<< Пред.           стр. 34 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 другого выхода". Он продумал все, что я сказал, и кивнул.
  "Однако, мы еще не справились с самими чудовищами. Кто еще может их
 победить?" Таким образом, мы уже забыли о непобедимости чудовищ, и мальчик
 нашел ответ на мой вопрос - точно так же, как любой клиент всегда находит
 ответ, если психотерапевт с величайшей тщательностью подготовит контекст.
 Мальчик выбрал Годзиллу.
  Я сказал: "Отлично. Теперь представь себе Годзиллу". Дэйви сразу же
 закрыл глаза и поднял руку. Он научился этому с одного раза и все правильно
 понял; я снова заметил быстрые движения глаз, свидетельствующие о том, что
 он видит внутренним взором. Потом он остановит движения глаз и сказал: "Но
 он не хочет отвечать мне". Я сказал: "Хорошо, пусть он покажет головой".
 Дэйви ответил: "Но он смотрит в другую сторону". - "Скажи ему, чтобы он
 обернулся!" - Дэйви проговорил: "Обернись".
  Это уже само по себе было _о_ч_е_н_ь_ важным изменением его личности.
 _О_н_ теперь управлял мощными созданиями из того мира, который приводил его
 в ужас. Причем я действовал все время и полностью в пределах его системы
 ценностей, пользовался его метафорами.
  Годзилла обернулся и кивнул: "Да". Я сказал: "Теперь осталась только
 одна проблема. Теперь у тебя есть друг, который защитит тебя, если это будет
 нужно. Но Годзилла большой и неуклюжий. Он сильный, и он о тебе позаботится,
 но ты не хочешь, чтобы он всюду таскался за тобой во сне, даже если он тебе
 не нужен".
  Вслушайтесь в предварительное предположение, содержащееся в моем
 высказывании. В сущности, я сказал ему: "Ты будешь видеть сны. В некоторых
 из них будут чудовища, а в некоторых их не будет. Годзилла будет тебе нужен
 только в некоторых снах, а в других снах он тебе не понадобится". Таким
 образом, я начал превращать процесс сна в нормальное, даже приятное
 действие, сон перестал быть только временем, когда приходят кошмары.
  В этот момент Дэйви стал рассказывать мне, что в истории про Годзиллу
 принимал участие один мальчик, и у него было особенное ожерелье на шее.
 Когда этот мальчик хотел, чтобы пришел Годзилла, потому что его преследовали
 чудовища, ему стоило только прикоснуться к ожерелью, и Годзилла приходил.
 Годзилла являлся на зов, когда касались ожерелья.
  Я спросил у матери Дэйви, не желает ли она сегодня же походить
 часок-другой по ювелирным магазинам, вместе с Дэйви, чтобы он нашел
 ожерелье, которое, по его мнению, будет работать вроде своеобразного
 сигнального устройства. Необходимо было также учесть общую обстановку.
 Мальчик, бегающий по городу с ожерельем на шее - зрелище довольно странное,
 так дело не пойдет. Я сказал Дэйви, что он должен носить ожерелье только по
 вечерам, когда оно ему действительно нужно. Итак, появился еще один способ
 контролировать возникшую проблему.
  В этом случае я не вступал в противоречие с системой ценностей ребенка;
 я называл вещи так же, как называл их он. Я не переиначивал его
 представлений, но имел достаточно гибкости, чтобы войти в мир его
 представлений и убеждений. А затем я использовал существующие в этом мире
 явления в качестве средств, позволяющих выработать новые варианты поведения,
 в которых нуждался этот ребенок.
  Мужчина: Не являются ли ночные кошмары просто симптомом какого-то
 другого явления?
  Все, что вам известно, когда вы работаете с индивидуальностью, или с
 целой семьей - это симптомы. Я предполагаю, что ночные кошмары являются
 следствием какого-то процесса, происходящего в структуре семьи, но я не
 знаю, какого именно. Я попросил Пэма продолжать наблюдать за семьей Дэйви и
 выяснить, не появятся ли какие-либо другие симптомы. Через шесть месяцев
 после этого случая мне сообщили, что новых симптомов нет. Если бы возникли
 симптомы другого рода, я применил бы переработку.
  Реагируя на кошмары Дэйви определенным образом, я изменил их значение,
 их смысл. В сущности, я переработал их. Тот факт, что я делал все это в
 присутствии его матери, также очень важен, потому что происходящее изменило
 и _е_е_ реакции на кошмары сына. Я продемонстрировал ей новый способ
 реагирования на ночные кошмары.
  Женщина: Почему вы использовали технику именно каталепсии руки?
  Это всего лишь игра, а я хотел начать с какой-нибудь игры. Когда
 работаешь с детьми, описывать вещи в рамках какой-нибудь игры гораздо
 полезнее, чем говорить о решении проблем. Метод "спящей руки" особенно
 полезен в случае ночных кошмаров, потому что таким образом ребенок учится
 управлять своими видениями, своей визуализацией.
 
 
 _Н_а_п_у_т_с_т_в_и_е_
 
 
  Мужчина: У вас осталось только около восьми минут для напутствия. Я
 подумал, что было бы полезно вам напомнить.
  Вы хотите, чтобы мы погрузили вас в транс, не так ли? Мы решили под
 конец этого не делать. Мы собирались дать вам множество постгипнотических
 указаний, но решили, что любопытнее будет посмотреть, как вы поступите, если
 мы возьмем да уйдем. Мы решили узнать, будете ли вы все еще сидеть на том же
 месте, когда мы вернемся сюда в следующем году.
  Ладно. В течение прошедших трех дней вы испытали множество самых
 различных впечатлений и впитали в себя различные познания. Теперь вы уже
 отчетливо это ощущаете, не правда ли? Теперь подумайте несколько минут и
 представьте себе последовательность всего, что здесь происходило. Мысленно
 вернитесь к началу семинара - на три дня назад, - и быстро внутренне
 просмотрите, переберите все, чему вы научились за это время. Что вы хотели
 бы унести с собой отсюда, возвращаясь к своей работе, к себе домой, к своей
 семье?.. Ведь все знания, которые вы приобрели здесь, в Большом Бальном
 Зале, могут так и остаться в Большом Бальном Зале, если вы не определите для
 себя, когда и где вы хотели бы их применить.
  Видите ли, приобретенные знания могут остаться только в одном
 определенном состоянии сознания. Сцепленность обучения с состоянием сознания
 - доказанный факт. Однажды группа студентов-медиков, с которой я работал,
 сдавала экзамены в той же самой комнате, в которой они осваивали этот
 материал. Каждый из студентов прекрасно сдал экзамен. Через пять минут после
 этого их провели через всю территорию университета в гимнастический зал, и
 там снова провели тот же экзамен. Семьдесят пять процентов медиков
 отказались сдавать экзамен, потому что обучение, полученное в классной
 комнате, не всегда доступно в других контекстах. А знания, полученные в
 гимнастическом зале, не слишком полезны при сдаче экзаменов по медицинским
 предметам.
  Такой выборочный доступ к информации предохраняет наш мозг от излишних
 перегрузок, но этот же механизм может помешать нам воспользоваться
 полученной информацией тогда, когда это нужно и там, где это нужно.
  Лучший способ использовать знания - это вспоминать о них _т_о_л_ь_к_о_
 тогда, когда это необходимо. Видите ли, если вы будете круглые сутки, изо
 дня в день, думать о номере своего телефона, вы станете идиотом. Если вы
 можете вспомнить номер телефона когда угодно, но не тогда, когда подходите к
 телефону - зачем было вообще его запоминать? Если вы забыли номер своего
 телефона и пытаетесь понять, _п_о_ч_е_м_у_ это произошло, это не поможет вам
 позвонить домой. Но стоит _т_о_л_ь_к_о_ _л_и_ш_ь_ вспомнить о том, как вы
 объясняли кому-нибудь номер вашего телефона, или представить себе циферблат
 своего домашнего телефона, как информация снова станет доступна для вас.
  Поэтому, представляя себе все, что вы хотите вынести с собой из Большого
 Бального Зала, думайте о тех местах, где полученные здесь знания могли бы
 вам пригодиться... Вы не должны думать о том, как вы будете использовать
 полученные знания... Думайте только об обстановке комнаты, в которой вы
 живете... о кровати, на которой вы спите по ночам... о кресле, на котором вы
 привыкли сидеть в своем рабочем кабинете... о вашей секретарше... о ковре,
 которым застелен пол в вашем кабинете... о клиентах, с которыми вы
 встречаетесь слишком часто... обо всех делах, которые вы хотели бы
 сделать... о деловых связях, которые вы хотели бы завязать. Думайте о своих
 друзьях... о своих возлюбленных... Думайте о местах, которые намереваетесь
 посетить... о ситуациях, которые могут возникнуть в будущем... когда вам
 потребуется применить полученные здесь знания... обнаружить свое новое
 поведение... так, чтобы это произошло самопроизвольно...
  Потому что пока ваше сознание усердно работало в течение этих трех
 дней... пытаясь понять то, что к сознанию не относится, но имеет отношение к
 другой части личности каждого из вас... ваше подсознание собирало
 информацию... ему известен способ, как это сделать... и при этом ничего не
 пропустить... И вы можете позволить своему подсознанию... хранить эту
 информацию... и ваше подсознание знает... как рассортировать эту
 информацию... чтобы ваша личность изменилась... изменилась так, чтобы эти
 изменения были прочными и всеобъемлющими.
  Итак, некоторые из вас еще не стали хорошими друзьями... своих
 подсознательных процессов... и мы хотим, чтобы вы поняли... что ваше
 подсознание - это не отдельная личность... это часть _в_а_с_ _с_а_м_и_х_...
 Это не отдельная часть вашей личности... Мы называем подсознание частью
 личности, потому что оно работает иначе... чем ваше сознание... ваше
 подсознание, в целом, гораздо спокойнее сознания... оно делает только то,
 что имеет _п_р_е_д_н_а_з_н_а_ч_е_н_и_е_... Имеет предназначение и
 рассортирование всех знаний, полученных вами в Большом Бальном Зале... это
 делается для того, чтобы ваше сознание... могло приятно удивиться... тому,
 что вы делаете новые вещи, но не знаете в точности, _к_а_к_ вы их делаете...
 и в особенности не знаете, _п_о_ч_е_м_у_ вы их делаете... и так же, как
 сейчас, в Большом Бальном Зале... все эти знания останутся с вами, и тогда,
 когда вы покинете Большой Бальный Зал, они покинут его вместе с вами...
  До свидания.
 
 
 
  ПРИЛОЖЕНИЕ I.
 
 
  ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ, СИГНАЛИЗИРУЮЩИЕ О ДОСТУПЕ
  К РАЗЛИЧНЫМ КАНАЛАМ ИНФОРМАЦИИ
  ("ГЛАЗНЫЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА")
  (См. стр.238 оригинала, схема сигналов)
 
  В то время, как большинство людей смешивают вместе все внутренние
 процессы обработки информации и называют это "мышлением", Бэндлер и Гриндер
 заметили, что гораздо полезнее разделить мышление на несколько отдельных
 сенсорных модальностей, характеризующих процессы обработки информации
 различного рода. Когда человек внутренне обрабатывает информацию, он делает
 это визуально (зрительно), аудиториально (по слуховому каналу),
 кинестетически, ольфакторно и густаториально. Например, когда вы читаете
 слово "цирк", вы можете представить себе его значение, увидев образы
 цирковой арены, слонов и акробатов; услышав карнавальную музыку;
 почувствовав волнение, возбуждение; почувствовав запах или ощущая вкус
 кукурузных хлопьев или леденцов. Доступ к значению слова возможен по одному
 из этих пяти сенсорных каналов, а также в любой их комбинации.
  Бэндлер и Гриндер обнаружили, что люди систематически перемещают глаза в
 определенных направлениях, в зависимости от того, какого типа мышление в них
 происходит. Такие движения глаз называют "глазными сигналами доступа". На
 схеме (стр.238 оригинала) обозначены типы обработки информации, связанные у
 большинства людей с указанными направлениями взгляда. Небольшой процент
 людей характеризуется "обратной картиной", то есть они перемещают глаза в
 соответствии с зеркальным отображением такой схемы. Вопрос о глазных
 сигналах доступа обсуждается в главе I книги "Из лягушек в принцы"; вопрос о
 том, как может быть использована информация, полученная с помощью глазных
 сигналов доступа, подробно рассматривается в труде "Нейролингвистическое
 программирование", том I.
  Схему такого рода легче всего использовать, просто "наложив" ее на лицо
 какого-нибудь человека: заметив определенное направление взгляда на лице
 человека, вы сможете визуализировать (внутренне представить) обозначение
 глазного сигнала доступа, соответствующего этому направлению, а
 следовательно, узнать, какого рода обработка информации происходит в уме
 этого человека.
 
  Направление взгляда налево вверх: _з_р_и_т_е_л_ь_н_о_е_
 _в_о_с_п_о_м_и_н_а_н_и_е_.
  Зрительное представление тех вещей или явлений, которые человек уже
 видел раньше. Стандартные вопросы, вызывающие такого рода процессы
 переработки информации: "Какого цвета глаза вашей матери?", "Как выглядит
 ваше пальто?" и т.д.
  Направление взгляда направо вверх: _з_р_и_т_е_л_ь_н_а_я_
 _к_о_н_с_т_р_у_к_ц_и_я_.
  Зрительное представление образов тех вещей или явлений, которые человек
 никогда не видел раньше, или зрительное представление вещей не такими,
 какими человек их видел раньше. Вопросы, как правило, вызывающие такого рода
 процессы обработки информации: "Как будет выглядеть оранжевый гиппопотам в
 малиновых пятнах?", "Как бы вы выглядели, если бы смотрели на себя с другого
 конца комнаты?"
  Направление взгляда налево: _с_л_у_х_о_в_о_е_ _в_о_с_п_о_м_и_н_а_н_и_е_.
  Слуховое представление тех звуков, которые человек уже слышал раньше.
 Вопросы, как правило вызывающие такого рода процессы обработки информации:
 "Что я только что сказал?", "Как звонит ваш будильник?"
  Направление взгляда направо: _с_л_у_х_о_в_а_я_ _к_о_н_с_т_р_у_к_ц_и_я_.
  Слуховое представление звуков, которые человек никогда не слышал раньше.
 Вопросы, которые могут вызвать такого рода процессы обработки информации:
 "Как вы представляете себе шум аплодисментов на фоне пения птиц?", "Как
 прозвучало бы ваше имя, если произнести его наоборот?"
  Направление взгляда налево вниз: _с_л_у_х_о_в_о_е_ _з_а_м_к_н_у_т_о_е_
 _п_р_е_д_с_т_а_в_л_е_н_и_е_.
  Разговор с собой, внутренний разговор. Вопросы, которые могут вызвать
 такого рода процессы обработки информации: "Скажите себе что-нибудь, что вы
 обычно говорите себе", "Повторите про себя Символ Веры".
  Направление взгляда направо вниз: _к_и_н_е_с_т_е_т_и_ч_е_с_к_о_е_
 _п_р_е_д_с_т_а_в_л_е_н_и_е_.
  Ощущение эмоций, осязательные ощущения (чувство прикосновения) или
 проприоцептивные ощущения (чувство движения мышц). Вопросы, вызывающие
 такого рода процессы обработки информации: "Как вы чувствуете себя, когда
 ощущаете радость?", "Какое чувство вы испытываете, когда прикасаетесь к
 сосновой шишке?", "Что вы чувствуете, когда бежите?"
 
 
  ПРИЛОЖЕНИЕ II
 
  ГИПНОТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ШАБЛОНЫ: МОДЕЛЬ МИЛТОНА ЭРИКСОНА
 
  Гипнотизируя пациентов, Милтон Эриксон использовал весьма
 схематизированные речевые построения, иногда прибегая к необычным методам.
 Его словесные шаблоны были впервые описаны Ричардом Бэндлером и Джоном
 Гриндером в их книге "Шаблоны гипнотической техники Милтона Г.Эриксона,
 Доктора Медицины", том I.
  Использование "Модели Милтона Эриксона" является предварительным
 условием эффективной гипнотической коммуникации, и все примеры
 гипнотического наведения, приведенные в этой книге, основаны на
 использовании таких словесных шаблонов. Прочитав множество примеров
 гипнотического наведения, приведенных в этой книге, читатель подсознательно
 учится использовать такие гипнотические словесные шаблоны. В настоящем
 приложении такие шаблоны изложены более схематически и в сокращенном виде
 для того, чтобы читатель мог практиковаться в использовании каждого такого
 шаблона по отдельности, что позволит ему впоследствии постоянно и
 систематически инкорпорировать их в свое поведение.
 
 
  1. _Ш_а_б_л_о_н_ы_ _о_б_р_а_щ_е_н_н_о_й_ _М_е_т_а_-_М_о_д_е_л_и_
 
  Модель Милтона Эриксона часто называют обращением Мета-Модели.
 Мета-Модель подробно описана в книге Бэндлера и Грайндера "Структура Магии",
 том I; существует превосходное систематическое изложение Мета-Модели на 12
 страницах в приложении к книге Лесли Камерон-Бэндлер "Они жили счастливо и
 долго". Мета-Модель представляет собой набор словесных шаблонов, который
 может быть использован для более подробной и полной спецификации
 переживаний. Модель Милтона Эриксона, напротив, предназначена для того,
 чтобы создавать "искусную расплывчатость" выражений. "Искусная
 расплывчатость" выражений позволяет коммуникатору формулировать фразы,
 звучащие весьма определенно, но на самом деле достаточно общие для того,
 чтобы с их помощью можно было осуществлять адекватную подстройку к
 переживаниям слушателя, вне зависимости от того, каковы эти переживания.
 Мета-Модель предусматривает способы вскрытия специфической информации,
 содержащейся в любом предложении; Модель Милтона Эриксона предусматривает
 способы конструирования предложений, в которых может содержаться практически
 любая специфическая информация. От слушателя требуется заполнить
 предоставленное ему "пустое пространство" своими собственными уникальными
 внутренними переживаниями. Мета-Модель, как правило, может быть подразделена
 на три основные части: А. Сбор информации, В. Три принципа организации
 семантики и С. Ограничители речевой модели.
  А. _С_б_о_р_ _и_н_ф_о_р_м_а_ц_и_и_.
  В качестве раздела Модели Милтона Эриксона эта часть носит название
 "Пропуск информации" и является, с точки зрения гипнотизера, наиболее
 существенным разделом Модели. Четыре субкатегории пропуска информации
 следующие:
  1) _Н_о_м_и_н_а_л_и_з_а_ц_и_и_. Номинализациями называют слова,
 занимающие место подлежащего в предложении, но не поддающиеся чувственному
 восприятию - то есть, они обозначают понятия, которые нельзя осязать,
 чувствовать или слышать. Проверить, является ли слово номинализацией, можно
 с помощью следующего вопроса: "Можете ли вы положить это в тачку?" Если
 слово является существительным, но не означает предмета, который можно
 куда-либо погрузить, оно является номинализацией. Слова типа: "любопытство",
 "гипноз", "обучение", "знания", "любовь" и т.д. являются номинализациями.
 Они используются в качестве существительных, но на самом деле представляют
 собой процессуальные слова.
  В любом случае, когда используются номинализации, пропускается масса
 информации. Если я говорю: "Эмили обладает глубокими _п_о_з_н_а_н_и_я_м_и_",
 я пропускаю информацию о том, что именно знает Эмили, и как она это знает.
 Номинализации - чрезвычайно эффективное средство гипнотического наведения,
 так как они позволяют говорящему придерживаться расплывчатых формулировок и
 требуют от слушателя выбрать среди его переживаний наиболее соответствующее
 по смыслу. Методы гипнотического наведения Милтона Эриксона изобиловали
 номинализациями.
  В следующем примере номинализации подчеркнуты:
  "Я знаю, что существуют некоторые _т_р_у_д_н_о_с_т_и_ в вашей
 _ж_и_з_н_и_, и вы хотели бы найти удовлетворительное _р_е_ш_е_н_и_е_ этих
 _п_р_о_б_л_е_м_... но я не уверен, какие именно индивидуальные
 _с_п_о_с_о_б_н_о_с_т_и_ вы сочли бы наиболее полезными для того, чтобы
 справиться с этими _т_р_у_д_н_о_с_т_я_м_и_, но я знаю, что ваше
 _п_о_д_с_о_з_н_а_н_и_е_ гораздо лучше, чем вы сами, способно просмотреть
 ваши жизненные _в_п_е_ч_а_т_л_е_н_и_я_ и _п_е_р_е_ж_и_в_а_н_и_я_, способно
 найти среди них именно ту _с_п_о_с_о_б_н_о_с_т_ь_, которая вам нужна".

<< Пред.           стр. 34 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу