнаружите, что проделываете стереотип Х? Что же
 вы предполагаете тогда сделать?
  Вы можете принять это как сигнал того, что новые способы
 поведения, к которым вы здесь пришли, были неадекватными тому
 намерению. Но вы сможете вернуться к своей творческой части и
 дать ей инструкции изобрести еще три новых способа. Стереотип
 поведения является барометром, указывающем на то, насколько
 адекватными являются новые варианты. Если старое поведение
 появдяется после некоторого тестового периода времени, то это
 говорит о том, что новые способы не более эффективны, нежели
 старые. Это сигнал к тому, чтобы вы вернулись к этому процессу
 и создали новые варианты.
  Регрессия к старому поведению -- это не сигнал неудачи, а
 сигнал некомпетентности, и вы можете вернуться назад и
 зафиксировать это. Переформирование сработает. Я гарантирую
 вам, что его поведение измениться. Если оно через некоторое
 время станет прежним, то это означает, что новые способы
 поведения менее эффективны, нежели Х в плане получения
 чего-либо. Тогда он снова проходит через весь процесс, находит
 вторичную выгоду и создает новые способы достижения этой
 выгоды.
  Если вы не сделаете симптом, сказав об этом открыто,
 сигналом к повторению процесса, то сознание пациента всегда
 назовет новое появление симптома "неудача". Когда симптом
 индетифицируется как сигнал, то клиент уделяет ему внимание как
 СООБЩЕНИЮ.
  Вероятно, он всегда был сообщением, но он никогда не
 рассматривал его с этой точки зрения. Поступая таким образом,
 он приобретает механизм обратной связи. Они открывают для себя,
 что всего лишь в определенное время они получают определенный
 сигнал.
  Допустим, кто-то приходит к
 1000
 о мне с головной болью, я делаю
 переформирование и в течение двух недель все идет прекрасно, и
 все части личности счастливы. Но возникает определенная
 ситуация и головная боль возращается. Головная боль работает
 как триггер, запускающий инструкции относительно того, что
 новые способы были неадекватными. Человек может обратиться
 внутрь себя и спросить: "Кто же тут несчастлив? Что это значит?
 " Если от какой-то части приходит ответ: "Вы не выполняете
 того, что нам обещали", то тогда человек стоит перед простым
 выбором: иметь головную боль или выполнять обещания.
  У меня была женщина, которая страдала такими жестокими
 мигренями подобными головными болями, что могла в моменты
 приступов находиться только в лежачем положении. У нее
 существовала такая часть личности, которая хотела развлекаться
 так часто, как только не захотелось. Если же такой возможности
 у нее не было, все другие части отказывались делать что-либо!
 Конечно, это не могла не давать ей головную боль! Она заключила
 с собой такой договор, что определенное время она будет
 проводить в развлечениях. Но она вместо того, чтобы во время
 уикэнда нормально развлечься, взялась приводить в порядок свои
 счета! Конечно, эта часть тот час вывела ее из строя. Она
 позвонила мне и сказала: "Я не выполнила обязательства и у меня
 снова появилась головная боль. Что я должна делать". Я ответил:
 "Почему вы спрашиваете меня, это ведь не моя проблема. Спросите
 соответствующую часть вашей личности. У менято голова не
 болит".
  Она обратилась внутрь себя и поняла, чего от нее ждали. Та
 часть ее личности сказала: "Выходи из дома, садись в машину и
 поезжай куданибудь, где можно развлечься или что-нибудь еще!"
  Пока она шла к машине, головная боль исчезла. Таким
 образом, ее головная боль перестала быть просто тяжестью, она
 стала указанием на то, что она должна выйти и развлечься.
  ОК: Есть какие-либо вопросы по процессу, через который
 прошел Дик?
  Женщина: Правильно ли я поняла, что Дик не обязательно
 должен осозновать новые варианты поведения?
  Мы предпочитаем, чтобы он не осозновал. Это может просто
 помешать ему.
  Женщина: Дик, осозновали ли вы три новых варианта?
  Дик: Нет. И как-то в связи с этим у меня появилось смутное
 ощущение неудачи, знаете, потому что я не мог думать об этом.

<< Пред.           стр. 20 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу