<< Пред.           стр. 4 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 подстройки и описывающие подлинное переживание. "Вы сидите на стуле... Вы
 чувствуете, где ваше тело касается стула... Вы чувствуете, как ваши руки
 сложены накрест... где ваша нога касается пола... температуру вашего лица...
 движение ваших пальцев... Вы слышите звуки в комнате, когда движутся другие
 люди... Вы ощущаете температуру воздуха... Вы слышите звук моего голоса..."
  Все эти предложения можно проверить. Скажите три предложения, которые
 можно проверить, а затем прибавьте к ним _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_, что _н_е_
 так легко проверить. Вы можете прибавить любое предложение, описывающее,
 чего вы хотите от этого человека. "...И вы чувствуете себя спокойнее...", "и
 вам становится все более уютно...", "и вы не знаете, что я сейчас скажу".
 Итак, вы произносите три подстроечных предложения, применяете переходное
 слово и прибавляете одно предложение, ведущее человека в желательном для вас
 направлении. "Вы дышите... в комнате слышны звуки... Вы слышите, как люди
 движутся... и вы спрашиваете себя, вы в самом деле спрашиваете себя, что же
 вы делаете". Переходы делайте как можно естественнее. Один из вас пусть
 будет субъектом, а два других по очереди скажут ему подстроечные
 предложения, сопровождаемые ведущим предложением. После того, как каждый из
 вас выполнит дважды всю последовательность, начните включать в ваши
 подстроечные и ведущие предложения описания тех же переживаний, которые вы
 использовали в первых двух упражнениях: "...в то время как вы медленно
 вспоминаете и думаете о том, как вы бегали трусцой". Обратите внимание,
 насколько иначе это получается теперь.
  _О_п_я_т_ь_-_т_а_к_и_, полезны будут несловесные виды подстройки: дышите
 с той же частотой, как человек, которому вы это говорите, или соразмеряйте
 темп вашего голоса с дыханием. Существенно, чтобы содержание вашей речи было
 согласно с тем, как вы говорите.
  Когда ваш субъект погрузится в переживание так же глубоко, как раньше,
 или еще глубже, вы начнете нарушать эти принципы, каждый раз по одному.
 Измените вдруг темп вашего голоса на прямо противоположный. Обратите
 внимание, произвело это действие, или нет. Затем вернитесь к тому, что вы
 делали раньше, а потом измените ваш тон. После этого попробуйте обойтись без
 переходов. "Вы сидите здесь. Вам уютно. Вы спокойны. Вы не знаете, что
 произойдет дальше". Обратите внимание, что происходит, когда вы это
 говорите. Попробуйте добавить _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ несущественное. "Вы
 чувствуете ваши пальцы на клавишах... и вы знаете, что в этом доме
 _г_д_е_-_т_о_ есть кухня". "Вы чувствуете, как ваша нога опирается об пол...
 и вы ощущаете энтузиазм и интересы политиков в Вашингтоне".
  Сосредоточьтесь сначала на применении всех упомянутых элементов. Когда
 вы заложите твердую основу, измените один маленький кусочек и обратите
 внимание, что при этом происходит. После этого вернитесь к применению всех
 элементов, а потом измените другой кусочек. Обратите внимание, как это
 отражается на лице человека, на его дыхании, на цвете его кожи, на форме его
 нижней губы, на движениях его ресниц. Во время транса люди говорят немного,
 так что вы должны научиться получать обратную связь иными путями. Если вы
 заметите _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ потом, будет поздно. Вы должны отмечать
 происходящее в каждый момент, когда оно происходит, и лучшим средством для
 этого будет ваше зрение.
  У каждого из вас уйдет на это три или четыре минуты. Приступайте.
 
 
  * * *
 
  Вы заметили, что если упражнение выполняется таким способом, то это еще
 более усиливает процесс? В течение сегодняшнего утра я дал вам проделать его
 произвольно, затем с небольшими указаниями, и потом еще раз; этим я хотел
 научить вас рассматривать гипноз как процесс усиления. Если вы будете
 представлять себе гипноз как способ _в_н_у_ш_е_н_и_я_, то в конечном счете
 вы и отдалено не достигнете подобных результатов. И если вы будете
 представлять себе гипноз как способ _у_п_р_а_в_л_е_н_и_я_, вы и отдаленно не
 достигнете их. Мы выбираем некоторую ситуацию, в которой человек реагировал
 определенным образом, а затем, используя специальную технику, связанную с
 этой реакцией, мы могли ее усилить.
  Женщина: Что вы скажете о левитации руки и тому подобных вещах? Это тоже
 усиление?
  Гипнотизеры очень хитро выбирают реакции, которые, _к_а_к_ _и_м_
 _и_з_в_е_с_т_н_о_, _в_о_ _в_с_е_х_ _с_л_у_ч_а_я_х_ _д_о_л_ж_н_ы_
 _п_р_о_и_с_х_о_д_и_т_ь_. Левитация руки - это один из эффектов, которых
 добиваются многие гипнотизеры. Одно из первых указаний, ведущих к левитации
 руки, состоит в следующем: "Обратите внимание на вашу руку, и вы
 почувствуете, что она становится легче". Попробуйте вдохнуть воздух
 поглубже, и обратите внимание, что происходит с вашими руками... Возникает
 ощущение, что при вдохе ваши руки стали немного легче, потому что при вдохе
 ваша грудь поднимается и подталкивает ваши руки кверху. Таким образом, если
 давать указания о легкости рук в моменты вдоха, то это будет верно.
  Хорошие гипнотизеры выбирают такие вещи, которые, как им известно, все
 равно должны произойти. Но не все они сознают, как они это делают. Есть
 старый способ наведения, показываемый в кино, когда гипнотизер раскачивает
 часы взад и вперед. Гипнотизер говорит: "Часы медленно движутся взад и
 вперед, и вы смотрите на часы, и вы видите, как время проходит перед вами.
 Когда вы смотрите, как часы движутся взад и вперед, ваши глаза начинают
 уставать".
  В начале века людей гипнотизировали, заставляя их на
 _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ смотреть. Субъект садился, гипнотизер становился перед
 ним, поднимал два пальца и говорил: "Так вот, смотрите на эти два пальца, и
 когда вы смотрите на эти пальцы, смотрите на них внимательно... И когда ваши
 глаза начинают уставать, ваши веки наливаются тяжестью, и вы уже знаете, что
 начинаете погружаться в гипнотический транс". Если вы смотрите на
 _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ достаточно длинное, находящееся над вами, ваши глаза и
 в самом деле начинают уставать. "И когда ваши глаза начинают уставать, вы
 начинаете замечать изменение в фокусе вашего зрения". Если вы смотрите на
 _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ достаточно долго, то ваш фокус и в самом деле
 меняется. "И ваши веки наливаются тяжестью. Вы чувствуете, что вам хочется
 закрыть веки". Конечно, вам захочется закрыть веки. Все это делают все
 время. Это называется морганием.
  И если я после этого скажу вам: "И когда вы закроете глаза, они
 останутся закрытыми", то очень вероятно, что так и выйдет. Ведь я взял три
 куска поддающихся проверке переживаний, присоединив к ним еще один, не
 поддающийся проверке. Я сделал это с естественным переходом и плавностью,
 согласованной со всем, что вы переживали. Я построил последовательный
 процесс, шаг за шагом ведущий к некоторому результату. Я говорю: "У вас
 сейчас _т_а_к_о_е_-_т_о_ переживание, оно ведет к другому переживанию, а это
 к третьему переживанию", и все три предложения можно проверить. Ваши глаза
 _и_ _в_ _с_а_м_о_м_ _д_е_л_е_ начинают уставать, ваши веки _и_ _в_
 _с_а_м_о_м_ _д_е_л_е_ хотят закрыться, ваш фокус _и_ _в_ _с_а_м_о_м_
 _д_е_л_е_ меняется. Но вы не сознаете, что все эти явления составляют
 естественную часть вашего опыта, и когда я их описываю одно за другим,
 каждое естественным образом ведет к следующему. И если я прибавляю затем
 нечто, _н_е_ являющееся естественной _ч_а_с_т_ь_ю_ _в_а_ш_е_г_о_
 _о_п_ы_т_а_, а вы уже следуете за моим описанием шаг за шагом, то вы
 попросту сделаете еще один шаг. Это не значит, что вы убеждены. Вы даже не
 подумали, верно это или нет. Вы просто следуете тем же путем. С помощью
 переходов вы можете легко следовать тем же путем.
  Если вы будете представлять себе гипноз как состояние, в котором вы
 управляете другим человеком или _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ внушаете ему, то вы
 проиграете. Вы ограничите этим число людей, на которых вы действуете
 эффективно. Вы проиграете также в вашей личной жизни, потому что начнете
 беспокоиться о том, кто управляет вами. По моим наблюдениям, люди гораздо
 больше уважают себя в гипнотических измененных состояниях, чем в
 бодрствующем состоянии. Я могу внушать человеку нечто отрицательное и
 вредное в бодрствующем состоянии, и он <В подлиннике "она". - Прим. перев.>
 будет гораздо более склонен сделать это, чем если он находится в трансе.
 Если вы припомните все неприятные вещи, какие вы сделали по наущению людей,
 то, вероятно, вы делали их в бодрствующем состоянии. В трансах очень трудно
 заставить человека сделать _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_, не ведущее к осмысленной и
 положительной цели. _П_о_-_в_и_д_и_м_о_м_у_, в измененных состояниях люди
 лучше различают такие вещи. Гораздо легче обмануть человека или
 злоупотребить волей человека в бодрствующем состоянии, чем в любом другом
 состоянии сознания, какое мне известно.
  Я думаю, что в действительности гипноз - это биологическая обратная
 связь. Но машина биологической обратной связи не говорит вам, чтобы у вас
 замедлился пульс. Она говорит вам только, каков он сейчас. Если вы хотите,
 чтобы ваш пульс замедлился, или чтобы ваше кровяное давление изменилось, то
 вы должны стремиться к этому результату. Машина лишь доставляет вам обратную
 связь. В качестве гипнотизера вы можете делать и то, и другое. Вы можете
 доставить человеку сообщения, соответствующие тому, что происходит, в
 точности как это делает машина биологической обратной связи. А затем вы
 можете прибавлять шаг за шагом другие вещи, ведущие к _ч_е_м_у_-_т_о_
 другому, и человек будет следовать за вами естественным и удобным путем. Вы
 можете создать ситуацию, в которой он должен всего лишь реагировать, а это
 люди делают все время, и делают лучше всего.
  В измененном состоянии гораздо легче произвести изменение личности, чем
 в бодрствующем состоянии. Тот факт, что у вас нет желательного выбора,
 зависит от состояния сознания, в котором вы находитесь. По определению, ваше
 нормальное состояние бодрствования и есть описание ваших возможностей и
 ограничений. Если вы находитесь в состоянии, в котором ваши возможности
 ограничены, и если вы пытаетесь изменить эти ограничения в вашем нормальном
 состоянии сознания, это ситуация "один против всех" <В подлиннике
 "Catch-22", выражение, относящееся к игре в крикет. - Прим. перев.>. Эти же
 ограничения сузят ваши способы справиться с ограничениями, и у вас будет
 немало трудностей. Если же вы переходите в измененное состояние, то вы
 встретитесь уже не с вашими обычными ограничениями. У вас будут ограничения,
 но _д_р_у_г_и_е_. И если вы будете пробовать разные измененные состояния, то
 вы можете так сильно измениться, что ваше состояние бодрствования уже не
 будет похоже на прежнее.
  Кто из вас клиницисты? Кто из вас испытал однажды такое изменение, что
 уже не вернулся к своей прежней личности?.. Кто из вас этого никогда не
 испытал?.. Я рассчитывал, что хотя бы один из вас поднимет руку, и тогда я
 сказал бы: "Как вы смеете быть клиницистом!" Человек, обязанный изменять
 других и сам неспособный меняться - это предел лицемерия. Для меня гипноз -
 это лишь способ содействовать изменению. И наша задача здесь - научиться
 выполнять естественные переходы из одного состояния в другое.
  Мужчина: Я все еще не понимаю, как можно различить, когда человек входит
 в транс. Вы просили нас обращать внимание на изменения, и я заметил
 некоторые изменения, но по каким признакам я узнаю, что человек <В
 подлиннике: "что она входит в транс" - Прим. перев.> входит в транс?
  Понимаю. Скажите, какого рода изменения вы все видели, когда выполняли
 наведения? Я просил вас обращать внимание на то, что приводило к изменениям.
 Какие же изменения вы заметили?
  Женщина: Мне показалось, что мускулы на ее лице расслабились, и что ее
 лицо стало более плоским.
  Это характерно. В трансе бывает уплощение или дряблость мускулов лица, а
 также симметрия, не характерная для бодрствующего состояния. Я обнаружил,
 что вначале, когда человек входит в транс, у него усиливается асимметрия
 лица. И если вы снова видите симметрию, значит, вы добились довольно
 глубокого транса; эта симметрия более уравновешена, чем типичная симметрия в
 состоянии бодрствования. Когда же человек выходит из транса, вы можете
 определить, как далеко он продвинулся к нормальному состоянию сознания. Он
 начинает с предельной симметрии лица, затем проходит через относительно
 асимметричное состояние, и наконец достигает нормальной для данного субъекта
 симметрии. Что же вы еще видели?
  Мужчина: Были небольшие модулирования пальцев и других частей тела.
  Любые бессознательные движения - порывистые, непроизвольные вздрагивания
 - являются верным признаком наступающего транса.
  Женщина: Дыхание в самом деле изменялось.
  Верно, и вы хорошо об этом сказали. Тип дыхания значительно варьирует,
 когда человек находится в нормальном состоянии, но если он переходит в
 измененное состояние, то меняются все характерные для него формы дыхания.
 Если у вас клиент с весьма выраженной зрительной ориентацией, который в
 нормальном состоянии сознания дышит поверхностно, верхней частью груди, то
 его <В подлиннике "ее". - Прим. перев.> дыхание часто перемещается ниже, в
 живот. Если у вас человек с весьма выраженной кинестетической ориентацией с
 типичным в таких случаях медленным дыханием животом, то он перейдет к
 _к_а_к_о_й_-_н_и_б_у_д_ь_ другой форме дыхания. Формы дыхания связаны с
 сенсорными модами, и они меняются, когда изменяется состояние сознания.
  Женщина: Если я вижу человека, для которого типично асимметричное лицо,
 значит ли это, что у него сильная полярность, или сильное различие между
 сознанием и подсознанием?
  Я не пришел бы к такому выводу. Если вы видите чрезмерную лицевую
 асимметрию, то вы узнаете по этому признаку, что происходит _ч_т_о_-_т_о_
 необычное. Я делаю отсюда заключение, что имеется некоторая
 неудовлетворенность: либо в химии, либо в поведении, либо в том и другом. Я
 не назвал бы это различием между сознанием и подсознанием.
  Мужчина: Я заметил, что когда люди погружались глубже, руки у них
 становились теплее и краснели.
  Когда человек входит в более глубокие стадии транса, происходит более
 выраженное расслабление мускулов и усиливается приток крови в конечности.
  Мужчина: Как связано с измененными состояниями закатывание глаз?
  Насколько я знаю, никак. Если у человека очень уж сильно закатываются
 глаза, это, конечно, верный признак довольно глубокого транса. Но многие
 люди переходят в глубокий транс с открытыми глазами, так что это не
 обязательный признак измененного состояния.
  Мужчина: Что означают движения глаз?
  Есть два вида движений. В одном случае вздрагивают веки, а в другом -
 глазное яблоко движется под веком, но само веко не вздрагивает. Второй вид
 называется "быстрым движением глаз" и свидетельствует о зрительных образах.
  Подведем итоги. Вы познакомились с общими признаками транса, и вдобавок
 к ним сможете увидеть много других изменений, специфических для вашего
 субъекта. Эти изменения просто свидетельствуют о том, что человек
 перемещается в другие состояния сознания. Когда вы спрашиваете, как выглядит
 состояние транса, вопрос в том, "какое это состояние", и "у кого". _Д_о_
 того, как вы приступаете к наведению, вы наблюдаете мышечный тонус человека,
 цвет его кожи, формы его дыхания, и тем самым узнаете, как выглядит его
 нормальное состояние. Когда вы производите наведение, вы наблюдаете за
 изменением этих параметров и узнаете, что состояние человека меняется.
  Следя за общими признаками, указывающими, как у человека меняется
 состояние сознания, вы должны в то же время следить и за признаками
 раппорта. Человек реагирует соответственно или не соответственно тому, чего
 вы хотите, и это хороший признак степени раппорта. Конечно, если вы
 потеряете раппорт, он начнет возвращаться в свое бодрствующее состояние.
 
 
 _Р_е_з_ю_м_е_
 
 
  А. Транс можно представлять себе как усиление реакций и переживаний.
 Когда вы описываете переживание, говоря, _ч_т_о_ _в_ _н_е_м_ _д_о_л_ж_н_о_
 _б_ы_т_ь_, вы помогаете человеку усилить его реакции.
  Б. Настройка образует раппорт и лежит в основе перевода в измененное
 состояние. Вы можете настроиться на любую часть наблюдаемого поведения
 человека. Особенно полезно настроиться на _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ вроде
 частоты дыхания, что всегда есть, но чего он обычно не сознает. Если вы
 соразмерили темп вашего голоса с частотой его дыхания, то вы можете просто
 замедлить вашу речь, и у него замедлится дыхание. Другой способ настройки -
 вербализация того, что присутствует в его текущем переживании. "Вы
 улыбаетесь, когда смотрите на меня, вы слышите мой голос, когда я говорю..."
  В. Гладкие переходы дают человеку возможность легко переходить в
 измененное состояние. Переходы смягчаются соединительными словами: "если",
 "когда", "и" и другими в том же роде.
  Г. Общие признаки транса: вначале лицевая асимметрия, затем более чем
 обычная лицевая асимметрия. Общее расслабление мускулов, небольшие
 непроизвольные мускульные движения, покраснение, изменение форм дыхания.
 
 
  II. _П_р_о_с_т_ы_е_ _в_и_д_ы_ _н_а_в_е_д_е_н_и_я_
 
  Сейчас <В подлиннике "сегодня днем". Содержание первой главы было
 пройдено утром первого дня семинара. - Прим. перев.> мы займемся рядом
 специальных методов гипнотического наведения. Мы опишем эти методы,
 продемонстрируем их и проведем по ним систематические упражнения, чтобы дать
 вам выбор в способе наведения транса. Для некоторых людей будет достаточно
 того, что вы делали сегодня утром, но с другими вы потерпите неудачу, если
 не расширите свой репертуар.
  Если верить исследованиям традиционных гипнотизеров, они "доказали", что
 лишь определенная часть людей поддается гипнозу. Они доказали это, применяя
 во всех случаях один и тот же способ наведения, а это, конечно, приводило к
 успеху лишь для некоторых людей. Если имеется лишь один способ наведения, то
 он подействует на некоторых людей, но не подействует на других. Традиционные
 гипнотизеры в большинстве случаев даже не дают себе труда прибавлять
 основные приемы, использованные вами сегодня утром, например, подстраивать
 темп голоса к дыханию субъекта. Чем шире станут ваши возможности в наведении
 гипноза, тем больше будет число людей, с которыми вы будете успешно
 работать.
  Сегодня утром мы говорили о физиологических признаках, сопровождающих
 измененные состояния сознания. В людях, которых вы переводили в измененные
 состояния, вы могли заметить, по крайней мере, некоторые отчетливые
 изменения мышечного тонуса, форм дыхания, цвета кожи, размера нижней губы и
 т.д. Эти особые признаки измененного состояния вы будете наблюдать и
 слышать, когда мы продолжим изучение наведения.
  Главное правило гипнотического наведения - наблюдать за физиологическими
 признаками, сопровождающими наступление измененных состояний и делать все
 возможное, чтобы усилить эти признаки. Есть также специальные процедуры.
 Есть обобщения - приемы, применение которых, _в_о_з_м_о_ж_н_о_, поможет вам
 продвинуться к цели - изменению состояния субъекта. Напомню, что все
 обобщения, какие мы вам предлагали, ложны: это значит, что они подействуют
 не на каждого человека и не каждый раз. Но это хорошие обобщения, потому что
 они заставляют вас обратиться к сенсорным переживаниям и замечать, что
 происходит. И все же, _в_с_е_г_д_а_ отказывайтесь от
 _к_а_к_о_г_о_-_н_и_б_у_д_ь_ обобщения или приема в пользу того, что вам
 говорит в данный момент сенсорная обратная связь. Мы изложим вам эти приемы,
 чтобы дать вам специальные способы работы. Если, по мере вашего продвижения,
 вы видите у человека признаки наступающего транса, то продолжайте; это
 значит, что ваш способ действует. Если же вы не видите развития этих
 признаков, делайте _ч_т_о_ _у_г_о_д_н_о_ другое.
  Первые два метода, которые я хочу вам продемонстрировать, похожи на те,
 которые вы уже применяли сегодня утром. Но они настолько важны и полезны,
 что я хочу описать их вам в несколько иной форме.
 
 
 _С_л_о_в_е_с_н_а_я_ _п_о_д_с_т_р_о_й_к_а_ _и_ _в_е_д_е_н_и_е_:
 

<< Пред.           стр. 4 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу