<< Пред.           стр. 25 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 желает ли оно сделать это теперь. Если при этом возникает почему-либо
 какого-либо рода колебание или замешательство, о котором вы получите
 словесные или несловесные сообщения, приступайте к формальной процедуре
 переработки и выясняйте, имеет ли ощущение холода какую-либо полезную
 функцию. Если имеет, выработайте новые способы поведения, удовлетворяющие
 той же функции. Заставьте подсознание точно определить, сколько времени
 потребуется на то, чтобы устранить ощущение холода. Это делается опять же с
 помощью сигналов "да" и "нет". Вы задаете вопросы типа: "Желает ли ваше
 подсознание сделать это за один час?"
  Кроме того, выводя ее из состояния транса, перекройте сознание
 ситуациями, в которых исключены всякие физиологические параметры,
 порождающие холод. Заставьте ее представить себе такую обстановку, в которой
 ощущения холода исчезнут сами по себе. Если у нее температура, пусть она
 вообразит, что принимает горячую ванну или душ. Если у нее насморк, пусть
 она вообразит пустыню, в которой все сразу высыхает. Выясните, каковы в
 точности ее симптомы, еще до того, как вводить ее в состояние транса, чтобы
 вы знали заранее, чем будете перекрывать ее сознание, когда настанет время
 выводить ее из транса.
  Женщина: Какой ситуацией вы перекрыли бы ее сознание, если бы у нее
 болело горло?
  Хороший вопрос. В какой ситуации горло перестает болеть? Что вы делаете,
 чтобы прошли боли в горле?
  Женщина: Полощу горло соленой водой.
  Что остается от боли в горле после того, как вы выходите на берег,
 искупавшись в теплой, тропической соленой океанской воде? Почти ничего. Если
 у вас сильно болит горло, и вы искупаетесь в обычной ванне, это кончится для
 вас тем, что вы еще сильнее простудитесь. Но если вы искупаетесь в океане -
 особенно когда не слишком высокая волна, - у вас есть реальные шансы на то,
 что соленая вода продезинфицирует и высушит все слизистые оболочки.
  Даже если у вас простой насморк, и вы не можете купить носовые капли,
 или не хотите привыкать к употреблению носовых капель, - вы можете
 прибегнуть к какому-нибудь очень простому средству. К некоторым носовым
 каплям, которые теперь продают, можно очень легко привыкнуть. Они очень
 прилипчивые, как сигареты. Вы можете видеть в аптеках, как люди украдкой
 пробираются к кассе и покупают целыми коробками носовые капли. Странный и
 любопытный факт. Каково простое альтернативное поведение в случае насморка,
 не вызывающее привыкания к носовым каплям? Купите пузырек носовых капель и
 вылейте из него все содержимое. Потом сделайте в нем соляной раствор,
 возьмите пипетку, и закапайте соляной раствор себе в нос. Нет лучшего
 средства избавиться от насморка.
  Женщина: Можно ли применять описанную вами процедуру в случае желудочных
 колик или других распространенных психосоматических симптомов?
  Да. Сперва введите пациента в состояние транса и произведите
 переработку, убедитесь, что пациент выработал альтернативное поведение, в
 том случае, если это действительно функциональная проблема. Затем, выводя
 пациента из состояния транса, перекройте каждый из его симптомов
 соответствующей ситуацией.
  Сьюзен: Мне стало теплее - не совсем еще, - но пока вы говорили, видимо,
 температура стала проходить.
  Однажды, во время демонстрации на сцене, мне удалось вылечить сильнейшую
 гнойную сыпь, вызванную ядовитым сумахом <Сумах ядовитый - растение,
 напоминающие плющ, выделяет эфирные масла, вызывающие сильнейшие раздражения
 кожи. Распространено на Тихоокеанском побережье Соединенных Штатов. - Прим.
 перев.>. Я ввел пациента в состояние транса и объяснил ему, что гнойная сыпь
 - это ошибка. "Это ошибка", - сказал я. - "Позвольте мне рассказать вам
 кое-что об антигенах и антителах. Гнойная сыпь - реакция, защищающая вас от
 ядовитого растения - но теперь растение вам больше не угрожает. Вы уже смыли
 с вашей кожи все раздражающие вещества, а ваше тело все еще продолжает
 реагировать. Это всего лишь ошибка, помарка, когда мы пишем и совершаем
 помарки, самое простое средство - исправить, _с_т_е_р_е_т_ь_ их". В течение
 двух часов на коже этого пациента не осталось и следа гнойной сыпи, не
 считая небольших красных пятнышек в тех местах, где были открытые гнойные
 язвы.
  Удивительно, чего только не делает гипноз, если гипнотизер знает, как
 себя вести в каждом отдельном случае. К нам часто направляют пациентов, с
 проблемами которых якобы "невозможно" справиться. У одного из наших
 пациентов было неврологическое повреждение, из-за которого он плохо ходил.
 Тогда мы уже не занимались частной практикой, и поэтому отослали его к
 одному из наших студентов, Дэвиду Гордону. Явившись на первый сеанс, этот
 пациент притащил целую кучу рентгеновских снимков и справок,
 "подтверждающих", что он не способен нормально ходить. Он приковылял на
 костылях, сел и стал показывать Дэвиду все эти справки. Дэвид немного
 поговорил с ним и отпустил его.
  Когда этот пациент пришел в следующий раз, Дэвид уже вспомнил одну
 штуку, которая у меня хорошо получалась, и решил попытаться сделать то же
 самое. Он рассказал этому человеку историю о взаимозаменяемости полушарий
 головного мозга. Наверное, вы читали когда-нибудь журналы по неврологии; в
 них встречаются самые удачные метафоры из всех, какие я вообще видел. Все
 науки являются метафорами. Взаимозаменяемость полушарий означает, что одно
 полушарие способно взять на себя функции второго. Доказано, что это
 действительно происходит. Если ребенок уже научился говорить, но в возрасте
 четырех лет ему по какой-либо причине приходится удалить то полушарие
 головного мозга, которое отвечает за речевые функции, он может снова
 обучиться языку с помощью другого полушария мозга, даже если это полушарие
 не предназначено природой для осуществления речевых функций. Если повреждена
 та часть вашего мозга, которая отвечает за движение указательного пальца, то
 вы можете обучиться этому движению снова с помощью другого полушария
 головного мозга. В общем, это и называется взаимозаменяемостью, или
 пластичностью, головного мозга.
  Дэвид ввел этого человека в состояние транса и объяснил ему, как
 образуются новые связи между нервными центрами, как используются другие
 связи для восстановления функций, утраченных в результате несчастного
 случая. Он рассказал ему об исследованиях, которые показали, что 90%
 возможностей головного мозга не используются. Насколько я знаю, все это
 абсолютная чушь и вранье, - но зато он умел хорошо рассказывать. А поскольку
 научные документы подтвердили, что все эти враки - чистейшая правда, то
 Дэвид обильно ссылался на различные журнальные статьи, пока этот тип сидел и
 слушал его в состоянии транса.
  Но за объяснениями и рассказами о пластичности центральной нервной
 системы Дэвид начал развивать метафоры более общего характера - о том, как
 находить новые улицы, если вы едете по городу и видите, что все знакомые вам
 пути перекрыты на ремонт. Затем Дэвид дал прямые указания подсознанию этого
 клиента "создать новую обмотку": "Выясните, где именно произошло
 повреждение, и проверьте примыкающие к этой области нервные окончания,
 свободные от исполнения каких-либо функций, либо способные принять на себя
 эту функцию без ущерба для других, и восстановите функцию поврежденной
 области мозга до полного завершения этого процесса".
  Не знаю, развил ли этот человек новые связи в своем мозгу или не развил,
 но только после этого сеанса он встал и пошел вполне нормально. На
 наукообразные аргументы, представленные Дэвидом, последовала логическая
 реакция пациента, заключавшаяся в тех самых изменениях, которые были ему
 необходимы для того, чтобы ходить нормально. Каковы бы ни были
 действительные причины происшедшего, но такая научная метафора повлекла за
 собой естественную реакцию - встать и пойти. Таково мое представление обо
 всем, что я делаю. Мы достигали успеха, применяя такой же метод и для
 лечения других пациентов, у которых были такие стандартные, с медицинской
 точки зрения, неврологические явления, как инсульт или травма.
  Мужчина: Значит ли это, что вера в излечение может все?
  Не думаю. Не знаю. А неврология может все? Вы хотите, чтобы я ответил
 вам, что есть причина. Я не знаю. Проповедники веры в чудесное исцеление
 создают контекст, в котором логической реакцией является изменение
 состояния, и это им удается лучше, чем большинству психотерапевтов! Им это
 удается лучше, чем большинству наших студентов, потому что они сами убеждены
 в том, что говорят, и вследствие этого точнее соответствуют желаниям своих
 пациентов.
  Однажды мне удалось чудесное исцеление. Я пришел на религиозное собрание
 и изобразил из себя святого. Собравшиеся уставились на меня. В конце концов
 я сообщил им, что Бог даровал мне исцеляющую силу. Я рассказал им, что мне
 было знамение, и Бог наделил мои руки способностью исцелять. Мне удалось
 убедить в этом присутствующих, и я исцелил некоторых из них. Мне неизвестно,
 каким образом они исцелились. Все, что от меня потребовалось - это
 предусмотреть определенный контекст, в котором присутствующие будут
 реагировать соответствующим образом; и так как я не стал указывать на них
 пальцем и смеяться над ними, эти люди так и остались исцеленными, и жизнь их
 изменилась.
  Я рассказал вам все эти истории, чтобы показать, что в _с_а_м_и_х_
 _л_ю_д_я_х_ _с_о_д_е_р_ж_и_т_с_я_ _н_е_к_и_й_ _м_е_х_а_н_и_з_м_,
 _с_п_о_с_о_б_н_ы_й_ _о_с_у_щ_е_с_т_в_л_я_т_ь_ _п_о_д_о_б_н_ы_е_
 _и_з_м_е_н_е_н_и_я_, _н_о_ _п_р_и_ _э_т_о_м_ _л_ю_д_и_ _д_о_л_ж_н_ы_
 _б_ы_т_ь_ _у_б_е_ж_д_е_н_ы_ _в_ _т_а_к_о_й_ _в_о_з_м_о_ж_н_о_с_т_и_,
 _и_з_м_е_н_е_н_и_я_ _д_о_л_ж_н_ы_ _б_ы_т_ь_ _м_о_т_и_в_и_р_о_в_а_н_ы_,
 _н_е_о_б_х_о_д_и_м_а_ _к_о_м_м_у_н_и_к_а_ц_и_я_ _с_ _п_а_р_т_н_е_р_о_м_,
 _н_е_о_б_х_о_д_и_м_о_ _з_а_р_а_н_е_е_ _п_р_е_д_у_с_м_о_т_р_е_т_ь_
 _к_о_н_т_е_к_с_т_, _в_ _к_о_т_о_р_о_м_ _с_т_а_н_е_т_ _р_е_а_г_и_р_о_в_а_т_ь_
 _п_а_р_т_н_е_р_.
  Иначе реакция не возникнет, потому что не сработает этот
 _м_е_х_а_н_и_з_м_. Каков бы ни был этот механизм, где бы он ни находился,
 это не он вызывает хромоту, чесотку или гнойную сыпь. Но даже если это
 зависит от него, он может действовать иначе и устранить хромоту и чесотку. И
 для того, чтобы он захотел устранить симптомы, вы должны предусмотреть такой
 контекст, в котором такой механизм сможет реагировать соответствующим
 образом.
  Такова цель, для достижения которой мы применяем все существующие
 средства нейролингвистического программирования. Переработка тоже
 представляет собой контекст, в котором люди реагируют так, чтобы изменить
 свою личность. Насколько я знаю, подобные процессы происходят везде и всюду.
 
 
 VI. _С_п_е_ц_и_ф_и_ч_е_с_к_и_е_ _м_е_т_о_д_ы_ _у_т_и_л_и_з_а_ц_и_и_
 
 
 _С_о_з_д_а_н_и_е_ _н_о_в_о_г_о_ _п_о_в_е_д_е_н_и_я_
 
 
  Сегодня мы хотим научить вас некоторым другим специфическим методам
 утилизации (использования) состояния транса. Сперва мы хотели бы заняться
 гипнотической процедурой, очень полезной и удобной в самом широком спектре
 различных вариантов поведения - процедурой создания нового поведения. Этот
 метод можно применять в связи с любой ситуацией, в которой человек реагирует
 неудовлетворительным образом. Так можно определить основное содержание жалоб
 большинства клиентов. Приступая к объяснению, я предполагаю, что вы уже
 ввели партнера в состояние транса и выработали идеомоторную сигнальную
 систему "да-нет" какого-либо типа - явную или скрытую, словесную или
 несловесную.
  Первым делом вы должны попросить своего партнера избрать некое
 определенное поведение, которым он не удовлетворен. Затем вы просите
 партнера увидеть и услышать, как он ведет себя в данной ситуации. Вы просите
 его _у_в_и_д_е_т_ь_ _с_е_б_я_ _с_а_м_о_г_о_, выполняющего это действие так,
 как если бы он _с_т_о_я_л_ _н_а_п_р_о_т_и_в_ _и_ _н_а_б_л_ю_д_а_л_ за собой
 - как будто он смотрит кино. Такая инструкция вызывает ощущение диссоциации,
 разобщенности - у вашего партнера появляется возможность, чувствуя себя
 вполне комфортабельно, видеть и слышать то, что вызвало бы у него неприятные
 ощущения, если бы он действительно находился в данной ситуации. Вы говорите:
 "Подайте мне сигнал "да", как только сможете хорошо видеть и слышать
 происходящее с чувством уюта и безопасности, видеть и слышать именно ту
 часть своего поведения, которую хотели бы изменить".
  Получив сигнал "да", вы спрашиваете: "Знаете ли вы, какое именно новое
 поведение или реакцию вы хотели бы приобрести взамен существующих, как вы
 предпочли бы вести себя в данной ситуации?" Очень важно формулировать все,
 что вы говорите, в виде вопросов, рассчитанных на сигнальную систему
 "да-нет", так, чтобы вы все время поддерживали отчетливую обратную связь со
 своим партнером.
  Если ваш партнер уже знает, какую именно реакцию он предпочел бы в
 данной ситуации, и подал вам сигнал "да", вы говорите: "Хорошо. Теперь вы
 должны увидеть и услышать самого себя осуществляющим эту новую реакцию в той
 ситуации, в которой чаще всего возникает ваша проблема. Подайте мне сигнал
 "да", когда вы это сделаете".
  Затем вы спрашиваете: "Полностью ли вас удовлетворило наблюдение за
 самим собой, осуществляющим новую реакцию в данной ситуации, удовлетворены
 ли вы окончательно тем, как вы это делаете?" Если вы получаете сигнал "нет",
 то просите партнера вернуться к предыдущему этапу процедуры и выбрать более
 приемлемое поведение.
  Если вы получили сигнал "да", то продолжаете закрепление нового
 поведения и просите партнера вновь ассоциировать с самим собой
 диссоциированное ранее поведение, отождествить самого себя с новым
 поведением. "Теперь я хочу, чтобы вы просмотрели ту же самую картину, но с
 такой точки зрения, как будто вы сами выполняете все действия. Вложите себя
 самого _в_н_у_т_р_ь_ действия и переживания, так, как если бы вы
 действительно вели себя подобным образом в данной ситуации".
  После того, как это будет сделано, спросите партнера: "Удовлетворены ли
 вы по-прежнему своим поведением?" - и убедитесь в том, что вы получили
 отчетливую реакцию "да". Иногда бывает, что поведение выглядит просто
 замечательно со стороны, но изнутри вызывает неприятные ощущения. Если на
 ваш вопрос партнер ответит "нет", вы должны возвратиться к первому этапу
 процедуры и попросить партнера модифицировать, уточнять свое поведение до
 тех пор, пока он не удовлетворится переживаниями в качестве лица,
 выполняющего это действие.
  После того, как ваш партнер окончательно выработает новый способ
 поведения, вам необходимо какое-либо свидетельство того, что новое поведение
 будет автоматически возникать в любой соответствующей ситуации в жизни
 вашего партнера. Мы называем это подстройкой к дальнейшему поведению, или
 перекрыванием. Вы можете спросить: "Желает ли ваше подсознание взять на себя
 ответственность за осуществление нового способа поведения в
 действительности, в тех случаях, когда возникает контекст, ситуации, в
 которых обычно использовался прежний шаблон поведения?" Если хотите, вы
 можете действовать несколько активнее. Например, вы можете добавить к
 сказанному: "Теперь поднимите палец, означающий "да", как только ваше
 подсознание обнаружит, что именно, в подробностях, вы видите, слышите и
 чувствуете в тех ситуациях, когда должно будет возникнуть новое поведение,
 пусть ваше подсознание свяжет эти ощущения с этими ситуациями и обозначит
 ими контекст, в котором необходим новый способ поведения". Таким образом вы
 выработаете контекстуальный ключ, символ, включающий новый шаблон поведения
 автоматически. Автоматичность реакций - одна из характеристик изменения
 состояний, которой всегда должен добиваться хорошо подготовленный
 гипнотизер. Когда вы осуществляете такого рода изменения личности, сознание
 вашего партнера не должно помнить ничего происходящего, не должно знать о
 новом способе поведения. Если сознание партнера будет помнить о новом
 варианте поведения, он не сможет соответствующим образом "войти" в него,
 приспособиться к нему, информация не закрепится в подсознании достаточно
 надежно. Разве можно рассчитывать на сознание? Сознание - наиболее
 ограниченная и ненадежная часть личности человека.
  С некоторыми пациентами не обязательно производить подстройку к
 дальнейшему поведению. У некоторых людей уже есть своя собственная надежная
 техника подстройки будущего поведения, они могут это сделать сами. Другие
 люди не способны самостоятельно успешно произвести перекрывание всех
 ситуаций, которые могли бы возникнуть в будущем, и вы должны сделать это
 сами, если работаете систематически и доводите свое дело до конца.
  Если ваш партнер не знает, какую новую реакцию он хотел бы осуществлять
 в проблематической для него ситуации, начинайте процесс постепенного отбора.
 Прежде всего вы говорите: "Обратитесь к своим жизненным впечатлениям,
 вспомните историю вашей личности. Использовали ли вы когда-нибудь, в другой
 ситуации, реакцию, которая могла бы превосходно заменить тот шаблон
 поведения, который вас не удовлетворяет в этой ситуации?" Если вы получаете
 ответ "да", попросите вашего партнера заново пережить проблематическую
 ситуацию и инкорпорировать в нее найденную реакцию. При этом придерживайтесь
 той последовательности действий, которую я только что описал.
  Если ответ будет по-прежнему "нет", попросите партнера продолжить поиск
 удачной модели поведения, используя при этом процесс, который мы называем
 "обращенной заменой обозначений". Вы говорите: "Знаете ли вы кого-нибудь,
 чье поведение в такого рода ситуациях кажется вам весьма успешным и
 желательным, изящным и эффективным настолько, что вам самим хотелось бы
 уметь вести себя подобным образом?" Кроме того, вы можете сказать: "Я знаю,
 уже одно то обстоятельство, что вы не удовлетворены своим прежним способом
 поведения, говорит о том, что существует какой-то известный вам образец
 поведения в подобных ситуациях, какая-то реакция, которой вы хотели бы
 научиться. Представьте себе некую известную вам личность - кого-нибудь, кем
 вы восхищаетесь, кого вы уважаете - личность, которую вы считаете гораздо
 более цельной, которая, по вашему мнению, гораздо успешнее реагирует в
 такого рода ситуациях". Модель поведения, которую выберет ваш партнер, может
 быть "реальной" или "фиктивной". Фиктивный персонаж, почерпнутый из кино или
 из книг, может стать настолько же реальным внутренним представлением о
 возможном способе реагирования, как и действительные воспоминания о
 поведении окружающих, хранящиеся в человеческой памяти, и может служить
 превосходной моделью поведения.
  После того, как ваш партнер выберет такую модель поведения, проведите
 его снова через описанную последовательность трехэтапной инкорпорации новой
 модели в поведенческий репертуар вашего партнера. Сперва вы просите его
 увидеть и услышать, как осуществляется в данной ситуации та модель
 поведения, которую он выбрал в качестве нового варианта. Вы можете попросить
 партнера поднять палец, означающий "да", для того, чтобы вы могли знать,
 когда он закончит этот первый этап процедуры. Затем вы протягиваете руку,
 мягко и осторожно опускаете сигнальный палец партнера и говорите: "Хорошо.
 Теперь, увидев и услышав поведение этого другого человека в данной ситуации,
 убедились ли вы в том, что действительно хотели бы научиться реагировать
 именно таким образом?" Если вы получаете сигнал "нет", то возвращаетесь к
 прежнему этапу процедуры и просите партнера найти другую модель поведения,
 или увидеть ту же самую модель поведения в действии, но уже несколько иначе;
 получив сигнал "да", вы можете переходить к следующему этапу.
  На втором этапе процедуры вы говорите: "А теперь поместите свой
 собственный образ в тот же самый кинофильм, замените актера сами, и его
 голос замените своим. Просмотрите и прослушайте всю ситуацию опять, и
 поднимите палец, означающий "да", когда вы это сделаете". Теперь ваш партнер
 видит и слышит _с_а_м_о_г_о_ _с_е_б_я_, выполняющего те же действия, но он
 все еще диссоциирован со своим образом кинестетически.
  Когда партнер закончит этот этап, спросите его: "Теперь, увидев и
 услышав самого себя, выполняющего эти действия, хотите ли вы по-прежнему
 обучиться этой модели поведения? Считаете ли вы по-прежнему, что такое
 поведение - как раз то, что вам нужно?" Если вы получите сигнал "нет",
 возвращайтесь к предыдущему этапу процедуры и просите партнера
 модифицировать эту модель поведения до тех пор, пока она не покажется ему

<< Пред.           стр. 25 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу