<< Пред.           стр. 31 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 зрительным впечатлениям: "Я вижу свет, мерцающий на множестве граней
 подвесок. Я вижу движение обнаженной руки некоего человека. Я вижу этого
 человека, разглядывающего люстру".
  Затем я переключаюсь на слуховые впечатления, и высказываю три
 предложения, относящиеся к тому, что я слышу: "Я слышу шум вентиляторов; я
 слышу шорох бумаги, возникающий от того, что множество людей делают записи;
 я слышу, как кто-то откашливается".
  После этого я высказываю три предложения, относящиеся к моим
 кинестетическим впечатлениям: "Я чувствую, как подошвы моих ног плотно
 соприкасаются со сценой, на которой я стою; я чувствую вес пиджака,
 облегающего мои плечи; я чувствую тепло в переплетающихся пальцах". Итак, я
 делаю три высказывания относительно моих зрительных впечатлений в данный
 момент, высказываю три предложения, относящихся к слуховым впечатлениям и
 три предложения о кинестетических впечатлениях.
  Затем, сохраняя прежнюю позу и то же направление взгляда, я снова
 подключаюсь к каждому из перечисленных сенсорных каналов и высказываю по
 _д_в_а_ предложения относительно каждого из каналов. Я нахожу по два
 дополнительных признака моих зрительных, слуховых и кинестетических
 впечатлений. Затем я повторно подключаюсь опять к каждому из сенсорных
 каналов, высказывая по _о_д_н_о_м_у_ предложению относительно каждого из
 них. Как правило, - даже начинающие, - примерно посередине этого процесса,
 когда высказывается по два предложения о каждом из сенсорных каналов,
 чувствуют, как слипаются их глаза и появляется внутреннее, "тоннельное",
 зрение. Как только ваши глаза начинают слипаться, вы позволяете им закрыться
 и замещаете внешнюю визуализацию внутренней; при этом, высказывая
 предложения о слуховых и кинестетических впечатлениях, вы продолжаете
 пользоваться внешней информацией.
  Мужчина: Можно ли высказывать самому себе предложения, описывающие
 тишину, отсутствие звуков?
  Это не имеет значения. Используйте то, что больше всего для вас
 подходит. Многие из вас заметят, что после того, как вы проделаете все это
 около шести раз, вам уже достаточно будет сказать: "Итак, я представляю
 себе, что навожу это состояние", - и вы уже окажетесь в нем! Все, что мне
 нужно - это посмотреть на граненое стекло, и у меня уже возникает
 "тоннельное зрение", которое является одним из характерных признаков
 перехода в желаемое состояние транса.
  Женщина: Обязательна ли такая последовательность высказываний:
 зрительные, слуховые, а затем кинестетические впечатления?
  Нет. Если вам удастся обнаружить, что для вас более эффективна другая
 последовательность, используйте ее для самоподстройки. Если вы предпочитаете
 высказывать зрительные, кинестетические, а затем слуховые наблюдения,
 воспользуйтесь этой последовательностью. Вполне возможно, что такая
 последовательность будет эффективнее воздействовать на вас, но может быть и
 так, что она воздействует на вас как-нибудь иначе.
  Женщина: Повторно подключаясь к тем же сенсорным каналам, вы не
 используете тех же самых высказываний, что и в первый раз?
  Каждый раз следует использовать различные наблюдения, в точности
 соответствующие вашим впечатлениям на данный момент. Учитывайте, что вы,
 таким образом, устанавливаете замкнутую биологическую обратную связь,
 закидываете "петлю" обратной связи. Это означает, что вы высказываете на
 словах в точности те ощущения, которые воспринимаете в данный момент
 зрительно, на слух и кинестетически. Такая своеобразная "петля", замыкание
 обратной связи - одна из основных характеристик любой работы, связанной с
 успешным гипнозом или наведением измененных состояний. Такой процесс
 представляет собой почти то же, что мы делали, когда выполняли упражнение
 5-4-3-2-1, и является первой фазой самонаведения по методу Бетти Эриксон.
  На следующем этапе я, прежде всего, определяю, какая из ладоней, или
 какая рука кажется мне более легкой. Затем, сам для себя, я высказываю
 предположение о том, что более легкая рука будет становиться все легче и
 легче, затем непроизвольным подсознательным движением медленно поднимется и
 зависнет, потом такими же бесконтрольными движениями постепенно приблизится
 к моему лицу, и в тот момент, когда она коснется лица, я погружусь в
 состояние глубокого транса.
  Второй метод самогипноза подобен первому, с той лишь разницей, что в
 этом случае вместо внешних представлений используются внутренние
 представления. Вы садитесь или ложитесь в удобном и спокойном месте и
 вырабатываете внутренний зрительный образ - так, как если бы вы стояли в
 пяти футах напротив самого себя самого и смотрели на себя. Если при создании
 подобного внутреннего образа вы встретитесь с какими-либо трудностями, можно
 воспользоваться уже известным для вас приемом - перекрыванием. Начните с
 кинестетического ощущения собственного дыхания, а также со звука
 собственного дыхания, и перекройте свои зрительные впечатления образом
 опускающейся и поднимающейся грудной клетки. Продолжайте разрабатывать и
 стабилизировать образ до тех пор, пока не увидите самого себя во всех
 подробностях. Как правило, человек способен вообразить себе свою
 поднимающуюся и опускающуюся грудь, если эти движения будут коррелированы с
 кинестетическими ощущениями частоты и последовательности его дыхания.
  Продолжая видеть со стороны образ самого себя, вы перемещаете и
 сосредотачиваете внимание на самой верхней точке головы и переживаете
 кинестетические ощущения температуры, напряжения, влажности, давления и т.д.
 - все доступные вам кинестетические ощущения. Продолжая воспринимать все эти
 ощущения, вы очень медленно перемещаете область сосредоточения внимания все
 ниже и ниже, ощущая в отдельности каждую часть своего тела. Итак,
 рассматривая самого себя со стороны внутренним зрением, вы, в то же время,
 чувствуете все кинестетические ощущения своего тела.
  На следующем этапе вы добавляете к своим ощущениям слуховую информацию.
 Продолжая видеть себя и кинестетически ощущать свое тело, вы внутренне
 описываете себе собственные переживания: "Я чувствую напряжение своей правой
 брови, и по мере того, как я ощущаю это напряжение, оно проходит". Итак, все
 три системы представляют информацию одного и того же рода. Вы видите,
 чувствуете и слышите все свои действительные ощущения на данный момент.
  После того, как вы полностью завершите подробный "осмотр" ощущений
 своего тела, можно приступать к тому же процессу, какой я описал,
 рассказывая о первом методе самогипноза. Когда вы почувствуете, какая из
 ваших рук кажется вам легче, вы увидите, что рука вашего образа начинает
 подниматься, вы почувствуете, как она направляется к вашему лицу. Затем вы
 внутренне описываете происходящее (слуховое впечатление): "Моя левая рука
 начинает подниматься бесконтрольными, подсознательными движениями". Даже
 если вы не знаете, что такое "бесконтрольные, подсознательные движения",
 ваше подсознание это знает. Предоставьте ему это. "Моя рука продолжает
 становиться все легче и все ближе притягивается к моему лицу. Когда она
 прикоснется к лицу, я погружусь в стабильный глубокий транс". Все это можно
 говорить себе субвокально, т.е. внутренним голосом, или же вслух - если для
 вас это более подходящий способ. Если вы произносите это вслух, закрывайте
 двери поплотнее, не то люди подумают, что вы редкостный чудак.
  Мужчина: Мне гораздо легче представить, что моя рука поднимается, если я
 зрительно воображу себе длинный шест или планку, которая подталкивает руку
 вверх.
  Или представьте себе воздушный шарик, надутый гелием. Здесь можно
 использовать множество вспомогательных внешних предметов. Используйте все,
 что вы способны инкорпорировать в свои зрительные, слуховые и
 кинестетические ощущения и что поможет вам завершить данный этап
 самогипноза. Я предлагаю вам только основу процесса. Существует множество
 оригинальных вспомогательных средств для самогипноза.
  Мужчина: Когда я использую внутренний образ самого себя и смотрю на него
 со стороны, а затем чувствую, что моя левая рука легче правой - должен ли я
 представлять себе свое зеркальное отображение, или как-нибудь еще?
  Если вы можете представить себя двумя способами, попробуйте оба и
 выберите самый эффективный для вас.
  Мужчина: В чем предназначение ощущения руки, прикасающейся к лицу?
  Прикосновение руки - точное свидетельство того, что вы выполнили свою
 задачу. Большинство людей отдают себе отчет в том, что их рука постепенно
 поднимается, но как только она касается лица, они чувствуют внезапное,
 радикальное изменение, и впадают в состояние амнезии, т.е. забывают все, что
 последует за этим моментом - до выхода из транса.
  Прежде чем попытаться применить какой-либо из этих способов, и каждый
 раз в дальнейшем, когда вы будете заниматься самогипнозом или медитацией,
 дайте предварительную инструкцию своему подсознанию - о том, сколько вы
 предполагаете пробыть в состоянии транса, и когда вы хотите выйти из него.
 Перед тем, как приступить к одному из этих упражнений, вы можете сказать,
 например: "Я хотел бы, подсознание, чтобы ты разбудило меня через пятнадцать
 минут, и чтобы, проснувшись, я чувствовал себя бодрым и обновленным после
 того переживания, которое я испытываю". Наше тело - надежный и точный
 счетчик времени. Если вы точно определите время, через которое человек
 должен выйти из состояния транса, как правило, это происходит с точностью до
 четверти минуты. Самое худшее, что может произойти - даже если вы забудете
 сделать такую инструкцию подсознанию - это погружение в стабильный глубокий
 физиологический сон и пробуждение через несколько часов, сопровождающееся
 чувством бодрости.
  Пытайтесь овладеть обоими методами самогипноза до тех пор, пока не
 узнаете, какой из них вам больше подходит. В первые шесть раз не стремитесь
 к какой-либо определенной цели, связанной с изменением личности и поведения
 - кроме простого снятия напряжения, освежения и обновления сил. Подождите до
 тех пор, пока вы не убедитесь в своей способности входить в состояние транса
 и выходить из него; иначе говоря, подождите до тех пор, пока вы не узнаете,
 что можете погрузить себя в состояние глубокого транса, и что ваше
 подсознание выведет вас из него через определенный желаемый промежуток
 времени.
  Пока вы практикуетесь, осваивая оба метода самогипноза, будет
 развиваться и крепнуть ваша убежденность в собственной способности входить и
 выходить из состояния транса. Вы заметите также, что эта процедура имеет
 тенденцию становиться единовременной и прямолинейной. Вместо того, чтобы
 обязательно проходить через всю последовательность процедур, вместо того,
 чтобы сидеть и высказывать формулировки своих ощущений, погружение в
 состояние транса станет немедленным, мгновенным; и с этого момента
 самогипноз станет для вас действительно прекрасным орудием развития
 собственной личности.
  Для того, чтобы осуществить развитие собственной личности с помощью
 самогипноза, дайте своему подсознанию подробный набор инструкций перед тем,
 как погружаться в состояние транса. Прежде всего, решите, какую именно
 часть, какую область своих переживаний, своего опыта вы хотели бы изменить.
 Попросите свое подсознание заново пересмотреть в звуковом, зрительном и
 чувственном отношении те ситуации, в которых вы действовали особенно
 творчески и эффективно. Проинструктируйте свое подсознание так, чтобы после
 того, как оно закончит пересмотр таких ситуаций во всех системах
 представлений, оно произвело выборку, извлекло из рассмотренных ситуаций
 наиболее ощутимые, отчетливые элементы, а затем заставило эти элементы
 проявляться в вашем ежедневном поведении, в соответствующих контекстах,
 более часто и естественно, непроизвольно.
  Предположите, например, что вы собираетесь внести торговое предложение
 на рассмотрение совета директоров какой-нибудь корпорации, или же вам
 необходимо представить отчет в тот же совет директоров, и вы хотите
 составить такой документ наилучшим образом. Перед тем, как погрузиться в
 транс, в то же время, когда вы определите срок, по истечении которого вам
 надлежит проснуться, вы можете сказать: "Когда я погружусь в состояние
 глубокого транса, я хотел бы, подсознание, чтобы ты просмотрело образы,
 звуки и чувства, характерные для пяти ситуаций, когда я вел себя наиболее
 эффективно, динамично и творчески, составляя торговый отчет".
  Если вы хотите более эффективно заниматься семейной психотерапией,
 проинструктируйте подсознание так, чтобы оно просмотрело пять ситуаций,
 когда вы наиболее эффективно и т.д. занимались семейной психотерапией. Если
 вы хотите развития личности более общего характера, вы можете сказать
 подсознанию: "Просмотри пять ситуаций из моей жизни, когда я вел себя
 наиболее точно и изящно, или наиболее изысканно, или наиболее творчески". Вы
 просите подсознание просмотреть лучшие представления того, в чем вы хотели
 бы проявлять себя настолько же эффективно, насколько это вам удавалось хотя
 бы несколько раз. Затем вы погружаетесь в транс и позволяете этому процессу
 произойти. Сделав это, вы обнаружите изменения, происшедшие в собственной
 личности; вы на самом деле разовьете себя.
  Вы можете также проинструктировать подсознание так, чтобы сознание
 проследило и запомнило все, что происходило в состоянии транса, но я не
 рекомендую этого делать. Я рекомендую просто выработать привычку доверять
 своим подсознательным процессам. Вы обнаружите в себе новые варианты
 поведения, или же заметите, что некоторые старые, успешные варианты
 возникают более часто. Когда это произойдет, вы сможете использовать свое
 собственное поведение как пример, на котором ваше сознание поймет
 происходящие в вас процессы. Гораздо лучше начинать с подсознательного
 изменения поведения, а _з_а_т_е_м_ произвести сознательную обработку
 происшедшего, чем начинать с того, чтобы прикладывать сознательное понимание
 к поведенческим процессам. Доставьте себе удовольствие и продвигайтесь самым
 простым и легким путем.
  Боб: Что делать в том случае, если я хочу научиться чему-либо, чего
 никогда не делал прежде?
  Если вы не уверены, удавалось ли вам когда-либо в прошлом вести себя
 так, как вы хотите теперь, используйте процесс "создания нового поведения",
 который мы проходили сегодня утром. Думайте о другом человеке, который
 выполняет задуманное вами действие очень хорошо. Выберите для себя на самом
 деле изящную и точную модель - кого-либо из тех людей, которых вы
 действительно уважаете, которыми вы восхищаетесь в каком-нибудь отношении, -
 выберите среди них человека, поведение которого наиболее эффективно и
 элегантно. Затем используйте разновидность инструкций того же рода, что и в
 обычном самогипнозе. Попросите свое подсознание заново просмотреть все
 образы, звуки и ощущения, относящиеся к ситуациям, хранящимся в вашей
 памяти, в которых данное лицо выполняло желаемое действие. Разделите этот
 процесс на три этапа. Сначала вы должны просто увидеть и услышать все, что
 происходило в этих ситуациях. Наблюдайте и слушайте те особенности поведения
 данного лица, которым вам хотелось бы научиться. На втором этапе вы просите
 свое подсознание совместить ваш образ и голос с образом и голосом данного
 лица, заместить себя им. На этом этапе вы уже начинаете двигаться, как это
 лицо, и видеть и слышать себя, выполняющего те действия, которые вы только
 что наблюдали в этом человеке. На третьем этапе вы уже смотрите и слушаете
 изнутри, сами переживаете все ощущения и движения, свойственные такому
 поведению, воспринимаете все происходящее с новой внутренней точки зрения.
  В качестве примера я могу привести Милтона Эриксона. Я провел много
 часов, наблюдая и слушая его поведение. Прежде чем погрузиться в состояние
 транса, я дал себе такую инструкцию: "Выбрать из всех ситуаций, при которых
 я присутствовал, те моменты, когда Эриксон реагировал на несоответствия,
 неадекватности в поведении клиентов. В чем заключаются существенные
 особенности его поведения в эти моменты?" На первом этапе я наблюдал и
 слушал то, что Эриксон делает в таких ситуациях. На втором этапе я поместил
 себя на его место и наблюдал и слушал себя, выполняющего действия Эриксона.
 Для того, чтобы надежнее включить эти качества в свое поведение - а я хотел
 именно этого - я стал двигаться и чувствовать мускульные напряжения и
 ощущения так, как если бы я действительно это делал.
  Третий этап состоит в том, чтобы внедрить эти ощущения и навыки в свое
 тело так, чтобы в случае возникновения подобной ситуации я начал бы
 автоматически реагировать точно таким же образом. По завершении этого,
 третьего этапа, вы просите свое подсознание, чтобы оно заставило эти
 элементы поведения естественно и самопроизвольно возникать, чаще, чем
 прежние варианты поведения, в соответствующем контексте. Такой процесс
 весьма и весьма успешно действует в качестве самопрограммируемого средства.
  Женщина: Включаете ли вы в инструкции, которые даете своему подсознанию
 прежде, чем погрузиться в транс, всю схему этого процесса?
  Да. Слишком сложно делать это, находясь в состоянии транса. Я предлагаю
 вам начать с малых элементов поведения. Например: "Я хочу научиться
 улыбаться, реагируя на определенные ситуации". А затем уже берите все более
 крупные схемы поведения.
  Я изложил вам поэтапный процесс самонаведения измененных состояний и их
 последующего использования. Даже если вы находите эти инструкции слишком
 скучными и утомительными, позвольте мне заверить вас, что после того, как вы
 немного попрактикуетесь в самогипнозе, процесс перехода в состояние транса
 станет для вас настолько быстр, что потребует всего одного мгновения, а
 изменение состояния сознания будет происходить в течение примерно
 шестидесяти секунд. Вы сможете делать это в промежутках между занятиями или
 в любые короткие перерывы.
 
 
 _О_б_с_у_ж_д_е_н_и_е_
 
 
  Гэрри: Не расскажете ли вы, как вам удается искажать восприятие
 времени? Как используется гипноз для того, чтобы ускорить или замедлить
 восприятие времени?
  Способ моих действий в этом случае зависит от того, работаю ли я сам с
 собой или с кем-нибудь другим. Когда я работаю с собой, я инструктирую
 подсознание так, чтобы оно нашло множество переживаний, характеризующихся
 одной общей особенностью: изменением скорости моего восприятия. Например, вы
 знаете, что происходит, когда вы несетесь с большой скоростью по шоссе, а
 потом въезжаете в черту города и резко снижаете скорость - вам кажется, что
 вы едете с нулевой скоростью, что вы еле ползете. Или, когда вы
 действительно наслаждаетесь чем-нибудь, вам кажется, что время летит, и часы
 превращаются в мгновения.
  Таковы примеры изменения восприятия времени, доказывающие, что такое
 изменение в принципе возможно. Я инструктирую свое подсознание так, чтобы
 оно обнаружило все примеры ситуаций, характеризующихся подобным процессом, и
 позволило мне пережить заново эти ситуации. Единственная общая черта всех
 этих ситуаций состоит в осуществлении контроля над временем, над скоростью
 прохождения событий.
  Когда мое подсознание это сделает, я прошу его создать нечто вроде
 рукоятки управления, с помощью которой я мог бы ускорять или замедлять свое
 восприятие времени. Я формулирую инструкции так, чтобы по истечении двадцати
 ситуаций такого рода я открыл глаза, по-прежнему находять в состоянии
 транса, и при этом мог поворачивать эту "рукоятку" так, чтобы ускорять
 события, и наоборот, чтобы замедлять их.
  Вот каким образом я действую. Я знаю, что искажение времени имеет место
 в моих обычных впечатлениях и переживаниях, и поэтому могу строить нужный
 мне процесс на основании таких впечатлений. И затем я могу использовать
 такое искажение времени - например, для игры в теннис. Я могу замедлять
 время настолько, что легко реагирую и отбиваю мяч, а затем, в промежутке
 между ударами, регулирую время по-другому. После каждого удара я возвращаюсь
 в исходное состояние и спрашиваю себя: "Слишком быстро или слишком медленно
 я реагировал?" - и соответственно регулирую скорость реакций за время,
 оставшееся до нового удара.
  Гэрри: Можно ли с помощью такого искажения времени ускорить, например,
 обучение с помощью гипноза?
  Я думаю, что вы могли бы и сами ответить мне на этот вопрос. Я описал
 вам пример того, как можно использовать такой процесс, но меня больше
 интересует ваша способность самостоятельно решать, как вы станете
 использовать его для себя. Вы знаете, чего вы хотите. Но каковы желательные
 для вас параметры изменения скорости восприятия? Если вы хотите увеличить

<< Пред.           стр. 31 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу