<< Пред. стр. 11 (из 17) След. >>
Как насчет остальных. Так же?Бен: Ну, я узнал нечто новое -- о чем мне неизвестно, чтобы я осознавал
это в тот момент, -- о происшедшем со мной в том опыте.
Да, это интересно, но это не то, о чем я спросил. Я хочу знать,
изменилось ли ваше восприятие того, что вы узнали.
Бен: Нет, не изменилось.
Вообще никак не изменилось? Вы должны действительно остановиться и
подумать об этом. Вы не можете просто сказать:"О, это то же самое". Это все
равно что сказать:"Я пробовал научиться летать, но не смог выбраться к
самолету -- значит, это, не работает".
Бен: Знаете, это забавно, что вы упомянули полеты, потому что я
вспомнил именно обучение ощущению посадки на воду -- ощущению этого контакта
с водой. Когда я прокрутил фильм назад, я вышел из этого ощущения, и, чтобы
заставить самолет двигаться назад, мне пришлось смотреть на него со стороны.
И это добавило новое измерение к обучению контакту с водой.
Это дало вам новый взгляд. Знаете ли вы теперь о посадке самолета хоть
сколько-то больше, чем раньше?
Бен: Ага.
Чего еще вы не знаете? Пока? Из одного только обратного прокручивания
фильма можно получить весьма многое. Многие просматривают фильмы от начала к
концу, чтобы учиться из опыта, но мало кто крутит их наоборот. Как насчет
остальных? У вас такие же ощущения?
Сэлли: Нет. Изменились детали. Изменилось то, на что я обращаю
внимание. Последовательность происходящего организована по-другому.
Последовательность организована по-другому. Ну, а то, чему вы
научились, теперь изменилось?
Сэлли: Да.
Как оно изменилось? Вы знаете нечто, чего не знали раньше? Или вы могли
бы теперь сделать что-то по-другому?
Сэлли: Само знание не изменилось. То, чему я научилась, не изменилось,
но изменилось то, что я чувствую в связи с этим и как на это смотрю.
Это повлияет на ваше поведение?
Сэлли: Да.
Несколько человек здесь получили довольно многое, просто потратив
минуту на просмотр события в обратном порядке. Сколько бы вы узнали, если бы
прокрутили назад все, что с вами происходило? Видите ли, Сэлли абсолютно
права. Просмотр фильма наоборот меняет последовательность событий. Подумайте
о двух переживаниях: 1) способность что-то сделать и 2) неспособность
сделать то же самое. Сначала расположите их как 1-2, сначала вы можете,
потом не можете что-то сделать. Теперь расположите 2-1, сначала вы не
можете, а потом можете что-то сделать. Довольно разные вещи, правда?
События вашей жизни произошли с вами в определенном порядке. Большая
часть этой последовательности не была запланирована; это просто произошло.
Большая часть вашего понимания основана на этой как бы случайной
последовательности. Поскольку у вас только одна последовательность, у вас
только один набор пониманий, и это ограничивает вас. Если бы те же самые
события произошли в другом порядке, ваши понимания были бы совершенно иными,
и вы бы совершенно иначе вели себя.
Вы обладаете целой личностной историей -- тем богатством, которое
используете, чтобы двигаться в будущее. То, как вы его используете,
определит то, что из этого получится. Если у вас есть лишь один вариант
использования -- вы будете очень ограничены. Будет много такого, чего вы не
заметите, много мест, в которые не попадете, и многих идей у вас просто не
возникнет.
Прокручивание событий вперед и назад -- это лишь два из бесконечного
числа способов, которыми вы можете организовывать свой опыт. Если вы делите
фильм только на четыре части, появляется еще двадцать две
последовательности, которые можно пережить. Если делить на большее число
частей, количество последовательностей еще возрастает. Каждая
последовательность породит новый смысл так же, как разные последовательности
букв создают разные слова, а разные последовательности слов -- разные
значения. Множество техник НЛП -- это просто способы менять
последовательность переживаний.
Я бы хотел внедрить в вас то, что я считаю одним из важнейших шагов в
эволюции вашего сознания: не доверяйте успеху. Всякий раз, когда вы
чувствуете себя уверенно и несколько раз успешно решаете задачу, я хочу,
чтобы вы заподозрили, что чего-то не замечаете. Когда у вас есть нечто
работающее -- это не значит, что другие средства не работают или что больше
нельзя сделать ничего интересного.
Много лет назад какие-то люди вычислили, что можно выкачивать из земли
вязкую липкую черную жидкость и сжигать ее в лампах. Потом они вычислили,
как сжигать ее в большом стальном ящике и катать его туда-сюда. Вы можете
даже сжечь ее на конце трубы и отправить трубу на луну. Но это не значит,
что нет других способов проделывать такие штуки. Сотню лет спустя люди будут
смотреть на нашу "супертехническую" экономику и качать головами так, как
делаем мы, когда думаем о воловьих упряжках. Истинное нововведение было бы
проще совершить в самом начале. Они могли бы сделать поистине поразительные
вещи. Что если бы они сказали:"Глянь-ка, это действительно работает! Что еще
будет работать? Что еще можно сделать? Какие еще есть способы двигаться,
кроме как сжигая всякую всячину и изрыгая ее с какого-нибудь конца? Какие
еще есть способы двигаться, кроме катания в металлических ящиках и полетов в
железных трубах?" Чем большего успеха вы добиваетесь, тем более уверенными
становитесь и тем меньше вероятности, что вы остановитесь и подумаете:"А
чего я не делаю?" То, чему я вас учу, работает, но я хочу, чтобы вы думали о
том, что еще могло бы работать даже лучше.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВЕРЫ
О поведении можно думать еще и так, что оно организовано вокруг неких
очень прочных вещей, называемых "убеждениями". Всякий раз, когда человек
говорит, что некое действие важно или неважно, -- это потому, что у него
есть убеждение относительно этого. Обо всем поведении можно думать, что оно
мобилизуется нашими убеждениями. Например, вы, возможно, не стали бы учиться
НЛП, если бы не верили, что это будет интересно, или полезно, или ценно
каким-то образом. Родители не проводили бы кучу времени со своими
младенцами, если бы не верили, что в будущем это позволит детям оказаться
лучше. Прежде родители ограждали маленьких детей от слишком интенсивной
стимуляции, потому что верили, что это сделает их гиперактивными; теперь они
обеспечивают своим детям мощную стимуляцию, потому что верят, что это
поможет их интеллектуальному развитию.
Убеждения -- вещи поистине феноменальные. Они могут принудить
совершенно милых людей пойти и убивать другие человеческие существа из-за
идеи, и даже еще испытывать из-за этого приятные ощущения. До тех пор пока
вы можете подогнать поведение под систему ценностей человека, вы можете
заставить его делать -- или перестать делать -- все, что угодно. Именно так
я поступил с отцом, который не хотел, чтобы его дочь была шлюхой. Как только
я указал на то, что его оскорбительное поведение ничем не отличается от
обращения сутенеров со шлюхами, он больше не мог так себя вести, не нарушая
собственных убеждений. Я не принуждал его остановиться "против его воли",
что бы это ни значило. Я привел изменение в настолько полное соответствие с
его системой ценностей, что ему ничего не оставалось делать.
В то же время убеждения могут меняться. Вы не родились с ними. Будучи
детьми, вы все верили в то, что сейчас считаете глупым. И есть вещи, в
которые вы верите сейчас, о которых даже не думали раньше, взять, к примеру,
этот семинар.
Для большинства людей слово "убеждение" -- это какая-то неопределенная
идея, даже когда они рады были бы пойти и убить за нее. Я бы хотел
продемонстрировать, из чего сделаны убеждения, а потом показать вам способ
их изменения. Я бы хотел, чтобы сюда вышел человек, у которого есть
убеждение о самом себе, которое вы хотели бы изменить. Я хочу, чтобы вы
подумали об убеждении, которое каким-то образом вас ограничивает. Убеждения
о себе обычно полезнее менять, чем убеждения о мире. Так что выберите одно,
изменение которого, по вашему мнению, произвело бы в вас реальную перемену.
Лу: У меня есть.
Как будто у остальных нет! Не говорите мне, что это за убеждение. Я
только хочу, чтобы вы подумали об этом убеждении, которого лучше бы не
имели. Теперь на минутку отставьте этот опыт в сторону и подумайте о чем-то,
в чем вы сомневаетесь. Может, это верно, а может, и нет; вообще-то вы не
уверены.
Теперь я хочу, чтобы вы рассказали мне, чем отличаются эти два
переживания убежденности и сомнения. Я хочу, чтобы вы сделали то же самое,
что мы раньше делали с Биллом и его пониманием и замешательством.
Лу: Ну, мое убеждение -- это большая картина. Она яркая, живая и очень
подробная. Картина сомнения гораздо меньше. Она более мутная и расплывчатая
и она как бы вспыхивает и гаснет.
О'кей. Весьма ясные различия. Не могу не заметить, что убеждение
находится прямо перед вами, а сомнение -- вверху и справа от вас. Есть еще
какие-то отличия?
Лу: Ну, убеждение почти заполняет большую раму, и там очень мало места
для фона. У сомнения очень обширный фон и нет рамки.
Следующий шаг -- взять этот список различий и проверить каждое из них
по очереди, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективно меняют
убеждение на сомнение. Например, Лу, возьмите картину убеждения и попробуйте
уменьшить ее.
Лу: От этого она начинает казаться чуть менее реальной, но не очень
сильно изменяется.
Убеждение -- Сомнение, большое -- маленькое, яркое и живое -- тусклое и
однообразное, подробное - расплывчатое, стабильное -- вспыхивающее, прямо
впереди -- вверху справа, в рамке -- без рамки, маленький фон -- обширный
фон.
О'кей. Верните ее к первоначальному размеру, а потом попробуйте удалить
рамку с картины убеждения так, чтобы вы смогли лучше видеть окружающий фон.
Лу: Когда я это делаю, картина автоматически уменьшается и становится
менее впечатляющей.
О'кей. Значит, рамка определяет размер и является более значимой, чем
размер сам по себе. Верните ее к первоначальному виду, а потом измените
резкость этой картины убеждения так, что она становится расплывчатой.
Лу: Это не очень ее меняет.
Снова верните картину в прежнее состояние, а затем сделайте ее темнее.
Лу: Когда я это делаю, она начинает мерцать, немножечко похоже на
сомнение.
Значит, изменение яркости также изменяет мерцание. Снова верните ее к
исходному состоянию, а потом возьмите картину убеждения и измените ее
положение в пространстве. Передвиньте ее из центра вашего визуального поля
вправо и вверх от вас.
Лу: Это странно. Я чувствую, как будто все плывет и сердцебиение
ускоряется. Когда я начинаю менять положение, все остальное тоже начинает
меняться. Картина становится меньше, темнее и теряет резкость; рамка
расплывается, и все начинает вспыхивать и гаснуть.
О'кей. Передвиньте картину обратно, прямо перед собой. Ее положение
меняет все остальные элементы, значит, это наиболее мощная для Лу
субмодальность при переходе от убежденности к сомнению в чем-то. Но прежде
чем мы это сделаем, нам нужно обзавестись чем-то другим, чтобы поставить на
это место. Лу, знаете ли вы, какое убеждение вы хотели бы иметь вместо того,
которое у вас есть сейчас?
Лу: Ну, я вообще-то никогда это детально не обдумывала.
Задумайтесь над этим сейчас и непременно думайте об этом в позитивных
терминах, а не в терминах отрицания. Подумайте о том, во что вы хотите
верить, а не о том, во что не хотите.
Еще я хочу, чтобы вы оформили это убеждение не в терминах завершения
или цели, а в терминах процесса или способности, результатом которых будет
достижение вами этой цели. Например, если вы хотели бы верить, что знаете
НЛП, измените это так: вы верите, что можете быть внимательны, учиться и
реагировать на обратную связь, чтобы научиться НЛП.
Лу: О'кей. Я знаю, во что я хотела бы верить.
Это новое убеждение выражено в позитивных терминах, без отрицаний и
относится скорее к процессу, ведущему к цели, нежели к самой цели, верно?..
Лу: Да.
Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы сделали то, что мы называем
экологической проверкой. Я хочу, чтобы вы представили на некоторое время,
как бы вы вели себя по-другому, если бы уже имели это новое убеждение, и
подумали о том, каким образом это изменение могло бы стать проблемой для
вас, или ваших близких, или для людей, с которыми вы работаете.
Лу: Не могу представить, каким образом это могло бы быть проблемой.
Хорошо. Мы назовем это "новое убеждение". Отставьте его в сторонку
ненадолго.
Теперь я хочу, чтобы вы взяли эту большую картину убеждения, которое
вам не нравится, и переместили ее полностью туда, где находится ваше
сомнение. Пока вы это делаете, картина потеряет свою рамку и потемнеет,
уменьшится, расплывется и начнет мерцать.
Лу: О'кей. Она уже здесь и выглядит в точности, как та, другая картина
сомнения.
Хорошо. Когда она погаснет, пусть картина старого убеждения исчезнет, и
тогда снова пусть вспыхнет картина нового убеждения.
Лу: О'кей. Теперь там мерцает новое убеждение.
Теперь возьмите эту картину нового убеждения и передвиньте ее в центр
вашего зрительного поля. Пока она двигается, заметьте, как у нее появляется
рамка и как она увеличивается, становится ярче, резче, живее.
Лу: Это потрясающе! Она вон там, где было старое убеждение. Я чувствую,
словно все мое тело только что вырвалось из тюрьмы, и я ощущаю, что у меня
вспыхнули щеки.
Верно. Происходит еще множество приятных изменений. Вы можете подождать
минуту-другую, чтобы позволить им завершиться, пока я отвечу на один-два
вопроса.
Мужчина: Почему нельзя просто взять изображение желаемого убеждения и
изменить его, чтобы превратить в веру, -- как мы превращали замешательство в
понимание?
Когда вы превращали замешательство в понимание, на том месте не было
никакого другого понимания, которое могло бы встать на пути. У вас может
даже быть несколько пониманий одного и того же содержания, и им не
обязательно конфликтовать друг с другом. Вера имеет тенденцию к гораздо
большей универсальности и категоричности, чем понимание. Когда у вас уже
есть вера -- для новой нет места, если только вы не ослабите сначала старую.
Обычно новая вера противоположна старой или хотя бы сильно отличается от нее
в чем-то. Вы когда-нибудь пытались убедить человека в чем-то противоположном
тому, в чем он уже убежден? Существующее убеждение, как правило, помешает
ему даже рассмотреть новое. Чем сильнее убеждение, тем это вернее.
Подумайте об этом так. Скажем, человек верит, что "Х -- это хорошо", а
вам удалось внедрить новую веру "Х -- это плохо", не изменив старой. Что вы
создадите?.. Что, скорее всего, случится, если человек пылко верит в две
противоположные идеи?.. Один способ справиться с этой ситуацией -- стать
множественной личностью. Одна вера ненадолго организует личность одним
способом; потом верх берет другая и реорганизует личность совсем по-другому.
Это не то, что я отношу к разряду очень эволюционных изменений.
Женщина: Я хочу спросить о "плывущем" ощущении, о котором сказала Лу,
когда вы в первый раз попробовали изменить положение картины убеждения.
Ну, реакция такого рода сообщает мне о двух вещах. Первое -- это, что я
обнаружил субмодальное изменение, которое действительно производит глубокий
сдвиг в ее опыте. Еще она мне сообщает, что у Лу пока нет нового убеждения,
чтобы поставить на это место. Было ли у вас когда-нибудь переживание,
разрушавшее старое убеждение, -- но у вас не было нового, чтобы поставить на
его место? Некоторые люди днями плавают в тумане, пока смогут
реорганизоваться. Это часто происходит с человеком, которого увольняют с
работы, или когда умирает друг или родственник. Однажды я говорил с
человеком, которому его преподаватель философии в колледже разрушил важное
убеждение. Он сказал, что вылетел из колледжа и больше шести месяцев бродил
в тумане. Я хочу иметь новую веру "в полном снаряжении" прежде, чем надолго
ослаблю старую.
Теперь давайте вернемся к Лу и проведем небольшую проверку. Лу, эта
новая вера все еще там?
Лу: (Смотрит прямо перед собой, зрачки расфокусированы.) Да. Я все
время проверяю, чтобы быть уверенной. Мне трудно поверить, что это было так
просто сделать.
Что происходит, когда вы думаете о старой вере?
Лу: (Смотрит вверх и влево от себя, потом улыбается.) Она теперь
выглядит как бы усохшей.
Она явно не там, где была раньше. Это еще один способ проверить то, что
я сделал, и, конечно, на ее несловесные сигналы я обращаю больше внимания,
чем на слова. Теперь нам известен результат через пять минут после
завершения работы.
Я хочу, чтобы вы все попробовали этот паттерн в группах по трое. Один
из вас будет программистом, один - клиентом и один --
наблюдателем-консультантом. Я еще раз перечислю для вас все шаги, прежде чем
вы начнете.
Техника изменения убеждения
А. Сбор информации и подготовка
1. Убеждение:"Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих,
которого вы хотели бы не иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или
приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это убеждение в
своем внутреннем опыте?"
2. Сомнение:"Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь. Может, это
верно, а может, и нет: вы не уверены. Как вы представляете это сомнение в
своем внутреннем опыте?"
Когда вы просите своего партнера подумать о том, в чем он сомневается,
-- убедитесь, что он в этом не уверен. Если он говорит что-то вроде:"Я
сомневаюсь, что это хорошая идея", то на самом деле может иметь в виду, что
уверен, что это плохая идея. Сомнение -- это когда вы колеблетесь от мысли,
что нечто может быть верно, к мысли, что это может быть неверно; вы просто
не знаете.
3. Различия. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить
субмодальные различия между Верой и Сомнением, -- точно так, как вы делали
раньше с замешательством и уверенностью.
4. Проверка. Проверьте по очереди каждую субмодальность из вашего
списка различий, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективны при
превращении веры в сомнение. Проверив одну субмодальность, верните ее в
исходное состояние, прежде чем проверять следующую.
5. Новое убеждение:"Какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо
того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится?" Позаботьтесь о том,
чтобы это убеждение было предъявлено в позитивных терминах, без отрицаний.
"Я могу научиться меняться в зависимости от обратной связи" вместо "Я
перестану быть неспособной менять свое поведение".
Убедитесь также в том, что ваш партнер думает о новом убеждении в
терминах скорее способности или процесса, нежели уже достижения желаемой
цели. "Я верю, что могу научиться изменять и поддерживать свой вес" -- это
полезное убеждение. "Я вешу 107 фунтов" -- это не очень полезное убеждение,
особенно если на самом деле она весит 350! Мы хотим мобилизовать новые
способности, а не встроить новые заблуждения.
Вам также нужно попросить человека об экологической проверке:"Если бы у
тебя было это новое убеждение, как это могло бы причинить тебе
неприятности?", "Как изменится реакция твоего мужа или твоей семьи, если у
тебя будет это новое убеждение?", "Как это новое убеждение повлияет на твою
работу?" и т.д. Модифицируйте новое убеждение, чтобы принять в расчет любые