<< Пред. стр. 27 (из 36) След. >>
становитесь очень маленьким... и в каждой из этих вещей тоже есть дверь... Ивы _з_н_а_е_т_е_, хотя еще немного побаиваетесь, что если вы войдете в одну
из этих дверей, в любую из них... вы окажетесь в том _в_о_з_р_а_с_т_е_...
когда эта вещь впервые возникла в вашей жизни..."
Видите ли, все, что я говорю, конечно, совершеннейшая бессмыслица.
Однако я обрисовываю такой контекст, в котором людям кажется вполне
возможным и логичным переживать альтернативные реальности. Разумеется, при
этом необходимо поддерживать обратную связь, для того, чтобы установить,
продолжает пациент реагировать, или нет. Для того, чтобы узнать,
регрессировала ли в действительности личность пациента, следует использовать
обычные поведенческие "ключи".
Добившись возрастной регрессии, вы уже можете сделать что-нибудь еще.
Например, напротив вас сидит пациент в шестилетнем возрасте. Что делают
шестилетние дети для того, чтобы изобразить кого-нибудь другого?
Мужчина: Они играют в переодевания, в маскарад.
Точно. Они забираются на чердак и играют в переодевания: они
"притворяются". Так что вы предлагаете пациенту надеть на себя новую одежду,
причем он не должен знать, чья это одежда, вы этого не определяете: "Смотри,
какой забавный костюмчик. Это не мамино платье. И не папин костюм. Это не
матросский костюмчик. Я даже не знаю, чей это костюмчик. Невозможно
догадаться... но внезапно, подсознательно... ты начинаешь забывать, что ты
ребенок... и начинаешь становиться человеком, которого ты не знал, когда
тебе было шесть лет... но твое подсознание помнит, кто это... оно может
перенять _и_н_т_о_н_а_ц_и_ю_ _г_о_л_о_с_а_ _э_т_о_г_о_ _ч_е_л_о_в_е_к_а_...
реакции этого человека... движения _т_о_л_ь_к_о_ этого человека... и
поведение _т_о_л_ь_к_о_ этого человека... так, что вы уже через десять
минут, сидя здесь... подсознательно выработаете в себе... личность,
основанную только на том, что вы знаете... о поведении и образе жизни этого
человека... так, что уже через десять минут ваши глаза внезапно широко
откроются... и вы будете вести себя именно так, как ведет себя этот человек,
_п_о_л_н_о_с_т_ь_ю_, _в_о_ _в_с_е_х_ _в_о_з_м_о_ж_н_ы_х_
_п_о_д_р_о_б_н_о_с_т_я_х_ _с_т_а_н_е_т_е_ _э_т_и_м_ _ч_е_л_о_в_е_к_о_м_".
Я надеюсь, вы поняли, почувствовали, как делаются такие вещи? Как
видите, мы можем предложить вам много специфических методов гипнотического
наведения и использования состояния транса, позволяющих добиться самых
различных результатов. Но вместо того, чтобы давать вам отдельные навыки, мы
хотим передать вам идею, способ мыслить, который, как мы убеждены, позволяет
использовать гипноз и добиваться _л_ю_б_ы_х_ _р_е_з_у_л_ь_т_а_т_о_в_.
Приступая к каждой отдельной гипнотической процедуре, я заранее представляю
себе самый естественный и по возможности самый простой способ действий. Если
намеченного результата нельзя достичь с помощью возрастной регрессии и
отождествления в состоянии глубокого транса, можно прибегнуть к переработке.
Мужчина: Существуют ли варианты процесса отождествления в глубоком
трансе, позволяющие делать это с различной скоростью? И не должны ли сами
клиенты быть достаточно гибкими заранее, чтобы успешно отождествляться в
трансе?
Конечно. Как правило, я не приступаю к процедуре отождествления в
состоянии глубокого транса до тех пор, пока не убеждаюсь, что мой пациент
обладает достаточно гибкой и яркой личностью. Я не приступаю к
отождествлению, пока пациент не научится быстро реагировать на мои действия.
Прежде чем приступить к идентификации в глубоком трансе, я испытываю
пациента, возбуждая много других явлений, характерных для состояния транса,
пробую другие методы. Мне кажется, глупо стремиться осуществить
идентификацию в пациенте, который еще не знает, как достигать состояния
амнезии, как добиться возникновения негативных и позитивных галлюцинаций -
это минимальные необходимые требования. Так что я сначала делаю много других
вещей.
Если бы я был учителем в начальной школе, отождествление в состоянии
глубокого транса было бы одним из предметов, которые следовало бы
преподавать детям. Я бы использовал видеоленты с изображением Альберта
Энштейна, Ирвинга Берлина <Ирвинг Берлин - американец, автор очень
популярных песен, родился в 1888 году. - Прим. перев.> и других выдающихся
гениев нашей культуры. Я использовал бы такие видеоленты для различных
целей: я говорил бы с детьми, и они сами обсуждали бы между собой - главным
образом то, чем именно замечательны эти люди, и в какой области дети хотели
бы достичь таких же результатов. А затем я использовал бы образцы поведения
таких замечательных людей как основу, которая позволит детям отождествиться
с этими людьми и развить в себе их способности и возможности.
Мужчина: Мне кажется, что такое явление, в других терминах, называется
одержимостью духом.
Да. Насколько я знаю, все человеческие переживания типа "одержимости
злым духом" есть не что иное, как отождествление в состоянии глубокого
транса. Я знаю одного человека, который приобрел широкую известность
сеансами лечения множественного раздвоения личности. Среди его клиентов
всегда около двадцати членов парламента. Он добрый католик, и само собой,
многие его клиенты одержимы бесом. Он изгоняет бесов на вертолетной площадке
около госпиталя. За ним укрепилась национальная слава настоящего
психотерапевта, а меня, между тем, считают колдуном!
Я решил полюбопытствовать, что это за множественные раздвоения личности,
и пришел на один из его сеансов. Он познакомил меня с одной из своих
пациенток (она была в измененном состоянии) и продемонстрировал мне четыре
или пять ее личностей, а также беса, которым она одержима. Берусь
утверждать, что я способен проделать это с каждым. Действительно, метод, с
помощью которого он демонстрировал мне все это, переходя от одной личности
пациентки к другой, представляет собой в точности способ наведения, который
я применяю, в качестве гипнотизера, в тех же самых целях.
Женщина сидела в кресле и рассказывала о том, как много событий в своей
жизни она вытеснила из памяти - типичный случай амнезии. Больше ни с кем
таких вещей не случается, что ли? Но этот ниспровергатель психиатрии
утверждает, что если в вашей жизни был период, которого вы не можете
вспомнить, значит, у вас множественное раздвоение личности! Он дает имя тому
периоду, который вы вытеснили из памяти. По мнению этого психиатра, та часть
жизни, которую вы не можете вспомнить, не принадлежит вам; это уже другая
личность. Он называет ее каким-либо именем, например, "Фред". Полностью
игнорируя ваше поведение, он неожиданно бьет вас по голове и кричит: "Фред!
Фред! Выходи! Выходи!" Если вы говорите ему: "Что вы хотите этим сказать -
Фред, выходи?", - он игнорирует ваши слова и продолжает до тех пор, пока не
возникает внезапно какая-нибудь другая личность. Прекрасный способ добиться
множественного раздвоения личности. Я уверен, что присутствующие там члены
парламента подвергались длительной обработке со стороны своих родителей и
таких вот доброжелателей-психотерапевтов; это у них не от рождения.
Мужчина: Когда вы осуществляете идентификацию в состоянии глубокого
транса, вы не можете стремиться к тому, чтобы пациент стал другой личностью,
но при этом остался в шестилетнем возрасте. Что вы делаете для того, чтобы
он снова стал взрослым?
Вы сказали, что пациент стал другой личностью. Но дети не желают
становиться другими шестилетними детьми. Они хотят стать кем-нибудь, кого
они знают, и быть того же возраста, как этот человек. Вы можете говорить
детям все, что угодно, и они будут слушаться вас, если вы придадите своим
словам достаточную значительность. Если ваш пациент уже регрессировал в
детское состояние, вы говорите: "Итак, пока ты играешь и весело проводишь
время, твое подсознание начинает учиться..." Здесь вы даете пациенту
непосредственные указания: "Выберите из всего, что знает ваше подсознание об
этом человеке - как он выглядит, как он говорит, как он двигается, как он
реагирует - соедините все это в одно целое так, чтобы через пятнадцать минут
вы самопроизвольно, в одну секунду, во всех деталях стали этим взрослым
человеком".
Хочу вас предостеречь. Идентификация в состоянии глубокого транса -
чрезвычайно сложный и трудный процесс. Его можно использовать в качестве
техники обучения, но существуют и гораздо более простые и легкие способы,
позволяющие достичь большинства желательных для вас результатов. Большинство
изменений личности возможно осуществить в процессе создания нового поведения
или с помощью какой-нибудь другой техники - это настолько же эффективно и
_г_о_р_а_з_д_о_ легче.
_К_о_н_т_р_о_л_и_р_о_в_а_н_и_е_ _б_о_л_и_
Боль - замечательная вещь, полезнейшая вещь в нужный момент времени, но
потом она теряет свое значение и становится бесполезной. Это правило
приложимо и к множеству других явлений. Небольшое выделение адреналина в
случае опасности может быть очень полезно, но слишком обильное выделение
адреналина, не соответствующее возникшей проблеме, может привести к
недееспособности. Если произошло что-то простое, требующее усиленного
напряжения - например, если нужно поднять перевернувшуюся машину - большое
количество адреналина вовсе не помешает. Но если задача требует точной
координации движений - например, если нужно подвести часы или вставить ключ
в замочную скважину, обильное выделение адреналина производит
_р_а_з_р_у_ш_и_т_е_л_ь_н_о_е_ действие.
Для того, чтобы справиться с болью, я предусматриваю такой контекст, в
котором естественной реакцией будет _о_т_с_у_т_с_т_в_и_е_ болезненных
ощущений. _Т_а_к_о_в_ _в_с_е_о_б_ъ_е_м_л_ю_щ_и_й_ _п_р_и_н_ц_и_п_
_г_и_п_н_о_з_а_: _с_л_е_д_у_е_т_ _с_о_з_д_а_т_ь_ _к_о_н_т_е_к_с_т_, _в_
_к_о_т_о_р_о_м_ _ж_е_л_а_т_е_л_ь_н_а_я_ _д_л_я_ _г_и_п_н_о_т_и_з_е_р_а_
_р_е_а_к_ц_и_я_ _б_у_д_е_т_ _е_с_т_е_с_т_в_е_н_н_о_й_ _р_е_а_к_ц_и_е_й_
_д_л_я_ _п_а_ц_и_е_н_т_а_.
На этот счет есть классический рассказ Эриксона о контролировании боли.
К нему направили женщину, умиравшую от рака. Эриксон находился в больнице,
поэтому женщину положили на каталку и привезли прямо к нему в кабинет.
Пациентка поглядела на Эриксона и сказала: "Это самая нелепая вещь в моей
жизни - я не понимаю, что со мной делают? Доктор направил меня к вам и
сказал, что вы сможете что-нибудь сделать с моей болью. Таблетки мне не
помогают. Операция мне не помогла. Как же вам удастся справиться с моей
болью с помощью слов?"
Эриксон поглядел на нее, катаясь взад и вперед на своем кресле с
колесами, и подстроился к ее ожиданиям следующим образом: "Вас привезли
сюда, потому что ваш доктор сказал, чтобы вас сюда привезли, и вы не
понимаете, как могут _с_л_о_в_а_ помочь вам контролировать свою боль.
_Т_а_б_л_е_т_к_и_ совершенно не облегчили ваших страданий. Операция
совершенно не помогла вам. И вы думаете, что это самая нелепая случайность в
вашей жизни - то, что вас сюда привезли. Хорошо, позвольте мне задать вам
один вопрос. Если вот эта дверь сейчас внезапно распахнется... и вы
взглянете туда, и увидите чудовищного тигра... свирепо облизывающегося... и
уставившегося _т_о_л_ь_к_о_ _н_а_ _в_а_с_... - как вы думаете, вы будете
ощущать сильную боль?"
Таким образом, Эриксон предусмотрел контекст, в котором никакой человек
не станет думать о своей боли. Боль просто перестанет существовать, если вас
вот-вот сожрет тигр. Переживание, при котором исчезает всякая боль, может
быть использовано в качестве якоря и продлено как особое измененное
состояние. Эриксон сказал: "Позже доктора никак не могли понять, что все это
значит - эта женщина говорила им, что у нее под кроватью лежит тигр, и она
слышит, как он там урчит".
Существует огромное множество различных способов обеспечить
контролирование боли. Если речь идет о физиологической боли, вы должны
придумать нечто такое, что отвлечет внимание пациента и заставит его не
замечать боли. Пойдите к дантисту и попросите его просверлить ваш больной
зуб. Когда он заденет нерв, сигнал о физиологической боли пройдет по вашим
нервам в мозг, и ваш мозг скажет: "Ай-ай!" Такое бывает. Но существуют люди,
которые идут к дантисту, не прибегают к новокаину, и все равно ничего не
чувствуют. Они ничего не знают о гипнозе. Но любой дантист подтвердит вам
этот факт. Зубной врач просверливает насквозь их нервы, а они никак не
реагируют. Когда я последний раз был у дантиста, он сказал: "Я этого никогда
не пойму. _М_н_е_ самому больно смотреть, а _о_н_и_ ничегошеньки не
чувствуют!"
Какие люди способны на это? - Только те, у которых кинестетические
переживания полностью вытеснены из сознания. Эти люди не испытывают
_н_и_к_а_к_и_х_ физиологических ощущений, поэтому они не чувствуют и боли.
На них может подействовать только одно средство - нужно положить их руку на
горячую плиту. Когда рука поджарится до самого локтя, может быть, они
заметят происходящее. Такие люди проявляют тенденцию обдирать себе колени и
наталкиваться на всякие предметы, потому что их сознание не воспринимает
кинестетических переживаний, и они не научились быть осторожными. В качестве
особой стратегии контролирования боли вы можете _с_д_е_л_а_т_ь_ человека
таким, ввести его в подобное состояние.
Вы постоянно должны задавать себе такие вопросы: "Чего именно я хочу?" и
"Как сделать, чтобы это произошло естественным путем, само собой?"
Существуют определенные контексты, в которых человек сохраняет ориентацию и
наблюдательность, и чувствует все, кроме боли. У вас когда-нибудь болела
рука? Случалось ли вам так порезать палец, чтобы он действительно здорово
разболелся? И в то время, пока ваш палец буквально пульсировал от боли,
случалось ли вам, по какой-либо причине, забыть о своем пальце? В каком
контексте это происходило?
Мужчина: Когда я был в опасности.
Именно. Опасность - это классический пример. Но для большинства людей
для этого не нужно даже опасности. Единственное, что им нужно - это
отвлечься чем-нибудь. Количество внимания, на которое способно человеческое
сознание, весьма ограничено. Есть правило, по которому все люди способны
обращать внимание максимум на 7+-2 канала информации. Если вы хотите, чтобы
человек отвлекся, займите все девять информационных каналов. Займите его
чем-нибудь еще - чем угодно.
Однажды я работал с мужчиной, страдавшим от жестокой боли. С ним
произошло какое-то несчастье, в результате которого возникла внутренняя
травма. Я не вникал в медицинские подробности, но в этом случае была
какая-то физическая причина, по которой этот человек вынужден был переносить
боль. Он пришел ко мне и попросил применить гипноз. Я ответил, что не знаю,
смогу ли я помочь ему справиться с болью. Я применил гипнотическую
процедуру, которая прекрасно действовала, но только на людей развитых, с
большим жизненным опытом, образованных и при этом достаточно откровенных и
прямодушных. Я не знал заранее, каков этот пациент.
Я сказал ему: "Видите ли, самые развитые и образованные люди -
отличаются тем, что способны воспринимать одни и те же вещи с различных
точек зрения". Между прочим, если верить Жану Пиаже <Жан Пиаже - швейцарский
психолог, родился в 1896 г. - Прим. перев.>, это действительно так. Итак, я
изложил этому человеку теорию Пиаже и проверил уровень образованности, его
умственные способности.
Согласно с теорией Пиаже, быть образованным, разумным человеком значит
уметь объяснить, как будут выглядеть одни и те же вещи с различных точек
зрения, в разных контекстах. Если я хочу проверить умственные способности
ребенка, я могу взять, например, кусочек дерева и наперсток. Я попрошу
ребенка подойти, покажу ему наперсток, и потом положу кусочек дерева так,
чтобы ребенок не видел за ним наперстка. Потом я спрошу: "Есть что-нибудь за
деревянным кубиком?" Если ребенок скажет "нет", значит, это не очень-то
"развитый" ребенок. "Развитый" ребенок может представить себе спрятанный
наперсток, кроме того, он может увидеть и наперсток, и деревянный кубик так,
как если бы он смотрел на них с другой стороны. Проверяющий спрашивает
буквально следующее: "Как бы это выглядело, если бы вы посмотрели на это с
другой стороны?" Чем лучше вы можете представлять себе вещи с различных
точек зрения, тем вы более "развитый" и образованный человек. Одним из
следствий такого способа представлять себе вещи является то, что вы
диссоциируете, разобщаете себя и свои ощущения. На этом основаны некоторые
современные методы обучения детей и развития их способностей. Детей учат
развиваться и уметь диссоциировать себя и свои ощущения, потому что именно
этот процесс приводит к тому, что называется "способностями".
Я попросил своего пациента пойти домой и попрактиковаться, потому что на
следующей неделе я хочу подробно испытать его и выяснить, является ли он
развитым и образованным человеком. Ему нужно было сделать следующее: увидеть
себя лежащим на кровати - сначала представить себе, что он смотрит из одного
угла комнаты, потом из другого, а потом из _л_ю_б_о_й_ _т_о_ч_к_и_ между
этими углами. Я сказал ему, что на следующей неделе я выберу какую-нибудь
случайную точку зрения и попрошу его описать в подробностях все, что он
видит. Я сказал ему, что измерю разницу между действительным углом зрения и
тем углом зрения, под которым он будет представлять себе происходящее, и
вычислю степень его образованности.
Он ушел домой, и когда пришел на следующей неделе, он справился со своей
задачей. Он работал над ней терпеливо и методически. При этом им двигали
самые серьезные побуждения: он хотел, чтобы я его вылечил, и надеялся, что я
смогу помочь ему. И когда он пришел, то сказал мне: "Вы знаете, произошла
странная вещь - всю эту неделю я чувствовал, что боль как будто
уменьшилась". Дать кому-нибудь подходящее задание - еще один способ
контролирования боли.
Есть и другие, весьма причудливые методы. Погрузив пациента в состояние
транса, вы можете делать все, что угодно, лишь бы в ваших выражениях
предполагалось, что боль исчезнет. Как-то раз я сказал одному из своих
пациентов: "Я хочу говорить с вашим Мозгом. Как только Мозг будет готов
говорить со мной, и ни одна часть сознания не будет знать о том, что
происходит, пусть рот откроется и скажет: "Есть". Пациент сидел минут
двадцать, а потом сказал: "Ессссть". Я сказал: "Прекрасно, Мозг; но ты
заблуждаешься: боль - очень ценная вещь. Она позволяет тебе узнать, когда
именно следует обратить внимание на то, что происходит. Ты уже обратил
внимание настолько, насколько это было возможно, на случай, причинивший эту
боль. И для того, чтобы ты мог обратить внимание на другие вещи, которыми
тоже следует заняться, наступило время отключить эту боль". Он сказал:
"Ессссть!" Я закончил: "Отключи теперь эту боль, и пусть она возвращается
только тогда, когда в этом возникнет необходимость - и не раньше". Как
видите, у меня не было ни малейшей идеи относительно того, что все это
значит, но это звучало так логично, причем все время предполагалось, что
мозг способен сделать то, о чем я его прошу. После этого внушения боль
больше никогда не возникала.
_А_м_н_е_з_и_я_
Я хочу сделать замечание по поводу одного из практических заданий. Один
из вас применил метод, с помощью которого можно осуществить амнезию.
Выполняя упражнение, он ввел женщину в состояние транса, а когда она вышла
из транса, посмотрел на нее и сказал: "Вы заметили, насколько тихо в этой
комнате?" Если пациент возвращается из транса и открывает глаза, и вы
немедленно смотрите на него и делаете замечание, не имеющее никакого
отношения к переживанию, которое он только что испытал, тем самым вы
неожиданно и резко отвлекаете его внимание на посторонние вещи и можете
добиться действительно глубокой амнезии. Это происходит в равной степени и в
том случае, если ваш партнер находился в глубоком трансе, и если он
находился в неглубоком состоянии, и даже во время обычного разговора.
Например, если вы разговариваете о гипнозе, и вдруг меняете тему, и
начинаете говорить о том, как важно проверять каждый камень под ногами,
когда вы ходите по горам, а потом с полной естественостью развиваете в
подробностях этот предмет, и спрашиваете партнера: "О чем я с вами говорил?"
- вполне возможно, что он не вспомнит предыдущей темы разговора. Так как