<< Пред.           стр. 3 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 расхождение. Опыт и способ представленности этого вопроса
 самому человеку -- это две разные вещи. Один из наиболее
 опосредованных способов представления опыта -- это отражение
 его с помощью слов. Если я скажу "На столе который здесь стоит,
 находится стакан, до половины наполненный водой", то этим
 предложу вам ряд слов, произвольных символов. Вы можете
 согласиться, или не согласиться с моим утверждением, поскольку
 в данном случае я апеллирую к вашему сенсорному опыту.
  Если же я буду использовать слова, не имеющие прямых
 рефентов в сенсорном опыте (хотя у вас программа, позволяющая
 потребовать от меня других слов, более близких к сенсорному
 опыту), то единственное, что вам остается, если вы захотите
 понять, что я говорю -- это прибегнуть к вашему прошлому опыту,
 найдя референты в нем.
  Ваш опыт совпадает с моим в той степени, в которой мы
 разделяем одну культуру с ее основными предпосылками. Слова
 должны быть соответственно с той моделью мира, которая имеется
 у вашего собеседника. Слово "контакт" имеет отношение
 совершенно различный смысл для человека из гетто, представителя
 среднего класса и для представителя одной из ста семей,
 относящихся к правящей верхушке. Существует иллюзия, что люди
 смогут понять друг друга всегда соответствует различным у
 каждого человека элементам опыта, то отсюда возникает и
 различие в их значении.
  Я считаю, что психотерапевт должен вести себя, так чтобы у
 клиента создавалась иллюзия того, что вы понимаете, что он
 говорит. Но хочу предостаречь вас самих от этой иллюзии.
  Многие из вас впервые встречая клиента, уже имеют какие-то
 интуитивные впечатления о нем. Быть может, что для вас
 существует такой клиент, с которым вы с первого взгляда знаете,
 что психотерапевтический процесс здесь будет очень трудным, что
 пройдет очень много времени, прежде чем вы сможете помочь им
 сделать выбор, к которому они стремятся, хотя вы еще совершенно
 ничего не знаете о том, каков же тот выбор. О других же
 клиентах с первого взгляда складывается совершенно другое
 впечатление- вы знаете, что с ним будет интересно работать и вы
 будете пытаться удовлетворить себя в работе. Вы предчувствуете
 приятное волнение и приключения в поисках вместе с ними новых
 способов поведения. Кто из вас испытывал подобное предчувствие?
 Попрошу вас сюда. Знаете ли вы когда вы испытываете подобное
 переживание?
  Женщина: Да.
  Что это за переживание? Давайте, я вам помогу. Начните с
 того, что слушайте мои вопросы. Вопрос, который я вам задам,
 это один из тех вопросов, которые я хочу научить задавать вас
 всех. Вот он: "Каким образом, вы узнаете о том, что вы ощущаете
 инстиктивную догадку"(женщина смотрит влево и вверх). Да, вот
 как вы об этом узнаете.
  Она ничего не сказала, вот что интересно. Ответ на вопрос,
 который я задал, она пер
 1000
 еживала невербально. Этот процесс
 анологичен тому процессу, который происходит тогда, когда мы
 переживаем интуитивную догадку. Это был ответ на мой вопрос.
  Из нашего семинара вы можете извлечь по крайней мере
 следующий вывод: вы будете получать ответы на наши вопросы в
 той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет настроен на то,
 чтобы замечать ответы. Вербальная или осознательная часть
 ответа редко бывает релевантной.
  Давайте сейчас вернемся назад и продекламируем его снова.
 Как вы узнаете о том, что испытываете интуиктивную догадку?
  Женщина: Ну, разве что мне вернуться к предыдущему
 диалогу. Я старалась облечь ответ в какую-то форму. Это было
 для меня символом"
  -- "Каким символом? " Было ли это что-то, что вы видели,
 слышали или ощущали?"
  Женщина: Я как бы увидела это в голове... " --
  "Да. Вы увидели это в своей голове. Это была картина".
  Вся информация, которую она передала нам вербально,
 являлась бы избыточной, если бы вы были в состоянии,
 позволяющем вам заметить ее невербальный ответ на заданный
 вопрос. Все, что она передала нам вербально, ранее было
 выражено невербально, причем выражено значительно более тонко.
 Если вы прочистите ваши сенсорные каналы, то вслед за тем, как
 вы сделаете какое-либо утверждение или зададите вопрос,
 собеседник всегда дает вам невербальный ответ, вне зависимости
 от того, осознает он это или нет.
  Информация о репрезентативных системах данного человека
 может быть получена множеством различных способов. Самый легкий
 способ -- это начать тренировать ощущения, пытаясь заменить
 движения глаз собеседника: они указывают, какую
 репрезентативную систему они используют. Перед тем, как зайти к
 вам в кабинет, человек планирует, то, что он будет делать, что
 собирается вам описать. Когда он это делает, он проникает
 внутрь себя, производя соответствующие жесты, о которых каждый
 из нас подсознательно знает, но которые за всю историю
 психологии еще никто внятно не описал.
  Например, вы задаете человеку вопрос. Он отвечает: "Хм,
 давайте посмотрим", и смотрит налево и вверх, делая движения
 головой в том же самом направлении. Когда он смотрит вверх --
 созерцает внутреннюю картину.
  Верите вы этому? Да, это ложь. Все, что мы собираемся вам
 здесь сказать- это ложь. Поскольку у вас нет требований к
 истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем
 вам лгать. Между точными и другими учителями существует лишь
 два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале
 предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие
 учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что
 провозглашает, не осозновая искусственности своих утверждений.
 Второе отличие состоит в том, что провозглашает, не осозновая
 искусственности вы ббудете действовать так, как будто наши
 утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они
 работают.
  Как люди, чьей целью является создание моделей, нам
 совершенно не интересно, правдивы ли наши утверждения, точны ли
 они, могут ли быть подттверждены данными из неврологии. Мы
 интересуем только тем, работают ли они.
  А сейчас попрошу подняться сюда трех желающих.
  Сейчас я собираюсь задать Фрэн, Харвею и Съюзен несколько
 вопросов, все, что я хочу от остальных участников семинара --
 это чтобы они очистили свои сенсорные аппараты. Вы можете
 сидеть здесь и представлять себе то, о чем вы вспоминаете,
 говорить себе об этом или переживать соответствующие ощущения.
  А сейчас я предлагаю вам устроить учебную стратегию,
 которая понадобиться вам в течении следующих пяти минут.
 Освободите свой внутренний опыт, успокойте внутренние диалоги,
 примите удобную позу, не создавайте внутренних образов.
 Попытайтесь заметить с помощью вашего сенсорного аппарата те
 связи, которые существуют между вопросами, которые я буду
 задавать нашим трем испытуемым и невербальными ответами.
 Особенно внимание обратите н
 1000
 а движение глаз испытуемых. На
 остальные возникающие в процессее ответов важные явления мы
 обратим внимание в другой раз. Сейчас же обратите внимание на
 эту часть невербальной реакции.
  Сейчас я задам нашим испытуемым всего несколько вопросов.
 Просьба к испытуемым: найдите ответ на вопрос, но не
 вербализуйте его. После того как вы отдадите себе отчет в том,
 что знаете ответ на вопрос, либо же его не знаете, прекратите
 думать о вопросе. Вербально вы не должны мне ничего отвечать --
 сохраните ответ для себя.
  Первый вопрос -- Какого цвета верхний глаз светафора --
 красного или зеленого... Сколько светофоров вы видели сегодня
 утром по дороге в наш отель? Какого цвета глаза у вашей
 матери?... Сколько цветных ковров в вашей квартире?... (Фрэн на
 каждвй вопрос в его ответ смотрит вперед, Харвей- вверх и
 влево, Съюзен -- вверх и направо, иногда прямо вперед. )
  Заметили ли вы движения глаз испытуемых? Отметили вы
 какую-либо систематичность в этих движениях? Задержите для себя
 на некоторое время. Наши испытуемые -- сложные человеческие
 существа, поэтому они дают более, чем одну реакцию. Но, тем не
 менее, в реакциях на заданный нами вопрос есть и нечто общее.
  Сейчас я задам испытуемым другие вопросы, а вас попрошу
 наблюдать за тем, как изменяться их глазодвигательные реакции:
 "Вспомните фрагмент вашего любимого произведения... Какая буква
 в алфавите стоит перед "р". Попробуйте вспомнить голос вашей
 матери... " (Фрэн и Харвей смотрят влево вниз после каждого
 вопроса, Съюзен смотрит вправо вниз).
  Вот какого различия в ракциях на предыдущий и данный набор
 вопросов.
  А сейчас следующие вопросы: "Помните ли вы, как вы
 ощущаете ли вы, как вы ощущаете воду, когда плаваете?... Что
 происходит с вами зимой, когда вы из уютно натопленного
 
 CRC error 1Kb
 
 
  Женщина: Хорошо. Я услышала "та-та-та-та" и увидела
 какой-то кусочек пространства, нет я не видела.
  Те из вас, у кого сейчас были подобные Крис партнеры,
 пусть проверят с ними то, что я скажу. С ними происходит
 следующее: они ищут находят визуальный образ, который каким-то
 способом воспроизводит ответ на вопрос. Затем просто имитируя
 этот визуальный образ, они слышат звуки, соответствующие
 данному визуальному опыту.
  Сейчас мы должны указать на одно различие. Слова, которые
 человек потребляет, чтобы описать свою ситуацию, позволяют нам
 сделать заключение об осознанной части его опыта. Они указывают
 нам на ту часть сложного комплекса внутренних когнитивных
 процессов, которая является неосознанной. Стереотипы же
 глазодвигательных реакций укажут вам на всю последовательность
 его внутреннего опыта, на стратегию его внутреннего опыта
 оценивая. "Ведущей системой" мы называем систему, используемую
 для поиска определенной информации. "Репрезентативная система"
 -- это, то что уже введено в сознание и обозначено
 определенными словами. "Референтативная система" -- это то, с
 помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация
 истинной или ложной. Напримаер, как вас зовут?
  Тед: Тед.
  Так, Тед. Как вы об этом узнали? Смотрите он уже
 невербально отвечает на этот вопрос. Это абсурдный вопрос. Тед
 это знает, но он ответил на него. Знаете ли вы как вы об этом
 знаете? Если бы сейчас я к вам обратился "Джим", вы бы не
 ответили, не прореагировали.
  Если я обращаюсь к вам "Тед? ", вы реагируете. Это
 кинестетическая реакция. Сейчас, без всяких дополнительных
 внешних стимулов, если я просто задам вам вопрос: "Знаете ли вы
 как вас зовут? ", есть ли у вас на это ответ?
  Тед: Да, есть.
  Знали вы, что вы скажите, до того, что вы сказали?
  Тед: Нет, не знал.
  Таким образом, если я спрошу: "Как вас зовут? ", а вы не
 ответите, вы не знаете как вас звать?
  Тед: Я знаю, как меня зовут, потому, что тогда когда
 кто-то позовет "Тед! ", я испытываю определенное чувство,
 потому что зовут меня.
  Повторяете ли вы про се
 1000
 бя "Тед! ", как бы повторяя
 проверяя ответ на мой вопрос?
  Тед: Да.
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
  Таким образом, у вас имееется стратегия, позволяющая вам
 узнать, каким будет ответ на данный внешний стимул, так? "Тед",
 а не "Боб", но когда я вас спрашиваю: "Как вас зовут? ", как вы
 узнаете, что мне надо ответить?
  Тед: Никогда не думал об этом.
  И так, вы не осознаете процессов, который пользуется в
 данном случае, ОК. Заметил ли кто-нибудь из вас, что использует
 Тед, хоть он сам не может дать осознанного ответа на
 поставленный вопрос?...
  Каждый раз его взгляд направляется влево, вниз и обратно.
 Он слушал свое имя. Я не знаю, каким тоном оно было
 произнесено, но он его слышал. И он знает, что имя "Тед" --
 действительно его имя, он чувствует, что оно правильно. В этом
 случае его предыдущая система -- аудиальная: вот имено так он
 ищет информацию, хотя не осознает того, осознал он свое имя так
 же аудиально, в этом случае репрезентативная система совпадает
 с ведущей. Его референтативная система -- кинестетическая,
 когда он слышит, что произносится его имя (внутри или вне его),
 он чувствует, что это имено его имя.
  Многие люди, прослушав вопрос, повторяют его внутри себя.
 Вот я сейчас сказал: "Люди повторяют про себя слова" и многие в
 нашей аудитории повторили себе: "Да, люди повторяют слова".
  Встречались ли вы с людьми, чей второй язык был бы вашим
 родным языком? Первое их движение глаз отражает попытку
 перевести услышанное на родной язык. Их глаза будут
 перемещаться в аудиальных направлениях.
  Некоторые люди берутся отвечать на любой вопрос. Обычно
 они имеют сложную осознанную стратегию ответа. У одного парня
 замечательная стратегия и я спросил его: "Когда первый раз ты
 встретил Джона? " Он углубился внутрь себя и сказал: "Когда я
 первый раз встретил Джона?"
  Давайте посмотрим. Его глаза направились вверх и он
 сконструировал образ Джона. Затем взгляд переместил влево, он
 посмотрел все возможные места, где он мог встретить Джона, одно
 из них вызвало у него чувство знакомости, затем он аудиально
 назвал это место, затем увидел себя, говорящего мне название
 этого места и представил себе, как он при этом выглядит. Он
 чувствовал, что сделая это, он будет в безопасности, поэтому он
 сказал себе: "Иди и сделай это".
  Существует целый набор стереотипов, которые вы можете
 использовать, чтобы рассмотреть структуру стратегии и изменить
 ее так, чтобы исключить лишние или избыточные шаги. Сюда входит
 рассмотрение стратегий, характерных для различных ограничений и
 проблем6 а затем "выпрямление" этих стратегий, чтобы создать
 внутри вас эффективные программы, которые позволили бы вам
 добиться запланированных результатов.
  Возьмем пример из терапии. Пациент приходит с проблемой
 ревности. Он говорит: "Ну вы знаете я... (смотрит вправо
 вверх), я действительно (смотрит вправо вниз) я испытываю
 ревность и (смотрит налево вниз) я говорю себе, что это
 сумашествие, ведь у меня нет на это ни каких оснований, но
 чувство ревности все равно меня мучит" Он начинает с визуальных
 образов конструируя образ своей жены, которая занимается с
 кемто, чем-то мерзким, но приятным. Потом он испытывает те
 чувства, которые он испытал бы, если бы находился в той же
 комнате непосредственно наблюдал бы эту картину. Обычно это
 все, что он осознает. Эти чувства называются "ревность" и
 представляют собой репрезентативную систему, кинестетическую.
 Таким образом, ведущая система здесь -- визуальная,
 репрезентативная -- кинестетическая и еще у него есть
 референтативная система -- аудиальная: он слышит, что его
 чувства неадекватны. Таким образом, три различных системы
 используются тремя различными способами.
  Женщина: Хотите ли вы сказать, что работая с этим
 человеком, вы привязались бы к кинестетической репрезентативной
 системе?
  Это зависит от того, какому результату вы стремитесь. Мы
 считаем, что в коммуникации нет ошибок, а есть
 1000
 только
 результаты, чтобы ответить на ваш вопрос, я хотел бы уточнить
 какого результата вы добивались бы. Если вы хотите установить
 рапорт, то будет полезно привязаться к его репрезентативной
 системе, на которую указывают глаголы, используемые клиентами.
 Он приходит и говорит: "Знаете, я ужасно ревнив, это так
 тяжело... не знаю, что делать" Вы можете сказать "Хорошо, я
 постораюсь помочь вам справиться с этим, так как я чувствую,
 что вы настроены на это" Давайте вступим в борьбу с этим
 чувством и выработаем новое его" Это будет первый шаг, который
 поможет вам установить рапорт. Если же вы вместо этого скажете:
 "Я помогу вам по-новому посмотреть на ваши чувства". Вы не
 получите раппорта на уровне бессознательного, что является
 самым важным.
  Когда этот человек приходит к вам с проблемой ревности и
 вы видите движение его глаз, то это дает вам достаточно
 информации о том что за процесс внутри него происходит. Даже
 тогда, когда люди проникаются идеей, что подобные вещи могут
 происходить, они не учат людей, как чувствовать себя по-иному.
 Если ваш терапевт старается помочь вам создать более
 реалистические картины происходящего он все равно работает на
 содержание, оставляя структуру процесса не тронутой. Чаще всего
 люди не пытаются изменить существующую структуру процесса. Они
 стараются сделать его "более реалистичным". Это означает, что
 пока они рассматривают определенное содержание, то все идет
 хорошо, но когда содержание меняется, тогда начинаются

<< Пред.           стр. 3 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу