<< Пред.           стр. 5 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 это вы используете для дальнейшего понимания того, что вы
 делаете как профессиональный коммуникатор. Сознательный же
 уровень оставьте для того, чтобы отрелаксироваться и получить
 удовольствие от того что здесь происходит. Итак, мы
 остановились на вопросе: "Так что же дальше? ". Мы к какой то
 мере научились идентифицировать репрезентативные системы. Для
 чего это можно использовать?
  Один из способов использования этой информации -- это
 возможность общаться с вами на бессознательном уровне и так,
 чтобы вы этого не осозновали. Я могу использовать не
 специфические слова типа "понимаю", "верю", и показать вам
 невербально, через какой сенсорный канал я хочу вас "понять".
 Например: "Я хочу убедится в том что вы поняли (жест вниз
 налево), как далеко мы продвинулись. Мой жест на
 подсознательном уров не дает вам понять что я хочу чтобы вы
 меня поняли аудиально.
  Вы можете так же использовать эту информацию, чтобы
 прервать процесс оценивания опыта. Все вы сознаете визуальные
 опыты, и видите, что происходит когда их создают. (Он поднимет
 руки над головой наподобие арки и помахивает ими). Мой жест
 разрушает все ваши картины взятые из воздуха, правда?
  Тысячу раз в жизни вы задавали кому -- либо вопрос и вам
 отвечали: "Хм, давайте посмотрим и обращались внутрь себя
 создавая визуальные образы. Когда человек поступает таким
 образом, он не может в то же время реагировать на в
 1000
 нешние,
 давайте представим себе, что мы оппоненты на конференции или на
 производственном собрании. Я начинаю говорить и стараюсь
 построить свое изложение и настроить себя так, чтобы вы поняли
 меня. После того, как я выложил вам уже определенный кусок
 информации в какой то момент вы начинаете оценивать свои
 ощущения от происходящего. Вы смотрите вверх и начинаете
 визулировать или смотрите вниз и начинаете что-то говорить
 себе, или уделяете внимание вашим кинестетическим ощущениям.
 Какое бы внутренне состояние не было, важно, чтобы я сделал
 паузу и дал вам время для оценки информации. Если же я взял
 слишком быстрый темп и в этот момент продолжаю говорить что
 этим только запутываю вас раздражая.
  Часто же происходит следующее, я замечаю что вы смотрите в
 сторону и думаю, что ваше внимание отвлеклось или что вы меня
 избегаете. Моя типичная реакция в стрессе, созданными условиями
 конференции -- это ускорение темпа речи, увеличение объема
 представления информации поскольку я хочу заставить вас быть
 внимательными и в конце концов доказать свое. Вы же реагируете
 так, как будто на вас нападают, потому, что я неразрешаю вам
 понять о чем говорю -- просто не даю на это время. Вы в конце
 концов запутываетесь и ничего не понимаете в содержании. Если
 на конференции я являюсь председателем, то я могу заметить тот
 момент, когда слущатель начинает оценивать информацию и
 прервать или отвелечь доклачика в этот момент. Это дает
 слушателю время для поиска смысла того, что происходит, и для
 принятия решения о том согласен он или нет.
  Другой пример: Если вы знаете о том, каковы ведущие и
 репрезентативные системы у данного человека вы можете строить
 сообщения так, что он не сможет сопротивляться. "Можете ли
 увидеть, что вы изменяетесь к лучшему? По мере того, как вы
 увидите себя в этом процессе, ощущаете ли вы уверенность в себе
 и говорите ли себе, что все идет на лад? " Если у вас
 приобладает стратегия построения визуальных образов на которые
 вы реагируете чувствами, затем следует вербальный коментарий,
 то при таком построении фразы вы сможете сопротивляться.
  Однажды я преподавал математику в Калифорнийском
 университете, и преподавал в математике не искушенным.
 Закончилось все это тем, что я начал преподавать математику как
 второй язык. Студентами моими были филологи. Я обнаружил общий
 уровень анализа языковых и математических систем. Таким
 образом, вместо того, чтобы учить их математике с точки зрения
 математика, я просто использовал доступные им понятия перевода
 с языка на язык, и трактовал математические символы как слова.
 Так же, как в языке существуют хорошо сформированные
 предложения, так и в математике существуют хорошо
 сформированные последовательности символов. Я сделал так, чтобы
 весь мой отход соответствовал их модели мира, а не требовал от
 них достаточной гибкости, необходимой для того, чтоб они
 пресоединились к моей модели мира.
  Когда вы поступаете таким образом, то даете своим ученикам
 преимущества, которые заключаются в том, что вы подаете
 материал в наиболее достаточном для них виде. Но тем самым вы
 оказываете им в тоже время и плохую услугу, поддерживая
 регидные стереотипы учебной деятель ности. Тут важно понимать
 результаты тех выборов которые вы даете, формируя и подавая
 материал определенным образом. Если вы хотите принести им
 настоящую пользу то, присоединившись к их модели надо наложить
 на нее другую модель, чтобы расширить их возможности к
 обучению. Если вы обладаете подобной синситивностью и
 способностями, то вы -- незаурядный учитель. Если вы сможете
 дать им соответствующий опыт, то они будут иметь две стратегии
 обучения. Теперь они могут пойти к другому учителю недостаточно
 чувствительному к коммуникативным процессам но, являясь теперь
 благодаря этим стратегиям достаточно гибкими они смогут
 приспособиться и к этому способу обучения. Множество школьников
 не успева
 1000
 ют именно потому что имеет место несовподения
 первичных репрезентативных систем у учебника и учителя. Если ни
 ученик, не учитель не являются достаточно гибкими, чтобы
 приспособиться, обучение не происходит. Зная теперь то, что мы
 знаем о репрезентативных системах, мы можем понять, почему
 ученик, который весь год числился в отстающих, на будующий год,
 у другого учителя успевает нормально, и почему ученик может
 хорошо успевать по физике и математике -- а очень плохо -- по
 истории и литературе.
  В супружеских парах вы тоже можете быть переводчиком языка
 одной репрезентативной системы на язык другой. Он приходит с
 работы домой и хочет уюта. Он садится в кресло в гостиной,
 скидывает обувь, берет сигарету и пиво из холодильника
 обкладывается газетами и журналами и т. д. Тут заходит жена,
 которая очень визуальна. Она весь день убирала в доме, чтобы
 все выглядело, желая заслужить одобрение мужа. Она видит вещи
 разбросанные по всей комнате и взрывается. Его жалобы: "Она не
 дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это
 ведь мой дом. Я хочу комфорта! " Она ему в ответ: "Ты так
 неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, а когда все
 выглядит так, я знаю, что ты меня не уважаешь!"
  В. Сатир в таких случаях находит кинестетические
 соответствие визуальным жалобам и наоборот. Она смотрит на мужа
 и говорит: "Вы не поняли что она сказала, правда? Вы
 действительно не понимаете, что она переживает. Представьте
 себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена
 уже сидит в кровать, смотрит телевизор и ест печенье. Вы
 ложитесь чувствуете, что крошки въедаются вам в кожу. Знаете ли
 вы теперь что она испытывает, заходя в гостиную и видя
 разбросанные вещи?"
  Тут нет никаких ошибок никаких обвинений. Вы не говорите
 клиенту: "Вы плохой" или "Вы глупый" или что-то подобное. Вы
 говорите: "Вот как вы можете понять в своей репрезентативной
 системе". Муж жалуется: "когда мы бываем на людях, и я хочу ей
 выразить свою привязанность". Она говорит: "Он всегда
 устраивает мне сцены при пубоике, все время хватает меня
 руками" Конечно, он таким образом проявляет нежность, но ей
 надо видеть, что происходит. Он жалуется, что она отходит
 назад, а он чуть не падает. Тут вы можете найти соответствие и
 сказать ей: "Помните ли вы в какой либо случай когда вам остро
 нужна была помощь, но вы вокруг себя никого не видели, как
 будто вы стоите посреди пустыни и смотрите вокруг но совершенно
 никого не видите. Вы совершенно одна в этой пустыне, вот так
 себя чувствует и он, когда подходит обнять вас, а вы
 отстраняетесь.
  Дело здесь не в том, точны эти примеры или нет. Просто вы
 можете различать людей по репрезентативным системам, а затем
 осуществлять наложение этих систем с помощью поиска
 соответствующего прерывания ведущей репрезентативной системе
 человека. Таким образом, вы создаете нечто, что взято на
 вооружение даже крупными страховыми компаниями в нашей стране
 -- "безошибочную политику" Семейные терапевты, во всяком
 случае, должны владеть этим приемом и способом его
 демонстрации.
  Если я могу стоять рядом с ним, давая ей возможность
 видеть, что говорю, и могу стоять рядом с ним очень близко, то
 на подсознательном мето-уровне клиенты усваивают следующее: "Я
 могу полчать от нее такие реакции, которые ему понравятся, и я
 могу получать от него такие реакции которые понравятся ей". Об
 этом никогда не говорят вслух все это происходит на
 подсознательном уровне. Тогда они будут моделировать и
 присваивать мои поведенческие реакции, чтобы сделать свою
 коммуникацию более эффективной. Существует и другой путь,
 установить контакт с каждым в отдельности а потом работать
 переводчиком между репрезента тивными системами с целью более
 эффективной коммуникации.
  Референтная система тоже очень важна. Допустим, кто-то к
 вам приходит и говорит: "Я не знаю чего хочу" Он говори
 1000
 т тем
 самым, что у него нет референтной системы. Недавно на семинаре
 к нам обратилась одна женщина, которая переживала весьма
 трудный период своей жизни, она не могла даже решить, что ей
 выбрать из меню у нее не было критерия, согласно которым она
 могла бы принять решение. Она сказала нам, что ситуация с меню
 напоминает ей всю жизнь -- она не может выбирать и всегда не
 удовлетворена. Что сделали мы, так это буквально создали для
 нее стратегию принятия решения. Мы сказали ей: "Хорошо. Вот вы
 должны принять решение. Обратитесь внутрь себя и скажите себе,
 что вы должны решить, не важно что это будет. Скажем вы пришли
 в ресторан. Скажите себе: "Я додлжна выбрать себе еду". Теперь
 снова вернитесь к сенсорному опуту и определите ваши выборы
 другими словами, прочтите меню. Прочитав "Гамбургер",
 представьте себе его, проверьте каков он на вкус, и определите
 положительным или отрицательным для вас является это ощущение.
 Затем прочтите: "Яйца под майонезом" представьте, что вы видите
 их перед собой, попробуйте их на вкус и определите положительно
 или отрицательно для вас это вкусовое ощущение".
  После того, как она попыталась проделать это несколько
 раз, она получила способ принятия решения, и начала принимать
 их быстро и бессознательно во всех случаях свой жизни.
  Когда она прошла этот процесс несколько раз, он
 "сгладился" как это происходит с вождением машины. Он опустился
 в подсознание. Представляется, что сознание занимется теми
 вещами, которые мы еще не можем делать хорошо. Когда мы знаем,
 как делать действительно хорошо, то делаем это автоматически.
  Мужчина: Мы хотели бы узнать об оценко обонятельного
 опыта. Мы немножко занимались к выводу, что сначала люди
 визуализируют объект, затем ощущают запах.
  Не обязательно. Это вы пользуетесь этой стратегией. Вы
 сказали нам: "Вы пришли к выводу о том, что люди поступают
 следующим образом... И потом описали себя. Насколько мне
 известно, это широко распространенный стереотип в современной
 психиатрии, Томс ШАша сказал: "Вся психология -- это биография,
 или автобиография" Большинство психотерапевтов проводят
 психотерапию с собой, вместо того, чтобы проводить ее с другими
 людьми. Если прямо отвечать на наш вопрос, то надо сказать, что
 люди подходят к оценке обонятельного опыта самым различным
 способом. Но не всегда когда люди, оценивают запахи, у них
 расширяются ноздри. Это прямой сенсорный сигнал, позволяющий
 вам сделать заключение о том, что человек переживает. Этому
 ощущению могут предшествовать зрительные, аудиальные или
 кинестетические представления, движения ноздрей вы увидите
 всегда.
  Продемонстрируем это. От детства у вас осталось много
 впечатлений. Может быть у вас была бабушка, которая жила в
 отдельной комнате где пахло по-особеному, или вы помните какую
 то особенную еду, которую вы ели только в детстве, или свою
 плюшевую игрушку. Возьмите какой-нибудь объект из своего
 детства, попытайтесь его зрительно представить, сказать себе о
 нем, или почувствовать его на ощупь. Потом глубоко вдохните и
 позвольте этому объекту перенести вса в прошлое. Это один из
 способов сделать запахи доступным осознанию.
  Эту информацию можно использовать любым из способов,
 который подскажет вам ваша изобретательность. Если вы
 используете направляемую визуализацию, то вы замечали, что есть
 клиенты, где этот метод работает автоматически и весьма
 успешно. С иными же клиентами вы даже не пытаетесь этот метод
 применить. Знаете ли вы, какой критерий вы при этом
 используете? Если они легко визуализируют, то вы применяете
 управляемую визуализацию, верно? Мы вам рекомендуем сделать
 противоположное. Для людей которые не умеют сознательно
 визуализировать, управляемая визуализация может стать глубоким
 продуктивным переживанием, ведущим к изменениям. Для тех, кто
 визуализирует все время, этот опыт будет далеко менее полезен.
 Единственное, что вы должны сделать чтобы визуализац
 1000
 ия работала
 у людей которые не могут нормально визуализировать это
 присоединиться к их репрезентативной системе, установить
 рапорт, и медленно, путем наложения перевести их в ту систему,
 в которой вы хотите, чтобы они фантазировали. И это будет
 весьма мощным средством изменением, гораздо более мощным, чем
 вы делали бы это с человеком, который уже умеет
 визуализировать.
  Если вы имеете какой-то опыт фрагмент переживания, то вы
 можете восстановить все переживание. Попытайтесь сейчас сделать
 следующее: наклоните плечи вперед, и закройте глаза, и
 представьте, что кто-то или что-то толкает вас взади в плечи.
 Возьмите эти чувства, интенсифицируйте их и разрешите им
 превратиться в картину. Что или кого вы видете? Что в этой
 картине связано с какими- то звуками, которые могли быть
 раздаваться если бы это произошло на самом деле? А сейчас
 послушайте звук.
  Это и есть принцип наложения. Вы всегда можете войти в
 репрезентативную систему, которая определяется глаголами, и
 произвести наложение на другую систему. Вы также можете научить
 человека делать это.
  Ричард: Я знаю. Я сам это делал. Четыре года назад я не
 мог увидеть не одного образа, фактически не представлял, как
 люди это делают. Я думал, что люди обманывают, говоря, что им
 помогает направленная визуализация. У меня и мысли не было о
 том, что они видят картины. Конечно, когда впервые попытался
 создать образы, я пошел тем-же путем, что и все люди, которые
 испытывают трудности в этом плане. Они говорят себе: "Ну, еще
 упорнее смотри на это! ", а потом чувствую себя фрустированным.
 Конечно, чем больше я говорю себе, и чем больше чувств я
 испытываю, тем менее я способен что-либо увидеть. Я выучился
 делать это по принципу наложения: беря чувство или звук, а
 потом добавляя к этому визуальное измерение.
  Вы можете использовать принцип наложения, чтобы
 натренировать клиента, работать во всех системах, что, я думаю,
 полезно для каждого человеческого существа. На себе вы можете
 заметить, какую систему вы используете, утонченно и изрщренно,
 а с какой у вас возникают трудности. Потом вы можете
 использовать принцип наложения, чтобы достичь такой же
 утонченности во всех систамах.
  Допустим, что у вас хорошо развитая кинестетическая
 система, но вы совершенно не можете визуализировать. Вы можете
 представить себе, какова на ощупь кора дерева. Тактитипно
 исследуйте ее, пока не получите хорошую кинестетическую
 галлюцинацию. Затем визуализируйте вашу руку и посмотрите на
 нее, пытаясь увидеть, как выглядит кора дерева, базируясь на
 тактильных ощущуениях (мягкости или твердости, шершавости или
 гладкости, температуры). Если вы легко визуализируете и хотите
 развить аудиальную систему, вы можете увидеть машины,
 заворачивающих за угол, а затем услышать соответствующие звуки.
  Мужчина: Осознает ли сказанное, что слепой психотерапевт
 находится в невыгодном положении?
  Визуально оцениваемые признаки-это лишь один из способов
 получения информации. Существуют различные другие вещи с
 помощью которых вы можете получить ту же самую информацию.
 Например, тон голоса человека, тише при визуальной оценке и
 ниже при кинестетической. Темп речи выше при визуальной оценке
 -- и ниже при кинестетической. При визуальном оценивании
 дыхания скорее грудное, при кинестетическом брюшное. Таких
 признаков существует множество. Одновременно мы можем
 воспринять лишь немногое. Наше сознание одновременно может
 вместить 7(+, -- 2) единицы информации. Мы говорим: "Смотрите,
 обычно вы обращаете внимание на определенные моменты опыта, но
 имеется другой класс этих моментов -- обратите на него
 внимание, и поймите как вы можете его использовать весьма
 эффективно".
  Ту же самую информацию я могу получить, оценивая тон
 голоса, темп речи, темп и глубину дыхания, изменение цвета кожи
 лица или тыльной стороны ладони. Слепой человек может получить

<< Пред.           стр. 5 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу